Концепция исламского государства

КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА (Басова).
Система управления исламским государством является унитарной системой, но не федерацией. Верховная власть в нем является централизованной, администрация — децентрализованной. К верховной власти исламского государства относятся следующие четыре института: халиф, назначаемые высшие чины администрации, губернаторы провинций, являющиеся наместниками халифа и мэры. Все остальные чины администрации в государстве являются служащими и не имеют статуса правителей.
Право вступать в правление имеют (или предпринимать действия, на которые имеют полномочия только правители) лишь мужчины, которые свободны (то есть не являются рабами), правдивы и являются мусульманами. Правом всех мусульман, а также их коллективной обязанностью является требование отчета правителей за свои действия и поступки. Немусульмане обладают правом подачи жалобы на несправедливость правителя и неправильное применение исламских законов по отношению к ним.
Мусульмане имеют право образовывать политические партии, через которые могут требовать подотчетности правителей, а также завоевания позиций в администрации через обращения ко всей мусульманской нации (умме) при условии, что деятельность этих партий основывается на принципах ислама, при этом для основания таких партий не требуется разрешения правительства. Запрещается любая партия, деятельность которой основана на иных принципах, кроме принципов религии ислама.
Система власти исламского государства основывается на четырех основных принципах, а именно: господство является прерогативой шариата; власть народу (то есть мусульманской общине — умме); назначение на халифа является обязанностью всех мусульман; только халиф обладает полномочиями принимать законы шариата (то есть только он имеет право конституцию и различные каноны — законы государства).
Устройство высшей власти исламского государства основывается на следующих столпах: халиф; назначаемые высшие чины администрации; назначаемые высшие чины исполнительной администрации; амир джихада; судьи (кади); губернаторы провинций; административная система, а также консультативный совет (меджлис аш-шура).
Халиф.
Халиф назначается на этот пост всей нацией с передачей ему права претворения в жизнь законов шариата. Должность халифа является выборной и поддерживается всеобщим согласием, поэтому никто не имеет права принимать эту должность добровольно, а также назначать на эту должность. Каждый взрослый дееспособный мусульманин (мужчина или женщина) имеет право принимать участие в выборах халифа и принести ему присягу (байа). Как только утверждение халифа подтверждается принесением присяги теми, кто на это имеет право, то для остальной.
Для остального населения это уже будет не присяга на верность, а присяга на повиновение. Следовательно, те, кто не принял присягу, тем не менее должны следовать ей. Никто не может занять пост халифа иначе, как только быть назначенным мусульманами, равно как и то, что никто не может занять пост халифа, если назначение совершилось не в соответствии с обязательной предписанной системой ислама процедурой.
Любая страна, которая пожелает принести халифу байа согласия, должна иметь автономию и опираться на поддержку только мусульманских стран, а не на поддержку государств иноверцев; безопасность мусульман в стране, как внутренняя, так и внешняя, должна обеспечиваться неприкосновенностью ислама, а не иной веры. При этом байа повиновения, в отличие от байа согласия, может быть принят от любой страны даже без выполнения указанных условий.
Лицо, дающее присягу при назначении на должность халифа, обязано указанным ниже условиям соглашения. Условия и требования, которые предъявляются к назначаемому на пост халифа должны быть: он должен быть мужчиной, мусульманином, свободным, взрослым (совершеннолетним), дееспособным (в здравом рассудке).
Процедурой назначения халифа предусматривается следующие мероприятия:
• мусульмане — члены консультативного совета проверяют и выдвигаемых на пост халифа претендентов, затем эти имена объявляют народу с призывом проголосовать за одного из них;
• после проведенных выборов объявляются результаты голосования, а также имя человека, претендовавшего на пост халифа и получившего большинство голосов;
• после обнародования имени все мусульмане должны принести присягу тому, который получил большинство голосов, как халифу, который следовать предписаниям Корана и Сунны посланника Аллаха;
• после завершения процедуры принесения присяги объявляется имя того, который стал халифом, одновременно с сообщением, что он своим достоинством соответствует требуемым условиям для занятия поста халифа. Это (умма) назначает халифа, но не в праве нации сместить его после процедуры принесения присяги. Халиф олицетворяет собой государство и обладает определенной властью в пределах этого государства, а именно:
• халиф принимает и претворяет в жизнь законы шариата. Таким образом, эти законы становятся канонами, которые обязательны к исполнению и которыми не должны пренебрегать;
• халиф несет ответственность за внутреннюю и внешнюю политику государства, он является верховным главнокомандующим вооруженными и имеет право объявлять войну, заключать мир, прекращать военные и заключать другие договоры, он имеет право принимать и требовать отзыва послов иностранных государств, а также назначать и отзывать мусульманских послов;
• халиф назначает и снимает с должностей чиновников административной системы, а также своих наместников, при этом чиновники и наместники четны халифу и консультативному совету;
• халиф назначает и смещает верховного судью, начальников департаментов, командующего вооруженными силами и его начальника штаба. Все они подотчетны только халифу, а не консультативному совету;
• халиф принимает законы шариата, на основе которых строится бюджет государства, определяет статьи расхода бюджета в каждой области государственной экономики, независимо от того, касается ли это доходов или расходов.
В принятии законов халиф ограничен законами шариата: он не имеет права принимать какие-либо законы, которые с очевидностью не могут быть выведены из священных текстов Корана и Сунны. Действия халифа, кроме того, ограничиваются постановлениями и законами, которые были приняты им ранее. Он также ограничен методологией выведения законов, которой он придерживается. Халиф, соответственно, не может принять закон, выведенный в соответствии с методикой, которая противоречит методике, им уже принятой ранее. Он также не может противоречить законам, которые он сам принял ранее.
Халиф обладает абсолютной властью рассматривать гражданские дела и выносить решения в соответствии со своим мнением и результатами своего иджтихада. При этом ему не разрешается нарушать законы шариата, прельщаясь какой-нибудь выгодой. Например, он не имеет права запрещать своей страны импортировать товары на том лишь основании, что этим он в своей стране отстаивает интересы промышленности. Он также не имеет права принуждать домовладельцев сдавать свои дома при условии низкой ренты на том лишь основании, что необходимо кого-то обеспечить жильем.
По мнению исламских идеологов, не должно быть никаких ограничений пребывания халифа у власти. Он может оставаться у власти столько сколько позволяют законы шариата. И пока он сам в состоянии их выполнять и претворять в жизнь — он остается халифом. Если обстоятельства меняются таким образом, что требуется его отставка, таковая должна быть осуществлена незамедлительно. Отстранение халифа от власти может быть произведено при возникновении ситуации, когда нарушается одно из условий, являющихся обязательным для занятия поста халифа (например, отступничество от ислама, недееспособность или признаки проявления греховности, поскольку всё это обязательные условия для занятия поста халифа).
Халиф назначает высших должностных лиц, в обязанность которых входит оказание ему помощи в управлении государством. Он наделяет их соответствующими полномочиями. Назначенные на высшие государственные должности лица должны отвечать тем же требованиям, что и сам халиф; они должны обладать определенным уровнем знаний для выполнения тех обязанностей, которые возложены на них. Назначение на высшие государственные должности должно включать в себя официальную процедуру назначения и облечения властью. Так, при назначении должностных лиц халиф должен сделать такое заявление: «Я назначаю Вас от Моего имени Моим заместителем» или любое подобное заявление, которое подтверждало бы назначение на должность и облечение правами и ответственностью. Если назначение на должность не сопровождалось подобной процедурой, то такое должностное лицо не обладает всей властью и, таким образом, не будет являться официально назначенным на должность.
В обязанности халифа входит инспектирование деятельности чиновников с целью их одобрения или исправления возможных ошибок, поскольку управление делами нации возложено на халифа и зависит от его собственного иджтихада. Если уполномоченный чиновник решил вопрос с согласия халифа, то он имеет право осуществлять его без каких либо изменений. Уполномоченные высшие чиновники являются представителями верховной власти, и поэтому они не являются служащими какого-то отдельного департамента, их деятельность не ограничивается рамками какого-либо государственного органа и их задачей является общее руководство административной системой.
Исполнительный помощник (амир)
наделяется ответственностью за управление делами правительства в исламском государстве. Его можно сравнить с президентом или премьер-министром в государствах Запада. Основными качествами амира являются следующие: его знаниям и осознанию духа ислама должно доверять большинство мусульманской уммы; он должен быть богобоязненным и наделен качествами государственного деятеля; он должен иметь благочестие и соответствующие способности к управлению делами исламского государства. Исполнительный помощник должен быть мусульманином, так как он входит в ближайшее окружение халифа. Амир всегда связан непосредственно с халифом точно так же, как и уполномоченные чиновники. Он является чиновником с той лишь разницей, что его сферой деятельности является претворение законов и распоряжений халифа в жизнь.
Исполнительный помощник назначается халифом. В круг его обязанностей входит исполнение распоряжений халифа во внутренних и внешних делах государства, а также доклад халифу о состоянии дел в порученной области. Административный департамент является посредником между халифом и его подданными, то есть исполняет законы от имени халифа и одновременно обеспечивает связь подданных со своим халифом.
Амир джихада.
Департамент амира джихада включает отдел внешних сношений, военное ведомство, отдел внутренней безопасности и отдел промышленности. Амир джихада является руководителем всех четырех отделов департамента. Отдел внешних сношений занимается всеми вопросами, связанными с отношениями халифа с иностранными государствами. Военное ведомство ведает всеми вопросами, связанными с деятельностью вооруженных сил, включая поставки систем вооружений, военного оборудования и снаряжения. Это ведомство, кроме того, осуществляет контроль за деятельностью военных академий и всем тем, что представляется обязательным с точки зрения исламской культуры и общей культуры армии, а также за всем тем, что связано с военными действиями и подготовкой к их ведению.
Отдел внутренней безопасности занимается всеми вопросами, связанными с безопасностью страны, используя для этих целей вооруженные формирования, в частности полицию. Отдел промышленности занимается всеми вопросами, связанными с индустрией, включая тяжелую промышленность и такие ее отрасли, как моторостроение, машиностроение, производство автомобилей, металлургическую промышленность, электронику, легкую промышленность, а также все государственные и частные заводы и фабрики, связанные с производством военной продукции. Все заводы и фабрики, независимо от их принадлежности, строят свою работу на принципах военной политики.
Вооруженные силы исламского государства.
Джихад является обязательной повинностью для всех мусульман. В соответствии с этим для всех граждан обязательной является военная подготовка. Каждый мусульманин старше 15 лет обязан пройти военную подготовку и быть готовым к джихаду. Воинская повинность, однако, является общей обязанностью. Вооруженные силы исламского государства включают регулярную армию (военнослужащие которой получают зарплату из бюджета государства и являются наемными солдатами) и резерв (все мусульмане, способные носить оружие). Вооруженные силы представляют собой единое целое, в котором выделяются несколько дивизий, соответствующим образом организованных и прошедших специальную подготовку.
Халиф, являясь верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает их высший руководящий и командный состав. Все армейские подразделения представляют собой единую организационную структуру со специально определенными местами дислокации — лагерями. Такие лагеря дислоцируются в стратегически важных районах в разных провинциях, при этом некоторые части и подразделения являются мобильными. Армия должна иметь высокий уровень профессиональной подготовки, высокий интеллектуальный уровень, а также обеспечить соответствующую подготовку каждого солдата, офицера и генерала в области исламской культуры, с таким расчетом, чтобы каждый военнослужащий имел твердые знания об исламе. Обязанностью полиции является поддержание общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности и выполнение всех исполнительных функций.
Судебная система.
В системе судебной власти обязательным является провозглашение законов шариата. К компетенции судов относится разрешение различных спорных вопросов, предотвращение того, что может нанести ущерб правам общины, регулирование спорных вопросов между членами общины и представителями администрации и служащими, включая халифа и высшие административные чины. В обязанности халифа входит назначение верховного судьи, который уполномочен назначать и отзывать судей всех категорий, направлять их деятельность. Верховный судья должен быть мужчиной, мусульманином, быть дееспособным, справедливым и иметь соответствующее юридическое образование.
В исламском государстве предусматривается три категории судей: судьи, которые занимаются разрешением спорных вопросов граждан и отвечают за судопроизводство и вынесение наказания; судьи, которые занимаются вопросами нарушения общественных прав и судьи суда справедливости, который рассматривает спорные вопросы между гражданами и представителями официальной власти.
Все судьи должны удовлетворять тем же условиям, что и верховный судья, а также уметь применять законы в соответствии с конкретными обстоятельствами. Судья суда справедливости, помимо этого, должен быть мужчиной и муджтахидом, то есть лицом, имеющим право принимать решение на основе собственного иджтихада. В суде должен быть один судья, обладающий правом вынесения приговора. Такому судье могут помогать один или двое других судей, имеющих лишь право совещательного голоса.
В исламском государстве категории судов различаются в зависимости от сложности рассматриваемых ими дел. Кроме того, не существует судов аннуляции и апелляции, поскольку все выносимые приговоры имеют одинаковую силу: если судья выносит вердикт, то он становится обязательным для исполнения, и никакой другой судья не имеет права опротестовать его.
Каждому гражданину — как ответчику, так и истцу — предоставляется право иметь доверенное лицо для ведения своих дел. Однако халиф, губернаторы провинций, чиновники администрации, судьи суда справедливости могут назначать доверенных лиц вместо себя в пределах должностных полномочий.
Губернаторы провинций.
Территория исламского государства в административно-территориальном отношении разделяется на провинции, для управления которыми халифом назначаются губернаторы (должны отвечать тем же требованиям, что и халиф). Если губернатор наделяется халифом соответствующими полномочиями, то он имеет право назначать руководителей низшего уровня (мэров — управляющих дистриктами или районами). Губернатор наделяется полномочиями, необходимыми для управления всеми департаментами в своей провинции в качестве заместителя халифа. В его подчинении находится все население провинции, и он осуществляет в ней контроль над всеми делами, за исключением дел финансовых, юриспруденции и армии. Ему в подчинение придается вся полиция провинции для обеспечения строгого и точного исполнения всех его распоряжений, однако, с административной точки зрения он ею не распоряжается.
Губернатор не обязан ставить в известность халифа о своей деятельности в пределах данных ему полномочий, однако в том случае, если возникает какой-то новый вопрос, он должен незамедлительно поставить халифа в известность и ждать от него соответствующих распоряжений. Если же решение вопроса не терпит отлагательства, то в этом случае он имеет право принять решение самостоятельно и проинформировать халифа о предпринятых действиях.
В каждой провинции имеется совещательный орган (собрание или совет), который возглавляет губернатор. Этот совет имеет право выражать свое мнение в отношении административных вопросов, включая вопросы верховной власти. Выраженное таким образом мнение имеет рекомендательный характер.
Губернатор назначается для исполнения своих обязанностей лишь в определенном регионе, и, следовательно, его полномочия не могут распространяться на другие районы. Он может быть смещен со своей должности только халифом.
Административная система.
Все управление государственными делами и интересами людей осуществляется администрациями, директоратами и департаментами, которые образуют административную систему исламского государства и полностью несут ответственность за свою деятельность в конкретных областях. Органы администраций, директоратов, департаментов осуществляют свою деятельность на основе принципов эффективности организации системы управления, оперативности в выполнении возложенных задач и компетентности соответствующих работников, ответственных за порученное дело. Их деятельность с точки зрения законодательства и общественного порядка находится под контролем губернаторов провинций и мэров.
Консультативный совет меджлис аш-шура.
В компетенцию меджлис аш-шура входит выработка определенной точки зрения по вопросам, которые в соответствии с законодательством являются сферой его обсуждения. Это вопросы управления, образования, культуры, здравоохранения и экономики. Меджлисом аш-шура рассматриваются также все запросы граждан по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью правительства исламского государства, независимо от того, имеют ли они отношение или нет к внутренней или внешней политике государства, включая военные и финансовые вопросы. Если решение меджлиса и правителей расходятся с принципами шариата, то окончательный вердикт выносится судом справедливости. В случае плохого исполнения служебных обязанностей меджлис может выражать неудовлетворение работой губернаторов и представителей высшей администрации. В данном случае мнение меджлиса является приоритетным, и халиф должен незамедлительно освободить таких лиц от занимаемых должностей. Меджлис, кроме того, обсуждает и выражает свое мнение по поводу законов, конституции и канонов, которые халиф собирается вводить и представляет их ему на рассмотрение. Он также выдвигает список кандидатов, рекомендуемых на пост халифа. Никто, помимо перечисленных в таком списке лиц, не имеет права претендовать на пост халифа, и мнение меджлиса в этом вопросе является приоритетным.
Каждый гражданин государства имеет право стать членом меджлиса аш-шура при условии, что он является взрослым и дееспособным. Члены меджлиса избираются народом и являются лицами, выражающими интересы мусульман и подтвердившими перед халифом свою преданность идеям ислама. Ими могут быть также и немусульмане, которые, таким образом, имеют возможность выражать свои претензии по вопросам несправедливости, исходящей от правителей, и неправильного применения по отношению к ним исламских законов.
В результате консультации осуществляется выработка мнений, поэтому основной функцией меджлиса аш-шура является выработка определенной точки зрения по тому или иному обсуждаемому вопросу. Все граждане государства (мусульмане и немусульмане) имеют право высказывать свои точки зрения. Однако шура является исключительным правом только мусульман. Все вопросы, которые в законодательном порядке имеет право обсуждать меджлис, решаются на основе мнений большинства, независимо от того, считается решение того или иного вопроса правильным или неправильным. Во всех других случаях в процессе шуры должно быть стремление выработать истинное мнение, независимо от того, высказывается ли за него большинство или меньшинство.