Методы исламского финансирования

МЕТОДЫ ИСЛАМСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Идеологическим и теоретическим фундаментом экономической доктрины ислама является Коран. Исходное положение состоит в том, что Коран содержит в себе полнейший глобальный кодекс жизни индивидуума, включая свод правил, регулирующих всю экономическую деятельность человека (частного предпринимателя) и хозяйственных структур.
На основе Корана сформулированы основные принципы правовых, имущественных и хозяйственных отношений в современном мусульманском обществе. Первой и главной обязанностью каждого правоверного мусульманина является уплата закята – обязательного общегосударственного (национального) сбора с доходов всех обеспеченных мусульман в пользу бедняков. Кроме того, правоспособный мусульманин обязан:
— неуклонно выполнять правила шариата, касающиеся торговых и финансовых операций, соблюдать платежные обязательства по залогам, долгам, а также по срокам заключенных им соглашений;
— соблюдать правила раздела имущества умершего между законными наследниками;
— уважать чужую собственность, не допускать спекуляции или таких нарушений закона, как грабеж, вымогательство, обман, афера, припрятывание товаров, монополия, распространение вредных лекарств;
— одним из наиболее серьезных грехов считается взимание процента – рибы, поскольку по обычаям шариата нельзя получать дополнительное богатство без усилий и риска, в том числе путем эксплуатации либо присвоения имущества других людей.
Отношения реального труда и капитала в исламской экономической доктрине объективно исключает эксплуатацию. Одним из центральных положений исламской экономической доктрины стало отождествление реальной эксплуатации с получением дохода физическим лицом, лично не участвующим в трудовом процессе и не рискующим своим имуществом (богатством). Отметим также, что в исламе, по утверждениям его толкователей, труд всегда ценится выше, чем капитал. В случае производственного партнерства и привлечения наемных работников, когда одна сторона обеспечивает труд, а другая предоставляет необходимый капитал, любые убытки должны покрываться исключительно за счет капитала, но не за счет привлеченного наемного труда. Частное национальное предпринимательство в этих странах должно строится на базе основополагающих принципов ислама, таких, как взаимопомощь, равное долевое участие в прибылях и убытках, справедливое вознаграждение каждого участника и фактора производства, в том числе наемного труда.
В соответствии с этими принципами допускаются различные формы предпринимательского партнерства и соответствующие им методы исламского финансирования, ставшие ныне базисной основой операционной и инвестиционной деятельности исламских банковских учреждений.
К базисным (первичным) методам исламского финансирования относятся:
— мудараба – финансирование на основе безусловного долевого участия в совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта. Речь идет о заключении специального финансового соглашения, по которому один или одновременно несколько частных владельцев капитала наделяют правами на его использование агента (оператора) или управляющего – мудариба – для ведения конкретного дела. По завершении инвестиционного проекта мудариб выплачивает собственникам (владельцам) капитала основную сумму привлеченного им (заемного) капитала плюс заранее оговоренную долю совокупной прибыли, полученной от реализованного инвестиционного проекта; оставшаяся часть дохода идет полностью в собственность мудариба (соответственно, убытки всегда несут владельцы капитала); принцип мударабы обычно используется для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов развития и при операциях с ценными бумагами, в том числе государственными.
— ширкат – экономический принцип, в соответствии с которым два или одновременно более частных собственников вносят свой капитал и непосредственно сами участвуют в организации совместного дела, а прибыль и убытки затем делят пропорционально, в соответствии с фактической долей внесенного каждым инвестором капитала в реализованный инвестиционный проект
— мушарака — совместное предпринимательство, соглашение о сотрудничестве и долевом акционерном участии, когда заемщик (оператор) и собственник капитала либо менеджер компании – кредитора действуют совместно, по сути, на паритетных началах.
— мурабаха – торговые сделки, которые реализуются на условиях соглашения о солидарном разделе полученной торговой прибыли между всеми участниками, в том числе на основе ранее установленных и твердо зафиксированных ее долей для каждого участника. Принцип мурабахи может быть применен также к торговле с последующей оплатой, в том числе на базе рассрочки (отсрочки) платежа по реализованной поставке покупателю, а также финансированию торговли исламскими банками, которые осуществляют по принципу установления банками надбавки к первоначальной закупочной цене товара. Дело в том, что в этом случае банк осуществляет перепродажу ранее приобретенного товара клиенту по ранее согласованной цене.
— иджара – по сути аналог лизинговой операций, речь идет о целевом соглашении о передаче или присвоении собственности либо о долговом сотрудничестве, ведущем впоследствии к подобному присвоению или передаче собственности лизингополучателю.
— иджар ва – иктина – специальное лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, строения и другие объекты и вступить в законные права собственности на них в тот момент, когда кумулятивно накапливаемые арендные платежи (выплаты) достигнут уровня, соответствующего ранее согласованной между контрагентами продажной цене объекта данного лизингового соглашения.
— амана – ответственное трастовое хранение привлеченных банком средств без права распоряжаться непосредственно самим предметом траста (в том числе на основе создания банком дополнительных резервных и гарантийных фондов).
— истисна – финансирование банком промышленного производства специализированного оборудования или продукции при установленном вкладе, который делает в производство клиент – заемщик; его вклад в производство обычно рассчитывается на базе ранее согласованной с банком продажной цены производимого заемщиком оборудования или промышленной продукции.
— кард – аль – хасан – беспроцентный благотворительный кредит, при котором заемщик платит банку только за свое текущее расчетное (техническое) обслуживание по использованной им части выделенного ему финансирования (кредитной линии).
Текущая операционная и инвестиционная деятельность исламских банковских учреждений и банков не ограничивается данными формами. Но учреждения, постоянно реализующие операции на базе названных принципов, ныне ядро исламской банковской системы.