Конституция Сирии 2012

КОНСТИТУЦИЯ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята на референдуме 26 февраля 2012 года
ПРЕАМБУЛА
Арабская цивилизация, являющаяся частью наследия человечества, сталкивается на протяжении своей долгой истории с большими препятствиями, стремящимися сломить её волю и подвергнуть её колониальному доминированию, однако она всегда поднималась благодаря своим собственным созидательным способностям выполнять свою роль в развитии человеческой цивилизации.
Сирийская арабская республика горда своей арабской идентичностью и тем, что её народ является неотъемлемой частью арабской нации. Сирийская арабская республика воплощает эту принадлежность к её национальному и проарабскому проекту и работу для поддержки арабского сотрудничества ради укрепления интеграции и достижения единства арабской нации..
Сирийская арабская республика считает международный мир и безопасность ключевой целью и стратегическим выбором, и она работает ради достижения их обоих по международному праву и ценностям права и справедливости.
Сирийская арабская роль расширилась на региональном и международном уровнях за последние десятилетия, что привело к достижению человеческих и национальных стремлений и достижений во всех сферах и областях. Сирия заняла важную политическую позицию, так как она является бьющимся сердцем арабизма, передовой конфронтации с сионистским врагом и колыбелью сопротивления против колониальной гегемонии в арабском мире, а также его способностей и благосостояния. Долгая борьба и жертвы нашего народа во благо его независимости, прогресса и национального единства проложили путь к строительству сильного государства и укреплению взаимодействия между народом и его Сирийской арабской армией, главным гарантом и защитником суверенитета, безопасности, стабильности и территориальной целостности Родины, тем самым формируя прочную основу для борьбы народа за освобождение всех оккупированных территорий.
Сирийское общество со всеми своими компонентами и составляющими и благодаря своим народным, политическим и гражданским учреждениям и организациям, смогло достичь результатов, демонстрирующих глубину цивилизационного наращивания, представленную сирийским обществом, его непоколебимую волю и его способность идти в ногу с изменениями и создавать подходящую среду для поддержания его гуманной роли в качестве исторической и эффективной силы в ходе человеческой цивилизации.
С начала 21ого века Сирия, в лице и народа, и ведомств, столкнулась с задачей развития и модернизации во время сложных региональных и международных обстоятельств, угрожающих её национальному суверенитету. Это сформировало стимул для написания данной Конституции как основы укрепления верховенства закона.
Завершение Конституции является кульминацией борьбы народа на пути к свободе и демократии. Это — реальное воплощение достижений, ответ на перемены и изменения, свидетельство организации перехода государства к будущему, регулятор движения его учреждений и источник законодательства. Всё это можно достичь с помощью системы основных принципов, закрепляющей независимость, суверенитет и власть народа, основанную на выборах, политическом и партийном плюрализме и защите национального единства, культурном разнообразии, общественным свободам, правам человека, социальной справедливости, равенстве, равным возможностям, гражданстве и верховенстве закона, где общество и гражданин являются целью, на которую направлено каждое национальное усилие. Сохранение достоинства общества и гражданина является индикатором цивилизованности страны и престижа государства.
РАЗДЕЛ I
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ГЛАВА I
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1
Сирийская Арабская республика является демократическим государством с полным суверенитетом, неделимым и не может отказаться от части совей территории, и является частью арабской родины. Народ Сирии является частью арабской нации.
Статья 2
Система правления в государстве должна быть республиканской. Суверенитет является атрибутом народа, и ни одно лицо или группа не могут его потребовать. Суверенитет должен основываться на принципе правления народом народа и ради народа. Народ должен исполнять свой суверенитет в рамках аспектов и ограничений, предписанных Конституцией.
Статья 3
Религией президента республики является ислам, Исламская юриспруденция должны быть основным источником законодательства. Государство должно уважать все религии и обеспечивать свободу выполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок. Личный статус религиозных сообществ должен защищаться и уважаться.
Статья 4
Официальным языком государства является арабский.
Статья 5
Столицей государства является Дамаск.
Статья 6
Флаг Сирийской Арабской республики состоит из трёх цветов: красного, белого и чёрного, а также двух пятиконечных звёзд зелёного цвета. Флаг имеет прямоугольную форму, его ширина равна двум третям его длины и состоит из трёх равных прямоугольников, распложенных вдоль флага, наверху — красный, посередине — белый, а внизу — чёрный, а две звезды расположены посередине белого прямоугольника. Закон определяет государственную эмблему, его национальный гимн и соответствующие нормы.

Статья 7
Конституционная присяга должна выглядеть следующим образом: “Я клянусь Всемогущим Господом уважать конституцию страны, законы и республиканскую систему, заботиться об интересах и свободах народа, охранять суверенитет родины, независимость, свободу и защищать её территориальную целостность, а также действовать для достижения социальной справедливости и единства Арабской Нации”.
Статья 8
1. Политическая система государства должна основываться на принципе политического плюрализма и исполнением власти демократическим образом с помощью тайного голосования
2. Имеющие лицензию политические партии и их элементы должны вносить вклад в национальную политическую жизнь и должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.
3. Закон должен регулировать нормы и процедуры, связанные с формированием политических партий;
4. Выполнение любой политической деятельности или формирование каких-либо политически партий или группировок на основе религиозной, сектантской, племенной, региональной, классовой, профессиональной, половой дискриминации или дискриминации по происхождению, расе или цвету кожи не может быть осуществлено
5. Государственную должность или государственные средства нельзя эксплуатировать ради политического, избирательного или партийного интереса.
Статья 9
Как национальное наследие, укрепляющее национальное единство в рамках территориальной целостности Сирийской Арабской республики, Конституция должна гарантировать защиту культурного разнообразия сирийского общества со всеми его компонентами и разнообразием его источников..
Статья 10
Общественные организации, профессиональные союзы и ассоциации должны быть органами, группирующими граждан для развития общества и достижения интересов его членов. Государство должно гарантировать независимость данных органов и право на осуществление общественного контроля и участия в различных секторах и советах, определённых законами, в сферах, достигающих их целей и в соответствии с условиями, предписанными законом.
Статья 11
Армия и вооружённые силы должны представлять национальное ведомство, которое несёт ответственность за защиту безопасности родины и её территориальную целостность. Данное ведомство должно служить интересам народа и защите его целей и национальной безопасности.

Статья 12
Демократически избранные советы на национальном и местном уровне должны быть ведомствами, с помощью которых граждане осуществляют свою роль в суверенитете, строении государства и руководстве обществом.
ГЛАВА II
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 13
1. Национальная экономика должна основываться на принципе развития государственной и частной экономической активности и социальных планов с целью увеличения национального дохода, развития производства, поднятия уровня жизни лиц и созданию рабочих мест.;
2. Экономическая политика государства должна быть нацелена на удовлетворение базовых потребностей лиц и общества с помощью достижения экономического роста и социальной справедливости для того, чтобы достигнуть комплексного, сбалансированного и устойчивого развития.
3. Государство должно гарантировать защиту производителей и потребителей, способствовать торговле и инвестициям, предотвращать монополию в различных экономических сферах и работать над развитием человеческих ресурсов и защитой рабочей силы для служения национальной экономике.
Статья 14
Природные ресурсы, услуги, учреждения и акции общественных предприятий должны быть в общественном пользовании, а государство должно инвестировать и контролировать их руководство во благо всего народа, в обязанностью граждан является их защита.
Статья 15
Коллективное и индивидуальное частное владение должно быть защищено в соответствии со следующими принципами:
1. Общая конфискация средств должна быть запрещена;
2. Частное владение не может быть упразднено кроме как в общественных интересах по указу и за справедливую компенсацию в соответствии с законом.
3. Конфискация частного имущества не может быть осуществлена без финального решения суда
4. Частная собственность может быть конфискована при необходимости во время войны и катастроф по закону и а справедливую компенсацию.
5. Компенсация должна быть эквивалентна реальной стоимости имущества.
Статья 16
Закон должен устанавливать максимальный уровень сельскохозяйственного владения и сельскохозяйственных инвестиций для обеспечения защиты фермера и сельскохозяйственного работника от эксплуатации и обеспечения увеличенного производства.
Статья 17
Право наследия должно сохраняться в соответствии с законом.

Статья 18
1. Налоги, пошлины и накладные расходы должны добавляться кроме как по закону;
2. Налоговая система должна основываться на справедливых принципах; а налоги должны быть прогрессивны для достижения принципов равенства и социальной справедливости.
ГЛАВА III
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 19
Общество в Сирийской Арабской республике должно основываться на солидарности, симбиозе и уважении принципов социальной справедливости, свободы, равенства и сохранения человеческого достоинства каждого лица.
Статья 20
1. Семья должна быть ячейкой общества, а закон должен сохранять её существование и укреплять её узы;
2. Государство должно защищать и поощрять брак и должно работать над уничтожением материальных и социальных препятствий, мешающих ему. Государство также должно защищать материнство и детей, заботиться о маленьких детях и молодёжи, а также обеспечивать подходящие условия для развития их талантов..
Статья 21
Мученичество ради родины является высшей ценностью, а государство должно гарантировать обеспечение семьям мучеников в соответствии с законом.
Статья 22
1. Государство должно гарантировать обеспечение каждому гражданину и его семье в случаях чрезвычайного положения, болезни, ограниченной дееспособности, сиротства и пожилого возраста.
2. Государство должно защищать здоровье граждан и обеспечивать их средствами предотвращения, лечения и медикаментами.
Статья 23
Государство должно обеспечивать женщин всеми возможностями, позволяющими им эффективно и в полной мере вносить вклад в политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь, а государство должно работать над уничтожением ограничений, препятствующих их развитию и участию в строительстве общества.
Статья 24
Государство должно нести в солидарности с сообществом бремя последствий природных катастроф.
Статья 25
Образование, здоровье и социальная служба должны быть основными столпами строительства общества, а государство должно работать над достижением сбалансированного развития по всем регионам Сирийской Арабской республики..
Статья 26
1. Государственная служба должна быть ответственностью и честью, целью которой является достижение общественных интересов и служение народу.
2. Граждане должны быть равны в исполнении функций государственной службы, а закон должен устанавливать условия принятия таких функций и прав и обязанностей, назначенных им.
Статья 27
Защита окружающей среды должна быть ответственностью государства и общества и долгом каждого гражданина.
ГЛАВА IV
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 28
Система образования должна основываться на создании поколения, приверженного своей идентичности, наследию, принадлежности и национальному единству.
Статья 29
1. Образование должно быть правом, гарантируемым государством, и оно бесплатно на всех уровнях Закон должен регулировать случаи, при которых образование не бесплатно в университетах и правительственных учреждениях.
2. Образование должно быть обязательным до завершения базового среднего уровня, а государство должно работать над расширением обязательного образования на другие ступени.
3. Государство должно контролировать образование и направлять его для достижения связи между ним и потребностями общества, а также требованиями развития.
4. Закон должен регулировать государственный контроль над частными образовательными учреждениями.
Статья 30
Физическое воспитание должно быть существенно важным элементом строительства общества, а государство должно поощрять его для подготовки физически, морально и интеллектуально здорового поколения.
Статья 31
Государство должно поддерживать научное исследование и все его требования, обеспечить свободу научного, литературного, артистического и культурного творчества и обеспечивать необходимые средства для этой цели. Государство должно обеспечить любую помощь для прогресса наук и искусств и должно поощрять научные и технические изобретения, творческие навыки и таланты и защищать их результаты.
Статья 32
Государство должно защищать античность, археологически и исторически важные места и объекты артистической, исторической и культурной ценности.

РАЗДЕЛ II
ПРАВА, СВОБОДЫ И ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
ГЛАВА I
ПРАВА И СВОБОДЫ
Статья 33
1. Свобода должна быть священным правом, а государство должно гарантировать личную свободу граждан и сохранять их достоинство и безопасность.;
2. Гражданство является основным принципом, включающим права и обязанности каждого гражданина, исполняемые в соответствии с законом.
3. Граждане должны быть равны в правах и обязанностях без дискриминации по причине пола, происхождения, языка, религии или вероисповедания.;
4. Государство должно гарантировать принцип равных возможностей среди граждан.
Статья 34
Каждый гражданин должен иметь право участия в политической, экономической, социальной и культурной жизни, а закон должен это регулировать.
Статья 35
Каждый гражданин должен иметь обязанность уважать Конституцию и законы.
Статья 36
1. Неприкосновенность частной жизни должна защищаться законом.
2. Жилище нельзя взламывать или осматривать кроме как по распоряжению компетентного судебного органа в случаях, предписанных законом.
Статья 37
Конфиденциальность почтовой переписки, телекоммуникаций и радио- и других коммуникаций должна гарантироваться в соответствии с законом.
Статья 38
1. Ни одного гражданина нельзя депортировать из страны или препятствовать его возвращению в неё.
2. Ни одного гражданина нельзя выдавать иностранной единице.
3. Каждый гражданин должен иметь право въезжать и покидать территорию государства, если только иное не предусмотрено решением компетентного суда или прокуратуры или в соответствии с законами общественного здоровья и безопасности.
Статья 39
Политические беженцы не могут быть выданы из-за их политических убеждений или для защиты их свободы.

Статья 40
1. Работа должна быть правом и обязанностью каждого гражданина, а государство должно стремиться обеспечить её для всех граждан, а закон должен организовать работу, её условия и права работников.
2. Каждый работник должен иметь справедливую заработную плату в соответствии с качеством и объёмом труда, данная заработная плата должна быт не менее минимальной заработной платы, что обеспечивает потребности для жизни и изменение условий проживания.
3. Государство должно гарантировать социальную безопасность и безопасность здоровья работников.
Статья 41
Выплата налогов, пошлин и государственных издержек должна быть обязанностью в соответствии с законом.
Статья 42
1. Свобода убеждений должна быть защищена обязанностью в соответствии с законом.
2. Каждый гражданин должен иметь право свободно и открыто выражать свои взгляды в письменной или устной форме или другими способами выражения.
Статья 43
Государство должно гарантировать свободу прессы, печати и опубликования, средств массовой информации и их независимости в соответствии с законом.
Статья 44
Граждане должны иметь право собираться, организовывать мирные демонстрации и бастовать от работы в рамках принципов Конституции, а закон должен регулировать исполнение этих прав..
Статья 45
Свобода формирования ассоциаций и союзов должна основываться на национальной основе, с законными целями и мирным способом, что гарантируется в соответствии с условиями, предписанными законом.
Статья 46
1. Обязательная военная службы должна быть священной обязанностью и регулируется законом.
2. Защита территориальной целостности родины и сохранение секретов государства должны быть обязанностью каждого гражданина.
Статья 47
Государство должно гарантировать защиту национального единства, а долгом граждан является его сохранение.
Статья 48
Закон должен регулировать Сирийское арабское гражданство.

Статья 49
Выборы и референдум являются правом и обязанностью граждан, а закон должен регулировать их исполнение.
ГЛАВА II
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
Статья 50
Верховенство закона должно быть основой правления в государстве.
Статья 51
1. Наказание должно быть персональным, не должно быть ни преступления, ни наказания, не указного в законе.
2. Любой подзащитный должен считаться невиновным, пока не осуждён финальным приговором суда на справедливом процессе.
3. Право проводить судебные процессы и способы правовой защиты, рассмотрение и защита перед судебной властью должны быть защищены законом, а государство должно гарантировать юридическую помощь лицам, не имеющим возможности для неё, в соответствии с законом.
4. Любая норма закона должна запрещать иммунитет любого действия или административного решения от судебного рассмотрения.
Статья 52
Нормы закона должны применяться только к дате начала и не иметь обратную силу, они могут применяться по другому в неуголовных делах.
Статья 53
1. Никого нельзя держать под следствием или арестовывать кроме как по распоряжению или решению, принятому компетентным судебным органом, или если его арестовали, застигнув на месте преступления или с намерением представить его перед судебными органами по обвинениям в совершении уголовного преступления или проступка.
2. Никого нельзя пытать или унижать, а закон должен определить наказание для лиц, поступающих таким образом.
3. Любое арестованное лицо должно быть уведомлено о причинах своего ареста и своих правах и не может быть заключено в тюрьму перед административным органом кроме как по распоряжению компетентного судебного органа.
4. Любое лицо, приговорённое финальным решением суда, отбывшее свой срок наказания, причем приговор объявлен неправильным, должно иметь право требовать у государства компенсации за причинённый ущерб.
Статья 54
Любое посягательство на индивидуальную свободу, неприкосновенность частной жизни или любые другие права и общественные свободы, гарантируемые Конституцией, должно считаться наказуемым преступлением по закону.
РАЗДЕЛ III
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
ГЛАВА I
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 55
Законодательная власть государства возложена на Народную Ассамблею в соответствии с процедурой, предписанной Конституцией.
Статья 56
Срок службы Народной Ассамблеи должен составлять четыре календарных года с даты её первого заседания, и он не может быть продлён кроме как в случае войны по закону..
Статья 57
Члены Народной Ассамблеи должны избираться публичным, тайным, прямым и равным голосованием в соответствии с нормами Избирательного закона.
Статья 58
Член Народной Ассамблеи должен представлять целый народ, а его / её полномочия не могут определяться ограничением или условием, и должен выполнять обязанности под руководством его / её чести и совести.
Статья 59
Голосующие должны быть гражданами, достигшими восемнадцати лет и соответствующими условиями, закреплёнными в Избирательном праве.
Статья 60
1. Система избрания членов Народной Ассамблеи, их количество и условия, которым они должны соответствовать, должны определяться законом.
2. По меньшей мере половина членов Народной Ассамблеи должна быть рабочими и фермерами, а закон должен указывать определение рабочего и фермера..
Статья 61
Избирательный закон должен включать нормы, обеспечивающие следующее:
1. Свобода голосующих выбирать своих представителей и безопасность, а также честность избирательных процедур;
2. Право кандидатов контролировать избирательный процесс;
3. Наказание тех, кто нарушает волю голосующих;
4. Определение регулирующих норм по финансированию избирательных кампаний;
5. Организация избирательной кампании и использование центров средств массовой информации.
Статья 62
1. Выборы должны проводиться на протяжении шестидесяти дней, предшествующих истечению срока службы Народной Ассамблеи
2. Народная Ассамблея должна продолжать свои заседания, если не избрана другая Ассамблея, и она остается действующей, пока не избрана новая Ассамблея.
Статья 63
Если кресло члена Народной Ассамблеи по какой-либо причине свободно, замена должна быть избрана в течение шестидесяти дней с даты освобождения кресла при том условии, что оставшийся срок службы Ассамблеи не менее шести месяцев. Членство нового члена закончится по истечении срока службы Ассамблеи, а Избирательное право должно определять случаи освобождения кресла.
Статья 64
1. Народная Ассамблея должна созываться указом Президента Республики в течение пятнадцати дней с истечения срока полномочий существующей Ассамблеи или с даты оглашения результатов выборов в случае, если действующей Ассамблеи нет. Народная Ассамблея должна определённо быть созвана на шестнадцатый день, если указ о созыве ещё не принят.
2. Ассамблея должна избрать на своём первом заседании своего спикера и членов, которых ежегодно нужно переизбирать.
Статья 65
1. Ассамблея должна собираться на три регулярные сессии в год, общее время работы которых не должно быть менее шести месяцев, а регламент Ассамблеи должен устанавливать время и продолжительность каждой из них.
2. Ассамблея может быть созвана для внеочередных сессий по просьбе спикера, одной трети Ассамблеи или её штата;
3. Последняя законодательная сессия года должна оставаться открытой до одобрения государственного бюджета.
Статья 66
1. Верховный Конституционный Суд должен иметь юрисдикцию рассматривать апелляции касательно выборов членов Народной Ассамблеи
2. Апелляции должны подаваться кандидатом в течение трёх дней с даты оглашения результатов, а суд должен вынести финальное решение в течение семи дней с даты истечения срока принятия апелляций.
Статья 67
Члены Народной Ассамблеи должны принять конституционную присягу, упомянутую в статье 7 Конституции.
Статья 68
Вознаграждения и компенсация членов Народной Ассамблеи должны устанавливаться законом.
Статья 69
Народная Ассамблея должна принять свой регламент для урегулирования хода работы в неё и путей выполнения её функций, а также определить условия упоминания кабинета Ассамблеи.

Статья 70
Члены Народной Ассамблеи не должны подвергаться допросу по гражданским или уголовным делам из-за событий или мнений, высказываемых ими во врем голосования на открытых или закрытых заседаниях и во время работы комитетов..
Статья 71
Члены Народной Ассамблеи должны пользоваться иммунитетом на протяжении своих полномочий в Ассамблее. Уголовные процессы против любого её члена могут возбуждаться после получения предварительного разрешения из Ассамблеи, если его не застали на месте преступления. В случаях, когда Ассамблея находится не на сессии, разрешение нужно брать в кабинете Ассамблеи, а Ассамблея должна быть уведомлена о любом действии, принятом на её первом заседании.
Статья 72
1. Ни один член не может пользоваться членством в своих целях в каком-либо деле;
2. Закон должен указывать занятие, которое нельзя совмещать с членством в Ассамблее.
Статья 73
1. Спикер Народной Ассамблеи должен представлять Ассамблею, подписываться и выступать от её имени.
2. Народная Ассамблея должна иметь специальную гвардию под руководством спикера Ассамблеи, и никакие вооружённые силы не могут войти в Ассамблею без разрешения спикера.
Статья 74
Члены Народной Ассамблеи должны пользоваться своим правом предлагать законы и направлять вопросы в кабинет или министру в соответствии с регламентом Ассамблеи.
Статья 75
Народная Ассамблея выполняет следующие функции:
1. Одобрение законов;
2. Обсуждение отчёта кабинета;
3. Осуществление вотума недоверия к кабинету или министру;
4. Одобрение общего бюджета и финальных отчетов;
5. Одобрение планов на развитие;
6. Одобрение международных соглашений и конвенций касательно безопасности государства, включая мировые соглашения, альянсы и все соглашения, касающиеся прав суверенитета или конвенций, предоставляющих привилегии иностранным компаниям или учреждениям, а также соглашений и конвенций, подразумевающих дополнительные расходы, не включённые в её бюджет, или соглашений и конвенций, связанных с контрактом о займе или противоречащих нормам действующих законов и требующих нового законодательства, которое должно вступить в силу;
7. Одобрение общей амнистии;
8. Одобрение или отказ от увольнения членов Ассамблеи.

Статья 76
1. Премьер министр должен предоставить отчёт кабинета в течение тридцати дней с даты его формирования Народной Ассамблее на обсуждение;
2. Кабинет должен нести ответственность за реализацию своего заявления перед Народной Ассамблеей;
3. Если Ассамблея не на регулярной сессии, её нужно созвать на внеочередную сессию.
Статья 77
1. Вотум недоверия может быть осуществлён только после того, как кабинет или один из его министров допрошен в Ассамблее; вотум недоверия осуществляется по предложению, внесённому по крайней мере одной пятой членов Народной Ассамблеи, и он может быть вынесен большинством членов;
2. Если вынесен вотум недоверия, премьер-министр должен сдать заявление об увольнении кабинета Президенту, также должен поступить министр, получивший вотум недоверия..
Статья 78
Ассамблея может формировать временные комитеты среди своих членов для сбора информации и нахождения фактов по вопросам, связанным с выполнением её полномочий.
Статья 79
1. На каждый фискальный год должен быть принят один бюджет, а начало фискального года должно устанавливаться законом.
2. Закон указывает метод подготовки общего государственного бюджетаt
3. Проект бюджета должен быть представлен Народной Ассамблее по крайней мере за два месяца до начала фискального года.
Статья 80
1. Ассамблея голосует по бюджету графа за графой, и бюджет не может вступить в силу, пока он не одобрен Ассамблеей;
2. Если Ассамблея не завершила процесс одобрения бюджета о начала нового фискального года, используется бюджет предыдущего года, пока не принят бюджет на новый год, а доходы собираются в соответствии с действующими законами и актами;
3. Ассигнования не могут переноситься из одной графы в другую, кроме как в соответствии с нормами закона;
4. Ассамблея может не увеличивать оценку общих доходов или расходов при проверке бюджета
Статья 81
Народная Ассамблея может после одобрения бюджета одобрить законы, которые могут создать новые расходы и новые доходы для их покрытия.

Статья 82
Финальные отчёты фискального года должны быть предоставлены в Народную Ассамблею в течение периода, не большего чем один год с конца года. Финальный отчёт делается по закону, и применяются те же самые процедуры по одобрению бюджета к периоду финального отчёта.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
(1) Президент Республики
Статья 83
Президент Республики и Премьер-министр имеют исполнительную власть от лица народа в рамках, предусмотренных Конституцией.
Статья 84
Кандидат на пост президента республики должен:
1. быть в возрасте по крайней мере сорока лет;
2. иметь сирийское гражданство по рождению от родителей, имеющих сирийское гражданство по рождению;
3. пользоваться гражданскими и политическими правами и не быть осуждённым в бесчестном преступлении, даже если он был оправдан;
4. не состоять в браке с женой несирийской национальности;
5. быть резидентом Сирийской Арабской республики не менее 10 лет беспрерывно до его выдвижения.
Статья 85
Выдвижение кандидата на пост президента республики происходит следующим образом:
1. Спикер Народной Ассамблеи инициирует выборы президента республики не менее, чем за 60 дней и не более, чем за 90 дней до конца срока службы существующего президента;
2. Заявка кандидата должна быть подана в Верховный конституционный суд и занесена в особый регистр в течение 10 дней с оглашения об инициировании выборов в президенты;
3. Заявка кандидата не может быть принята, пока кандидат не заручился поддержкой по крайней мере 35 членов Народной Ассамблеи, и ни один из членов Ассамблеи не может поддержать более одного кандидата;
4. Заявки должны быть проверены Верховным Конституционным Судом, и решение по ним должно быть вынесено в течение 5 дней с истечения срока подачи заявок;
5. Если условия, требуемые от кандидата, были выполнены лишь одним кандидатом в течение периода, установленного для подачи заявок, спикер Народной Ассамблеи должен инициировать новые заявки в соответствии с теми же самими условиями.
Статья 86
1. Президент Республики должен быть избран народом на прямом голосовании.
2. Кандидат, одержавший победу на выборах в президенты республики, должен получить абсолютное большинство голосов участников выборов. Если ни один из кандидатов не получает такое большинство, осуществляется повторное голосование между двумя кандидатами, получившими самое большое количество голосов;
3. Результаты должны быть оглашены спикером Народной Ассамблеи
Статья 87
1. Если Народная Ассамблея была распущена во время периода, установленного для выборов нового президента республики, существующий президент республики продолжает выполнять свои обязанности, пока не избрана и созвана новая Ассамблея, а новый президент республики должен быть избран в течение 90 дней после даты созыва Ассамблеи;
2. Если срок службы президента республики окончен, и не избран новый президент, существующий президент республики продолжает выполнять свои обязанности, пока не избран новый.
Статья 88
Президент республики избирается на 7 лет со дня завершения службы существующего президента. Президент может быть избран лишь на один повторный срок.
Статья 89
1. Верховный Конституционный Суд имеет юрисдикцию рассматривать апелляции по выборам президента республики
2. Апелляции должны быть поданы кандидатом в течение 3 дней с даты оглашения результатов, а суд выносит финальное решение по ним в течение 7 дней с даты истечения срока подачи апелляций.
Статья 90
Президент республики должен принять присягу перед Народной Ассамблеей перед вступлением в свои обязанности ,повторяя конституционную присягу, упомянутую в статье 7 Конституции.
Статья 91
1. Президент республики может назвать одного или более заместителей и делегировать им некоторые из своих полномочий;
2. Вице-президент должен принять присягу перед президентом республики, повторяя конституционную присягу, упомянутую в статье 7 Конституции.
Статья 92
Если какое-либо обстоятельство помешало президенту республики выполнять свои обязанности, вице-президент должен его заменять.
Статья 93
1. Если пост президента республики освобождается или если он лишён дееспособности навсегда, первый вице-президент берёт на себя обязанности президента на срок не более 90 дней с момента освобождения поста президента республики. В течение этого срока должны быть проведены новые президентские выборы;
2. Если пост президента республики освобождается, а у него нет вице-президента, его обязанности временно берёт на себя премьер-министр на срок не более 90 дней с момента освобождения поста президента республики. В течение этого срока должны быть проведены новые президентские выборы;
Статья 94
Если президент республики уходит в отставку, он должен направить письмо об отставке в Народную Ассамблею.
Статья 95
Регламент, привилегии выделение средств, необходимые для поста президента республики, должны устанавливаться законом.
Статья 96
Президент республики должен прививать уважение к Конституции, постоянное действие государственной власти, защиту национального единства и долговечность государства.
Статья 97
Президент республики должен назвать премьер-министра, его заместителей, министров и из заместителей, принимать их отставку и снимать их с поста..
Статья 98
На собрании, возглавляемом президентом республики, он определяет общую политику государства и контролирует её реализацию.
Статья 99
Президент республики может созвать Совет министров на заседание, возглавляемое им, и может запрашивать отчёт от премьер-министра и министров..
Статья 100
Президент республики должен принимать законы, одобренные Народной Ассамблеей. Он может также отклонять их обоснованным решением в течение одного месяца с тех пор, как эти законы получены офисом президента. Если они одобрены во второй раз Народной Ассамблеей большинством двух третей, они должны быть приняты президентом республики
Статья 101
Президент республики должен принимать указы, решения и распоряжения в соответствии с законами.
Статья 102
Президент республики объявляет войну, призывает к общей мобилизации и заключает мирные соглашения после получения одобрения Народной Ассамблеи.
Статья 103
Президент республики объявляет о чрезвычайном положении и отменяет его указом, принятым на Совете министров, возглавляемом им, большинством двух третей, при том условии что указ предоставляется в Народную Ассамблею на её первой сессии. Закон устанавливает соответствующие нормы.
Статья 104
Президент республики аккредитует глав дипломатических миссий в зарубежных странах и принимает верительные грамоты иностранных дипломатических миссий в Сирийской арабской республике.
Статья 105
Президент республики является главнокомандующим армии и вооружённых сил, и он принимает все решения, необходимые для выполнения своих полномочий. Он может делегировать некоторые из этих полномочий.
Статья 106
Президент республики назначает гражданских и военных служащих и завершает их службу в соответствии с законом.
Статья 107
Президент республики заключает международные соглашения и договоры и отзывает их в соответствии с нормами Конституции и правилами международного закона.
Статья 108
Президент республики дарует специальную амнистию и может оправдывать лиц..
Статья 109
Президент республики имеет право награждать медалями и почестями..
Статья 110
Президент республики может направлять письма в Народную Ассамблею и выступать перед ней с заявлениями.
Статья 111
1. Президент республики может решить распустить Народную Ассамблею вследствие принятия обоснованного решения;
2. Выборы новой Народной Ассамблеи должны быть проведены в течение 60 дней с даты роспуска;
3. Народная Ассамблея не может быть распущена больше одного раза по одной и той же причине.
Статья 112
Президент республики может подготавливать законопроекты и направлять их в Народную Ассамблею на рассмотрение и одобрение..
Статья 113
1. Президент республики берёт на себя законодательные полномочия, когда Народная Ассамблея не на сессии или во время сессии, если это продиктовано чрезвычайной необходимостью или в срок, пока Ассамблея распущена.
2. Эти законодательные акты должны быть направлены в Ассамблею в течение 15 дней её первой сессии.
3. Ассамблея имеет право отозвать подобные законодательные акты или исправить их по закону большинством двух третей членов, зарегистрированных как присутствующие на сессии, при том условии, что оно составляет не мене абсолютного большинства её членов. Такое исправление или отзыв не должны иметь обратную силу. Если они не исправлены и не отозваны, то считаются одобренными.
Статья 114
Если происходит серьёзная опасность и ситуация, угрожающая национальному единству, безопасности и целостности территорий родины или мешает государственным учреждениям выполнять свои конституционные обязанности, президент республики может принимать скорые меры , требуемые для противостояния этим обстоятельствам и опасности..
Статья 115
Президент республики может составлять специальные органы, советы и комитеты, чьи обязанности и полномочия определяются решениями, принятыми для их создания.
Статья 116
Президент республики может созвать референдум по важным вопросам, влияющим на высшие интересы страны. Результат референдума должен иметь обязательный характер и вступать в силу с даты их оглашения, он должен быть опубликован президентом республики..
Статья 117
Президент республики не несёт ответственность за действия, совершаемые им во время выполнения своих обязанностей, кроме случаев государственной измены, а обвинение должно быть выдвинуто через Народную Ассамблею на открытом голосовании и большинством двух третей на тайной сессии, основанной на предложении, внесённом по крайней мере одной третью членов. Его должен судить Верховный Конституционный Суд..
(2) Совет Министров
Статья 118
1. Совет Министров является высшим исполнительным и административным органом. Он состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Он контролирует реализацию законов и законодательных актов, а также работу государственных учреждений.
2. Премьер-министр контролирует работу своих заместителей и министров..
Статья 119
Средства и привилегии премьер-министра, его заместителей и министров должны устанавливаться законом.
Статья 120
Премьер-министр, его заместители и министры должны принести присягу перед президентом республики, когда формируется новое правительство, повторяя конституционную присягу, упомянутую в статье 7 Конституции до того, как они приступят к работе. Когда правительство реорганизовывают, присягу должны приносить только новые министры..
Статья 121
Премьер-министр, его заместители и министры должны нести ответственность перед президентом республики и Народной Ассамблеей.
Статья 122
Министр имеет высшую административную власть в министерстве и должен внедрять государственную общественную политику относительно своего министерства..
Статья 123
Находясь на службе, министрам должно запрещаться быть членами совета директоров частных компаний или агентами подобных компаний, а также осуществлять, прямо или косвенно, любую коммерческую деятельность или частное предпринимательство..
Статья 124
1. Премьер-министр, его заместители и министры должны нести ответственность за свои действия, с гражданской и уголовной точки зрения, в соответствии с законом;
2. Президент республики имеет право направить премьер-министра, его заместителей и министра в суды за любые преступления, совершённые на месте службы или из-за таких преступлений;
3. Обвиняемый должен быть временно освобождён от должности, как только выдвинуто обвинение, пока не вынесен приговор по выдвинутому ему обвинению. Его отставка или увольнение недолжны препятствовать суду. Процедура осуществляется по закону.
Статья 125
1. Кабинет должен считаться распущенным в следующих случаях:
a. по истечении срока службы президента республики;
b. при выборах новой Народной Ассамблеи
c. если большинство министров ушло в отставку.
2. Кабинет продолжает выполнять свои полномочия, пока не принят указ, назначающий новый кабинет.
Статья 126
Одно лицо может быть министром и членом Народной Ассамблеи одновременно
Статья 127
Нормы, применяемые к министрам, применяются к заместителям министров..
Статья 128
Полномочия Совета Министров следующие:
1. Он проектирует исполнительные планы общей политики государства;
2. Он направляет работу министров и других государственных органов;
3.. Он проектирует государственный бюджет;
4. Он проектирует законы;
5. Он подготавливает планы развития и планы повышения производства и использования природных ресурсов, а также всё, что может поддержать и развить экономику и увеличить национальный доход;
6. Он заключает контракты о займах и даёт ссуды в соответствии с нормами конституции;
7. Заключает соглашения и договоры в соответствии с нормами конституции;
8. Контролирует исполнение законов и защищает интересы и безопасность государства, а также защищает свободу и права населения;
9. Принимает административные решения в соответствии с законами и актами и контролирует их выполнение.
Статья 129
Премьер-министр и министры выполняют полномочия, предусмотренные в действующих законах так, чтобы это не противоречило полномочиям, данным другим органам по Конституции, в добавок к остальным полномочиям, указанным в её нормах.
(2) Местные советы
Статья 130
Сирийская арабская республика состоит из административных единиц, а закон указывает их количество, границы, власти и степень, в которой он могут пользоваться статусом юридической единицы, финансовой и административной независимостью.
Статья 131
1. Организация единиц местной администрации основана на принципе децентрализации власти и обязанностей. Закон устанавливает отношения между такими единицами и центральной властью, их полномочия, финансовые доходы и контроль над их работой. Он также указывает способ назначения или избрания их глав, их полномочия и полномочия глав секторов.
2. Единицы местной администрации должны избрать советы на общем, тайном, прямом и равном голосовании..
ГЛАВА III
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
(1) Суды и кабинет генерального прокурора
Статья 132
Судебная власть является независимой, а президент республики обеспечивает независимость при помощи Верховного Судебного Совета..
Статья 133
1. Верховный Судебный Совет возглавляется президентом республики, а закон указывает способ его формирования, его полномочия и регламент;
2. Верховный Судебный Совет обеспечивает гарантии, необходимые для независимости судебной власти.

Статья 134
1. Судьи независимы, и над ними нет иной власти, кроме закона.
2. Честь, совесть и беспристрастность судей составляют гарантии прав и свобод народа.
Статья 135
Закон регулирует различные ветви, категории и степени судебной системы. Он также указывает правила для полномочий различных судов.
Статья 136
Закон устанавливает условия для назначения судей, повышения, перевода, наказания и их увольнения.
Статья 137
Кабинет генерального прокурора является единственным судебным учреждением, возглавляемым министром юстиций. Закон регулирует его функцию и полномочия.
Статья 138
1. Судебные приговоры выносятся от имени арабского народа Сирии.
2. Несоответствие судебным порядкам или препятствование их реализации является преступлением, наказуемым в соответствии с нормами закона.
(2) Административная судебная власть
Статья 139
Государственный Совет возглавляет административную судебную власть. Он является независимым судебным и консультативным органом. Закон определяет его полномочия и условия для назначения, повышения, перевода, наказания и увольнения его членов.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ
ВЕРХОВНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Статья 140
Верховный Конституционный Суд является независимым судебным органом, расположенным в Дамаске.
Статья 141
Верховный Конституционный Суд состоит из по крайней мере семи членов, один из которых должен быт назначен президентом указом, принятым президентом республики.
Статья 142
Одно лицо не может быть и членом Верховного Конституционного суда, и министром или членом Народной Ассамблеи одновременно. Закон указывает другие должности, несовместимые с членством в суде.
Статья 143
Продолжительность членства в Верховном Конституционном суде составляет четыре года с возможностью повторного избрания.

Статья 144
Члены Верховного Конституционного Суда не могут быть уволены, кроме как в соответствии с законом.
Статья 145
Президент и члены Верховного Конституционного Суда должны принести присягу перед президентом республики в присутствии Народной Ассамблеи перед вступлением в свои обязанности. Они повторяют следующую присягу: “Клянусь Великим Всемогущим Господом уважать Конституцию и законы страны и выполнять свои обязанности честно и беспристрастно”.
Статья 146
Полномочия Верховного Конституционного Суда следующие:
1. Контроль за конституционностью законов, законодательных указов, sпостановлений и актов;
2. Выражение мнения по просьбе президента республики о конституционности законопроектов и проектов законодательных указов, а также легальности проектов указов;
3. Контроль за выборами президента республики и организация соответствующей процедуры;
4. Рассмотрение апелляций, поданных по поводу разумности мер выбора президента республики и вынесение решения по данным апелляциям;
5. Суд над президентом республики в случае государственной измены;
6. Закон закрепляет другие его полномочия.
Статья 147
1. Верховный Конституционный Суд несёт ответственность за контроль над конституционностью законов следующим образом:
a. Если президент республики или одна пятая членов Народной Ассамблеи выступают против закона до его принятия, по причине его неконституционности, он должен быть временно отменен пока суд не вынесет по нему решение в течение 15 дней с даты получения возражения судом. Если закон срочно необходим, суд должен вынести по нему решение в течение 7 дней;
b. Если одна пятая членов Народной Ассамблеи возражают против законодательного указа, по причине его неконституционности в течение 15 дней со дня передачи в Ассамблею, суд должен вынести по нему решение в течение 15 дней с получения возражения.
c. Если суд пришёл к выводу, что закон, законодательный указ или постановление были неконституционными, пункты, объявленные неконституционными, должны быть аннулированы с обратной силой, в се их последствия ликвидированы.
2. Рассматривая обвинение в неконституционности закона или законодательного указа, решение выносится следующим образом:
a. Если обвиняющий оппонент заявил о неконституционности юридического текста, применимого судом, чьё решение оспаривается, и если суд, рассматривая апелляцию, обнаружил, что заявление было серьёзное и должно было повлиять на решение, он приостанавливает слушания дела и направляет его в Верховный Конституционный Суд.
b. Верховный Конституционный Суд должен вынести решение по обвинению в течение 30 дней с момента занесения в его регистр.
Статья 148
Верховный Конституционный Суд не должен рассматривать конституционность законов, вынесенных президентом республики на референдум и получивших одобрение народом..
Статья 149
Закон регулирует принципы рассмотрения и вынесения решения по вопросам, находящимся в юрисдикции Верховного Конституционного Суда. Закон устанавливает количество его служащих и условия, необходимые для выполнения его членами. Он также указывает их иммунитет, обязанности, заработную плату и привилегии.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
ИСПРАВЛЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ
Статья 150
1. Президент республики, а также треть членов Народной Ассамблеи может внести предложение по исправлению Конституции.
2. Предложение о поправках в Конституции должно иметь предлагаемый текст, требуемый исправления, и причины внесения поправок;
3. Как только Народна Ассамблея получает предложение о поправке, она устанавливает специальный комитет для его рассмотрения.
4. Ассамблея обсуждает предложение о поправках. Если она его одобрила большинством трёх четвертей, исправление должно считаться финальным при том условии, что оно также одобрено президентом республики..
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ
ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ НОРМЫ
Статья 151
Преамбула Конституции считается неотъемлемой частью Конституции
Статья 152
Ни одно лицо, имеющее другое гражданство, кроме гражданства Сирийской Арабской республики, не может занимать пост президента республики, вице-президента, премьер-министра, заместителей премьер-министра, министров, членов Народной Ассамблеи или членов Верховного Конституционного суда.
Статья 153
Данная конституция не может быть исправлена позднее, чем за 18 месяцев до вступления в силу.
Статья 154
Действующее законодательство, принятое до одобрения данной Конституции, остается в силе, пока оно не будет исправлено в соответствии с её нормами при том условии, что поправка внесена в течение периода не большего, чем 3 года..
Статья 155
Срок службы действующего президента республики заканчивается по истечении 7 лет с его присяги в качестве президента. Он имеет право опять баллотироваться на пост президента. республики. Нормы статьи 88 данной Конституции применяются к нему, начиная со следующих президентских выборов.
Статья 156
Выборы первой Народной Ассамблеи по данной конституции должны быть проведены в течение 90 дней с даты её одобрения на референдуме.
Статья 157
Данная Конституция должна быть опубликована в официальном бюллетене и вступает в силу с момента одобрения.
Дамаск, 26 февраля 2012 года
Президент Республики
Башар аль-Асад