Хартия мусульман Европы
Хартия мусульман Европы
С начала 2000 года Федерация исламских организаций Европы (FIOE) обсуждала вопрос о создании хартии мусульман Европы, в которой излагались бы общие принципы для лучшего понимания ислама и основы интеграции мусульман в общество в контексте гражданства.
FIOE сформировал комитет для подготовки Хартии, который обсуждался на уровне руководства организаций. Затем Хартия была представлена многим европейским исламским организациям на семинаре, в котором приняли участие их представители и который состоялся в Брюсселе в январе 2002 года. Затем проект был широко распространен, чтобы включить как можно большее количество мусульманских организаций для добавления своих комментариев и предложений.
После одобрения поправок и их надлежащего включения в Хартию был готов окончательный вариант Хартии. Его подписали мусульманские организации из 28 европейских государств; их список приведен в сопроводительном документе.
После этого подписание хартии будет открыто для всех организаций, которые решат ее принять.
Введение в Хартию:
Несмотря на свое разнообразие, мусульмане Европы разделяют общие ценности и принципы. Чтобы представить это европейскому обществу, им необходимо ясно выразить свои религиозные убеждения и характер своего присутствия в Европе.
Целью настоящей хартии является определение ряда принципов в соответствии с общим пониманием ислама в европейском контексте и установление в дальнейшем основ более позитивного взаимодействия с обществом.
Обоснование необходимости такой хартии включает в себя:
- Вклад ислама в современную Европу, а также укоренившееся исламское присутствие, представленное мусульманами во многих восточноевропейских государствах. Аналогичным образом, создание мусульманских общин в нескольких западноевропейских странах стало свидетелем перехода от временного присутствия иностранных мигрантов к более постоянному присутствию.
«Присутствие мусульман в Европе требует такой структуры гражданства, которая основана на справедливости, равенстве прав, уважении различий и признании мусульман как европейского религиозного сообщества. - В связи с расширением и развитием Европейского Союза возникает необходимость в более тесном сотрудничестве между мусульманами Европы.
- Необходимость укрепления ценностей взаимопонимания, работы на благо мира и благосостояния общества, умеренности и межкультурного диалога, свободного от любых наклонностей к экстремизму и исключению.
- Значимость ислама в мире, его духовный, человеческий и цивилизационный потенциал требуют сближения с Западом, и с Европой в частности, для обеспечения справедливости и мира во всем мире.
Эти соображения побудили европейские мусульманские организации разработать настоящую хартию в надежде усилить роль мусульман в деле принесения пользы европейскому обществу и помочь ему наладить связи с остальным мусульманским миром.
Статьи Хартии
Раздел первый: о понимании ислама:
- Наше понимание ислама основано на неизменных, базовых принципах, вытекающих из подлинных источников ислама: Корана и пророческих преданий (Сунны), в рамках мусульманского научного консенсуса и с учетом фактора времени, а также специфики европейской действительности.
- Истинный дух ислама основан на умеренности, как расширенной от Универсальных Целей (Макасид) этой религии. Эта умеренность избегает как распущенности, так и чрезмерности и примиряет разум и божественное руководство, принимая во внимание материальные и духовные потребности человека, со сбалансированным взглядом на жизнь, который объединяет реальность следующей жизни с конструктивной работой в этом мире.
- В своих принципах, правилах и ценностях Ислам можно структурировать вокруг следующих трех областей: вероучение, выраженное в шести столпах веры — Вера в Бога, Ангелов, откровенные книги, посланников, будущую жизнь и Божественный указ; Шариат, выраженный в актах Поклонения и человеческого взаимодействия; и Этический кодекс, который закладывает основы для хорошей жизни. Эти три взаимосвязанные области являются взаимодополняющими и направлены на удовлетворение Интересов (Маслаха) человечества и предотвращение вреда от него.
- Общими характеристиками ислама являются акцент на человеческом измерении, гибкость законодательства и уважение к многообразию и естественным различиям между людьми.
- Ислам чтит людей. Эта честь охватывает всех детей Адама, как мужчин, так и женщин, без дискриминации. В силу этой чести люди должны быть защищены от всего, что оскорбляет их достоинство, вредит их умственным способностям, наносит вред их здоровью или нарушает их права, эксплуатируя их уязвимость.
- Ислам уделяет особое внимание социальному измерению и призывает к состраданию, взаимной поддержке, сотрудничеству и братству. Эти ценности применяются, в частности, к правам родителей, родственников и соседей, но также и к бедным, нуждающимся, больным, пожилым и другим, независимо от их расы или вероисповедания.
- Ислам призывает к равенству между мужчиной и женщиной в рамках человеческого достоинства и взаимного уважения и считает, что сбалансированная жизнь — это жизнь, в которой отношения между мужчиной и женщиной гармоничны и взаимодополняемы. Он однозначно отвергает все представления или действия, которые подрывают женщин или лишают их законных прав, независимо от определенных обычаев и привычек некоторых мусульман. Ислам скорее подтверждает незаменимую роль женщин в обществе и решительно выступает против эксплуатации женщин и обращения с ними как с простыми объектами желания.
- Ислам считает, что семья, основанная на узах брака между мужчиной и женщиной, является естественной и необходимой средой для воспитания будущих поколений. Семья является непременным условием счастья личности и стабильности общества. Таким образом, Ислам подчеркивает важность принятия всех мер для укрепления семьи и ее защиты от всего, что ослабит или маргинализирует ее роль.
- Ислам уважает права человека и призывает к равенству всех людей; он отвергает все формы расовой дискриминации и призывает к свободе. Он осуждает принуждение в религии и допускает индивидуальную свободу совести. Однако ислам призывает к тому, чтобы свобода осуществлялась в соответствии с моральными ценностями, так, чтобы она не ущемляла права других.
- Ислам призывает к взаимному знакомству, диалогу и сотрудничеству между людьми и народами с целью укрепления стабильности и обеспечения мира во всем мире. Термин джихад, который встречается в исламских текстах, означает приложить все усилия к добру, начиная с исправления себя и заканчивая распространением истины и справедливости среди людей. Джихад в его понимании как война рассматривается как одно из средств, доступных любому суверенному государству, когда ему необходимо защитить себя от агрессии. Учения ислама в этом отношении соответствуют международному праву. Основываясь на таком понимании джихада, ислам отвергает насилие и терроризм, поддерживает справедливые дела и подтверждает право всех людей защищать себя законными средствами.
- Ислам предписывает мусульманам быть честными и соблюдать свои клятвы; запрещая измену и предательство. Он также предписывает им стремиться к совершенству в отношениях с другими людьми, а также с остальным творением.
- Учитывая достоинства совещательного совета (шура) и принимая во внимание человеческий опыт в политической, законодательной и конституционной сферах, ислам утверждает принципы демократии, основанные на плюрализме, свободе выбора политических институтов и мирной смене власти.
- Ислам призывает людей использовать природу ответственным образом. Это требует сохранения окружающей среды и ее защиты от всех причин загрязнения и вреда, а также от всего, что может разрушить хрупкое равновесие природы. Аналогичным образом, он требует защиты природных ресурсов и запрещает жестокое обращение с животными, чрезмерное потребление и растрату богатств.
Раздел второй: присутствие мусульман в обществе:
Принципы взаимодействия между мусульманами: - Несмотря на этническое и культурное разнообразие и принадлежность к различным школам исламского права и мысли, мусульмане Европы составляют единое религиозное образование в рамках исламских принципов, объединенное братством. Они также связаны друг с другом, в каждой европейской стране, своей принадлежностью к одному и тому же национальному образованию. Любая дискриминация, возникающая между ними по признаку этнического происхождения, противоречит ценностям ислама, который подчеркивает единство.
- Учитывая основные принципы своей религии и общие интересы, мусульмане Европы призываются объединиться, сотрудничать и координировать усилия своих различных учреждений и организаций. Это не должно не признавать естественное разнообразие, которое существует среди них, в рамках ислама, как это в целом согласовано ученым консенсусом.
- Помимо принадлежности к стране, в которой они проживают, и приверженности требованиям гражданства, мусульмане Европы сохраняют связи с собратьями-мусульманами в силу нормальных отношений, существующих между членами одной общины.
О гражданстве: - Мусульмане Европы уважают законы страны и власти, которые их поддерживают. Это не должно мешать им индивидуально или коллективно защищать свои права и выражать свое мнение, исходя из их конкретных интересов как религиозной общины или по любому общему вопросу, который касается их как граждан. Всякий раз, когда возникает конфликт в отношении определенных законов и вопросов, которые являются специфическими для религии, следует обращаться к соответствующим властям, чтобы прийти к подходящим и жизнеспособным решениям.
- Мусульмане Европы придерживаются принципа нейтралитета государства в религиозных вопросах. Это означает справедливое отношение ко всем религиям и позволяет тем, кто придерживается религиозных ценностей, выражать свои убеждения и практиковать обряды своей религии как индивидуально, так и в группах, в соответствии с европейскими и международными хартиями и договорами о правах человека. Поэтому мусульмане имеют право, как религиозные общины, основывать мечети, религиозные, образовательные и благотворительные учреждения , практиковать свою религию в повседневных делах, таких как питание, одежда и другие потребности.
- Будучи гражданами Европы, мусульмане Европы считают своим долгом работать на общее благо общества. Их стремление к общему благу так же важно, как и защита своих прав. Наконец, подлинное понимание ислама требует от мусульман быть активными и продуктивными гражданами, которые приносят пользу обществу.
- Мусульманам Европы настоятельно рекомендуется позитивно интегрироваться в свои общества на основе гармоничного баланса между сохранением мусульманской идентичности и обязанностями гражданства. Любая форма интеграции, которая не признает право мусульман на сохранение своей исламской личности и право выполнять свои религиозные обязанности, не служит интересам ни мусульман, ни европейских обществ, к которым они принадлежат.
- Мусульман Европы призывают участвовать в политическом процессе в качестве активных граждан. Настоящее гражданство включает в себя политическую активность , от голосования до участия в политических институтах. Этому будет способствовать, если эти институты будут открыты для всех членов и слоев общества, открытие, которое учитывает компетентность и идеи.
- Мусульмане Европы подчеркивают свое уважение к плюрализму и религиозному и философскому разнообразию многокультурных обществ, в которых они живут. Они считают, что ислам утверждает разнообразие и различия, которые существуют между людьми, и не испытывает дискомфорта от этой многокультурной реальности. Напротив , ислам призывает членов общества ценить и обогащать друг друга через свои различия.
Вклад ислама в Европу: - Ислам, следуя своим универсальным и гуманным принципам, придерживается принципа сближения всех людей, которые уважают права других и их особенности, которые соблюдают правила справедливости среди людей в вопросах взаимоотношений и сотрудничества. Исходя из этих принципов, мусульмане Европы считают своим долгом участвовать в укреплении отношений между Европой и мусульманским миром. Это требует устранения всех предрассудков и негативных образов, которые стоят между исламом и Западом, чтобы построить связи сближения между людьми и установить мосты плодотворных обменов между различными цивилизациями.
- Учитывая его богатое культурное наследие и акцент на человечности, ислам, посредством своего присутствия в Европе, может участвовать в укреплении важных ценностей в современном обществе, таких как справедливость, свобода, братство, равенство и солидарность. Ислам отдает приоритет моральным соображениям, а также научному, техническому и экономическому прогрессу. Это участие может быть полезным и обогащающим для всего общества .
- Мусульманское присутствие в Европе представляет собой ключевой элемент в установлении лучшего общения и сосуществования между различными религиями и верованиями, поощряя дискуссии между различными верами и идеологиями. Это, несомненно, укрепит путь к глобальному миру.
- Благодаря своему религиозному и культурному наследию, а также присутствию во многих европейских государствах, мусульмане Европы представляют собой усиливающий элемент в усилиях по укреплению Европейского Союза. Благодаря своему разнообразному религиозному и культурному составу Европа может выступать в качестве важного цивилизационного указателя с ключевой ролью в поддержании международной стабильности между влиятельными мировыми державами.
«О люди! Воистину, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас различными народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга» [Коран; Сура 49: Аят 13]