Правила Совета Омана

СУЛТАНСКИЙ ДЕКРЕТ № 88/97
Мы, Кабус бен Саид, Султан Омана,
тщательно изучив Основной закон Омана, приведенный в действие Султанским указом № 101/96, а также Султанский указ No. 97/91, описывающий Внутреннюю процедуру Меджлис аль шура, и поправки к Султанскому указу № 86/97 о формировании Совета Омана, также в соответствии с государственными интересами Омана,
настоящим декретом постановляем следующее:
Статья 1
В силу вступают положения внутренних правил работы Меджлис аль шуры.
Статья 2
Султанский указ No. 97/91, равно как и любой другой указ, противоречащий данному документу, считается недействительным.
Статья 3
Данный Указ должен быть опубликован в правительственном вестнике и вступает в действие со дня его публикации.
Издано 16 числа месяца Шаабан 1418 года хиджры
16 декабря, 1997 года от Рождества Христова
Кабус бен Саид
Султан Омана
ГЛАВА 1. ЧЛЕНСТВО В СОВЕТЕ
Статья 1
Члены Совета обязаны регулярно посещать Меджлис и собрания комитетов. В случае если член Совета не сможет присутствовать на заседании Меджлиса или собрании комитетов, он обязан в письменной форме известить Президента Меджлиса или Председателя соответствующего комитета относительно причин своего отсутствия.
Статья 2
В случае если член Совета по какой-либо причине должен покинуть помещение Меджлиса во время заседания, он обязан известить Президента Меджлиса или Председателя соответствующего комитета относительно причин своего отсутствия.
Статья 3
В Меджлисе все его члены имеют свободу слова. Как в Меджлисе, так и за его пределами, члены Совета не могут совершать действия, противоречащие законодательству или данным правилам. Кроме того, они должны относиться к государству Оман с должным почтением.
Статья 4
Члены Совета не должны совершать следующих действий:
a) Разглашать информацию, имеющую отношение к обсуждениям в Меджлисе, Бюро Меджлиса, в комитетах.
b) Позволять лицам, которые не являются членами Совета, изучать протоколы собраний вышеупомянутых органов. Члены Бюро Меджлиса и комитетов не должны позволять другим членам Меджлиса изучать протоколы заседаний Бюро или комитетов без письменного согласия на то Президента.
Статья 5
Члены Совета не могут использовать свое положение для получения личных привилегий, а также должны воздерживаться от выдвижения каких-либо вопросов частного характера на обсуждение в Меджлисе.
Статья 6
Запрещено уголовное преследование членов Совета за правонарушения, не влекущие за собой арест, во время сессий Совета, если на это не было получено разрешения Меджлиса. Подобное разрешение может быть получено от Президента в период между сессиями Совета.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ МЕДЖЛИСА
Президент Меджлиса
Статья 8
Президент координирует работу Меджлиса и обеспечивает ее соответствие законодательству Омана и данным правилам, относительно чего он может просить о помощи у вице-президентов или Бюро Меджлиса.
Статья 9
Президент открывает заседания Меджлиса, председательствует на них, объявляет об их закрытии, руководит обсуждением, дает разрешение выступать, определяет тему обсуждений, следит за тем, чтобы выступающий придерживался темы обсуждения и положений данных правил. Любое вмешательство члена Совета, противоречащее указаниям Президента должно оставаться без внимания и удаляться из стенограммы протокола заседания.
Президент выносит предложения, предлагает вопросы, подлежащие обсуждению, а также оглашает предложения, принятые Меджлисом.
Статья 10
Президент уполномочен созывать любой комитет Меджлиса для изучения важных или срочных вопросов, а также председательствовать на собраниях комитетов, в которых участвует.
Статья 11
Президент представляет Меджлис при переписке с другими официальными органами и выступает от его лица.
Статья 12
Президент координирует подготовку бюджета Меджлиса и, прежде чем передать проект бюджета на рассмотрение в Меджлис, подает его в Бюро Меджлиса для обсуждения.

Статья 13
Президент координирует работу Генерального секретариата, а также руководит всеми административными, финансовыми и техническими делами Меджлиса.
Статья 14
Президент Меджлиса обладает полномочиями, возложенными на министра или главу правительственного отдела, в случае если речь идет о финансовых или административных делах Меджлиса и его служащих.
Статья 15
Президент может передавать свои полномочия любому из вице-президентов, а также может назначать вице-президента председателем собраний Меджлиса или Бюро. Относительно ведения заседаний вице-президент обладает теми же полномочиями, которыми наделяется президент согласно данным правилам.
Бюро Меджлиса
Статья 16
Бюро Меджлиса устанавливает план действий Меджлиса и его комитетов с целью обеспечения последовательного хода работ. Бюро координирует все действия Меджлиса и его комитета, а также предоставляет помощь членам Меджлиса в выполнении ими своих обязанностей. Кроме того Бюро оказывает помощь комитетам Меджлиса и устанавливает положения, регламентирующие исполнение их обязанностей, а также координирующие различные действия комитетов в соответствии с положениями данных правил.
Статья 17
Бюро Меджлиса осуществляет контроль над действиями Меджлиса в период между заседаниями.
Статья 18
Бюро Меджлиса уполномочено поручить комитету изучить определенную тему и предоставить свой отчет и рекомендации. Бюро может принять решение о передаче данного отчета в Меджлис, или принять любое другое решение относительно него.
Статья 19
Бюро Меджлиса обсуждает пункты проекта бюджета Меджлиса, переданные Президентом на рассмотрение Бюро перед передачей проекта в Меджлис для утверждения.
Статья 20
Бюро Меджлиса совместно с Генеральным секретариатом участвует в установлении повестки дня заседаний в соответствии с разработанным планом действий и в первую очередь рассматривает вопросы, переданные в Меджлис Его Величеством Султаном, правительством, а также уже частично решенные вопросы.
Генеральный секретарь несет ответственность за обнародование повестки дня и должен ознакомить с ней членов Совета не менее чем за две недели до созыва заседаний.
Статья 21
Бюро избирает делегации, представляющие Меджлис как внутри, так и за пределами Султаната. Делегации подают в Бюро отчеты о своей деятельности и поездках.
Кроме того, в обязанности Бюро входит избрание членов Совета, принимающих участие в работе комитетов, которые были образованы правительством и в которые были приглашены представители Меджлиса. Члены, избранные таким образом, представляют мнение Бюро в комитетах.
Статья 22
В Бюро направляются жалобы и предложения от граждан, связанные с интересами общественности. Затем Бюро может передать их на рассмотрения правительства или передать в соответствующие комитеты. В Генеральный секретариат может также поступить указание об уведомлении граждан, направивших свои жалобы и предложения, относительно принятых мер.
Статья 23
Помимо других полномочий, описанных в данных правилах, Бюро также должно координировать все финансовые и административные дела Меджлиса в соответствии с положениями, которые были установлены Бюро для этих целей и одобрены Меджлисом.
Статья 24
Президент периодически созывает собрания Бюро. Кроме того, возможны созывы на чрезвычайные собрания. Кворум, необходимый для проведения собраний, это большинство членов Бюро, а также Президент или один из двух вице-президентов. Решения Бюро принимаются большинством его членов, присутствующих на собрании, а также Президентом или, в случае его отсутствия, одним из двух вице-президентов.
Помимо членов Бюро, в собраниях Бюро должны участвовать Генеральный секретарь, а также другие члены Меджлиса, сотрудники, которые получили специальное на то разрешение, официальные лица правительства, а также другие лица, специально приглашенные для обсуждения определенных вопросов, представленных для рассмотрения в Меджлис.
Генеральный секретарь координирует обработку протокола собрания Бюро, который должен быть заверен Президентом или вице-президентом, возглавляющим заседание.
Статья 25
В случае освобождения места члена Бюро по какой-либо причине, Меджлис избирает другого члена в соответствии с правами выдвижения кандидата в члены Бюро.
Комитеты
Статья 26
В Меджлисе формируются следующие комитеты, действующие на постоянной основе:

  1. Правовой комитет.
  2. Экономический комитет.
  3. Комитет по вопросам здравоохранения и социальной защите.
  4. Комитет по вопросам образования и культуры.
  5. Комитет по обслуживанию и развитию местных общин.
    Кроме того, решением Меджлиса могут быть сформированы другие комитеты, действующие на постоянной основе.
    Статья 27
    Каждый из вышеупомянутых комитетов формируется из числа членов Совета, определяемого Меджлисом согласно рекомендациям Бюро в начале его первого заседания. При формировании комитетов необходимо обращать внимание на их способность действовать согласно требованиям.
    Статья 28
    После формирования комитета из его членов абсолютным большинством голосов избирается председатель и заместитель председателя. Обязанности секретаря комитета возлагаются на одного из сотрудников Меджлиса.
    Статья 29
    В начале каждого заседания комитет определяет темы или вопросы, которые необходимо рассмотреть, и устанавливает очерёдность их рассмотрения во время заседания/ сессии Меджлиса, относительно чего комитетами подается доклад Президенту, который передает его на утверждение в Меджлис.
    Статья 30
    Все комитеты, действующие на постоянной основе, рассматривают законопроекты и все другие вопросы, которые были переданы им на рассмотрение и относятся к компетенции вышеупомянутых комитетов.
    Статья 31
    Председатель каждого из комитетов руководит работой комитета, а в случае его / ее отсутствия полномочия председателя переходят к заместителю председателя.
    Статья 32
    Комитет определяет повестку дня согласно предложениям председателя.
    Статья 33
    Комитет созывается председателем или, в случае его / ее отсутствия, заместителем председателя. Приглашение к участию в заседании комитета рассылается заблаговременно.
    Статья 34
    Заседания комитетов проводятся при закрытых дверях. Кворум, необходимый для проведения заседаний, составляет не менее двух третей от общего числа членов комитета. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов.
    Статья 35
    Необходимо вести протокол каждого заседания комитета. Протокол заседания включает в себя имена присутствующих и отсутствующих членов комитета, краткое содержание обсуждений, а также тексты решений, которые были приняты на заседании. Протокол заседания подписывается председателем и секретарем комитета.
    Статья 36
    Вся переписка между председателем комитета и соответствующими официальными органами ведется через Президента Меджлиса.
    Статья 37
    Каждый из комитетов Меджлиса вправе потребовать санкций Президента об организации встречи с министром или должностным лицом министерства, который является представителем министра, для того, чтобы получить разъяснения, сведения или заявления относительно вопросов, находящихся в компетенции комитета.
    Статья 38
    Комитет вправе потребовать через Президента у любой правительственной или общественно-правовой организации предоставление сведении или разъяснений, которые могут понадобиться для осуществления изучения какого-либо вопроса, находящегося в компетенции комитета.
    По получении санкций Меджлиса, комитеты имеют право проводить научные командировки (инспекции), связанные с изучаемым вопросом, который был передан в комитет.
    Статья 39
    Каждый из комитетов уполномочен сформировать из членов, входящих в его состав, один или более подкомитет с целью изучения определённых вопросов.
    Работа подкомитетов регламентируется правилами и порядком, применимыми для комитетов, действующих на постоянной основе.
    Статья 40
    Комитет подает отчет в Меджлис в срок, установленный последним.
    Статья 41
    Комитет подает отчет Президенту Меджлиса, который в дальнейшем вносится в повестку дня. Отчет распространяется среди всех членов не позднее даты, на который назначено собрание, созываемое для обсуждения данного отчета.
    Статья 42
    В отчете описывается точка зрения комитета на рассматриваемый вопрос и аргументация, поясняющая данную точку зрения. Если основной темой отчета комитета является законопроект, его оригинальный текст должен быть приложен к отчету.
    Статья 43
    При подаче отчета, комитет из членов, входящих в его состав, выбирает докладчика, который представит данный отчет в Меджлисе. В случае отсутствия докладчика, Президент уполномочен назначить одного из членов комитета для представления доклада.
    Статья 44
    Меджлис может принять решение о формировании специального комитета по отдельным вопросам. Данный комитет распускается после того, как выполнит поставленные перед ним задачи или после принятия Меджлисом решения о его роспуске.
    случае, если Меджлис подтвердил свое решение о формировании подобного комитета, Президент Меджлиса избирает членов, которые войдут в комитет, а также его Председателя и на следующем заседании Меджлиса представляет их список.
    Статья 45
    Меджлис уполномочен по рекомендации своего Президента передать любой вопрос, который был вынесен на рассмотрение в Меджлис, в объединённый комитет.
    Подобный комитет формируется из одного из комитетов Меджлиса и членов других комитетов, связанных с рассматриваемым вопросом.
    Председатель комитета, которому изначально было поручено изучение вопроса, руководит заседанием объединённого комитета.
    Генеральный секретариат
    Статья 46
    В состав Генерального секретариата Меджлиса входят Генеральный секретарь, его ассистенты, сотрудники ведомств и подразделений, внесенные в список организационной структуры управленческого аппарата, принятого согласно резолюции Меджлиса.
    Статья 47
    Генеральный секретариат принимает на себя выполнение обязанностей, необходимых для предоставления помощи Меджлису и всем его органам, для облегчения осуществления их юрисдикции и обязанностей в соответствии с общими организационными положениями, предписанными Бюро и утвержденными Меджлисом.
    Статья 48
    Меджлис устанавливает согласно предложению Генерального секретариата по согласованию с Бюро Меджлиса правила организации кадровых вопросов Меджлиса. Положения, не предусмотренные данными правилами, регулируются согласно законодательству о гражданской службе и административным нормам.
    Статья 49
    Генеральный секретариат принимает на себя правомочность, возложенную на него данными внутренними правилами, которые в частности включают в себя следующее:
    a) Надзор за всеми ведомствами и подразделениями Генерального секретариата, распределение заданий между ними, контроль за их выполнением. Должностные лица, стоящие во главе ведомств и подразделений, подают Генеральному секретарю отчет о результатах работы своих подразделений. Генеральный секретарь отчитывается перед Президентом о ходе работы.
    b) Посещение собраний, проводимых Меджлисом, Бюро и комитетами.
    c) Контроль за ведением протоколов заседаний Меджлиса и ознакомление членов Совета с материалами заседаний в соответствии с распоряжениями Президента или кого-либо из вице-президентов.
    d) Любые другие обязанности, возложенные Меджлисом, Президентом или Бюро Меджлиса.
    Статья 50
    Для того, чтобы иметь возможность выполнять свои обязанности и координировать работу финансовых и административных подразделений Совета Генеральный Секретарь имеет полномочия, возложенные на заместителя Генерального Секретаря правительственного управленческого аппарата.
    ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ МЕДЖЛИСА
    И ПРАВИЛА ЕГО РАБОТЫ
    Законопроекты
    Статья 51
    Президент передает законопроекты, полученные от правительства на рассмотрение в соответствующие комитеты, которые в свою очередь подают свой отчет относительно рассмотренных законопроектов в Меджлис.
    Статья 52
    В случае внесения комитетом значительных изменений в законопроект, в юридический комитет помимо отчета о рассмотрении законопроекта также подается законопроект с внесенными поправками для их комментирования и надлежащего согласования положений. Соответствующий комитет передает свой отчет на рассмотрение и комментирование в Юридический комитет.
    Статья 53
    согласно предложению Генерального секретариата по согласованию с Бюро Меджлиса Меджлис устанавливает правила организации своих кадровых вопросов. Положения, не предусмотренные данными правилами, регулируются законодательством о гражданской службе и административными нормами. Меджлис начинает обсуждение законопроекта в целом. В случае общего одобрения законопроекта, начинается его детальное рассмотрение статья за статьей. В случае если комитет внес поправки в какую-либо из статей, сначала проводится голосование относительно принятия поправок, а потом по статье в целом.
    Статья 54*
    Меджлис передает пересмотренный законопроект вместе со своими рекомендациями в государственный совет. Генеральный секретариат принимает на себя правомочность, возложенную на него данными внутренними правилами, которые в частности включают в себя следующее:
    Действующее законодательство
    Статья 55
    Комитеты Меджлиса уполномочены, согласно предписаниям Бюро Меджлиса изучить уже действующие законы, которые связаны с компетенцией соответствующего комитета, с целью совершенствования их положений.
    Статья 56
    В случае если комитет полагает, что какой-либо из действующих законов нуждается во внесении в него поправок, он должен подать доклад относительно этого в Бюро Меджлиса.

Статья 57
Доклад комитета относительно внесения поправок передается в Юридический комитет на рассмотрение на совместном заседании двух комитетов, который проводится специально для этих целей.
Статья 58
Юридический комитет подает свой доклад о предложенной поправке в Бюро Меджлиса. Данный доклад включает в себя соответствующий юридический проект рассматриваемых положений.
Статья 59
В случае если Бюро Меджлиса принимает решение о внесении в повестку дня обсуждение предложенных поправок, начинают действовать положения статей 53 и 54.
Участие в подготовке плана развития
Статья 60
Правительство подает в Меджлис аль Шура общие принципы проекта пятилетнего плана развития на подтверждение заблаговременно до начала его утверждения.
Статья 61
Непосредственно после получения проекта плана Меджлисом, он передается в Экономический комитет для немедленного изучения.
Статья 62
Председатели других комитетов, действующих на постоянной основе, рассматриваются в качестве членов Экономического комитета в случае, если общие принципы проекта плана передаются на его рассмотрение. Они будут сохранять этот статус до тех пор, пока Меджлис не выполнит задание по рассмотрению вышеупомянутого плана.
Статья 63
Экономический комитет предоставляет доклад относительно общих принципов проекта плана. В докладе содержатся изложение целей комитета во всех областях.
Статья 64
Члены Совета вправе подать в письменном виде свои комментарии относительно доклада, не позднее, чем за три дня до даты, на которую запланировано обсуждение доклада в Меджлисе. Во время этого периода комитет созывается для того, чтобы изучить вышеупомянутые комментарии и выразить свое мнение относительно них в приложении к оригинальному докладу.
Статья 65
Дебаты по проекту плана на специально созванном для этого заседании начинаются с чтения доклада комитета и приложения к нему, за исключением тех случаев, когда Меджлис постановляет, что они могут быть подшиты к делу без детального изучения. Сначала слово дается докладчику комитета, затем представителю правительства, если он присутствует на заседании, а затем всем остальным членам совета. Дебаты могут продолжаться один и более календарных дней.
Статья 66
После завершения дебатов, Президент голосует по докладу комитета, а также комментариям членов комиссии относительно проекта плана, а затем уведомляет Совет министров о точке зрения Меджлиса.
Законодательные предложения
Статья 67
Меджлис аль шура уполномочен представлять правительству законодательные предложения, связанные с обслуживанием и коммунальным хозяйством, способами их развития и улучшения, или же с проблемами экономического сектора, в случае если Меджлис самостоятельно или после получения рекомендаций правительства примет решение о том, что подобные вопросы являются вопросами государственной важности.
Статья 68
Каждый из членов Меджлис аль шура имеет право представлять законодательные предложения относительно вопросов, перечисленных в статье 67. Законодательные предложения передаются Президенту в письменном виде с приложенными к ним обоснованием и пояснениями. В крайних случаях Президент может передать законодательные предложения непосредственно в Меджлис, без передачи их в соответствующий комитет. Согласно обычной процедуре предложениям передаются в соответствующий комитет для дальнейшего изучения и составления доклада. Президент уведомляет Меджлис о вышеописанных процедурах на последующем заседании.
Статья 69
случае, если Президент считает, что законодательное предложение представленное одним из членов Совета на относится к компетенции Меджлиса, он после получения на то санкций Бюро Меджлиса может принять решение о том, чтобы не обсуждать данное законодательное предложение на общем заседании. Также Президент после получения на то санкций Бюро Меджлиса уполномочен отклонять законодательные предложения, содержащие неуместные формулировки или неправильные сведения об официальных лицах или органах, или же противоречащие интересам страны.
Вопросы
Статья 70
Члены Меджлис имеют право обращаться с вопросами к министрам по принципу «один-к-одному» (т.е. один член Меджлиса может задать один вопрос одному министру). В рамках данных правил вопрос означает запрос информации, которая необходима члену Совета, или расследования относительно какой-либо сферы деятельности, которая заинтересовала его, и которая находится в компетенции Меджлиса.
Статья 71
Вопрос подается в письменном виде. Он должен быть сформулирован ясно, лаконично и скреплен подписью соответствующего члена Совета. Вопрос должен ограничиваться только заданной темой и не может содержать каких-либо комментарий и замечаний. Также он не может иметь отношения к личным интересам или проблемам личного характера, не может нарушать положений Основного закона Омана или противоречить государственным интересам. Кроме того, вопрос не должен содержать явной ссылки на определенных лиц или их личные дела. Не может касаться вопросов, рассматриваемых в суде.
Статья 72
Если какой-либо из вопросов не соответствует условиям, изложенным в предыдущих статьях, Бюро Меджлиса отклоняет его и информирует члена Совета, направившего вопрос о причинах отклонения.
Статья 73
Без ущерба для положений предыдущей стати, Президент передает вопрос соответствующему министру, который, в свою очередь, вносит его в повестку дня ближайшего заседания.
Статья 74
Министр отвечает на вопрос на собрании, созванном специально для этих целей. Министр может потребовать отложить рассмотрение вопроса до другого заседания или передать его в Генеральный секретариат для внимательного прочтения. Все эти действия подлежат утверждению в повестке дня собрания. Кроме того, он может также поручить кому-либо из старшего персонала министерства передать ответ на вопрос в Меджлис.
Статья 75
Комментировать ответ имеет право только член Совета, который задал вопрос. Комментарий может быть единичным и кратким.
Статья 76
После получения ответа, вопрос прекращает свое действие, и не может послужить началом каких-либо обсуждений или принятия решений Меджлисом на его основаниях.
Запрос о начале дебатов
Статья 77
В случае получения санкций Меджлиса возможно направление запроса о начале дебатов, для обсуждения с соответствующим министром какого-либо вопроса, находящегося в компетенции Меджлиса. Запрос подается в письменной форме и должен быть подписан не менее чем пятью членами Совета. Все члены имеют право участвовать в дебатах и уполномочены задавать министру вопросы. Меджлис может давать свои рекомендации и предложения, если считает это необходимым.
Статья 78
Непосредственно после получения санкций Меджлиса, Президент должен проинформировать соответствующего министра о получении запроса о начале дебатов и пригласить его к участию в них.
Бюро Меджлиса определяет общие рамки тем будущего обсуждения и прилагает их описание к приглашению, направленному к соответствующему министру. Тема дебатов должна быть внесена в повестку дня заседания не позднее, чем через неделю после направления приглашения соответствующему министру. Министр может потребовать отложить дебаты на срок, который должен быть согласован с Президентом Меджлиса.
По согласованию с Президентом министр также может определить число заседаний, необходимых ему для решения вопросов, которые будут обсуждаться во время дебатов.
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ
Статья 79
Члены Совета должны регулярно посещать заседания Меджлиса и комитетов. В случае если член Совета не сможет присутствовать на заседании Меджлиса или собрании комитетов, он обязан известить в письменной форме Президента Меджлиса или Председателя соответствующего комитета относительно причин своего отсутствия. Правила работы Меджлиса определяют число собраний и их дату во время каждого заседания. При условии получения санкций Меджлиса собрание может быть перенесено на произвольную дату. В подобных случаях Президент определяет дату следующего собрания и сообщает ее членам Совета. В экстренных случаях Президент может созвать Меджлис до наступления даты, назначенной для проведения собрания.
Статья 80
Заседания Меджлиса проводятся при закрытых дверях. В них могут принимать участие только члены Совета, Генеральный секретарь, сотрудники, которые получили разрешение на участие в заседаниях, а также другие лица, специально приглашенные на одно из заседаний.
Статья 81
Собрания, на которых министры представляют свои доклады или же ответы на вопросы, заданные членами Совета, должны быть обнародованы с помощью общенациональных средств вещания.
Обнародование вопросов членов Совета и ответов на них должно проводиться в соответствии с общественными нормами Омана.
Трансляция проводится в соответствующие промежутки времени установленные компетентными органами, таким образом, чтобы гарантировать полную отдачу.
Статья 82
Следующие правила должны соблюдаться во время собраний Меджлиса, на которых министры представляют свои доклады:
a) Необходимо заблаговременно распространить копии доклада министра среди членов Совета для его тщательного изучения. Президент Меджлиса должен кратко ознакомить соответствующего министра с основными проблемами, которые будут обсуждаться членами Совета, для того, чтобы он смог собрать всю необходимую информацию, которая в дальнейшем поможет гражданам рассмотреть вопрос, о котором идёт речь.
b) Вопросы, задаваемые членами Совета, должны быть конкретными, лаконичными и относящимися только к сфере деятельности министра или государственного служащего, к которому адресован вопрос. Министр или государственный служащий уполномочен отказаться от ответа на заданный вопрос, в случае если не располагает достаточной информацией, или если вопрос не относится к сфере его компетенции.
c) Комментирование ответов министра или их рассмотрение должно проводиться на закрытом заседания на уровне Меджлиса или комитетов, в зависимости от сути каждой из тем обсуждения.
Статья 83
За полчаса до начала заседания членам Совета предоставляют списки для того, чтобы они могли поставить свои подписи об участии в заседании. Кроме того, членам Совета могут быть предоставлены другие списки, согласно системе, утвержденной Бюро Меджлиса.
Статья 84
Президент начинает заседание Меджлиса, в случае если в нем участвуют не менее двух третей от общего числа его членов. В случае если необходимый для начала заседания кворум отсутствует, Президент откладывает открытие заседания на полчаса. В случае если и через этот промежуток времени необходимый кворум отсутствует, Президент отменяет заседания и утверждает дату следующего заседания.
Статья 85
После открытия заседания Генеральный секретарь зачитывает имена членов Совета, которые не присутствуют на заседании. Затем Меджлис рассматривает тему повестки дня.
Статья 86
Обсуждение тем, которые не были внесены в повестку дня, возможно только в случае, если этого потребовало правительство или Президент.
Статья 87
Генеральный секретарь регистрирует заявки членов Совета о выступлении на заседании по мере их подачи.
Статья 88
Члены Совета получают право выступить на заседании, только после того, как подали заявку на выступление, и она была подтверждена Президентом. Запрещается обсуждение каких-либо вопросов, переданных на рассмотрение в комитеты, если комитет не подал доклад, который был вынесен на рассмотрение Меджлиса, за исключением случаев, когда была подана заявка на срочный доклад по теме переданной в комитеты Меджлиса.
Статья 89
Без ущерба для особо оговоренных условий, связанных с очередностью выступления, Президент дает разрешение членам Совета, которые желают говорить, согласно той последовательности, с которой они подали свои заявления о выступлении, а также в соответствии с ходом обсуждения. Каждый из членов Совета, который подал заявление о выступлении, вправе отказаться от своей очереди.
Статья 90
Государственные служащие имеют право выступать перед Меджлисом или его комитетами, предварительно подав заявку, а в случае получения приглашения из Меджлиса, обязаны явиться туда с целью предоставления отчета или пояснений о работе министерства или правительства. В подобных случаях государственные служащие не имеют права голоса на заседаниях.
Статья 91
Если речь идет о существенных проблемах, связанных с государственными интересами, любой член Совета вправе потребовать пояснений по какому-либо вопросу у государственного служащего, который согласно собственному желанию или по требованию Меджлиса присутствует на заседании с целью предоставления отчета или пояснений.
Статья 92
При выражении своей точки зрения, член Совета не должен выходить за пределы темы, которая является предметом обсуждения, должен соблюдать правила обсуждения, а также следить за тем, чтобы не повторять несколько раз свою точку зрения или точку зрения ораторов, которые выступали до него. Только Президент Меджлиса имеет право напомнить члену Совета, что он отклонился от темы обсуждения, или что его мнение было ясно выражено. Также Президент уполномочен устанавливать время, которое по его мнению достаточно для того, чтобы член Совета высказался. Запрещено использование несоответствующих или вульгарных слов, неподобающих выражений, которые могут обидеть Меджлис, Президента Меджлиса, людей или официальные органы, или же затронуть общественный порядок и благопристойность. Кроме того, запрещены любые действия, которые противоречат Основному закону Омана, могут нанести ущерб достоинству правительства или нарушить соответствующий порядок проведения заседания.
Статья 93
Ни одно лицо, за исключением Президента, не вправе прерывать выступления члена Совета или вносить какие-либо замечания. В случае если Президент во время выступления члена Совета дважды делает ему замечание по одному и тому же поводу, однако выступающий игнорирует замечания Президента, Президент уполномочен отказать данному члену Совета в праве выступления до конца заседания.
Статья 94
В случае если Меджлис запретил какому-либо из членов Совета выступать, однако тот выступил, сделал попытку выступить или нарушил общий порядок ведения заседания, Президент может принять решение об удалении такого члена Совета из зала заседания. В результате чего, член Совета будет лишен права участвовать в работе Меджлиса до конца заседания, его заявления будут удалены из протокола заседания, и он будет считаться отсутствующим.
Статья 95
В случае если Президент принял решение об удалении члена Совета из зала заседания и лишении его права участвовать в работе Меджлиса до конца заседания, однако данный член Совета отказался подчиниться решению Президента, Президент вправе приостановить заседание и принять меры, необходимые для приведения его решения в действие. В таком случае, член Совета будет автоматически лишен права участвовать в трех последующих заседаниях.
Статья 96
Член Совета, который был лишен права участвовать в работе Меджлиса согласно предыдущей статье, имеет право подать прошение об отмене такого решения, при условии, что выразит сожаление о случившемся и принесет свои извинения в письменном виде о проявленном неуважении к решению Президента. Его извинение должно быть прочитано на следующем заседании.
Статья 97
Генеральный секретарь координирует обработку протоколов заседаний Меджлиса, в соответствии с директивами Президента. Протокол заседания подписывается Президентом, членом Сонета, который в случае необходимости возглавлял заседание, а также Генеральным секретарем. Протокол хранится в архиве Генерального секретариата Меджлиса. Никто кроме членов Совета не уполномочен изучать протоколы совещаний Меджлиса.
Статья 98
Голосование проводится путем поднимания рук или каким-либо другим способом, определенным Меджлисом. В случае невозможности получения точных результатов с помощью голосования путем поднятия рук, голосование проводится путем вызова членов Совета поименно. Во время голосования запрещено какое-либо обсуждение или выражение своей точки зрения. Президент голосует после того, как проголосовали все члены Совета.
Статья 99
Меджлис принимает решения большинством голосов не менее двух третьих от общего числа присутствующих членов.
Статья 100
Президент объявляет членам Совета рекомендации Меджлиса относительно результатов голосования. После объявления рекомендаций запрещено их комментирование. Президент также объявляет перерыв в заседании или его завершение, а также дату и время следующего заседания.
Статья 101
Генеральный секретариат редактирует стенограмму каждого собрания, в которую в письменном виде вносятся все мероприятия, темы, обсуждения и рекомендации. Генеральным секретариатом принимаются надлежащие меры по соблюдению секретности стенограмм заседаний.
Статья 102
Президент уполномочен принять решение относительно удаления из стенограммы заседания любых высказываний членов Совета, в случае если ими были нарушены данные правила.
Статья 103
После того как стенограмма заседания будет напечатана, она распространяется Генеральным секретариатом. Распределение происходит не менее, чем за три недели до начала следующего заседания. Любой из членов Совета, посещающий заседания, имеет право предоставить на рассмотрения поправки, которые, как он считает, необходимо внести в протокол вышеозначенного заседания. Требования о внесении поправок подается в письменном виде членами Генерального секретариата не позднее, чем через десять дней с момента получения членами Совета копии стенограммы заседания.
Статья 104
Стенограммы заседания сдаются в Меджлис во время последующего заседания. Стенограммы каждого заседания сопровождаются соответствующими требованиями о внесение поправок. В случае если Меджлис одобряет внесение поправок, это решение подтверждается в протоколе заседания, на котором внесение поправок было одобрено и протокол предыдущего заседания соответственно изменяется. В случае если протокол заседания был одобрен, внесение изменений в него невозможно. Протокол подписывается Президент и Генеральным Секретарем и хранится в архиве Меджлиса.
Стенограмма последнего заседания в конце сессии Меджлиса должна быть одобрена Бюро Меджлиса.
ГЛАВА 5. ДЕЛА МЕДЖЛИСА
Бюджет и отчётность Меджлиса
Статья 105
Бюджет Меджлиса является независимым от основного бюджета страны и должен записываться в виде единовременно выплачиваемой суммы. Бюро Меджлиса обязано рассмотреть проект бюджета, предлагаемый Президентом, а также выносить соответствующие рекомендации относительно его статей и расходов. Ежегодно проект бюджета подается на утверждение в Меджлис, после чего он подлежит одобрению Его Величеством Султаном.
Статья 106
Бюро Меджлиса формирует правила организации отчетности Меджлиса, статей расходов, составления описей и решения других финансовых вопросов.
Статья 107
Меджлис несет полную ответственность за контролирование его счетов, которые не могут быть подвергнуты проверке или аудиторскому контролю какими-либо другими официальными органами. Несмотря на это Президент уполномочен просить о помощи у Генерального секретариата в подготовке и подаче отчета государственной ревизионной службой относительно счетов Меджлиса, исполнения бюджета или любых других финансовых вопросов.
Соблюдение порядка в Меджлисе
Статья 108
Порядок внутри Меджлиса поддерживается исключительно самим Меджлисом, относительно чего Президентом устанавливается взаимодействие с компетентными органами, а также принимаются необходимые меры по безопасности.
Статья 109
Запрещается входить в помещения Меджлиса без специального на то разрешения. Лица, имеющие такое разрешение, должны следовать инструкциям соответствующих должностных лиц, или же в противном случае будут выдворены из помещений Меджлиса.

ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 110
За исключением отчетов, поданных в Меджлис министрами или правительственными представителями относительно планов министерства или правительства, запрещается подавать в Меджлис или добавлять в повестку дня какие-либо вопросы, предварительно не согласовав наличие всех необходимых деталей, данных и имеющих отношение к вопросу изысканий.
Статья 111
Генеральным секретариатом предоставляется определенное число папок, в которых имеются копии необходимых деталей, данных и имеющих отношение к вопросу изысканий, речь о которых идет в предыдущей статье. Данные папки переходят в распоряжение членов Совета, которые желают ознакомиться с ними перед заседанием в помещении Меджлиса.