Устав D-8
Устав
Организации экономического сотрудничества «Развивающиеся восемь стран»
Преамбула
Мы, государства-члены Организации экономического сотрудничества D-8, в которую входят Народная Республика Бангладеш, Арабская Республика Египет, Республика Индонезия, Исламская Республика Иран, Малайзия, Федеративная Республика Нигерия, Исламская Республика Пакистан и Турецкая Республика:
15 июня 1997 года была создана Организация «Развивающаяся восьмерка», далее именуемая «D-8» ;
ПОДТВЕРЖДАЯ свою приверженность принципам и целям, изложенным в Стамбульской декларации;
ПРИНИМАЯ РЕШЕНИЕ и далее укреплять глубоко укоренившуюся историческую близость, существующую между государствами-членами и их народами, для эффективного сотрудничества во всех сферах для достижения их общих экономических целей развития;
БУДУЧИ РЕШИМЫ прилагать коллективные усилия для благосостояния своего народа, для улучшения социальных и экономических условий, в частности, для ликвидации нищеты и достижения более высоких стандартов жизни;
ЖЕЛАЯ создать прочную основу экономического сотрудничества в целях развития, охватывающую все сферы деятельности и направленную на улучшение экономических и социальных показателей, что приведет к качественным изменениям в жизни людей в государствах-членах;
ОСОЗНАВАЯ необходимость стремиться к глобальной международной экономической и финансовой системе, основанной на всеобщем членстве, консультациях, подотчетности, а также эффективном участии развивающихся стран в международных организациях и институтах принятия решений, которые влияют на всю международную систему, включая, в частности, интересы развивающихся стран;
ПРИЗНАВАЯ развивать и укреплять более тесное экономическое сотрудничество в целях получения выгод от региональных экономических группировок и использования коллективного экономического потенциала для получения преимуществ от такого сотрудничества для всех государств-членов;
БУДУЧИ ОБЯЗАНЫ выработать общий подход со стороны развивающихся стран в их торговых отношениях с развитым миром, в том числе, среди прочего, посредством усилий по созданию справедливых торговых механизмов,
включая политику и меры, обеспечивающие доступ на рынок, такие как устранение тарифных и нетарифных барьеров;
ПОДТВЕРЖДАЯ свою приверженность принципам и целям Устава Организации Объединенных Наций как основе плодотворного сотрудничества и стремления к демократизации международного аппарата и механизмов принятия решений в целях достижения справедливого международного порядка, основанного на верховенстве права и общепризнанных принципах международного права;
ПРИЗНАВАЯ с признательностью достижения Организации и ее существующих механизмов на сегодняшний день, а также стремясь далее работать институциональным образом в целях полной реализации огромного потенциала стран-членов, как индивидуально, так и коллективно, для дальнейшего социально- ¬экономического сотрудничества и устойчивого развития;
ПОДТВЕРЖДАЯ свое стремление к дальнейшему расширению плодотворного сотрудничества в максимально широком спектре областей в рамках сообщества D-8 и повышению уровня их развития до более высокой лиги, также имея в виду конечную цель — играть более значительную роль в мировой экономике и процессе глобализации;
ПРИНИМАЯ РЕШЕНИЕ расширять и укреплять сотрудничество Юг-Юг и усиливать активное участие в региональных и глобальных экономических институтах;
ВЫРАЖАЯ свою решимость обеспечить экологическую устойчивость в своем стремлении к долгосрочному развитию и глобальному партнерству в усилиях по реализации согласованных на международном уровне целей развития;
ПОДЧЕРКИВАЯ важную роль надлежащего управления и верховенства права как на национальном, так и на международном уровнях для устойчивого, инклюзивного и справедливого роста и развития;
ПРИЗНАВАЯ необходимость укрепления правовой и институциональной основы Организации как межправительственного института, а также дальнейшей кодификации требуемых принципов, правил и ценностей;
СОГЛАСИЛИСЬ о следующих статьях:
Глава 1
Цели и принципы сотрудничества
Цели
Статья 1
Цели D-8:
(a) Содействовать и активизировать совместные усилия по достижению устойчивого социально- ¬экономического развития путем эффективного использования экономического и социального потенциалов стран D-8;
(b) Содействовать повышению благосостояния, сокращению нищеты и улучшению качества жизни населения стран D-8,
(c) Дальнейшее укрепление экономических, социальных, технических и научных связей в рамках сообщества D-8;
(d) Содействовать развитию деятельности частного сектора, в том числе путем поощрения сотрудничества между торгово-промышленными палатами, совместных инвестиций между частными компаниями и государственно-частного партнерства, для достижения долгосрочной цели сбалансированного национального развития в странах D-8;
(e) Укреплять сотрудничество с другими странами, региональными и международными организациями, а также неправительственными организациями в целях содействия решению проблем и защиты интересов развивающихся стран;
(f) Стремиться играть эффективную роль в мировой экономике, соизмеримую с ее коллективным потенциалом и возможностями.
Принципы и сфера сотрудничества
Статья 2
- Государства-члены обязуются сотрудничать в соответствии со Стамбульской декларацией и настоящим Уставом, а также в соответствии с прошлыми и будущими решениями Организации.
- Сотрудничество в рамках Организации основывается на таких принципах, как братство, мир, диалог, справедливость, равенство, верховенство закона и демократия.
- Положения настоящего Устава не должны оказывать отрицательного влияния на двусторонние и многосторонние прерогативы и обязательства государств-членов, вытекающие из их членства в других региональных и международных организациях, а также из других международных соглашений, участниками которых они являются.
- Государства-члены должны разрешать все споры, возникающие в ходе экономического взаимодействия между ними и/или между их частными секторами, мирными средствами и дружественным образом в соответствии с установленными принципами.
- Сотрудничество будет охватывать, в частности, торговлю, промышленность, связь и информацию, финансы, банковское дело, совместные инвестиции, таможню, страхование и приватизацию, сельское хозяйство, развитие сельских районов, энергетику, шахты и минералы, транспорт и логистику, трудящихся-мигрантов, микрофинансирование и денежные переводы, науку и технологии, борьбу с нищетой и развитие людских ресурсов, окружающую среду, здравоохранение, туризм и гуманитарную помощь, а также другие возможные области, которые будут определены Советом министров или саммитами, а также политические консультации и координация на региональных и международных форумах.
Глава 2.
Членство
Статья 3 - Членами D-8 являются восемь стран-основателей, которые уже считаются Сторонами настоящего Устава и другие государства, которые могут присоединиться в будущем к Уставу в соответствии со статьей 3 Главы 2.
- Настоящий Устав остается открытым для присоединения любого Члена.
- Любая развивающаяся страна-член Организации Объединенных Наций, имеющая общие родственные и дружеские отношения с государствами-основателями и обязующиеся соблюдать цели и принципы D-8, изложенные в настоящем Уставе, могут подать заявку через Генерального секретаря на членство в Организации. При условии рекомендации Совета министров и одобрения на основе консенсуса Саммита Организация может принимать такие страны в качестве членов. Членство вступает в силу с момента присоединения страны-заявителя к настоящему Уставу путем подачи ратификационной грамоты в Секретариат.
- В соответствии с настоящим Уставом государства-члены имеют равные права и обязанности.
- Государства-члены принимают, уважают и принимают все необходимые меры для эффективного осуществления положений настоящего Устава и соблюдения всех обязательств, связанных с членством.
Наблюдатели
Статья 4 - Организация, на основании рекомендации Комиссии и при условии принятия консенсусного решения Советом министров, может принять и предоставить в качестве наблюдателя любое государство — члена Организации Объединенных Наций, разделяющее цели и принципы Организации, изложенные в настоящем Уставе, и желающее внести практический и ценный вклад в ее работу и достижение ее целей.
- Организация, на основании рекомендации Комиссии и при условии консенсуса Совета министров, может принимать и предоставлять статус наблюдателя другим региональным или международным организациям.
- Организация, на основании рекомендации Комиссии и консенсуса Совета министров, может принимать и предоставлять статус наблюдателя неправительственным организациям из государств-членов, специализирующимся в приоритетных областях работы D-8.
- По рекомендации Комиссии статус наблюдателя может быть приостановлен или прекращен Советом министров. Приостановление или прекращение вступает в силу немедленно после уведомления государства.
- Совет министров определяет характер взаимодействия наблюдателей во время сессий Организации, а также их взаимодействия с Организацией и Секретариатом Д-8 в правилах о статусе наблюдателя.
Глава 3
Главные органы D-8
Статья 5 - Главные органы Организации экономического сотрудничества D-8
должно быть:
a. Саммит глав государств и правительств
b. Совет министров
c. Комиссия
d. Секретариат
Саммит глав государств и правительств
Статья 6 - В состав Саммита входят главы государств и правительств стран-членов и он будет функционировать в качестве высшего органа Организации D-8.
- Саммит обсудит и примет решение по политике и руководящим принципам в отношении все вопросы для достижения целей Организации и может обсуждать любые вопросы, которые государства-члены считают важными.
- Саммит созывается один раз в два года на территории одного из Государства-члена по ротации. Саммит принимает решение путем консультаций о дате и месте проведения своей следующей встречи.
- Повестка дня саммита будет подготовлена Советом министров при содействии Комиссии и Секретариата.
Совет министров
Статья 7 - Совет состоит из министров иностранных дел Государств-членов. Он функционирует в соответствии с руководящими принципами и политическими директивами Саммита.
- Совет действует как форум для всестороннего обсуждения и рассмотрения всех вопросов, стоящих перед Организацией, и компетентен принимать все решения в качестве органа под руководством Саммита.
- Совет рассматривает отчеты, представленные Комиссией, и принимает Рекомендации и решения, которые должны быть представлены на рассмотрение Саммита. Он может делегировать Комиссии любую задачу, которую сочтет необходимой.
- Совет несет ответственность за подготовку всех официальных документов, подлежащие рассмотрению на Саммите.
- Совет собирается один раз в год или чаще, если это необходимо на территории Председатель государства-члена в должности или любые государства-члены или другие места, которые будут согласовано. Перед каждым Саммитом будет проводиться заседание Совета.
Комиссия
Статья 8 - Комиссия является исполнительным органом Организации и выполняет функции под руководством Совета министров.
- Комиссия будет состоять из старших должностных лиц министерств из Министерств иностранных дел, желательно в ранге посла, назначаемые в качестве комиссаров соответствующими правительствами.
- Каждый комиссар выполняет функции национального координатора в своем соответствующей стране.
- Комиссия представляет отчет о своей деятельности Совету и также представляет Совету проект предварительной повестки дня, проект рабочей программы Совета и Саммита, а также проекты решений и деклараций Саммита.
- Комиссия создает постоянные комитеты и специальные комитеты, группы, по мере необходимости проверяет их отчеты и контролирует их деятельность.
- Комиссия собирается не реже двух раз в год; один раз непосредственно перед Советом. Комиссия может созывать специальные/внеочередные заседания по мере необходимости для рассмотрения вопросов, порученных Советом или Саммитом.
- Комиссия принимает свою собственную повестку дня и программу работы по на основе решений и директив Совета и Саммита.
Секретариат
Статья 9 - Секретариат должен инициировать, координировать и контролировать реализацию всех мероприятий и совещаний D-8, связанных с главными органами и техническими совещаниями. Общие обязанности, функции и другие вопросы, регулирующие повседневную деятельность Секретариата, охватываются Положениями о персонале.
- Секретариат состоит из Генерального секретаря, который является главным административным сотрудником Организации и также персонал, который установлен в Уставе, а также определяется Организацией.
- Генеральный секретарь назначается по рекомендации Совета министров на основе консенсуса из числа граждан государств-членов и одобрения Саммитом на невозобновляемый четырехлетний срок в соответствии с принципом ротации в алфавитном порядке с учетом компетентности, честности и опыта. Генеральный секретарь будет иметь ранг посла на дипломатической службе государства-члена.
Статья 10 - Генеральный секретарь выполняет следующие обязанности:
a. Координировать и гармонизировать работу Организации, в том числе эффективный контроль за выполнением рекомендаций и решений главных органов Д-8;
b. Инициировать, предлагать и докладывать главным органам о вопросах, которые могут служить или нанести ущерб целям Организации;
c. Оказывает содействие принимающей стране в подготовке к заседаниям Саммита, Совета министров и Комиссии в части подготовки повестки дня и программы работы в координации с государством-членом, председательствующим в Организации;
d. Оказывать содействие принимающей стране в подготовке встреч D-8 в объеме предоставления таких услуг, как подготовка проекта повестки дня, программы работы, решений, рекомендаций и деклараций. Отчеты всех заседаний готовятся принимающей страной в консультации с представителями Секретариата, присутствующими на заседании, и официально передаются в Секретариат немедленно после принятия для распространения среди государств-членов;
e. Подготовка рабочих документов и меморандумов для реализации принятых решений Саммитом, Советом министров и другими отраслевыми министерскими совещаниями;
f. Организовать при содействии государств-членов технические и отраслевые встречи и мероприятия;
g. Готовит программу работы и годовой бюджет Секретариата;
h. Содействовать и координировать коммуникацию, консультации и обмен информацией между государствами-членами по всем вопросам, входящим в сферу деятельности Организации и имеющим значение для государств-членов;
i. Выполнять любые обязанности, возложенные на него Саммитом или Советом министров;
j Представлять ежегодный отчет Совету министров и двухгодичный отчет Саммиту по работе Организации;
к. Предлагать создание вспомогательных и/или специальных органов для содействие достижению целей Организации.
Статья 11
При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или принимать указания от какого-либо правительства или органа, кроме Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб их положению как международных гражданских служащих, ответственных только перед Организацией. Государства-члены должны уважать этот исключительно международный характер и не должны пытаться каким-либо образом влиять на них при исполнении ими своих обязанностей. Условия службы сотрудников регулируются положениями о персонале.
Представительство Секретариата
Статья 12 - Генеральный секретарь присутствует на всех заседаниях главных органов вместе с необходимым персоналом, делает устные заявления и представляет письменные заявления/отчеты, а также при необходимости дает разъяснения по обсуждаемым вопросам.
- В случае отсутствия Генерального секретаря на любом заседании главных органов его представляет назначенный представитель, который может делать устные заявления и, при необходимости, давать разъяснения по обсуждаемым вопросам.
- Генеральный секретарь представляет Организацию во внешних сношениях. Он также может назначать члена(ов) персонала представлять Организацию, где это уместно.
- Генеральный секретарь может направить одного или нескольких своих сотрудников для участия в технических совещаниях.
Глава 4
Технические встречи
Статья 12 - Государства-члены должны проводить технические совещания, такие как отраслевые министерские совещания, встречи, рабочие группы, семинары, форумы, встречи высокопоставленных технических должностных лиц, круглые столы и целевые группы, состоящие из старших экспертов, для обмена мнениями, обсуждения, переговоров и внесения предложений по направлениям деятельности и областям сотрудничества D-8.
- Круг ведения всех технических совещаний определяется принимающей стороной страны и согласовываются государствами-членами до проведения таких встреч.
- Принимающая страна подготавливает по согласованию с Секретариатом отчеты обо всех технических совещаниях и их незамедлительное представление Комиссии для рассмотрения, вынесения рекомендаций и принятия последующих мер.
Глава 5
Председатель Д-8
Статья 13 - Государство-член, принимающее Саммит, принимает на себя функции Председателя D-8 и приложит все усилия для содействия достижению целей Организации до следующего Саммита.
- Председатель Д-8 председательствует на всех заседаниях главных органов и Технических совещаний. Для всех совещаний D-8 представитель следующего председателя может выступать в качестве сопредседателя совещания.
Глава 6
Правила процедуры
Официальный язык
Статья 14
Английский язык является официальным языком Организации на всех заседаниях, документах и переписке.
Повестка дня
Статья 15 - Секретариат готовит по согласованию с Председателем Д-8 и принимающей страной проект повестки дня для всех заседаний главных органов Организации.
- Для всех других встреч D-8, за исключением случаев, указанных в пункте 1 выше, принимающая страна должна подготовить повестку дня, программу работы, круг ведения и административные процедуры и предоставить их в Секретариат D-8 для распространения не позднее, чем за один месяц до соответствующей встречи.
Проведение собраний
Статья 16 - Заседания главных органов регулируются Правилами процедуры Организации.
- Присутствие простого большинства государств-членов составляет кворум на заседаниях D-8.
- Внеочередные заседания Комиссии, Совета и/или Саммита могут проводиться по запросу государств-членов. Одно или несколько государств-членов могут предложить созвать внеочередное заседание Комиссии, Совета и/или Саммита. Предложение должно быть направлено Действующему председателю не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты заседания вместе с подтверждающими документами, объясняющими обоснование такого заседания. Действующий председатель должен распространить предложение среди государств-членов вместе с подтверждающими документами. Внеочередное заседание должно быть созвано, если хотя бы одно государство-член не выдвинет возражений в течение 7 дней после получения уведомления. Внеочередное заседание должно быть созвано на территории запрашивающего государства-члена с согласия Действующего председателя.
- Заседания главных органов Организации проводятся на территории государств-членов по принципу ротации. Таким образом, любое государство-член имеет право принимать технические совещания D-8. Модальность проведения таких совещаний решение принимается Комиссией.
Принятие решений
Статья 17 - Все решения на Саммите, Совете и Комиссии принимаются по общему согласию.
- Решения на технических заседаниях D-8 могут приниматься простым большинством голосов присутствующих и голосующих членов. В случае расхождения во мнениях заинтересованные государства-члены могут зафиксировать свои позиции или воспользоваться правом оговорки.
Глава 7
Внешние связи
Статья 18 - D-8 может устанавливать взаимовыгодные отношения сотрудничества с другими государствами, региональными или международными организациями, учреждениями и неправительственными организациями с целью установления партнерских отношений и/или инициирования совместных проектов. Характер и масштаб такого сотрудничества определяются Советом министров на основе консенсуса.
- Представители государств, международных и региональных организаций, учреждений или неправительственных организаций могут быть приглашены на церемонии открытия и/или закрытия Саммита по инициативе принимающей страны при условии предварительного уведомления всех государств-членов.
Глава 8
Разрешение споров
Статья 20 - В случае возникновения спора между двумя или более государствами-членами относительно толкования или применения настоящего Устава, Стороны спора консультируются и, при необходимости, доводят спор до сведения Совета для рассмотрения и принятия соответствующего решения. Генеральный секретарь также может быть проконсультирован или ему может быть предложено использовать свои добрые услуги.
- В случае серьезного нарушения Устава или несоблюдения его положений вопрос передается на рассмотрение Саммита и принятия соответствующего решения.
Глава 9
Бюджет и финансы
Бюджет
Статья 21 - Бюджет Секретариата финансируется за счет взносов государств-членов на основе шкалы взносов, установленной Советом министров.
- «Финансовые положения Секретариата Д-8» регулируют все вопросы связанные с бюджетом и финансами. Любое изменение настоящих правил требует надлежащего рассмотрения и принятия решения Советом.
- Секретариат готовит бюджет на каждый год до конца марта предыдущего года и представляет его Комиссии для рассмотрения, принятия и рекомендации Совету для окончательного утверждения.
Добровольные взносы
Статья 22
В соответствии с целями и принципами D-8 ¬приветствуются добровольные и/или проектные взносы от государств-членов D-8, других стран, международных организаций, учреждений, частных корпораций или неправительственных организаций. Необходимые условия для управления такими взносами принимаются Советом по рекомендации Комиссии. Фонды подлежат аудиту и инспекции таким же образом, как и регулярный бюджет Организации.
Глава 10
Правовые положения
Правосубъектность D-8
Статья 23
D-8, как межправительственная организация, обладает правосубъектностью и правоспособностью.
Привилегии и иммунитеты
Статья 24 - D-8 пользуется на территориях государств-членов такой правосубъектностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для осуществления его функций и достижения его целей и задач.
- Привилегии и иммунитеты сотрудников Секретариата в стране пребывания устанавливаются в Соглашении о штаб-квартире.
- Представители государств-членов и должностные лица Организации пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Соглашении о штаб-квартире.
Снятие
Статья 25 - Любое государство-член может выйти из Организации путем официального уведомления Секретариата D-8.
- Выход из состава участников вступает в силу по окончании финансового года даты уведомления. Все обязательства остаются в силе до их полного исполнения.
Глава 11
Поправки
Статья 26 - Любое государство-член может предложить поправки к настоящему Уставу через Секретариат. Поправки к Уставу вносятся Советом по рекомендации Комиссии.
- Поправки к настоящему Уставу вступают в силу для всех членов после их принятия на основе консенсуса членами Совета и ратификации в соответствии с их конституционными процедурами всеми членами Совета.
Глава 12
Заключительные положения
Статья 27 - Устав ратифицируется государствами-членами в соответствии с их конституционной практикой, а ратификационная грамота сдается на хранение в Секретариат. Секретариат официально информирует государства-члены о получении каждой ратификационной грамоты.
- Устав вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой получения Секретариатом ратификационных грамот пяти государств-членов.
- Для каждого государства-члена, ратифицирующего настоящий Устав после даты его вступления в силу, как предусмотрено в пункте 2, она вступает в силу с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты этим государством.
- Настоящий Устав составлен в одном подлинном экземпляре на английском языке.
В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Устав.
Совершено в Исламабаде, Пакистан, 22 ноября 2012 года на английском языке в одном подлинном экземпляре.
За Народную Республику Бангладеш
За Арабскую Республику Египет
За Республику Индонезия
За Исламскую Республику Иран
За Малайзию
За Федеративную Республику Нигерия
За Исламскую Республику Пакистан
За Турецкую Республику