Конституция Иордании

КОНСТИТУЦИЯ ИОРДАНСКОГО ХАШИМИТСКОГО КОРОЛЕВСТВА
Принята 8 января 1952 года.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ГОСУДАРСТВО И ФОРМА ЕГО ПРАВЛЕНИЯ.
Статья 1.
Иорданское Хашимитское королевство является арабским независимым суверенным государством; его территория неделима и никакая часть его не может отчуждаться. Иорданский народ является частью арабской нации. Форма правления — наследственно монархическая и представительная.
Статья 2.
Ислам является религией Государства и арабский язык его официальным языком.
Статья 3.
Столица королевства — город Амман; перенесение столицы в другой город может быть произведено лишь на основании особого закона.
Статья 4.
Иорданский флаг имеет следующую форму и размеры: его длина в два раза больше его ширины; он разделен по горизонтали на три равные и параллельные полосы: верхняя — черная, средняя — белая и нижняя — зеленая. Через все полосы со стороны древка на него наложен красный треугольник, основание которого равно ширине флага, а высота равна половине длины флага. В треугольнике помещена семиконечная звезда, по своей величине могущая быть вписанной в окружность, диаметр которой равен одной четырнадцатой части длины флага. Звезда размещается на треугольнике таким образом, чтобы ее центр находился в точке пересечения биссектрис углов треугольника и чтобы ось, проходящая Через один из лучей, была бы параллельна основанию треугольника.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ИОРДАНСКИХ ГРАЖДАН
Статья 5.
Иорданское гражданство определяется законом.
Статья 6.
1. Иорданцы равны перед законом; не допускается какая-либо дискриминация в отношении прав и обязанностей в связи с принадлежностью к какой-либо народности, языку или религии.
2. Государство гарантирует в меру своих возможностей всем иорданцам работу, образование и обеспечивает их безопасность и равенство возможностей.
Статья 7.
Свобода личности охраняется.
Статья 8.
Никто не может быть задержан или заключен в тюрьму иначе, как согласно закону.
Статья 9.
1. Ни один иорданец не может быть выслан из территории королевства.
2. Ни одному иорданцу не может быть ни запрещено проживание в какой-либо местности, ни вменено в обязанность проживание в определенном месте, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 10.
Жилище неприкосновенно; не разрешается входить в него, кроме случаев и в порядке, предусмотренных законом.
Статья 11.
Никакая собственность не может быть отчуждена иначе, как для общественной пользы и при соответствующем справедливом вознаграждении согласно закону.
Статья 12.
Не может быть выпущен никакой принудительный заем и не может быть произведена конфискация движимой или недвижимой собственности иначе, как в силу закона.
Статья 13.
Никто не может быть обязан к принудительному труду; допускается, однако, в соответствии с законом возложение на любое лицо работы или повинностей в следующих случаях:
1) в случаях крайней необходимости, как-то: состояние войны, угроза общественной безопасности, пожар, наводнение, голод, землетрясение, сильная эпидемия или эпизоотия, или угроза растениям от вредителей или сорняков, или какое-либо другое подобное бедствие или любое другое обстоятельство, которое угрожает безопасности всего или части населения;
2) по приговору суда, причем осужденное лицо используется только на работе или для повинностей, осуществляемых под наблюдением органов власти; такое осужденное лицо не может быть отдано внаймы отдельным лицам, компаниям, обществам или какому-либо публичному учреждению или предоставлено в их распоряжение.
Статья 14.
Государство охраняет свободу культов и религиозных верований, согласно существующим в королевстве обычаям, при условии, что они не нарушают общественный порядок и не противны добрым нравам.
Статья 15.
1. Государство гарантирует свободу мнений; каждый иорданец имеет право свободно выражать свое мнение устно, в письменной форме, путем изображений или другими способами при условии, что не будут преступаться пределы, установленные законом.
2. Печать и книгопечатание свободны в рамках закона.
3. Не допускается закрытие газет или отмена данного разрешения на издание газеты, иначе как в соответствии с постановлениями закона.
4. В случае объявления военного положения или чрезвычайного положения допускается установление над печатью, публикациями, книгами и радиопередачами цензуры, ограниченной вопросами, относящимися к общественной безопасности и национальной обороне.
5. Закон определяет способы контроля над источниками доходов прессы.
Статья 16.
1. Иорданцы пользуются правом собраний в пределах, установленных законом.
2. Иорданцы пользуются правом образовывать общества и политические партии при условии, что их цели законны, их средства имеют мирный характер и их уставы не противоречат постановлениям Конституции.
3. Закон регулирует порядок образования обществ и политических партий и контроля над их финансами.
Статья 17.
Иорданцы имеют право обращаться к властям по личным или имеющим общественное значение делам в порядке, установленном законом.
Статья 18.
Вся почтовая и телеграфная корреспонденция и разговоры по телефону считаются тайной и не подлежат цензуре или задержанию, кроме случаев, установленных законом.
Статья 19.
Общины имеют право образовывать и содержать школы для обучения в них своих членов, при условии соблюдения общих предписаний закона и подчинения правительственному контролю в отношении программ и направления этих школ.
Статья 20.
Начальное образование для иорданцев обязательно, в государственных школах оно бесплатно.
Статья 21.
1. Политические эмигранты не подлежат выдаче по мотивам их политических убеждений или деятельности, направленной на защиту свободы.
2. Международные соглашения и законы Иордании устанавливают нормы выдачи уголовных преступников.
Статья 22.
1. Каждый иорданец имеет право занимать публичные должности на условиях, установленных законом или положениями.
2. Назначение на постоянные или временные публичные должности в государственные учреждения, в подведомственные им учреждения и в муниципальные учреждения производится в соответствии с компетентностью и способностями данного лица.
Статья 23.
1. Труд является правом всех граждан, и Государство обязано предоставлять работу всем иорданцам путем поощрения развития национальной экономики.
2. Государство охраняет труд и проводит законодательство о труде, основывающееся на следующих принципах:
а) предоставление трудящимся вознаграждения, соответствующего количеству и качеству труда;
б) ограничение количества рабочих часов в неделю и предоставление трудящимся оплачиваемого еженедельного отдыха и ежегодного отпуска;
в) установление особого пособия семейным трудящимся и по безработице, болезни, старости и несчастным случаям на работе;
г) установление особых условий труда для женщин и детей;
д) подчинение предприятий санитарным правилам;
е) свобода организации профессиональных союзов в рамках закона.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВЛАСТИ. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ.
Статья 24.
1. Нация является источником власти.
2. Нация осуществляет свою власть, согласно положениям настоящей Конституции.
Статья 25.
Законодательная власть осуществляется Национальным собранием и Королем. Национальное собрание состоит из сената (палаты нотаблей) и палаты депутатов.
Статья 26.
Исполнительная власть принадлежит Королю, который осуществляет ее при посредстве своих министров в соответствии с постановлениями настоящей Конституции.
Статья 27.
Судебная власть осуществляется судами различных видов и степеней, и все их решения выносятся, согласно закону, именем Короля.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Часть I. Король и его прерогативы.
Статья 28.
Трон Иорданского Хашимитского королевства наследственен в семье Короля Абдаллаха ибн-аль-Хусейна и переходит к его прямым потомкам мужского пола, согласно следующим постановлениям:
а) Власть переходит от Короля, занимающего трон, к старшему по возрасту сыну его, затем к старшему сыну этого старшего сына и дальше в порядке первородства. Если старший сын умер до восшествия на трон, власть переходит к его старшему сыну, даже если у умершего были братья.
б) Если Король умер не оставив потомства, власть переходит к старшему из его братьев, а если у него нет братьев в живых, то к старшему из сыновей старшего из братьев, а если у старшего из братьев нет сыновей, то к старшему из сыновей других братьев в порядке старшинства братьев.
в) При отсутствии братьев и сыновей единокровных братьев власть переходит к дядям по отцу и к их потомству в случае их смерти в порядке, установленном в пункте «б».
г) Если умирает Король, не имеющий наследников, как определено выше, трон переходит к лицу, избираемому Национальным собранием из династии основателя арабского возрождения — покойного Короля Хусейна-ибн-Али.
д) Носитель королевской власти должен быть мусульманином, в здравом рассудке, рожденным законной же ной, от отца и матери мусульман.
е) Никто не может вступить на трон из тех, кто исключен королевским указом за неспособностью из числа лиц, могущих наследовать трон. Это не распространяется
на потомков такого лица. Указ об этом должен быть подписан председателем Совета министров и не менее чем четырьмя министрами, в том числе министром внутренних дел и министром юстиции.
ж) Совершеннолетие Короля наступает при достижении им восемнадцати полных лунных лет. Если трон переходит к лицу, еще не достигшему этого возраста, верховная власть осуществляется регентом или Регентским советом, назначаемым королевским указом; если Король умер, не сделав такого назначения, то назначение регента или Регентского совета производится Советом министров.
з) Если Король не в состоянии осуществлять свою власть вследствие болезни, королевским указом назначается наместник или Совет наместничества. Если Король не в состоянии произвести такое назначение, оно осуществляется Советом министров.
и) Если Король предполагает выехать из страны, он должен до своего отъезда назначить королевским указом наместника или Совет наместничества для осуществления его функций на время своего отсутствия.
Наместник или Совет наместничества должны выполнять содержащиеся в упомянутом указе предписания. Если отсутствие Короля продолжается более четырех месяцев, Национальное собрание, если оно не заседает, немедленно созывается для обсуждения положения.
к) Регент или наместник, член Регентского совета или член Совета наместничества, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, должны принести перед Советом министров присягу, установленную статьей 29 настоящей Конституции.
л) Если регент или наместник, член Регентского совета или член Совета наместничества умрет или будет неспособен выполнять свои функции, Совет министров назначит другое лицо, способное заменить его.
м) Регент или наместник, член Регентского совета или член Совета наместничества должны быть лицами, достигшими не менее 30 лунных лет; однако допускается назначение одного из родственников короля мужского пола, достигшего восемнадцати лунных лет.
н) Если Король не может осуществлять свою власть вследствие психического заболевания, Совет министров, как только это будет установлено, немедленно созывает Национальное собрание; если будет подтверждено наличие такого заболевания в неизлечимой форме, Собрание объявляет о прекращении власти Короля и передает власть тому, кто после него имеет право на трон, согласно положениям Конституции. Если в этот момент палата депутатов распущена или же срок ее полномочий истек и еще не проведены выборы новой палаты, то для указанной цели созывается палата прежнего состава.
Статья 29.
По восшествии на престол Король приносит присягу перед Национальным собранием, которое заседает под председательством председателя сената, в соблюдении Конституции и верности нации.
Статья 30.
Король является верховным главой государства, он неприкосновенен и не несет никакой ответственности.
Статья 31.
Король утверждает и обнародует законы, отдает распоряжения о составлении инструкций, необходимых для их выполнения, при условии, что последние ни в чем не противоречат постановлениям этих законов.
Статья 32.
Король является Верховным главнокомандующим вооруженными наземными, морскими и воздушными силами
Статья 33.
1. Король объявляет войну, заключает мир и ратифицирует договоры.
2. Договоры о мире, союзе, торговле, мореплавании и другие договоры, влекущие за собой территориальные изменения государства или касающиеся суверенитета, или влекущие расходы казначейства, или затрагивающие публичные и частные права иорданцев, вступают в силу, лишь если они одобрены Национальным собранием. Секретные статьи какого бы то ни было договора ни в коем случае не должны противоречить несекретным статьям.
Статья 34.
1. Король издает указы о проведении выборов в палату депутатов согласно положениям закона.
2. Король созывает Национальное собрание, открывает, отсрочивает и закрывает его согласно положениям Конституции.
3. Король имеет право распустить палату депутатов.
Статья 35.
Король назначает Председателя Совета министров, смещает и принимает его отставку, назначает министров, смещает их и принимает их отставку по представлению Председателя Совета министров.
Статья 36.
Король назначает сенаторов, одного из них назначает председателем сената и принимает их отставку.
Статья 37.
1. Король учреждает гражданские и военные ордена, знаки отличия и почетные звания, награждает ими и лишает их; он может передоверить это право другим лицам в силу соответствующего закона.
2. Монета чеканится от имени Короля во исполнение закона.
Статья 38.
Король имеет право помилования и право смягчения наказаний; что касается всеобщей амнистии, то таковая осуществляется в законодательном порядке.
Статья 39.
Приговор к смертной казни приводится в исполнение лишь с санкции Короля, все такие приговоры представляются Королю Советом министров с его заключением.
Статья 40.
Король осуществляет свою власть путем издания королевских указов (ирадэ). Указ подписывается Председателем Совета министров или соответствующими министрами. Король выражает свое одобрение собственноручной подписью над упомянутыми выше подписями.
Часть II. Министры
Статья 41.
Совет министров состоит из Председателя Совета, председательствующего в нем, и министров, число которых определяется потребностями и общественными интересами.
Статья 42.
Министром может быть только иорданец.
Статья 43.
Председатель Совета министров и министры, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, должны принести Королю следующую присягу
«Клянусь Всевышним Богом быть верным Королю, соблюдать Конституцию, служить нации и добросовестно выполнять доверенные мне обязанности».
Статья 44.
Министр не может покупать или арендовать государственное имущество, в том числе продаваемое или сдаваемое с публичных торгов; он не может также в период нахождения на посту министра быть членом административного совета какой-либо компании, участвовать в коммерческих или финансовых операциях или получать жалование от какой-либо компании.
Статья 45.
1. Совет министров несет ответственность за руководство всеми внутренними и внешними делами государства, кроме тех, которые доверены или будут доверены другому лицу или другому органу, согласно Конституции или изданным в соответствии с ней законам или постановлениям
2. Компетенция Председателя Совета министров, министров и Совета министров определяется положениями, составленными Советом министров и утверждаемыми Королем.
Статья 46.
На одного министра может быть возложено руководство одним или несколькими министерствами, согласно указу о его назначении.
Статья 47.
1. Министр ответственен за руководство всеми делами своего министерства, он должен представлять Председателю Совета министров все вопросы, выходящие за пределы его компетенции.
2. Председатель Совета министров решает все вопросы, входящие в его компетенцию, и передает другие вопросы на рассмотрение Совета министров для принятия по ним необходимых решений.
Статья 48.
Председатель Совета и министры подписывают решения Совета министров и передают их Королю на утверждение в тех случаях, когда это предусмотрено настоящей Конституцией или изданным на ее основании законом или положением. Эти решения выполняются Председателем Совета и министрами, каждым в пределах своей компетенции.
Статья 49.
Устные или письменные распоряжения Короля не освобождают министров от ответственности.
Статья 50.
В случае выхода в отставку или смещения Председателя Совета все министры считаются в силу этого вышедшими в отставку или смещенными.
Статья 51.
Председатель Совета и министры несут коллективную ответственность перед палатой депутатов за общую политику государства, равно как каждый министр ответственен перед палатой депутатов за деятельность своего министерства.
Статья 52.
Председатель Совета или министр, являющиеся членами одной из палат, имеют право голоса в соответствующей палате и право выступать в обеих палатах. Министры, не являющиеся членами ни одной из палат, имеют право выступать в обеих палатах, но не имеют права голоса. Министры или лица, их заменяющие, пользуются приоритетом перед другими членами палаты в получении слова в обеих палатах. Министр, получающий жалование министра, не может одновременно получать вознаграждение как член одной из палат.
Статья 53.
В палате депутатов может ставиться вопрос о доверии правительству или одному из министров; если палата большинством двух третей голосов составляющих ее депутатов откажет в доверии правительству, оно должно выйти в отставку; если это решение касается одного из министров, то он должен выйти в отставку.
Статья 54.
1. Заседание для голосования выражения доверия правительству или одному из его министров созывается по требованию Председателя Совета министров или по письменному требованию не менее десяти членов палаты депутатов.
2. Отсрочка голосования может быть допущена лишь один раз и на срок не более десяти дней по требованию соответствующего министра или правительства в целом.
3. Каждое вновь сформированное правительство должно представлять палате депутатов, если она в это время заседает, правительственную декларацию и просить о выражении ему доверия по этой декларации.
Статья 55.
Совершенные министрами должностные преступления подлежат юрисдикции Верховного суда.
Статья 56.
Палата депутатов имеет право возбудить преследование против министров; преследование может быть возбуждено лишь по решению большинства двух третей членов палаты. Палата депутатов должна назначить из числа своих членов лиц, уполномоченных поддержать обвинение и выступать по нему в Верховном суде.
Статья 57.
Верховный суд состоит из председателя самого высшего гражданского суда в качестве его председателя и восьми членов, четверо из которых являются сенаторами, избираемыми сенатом по жребию, а четверо — судьями указанного выше суда, назначаемыми в порядке старшинства. В случае необходимости состав судей пополняется путем включения председателей судов, следующих за указанными судом, также в порядке старшинства.
Статья 58.
Верховный суд руководствуется действующим Уголовным кодексом, если совершенные преступления подпадают под его определения, и специально издаваемым законом, который определяет преступления, за совершение которых министры привлекаются к ответственности в случаях, не предусмотренных Уголовным кодексом.
Статья 59.
Верховный суд выносит приговоры большинством шести голосов.
Статья 60.
Верховный суд сам устанавливает процедуру разбирательства им дел по обвинению министров впредь до издания по этому поводу специального закона.
Статья 61.
Министр, против которого возбуждено преследование палатой депутатов, прекращает выполнение своих функций впредь до вынесения Верховным судом приговора по его делу, отставка министра не является препятствием к возбуждению против него судебного преследования и разбирательства его дела.
ГЛАВА ПЯТАЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ.
Статья 62.
Национальное собрание состоит из двух палат — сената и палаты депутатов.
Часть I. Сенат.
Статья 63.
Сенат, включая его председателя, состоит из числа сенаторов, не превышающего половину числа депутатов.
Статья 64.
Каждый член сената должен удовлетворять условиям, предусмотренным статьей 75 настоящей Конституции, и, кроме того, должен быть в возрасте не менее сорока лет по грегорианскому календарю и принадлежать к числу лиц одной из следующих категорий:
Председатель Совета министров или бывший председатель Совета министров, министры или бывшие министры, бывшие послы или полномочные министры, бывшие председатели палаты депутатов, председатели и судьи гражданских кассационного и апелляционного или шариатского судов, офицеры в отставке в чине не ниже бригадного генерала, бывшие депутаты, избиравшиеся не менее двух раз, или всякие другие лица, пользующиеся доверием и поддержкой народа за свою деятельность и услуги нации и родине.
Статья 65.
1. Срок полномочий сената устанавливается в восемь лет; половина состава сената обновляется каждые четыре года. По истечении этого срока мандат может быть возобновлен.
2. Подлежащие выбытию после первых четырех лет определяются по жребию; выбывшие по жребию могут быть назначены вновь. Председатель сената в качестве
члена сената также подлежит жеребьевке.
3. Председатель сената занимает этот пост в течение двух лет и может быть назначен вновь.
Статья 66.
1. Сенат созывается одновременно с палатой депутатов: периоды сессий обеих палат одинаковые.
2. Когда палата депутатов распускается, заседания сената прерываются.
Часть II. Палата депутатов.
Статья 67.
Палата депутатов состоит из депутатов, избираемых тайным прямым голосованием в соответствии с избирательным законом, которым гарантируются следующие принципы:
1. правильность выборов;
2. право кандидатов наблюдать за избирательной процедурой;
3. уголовная ответственность тех, кто посягает на волю избирателей.
Статья 68.
1. Срок полномочий палаты депутатов устанавливается в четыре года по грегорианскому календарю, исчисляемые со дня объявления результатов общих выборов в официальной газете.
2. Выборы проводятся в течение четырех месяцев, предшествующих истечению срока полномочий предыдущей палаты. Если выборы не закончились к моменту истечения этого срока или задерживаются по каким-либо причинам, палата продолжает функционировать до окончания выборов в новую палату.
Статья 69.
1. В начале каждой очередной сессии палата депутатов избирает председателя на период одного года по грегорианскому календарю; председатель может быть переизбран.
2. В случае если палата созывается на чрезвычайную сессию и не имеет председателя, она выбирает председателя на период до первой очередной сессии.
Статья 70.
Член палаты депутатов должен удовлетворять требованиям статьи 75 настоящей Конституции, и, кроме того, должен быть в возрасте не менее тридцати лет по грегорианскому календарю.
Статья 71.
Палата депутатов имеет право решать вопрос о действительности мандатов своих членов; любой избиратель может в течение пятнадцати дней со дня опубликования результатов выборов в его избирательном округе заявить в секретариат палаты протест с указанием мотивов, по которым он считает недействительным мандат лица, против которого заявлен протест. Мандат может быть признан недействительным лишь по решению, принятому большинством двух третей голосов членов палаты.
Статья 72.
Любой член палаты депутатов может выйти в отставку, представив соответствующее заявление председателю палаты; председателю надлежит поставить вопрос об отставке перед палатой, которая решает принять или отклонить отставку.
Статья 73.
1. В случае роспуска палаты депутатов должны быть проведены новые общие выборы с тем, чтобы новая палата могла собраться на чрезвычайную сессию не позднее, чем через четыре месяца после роспуска палаты. Такая сессия будет рассматриваться как очередная, согласно положениям статьи 78, и на нее распространяются положения о продлении и отсрочке.
2. Если выборы не закончены в течение четырех месяцев, палате, которая была распущена, возвращаются полностью конституционные права и она немедленно собирается, как если бы роспуск не имел места, и продолжает свою работу до избрания новой палаты.
3. Такая чрезвычайная сессия палаты ни в коем случае не может продолжаться дольше, чем до 31 октября и закрывается в этот день с тем, чтобы палата могла собраться на очередную сессию 1 ноября. В случае если чрезвычайная сессия созывается в ноябре или декабре, она рассматривается как первая очередная сессия палаты депутатов.
Статья 74.
Новая палата депутатов не может быть распущена по тем же основаниям, по которым была распущена прежняя палата.
Часть III. Положения, общие для обеих палат.
Статья 75.
1. Не могут быть ни членами сената, ни членами палаты депутатов лица:
а). не являющиеся иорданцами;
б). претендующие на иностранное гражданство или на иностранное покровительство;
в). объявленные банкротами и не восстановленные в правах в законном порядке;
г). лишенные гражданских прав и не восстановленные в них;
д). осужденные за неполитическое преступление к заключению в тюрьме на срок свыше одного года и не по милованные;
е). извлекающие материальную выгоду из контрактов, кроме контрактов аренды земли и имущества, заключенных с каким-либо иорданским государственным учреждением; это не действует в отношении членов акционерного общества, насчитывающего более десяти членов;
ж). умалишенные и страдающие душевными заболеваниями;
з). родственники Короля в степени, определяемой специальным законом.
2. Если в период действия своего мандата депутат или сенатор окажется в положении, влекущем за собой дисквалификацию его как члена палаты в соответствии со сказанным выше, или если такое обстоятельство обнаружится после его избрания, он лишается мандата и его место становится вакантным по решению большинства двух третей членов соответствующей палаты; если решение выносится сенатом, то оно представляется на утверждение Его Величества Короля.
Статья 76.
При условии соблюдения положений статьи 52 настоящей Конституции не допускается совмещение членства в сенате или палате депутатов с одновременным нахождением на публичной службе; под публичной службой подразумевается всякая служба, оплачиваемая из публичных источников, включая и службу в муниципальных учреждениях. Не допускается также одновременное членство в сенате и палате депутатов.
Статья 77.
При условии соблюдения постановлений настоящей Конституции о роспуске палаты депутатов Национальное собрание в течение срока своих полномочий проводит ежегодно одну очередную сессию.
Статья 78.
1. Король созывает Национальное собрание на очередную сессию ежегодно 1 октября, а если этот день оказывается неприсутственным днем, то в первый следующий, являющийся присутственным, день. Однако Король может королевским указом, публикуемым в официальной газете, отложить созыв Национального собрания до установленной королевским указом даты при условии, что такая отсрочка не превысит двух месяцев.
2. Если Национальное собрание не созвано, как указано в предыдущем пункте, оно собирается по собственной инициативе, как если бы было созвано согласно указанному пункту.
3. Очередная сессия Национального собрания начинается в день, на который она была созвана согласно двум предыдущим пунктам; такая сессия продолжается три месяца, если Король не распустит палату до истечения этого срока. Король имеет право продлить очередную сессию, но на срок, не превышающий трех месяцев, в целях завершения стоящих на рассмотрении дел; по истечении первых трех месяцев или продолженного срока Король закрывает данную сессию.
Статья 79.
Король открывает очередную сессию Национального собрания тронной речью перед обеими палатами; он может уполномочить Председателя Совета министров или одного из министров провести церемонию открытия и огласить тронную речь. Каждая палата представляет адрес, содержащий ее ответ на тронную речь.
Статья 80.
Каждый сенатор и депутат до вступления в исполнение своих обязанностей должен принести перед соответствующей палатой следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Богом, что буду верен Королю и родине, буду соблюдать Конституцию, служить родине и выполнять наилучшим образом возложенные на меня обязанности».
Статья 81.
1. Король может королевским указом откладывать заседания Национального собрания, но только три раза или два раза, если созыв Собрания был отложен согласно пункту 1 статьи 78 Конституции. Не допускается, однако, чтобы периоды отсрочки в течение одной очередной сессии превышали два месяца, включая период отсрочки открытия сессии. Время этих отсрочек не засчитывается в срок продолжительности сессии.
2. Палата и сенат имеют право откладывать с одного срока на другой свои заседания согласно своим регламентам.
Статья 82.
1. Король в случае необходимости может созывать Национальное собрание на чрезвычайную сессию на неопределенный срок для принятия решений по особым вопросам, указываемым в королевском указе о созыве. Эта чрезвычайная сессия закрывается королевским указом.
2. Король созывает чрезвычайную сессию Национального собрания также, если этого требует абсолютное большинство членов палаты депутатов посредством заявления за их подписью с указанием в ней вопросов, которые они желают подвергнуть обсуждению.
На чрезвычайной сессии Национальное собрание может обсуждать лишь вопросы, указанные в королевском указе о созыве этой сессии.
Статья 83.
Каждая палата составляет свой регламент для регулирования и упорядочения процедуры своей работы и представляет эти регламенты на утверждение Короля.
Статья 84.
1. Никакое заседание ни одной из палат не считается законным, если на нем не присутствует двух третей ее членов.
2. Решения каждой из палат принимаются большинством голосов присутствующих членов, исключая голос председателя, если Конституцией не предусмотрен для данного случая другой порядок. В случае разделения голосов поровну исход голосования должен решать голос
председателя.

Страницы: Следующая страница

13.10.2018 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Конституции и законы (право) стран мира, Разное