Правила выборов Совета Омана

ПРАВИЛА ВЫБОРОВ В МЕДЖЛИС АЛЬ ШУРА
Четвертый термин 2001 – 2003 гг.
Издано согласно Административному указу No. 52/2000
министром внутренних дел
от 22 мая 2000 г.
ГЛАВА 1. ОБОЗНАЧЕНИЯ
Статья 1
Если контекстом не предусматривается другого значения, то приведенные ниже аббревиатуры и сокращенные формы слов обозначают следующее:
• Министерство: Министерство внутренних дел.
• Министр: министр внутренних дел.
• Главный совет: комитет, созданный для контроля за проведением выборов и расположенный в зале заседаний Министерства внутренних дел.
• Избирательный комитет: комитет, сформированный в каждой из провинций (walayat) с целью контроля за проведением избирательного процесса в ней.
• Гражданин Омана: любое лицо, мужчина или женщина, оманской национальности.
• Форум избирателей: форум, созданный с целью предоставить избирателям возможность воспользоваться принадлежащим им правом голоса.
ГЛАВА 2. ПРАВО ГОЛОСА
Статья 2
Все граждане Омана имеют право голосовать и избирать членов Маджлис аль шура, если они соответствуют следующим требованиям:
i. являются оманцами по происхождению;
ii. достигли возраста двадцати одного года, что подтверждено официальным документом;
Статья 3
Права голоса и избрания кандидатов лишаются лица, относящиеся к следующим категориям:
i. осужденные за банкротство – до тех пор, пока данное обвинение остается в силе;
ii. заключенные согласно юридическим нормам или вынесенному приговору;
iii. находящиеся под наблюдением по причине психического расстройства;
iv. осужденные за уголовное преступление или совершение какого-либо судебно наказуемого проступка: до тех пор, пока обвинение не будет снято.
Статья 4
Оманцы, находящиеся на военной службе или службе государственной безопасности, не имеют права голосовать и избирать кандидатов в Меджлис аль шура в течение всего срока своей службы, а также в течение двух лет после завершения службы.
Статья 5
Право голоса предоставляется каждому персонально и не может осуществляться путем перепоручения его другому лицу. Избиратели не могут голосовать в каком-либо ином месте, не указанном в его/ее карточке.
ГЛАВА 3. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 6
Центральный избирательный комитет рассматривает списки избирателей в течение пятнадцати дней. После утверждения списки возвращаются в избирательные комитеты провинций (wilayats). На данном этапе списки считаются окончательными.
Статья 7
Затем, имена избирателей, указанные в окончательных избирательных списках для каждой провинции (wilayat), заносятся в специальные документы, предназначенные для регистрации избирателей соответствующей провинции (wilayat), с целью выдачи каждому избирателю карточки избирателя.
Статья 8
Каждый избиратель получает пронумерованную карточку, в которой указано имя, племя, место и дата рождения, номер паспорта, местожительство / постоянное место проживания, место регистрации, номер записи и дата выдачи карточки избирателя.
Статья 9
Окончательные списки избирателей каждой провинции (wilayat) передаются на утверждение Центральным избирательным комитетом, а голосование осуществляется в соответствии с данными списками.
ГЛАВА 4. ПРАВО ВЫСТАВЛЕНИЯ КАНДИДАТУРЫ
НА ВЫБОРАХ В МЕДЖЛИС АЛЬ ШУРА.
Статья 10
Каждый гражданин Омана имеет право выдвинуть свою кандидатуру на членство в Маджлис аль шура, если он соответствуют следующим требованиям:
i. является оманцем по происхождению;
ii. происходит из той провинции (wilayat), кандидатом от которой он/она намеревается выступить.
iii. в возрасте не младше тридцати лет;
iv. имеет хороший социальный статус и репутацию в своей провинции (wilayat);
v. имеет приемлемый уровень культуры и образования, а также соответствующий опыт работы.
Статья 11
Права голоса и избрания кандидатов лишаются лица, относящиеся к следующим категориям:
i. осужденные за банкротство – до тех пор, пока данное обвинение не будет снято;
ii. заключенные согласно юридическим нормам или вынесенному приговору;
iii. находящиеся под присмотром в результате психического расстройства;
iv. осужденные за уголовное преступление или совершение какого-либо судебно наказуемого проступка: до тех пор, пока обвинение не будет снято.
Статья 12
Оманцы, находящиеся на военной службе или службе государственной безопасности, не имеют права выставлять свою кандидатуру на членство в Меджлис аль шура в течение всего срока своей службы, а также в течение двух лет после завершения службы.
Статья 13
Заявки на выставление своей кандидатуры подаются в местный комитет каждой провинции (wilayat) самим заявителем или его юридическим представителем в заранее утвержденной форме. Заявитель получает расписку о том, что его заявление было получено.
Статья 14
Местный избирательный комитет провинции (wilayat) должен обеспечить, чтобы заявка соответствовала условиям, согласно которым выставляется кандидатура. Он должен принять решение о принятии или отклонении заявки и подготовить предварительный список принятых заявок.
Статья 15
Все заинтересованные стороны имеют право выдвинуть свои возражения / оспорить предварительный список кандидатов местного избирательного комитета провинции (wilayat) в течение пяти дней со дня оглашения предварительных списков. Выразившие свои возражения получают расписку о том, что их заявления были приняты.
Статья 16
Избирательные комитеты выносят свои решения относительно возражений в течение пяти дней с момента прекращения принятия возражений на рассмотрение. Если возражение было поддержано/принято, то лицо, подавшее его, и лицо, против которого данное возражение было подано, должны быть оповещены об этом в письменной форме, а список кандидатов – исправлен в соответствии с данными изменениями. Если же было принято решение об отклонении возражения, то лицо, подавшее данное возражение, должно быть оповещено в письменной форме о принятом решении, а также о возможности направить свое возражение в Центральный избирательный комитет.
Статья 17
Все заинтересованные стороны имеют право выдвигать свои возражения по поводу принятых избирательными комитетами решений о принятии или отклонении возражений в течение трех дней с момента, когда они были поставлены в известность о таком решении. Такие возражения должны направляться в Центральный избирательный комитет, а лицу, выдвинувшему возражение, вручается расписка о том, что его возражение было принято на рассмотрение.

Статья 18
Центральный исполнительный комитет выносит решения по поводу выдвинутых возражений в течение пятнадцати дней. Затем он передает окончательно утвержденные имена кандидатов в соответствующие провинции (Wilayats).
Статья 19
ГЛАВА 5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ
Статья 20
Центральный избирательный комитет формируется согласно решению министра внутренних дел, под руководством его заместителя; избирательный комитет формируется из членов, назначенных в соответствии с указанным выше решением.
Статья 21
На Центральный избирательный комитет возлагаются следующие задачи:
a. Контроль и организация работы избирательных комитетов в провинциях (wilayats).
b. получение и утверждение списков кандидатов от каждой провинции (wilayat), а также избирательных списков.
c. Рассмотрение выдвинутых возражений против местных избирательных комитетов, вынесение решений по ним и исправление списков кандидатов в соответствии с принятыми изменениями.
d. Предоставление результатов выборов министру и подготовка к их оглашению.
Статья 22
Местный избирательный комитет каждой провинции (wilayat) формируется согласно решению министра внутренних дел. Местный комитет возглавляется губернатором (wali) от соответствующей провинции (wilayat), а также в него входят: судья Суда шариата соответствующей провинции (wilayat), заместитель губернатора (wali) или его помощник, главный по старшинству полицейский чиновник соответствующей провинции (wilayat), а также четверо других членов из числа руководителей государственных органов соответствующей провинции (wilayat), один из которых является судьей магистратского суда (если в данной провинции (wilayat) имеется магистратский суд). Членами комитета должны быть оманцы, не являющиеся выходцами из соответствующей провинции (wilayat) и конкурентные ей. Председатель комитета назначает координатора / секретаря комитета из состава комитета.*
Статья 23
На комитет возлагаются следующие обязанности:
a. координировать управление осуществлением избирательных процедур в провинции (wilayat) и принимать соответствующие меры.
b. Рассмотрение текущих возражений, которые по времени совпадают с избирательным процессом.
c. Предоставление расписок о получении возражений и принятие решений по ним.
d. Предоставление итоговых возражений в Центральный избирательный комитет.
e. Подготовка исчерпывающих протоколов избирательного процесса в соответствующей провинции (wilayat) и предоставление их в Центральный избирательный комитет.
Статья 24
a. Согласно решению председателя местного избирательного комитета, в каждой провинции (wilayat) должны быть сформированы три следующих подкомитета:
• организационный подкомитет;
• избирательный подкомитет;
• подкомитет, отвечающий за подсчет голосов;
b. Число членов каждого из подкомитетов должно быть пропорционально плотности населения каждой провинции (wilayat) и устанавливается в соответствии с решениями Центрального избирательного комитета. Председатели организационного и избирательного подкомитетов избираются из числа членов местного избирательного комитета. Однако председателем комитета, ответственного за подсчет голосов, назначается судья, которого определит министерство юстиции.
Статья 25
На подкомитеты возлагаются следующие задачи:
a. Задачи организационного подкомитета:
• подготовка пунктов для голосования;
• подтверждение личности избирателя в соответствие с его избирательной карточкой;
• организация входа и выхода избирателей на избирательных пунктах и в залах для голосования;
• обеспечение безопасности на избирательных пунктах и в залах для голосования перед началом и после окончания выборов;
• предоставление исчерпывающего отчета о работе подкомитета в избирательный комитет соответствующей провинции (wilayat);
b. Задачи избирательного подкомитета:
• обеспечить, чтобы перед началом голосования избирательные урны были свободны от каких-либо бумаг или форм. Урны должны быть открыты перед избирателями и кандидатами или их юридическими представителями для подтверждения того, что они пусты. После этого они должны быть заперты. Эта процедура должны быть занесена в протокол, который затем подписывается избирательным подкомитетом и подкомитетом, ответственным за подсчет голосов.
• обеспечение наличия заранее проштампованных и пронумерованных форм для голосования избирателей;
• запись номера формы для голосования в карточку избирателя и штампование данной карточки перед тем, как туда вписывается имя кандидата.
• помощь не владеющим грамотой избирателям при указании избранного ими кандидата;
• подписание форм для голосования перед тем, как туда вносится имя кандидата;
• наблюдение за процессом помещения форм для голосования в избирательные урны;
• замыкание и опечатывание красным воском избирательных урн в установленное для завершения избирательной процедуры время;
• учет количества использованных, утраченных/поврежденных и неиспользованных форм и предоставление данной информации в исчерпывающем и детализированном отчете избирательному комитету соответствующей провинции (wilayat).
c. Задачи подкомитета, ответственного за подсчет голосов:
• открытие избирательных урн в присутствии избирательного комитета и других присутствующих лиц из числа кандидатов или их представителей и занесение в протокол записи о данной процедуре.
• документированный учет количества форм в каждой избирательной урне;
• сортировка форм методом прочтения их как минимум двумя членами комитета и последующая фиксация данных с форм в специальном бланке, две копии которого затем должны быть подписаны председателем комитета и одним из его членов.
• утверждение форм для голосования членом ответственного за подсчет голосов комитета;
• подсчет голосов, набранных каждым кандидатом и подготовка папок, документально подтверждающих отданные голоса;
• придание юридической силы формам для голосования;
• предоставление исчерпывающего отчета о работе подкомитета в избирательный комитет соответствующей провинции (wilayat).
ГЛАВА 6. ВЫБОРЫ И ОГЛАШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Статья 26
Выборы должны проходить в день, назначенный министром внутренних дел, начиная с семи часов утра и заканчивая семью часами вечера того же дня. Председатель Центральной избирательной комиссии, на основании принятого им обоснованного решения, уполномочен продлить период проведения голосования до девяти часов вечера.
Статья 27
Выборы должны проходить с использованием специально подготовленных форм для голосования, на специальных избирательных пунктах соответствующих провинций (wilayats), где они проводятся. Дата проведения выборов и номер формы для голосования должны быть отмечены на избирательной карточке и заверены подписью члена избирательного подкомитета.
Статья 28
Избирательные урны должны иметь форму и размер, утвержденные/рекомендованные министром внутренних дел. На каждой урне должно быть два замка и одно щелевое отверстие, позволяющее опускать внутрь только формы для голосования. Ключи от одного замка должны храниться у председателя избирательной подкомиссии, а ключи от другого – у председателя подкомиссии, ответственной за подсчет голосов.
Статья 29
Избирательная подкомиссия должна записать в форму имя кандидата, избранного не владеющим грамотой избирателем, и предоставить другому члену подкомитета прочитать для данного избирателя эту запись вслух. Затем форма должна быть возвращена избирателю, чтобы он опустил ее в избирательную урну. С целью проведения данной процедуры, на некотором расстоянии должно быть организовано специально выделенное для этого место.
Статья 30
Избирательные урны открываются подкомитетом, ответственным за подсчет голосов, в присутствии избирательного комитета. Затем голоса сортируются ответственным за подсчет голосов подкомитетом в соответствии с задачами/обязанностями, определенными в статье 24 данной главы.
Статья 31
В обязанности подкомитета, несущего ответственность за подсчет голосов, входит придание юридической силы формам для голосования. Подкомитет признает недействительными такие формы для голосования, для которых актуален хоть один из указанных ниже пунктов:
a. форма не была проштампована или подписана членом избирательного подкомитета;
b. избиратель не вписал свое имя или не подписал форму;
c. форму были внесены имена или имя лиц или лица, не являющегося кандидатом;
d. прочтение имени кандидата затруднительно/невозможно. Тем не менее, если имя кандидата было написано неразборчиво, однако по каким-то признакам его все-таки удалось идентифицировать, то считается, что такая форма для голосования имеет юридическую силу. Если форма содержит имена более чем одного кандидата, то во внимание принимается первое по порядку имя, а остальные имена рассмотрению не подлежат.
Статья 32
Избирательные комитеты провинций (wilayats) должны предоставить результаты голосования в Центральную избирательную комиссию немедленно после окончания процедуры сортировки голосов, но не позже двенадцати часов пополудни дня, следующего за днем проведения выборов. Результаты заносятся в протоколы, а копии протоколов, а также все решения и другие бумаги или документы, относящиеся к процедуре проведения выборов, направляются в Центральный избирательный комитет. Результаты выборов должны быть размещены в хорошо известном общественном месте в офисе губернатора (wali) соответствующих провинций (wilayats).
Статья 33
Если два или более кандидатов набирают одинаковое количество голосов, позволяющих им стать членами Меджлис аль Шура, то избирательный комитет, в присутствии данных кандидатов, обязан провести жеребьевку. Победитель жеребьевки объявляется кандидатом, избранным в члены Меджлис аль шура. Председатель комитета объявляет имя кандидата, избранного в результате жеребьевки. Процедура жеребьевки заносится в протоколы, подтверждается подписями всех присутствующих и подлежит утверждению избирательным комитетом.
Статья 34
Каждый кандидат имеет право оспаривать юридическую действительность результатов выборов и с этой целью должен подать свое возражение в Центральный исполнительный комитет в течение пяти дней с момента оглашения результатов в офисах губернаторов (wali). Заявление с таким возражением должно включать в себя причины и основания для возражения. Комитет должен рассмотреть данное возражение, дать ему оценку и доложить о нем министру внутренних дел, в обязанности которого входит принятие решения по данному возражению. В данном случае его решение считается окончательным.
Статья 35
Центральный избирательный комитет направляет все результаты выборов министру внутренних дел, который подготавливает заявление об окончательных результатах выборов и именах членов Меджлис аль шура.
ГЛАВА 7. НАКАЗАНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Статья 36
Без ущерба более жесткому наказанию, лицо, признанное виновным в совершении нижеуказанных действий, должно быть приговорено к лишению свободы сроком до шести месяцев, выплате штрафа размером не менее пятисот оманских риалов, а также, к нему могут быть применены обе указанные меры.
a. выдача себя за другое лицо в соответствии с чьим-либо приказом, с целью получить право принять участие в голосовании;
b. применение силы с целью проникнуть в залы для голосований и повлиять на избирательный процесс или причинить вред официальному лицу, отвечающему за проведение выборов;
c. явка на избирательный пункт с огнестрельным оружием;
d. захват или попытка захвата избирательной урны до или после процедуры сортировки;
e. совершение какого-либо действия, которое могло бы повлиять на ход избирательного процесса.
Статья 37
Все обвинения по нарушениям, перечисленным в статье 36 данной главы, должны быть сняты по прошествии шести месяцев с момента оглашения окончательных результатов выборов.
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 38
Министр внутренних дел должен предоставить распорядок избирательных процедур для каждого избирательного срока.

Статья 39
Министр внутренних дел должен подготовить образцы форм, официальных списков, печатей и избирательных урн, необходимых для проведения избирательных процедур для каждого избирательного срока.