Конституция Ливана

КОНСТИТУЦИЯ ЛИВАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
23 мая 1926 года с поправками:
— 17 октября 1927 года
— 8 мая 1929 года
— 9 ноября 1943 года
— 7 декабря 1943 года
— 21 января 1947 года
— 22 мая 1948 года
— 24 апреля 1976 года
— 21 сентября 1990 года
ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРЕАМБУЛА
Одобрена конституционным законом 21 сентября 1990 года.
А. Ливан является суверенным, свободным и независимым государством, Родиной своих сынов, с унитарной формой территориального устройства, с проживающим населением и его институтами в границах, закрепленных данной конституцией и подтвержденных международными соглашениями.
Б. Ливан по своей принадлежности является частью арабского мира и одним из основателей и активных участников Лиги арабских государств и приверженцем ее соглашений. Ливан является также активным членом Организации Объединенных Наций, который придерживается ее принципов и положений Всеобщей декларации прав человека. Государство осуществляет эти принципы по веем па правлениям и но всех областях деятельности без исключения.
В. Ливан является демократической парламентском республикой, основанной на уважении публичных свобод, и в первую очередь свободы мнений и совести, на социальной справедливости и равенстве прав и обязанностей всех граждан без каких-либо различий и привилегий.
Г. Народ является источником власти и обладает суверенитетом, который осуществляется через конституционные институты.
Д. Государственный строй основан на принципе разделения властей, их равновесии и сотрудничестве.
Е. Экономическая система является либеральной и гарантирует личную инициативу и частную собственность.
Ж. Равное культурное и социально-экономическое развитие всех регионов страны является фундаментальной основой единства государства и стабильности его институтов.
3. Основной национальной задачей является отмена конфессиональной системы, для реализации кою рой необходимо совместное претворение в жизнь поэтапного плана.
И. Территория Ливана является единой для всех ливанцев. Каждый ливанец имеет право прожинать и любой части территории страны и находиться под защитой суверенитета закона. Запрещена любая дискриминация населения, основанная на каких-либо привилегиях, разделении, различиях или принуждении.
К. Никакая власть не является легитимной, если она противоречит основам общественной жизни.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ.
Статья 1.
В редакции конституционного закона 9 ноября 1943 года.
Ливан является независимым, унитарным и суверенным государством. Границами Ливана являются его современные границы:
На севере: от устья Нар-аль-Кабир линия, следующая по течению этой реки до слияния с ее притоком Уадэ-Кхалед против Джиз-аль-Камар.
Па востоке: от линии, де-факто разделяющей долины Уадэ Кхалед и Нар аль Асси (Оронто) и пересекающей деревни Миссра, Харбана, Хайт-Эббеш-Файссан, против деревень Брита и Матрабах, граница следует по северному краю Баальбека в северо-восточном и юго-восточном направлениях, оттуда вдоль Баальбека, Бекаа, Хазбайя и Рашайа.
На юге: современные южные границы по Тиру и Мар-джаюну.
На западе: Средиземное море.
Статья 2.
Никакая часть территории Ливана не может быть отчуждена или уступлена.
Статья 3.
Границы административных округов не могут быть изменены иначе как по закону.
Статья 4.
Великий Ливан – республика. Его столица – Бейрут.
Статья 5.
В редакции конституционного закона 7 декабря 1943 года.
Флаг Ливана состоит из трех горизонтальных полос: между двумя красными полосами — одна белая. Ширина белой полосы в два раза больше ширины каждой из красных полос. В центре белой полосы расположено зеленое кедровое дерево, которое занимает одну треть этой полосы и прикасается верхушкой и основанием к соответственным красным полосам.
ГЛАВА 2. ЛИВАНЦЫ. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 6.
Ливанское гражданство, его приобретение, сохранение и утрата определяются законом.
Статья 7.
Все ливанцы равны перед законом. Они пользуются на равных основаниях гражданскими и политическими правами и на равных основаниях несут общественные обязанности и повинности без всяких различий.
Статья 8.
Свобода личности гарантируется и охраняется. Никто не может быть арестован или заключен в тюрьму иначе как в соответствии с предписаниями закона. Никакие правонарушения и никакие наказания не могут устанавливаться иначе как законом.
Статья 9.
Свобода совести является абсолютной. В отношении почитания Всевышнего Бога государство уважает все религии и вероисповедания и гарантирует своей защитой свободное отправление религиозных культов при условии соблюдения общественного порядка. Государство гарантирует также всем религиозным общинам уважение к их установлениям о личном статуте и религиозным интересам.
Статья 10.
Преподавание свободно, если оно не нарушает общественный порядок и добрые нравы и не затрагивает достоинства существующих в государстве религий и вероисповеданий. Не допускается нарушение нрава религиозных общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, установленных государством в отношении народного образования.
Статья 11.
В редакции конституционного закона 9 ноября 1943 года.
Официальным национальным языком является арабский. Закон устанавливает случаи, когда может применяться французский язык.
Статья 12.
Все ливанцы имеют доступ ко всем публичным должностям в соответствии с их заслугами и способностями, согласно условиям, определяемым законом. Специальный закон определяет статус государственных служащих в соответствии с ведомством, к которому они принадлежат.
Статья 13.
Свобода выражать свои мысли в устной или письменной форме, свобода печати, собраний и образования союзов гарантируется в рамках, установленных законом.
Статья 14.
Жилище неприкосновенно. Никто не может в него проникать иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанном порядке.
Статья 15.
Собственность находится под защитой закона. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы и в случаях, установленных законом при обязательной выплате справедливого возмещения.
ЧАСТЬ 2. ВЛАСТИ.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 16.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Законодательная власть осуществляется только одним органом – Палатой депутатов.
Статья 17.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Исполнительная власть принадлежит Совету министров, который осуществляет ее согласно положениям, установленным настоящей Конституцией.
Статья 18.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Законодательная инициатива принадлежит Палате депутатов и Совету министров. Никакой закон не может быть промульгирован, если он не был одобрен Палатой депутатов.
Статья 19.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Учреждается Конституционный Совет для проверки конституционности законов и статутов, касающихся конфликтов и жалоб, связанных с проведением президентских и парламентских выборов. Право обращения в Конституционный Совет относительно конституционности законов принадлежит Президенту Республики, Председателю Палаты депутатов, председателю Совета министров или десяти членам Палаты депутатов, а также главам религиозных общин, действующих легально, по вопросам особенностей их личного статуса, свободы совести, отправления религиозных культов и свободы религиозного образования.
Правила организации Конституционного совета, его функционирования, состава и материального обеспечения устанавливаются специальным законом.
Статья 20.
Судебная власть, обеспечивающая судьям и участникам судебного разбирательства необходимые гарантии, осуществляется судами различных инстанций и юрисдикции в порядке, установленном законом.
Закон устанавливает пределы и условия несменяемости судей. При отправлении правосудия судьи независимы. Постановления и приговоры всех судов выносятся и приводятся в исполнение от имени ливанского народа.
Статья 21.
Избирателем является ливанский гражданин, достигший двадцати одного года и отвечающий требованиям, установленным избирательным законом.
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 22.
Отменена конституционным законом 17 октября 1927 года и восстановлена конституционным законом 21 сентября 1990 года.
После выборов первого состава Палаты депутатов, которые должны проходить на общенациональной, а не на конфессиональной основе, будет сформирован Сенат, где будут представлены все духовные общины; а сфера его полномочий будет ограничена только вопросами, представляющими основные национальные интересы.
Статья 23.
Отменена конституционным законом 17 октября 1927 года.
Статья 24.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых в количестве и на условиях, определяемых действующими избирательными законами.
До принятия Палатой депутатов закона о выборах без конфессионального разграничения правила заседаний Палаты будут устанавливаться в соответствии со следующими нормами:
а). Равенство между христианами и мусульманами.
б). Пропорциональное представительство каждой из этих двух религиозных общин.
в). Пропорциональное представительство регионов.
В исключительном случае и только один раз на парламентские места, вакантные к дате публикации данного закона, а также места, которые будут определены законом о выборах, по принципу равного представительства между христианами и мусульманами, согласно Национальному пакту, депутаты будут назначены на должность поименно и только один раз Правительством Национального согласия большинством в две трети.
Из6ирательный закон устанавливает порядок применения этой статьи.
Статья 25.
В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.
В случае роспуска Палаты депутатов декрет о роспуске должен предусматривать назначение новых выборов, которые должны проводиться в соответствии со статьей 24 не позднее чем через три месяца со дня роспуска Палаты.
ГЛАВА 3. ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 26.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Местопребывание Палаты депутатов и органов исполнительной власти – город Бейрут.
Статья 27.
В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.
Член Палаты депутатов представляет весь народ. Избиратели не могут связывать мандат депутата какими-либо условиями или ограничениями.
Статья 28.
В редакции конституционного закона 8 мая 1929 года.
Мандат депутата и пост министра могут быть совмещены. Министры могут назначаться из числа как депутатов, так и лиц, не являющихся депутатами.
Статья 29.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Закон устанавливает случаи дисквалификации депутатов.
Статья 30.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Только самим депутатам принадлежит право проверять действительность их мандатов. Избрание депутата не может быть признано недействительным, если большинство в две трети голосов Палаты не выскажется за это.
Эта статья будет отменена с момента учреждения Конституционного Совета и принятия соответствующего закона, регулирующего порядок его деятельности.
Эта статья прекратила свое действие в связи с принятием закона № 250 от 14 июля 1993 года, учредившего Конституционный Совет и порядок его деятельности.
Статья 31.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Заседание Палаты депутатов вне рамок установленного законом сессионного времени – незаконно и в силу этого недействительно.
Статья 32.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Палата созывается каждый год на две очередные сессии. Первая сессия открывается в первый вторник после 15 марта и закрывается в конце мая. Вторая сессия открывается в первый вторник после 15 октября для обсуждения и принятия в первую очередь государственного бюджета. Эта сессия продолжается до конца года.
Статья 33.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Открытие и закрытие очередных сессий, как правило, должно происходить в сроки, установленные статьей 32.
Президент Республики по согласованию с главой правительства может созывать Палату депутатов на чрезвычайные сессии путем издания декрета, устанавливающего начало и окончание таких сессий и их повестку дня. Президент Республики обязан созвать Палату депутатов на чрезвычайную сессию, если этого требует абсолютное 6ольшинство всего состава членов Палаты.
Статья 34.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Заседания Палаты являются действительными при условии присутствия большинства ее членов.
Решения принимаются большинством голосов. В случае разделения голосов поровну решение по данному вопросу отклоняется.
Статья 35.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Заседания Палаты являются открытыми. Однако она может собираться и на закрытые заседания по требованию правительства или пяти членов Палаты. Палата затем решает, должно ли обсуждение по этому предмету осуществляться в открытом заседании.
Статья 36.
Голосование осуществляется голосом или путем вставания, кроме случаев, когда происходят выборы, голосование в этих случаях тайное.
По законам в целом и по вопросу о доверии голосование всегда производится поименно и голосом.
Статья 37.
В редакции конституционного закона 8 мая 1929 года.
Каждый депутат имеет право поставить вопрос о недоверии правительству во время очередных и чрезвычайных сессий. Это требование не подлежит обсуждению и не может ставиться на голосование до истечения по крайней мере пяти дней после его внесения в бюро Палаты депутатов и доведения его до сведения соответствующих министров.
Статья 38.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Любой законопроект, отклоненный Палатой, не может быть вновь представлен на той же сессии.
Статья 39.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Ни один член Палаты не может быть подвергнут судебному преследованию за свои мнения или взгляды, высказанные им во время срока его полномочий.
Статья 40.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Ни один члены Палаты не может быть во время сессии подвергнут судебному преследованию ими арестован по обвинению в уголовном преступлении без согласия Палаты, кроме случая захвата на месте.
Статья 41.
В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.
В случае вакантности мандата депутата выборы для его замещения проводятся не позднее чем через два месяца. Полномочия нового депутата действительны лишь до истечения срока полномочий того депутата, которого он замещает.
Выборы для замещения вакансии не проводятся, если до срока истечения полномочий Палаты остается не больше шести месяцев.
Статья 42.
В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.
Очередные выборы для обновления состава Палаты депутатов проводятся в течение 60 дней, предшествующих истечению срока ее полномочий.
Статья 43.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Палата депутатов принимает свой внутренний регламент.
Статья 44.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
На открытии первой сессии вновь избранной Палаты депутатов председательствует старейший по возрасту член Палаты, а секретарями являются два самых молодых члена Палаты. Палата осуществляет выборы Председателя и заместителя председателя Палаты отдельными бюллетенями путем тайного голосования по мажоритарной системе абсолютного большинства присутствующих депутатов. При голосовании в третьем туре для избрания достаточно относительного большинства, а в случае равенства полученных голосов, избранным считается старший по возрасту кандидат.
При открытии вновь избранной Палаты депутатов, а также при открытии ежегодной октябрьской сессии Палата проводит выборы двух секретарей путем тайного голосования и большинством, установленным в первом параграфе данной статьи.
Палата депутатов может только один раз, через два года после выбором Председателя и заместителя председателя при открытии первого заседания, отказать в доверии Председателю или заместителю председателя большинством в две трети общего состава своих членов по требованию, выдвинутому не менее десятью депутатами. В этом случае Палата депутатов должна немедленно собраться на заседание, чтобы заполнить образовавшуюся вакансию.
Статья 45.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Члены Палаты голосуют .лично. Голосование по доверенности не допускается.
Статья 46.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Палате принадлежит исключительное право поддерживать порядок на своих заседаниях при посредстве своего Председателя.
Статья 47.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Все обращения в Палату могут быть представлены только в письменной форме. Обращения в устной форме или во время заседаний Палаты воспрещаются.
Статья 48.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Вознаграждение членов Палаты определяется законом.
ГЛАВА 4. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
1. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ.
Статья 49.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Президент Республики является главой государства и символом единства страны. Он заботится об уважении конституции и сохранении независимости Ливана, его единства и целостности его территории согласно положениями настоящей Конституции. Он возглавляет Высший совет безопасности. Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами, которые находятся в подчинении Совета министров.
Президент Республики избирается в первом туре Палатой депутатов большинством в две трети голосов путем тайного голосования. Во втором туре голосования достаточно набрать лишь абсолютное большинство голосов. Срок полномочий Президента – шесть лет. Он может быть переизбран на этот пост только по прошествии шести лет после окончания срока своих полномочий.
Никто не может быть избран Президентом Республики, если он не отвечает требованиям, установленным для избрания членом Палаты депутатов и не препятствующим возможности быть избранным на этот пост.
Высшие должностные лица и служащие первой категории или аналогичного статуса во всех правительственных и публичных учреждениях, а также другие должностные лица не могут быть избраны в период выполнения ими своих должностных обязанностей, а также в течение двух лет после выхода в отставку, прекращения выполнения своих обязанностей или ухода на пенсию.
Статья 50.
До вступления в должность Президент Республики приносит перед парламентом следующую присягу на верность ливанской нации и Конституции: «Клянусь Всемогущим Богом соблюдать Конституцию и законы ливанского народа, охранять независимость Ливана и целостность его территории».
Статья 51.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Президент Республики промульгирует законы в сроки, установленные настоящей Конституцией после их одобрения Палатой депутатов и обеспечивает их публикацию. Он не может изменять ни содержание законов, ни порядок расположения статей.
Статья 52.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Президент Республики ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их по согласованию с председателем правительства. Эти договоры считаются ратифицированными только после одобрения их Советом министров. Правительство информирует о них Палату депутатов как только интересы и безопасность государства это позволяют. Договоры, касающиеся государственных финансов, торговые договоры и все другие договоры, которые не подлежат денонсированию по окончании каждого года, не могут быть ратифицированы, пока они не одобрены Палатой депутатов.
Статья 53.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
1. Президент Республики по своему усмотрению может председательствовать в Совете министров, не принимая участия в голосовании.
2. Президент Республики утверждает предложенную кандидатуру главы правительства после консультаций с Председателем Палаты депутатов и на основе обязательных парламентских консультаций, о результатах которых его официально информирует Председатель Палаты.
3. Президент единолично подписывает декрет о назначении Председателя Совета министров.
4. Президент подписывает по согласованию с Председателем Совета министров декрет о формировании правительства, его отставке или выходе в отставку отдельных министров.
5. Президент издает декрет об отставке правительства или освобождении от должности.
6. Президент передает в Палату депутатов законопроекты, представленные ему Советом министров.
7. Президент аккредитует послов и принимает их аккредитацию.
8. Президент председательствует на официальных мероприятиях и присуждает государственные награды путем издания специальных декретов.
9. Президент своим декретом осуществляет помилование. Амнистия может быть осуществлена только путем принятия специального закона.
10. Президент непосредственно обращается с посланиями в Палату депутатов в случае необходимости.
11. Президент может предложить на рассмотрение Совета министров любой вопрос, не включенный в повестку дня заседания правительства.
12. В исключительных случаях но согласованию с Председателем правительства Президент может созвать заседание Совета министров, если сочтет это необходимым.
Статья 54.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Акты Президента Республики скрепляются подписью Председателя правительства и соответствующего министра или министров, за исключением декрета о назначении Председателя правительства и отставке правительства или действия, рассматриваемого как отставка.
Декрет, касающийся промульгации закона должен быть контрассигнован Председателем правительства.
Статья 55.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Президент Республики имеет право в случаях, указанных в статьях 65 и 77 настоящей Конституции, потребовать от Совета министров роспуска Палаты депутатов до окончания срока ее полномочий. Если Совет министров решает распустить Палату депутатов, Президент Республики подписывает декрет о роспуске. В этом случае выборы проводятся согласно статье 25 Конституции и новая Палата созывается в течение пятнадцати дней после объявления результатов выборов. Бюро Палаты продолжает заниматься текущими делами до выборов нового состава Палаты.
В случае, если выборы не могут состояться в сроки, указанные статьей 25 Конституции, декрет о роспуске рассматривается как недействительный и не вступивший в силу и Палата депутатов продолжает свою работу согласно положениям Конституции.
Статья 56.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Президент Республики промульгирует законы, окончательно принятые, в течение месяца после передачи их правительству и обеспечивает их публикацию. Что касается законов, обнародование которых специальным решением Палаты объявлено срочным, то Президент должен их промульгировать в течение пяти дней и обеспечить их опубликование.
Президент издает декреты и обеспечивает их опубликование. Он может потребовать у Совета министров пересмотра любого принятого решения в течение пятнадцати дней после передачи Президенту Республики. Если Совет министров поддерживает принятое ранее решение или в установленный срок декрет не был промульгирован или возвращен, решение или декрет рассматриваются как вступившие в силу и должны быть опубликованы.
Статья 57.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
В установленный для промульгации законом срок Президент Республики может после информирования Совета министров потребовать – но не более одного раза нового рассмотрения закона, в чем ему не может быть отказано. При использовании этого права он обязан промульгировать этот закон лишь в том случае, если этот закон был принят Палатой при вторичном обсуждении абсолютным большинством голосов списочного состава депутатов.
Если в установленный срок декрет не был промульгирован или возвращен, он рассматривается как вступившим в законную силу и должен быть опубликован.
Статья 58.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Президент Республики может по декрету, изданному с одобрения Совета министров, ввести в действие любой законопроект, который был уже ранее объявлен правительством срочным согласно декрету о передаче его для обсуждения в Палату, принятому с одобрения Совета министров и по которому Палата не приняла решения в течение сорока дней после включения его в повестку дня пленарного заседания и его обсуждения.
Статья 59.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Президент Республики может отсрочить заседания Палаты на срок не свыше одного месяца. Он не может делать этого дважды в одну и ту же сессию.

Статья 60.
В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.
Президент ответствен в период своего пребывания в должности только в случае нарушения им предписаний Конституции или государственной измены. Его ответственность за нарушение обыкновенных законов определяется общими законами. За такие правонарушения, равно как и за нарушения предписаний Конституции и за государственную измену, обвинение против него может возбуждаться только Палатой депутатов по решению, принятому большинством в две трети всех ее членов. Судебное разбирательство ведет Верховный суд в соответствии со статьей 80. Функции государственного обвинителя при Верховном суде осуществляются судьей, назначаемым каждый год общим собранием Верховного суда.
Статья 61.
В случае возбуждения обвинения против Президента он отстраняется от исполнения своих о6язанностей, и пост Президента остается вакантным до решения Верховного суда.
Статья 62.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
В случае вакансии поста Президента Республики по какой-либо причине полномочия Президента Республики временно осуществляются Советом министров.
Статья 63.
Вознаграждение Президента Республики устанавливается законом. Оно не может быть уменьшено или увеличено в течение срока его президентства.
2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА МИНИСТРОВ.
Статья 64.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Председатель Совета министров является главой правительства. Он представляет правительство и выступает от его имени.
Он является ответственным за осуществление общей политики, проводимой Советом министров, обладает следующими полномочиями:
1. возглавляет Совет министров, является Вице-президентом Высшего Совета безопасности;
2. проводит парламентские консультации перед формированием правительства и подписывает вместе с Президентом Республики декрет о формировании правительства. В течение тридцати дней после опубликования данного декрета правительство представляет Палате депутатов правительственную программу для получения вотума доверия. До вынесения вотума доверия, а также после отставки или после действий, квалифицируемых как отставка, правительство не может осуществлять в полном объеме свои полномочия, а занимается только текущими оперативными вопросами;
3. представляет общую политику правительства в Палате депутатов;
4. подписывает вместе с Президентом Республики все декреты, за исключением декрета о назначении главы правительства, а также декрета, касающегося отставки правительства или рассматриваемого как отставка;
5. подписывает декреты о созыве чрезвычайной сессии, декреты, промульгирующие законы или возвращающие их на повторное рассмотрение Палатой депутатов;
6. созывает Совет министров и устанавливает повестку дня. Предварительно информирует Президента Республики о намечаемых к обсуждению вопросах, а также о наиболее важных вопросах, которые намечено обсудить;
7. следит за деятельностью административных и государственных органов, осуществляет координацию деятельности Министров и определяет основные направления его деятельности для обеспечения лучшего выполнения работы;
8. проводит рабочие совещания с действующими партиями в присутствии заинтересованного министра.
3. СОВЕТ МИНИСТРОВ
Статья 65.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Исполнительную власть осуществляет Совет министров, который выступает в качестве органа, которому подчинены вооруженные силы. Совет министров осуществляет, в частности, следующие полномочия:
1. формулирует общую политику государства во всех областях, разрабатывает законопроекты и регламентные декреты и принимает необходимые решения для их реализации;
2. следит за выполнением законов и регламентом и контролирует деятельность всех государственных органов без исключения: административных, гражданских, военных и органов безопасности;
3. назначает служащих на государственные должности и принимает решение о прекращении их полномочий. Принимает их отставку согласно закону;
4. по требованию Президента Республики распускает Палату депутатов, если Палата без наличия чрезвычайных обстоятельств не собирается в течение срока полномочий очередной сессии или в течение двух внеочередных сессий, следующих одна за другой, продолжительность каждой из которых не меньше месяца, или в случае отклонения бюджета в целом, если это препятствует деятельности правительства. Это право не может быть использовано второй раз по тем же самым основаниям, согласно которым Палата депутатов была уже однажды распущена. Совет министров периодически собирается в резиденции правительства, которая является его собственностью. Президент Республики, если он присутствует на заседаниях правительства, руководит этими заседаниями. Кворум для проведения заседаний составляет две трети общего состава правительства. Решения принимаются посредством консенсуса или, если это невозможно, путем положительного голосования большинства присутствующих. По важнейшим вопросам необходимо одобрение двух третей членов правительства, что закреплено декретом о формировании правительства. Следующие вопросы рассматриваются как важнейшие: пересмотр Конституции, провозглашение чрезвычайного положения в государстве и его отмена, вопросы войны и мира, всеобщая мобилизация, заключение международных договоров, бюджет государства, долгосрочные общенациональные программы развития, назначение служащих первой категории или аналогичного статуса, реорганизация административных округов, роспуск Палаты депутатов, избирательный закон, закон о гражданстве, законы, касающиеся личного статуса и отставки министров.
Статья 66.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Министрами могут быть только ливанцы, отвечающие условиям, необходимым для избрания в Палату депутатов. Министры осуществляют управление государственными службами, состоящими в ведении соответствующего ведомства. В соответствии со своими полномочиями министры осуществляют реализацию законов и регламентов.
Министры несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Палатой депутатов за общую политику правительства и лично за свою деятельность.
Статья 67.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Министры имеют право присутствовать на заседаниях Палаты и должны быть выслушаны всякий раз, когда они этого требуют. Они могут прибегать к помощи одного или нескольких должностных лиц своего ведомства.
Статья 68.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Когда Палата, согласно статье 37, выносит вотум недоверия министру, этот министр обязан подать в отставку.
Статья 69.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
1. Правительство считается ушедшим в отставку в следующих случаях:
а. если ушел в отставку глава правительства;
б. если оно утратило более трети своего состава, в соответствии с Декретом об образовании правительства;
в. в случае смерти главы правительства;
г. при избрании нового Президента Республики;
д. при избрании нового состава Палаты депутатов;
е. когда Палата депутатом отказывает правительству в доверии по своей инициативе или после постановки вопроса о вотуме доверия.
2. Отставка министра осуществляется в соответствии с декретом, принятым Президентом Республики и главой правительства после одобрения двух третей членов правительства.
3. Если правительство находится в отставке или в состоянии, которое рассматривается как отставка, Палата депутатов собирается на законном основании на внеочередную сессию для формирования нового правительства и вынесения ему доверия.
Статья 70.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Палата депутатов имеет право возбуждать против Председателя Совета министров и министров обвинение в государственной измене и в серьезных упущениях по службе. Обвинение может быть возбуждено лишь по решению большинства в две трети голосов всех членов Палаты. Гражданская ответственность Председателя Совета министров и министров определяется специальным законом.
Статья 71.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Председатель Совета министров и министр, против которого возбуждено обвинение, подлежат суду Верховного суда.
Статья 72.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Председатель Совета министров или министр, против которого возбуждено обвинение, немедленно уходит в отставку, при этом отставка не может быть причиной снятия обвинения или прекращения судебного преследования.
ЧАСТЬ 3.
А. ИЗБРАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ.
Статья 73.
В редакции конституционного закона 24 апреля 1976 года.
Не ранее чем за два месяца и не позднее чем за один месяц до истечения срока полномочий Президента Республики Палата собирается по предложению своего председателя для избрания нового Президента. Если такого предложения не последует, то Палата собирается согласно закону за десять дней до окончания срока полномочий Президента.
Статья 74.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
В случае если пост Президента вследствие смерти, отставки или по какой-либо другой причине окажется вакантным, Палата немедленно собирается согласно закону для избрания нового Президента. Если в это время Палата распущена, то немедленно проводятся выборы и по окончании выборов Палата собирается в силу закона.
Статья 75.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Палата, собравшаяся для избрания Президента Республики, образует избирательную коллегию, а не законодательный орган. Она должна немедленно приступить, без задержек и прений, к избранию главы государства.
Б. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ.
Статья 76.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Конституция может быть пересмотрена по инициативе Президента Республики. В этом случае правительство выносит на Ассамблею проект конституционного закона.
Статья 77.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Конституция может быть также пересмотрена по инициативе Палаты депутатов. Этот пересмотр осуществляется следующим образом:
Палата депутатов в ходе очередной сессии может по предложению не менее десяти ее членов вынести большинством в две трети голосов общего состава Палаты предложение о пересмотре конституции.
Указываемые в предложении статьи и вопросы должны быть четко сформулированы и пронумерованы.
Председатель Палаты передает это предложение Правительству с просьбой подготовить конституционный законопроект.
Если правительство одобряет предложение Палаты депутатов большинством в две трети, оно должно подготовить проект пересмотра конституции и в течение четырех месяцев внести его в Палату; если правительство не согласно с Палатой, оно возвращает приятую резолюцию для нового рассмотрения. Если Палата подтвердит свое предложение большинством в три четверти составляющих ее по закону членов, Президент Республики может либо удовлетворить требование Палаты, либо потребовать от Совета министров ее распустить и в течение трех месяцев провести новые выборы.
Если новый состав Палаты также настаивает на необходимости пересмотра конституции, правительство обязано согласиться с этим предложением и представить проект пересмотра конституции в течение четырех месяцев.
В. РАБОТА ПАЛАТЫ ДЕПУТАТОВ.
Статья 78.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Если на рассмотрение Палаты представлен конституционный законопроект, до его окончательного голосования Палата не может обсуждать другие вопросы.
Она может проводить обсуждение и голосование только по статьям и вопросам, четко определенным в представленном ей проекте.
Статья 79.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Палата депутатов, получившая на рассмотрение конституционный законопроект, может его рассматривать и проводить по нему голосование, только если на ее заседании присутствует две трети составляющих ее по закону членов; голосование должно осуществляться таким же большинством.
Президент Республики обязан промульгировать конституционный закон на тех же условиях и в той же форме, как и промульгация и опубликование обычных законов. Президент может в течение срока, установленного для промульгации, потребовать от Палаты депутатов, предварительно информировав об этом Совет министров, нового обсуждения законопроекта, причем голосование должно также осуществляться большинством в две трети.
ЧАСТЬ 4. ДРУГИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ.
А. ВЕРХОВНЫЙ СУД.
Статья 80.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Верховный Суд, в полномочия которого входит осуществление суда над Президентом и министрами, состоит из семи депутатов, избираемых Палатой депутатов и восьми ливанских судей, занимающих высшие должности в судебной иерархии пли, в случае равенства судейских рангов, в порядке старшинства. Они собираются под председательством самого старшего в судейской иерархии судьи. Верховный Суд принимает свои решения большинством в десять голосов. Специальный закон определяет процедуру судопроизводства в Верховном Суде.
Б. ФИНАНСЫ.
Статья 81.
В редакции конституционного закона 21 января 1947 года.
Налоги устанавливаются для общего блага. Они могут устанавливаться и взиматься в Ливанской Республике только в соответствии с законом, действующим на всей территории без исключения.
Статья 82.
Ни один налог не может быть изменен или отменен иначе как на основании закона.
Статья 83.
Ежегодно в начале октябрьской сессии Палаты депутатов правительство вносит на ее рассмотрение и одобрение государственный бюджет на следующий год. Бюджет голосуется постатейно.
Статья 84.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
При обсуждении как бюджета, так и законопроектов об открытии дополнительных или чрезвычайных кредитов, Палата не может увеличивать предложенные в бюджете или в указанных законопроектах ассигнования путем внесения поправок или самостоятельных предложений. Однако по окончании обсуждения Палата может принять законы, предусматривающие новые расходы.
Статья 85.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Никакой чрезвычайный кредит не может быть предусмотрен иначе как специальным законом.
Однако, когда непредвиденные обстоятельства вызывают необходимость в срочных расходах, Президент Рее публики может согласно декрету, принятому с согласия Совета министров, открыть чрезвычайные или дополнительные кредиты пли произвести перенос предусмотренных кредитов. Эти кредиты не могут превышать максимальную сумму, заложенную в бюджете.
Предписанные таким образом меры вносятся для одобрения на очередной сессии Палаты депутатов.
Статья 86.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Если Палата депутатов не приняла окончательного постановления по проекту бюджета до истечения срока сессии, посвященной его рассмотрению, Президент Республики по согласованию с главой правительства созывает Палату на чрезвычайную сессию для обсуждения бюджета, которая должна закончиться в конце января. Если по окончании этой чрезвычайной сессии не было принято окончательного постановления по бюджету, Совет министров может принимать решение на основе которого Президент Республики промульгирует декрет, вводящий, в действие проект бюджета в той форме, в которой он был представлен в Палату. Совет министров может осуществлять это право только в том случае, если проект бюджета был представлен в Палату не менее чем за пятнадцать дней до начала сессии.
В течение указанной чрезвычайной сессии сбор налогов, податей, пошлин и других поступлений продолжается в ранее установленном порядке. Расходы на январь устанавливаются на основе предварительного расчета одной двенадцатой бюджета от истекшего бюджетного года с прибавлением постоянных дополнительных кредитов и вычетом постоянной расходной части кредитов.
Статья 87.
В редакции конституционного закона 17 октября 1927 года.
Окончательный отчет финансового управления по выполнению бюджета должен быть внесен в Палату и одобрен ею до промульгации бюджета следующего за ним бюджетного года.
Счетная Палата будет создана специальным законом.
Статья 88.
Никакие публичные займы или обязательства, влекущие государственные расходы, не могут быть заключены иначе как на основании закона.
Статья 89.
Никакие концессии на эксплуатацию каких-либо естественных богатств страны или на какие-либо службы общественного пользования и никакие монопольные права не могут предоставляться иначе как на основании закона и на ограниченный срок.
ЧАСТЬ 5. ПОСТАНОВЛЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ДЕРЖАВЫ-МАНДАТАРИЯ И ЛИГИ НАЦИЙ.
Статья 90.
Отменена конституционным законом 9 ноября 1943 года.
Статья 91.
Отменена конституционным законом 9 ноября 1943 года.
Статья 92.
Отменена конституционным законом 9 ноября 1943 года.
Статья 93.
Отменена конституционным законом 21 января 1947 года.
Статья 94.
Отменена конституционным законом 9 ноября 1943 года.
ЧАСТЬ 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ.
Статья 95.
В редакции конституционного закона 21 сентября 1990 года.
Палата депутатов, избранная на основе рапного представительства мусульман и христиан, должна принять необходимые решения для обеспечения отмены конфессионализма и политической сфере согласно поэтапному плану. Будет образован Национальный комитет, который возглавит Президент Республики, в состав которого войдут также председатель Палаты депутатов и председатель Совета министров, представители политических, интеллектуальных и социальных кругов общества.
В задачу этого комитета входит изучение и предложение средств, позволяющих ликвидировать конфессионализм, и представление их в Палату депутатов и в Совет министров в соответствии с необходимостью выполнения поэтапного плана.
В течение переходного периода:
а. Религиозные общины будут представлены в структуре правительства на справедливой основе.
б. Правило конфессионального представительства отменяется. Оно будет заменено специализацией и компетенцией в общественной работе, магистратуре, военных ведомствах, службе безопасности, совместных публичных и экономических учреждениях согласно потребностям в национальном масштабе, за исключением должностей первой категории или аналогичного статуса. Эти должности будут распределяться поровну между христианами и мусульманами без бронирования какой-либо должности указанной общине, при соблюдении принципа специализации и компетенции.
Статья 96.
Отменена конституционным законом 21 января 1947 года.
Статья 97.
Отменена конституционным законом 21 января 1947 года.
Статья 98.
Отменена конституционным законом 21 января 1947 года.
Статья 99.
Отменена конституционным законом 21 января 1947 года.
Статья 100.
Отменена конституционным законом 21 января 1947 года.

Статья 101.
Начиная с I сентября 1926 года государство Великий Ливан будет именоваться Ливанской Республикой без каких либо изменений или других модификаций.
Статья 102.
В редакции конституционного закона 9 января 1941 года.
Все законоположения, противоречащие настоящей Конституции, отменяются.