Всеобщая исламская декларация

ВСЕОБЩАЯ ИСЛАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
“Во имя Бога, милостивого и милосердного”.
“И воистину ваше Братство есть единственное Братство, и Я есть ваш Господь, а посему должны служить Мне”.
В ходе важной Международной исламской конференции, организованной Исламским советом Европы в Лондоне в апреле 1976 года, некий молодой человек подошел ко мне и попросил объяснить ему вкратце фундаментальные принципы и важнейшие постулаты законов ислама.
С тех пор я неоднократно убеждался, что желание получить такие пояснения не только присуще мусульманскому сообществу, но также разделяется народами других религий.
Для удовлетворения этого широко распространенного стремления Исламский совет попросил несколько видных мусульманских ученых и авторитетов в области толкования ислама составить документ, освещающий данные вопросы. Результатом их усилий явилась настоящая Всеобщая исламская декларация. Да воздаст им Аллах за их неоценимый вклад.
Я искренне надеюсь, что данный документ принесет пользу и знания всем людям. Я надеюсь, что он не только поможет мусульманам в осуществлении их заветной цели установления исламского порядка, но также поспособствует искоренению из умов многих людей заблуждений и неправильных представлений, вызванных распространением ложных толкований ислама.
Уверуем и вознесем молитвы о том, что начало 15 века Хиджры станет провозвестником эры мира и процветания, справедливости и порядка во всем мире. Аллах возложил величайшую ответственность на мусульманское сообщество (Умма) в деле борьбы за наступление такой эпохи, как говорится в священной книге Аллаха, Коране:
“Вы – лучшее сообщество, порожденное человечеством.
Вам присуще благочестивое поведение и запрещены неправые деяния, и вы веруете в Аллаха” (аль-Имран 3-110)
Салем Аззам, Генеральный секретарь
Лондон 26 Джумад аль-Ула
12 апреля 1980 г.
“О люди! Вам ниспослано доказательство от вашего Господа, для вас воссиял истинный Свет;
Тем, кто верует в Аллаха и крепок в вере в Него, явит Он свою милость и благорасположение и направит к Нему кратчайшим путем”
(Коран, аль-Ниса, 174, 175)

  1. Преамбула
    ПОСКОЛЬКУ люди имеют обязательства перед Аллахом – да будет Он благословен и восславлен (Коран, аль-Араф, 7:172) – связывающие нас всех неразрывными узами полного подчинения Его воле и Его велениям, и поскольку стремление следовать этому подтверждается Кораном, в котором описано, как Аллах заключил Свой Договор с пророками, сказав:
    “Узрите, что Я дал вам как Завет и знания. После явится к вам посланник, который подтвердит то, чем вы обладаете. Вы уверуете в него и поможете ему”, – после чего вопросил: “Согласны ли вы и возьмете ли вы Мою ношу (которую Я возлагаю на вас)?”
    “Они ответили: “Мы согласны”. Он сказал: “Тогда будьте свидетелями. Я буду свидетелем вместе с вами”.
    (Коран, аль-Имран 3:81);
    ПОСКОЛЬКУ этот договор делает верующих носителями Божественного Откровения, предписывает им установить то, что есть добро, и запрещает им то, что есть зло, основывает человеческую личность и общество на принципах справедливости, а также основывает религию (дин) во всей ее полноте. (Коран, аль-Шура 42:13);
    ПОСКОЛЬКУ ислам является полным сводом жизненных законов, применимых ко всем людям во все времена, и завет Аллаха является вечным и всеобщим, и применим ко всем сферам человеческой жизни, без различий между преходящим и вечным;
    ПОСКОЛЬКУ ислам предписывает мусульманскому обществу (Умма) установить справедливый и гуманный мировой порядок, обеспечивая все возможности всестороннего развития человека и общества в условиях, свободных от всех форм эксплуатации и неравенства;
    ПОСКОЛЬКУ ислам является динамичной религией, заставляющей верующих осознавать свою судьбу и дающей им наставление для максимального развития талантов и возможностей;
    ПОСКОЛЬКУ исламский закон (Шариат) не только предоставляет щедрые права и привилегии верующим, но также предписывает им определенные обязательства и ответственность;
    ПОСКОЛЬКУ мусульманское общество (Умма) обязано исполнять свой договор с Аллахом, устанавливая исламский порядок и воплощая на практике идеалы и принципы ислама в своей жизни, тем самым неся в себе послание и модель ислама другим народам.
  2. Исламский подход к жизни
    В свете всего вышеперечисленного и разделяя всеобщие чаяния мусульманских народов на установление истинного исламского порядка, мы, мусульмане, будучи верными слугами Аллаха и членами всеобщего исламского братства, в начале 15 века исламской эры
    НАСТОЯЩИМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ И В ПОЛНОМ ОСОЗНАНИИ НАШИХ СЛАБОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕННОСТИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТОРЖЕСТВЕННО ПОДТВЕРЖДАЕМ, ЧТО:
    Ислам подходит к жизни и ее проблемам в их всеобщности. Будучи полным и идеальным сводом жизненных правил, он не поддерживает частичные реформы и компромиссные решения. Он, прежде всего, заставляет человека осознать свое уникальное положение во вселенной не в качестве самодостаточного существа, но в качестве части, и при этом очень важной части, творения Аллаха. Только через осознание своей истинной взаимосвязи с Аллахом и всем, созданным Им, мужчины и женщины могут успешно существовать в этом мире.
    Ислам приближает человека к Аллаху и позволяет ему обрести истинное представление о реальности, создавая на этой основе его гармоничную взаимосвязь со всем мирозданием. Ислам подчеркивает, что человек был создан как наместник Аллаха на земле (Халифа) (Коран, 2:30), и все сущее предназначено для покорения им. Аллах наделил человека огромными возможностями и предоставил все, что потребно ему, в окружающем мире. Однако, для наилучшего использования щедрот Аллаха человек нуждается в Божественном руководстве. Аллах дал ему такое руководство в его совершенной форме в Коране и в учении Пророка Мухаммеда (Сунна). Это руководство является верным путем достижения успеха в этом мире и в загробной жизни. Ислам – это религия, это жизненный путь и движение за установление исламского порядка во всем мире. Именно в этом контексте верующие должны изучать и разрешать все проблемы повсеместно и во все времена.
    Единосущность Аллаха (Тохид) является основным постулатом ислама. Она подтверждает, что Аллах и только Аллах является нашим Создателем, Опорой, Руководителем и Господином; что нет никого, равного Ему; что Его воля и власть является верховной и охватывает всю вселенную; что Он является Законодателем, и Ему мы должны подчиняться и покоряться.
    Тохид имеет своим следствием единство Его творения. Он уничтожает все различия, основывающиеся на признаках расы, цвета кожи, касты, происхождения, богатства и власти. Он ведет к установлению взаимоотношений между человеческими существами на основе равенства. Он обеспечивает единство человека и природы, которые дополняют друг друга в миропорядке, созданном Аллахом.
    Единосущность Аллаха также означает единство жизни, которое ведет к уничтожению всех различий между духовным и физическим, религиозным и светским. В рамках этой концепции все устройство жизни управляется одним законом, и целью верующих становится реализация Божественной воли.
    С момента творения Аллах послал пророков, которые призваны донести человечеству Его послание. Мы почитаем несколько пророков, начиная с Адама и кончая Мухаммедом (да будет мир с ними). Он также открыл Книги Наставлений Пророкам Моисею, Давиду, Иисусу и Мухаммеду (да будет мир с ними). Коран, Книга, открытая Пророку Мухаммеду (да будет мир с ним), является последней и окончательной Книгой Наставлений, а Пророк Мухаммед (да будет мир с ним) является последним и окончательным Пророком, после которого не будет других.
    Коран – это слово Аллаха. В нем содержится Божественное откровение, неомраченное человеческими толкованиями любого рода. Он есть суть всех посланий, направленных ранее человечеству Аллахом. В нем воплощена основа ведения всех человеческих дел. Он содержит четкие критерии определения достойного и недостойного и принципов индивидуального и коллективного поведения мужчин и женщин. В нем содержатся предостережения человечеству, а также обещание поддержки и руководства для тех, кто ищет помощи Аллаха. Коран представляет собой путь – Прямой Путь (Сират-аль-мустаким) – который, если ему следуют, революционизирует жизнь и ведет к установлению порядка, основанному на правде, справедливости, добродетели и доброте.
    Человек, будучи Халифлом Аллаха, играет главную роль в этом мире. Ислам идеально подготавливает его для этой роли и дает ему руководство для развития его характера и установления справедливого общества. Для самоочищения от человека требуется возносить молитвы (Салат) пять раз в день. Молитвы укрепляют верность человека Аллаху, его приверженность истине и вдохновляют на труд для реализации своих идеалов.
    Молитва подкрепляется постом (Сом) в месяц Рамадан для внесения дисциплины и порядка в жизнь человека. Пожертвования (Закат) направляют мирское имущество человека на достижение Божественных целей в социально-экономической сфере.
    Вышеописанные средства направляют тело человека, его душу и имущество на службу добродетели, истине и справедливости. Также обязанностью мусульман, имеющих для этого возможности, является совершение паломничества (Хадж) один раз в жизни. Эта обязанность, среди прочих, является свидетельством единства мусульманского общества (Умма) – общества веры и символа единства человечества.
    Всеобщий порядок может быть создан только на основе всеобщей веры, а не служения богам по признаку расы, цвета кожи, принадлежности к определенной территории или имущественному состоянию. Идеал братства людей ищет и находит свою реализацию в исламе.
    Установление справедливости на земле является одной из основных целей, для исполнения которой Аллах послал Своих пророков и Свое откровение (Коран, аль-Хадид, 57:25). Все человеческие существа имеют права на все, что создано Аллахом, и посему щедроты Аллаха должны быть разделены поровну. Бедные и нуждающиеся имеют право на долю состояния богатых (Коран, ад-Дарият, 51:19). Религиозным долгом мусульман является направлять эти ресурсы на служение делу справедливости, проповедовать доброту и добродетель, а также искоренять зло и порок (Коран, аль-Имран, 3:110). Ресурсы, данные Аллахом, не должны становиться инструментами угнетения и эксплуатации в руках отдельного человека или части общества, или государства.
    Только указание Аллаха дарует легитимность правительствам, институтам и правителям, законная власть может устанавливаться только в соответствии с наказом, изложенным в Коране и в Сунне Пророка Мухаммеда (да будет мир с ним).
    Ислам требует от верующих активно стремиться к знаниям и расширять их, а также полностью утверждает интуитивные, рациональные и эмпирические способы достижения знаний. Он дарует всем человеческим существам право на достойную жизнь, свободу вероисповедания, свободу слова, перемещения и мысли и гарантирует право на сохранение законно приобретенных богатств.
    Любая система правления является исламской, пока она придерживается обязательных принципов, изложенных в Коране и в Сунне. Помимо этих обязательных требований допустима значительная гибкость форм, которые может принимать исламское правление. Именно благодаря этой гибкости ислам соответствует требованиям повсюду и во все времена.
    Целью исламского движения является не просто приход к власти любой ценой, но контроль за тем, чтобы государственные и общественные институты мобилизовывали свои силы на службу человечеству, следуя политике, которая способствует дальнейшему распространению четких целей ислама. Поэтому необходимо, чтобы направления исламской политики были сформулированы и воплощены на практике.
    Первостепенным долгом государства является установление справедливости во всех сферах жизни, а также воспитание и укрепление единства мусульманского общества (Умма). Эти цели могут быть достигнуты только, если сбудутся чаяния людей, жаждущих справедливости, и если различия в общественном положении, власти, богатстве и родственных связях не будут подрывать социально-политические процессы развития ислама.
    Между Аллахом и человеком не существует посредников. Руководство Аллаха доступно для всех в виде Его Книги, Корана, и жизненного примера Его Пророка, Сунны. Они четко оговаривают идеалы, ценности и принципы, необходимые человеку для построения своей личной и коллективной жизни на принципах истины и справедливости. Сама суть руководства соответствует потребностям изменяющегося времени, эволюция возможна в этих установленных рамках.
    Ислам нацелен на создание образцового общества. Его стратегией является формирование индивидуума в соответствии с заповедями ислама для организации и мобилизации его способностей в рамках социального движения во имя прогресса и развития и для установления Исламского Порядка путем построения общества и государства, выстраивания их институтов и политики, как на национальном, так и на международном уровне.
    Ислам, в первую очередь, нацелен на отдельного человека. Вдохновляя личность новым самосознанием (Иман), он способствует достижению социального развития. Обретая правосознание, приверженность истине и осознание долга (Муттаки), человек получает возможность изменять мир к лучшему.
    Ислам всегда подчеркивал важность общественных институтов, но четко указывал, что они не могут достигнуть наилучших результатов, если люди, управляющие ими, не прочно привержены исламу и не способны нести доверие, оказанное им.
    Люди, вдохновленные этими идеалами и обогащенные моральными принципами, становятся главной движущей силой в деле установления Исламского Мирового Порядка. Умма не должна быть пассивным свидетелем эксплуатации людей, либо преступлений тирании и несправедливости. Она призвана организовать себя в виде движения, направленного на социальные перемены и перестройку, и приходить на помощь угнетенным и преследуемым во всем мире. Ислам призывает верующих непрестанно бороться за утверждение воли Аллаха на земле. Он обязывает всех мусульман преодолевать любые препятствия, стоящие на пути достижения этой цели. Эта борьба известна как Джихад.
  3. Кризис современной цивилизации
    Глубокую озабоченность вызывает то, что современный мир переживает период глубокого кризиса, угрожающего человеческой цивилизации. Дело не в том, что человеку недостает ресурсов, необходимых для поддержания высокого уровня культуры и достойной жизни. Угроза цивилизации исходит от того, что человек в наши дни не имеет возможности в полной мере и правильно использовать огромные ресурсы, обретенные им. С помощью науки, технологии и экономической мощи он достиг впечатляющего материального прогресса, но не смог достичь братства, справедливости и благочестия. Исторические эксперименты со светскими системами, такими как капитализм и коммунизм, не смогли привести к созданию справедливого и гуманного общества, к которому стремился человек, и во имя которого столь многое было принесено в жертву.
    Капиталистическая система неизбежно приводит к эксплуатации бедных и установлению гегемонии богатых и привилегированных. Это явилось основной причиной возникновения различных форм империализма.
    Коммунистическая система, являясь светской альтернативой капитализму, рассматривает проблемы общества в материалистическом аспекте, жертвуя всеми свободами для осуществления своей политики. Она ведет к жесткой регламентации всех сторон жизни и авторитаризму, а государственная монополия на средства производства приводит к созданию бюрократического контроля над помыслами и инициативой и к возникновению новой олигархии.
    Как капитализм, так и коммунизм оказались не способны создать сбалансированное общество, в котором гармонично достигались бы стремления к свободе, справедливости, уважению индивидуальности и социально-экономической эффективности. Империалистические системы – как капиталистического, так и коммунистического типа – стремятся контролировать весь мир за счет безжалостной экономической и политической эксплуатации, зачастую прикрывающейся привлекательными лозунгами и ярлыками.
  4. Основа Исламского Порядка
    1 Государственная политика
    Мусульмане привержены искреннему и эффективному следованию руководящим принципам государственной политики, как это было заповедано Аллахом и Его Пророком, которые включают следующее:
    (a) Шариат является высшим законом мусульманского общества, он должен применяться во всей своей полноте во всех аспектах жизни. Каждая мусульманская страна должна недвусмысленно сделать Шариат критерием, согласно которому оценивается публичное и частное поведение всех – как правителей, так и подданных, – и который служит основным источником всего законодательства страны.
    (b) Политическая власть должна осуществляться в рамках Шариата. Она не является действительной или осуществимой, кроме как посредством общества и от его имени через процедуру взаимного согласия (Шура). Никто не уполномочен присваивать себе право управлять по собственному усмотрению.
    (c) Обязанностью и правом каждого является участвовать в политическом процессе, политическая власть должна вручаться тем, кто ее достоин в соответствии с исламскими критериями знания, доверия и способности.
    (d) Вся политическая власть, будь то законодательная, исполнительная или судебная, осуществляется в пределах, установленных Аллахом и Его Пророком, для продвижения и укрепления ценностей, проповедуемых исламом.
    (e) Повиновение законно сформированной власти обязательно для людей, пока эта власть находится в согласии с правилами Шариата.
    (f) Все лица, облеченные властью, связаны правилами Шариата, как в отношении их личного, так и общественного поведения.
    (g) Все граждане равны перед законом.
    (h) Народ имеет право оспаривать решения своих правителей, а также искать и находить средства исправления ошибок, допущенных ими.
    (i) Права людей на жизнь, свободу, честь и имущество, как это гарантировано Аллахом и Его Пророком, ни при каких обстоятельствах не могут упраздняться или ограничиваться.
    (j) Гражданские и религиозные права меньшинств должны подтверждаться и защищаться.
    2 Экономическая политика
    Исламская экономическая система основывается на социальной справедливости, законности, умеренности и сбалансированности взаимоотношений. Она является универсальной системой, воплощающей вечные ценности, которые призваны охранять права человека, вместе с тем постоянно напоминая ему о его обязанностях по отношению к самому себе и обществу. Она запрещает все формы эксплуатации и возвеличивает труд, поощряя человека зарабатывать на жизнь честными способами и тратить заработанное рациональным образом. Ее основополагающими чертами являются:
    (a) Все природные ресурсы являются доверительной собственностью (Амана), предоставленной Аллахом, а человек – индивидуальным и коллективным хранителем (Мустаклиф) этих ресурсов. Экономические усилия человека и его вознаграждение определяются в контексте этой схемы доверительного управления.
    (b) Богатство должно приобретаться за счет приложения усилий и законными способами. Оно подлежит сохранению, сбережению и использованию только теми способами, которые разрешены Аллахом и Его Пророком.
    (c) Богатство должно справедливо распределяться. Если персональное богатство удовлетворяет законные потребности своего обладателя, излишек должно направлять на удовлетворение нужд других.
    (d) Все ресурсы, доступные человеку в целом и Умма в частности, должны всегда оптимально использоваться; никто не имеет права стяжать их или оставлять их неиспользованными, либо распылять их или использовать произвольно – это относится как к отдельному человеку, так и к обществу или государству.
    (e) Развитие является насущной потребностью, и участие в экономической деятельности обязательно для каждого мусульманина. Он должен упорно трудиться и всегда стремиться производить больше потребного для персональных нужд, поскольку только в этом случае он сможет участвовать в процессе Закат и вносить свой вклад в обеспечение благополучия других.
    (f) Каждый работник, будь то мужчина или женщина, имеет право на справедливое возмещение за свой труд. Не должно быть дискриминации по признаку расы, цвета кожи, религии или пола.
    (g) Обретение богатства и производство товаров должно быть законным с точки зрения правил Шариата. Ростовщичество (Риба), азартные игры, стяжание и т.д. являются запрещенными источниками дохода.
    (h) Принципы равенства и братства требуют справедливого распределения ресурсов как в процветании, так и в нужде; Закат, Садакат, аль-Афв и наследование – вот некоторые способы равномерного распределения богатства и ресурсов в обществе.
    (i) Те, кто не способен заботиться о себе, в силу постоянной или временной недееспособности, имеют право на долю в богатстве общества. Они находятся под опекой общества, которое должно гарантировать удовлетворение их основных потребностей в пище, одежде, крове, образовании и здравоохранении, при этом все эти блага должны предоставляться всем недееспособным, невзирая на возраст, пол, цвет кожи или религиозную принадлежность.
    (j) Экономическая мощь Умма должна строиться таким образом, чтобы внутри Умма процветало взаимодействие и сотрудничество при обеспечении максимальной самодостаточности.
    3 Политика в области образования
    Образование является краеугольным камнем исламской системы. Стремление к знаниям, включая совершенствование в искусстве, ремесле и профессиях, обязательно для всех мусульман. Вот некоторые основополагающие принципы исламской политики в области образования:
    (a) В обществе должно обеспечиваться всеобщее базовое образование для всех мужчин и женщин, при этом соответствующая доля национальных ресурсов должна предоставляться для этой цели.
    (b) Целью образования является воспитание людей, проникнутых учением и духом ислама, которые способны удовлетворять все экономические, социальные, политические, технологические, физические, интеллектуальные и эстетические потребности общества.
    (c) Два параллельных направления светского и религиозного образования, преобладающие сегодня в Мусульманском Мире, должны сливаться воедино для того, чтобы доносить исламские представления до вовлеченных в процесс образования, и для предоставления им возможности перестраивать человеческое сознание – во всех его формах – на базе основополагающих принципов ислама.
    4 Социальная политика
    Социальные институты мечети, семьи, местной общины, социальных консультативных органов, социально-экономических кооперативов и т.д. являются неотъемлемой частью исламской системы и должны основываться и развиваться на исламских принципах братства (Укхувва) и взаимопомощи (Такафул). Основополагающими целями исламской социальной политики являются:
    (a) Подтверждение, соблюдение и укрепление чести и достоинства человека.
    (b) Защита и укрепление семьи в качестве основной ячейки общества, уделяя особенное внимание доброму отношению и уважению к родителям.
    (c) Предоставление женщинам всей полноты прав – юридических, социальных, культурных, экономических, образовательных и политических, – которые гарантируются им исламом.
    (d) Самодостаточность, взаимное согласие, социальная сплоченность и сотрудничество во всех аспектах национальной жизни.
    5 Оборонная политика
    Защита ислама и мусульманских стран является священным долгом всех мусульман. Хотя ислам выступает за мир, он также призывает мусульман быть всегда готовыми к отражению агрессии. Для выполнения этого долга мусульманские страны обязаны:
    (a) Максимально развивать свой оборонный потенциал.
    (b) Стремиться к скорейшему достижению самодостаточности в производстве средств обороны.
    (c) Развивать как можно более тесное взаимодействие во всех областях оборонного сотрудничества.
    (d) Рассматривать агрессию против любой мусульманской страны в качестве агрессии против всего мусульманского мира.
  5. Сотрудничество между мусульманскими государствами
    Дальнейшее сотрудничество между мусульманскими государствами требует:
    (a) Мусульманский мир должен создать Исламский фонд взаимопомощи (Баитул Мал), при посредстве которого должно оказываться содействие мусульманским странам.
    (b) Мусульманский мир должен создать свои собственные валютные резервы и предпринять скорейшие шаги к организации общей валютной системы.
    (c) Необходимо создание общего рынка мусульманских стран.
    (d) Мусульманский мир должен создать свои собственные институты для контроля и управления “сектором услуг”, т.е. банковские, страховые, туристические, экспедиторские, транспортные, рекламные и маркетинговые организации и т.д.
    (e) Мусульманский мир должен координировать производственную политику и согласованные программы для улучшения и развития технологий и качества сельскохозяйственного и промышленного производства в различных странах. Главными целями в этой области должны являться:
    (i) Создание достаточных сельскохозяйственных мощностей и продовольственных резервов.
    (ii) Производство сырья для потребления в промышленном секторе.
    (iii) Рационализация развития промышленности, в особенности отраслей тяжелой промышленности и базовых отраслей, для обеспечения самодостаточности мусульманского мира в области средств производства и поставок вооружений, использующихся для обороны.
    (f) Мусульманский мир должен сформулировать единый подход для обеспечения справедливых и стабильных цен на сырье и природные ресурсы. Он должен иметь полную независимость в отношении их производства, ценообразования, продвижения на рынок и использования. Мусульманские государства также должны создать общий фонд для обретения возможности осуществления эффективных рыночных интервенций и ценовой поддержки.
    (g) Мусульманский мир должен стремиться к фундаментальной перестройке существующей международной денежно-экономической системы с тем, чтобы ее функционирование было справедливым в отношении развивающихся стран и обеспечивало им соответствующее участие в принятии решений.
    (h) Мусульманские государства должны основать Мусульманский международный суд, призванный разрешать и/или выносить приговор по всем межгосударственным спорам.
    (i) Мусульманские государства должны организовать Постоянную комиссию для выработки информационной и образовательной политики для мусульманского мира в целом, они также должны развивать весь спектр технологий и производственных мощностей в секторе средств массовой информации.
    (j) Мусульманский мир должен проявлять активный интерес к благосостоянию мусульманских меньшинств в немусульманских странах. Он должен следить за тем, чтобы они не лишались прав человека и пользовались полной свободой на ведение мусульманского образа жизни.
    (k) Будучи языком Корана, арабский язык должен развиваться в качестве общего языка мусульманского сообщества (Умма), все усилия должны направляться на достижение этой цели.
  6. Освобождение мусульманских стран
    Покорение мусульман и оккупация их стран в определенных частях мира вызывает нашу самую серьезную озабоченность. Самым болезненным является захват и оккупация священного города Иерусалима (аль-Кудус). Священным долгом Умма является его полная мобилизация и неустанная борьба за освобождение Иерусалима и всех других мусульманских стран.
  7. Единство общества (Умма)
    Народы мусульманского мира должны способствовать тому, чтобы их правительства приняли эти основы в качестве принципов государственной политики, за которыми должны последовать законодательные договорные обязательства, ведущие к большему единению Умма, как это предусмотрено исламом.
    ДЕКЛАРАЦИЯ И РЕЗОЛЮЦИЯ
    Действия Уммы, разделенной на национальные государства, в настоящее время разобщены, поскольку:
    (a) Несмотря на публичные декларации приверженности исламу, исламские принципы не были воплощены в жизнь народов и институтов этих стран.
    (b) Реальная власть по большей части находится в руках людей, чьи сердца не проникнуты учением ислама и духом мусульманской солидарности, и которые стремятся поставить собственные интересы выше интересов мусульманского Умма.
    (c) Огромные ресурсы Умма по большей части растрачиваются впустую. Во многих случаях они используются для целей, которые Коран считает незаконными и аморальными. Вместо использования для устранения экономических диспропорций и социальной несправедливости внутри Умма богатства используются на благо сил, враждебных исламу и мусульманскому Умма.
    Поэтому мы заявляем, что цели Исламского Порядка могут быть достигнуты только ЕСЛИ:
    (a) Мусульманское Умма посвятит себя делу претворения в жизнь принципов ислама на индивидуальном и коллективном уровне, упразднит все формы господства, эксплуатации, все различия и виды дискриминации, а также все неисламские системы, законы и обычаи, которыми проникнуто мусульманское общество.
    (b) Истинно исламские лидеры появятся во всех областях мусульманского Умма; они должны быть способны руководить людьми за счет силы своих моральных качеств, а не путем принуждения, обмана или манипулирования; они должны испытывать доверие к своему народу, и народ должен доверять им; они должны считать себя подотчетными Умма и прежде всего Аллаху.
    Под таким вдохновенным руководством и при условии строгой приверженности исламским принципам мусульмане всего мира смогут объединиться в одно органичное сообщество и смогут воплотить заветы Аллаха в жизнь.
    О народы мусульманской Уммы, в каждой мусульманской стране, где существующий порядок не полностью соответствует учению ислама, вашим священным долгом является борьба за перемены.
    О народы мусульманской Уммы, будьте тверды и прилагайте максимальные усилия во исполнение вашей обязанности в деле построения истинно исламского общества.
    Да поможет нам Аллах, наилучший Защитник и Помощник.