Конституция Чада

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ЧАД
Принята 31 марта 1996 года
ПРЕАМБУЛА
28 ноября 1958 года Республика Чад объявила о провозглашении своего национального и международного суверенитета 11 августа 1960 года.
С этого момента страна претерпела институциональные изменения и изменения политического строя.
Годы диктатуры и единой политической партии мешали расцвету демократической культуры и политического плюрализма.
Предыдущие разнообразные авторитарные режимы создавали и поддерживали регионализм, племенной строй, семейственность, социальное неравенство, нарушение прав человека и фундаментальных личных и коллективных свобод, последствиями которых стали войны, политическое насилие, злоба, нетерпимость и презрение между различными сообществами из которых состоит республика Чад.
Тем не менее, политический и институциональный кризис, сотрясавший республику Чад в течение трех десятилетий, не подорвал желание народа республики Чад построить государство, живущее на принципах достоинства, свободы, мира и процветания.
Поэтому, благодаря национальной суверенной конференции, прошедшей 15 января 1993 года в Нджамене, где собрались представители политических партий, ассоциаций гражданского общества, представители светской и религиозной власти, представители сельских регионов и бизнесмены народ республики Чад вновь обрел уверенность и дал толчок к развитию новой эры.
Поэтому, мы народ Чада:
– подтверждаем настоящей Конституцией свое желание жить вместе уважать представителей различных этносов, вероисповеданий, регионов и культур; построить правовое государство и единую нацию, основанную на принципах уважения гражданских свобод и фундаментальных прав человека, человеческого достоинства и политического плюрализма, на африканских ценностях солидарности и братства;
– повторно подтверждаем наше согласие с принципами прав человека, определенных в Хартии ООН 1945 года, Универсальной декларацией прав человека от 1948 года, Африканской Хартий прав Человека и Нации от 1981 года;
– Торжественно провозглашаем о нашем праве и обязанности противостоять и не повиноваться каждому лицу, государству, захватившему власть силой или с нарушением норм данной Конституции.
– Подтверждаем свое полное неприятие любому политическому режиму, основанному на произволе, диктатуре, несправедливости, коррупции, взяточничестве, семейственности, клановом, племенном и концессионном строе и силовом захвате власти;
– Подтверждаем свое желание мирно и дружественно сотрудничать со всеми государствами, разделяющими наши идеи свободы, справедливости и солидарности на основе принципов равенства, взаимной выгоды, уважения и государственного суверенитета, территориальной целостности и невмешательства;
– Заявляем о своей поддержке Африканского Союза и желании принимать участие в региональной и межрегиональной интеграции;
– Торжественно провозглашаем данную конституцию высшим законом государства.
Данная преамбула является неотъемлемой частью Конституции.
РАЗДЕЛ I: О ГОСУДАРСТВЕ И О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Статья 1
Республика Чад является суверенной, независимой, светской, социальной и неделимой республикой, основанной на принципах демократии, главенства закона и справедливости.
Конституция подтверждает отделение церкви от государства.
Статья 2
Площадь республики один миллион двести восемьдесят четыре тысячи квадратных километров(1 284 000) км2, состоит из децентрализованных территориальных коллективов, автономия которых гарантируется данной Конституцией.
Статья 3
Суверенитет государства принадлежит народу, который пользуется его преимуществами непосредственно через референдум, косвенно через избранных ими представителей.
Ни одно сообщество, корпорация, политическая партия или ассоциация, синдикат, частное лицо или группа лиц не может присвоить себе суверенитет государства.
Условия проведения референдума определены данной Конституцией и органическим законом.
Статья 4
Превосходство политических партий определяется посредством выборов. Политические партии формируются на добровольной основе и выполняют свои полномочия на основе требований законодательства и уважении принципов национального суверенитета, территориальной целостности, национального единства и плюрализма.
Статья 5
Любая пропаганда этнического, племенного, регионального и конфессионального характера направленная на подрыв национального единства и светскости государства запрещена.
Статья 6
Выборы могут быть общенациональными, прямыми или косвенными, открытыми и тайными.
Граждане Чада обеих полов с двадцати восьми лет, имеющие права и возможности выполнять свои гражданские и политические права на условиях, определенных законом.
Статья 7
Принцип выполнения власти – Правительство народа и для народа, основанное на разделении исполнительной законодательной и судебной власти.
Статья 8
Национальная эмблема – трехцветный флаг, с голубыми, золотистыми и красными вертикальными полосками равной длины. Голубая полоска находится рядом с древком.
Девиз Республики Чад – Единство – Работа – Прогресс.
Национальный гимн – Чадский.
Столица Республики – Нджамена.
Статья 9
Официальные языки – французский и арабский
Закон определяет популяризацию и развитие национальных языков.
Статья 10
Закон определяет печать и герб республики Чад
Статья 11
Закон определяет условия приобретения и отказа от гражданства Чада.
РАЗДЕЛ II: СВОБОДЫ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 12
Конституция и закон признает и гарантирует выполнение фундаментальных прав и свобод граждан в определенных им формах.
Статья 13
Граждане Чада обеих полов имеют одинаковые права и одинаковые обязанности.
Они равны перед законом.
Статья 14
Государство гарантирует каждому без различия по происхождению, расе, полу, политическим взглядам и социальному статусу равенство перед законом.
Задача государства контролировать уничтожение всех форм дискриминации по отношению к женщине и гарантировать защиту их прав во всех сферах частной и общественной жизни.
Статья 15
Принимая во внимание политические права, иностранцы, регулярно посещающие территорию республики Чад, обладают теми же правами и свободами что и граждане республики Чад. Их обязанность следовать Конституции, законам и правилам республики.
Статья 16
Права юридических лиц гарантированы настоящей Конституцией.
ГЛАВА I: ФУНМАДЕНТАЛЬНЫЕ СВОБОДЫ И ПРАВА.
Статья 17
Человек священен и неприкосновенен
Каждый человек имеет право на жизнь, неприкосновенность личности, безопасность, свободу, защиту частной жизни и собственности.
Статья 18
Никто не может быть принужден ни к выполнению унизительной и оскорбительной работы. Ни к кому не имеют право относиться в унизительно оскорбительном тоне или пытать.
Статья 19
Каждый индивидуум имеет право на свободное развитие своей личности, уважая права других, обычаев и общественного порядка.
Статья 20
Никто не должен содержаться в рабстве или кабале.
Статья 21
Аресты и незаконные и судебные задержания запрещены.
Статья 22
Никого не могут держать в тюрьме, если его действия не подпадаю под статью действующего уголовного кодекса.
Статья 23
Человека могу арестовать или обвинить только на основании закона с предварительным обнародованием вменяемого ему правонарушения.
Статья 24
Каждый человек обладает презумпцией невинности, пока не доказана его вина на судебном процессе, где каждому предоставляется обязательная гарантия на защиту.
Статья 25
Каждый человек лично несет ответственность за свои правонарушения. Никто не может нести ответственность и преследоваться за правонарушения, совершенные другими лицами.
Статья 26
Запрещено применение народных и традиционных правил по коллективной уголовной ответственности.
Статья 27
Каждому человеку гарантирована свобода мнения и выражения, сообщения, выбора религиозных взглядов, чтения прессы, создания ассоциаций, проведения собраний, свобода передвижения, участия в митингах и кортежах.
Такие свободы ограничены только уважением свобод остальных и поддержания общественного порядка и правил приличия.
Закон определяет условия выражения вышеуказанных свобод.
Статья 28
Конституция признает право на создание профсоюзов.
Каждый гражданин имеет право присоединиться к любому профсоюзу по своему желанию.
Статья 29
Граждане имеют право на проведение забастовок.
Данное право регулируется в рамках закона, определяющего порядок их проведения.
Статья 30
Роспуск политических ассоциаций, политических партий и профсоюзов может производиться только на условиях, предусмотренных в уставах или на юридических основаниях.
Статья 31
Каждый гражданин Чада имеет право на прием государственного служащего без какой-либо дискриминации на условиях, определенных для каждого государственного служащего.
Статья 32
Государство признает право каждого гражданина на работу.
Государство гарантирует работнику соответствующее вознаграждение за предоставленные им услуги или объем выработки.
Ни один гражданин не может быть притеснен на работе по признаку происхождения, мнения, пола или семейного положения.
Статья 33
Каждый гражданин Чада имеет право на культуру.
Государство обязано беречь и популяризировать национально-культурные ценности.
Статья 34
Каждый гражданин имеет право на создание, защиту и использование своей интеллектуальной и художественной собственности.
Государство обеспечивает развитие и защиту национально культурного наследия и создания художественных и литературных произведений.
Статья 35
Каждый гражданин имеет право на образование.
Государственное образование – светское и бесплатное.
В стране существует частное образование, которое функционирует на условиях, определенных законом.
Базовое образование является обязательным.
Статья 36
Государство и децентрализованные территориальные коллективы создают условия и учреждения для дошкольного воспитания.
Статья 37
Семья рассматривается как естественная и моральная основа общества.
Государство и децентрализованные территориальные коллективы обязаны контролировать благополучие семьи.
Статья 38
Воспитание и обучение детей считается естественным правом и обязанностью родителей. Государство и территориальные децентрализованные коллективы оказывают им поддержку.
Дети не могут быть отделены от родителей или опекунов, за исключением случаев, когда последние игнорируют свои обязанности.
Статья 39
Государство и децентрализованные территориальные коллективы создают условия для развития и благополучия молодежи.
Статья 40
Государство прилагает все усилия для помощи гражданам, которые ввиду своего возраста, физической или психической несостоятельности не могут работать посредством социальных служб.
Статья 41
Частная собственность священна и неприкосновенна.
Никто не может быть лишен своей собственности за исключением случаев, когда лишение собственности общественно обосновано и является справедливой мерой наказания, определенной судом.
Статья 42
Жилище неприкосновенно. В жилье никто не может производить обыск за исключением случаев, предписанных законом.
Статья 43
Каждый гражданин Чада имеет право выбирать место жительства на территории своего государства.
Статья 44
Каждый гражданин Чада имеет право свободного перемещения по территории государства, право свободного въезда и выезда.
Статья 45
Закон гарантирует конфиденциальность переписки и общения.
Статья 46
Иностранные граждане имеют право просить убежища на условиях, определенных законом.
Экстрадиция политических беженцев запрещена.
Статья 47
Каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду.
Статья 48
Государство и децентрализованные территориальные коллективы обязаны контролировать защиту окружающей среды.
Закон определяет условия хранения, работы и вывоза токсических или загрязняющих отходов от государственной деятельности.
Транзит, импорт, хранение, закапывание, сброс посторонних токсических или загрязняющих отходов запрещен.
ГЛАВА II: ОБЯЗАННОСТИ
Статья 49
Каждый гражданин обязан уважать конституцию, законы, правила, государственные учреждения и символику.
Статья 50
Государственная собственность – неприкосновенна. Все граждане обязаны уважать и защищать государственную собственность.
Статья 51
Каждый гражданин Чада обязан защищать родину и государственную целостность.
Служба в армии обязательна.
Закон определяет условия прохождения службы в армии.
Статья 52
Каждый гражданин обязан уважать и защищать окружающую среду.
Статья 53
Каждый гражданин участвует в государственных расходах исходя их количества доходов и богатства.
Статья 54
Никто не имеет права использовать свои религиозные или философские взгляды с целью уклонения от выполнения обязательств, продиктованных национальными интересами.
Статья 55
Государство обязано защищать законодательные интересы граждан Чада, находящихся за рубежом.
Статья 56
Государство гарантирует политический нейтралитет администрации, вооруженных сил и служб безопасности.
Статья 57
Полный и постоянный суверенитет государства распространяется на все природные богатства и ресурсы, которые используются на благо всех граждан государства.
Однако государство может предоставлять частным лицам возможность исследования и добычи природных ресурсов.
Статья 58
Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности
РАЗДЕЛ III: ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 59
Исполнительная власть осуществляется Президентом и Правительством республики.
ГЛАВА I: ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 60
Президент Республики является главой государства.
Президент контролирует уважение Конституции.
Своим судом Президент гарантирует постоянное функционирование государственной власти и целостность государства.
Президент выступает гарантом независимости, суверенитета и единства государства, территориальной целостности и уважения соглашений и международных договоров.
Статья 61
Президент избирается на пять лет посредством открытого голосования всех граждан.
Президент может избираться на повторный срок только один раз.
Статья 62
Граждане Чада обеих полов могут выдвигать свои кандидатуры на пост Президента Республики в случае своего соответствия следующим требованиям:
– являться гражданином Чада с рождения, иметь родителей граждан Чада и не иметь гражданства другой страны;
– минимальный возраст – тридцать пять лет, максимальный – семьдесят;
– пользоваться всеми гражданскими и политическими правами;
– находиться в добром физическом и моральном здравии;
– обладать высоким моральным уровнем.
Кроме этого, кандидат на пост Президента обязан представить справку о доходах, сумма которых устанавливается законом.
Если кандидат на пост Президента является военнослужащим или сотрудником службы безопасности, то перед подачей своей кандидатуры на пост Президента он должен выйти в отставку.
Статья 63
Кандидатуры на пост Президента Республики должны быть представлены в Конституционный Совет минимум за сорок (40) и максимум за шестьдесят дней до первого тура выборов.
Конституционный Совет прекращает прием кандидатур и публикует список кандидатов за тридцать дней до первого тура выборов.
Статья 64
Голосование открывается при созыве Правительства.
Выборы нового Президента Республики назначаются за тридцать пять (35) дней до истечения срока действия полномочий действующего Президента.
Статья 65
В случае смерти или каких-либо других препятствий, возникших у одного из двух (2) кандидатов, прошедших во второй тур выборов, Конституционный Совет издает приказ о проведении повторных выборов; такие указы издаются даже в случае смерти или препятствий к выполнению своих полномочий у одного из двух кандидатов, вышедших во второй тур.
Статья 66
Выборы Президента Республики происходят по мажоритарной системе голосования в два тура.
Кандидат считается победителем первого тура голосования, если набрал подавляющее большинство голосов.
Если ни один из кандидатов не набрал подавляющего большинства голосов в первом туре, он переходит во второй тур как кандидат набравший большее количество голосов.
Во втором туре выбирается Президент Республики кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
Статья 67
Закон определяет условия участия в выборах, правила подачи кандидатур, порядок проведения выборов, подсчет голосов и оглашение результатов выборов.
Статья 68
Конституционный Совет контролирует правильность голосования и объявляет о результатах выборов.
Результаты выборов подлежат предварительному оглашению.
Если ни один из кандидатов не подал в Конституционный Совет в течение пяти (5) дней до предварительного объявления результатов выборов, жалобы на правильность проведения выборов, то Конституционный Совет объявляет результаты выборов.
В случае наличия жалоб на правильность проведения выборов, поданных в Конституционный Совет, Совет в течение пятнадцати дней (15) до объявления предварительных результатов рассматривает жалобы, а затем объявляет окончательные результаты выборов или признает их недействительными. Если Конституционный Совет не получил в течение пяти дней ни одной жалобы и пришел к выводу, что выборы прошли в полном соответствии всем требованиям и являются действительными, то объявляет об окончательных результатах выборов через десять после выборов.
В случае признания выборов недействительными, Совет назначает дату нового голосования через пятнадцать дней после признания результатов выборов недействительными.
Статья 69
Полномочия нового Президента Республики вступают в силу при завершении срока действия полномочий действующего Президента Республики.
Статья 70
Перед вступлением в должность Президент Республики принимает публичную присягу перед Верховным Судом в присутствии членов Парламент а. Текст присяги следующий:
” Мы, … Президент Республики избранный в соответствии с законодательством страны, торжественно даем клятву народу Чада и обещание:
– сохранять, уважать, заставлять уважать и защищать конституцию и законы;
– с достоинством выполнять высокую честь, доверенную нам Народом;
– уважать и защищать республиканскую форму правления Республики;
– сохранять целостность территории и национальное единство;
– прилагать все усилия для гарантии справедливости всем гражданам;
– уважать и защищать права и свободы каждого человека “.
Статья 71
Функции Президента Республики не совместимы с замещением остальных выборных должностей, любых государственных постов, профессиональной и коммерческой деятельности.
Также полномочия Президента не совместимы с деятельностью в рамках политической партии или профсоюза.
Статья 72
Президент Республики обязан с честью выполнять присягу родине в течение всего срока действия своих полномочий и произнести присягу перед Верховным Судом.
Статья 73
В течение срока действия своих полномочий Президент Республики не имеет права покупать или брать в аренду государственную собственность ни лично, ни через посредников.
Президент Республики не имеет права принимать участие в государственных или частных продажах государства или в расколе страны ни лично, ни через посредников.
Статья 74
Закон определяет список гражданских и других привилегий, предоставляемый действующему Президенту Республики.
Также в законе определен порядок назначения пенсий и других привилегий, бывшим Президентам, пользующимся своими гражданскими и политическими правами.
Статья 75
В случае отсутствия Президента на территории Республики или временной нетрудоспособности, Премьер-Министр временно берет на себя обязанности Президента в рамках определенных Президентом полномочий.
Статья 76
В случае отсутствия Президента Республики по какой-либо причине или какому-либо определенному препятствию, подтвержденному Верховным Судом, обязанности Президента Республики, за исключением полномочий, предусмотренных статьями 79, 82, 83 и 87, временно переходят к Председателю Сената, или Вице Президенту Сената, в случае невозможности выполнения обязанностей Председателем Сената.
В любом случае объявляются новые Президентские выборы минимум через сорок пять (45) и максимум через девяносто (90) дней с момента открытия вакансии.
Статья 77
При отсутствии Президента Премьер – Министр не имеет права выполнять функции Правительства перед национальной Ассамблеей и использовать право “вето”.
Председатель Сената, исполняющий обязанности Президента Республики, не имеет права уволить Премьер-министра и Правительство, начать пересмотр Конституции или распустить Национальную Ассамблею.
Статья 78
В течение срока действия своих полномочий Президент Республики несет уголовную ответственность только в случаях предательства в соответствии со статьей 178.
Статья 79
Президент Республики назначает Премьер – Министра.
Президент прекращает полномочия Министров в случае отставки Правительства.
Президент назначает и увольняет остальных членов кабинета министров на основании кандидатур, представленных Премьер – Министром.
Статья 80
Президент Республики является председателем Совета Министров.
Статья 81
Президент Республики обнародует закон в течение пятнадцати дней с момента подачи утвержденного закона в Правительство.
По истечении данного срока Президент может потребовать от Парламент а повторного рассмотрения закона или определенных его пунктов.
В случае повторного рассмотрения сроки обнародования переносятся.
В случае необходимости закон может быть обнародован через восемь (8) дней.
Статья 82
Основываясь на предложении Правительства, вынесенном во время заседаний или совместном предложении двух палат Парламент а, опубликованном в официальном вестнике и одобренном Конституционным Советом, Президент Республики имеет право вынести на референдум проект закона, касающегося организации государственной власти, если такой проект предполагает утверждение договора об объединении или необходимость ратификации международных договоров, которые соответствуют Конституции, но влияют на функционирование органов государственной власти. После утверждение проекта на референдуме Президент имеет право официально обнародовать проект в течение срока, указанного в статье 81.
Статья 83
Президент Республики имеет право объявить о роспуске Национальной Ассамблеи после проведения консультаций с Премьер Министром и Председателями двух Палат Парламент а, если функционирование государственных органов под угрозой в связи с постоянной конфронтацией между исполнительной и законодательной ветками власти и если Национальная Ассамблея в течение одного года выразила недоверие двум Правительствам.
Общие выборы объявляются в течение сорока пяти (45) дней с момента роспуска Национальной Ассамблеи.
Национальная Ассамблея собирается в полном составе в течение пятнадцати дней с момента своего избрания. Если дата собрания не совпадает с принятой датой, то сессия длится в течение пятнадцати дней.
Ассамблея не может быть распущена в течение года с момента проведения выборов.
Статья 84
Президент Республики подписывает указы и декреты, принятые Советом Министров.
Президент назначает высших государственных и военных чиновников по подаче Совета Министров.
Органический закон определяет полномочия Совета Министров, и условия, на основании которых Президент Республики имеет право делегировать им часть своих полномочий.
Статья 85
Президент Республики назначает и отзывает послов и специальных посланников в других государствах и международных организациях.
Послы и специальные посланники аккредитованы при Президенте Республики
Статья 86
Президент Республики является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил. Президент является председателем высших советов и комитетов Национальной Безопасности.
Статья 87
Президент Республики имеет право ввести чрезвычайное положение в случае серьезной и существующей угрозы функционирования государственных учреждений, независимости нации, целостности территории или выполнению международных договоров, а также в случае нарушения функционирования органов государственной власти после консультаций с председателями обеих палат Парламент а и председателем Конституционного Совета.
Такой период может быть продлен только после утверждения решения о продлении двумя палатами Парламент а.
Президент Республики информирует народ о создавшемся положении посредством обращения.
Созывается внеочередное заседание Парламент а.
Объявление чрезвычайного положения не должно нарушать право на жизнь, физическую и моральную целостность человека.
Статья 88
Меры, предпринимаемые в соответствии с предыдущей статьей, должны быть обусловлены стремлением и необходимость государственных властей выполнять свои функции с наименьшими задержками.
Национальная Ассамблея не может быть распущена в период чрезвычайного положения в стране.
Статья 89
Президент Республики обладает правом помилования.
Статья 90
Президент Республики общается с двумя Палатами Парламент а посредством сообщений, которые должны быть им зачитаны, но не являются основанием для проведения дебатов.
Парламент может быть собрат специально для заслушивания сообщений Президента
Статья 91
В обязанности Президента Республики входит следующее:
– назначение Премьер – Министра;
– роспуск Национальной Ассамблеи;
– созыв референдума;
– выполнение специальных полномочий;
– создание обращений к Парламенту;
– направление обращений в конституционный совет;
– назначение членов Конституционного Совета и Верховного Суда;
– право помилования;
– издание простых декретов.
Данные полномочия могут перейти к Премьер – Министру и в исключительном случае к членам Кабинета Министров.
Статья 92
Основные направления политики государства определяются Правительством и утверждаются Советом Министров.
ГЛАВА II: О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 93
Правительство состоит из Премьер Министра и министров.
Они воплощают политику государства, определенную Советом Министров.
Статья 94
Премьер – Министр является председателем Правительства. Премьер – Министр назначается декретом Президента Республики.
Статья 95
Остальные члены Правительства назначаются Президентом республики на основании кандидатур, предложенных Премьер – Министром.
Статья 96
Премьер – Министр обязан в течение максимум пятнадцати дней представить на рассмотрение Национальной Ассамблеи список кандидатур на посты министров и получить одобрение программы действия своего Правительства.
Правительство отчитывается перед Национальной Ассамблеей на условиях и в соответствии с процедурой, предусмотренной в статьях 142 и 143.
Статья 97
Премьер – Министр руководит, координирует и активизирует деятельность Правительства
Премьер-Министр ответственен за руководство.
Премьер – Министр несет ответственность за выполнение политики по защите национальной безопасности.
Статья 98
Правительство гарантирует, под контролем Премьер – Министра, общественный порядок и его поддержание в целях уважения свобод и прав человека.
Для этого у премьера есть все политические полномочия, необходимые для поддержания общественного порядка и внутренней безопасности.
Статья 99
Правительство гарантирует выполнения законов.
В правительстве существуют органы контроля администрации и гарантии функционирования государственных органов, правильного управления государственными финансами, предприятиями и общественными организациями.
Статья 100
Премьер – Министр является председателем Совета Министров.
Премьер – Министр заменяет Президента Республики во время председательствования в Совете Министров во время внеплановых и плановых заседаний, где рассматривается определенная повестка дня.
Премьер – Министр заменяет Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов по безопасности.
Статья 101
Совет Министров определяет сферы, в которых Премьер – Министр выполняет распорядительные функции.
Статья 102
Премьер – Министр может делегировать некоторые из своих полномочий членам Правительства.
Статья 103
Постановления Премьер – Министра подписываются в случае необходимости министрами, ответственными за их выполнение.
Статья 104
Премьер – Министр и остальные члены Правительства обязаны с честью выполнять присягу родине в течение всего срока действия своих полномочий и произнести присягу перед Верховным Судом.
На членов Правительства распространяется действие статьи 73 касательно публичных торгов и отчуждения.
Статья 105
Полномочия члена Правительства не совместимы с работой на Парламент ских, международных представительских должностях, любые государственные посты, заниматься любым видом профессиональной и коммерческой деятельностью за исключением преподавания в ВУЗах, научными исследованиями и здравоохранением.
В органическом законе указаны условия, при которых производится замена должностных лиц обладающих Парламентским мандатом, предоставленным им Правительством.
РАЗДЕЛ IV: О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 106
Полномочия законодательной власти предоставлены Парламенту, который состоит из Национальной Ассамблеи и Сената.
– Члены Национальной Ассамблеи занимают должность депутатов;
– Члены Сената занимают должность сенаторов.
Статья 107
Депутаты избираются всенародным голосованием.
Статья 108
Граждане Чада обеих полов могут подавать свои кандидатуры в Национальную Ассамблею на условиях, указанных в законодательстве.
Статья 109
Депутаты избираются сроком на четыре года.
Статья 110
Сенат представляет децентрализованные коллективные территории.
Сенаторы избираются путем косвенных выборов, в которых принимает участие избирательная комиссия, состоящая из советников регионов, департаментов и муниципалитетов.
Статья 111
Граждане Чада обеих полов (возраст минимум сорок) лет могут подавать свои кандидатуры в Сенат, если соответствуют требованиям, указанным в законодательстве.
Статья 112
Сенаторы избираются на шесть лет. Сенатский мандат возобновляется каждый два года в течение шести лет.
Первый срок возобновления определяется путем жеребьевки.
Статья 113
В органическом законе указано количество членов каждой из ассамблей, размер оклада, условия при которых теряются полномочия и требования к приему.
В законе также указываются условия выбора заместителей депутатов и сенаторов на случай образования вакантных должностей до полного или частичного обновления состава ассамблей, членами которых они являются.
Статья 114
Членам Парламент а предоставляется иммунитет.
Никого из членов Парламент а не имеют права преследовать, разыскивать арестовывать или задерживать за высказанные ими мнения или голосование во время выполнения ими своих полномочий.
Члены Парламент а могут быть поданы в розыск или задержаны во время сессии по обвинению в уголовном или коллективном преступлении только с разрешения Ассамблеи, членами которой они являются, за исключением фактов преступлений, обнаруженных в момент совершения.
Член Парламент а может быть задержан вне сессии только с разрешения Бюро той Ассамблеи, членом которой он является за исключением фактов преступлений обнаруженных в момент совершения, разрешенной слежки или факта наличия обвинительного приговора, имеющего законную силу.
В случае совершения членом Парламент а преступления или подтвержденного правонарушения ассамблея, к которой он принадлежит, имеет право лишить его иммунитета во время сессии или указом бюро вышеуказанной ассамблеи, если факт преступления или подтвержденного правонарушения произошел вне сессии.
В случае наличия фактов преступления обнаруженных в момент совершения ассамблее, членом которой является Парламент арий, отправляется уведомление об аресте.
Статья 115
Председатель Национальной Ассамблеи и остальные члены бюро выбираются в начале первой сессии на срок действия полномочий ассамблеи.
Бюро Сената избирается во время каждого частичного обновления. Тем не менее, в случае подтвержденного недостатка представителей бюро Парламент а их могут заменить другими в случае, если за них проголосовало две трети представителей их ассамблеи.
Если в бюро обеих ассамблей образовалась вакансия по какой-либо причине, то она должна быть закрыта в течение двадцати одного дня с момента проведения новых выборов.
Статья 116
Парламент арий является представителем всей нации.
Любой императивный мандат не действителен и не имеет какого-либо эффекта.
Статья 117
Парламент арий имеет право голосовать только лично.
Однако в исключительных случаях закон предполагает возможность передачи голоса.
В таком случае один человек может получить только один голос.
Статья 118
Внутренний устав каждой Ассамблеи определяет:
– состав, регламент работы ассамблеи и прерогативы ее председателя;
– количество, полномочия, состав, роль и полномочия постоянных и временных комиссий, передачи полномочий;
– организация административной работы;
– дисциплинарный режим Парламентариев;
– различные режимы голосования, за исключением голосований, предусмотренных Конституцией;
– остальные правила, касающиеся работы Парламент а.
Статья 119
В случае отсутствия кворума, состоящего из двух третей представителей ассамблеи, заседания возобновляются через три дня. В таком случае, отсутствие на заседаниях более половины представителей ассамблеи обсуждения не имеют юридической силы.
Статья 120
Заседания ассамблей считаются действительными только в том случае, если проводятся в обычных местах для проведения заседаний, за исключением форс – мажорных обстоятельств.
Заседания Ассамблей публичные.
Однако каждая из Ассамблей имеет право проводить свои заседания за закрытыми дверями по требованию Премьер – Министра или трети членов ассамблеи.
Общий протокол обсуждений, проводимых Ассамблеями, публикуется в Официальном Вестнике.
Статья 121
Парламент собирается в полном составе два раза в год.
Первое заседание начинается пятого (5) марта.
Второе заседание начинается пятого (5) октября.
Если 5 марта или 5 октября считаются праздничными днями, то заседания открываются на следующий день.
Продолжительность каждой сессии не должна превышать девяносто (90) дней.
Статья 122
Когда собираются две палаты Парламент а, бюро Национальной Ассамблеи выступает председателем.
Статья 123
Парламент собирается на дополнительное заседание с четко определенной повесткой дня по требованию Премьер-министра или большинства членов Национальной Ассамблеи.
Когда внеплановая сессия созывается по требованию национальной Ассамблеи, то по завершению рассмотрения всех запланированных вопросов повестки дня в течение пятнадцати дней с момента открытия сессии выпускается декрет о завершении сессии.
Премьер – Министр имеет право требовать созыва новой сессии не раньше месяца с момента выпуска декрета о завершении предыдущей сессии.
Статья 124
Внеплановые сессии открываются и закрываются декретом Президента Республики. Плановые сессии открываются и закрываются без выпуска декрета.
РАЗДЕЛ V: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 125
Закон принимается Парламентов.
Закон устанавливает правила касательно:
– гражданских прав и фундаментальных гарантий, данных гражданам для выполнения их общественных свобод;
– обязанности, которые должны выполнять граждане для защиты своей личности, имущества и безопасности государства;
– национальность, статус и полномочия граждан, семейное положение, преемственность и дискреционных прав;
– семейный кодекс;
– определение уголовных преступлений и мер пресечения, уголовного судопроизводства, амнистии, создание новых юрисдикций и статуса судей;
– тюремный режим;
– ставки, налоги и порядок выплаты любого типа платежей;
– порядок эмитирования валюты;
– создания категорий государственных заведений;
– национализации предприятий и передачи государственных предприятий в частную собственность;
– фундаментальные гарантии, предоставляемые государственным служащим и военным;
– порядок проведения выборов;
– процедура соответствия обычаев принципам Конституции;
– осадного и чрезвычайного положения;
Закон определяет фундаментальные принципы:
– общей структуры национальной безопасности;
– самоуправления коллективов, их полномочий и ресурсов;
– планировки и благоустройства территорий;
– уставов политических партий, правил ассоциаций и средств массовой информации;
– образования и научных исследований;
– здравоохранения, социальной защиты и прав детей;
– порядок социальной защиты;
– порядок собственности, отдельных правомочий, а также гражданских и финансовых обязательств;
– порядок защиты окружающей среды и охраны природных ресурсов;
– земельный режим;
– порядка государственной собственности;
– кооперативного страхования, экономии и кредитования;
– права на работу и создания профсоюзов;
– культуры, искусства и спорта;
– транспортного и телекоммуникационного режима;
– сельского хозяйства, разведения животных, рыбы, защиты водных и лесных ресурсов.
Органический закон может уточнить и дополнить положения данной статьи.
Статья 126
Остальные пункты не указанные в предыдущей статье носят регламентарный характер.
Тексты законодательных актов по данным аспектам могут дополняться декретами после рассмотрения Административной Палатой Верховного Суда.
Те, тексты которые вступили в силу после принятия данной Конституции, могут быть изменены только на основании декрета Конституционного Совета, подтверждающего регламентарный характер таких изменений в соответствии с предыдущей статьей.
Статья 127
Парламент имеет право объявить войну.
Статья 128
Кабинет Министров объявляет об осадном и чрезвычайном положениях.
– Правительство информирует об этом бюро двух (2) палат Парламент а.
– Продление осадного или чрезвычайного положения возможно только с разрешения обеих палат Парламент а через 12 дней.
Статья 129
Правительство имеет право посредством приказов потребовать у Парламент а принятия законодательных мер для воплощения в жизнь своей программы развития страны.
Приказы издаются Советом Министров после консультации с административной палатой Верховного Суда.
Они вступают в силу с момента публикации, но теряют силу, если проект закона не был представлен в Парламент до срока, указанного в соответствующем законе.
По истечении срока указанного в первом абзаце данной статьи приказы могут быть изменены только на основании закона в пунктах касающихся законодательства.
Статья 130
Члены Правительства имеют доступ в Парламент и их комиссии.
Членов Правительства могут выслушать по требованию Парламент ария и комиссии.
Членам Правительства могут помогать ассистенты.
Статья 131
Органический закон – закон, уточняющий или дополняющий различные положения Конституции.
Закон принимается одновременно двумя палатами Парламент а, если не был предварительно принят Национальной Ассамблеей.
Закон не может быть обнародован, пока Конституционный Совет и Президент Республики не подтвердят его соответствие Конституции.
Органический закон не распространяется на положения соответствующего закона, согласно которому Правительство имеет право принимать законы, а также на положения соответствующего закона предоставляющего комиссиям возможность принимать меры в рамках закона.
Статья 132
Программа Правительства определяет социально-экономический курс государства.
Статья 133
В бюджете указаны доходы и расходы государства в условиях и средствах предусмотренных органическим законом.
Парламент принимает бюджет на условиях, предусмотренных органическим законом.
Проект бюджета предоставляется в бюро двух ассамблей не позднее открытия второй плановой сессии ассамблей.
Парламент обязан принять бюджет в течение восьмидесяти дней с момента получения проекта бюджета.
Если в связи с форс-мажорными обстоятельствами Правительство не предоставило проект бюджета перед началом второй сессии Парламент а, то Парламент собирается на внеочередное заседание на срок указанный для принятия бюджета.
Если проект бюджета не был полностью принят в течение отведенных для этого восьмидесяти дней, то он принимается посредством Постановления.
В постановлении должны быть учтены поправки проголосованные Парламентом и принятые Правительством.
Если бюджет не был принят согласно процедуре описанной выше до начала финансового года, Правительство имеет право повторно принять бюджет прошлого года.
Контроль выполнения бюджета закреплен за Счетной Палатой и Верховным Судом.
Статья 134
Правительство и члены Правительства могут выступать с законодательными инициативами.
Законопроекты рассматриваются в Совете Министров после консультации с административной палатой Верховного Суда, а затем отправляются в бюро одной из двух ассамблей.
Проект бюджета сначала подается на рассмотрение в Национальную Ассамблею.
Статья 135
Предложения и дополнения, представленные членами Парламент а, не принимаются, если их утверждение приведет к уменьшению гражданских ресурсов, создание или увеличение государственных расходов. Предложения и дополнения принимаются только в том случае, когда предполагают увеличение прибыли или экономию бюджета.
Статья 136
Если во время законодательной процедуры выясняется, что предложение или поправка вне законодательной компетенции или противоречит положениям статьи 129 касательно соответствия определенному закону, то Правительство может заявить о недопустимости такого предложения.
В случае разногласий между Правительством и заинтересованной ассамблеей, Конституционный Совет обязан по требованию одной или другой стороны, вынести вердикт в течение восьми дней.
Статья 137
Законопроекты, представленные ассамблеям, рассматриваются по текстам, данным Правительством.
Вторая ассамблея рассматривает текст, утвержденный первой ассамблеей.
Статья 138
Законопроекты и предложения могут быть направлены на рассмотрение в специальные комиссии по требованию Правительства или ассамблеи автора проекта или предложения.
Проекты или предложения, по которым не было представлено требование направлять на рассмотрение в комиссию, направляются в постоянные комиссии.
Количество членов постоянных комиссий каждой ассамблеи определяется внутренним регламентом каждой ассамблеи.
Статья 139
Члены Парламент а и Правительства имеют право вносить дополнения.
Если Ассамблея направила текст законопроекта на рассмотрение в комиссию, то Правительство после начала дебатов может высказаться против принятия дополнений, которые не были предварительно направлены на рассмотрение в комиссию.
По требованию Правительства ассамблея должна принять единогласно все или часть поправок того текста который был представлен или принят ими.
Статья 140
Любой законопроект или предложения рассматривается обеими палатами Парламент а для того чтобы утвердить единый текст.
В случае наличия разногласий между двумя ассамблеями, когда каждая из ассамблей не смогли принять законопроект или предложение после двух чтений, или если Правительство потребовало принять срочно после одного чтения каждой ассамблеей, Правительство имеет право инициировать собрание смешанной комиссии, которая должна предложить идеи касательно спорных дополнений.
Текст, разработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством в две ассамблеи для апробации. Дополнения не принимаются, если они не утверждены Правительством.
Если смешанная комиссия не утвердила единый текст в соответствии с условиями указанными в предыдущей статье, Правительство может обязать национальную ассамблею принять данный текст после повторного чтения Национальной ассамблеей и Сенатом. В таком случае национальная ассамблея может повторно утвердить текст последний текст, разработанный смешанной комиссией или текст с многочисленными дополнениями Сената.
Статья 141
Повестка дня заседаний ассамблей касательно обсуждений законопроектов представленных Правительством, состоит из приоритетных вопросов и порядка установленного Правительством.
Одно заседание в неделю отводится на рассмотрение и утверждение законопроектов.
Раз в две недели проводятся заседания по ответам Правительства на вопросы Парламентариев.
Статья 142
После обсуждения с Советом Министров премьер министр объявляет о том, что национальная ассамблея ответственна за выполнение программы Правительства и общей политики.
Национальная Ассамблея выдвигает обвинение правительству посредством вотумом недоверия.
Такой вотум недоверия является недействительным, если не подписан минимум одной десятой членов национальной ассамблеи. Вотум недоверия вступает в силу только через сорок восемь часов после объявления.
Вотум недоверия может быть объявлен только при его подтверждении большинством членов Национальной Ассамблеи.
Если вотум недоверия отклонен, никто не имеет права собирать подписи на новый форум в том же самом заседании за исключением случаев, представленных в параграфе ниже.
После обсуждения с Советом Министров премьер министр может объявить перед национальной ассамблеей о том, что Правительство обязано принимать этот текст.
В таком случае, текст считается принятым, если в течение двадцати четырех часов после голосования не было получено вето согласно требованиям, указанным во втором абзаце данной статьи.
Премьер-Министр имеет право требовать от сената апробации декларации общей политики.
Статья 143
Если национальная ассамблея накладывает вето или не утверждает декларацию общей политики Правительства, премьер – министр обязан подать Президенту республики прошение об отставке Правительства.
Статья 144
Закрытие плановых и внеплановых сессий может быть отложено, если необходимо применить положения статьи 142.
Статья 145
Правительство обязано предоставлять Парламент у требуемые им разъяснения касательно принимаемых им решений и их деятельности.
Парламент использует следующие средства информации и контроля действий Правительства:
– Парламентский запрос;
– письменный вопрос;
– устный вопрос;
– следственная комиссия;
– право вето;
– заслушивание в комиссиях.
Вышеуказанные средства используются согласно требованиям внутреннего регламента каждой из палат.
РАЗДЕЛ VI: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 146
Судебная власть функционирует независимо от исполнительной и законодательной власти.
Статья 147
Единственный вид учреждения, установленный данной властью, является Верховный Суд – Высшая инстанция.
Статья 148
Исполнителем судебной власти Чада является Верховный Суд, Апелляционный Суд, Трибунал и Мировой Суд.
Судебная власть выступает гарантом свобод и частной собственности, а также контролирует соблюдение фундаментальных прав.
Статья 149
Правосудие производится во имя народа Чада.
Статья 150
Президент Республики выступает гарантом независимости судей;
– контролирует соблюдение законов и решений судов;
– для выполнения данной обязанности Президента используется высший совет судей.
Статья 151
Президент Республики является председателем Высшего Совета Судей. Министр Внутренних Дел является Первым Вице-Президентом.
– Президент Верховного Суда является вторым Вице-Президентом.
Остальные члены высшего совета суда должны избираться четным числом на условиях определенных законодательством.
Статья 152
Высший совет суда представляет на кандидатуры на принятие и повышение статуса судей.
Статья 153
Судьи назначаются на основании декрета Президента после подтверждения данных кандидатур высшим советом судей.
Судьи отзываются с должностей на тех же условиях.
Статья 154
Профессиональная этика и ответственность судей на всех уровнях определяется высшим советом суда.
В этом случае президент высшего совета суда основывается на решении президента Верховного Суда.
Статья 155
Члены Суда должны выполнять свои полномочия только в рамках предписанных законодательством.
Судьи назначаются пожизненно.
Статья 156
Остальные правила организации, структуры и несоответствия занимаемой должности установлены законом.
ГЛАВА I: О ВЕРХОВНОМ СУДЕ
Статья 157
Верховный суд является наивысшей инстанцией в Чаде для разрешения судебных, административных и финансовых вопросов.
Суд также рассматривает спорные вопросы, касающиеся выборов на местах.
Состоит из трех (3) палат:
– (1) судебная палата;
– (1) административная палата;
– (1) счетная палата.
Статья 158
Верховный Суд состоит из шестнадцати судей, среди которых один Президент и пятнадцать советников.
Президент Верховного Суда избирается из судей высшей категории.
Судьи назначаются декретом Президента Республики после консультаций с Президентом Национальной Ассамблеи и Сената.
Советники назначаются следующим образом:
– восемь (8) советников избираются из судей вышей категории, из которых:
* три (3) назначаются Президентом республики;
* три (3) назначаются Президентом Национальной Ассамблеи;
* два(2) Президентом Сената.
– семь (7) выбираются из юристов специализирующихся на административном праве, финансовом праве и имущественном праве из которых:
* три (3) назначаются Президентом республики;
* два (2) назначаются Президентом Национальной Ассамблеи;
* два(2) Президентом Сената.
Полномочия и остальные правила организации и функционирования и подача заявок в Верховный Суд определяется органическим законом.
Статья 159
Члены Верховного Суда назначаются пожизненно. Они работают в своих должностях до выхода на пенсию и могут быть уволены только в случае совершения нарушений и преступлений, отставки и четко выраженных препятствий.
Статья 160
Перед вступлением в должность члены Верховного Суда еще не назначенные судьями произносят следующую присягу:
” Клянусь хорошо и преданно выполнять свою работу и использовать свои полномочия для служения закону и сохранять тайну судебных разбирательств “.
ГЛАВА II: ОБЫЧНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
Статья 161
До момента кодификации обычные и традиционные правила применяются только в тех сообществах, в которых они признаны.
Однако обычаи, нарушающие общественный порядок или способствующие неравенству между людьми, запрещены.
Статья 162
Обычные и традиционные правила, управляющие режимами имущественных отношений и наследственностью, могут применяться только с согласия заинтересованных сторон.
– В случае отсутствия согласия применяется общепринятый закон.
Такой закон также применяется в случае разногласий между двумя обычными правилами.
Статья 163
Обычные и традиционные способы возмещения ущерба не могут быть препятствием общественного действия
РАЗДЕЛ VII: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ
Статья 164
Основывает Конституционный Совет.
Статья 165
Конституционный Совет состоит из девяти человек, из которых три судьи и шесть адвокатов высшей категории, которые назначаются следующим образом:
-один(1) судья и два адвоката (2) назначаются Президентом республики;
– один судья(1) и два (2) адвоката назначаются Президентом Национальной Ассамблеи;
– один судья (1) и два (2) адвоката назначаются Президентом Сената.
Члены Конституционного Совета избираются сроком на девять лет без права продления полномочий.
Конституционный Совет обновляется на треть (1/3) каждые три (3) года.
Членов Конституционного Совета нельзя заменить в течение срока действия их полномочий.
У членов Конституционного Совета должно быть подтвержденное профессиональное образование, высокий моральный уровень и честность.
Статья 166
Конституционный Совет рассматривает соответствие законов, соглашений и международных договоров Конституции.
Он рассматривает споры касательно правомерности выборов Президента, в национальную ассамблею и сенат.
Он контролирует проведение референдума и объявление его результатов в соответствии с законодательством.
Обязательно подтверждает соответствие органических законов Конституции и внутренних постановлений ассамблей перед их обнародованием.
Конституционный Совет является органом регулирующим функционирование и деятельность государственных властей.
Регулирует конфликты полномочий государственных учреждений.
Статья 167
Полномочия члена Конституционного Совета не совместимы с работой в правительстве, выборной должности государственной службой и другой деятельностью, приносящей прибыль.
Статья 168
Президент Конституционного Совета избирается путем паритетного голосования сроком на три года с правом продления.
Статья 169
Перед вступлением в должность члены Конституционного Совета произносят следующую присягу: ” Присягаю оправдать предоставленные мне полномочия, обязательно соблюдать нейтралитет и беспристрастность, контролировать уважение Конституции достойно и преданно себя вести выполняя свою миссию”.
Статья 170
Конституционный Совет обязан подтвердить соответствие закона Конституции перед его обнародованием по требованию Президента Республики, Премьер Министра, Президента Национальной Ассамблеи, Президента Сената и, по крайней мере, одной десятой (1/10) членов Национальной Ассамблеи или Сената.
Статья 171
Каждый гражданин имеет право признать не соответствующим Конституции закон, касающийся рассмотрения интересующего его дела.
В таком случае решение по делу откладывается и направляется в конституционный совет, который должен вынести решение в течение максимум сорока пяти дней с момента получения заявки.
Статья 172
При получении текста Конституционный Совет обязан вынести вердикт в течение пятнадцати дней с момента получения.
Однако по требованию Правительства этот срок может быть сокращен до восьми дней. В таком случае срок обнародования документа переносится на срок его рассмотрения в Конституционном Совете.
Статья 173
Ни один из текстов не может быть обнародован или признан действительным, если в нем есть положения признанные не соответствующими Конституции.
Статья 174
Решения Конституционного Совета изменению не подлежат.
Они предоставляют государственной власти все административные, военный и судебные полномочия.
Статья 175
Органический закон определяет остальные полномочия, организацию и функционирование Конституционного Совета, а также иммунитет его членов.
РАЗДЕЛ VIII: ВЫСШИЙ СУД
Статья 176
Учреждает Высший Суд.
Статья 177
Высший Суд состоит из пятнадцати судей, из которых:
-шесть (6) депутатов;
– четыре (4) сенатора;
– два (2) члена Конституционного Совета;
– три (3) члена Верховного Суда.
Члены Высшего Суда выбираются по принципу паритета.
Президент выбирается членами Высшего Суда.
Статья 178
В полномочия высшего Суда входит осуждение Президента Республики и членов Правительства, а также их соучастников в случае измены.
Высшая форма измены считается любая форма государственной измены, единство и светскости государства, суверенитета, независимости и целостности национальной территории.
К высшей степени предательства приравниваются серьезные нарушения прав человека, разворовывание государственных фондов, коррупция взяточничество, торговля наркотиками и разбрызгивание токсических и опасных отходов, их транзит, хранение на территории государства.
Президент Республики несет ответственность за действия совершенные в течение срока действия своих полномочий только в случае предательства.
Статья 179
Члены Правительства несут ответственность за свои действия в рамках общего права не только за крупное предательство.
Статья 180
Вопрос выдвижения обвинения Президенту республики и члену Правительства рассматривается путем закрытого голосования большинством голосов двух третей членов двух палат Парламент а.
Президент Республики и члены Парламента теряют свои должности в случае выдвижения обвинений.
В случае вынесения приговора Высший Суд лишает Президента Республики и членов Правительства своих полномочий.
Статья 181
Высший суд определяет преступления и правонарушения и меру пресечения в соответствии с уголовным кодексом на момент совершения преступлений.
Статья 182
Органический закон фиксирует законы функционирования и процедуры высшего суда.
РАЗДЕЛ IX: ВЫСШИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СОВЕТ
Статья 183
Учреждает высший информационный совет.
Высший информационный совет является независимым административным органом.
Статья 184
Высший информационный совет состоит из девяти (9) членов назначаемых декретом Президента Республики.
Они назначаются следующим образом:
– два (2) человека назначаются Президентом республики;
– один (1) Президентом национальной ассамблеи;
– один (1) Президентом сената;
– три (3) специалиста в сфере аудио коммуникации и письменных СМИ назначенных путем паритета;
– один (1) судья назначенный Президентом Верховного Суда;
– один (1) представитель из сферы культуры искусства и литературы.
Статья 185
Высший информационный совет выбирает секретариат среди своих членов.
Статья 186
Высший информационный совет:
– контролирует уважение деонтологических правил касательно информации и коммуникации;
– гарантирует свободу прессы и плюралистического выражения мыслей;
– регулирует взаимодействие между государственными властями, средствами массовой информации и общественностью;
– гарантирует равный доступ к государственным средствам массовой информации для политических партий;
– гарантирует равный доступ к средствам массовой информации для ассоциаций;
– предоставляет технические консультации рекомендации касательно сферы информации.
Статья 187
Закон уточняет остальные полномочия, структуры и функционирование высшего совета информации.
РАЗДЕЛ X: О ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВА
И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 188
Вооруженные Силы и Служба Безопасности обеспечивают национальную защиту и безопасность.
Статья 189
Вооруженные Силы и Служба безопасности состоят из:
– Национальной Армии;
– Национальной Жандармерии;
– Национальная Полиция;
– Национальная Гвардия и Номады.
Статья 190
Вооруженные Силы и Служба безопасности стоят на службе государства.
Они подчиняются законодательству республики
Они подчиняются государственным властям
Статья 191
Вооруженные Силы и Служба безопасности аполитичны
Их нельзя использовать в личных целях
Статья 192
Национальная Армия и Национальная Жандармерия гарантируют национальную безопасность
Национальная Полиция, Национальная Гвардия, Номады и Национальная Жандармерия обеспечивают поддержание общественного порядка и безопасности.
ГЛАВА I: О НАЦИОНАЛЬНОЙ АРМИИ ЧАДА
Статья 193
Миссия Национальной Армии Чада защищать территориальную целостность, национальное единство, гарантировать независимость и безопасность государства от всех видов внешних агрессий и угроз.
Статья 194
Национальная Армия Чада принимает участие в социально-экономическом развитии, а также в гуманитарных операциях.
Статья 195
Миссии, не предусмотренные данной Конституцией, определяются законом.
ГЛАВА II: О НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖАНДАРМЕРИИ
Статья 196
Миссия Национальной Жандармерии состоит в:
– гарантировать защиту людей и имущества;
– гарантировать поддержание и восстановление общественного порядка;
– гарантировать уважение законов и постановлений.
Статья 197
Национальная жандармерия выполняет задания Юридической и Административной Полиции. Полномочия Жандармерии распространяются на территорию республики Чад для уважения прав и свобод человека.
ГЛАВА III: О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ
Статья 198
Миссия Национальной Полиции состоит из:
– контроля безопасности государства;
– гарантии поддержания и восстановления общественного порядка;
– контроль безопасность и защиту людей и имущества;
– контроль общественного спокойствия и здоровья;
– гарантия уважения законов и постановлений
Статья 199
Действие полномочий Национальной Полиции распространяется на ряд территорий республики для того чтобы уважать свободы и права человека.
ГЛАВА IV: О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ И НОМАДАХ
Статья 200
Миссия Национальной Гвардии и Номадов состоит в:
– защите политических и административных свобод;
– защита государственных зданий;
– поддержание порядка в сельской местности и номадах;
– охрана и контроль тюрем.
Статья 201
Действие полномочий Национальной Гвардии и Номадов распространяется на ряд территорий республики для того чтобы уважать свободы и права человека.
Статья 202
Организация, функционирование и остальные полномочия национальной армии, национальной жандармерии, национальной полиции и национальной гвардии и номадов определены законом.
РАЗДЕЛ XI: КОЛЛЕКТИВ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья 203
Коллектив децентрализованных территорий Чада состоит из:
– сельских обществ;
– коммун;
– департаментов;
– регионов.
Статья 204
Коллективы децентрализованных территорий основываются на принципах морали.
Конституция гарантирует их административную, финансовую, наследственную, экономическую, культурную и социальную автономию.
Статья 205
Коллективы децентрализованных территорий свободно управляются выбранными ассамблеями, которые регулируют посредством разбирательств полномочия, предоставленные им Конституцией и законом.
Рассмотрение дел местными ассамблеями набирают силу с момента публикации.
Однако они не должны противоречить Конституции, законодательным актам и постановлениям.
Статья 206
Члены местных ассамблей выбираются посредством всеобщего голосования сроком на шесть лет. Возможно повторное замещение должности.
Статья 207
Местные ассамблеи выбирают на свое усмотрение местную исполнительную власть сроком на три года. Представители местной власти могут избираться на повторный срок.
Органы исполнительной власти отчитываются перед местной ассамблеей.
Статья 208
Председатели административных децентрализованных территорий являются представителями государства. В их обязанности входит защита национальных интересов и контроль уважения законов и постановлений.
Статья 209
Государство контролирует гармоническое развитие всех децентрализованных территориальных территорий на основании национальной солидарности.
Статья 210
Децентрализованные территориальные коллективы гарантируют в рамках своих территориальных полномочий и при содействии государства:
– общественную безопасность;
– управление и благоустройство территории;
– экономическое, социальное, медицинское, культурное и научное развитие;
– охрану окружающей среды.
Закон определяется распределение полномочий с учетом местных и государственных интересов.
Статья 211
Территориальные децентрализованные коллективы принимают и распоряжаются своим бюджетом.
Статья 212
Прибыль децентрализованных территориальных коллективов состоит из:
– налогов и сборов, утвержденных ассамблеями децентрализованных территориальных коллективов и взимаемых непосредственно на местах;
– доля, которая им возвращается с правом получения налогов и сборов, получаемых в бюджет с государственного бюджета;
– дотации и субсидии, предоставляемые государством;
– займы, взятые децентрализованными территориальными коллективами, с внутренних или внешних рынков после получения разрешения от государственных финансовых учреждений, подкрепленные или неподкрепленные государственными гарантиями;
– дарения и отказы;
– прибыль, полученная на местах;
– прибыль, полученная с использования земельных и подземных ресурсов на территории государства.
Статья 213
Правила касающиеся юридического, организационного статуса, функционирования и полномочий территориальных коллективов, а также их взаимодействие с центральной властью, указаны в органическом законе.
РАЗДЕЛ XII: ТРАДИЦИОННОЕ И ОБЫЧНОЕ РУКОВОДСТВО
Статья 214
Традиционное и обычное руководство выступают гарантами традиций
Статья 215
Они содействуют объединению населения и поддерживают действия децентрализованных территориальных коллективов.
Статья 216
Они сотрудничают с администрацией в целях уважения прав и свобод человека.
Статья 217
Закон определяет их статус, полномочия и вознаграждения в местном и национальном контексте.
РАЗДЕЛ XIII: СОТРУДНИЧЕСТВО, МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЯ
Статья 218
Республика Чад имеет право заключать с другими государствами договора о сотрудничестве и объединении на основе принципов равенства, взаимном уважении суверенитета, территориальной целостности и взаимных преимуществ и национальной гордости.
Она может создавать в государстве структуры общего управления, координации и сотрудничества в экономической, финансовой, научной, технической, военной и культурной сфере.
Статья 219
Президент Республики заключает и ратифицирует соглашения. Он информирует о любых переговорах, которые ведут к заключению международных договоров, которые не подлежат ратификации.
Статья 220
Мирные, военные, экономические соглашения, соглашения, касающиеся использования государственной территории или использования природных ресурсов, договора, касающиеся международной организации и договора, подразумевающие трату государственных средств или касающиеся людей, могут быть ратифицированы только с разрешения Парламент а.
Данные договора вступают в силу только после утверждения и ратификации.
Договора, касающиеся сдачи в аренду, обмена, присоединения территории, приобретают юридическую силу только после их утверждения на всеобщем референдуме.
Статья 221
Если конституционный совет, по требованию Президента Республики или Президента национальной ассамблеи, принял решение о несоответствии международных договоров Конституции, то их ратификация возможна только после пересмотра Конституции.
Статья 222
Регулярно ратифицируемые договора и соглашения превалируют над остальными законами при условии, что каждый договор или соглашение будет применяться другой стороной.
РАЗДЕЛ XIV: ПЕРЕСМОТР
Статья 223
Президент Республики может выступить с инициативой пересмотра после решения принятого Советом Министров и членами Парламент а.
Для рассмотрения проекта или предложения о пересмотре обеими палатами Парламент а за него должны проголосовать большинство из двух третей членов Национальной Ассамблеи и сената.
Статья 224
Пересмотр Конституции подтверждается референдумом.
Однако конституция может быть пересмотрена в техническом порядке на основании голосов трех пятых членов Национальной Ассамблеи и сената во время совместного заседания.
Статья 225
Конституция не может быть пересмотрена или инициирована к пересмотру, если пересмотр касается:
– целостности территории, независимости или национального единства.
– республиканской формы правления в государстве, принципа разделения властей и светскости государства;
– фундаментальных свобод и прав граждан;
– политического плюрализма.
Статья 226
Согласно положением статей 87 и 76 данной Конституции, данный документ не может пересматриваться, если на Президента возложены исключительные полномочия или если обязанности Президента выполняет заместитель.
РАЗДЕЛ XV: ПЕРЕХОДНЫЕ И ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 227
Данная конституция утверждается посредством референдума.
Она вступает в действие с момента ее обнародования Президентом Республики и в течение восьми дней с момента оглашения результатов референдума апелляционным судом.
Статья 228
Действующий Президент Республики продолжает исполнять свои обязанности до момента инаугурации выбранного Президента.
Статья 229
Высший совет переходного Правительства продолжает выполнять свою законодательную функцию
Он контролирует защиту и распространение прав и свобод человека.
Он контролирует организацию выборов Президента
С момента начала предвыборной компании, высший совет переходного Правительства прекращает свои полномочия на законных основаниях.
Полномочия советников прекращаются с момента избрания представителей национальной ассамблеи.
Статья 230
Президент издает законы посредством постановлений во время отсутствия высшего совета переходного Правительства.
Статья 231
Постановления, выпущенные Правительством в соответствии со статьей 230 данной Конституции не должны в какой-либо форме или каким-либо образом нарушать положения касательно таких аспектов как:
– выборный режим;
– хартия политических партий;
– режим ассоциация и масс медиа;
– гражданские права и фундаментальные гарантии, предоставляемые гражданам для выполнения общественных свобод;
– национальность, статус и полномочия граждан, имущественный режим
– семейный кодекс.
Статья 232
Действующее Правительство продолжает выполнять свои функции до момента назначения нового Правительства.
Статья 233
Остальные учреждения продолжают выполнять свои функции и полномочия в соответствии с законами и постановлениями до момента создания новых учреждений.
Статья 234
Меры необходимые для создания новых учреждений, предусмотренные данной Конституцией, принимаются в законодательном порядке или на основании декретов совета министров.
Государственные учреждения, предусмотренные данной Конституцией, создаются максимум в течение тридцати шести месяцев с момента организации национальной ассамблеи.
Статья 235
Национальная ассамблея выполняет полномочия сената до его организации.
Статья 236
Первые консультации касательно общенациональных выборов, публикации списков избирателей и приглашения избирателей осуществляются на основании декретов, принимаемых Советом Министров после консультации с национальной независимой избирательной комиссией.
Статья 237
Первый избранный Президент вступает в должность в течение двадцати одного дня с момента объявления результатов голосования.
Статья 238
Апелляционный Суд Нджамены выполняет функции и полномочия до организации Верховного Суда и Конституционного Совета.
Статья 239
С момента принятия данной Конституции отменяются действия переходной хартии и предыдущих остальных положений, противоречащих Конституции.