Исламская декларация прав человека, 1990 г.

ИСЛАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Принята на саммите ОИК в Каире в 1990 году.
Государства-члены Организации Исламская Конференция,
Вновь подтверждая культурную и историческую роль исламской Уммы (общины), сотворенной Всевышним как наилучшее сообщество, которое дало человечеству универсальную и гармоничную цивилизацию, в которой установилась гармония между жизнью нынешней и жизнью будущей, а также знанием, объединенным с верой;
и роль Уммы, которую играет она в противостоянии влиянию соревновательных тенденций и идеологий, а также хронических проблем материалистической цивилизации;
Желая внести свой вклад в усилия человечества в утверждении прав человека, защитить человека от эксплуатации и преследований, и подтверждая его свободу и право на достойную жизнь в соответствии с Шариатом;
Будучи уверенными, что человечество, преуспевшее в сфере материалистической науки, все таки испытывает и еще будет испытывать, большую потребность в вере, которая поддерживает цивилизацию и в тоже время является самомотивирующейся силой,
Веря, что основные права и универсальные свободы в рамках ислама являются неотъемлемой частью мусульманской религии и, что никто, в принципе, не имеет права приостановить их полностью или частично, нарушать, или игнорировать их, поскольку они завещаны святыми заповедями, содержащимися в Священных писаниях, ниспосланных Всевышним, и были посланы нам Его последним Пророком для того, чтобы закончить предшествующие святые миссии, сделав их соблюдение религиозным актом, а их пренебрежение или нарушение страшным согрешением, в связи с чем каждая личность является ответственной — а Умма, коллективно ответственной за их соблюдение.
Исходя из вышеуказанных принципов, заявляем следующее:
Статья 1.
a) Все люди образуют одну семью, члены которой объединены тем, что они покорны Всевышнему и произошли от Адама. Все люди равны относительно основного человеческого достоинства и основных обязательств и ответственности, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, языка, пола, религиозных убеждений, политических воззрений, социального статуса или других признаков. Истинная вера является гарантией укрепления такого достоинства на пути к совершенствованию человека.
b) Все люди являются рабами Всевышнего, и наиболее любимы для него те, кто более полезен для остальных Его рабов. Ни один из них не имеет превосходства над другим, за исключением превосходства, основанного на добрых поступках и набожности.
Статья 2.
a) Жизнь человека является даром Всевышнего, и право на жизнь гарантирована для каждого человека. Защита этого права от посягательств является долгом граждан, общества и государств, которым запрещено лишать человека жизни, за исключением случаев, предписанных Шариатом.
b) Запрещается использовать такие средства, которые могут привести к полному уничтожению человечества.
c) Сохранение человеческой жизни во все времена завещано Всевышним и является долгом, предписанным Шариатом.
d) Защита от телесных повреждений является гарантированным правом. Долг государства обеспечивать эту защиту, которую запрещено нарушать за исключением случаев, предписанных Шариатом.
Статья 3.
a) В случае использования силы и в случае вооруженных конфликтов, недопустимо убивать невоюющих людей, таких как старые люди, женщины и дети. Раненые и больные имеют право на медицинскую помощь; а военнопленные — право на питание, приют и одежду. Запрещено наносить повреждения телам мертвых. Необходимо обеспечить возможность обмена военнопленными, встречи с родными и воссоединение семей, разделенных военными действиями.
b) Запрещается валить деревья, повреждать посевы или домашний скот, а также разрушать гражданские жилища и строения противника с помощью артиллерии, огня или других аналогичных средств.
Статья 4.
Каждый человек имеет право на защиту своего доброго имени и чести во время жизни и после смерти. Государство должно защитить его останки и место захоронения.
Статья 5.
a) Семья представляет собой фундамент общества, а вступление в брак является основой для ее образования. Мужчины и женщины имеют право на вступление в брак, без каких-либо ограничений, связанных с расой, цветом кожи и национальностью, при этом никто не может помешать им воспользоваться этим правом.
b) Общество и государство должны снять все препятствия для вступления в брак и облегчить супружеские процедуры. Они должны гарантировать защиту семьи и здоровья ее членов.
Статья 6.
a) Женщина равна мужчине человеческим достоинством и имеет право пользоваться равными правами, также как и выполнять свои обязанности; она обладает собственными гражданскими правами и финансовой независимостью, а также правом сохранить свою девичью фамилию.
b) Муж несет ответственность за обеспечение и здоровье семьи.
Статья 7.
a) С момента своего рождения каждый ребенок имеет право, даруемое родителями, обществом, и государством, на получение соответствующего ухода, образования, материальной, гигиенической и моральной заботы. Как плод, так и его мать должны быть защищены и окружены особой заботой.
b) Родители и те, кто их заменяют, имеют право на выбор вида образования для своих детей, с учетом их будущих интересов в соответствии с нравственными ценностями и принципами Шариата.
c) Оба родителя имеют определенные права на заботу со стороны своих детей, а родственники — со стороны своего рода, в соответствии с предписаниями Шариата.
Статья 8.
Всякий человек имеет право воспользоваться своей правоспособностью как в смысле прав, так и в смысле обязанностей. Если его правоспособность утрачена по какой-либо причине, то его интересы представляются опекуном.
Статья 9.
a) Тяга к знаниям является потребностью, а обеспечение образования является долгом общества и государства. Государство должно гарантировать доступность методов и средств для получения образования, а также способствовать образовательному разнообразию в интересах общества во имя представления любому человеку возможности познания ислама и сведений о Вселенной на пользу человечества.
b) Каждый человек имеет право на получение как религиозного, так и светского образования в различных образовательных учреждениях, а также наставлений, в семье, школе, университете, и т.д. причем в такой интегрированной и сбалансированной форме, чтобы развивать свою личность, укреплять веру во Всевышнего и уважение как к правам, так и к обязанностям.
Статья 10.
По своей сути Ислам является чистой религией. Он запрещает использовать какие-либо формы принуждения в том числе и материальные, для того чтобы заставить человека принять другую веру или сделать его атеистом.
Статья 11.
a) Каждый человек рождается свободным, и никто не имеет права порабощать, унижать, угнетать и эксплуатировать его, и ни от кого не может исходить господство, кроме как от Самого Всевышнего.
b) Колониализм всех типов, представляющий собой наиболее враждебные виды порабощения человека, должен быть повсеместно запрещен. Люди, страдающие от колониализма, имеют полное право на свободу и самоопределение. Обязанностью всех государств и народов является поддержка борьбы колониальных народов за ликвидацию всех форм колониализма и оккупации; при этом все государства и народы имеют право на сохранение своей идентичности и осуществление контроля над своими богатствами и природными ресурсами.
Статья 12.
Каждый человек в соответствии с Шариатом имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства внутри своей страны и вне ее, а в случае преследования, на получение убежища в другой стране. Страна, предоставившая убежище, должна гарантировать его защиту до тех пор, пока он не окажется в безопасности, если только потребность в убежище не трактуется Шариатом, как преступная.
Статья 13.
Право на работу должно гарантироваться Государством и Обществом для каждого человека, способного трудиться. Любой человек имеет право свободно выбирать работу, которая ему больше всего подходит и которая служит его интересам и интересам общества. Наемный работник имеет право на защиту и безопасность, также как и на другие социальные гарантии. Ему не может быть поручена работа, выходящая за пределы его способностей, он не может подвергаться насилию или эксплуатации или причинению какого-либо вреда. Он имеет право получать без какой-либо задержки — без какой-либо дискриминации между мужчиной и женщиной плату за свою работу. При этом, человек имеет право на заслуженный отдых. В связи с этим от него требуется, чтобы он старательно относился к своей работе. Если работник и работодатель разошлись во мнениях по какому-либо вопросу, то государство должно вмешаться, чтобы разрешить спорный вопрос и загладить жалобу, подтвердить права и укрепить справедливость без каких-либо предубеждений.
Статья 14.
Любой человек имеет право на получение законных доходов, при условии отсутствия монополии, обмана, и нанесению вреда себе или другим людям. Ростовщичество (риба) абсолютно запрещено.
Статья 15.
a) Любой человек имеет право на собственное имущество, полученное законным путем, а также права на собственность, без ущерба для себя, других людей и общества в целом. Экспроприация недопустима, за исключением случаев, когда этого требуют интересы общества, при условии выплаты справедливой и своевременной компенсации.
b) Запрещается конфискация и арест имущества, за исключением тех случаев, когда эта необходимость предписывается законом.
Статья 16.
Всякий человек имеет право пользоваться плодами научной, литературной, художественной или технической деятельности, а также право на защиту своих основных моральных и материальных интересов, при условии, что такая деятельность не противоречит принципам Корана.
Статья 17.
a) Всякий человек имеет право на жизнь в окружении, свободном от пороков и моральной коррупции; в окружении, которое поощряет саморазвитие, причем обеспечение этого права лежит на государстве и обществе.
b) Всякий человек имеет право на медицинское и социальное обслуживание, а также на все социальные завоевания, предоставляемые обществом и государством в пределах их возможностей.
c) Государство должно гарантировать право личности на достойную жизнь, которая позволяет ему удовлетворять свои потребности и потребности его иждивенцев, включая потребности в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании и все другие основные потребности.
Статья 18.
a) Всякий человек должен иметь право на жизнь, которая гарантирует безопасность ему, его иждивенцам, а также сохранение его религии, чести и достоинства.
b) Всякий человек имеет право на уединение при проведении своих частных дел, в своем доме, среди членов своей семьи, в зависимости от своего состояния и взаимоотношений. Недопустимо шпионить и следить за ним, порочить его доброе имя. Государство должно защищать его от любого произвольного вмешательства.
c) Частное жилище является неприкосновенным во всех случаях. В него нельзя входить без разрешения его жителей или каким-либо незаконным способом, оно не может быть разрушено или конфисковано, а его жильцы не могут быть выселены.
Статья 19.
a) Все граждане равны перед законом, вне зависимости от того, являются ли они руководителями или подчиненными.
b) Каждому гарантируется право на справедливый отдых.
c) Обязательство должно носить персональный характер.
d) Не может быть преступлений и наказаний, кроме как предусмотренных Шариатом.
e) Ответчик является невиновным до тех пор, пока его вина не доказана справедливым судом, на котором ему предоставлены все гарантии защиты.
Статья 20.
Недопустимо при отсутствии на то законных оснований арестовывать человека, ограничивать его свободу, ссылать или наказывать его. Недопустимо подвергать его физическим или психологическим пыткам, или какой-либо другой форме унижения, жестокости или оскорблений. Недопустимо подвергать его медицинским и научным экспериментам без его согласия или при наличии риска для его здоровья или жизни. Недопустимо провозглашать чрезвычайные законы, которые могут обеспечить чрезмерную власть для их выполнения.
Статья 21.
Категорически запрещается взятие заложников в любой форме и для достижения любых целей.
Статья 22.
a) Всякий человек имеет право на свободное выражение своего мнения таким образом, который не противоречит принципам Шариата.
b) Всякий человек имеет право на защиту того, что по закону принадлежит ему, а также имеет право способствовать распространению доброго, и в тоже время предостерегать от того, что является ошибочным или враждебным, в соответствии с нормами Шариата.
c) Информация является жизненно необходимой потребностью для общества. Она не может быть использована для нарушения святости и достоинства Пророка, распространения сомнений в моральных и нравственных ценностей, разобщения общества или причинения ему вреда, или ослабления веры.
d) Недопустимо разжигать националистическую или идеологическую ненависть, или делать то, что может породить любую форму расовой дискриминации.
Статья 23.
a) Власть основывается на доверии; при этом злоупотребление ею или преднамеренная ее эксплуатация запрещены во имя соблюдения прав человека.
b) Всякий человек имеет право на прямое или косвенное участие в управлении общественными делами страны. Кроме того, он имеет право на получение доступа в общественные организации в соответствии с положениями Шариата.

11.10.2018 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Всемирная исламская правовая мысль (исламское право), ОИС (ОИК)