Фетва об инфляции

Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду — нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 115 (9/12)
Об инфляции и колебаниях курсов валют
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Двенадцатой сессии, созванной в Эр-Рияде (Королевство Саудовская Аравия) 25 месяца джумада ас-сания — 1 месяца раджаб 1421 года по хиджре (23-28 сентября 2000 г.),
ознакомившись с заключительным документом экономико-правоведческого семинара по исследованию инфляционных процессов, проведенного в три этапа (в Джидде, Куала-Лумпуре, Манаме), а также с рекомендациями и предложениями, выдвинутыми в его ходе;
заслушав дискуссию по этому вопросу с участием членов Академии, специалистов и правоведов (факихов);
постановил:
1. Руководствоваться постановлением № 42, а именно: «При расчете по долговым обязательствам в какой-либо валюте основой для расчетов должно быть их номинальное исчисление, а не курсовая стоимость по отношению к какой-либо третьей валюте, поскольку долговые обязательства должны исчисляться в одних и тех же единицах. В силу этого не разрешается привязывать фиксированные долговые обязательства к курсу каких-либо третьих валют. Причина возникновения долговых обязательств в этом случае значения не имеет».
2. Если стороны, подписывающие договор о долговых обязательствах, предполагают возможность инфляции (девальвации той или иной валюты), то они могут заключить договор, исчисляя его с самого начала в следующих единицах:
• золоте и серебре;
• однородном товаре;
• корзине однородного товара;
• другой более стабильной валюте;
• корзине других валют.
Долги должны исчисляться и выплачиваться в одних и тех же единицах, поскольку обязательство получателя ссуды определяется только тем, что он фактически получил. Вышеуказанные варианты отличаются от вариантов, запрещенных шариатом, когда стороны определяют отсроченный долг в какой-либо валюте при условии, что он будет возвращен в другой валюте, привязывая его к текущему курсу этой второй валюты или к стоимости корзины других валют. Совет Академии принял постановление № 75 о запрете подобной практики.
3. Шариатом запрещается обусловливать подписание договора привязкой отсрочиваемых долгов к:
• расчетным единицам;
• индексу стоимости жизни или другим индексам;
• золотому или серебряному эквиваленту;
• стоимости определенного товара;
• уровню роста валового национального продукта;
• другой валюте;
• процентной ставке;
• стоимости корзины определенных товаров.
Привязывание долговых обязательств к указанным единицам приводит к значительной неопределенности (гарар), связанной с неосведомленностью сторон, поскольку в этом случае они не могут с полной уверенностью утверждать, что причитается им и что причитается с них, и, как следствие, нарушается требуемое шариатом условие прозрачности сделки, необходимое для правильного заключения договора. К тому же если те расчетные единицы, к которым привязываются долговые обязательства, начинают дорожать, то возникает разница между суммой долга и той, что должна быть фактически выплачена, приводя в конечном счете к ростовщическому проценту (риба),
4. Об индексации заработной и арендной платы:
• руководствоваться постановлением № 75 о разрешении индексирования заработной платы в соответствии с ростом уровня цен;
• в случае долгосрочной аренды разрешено определять размер арендной платы на первый период аренды и договариваться о том, что в дальнейшем она будет привязана к определенному показателю, при условии, что ее величина будет фиксироваться в начале каждого договорного периода.
рекомендовал:
1. В связи с тем, что одной из основных причин инфляции является рост денежной массы в обращении, за что отвечает соответствующий финансово-кредитный орган, руководствующийся известными мотивами, призвать такого рода учреждения принять серьезные меры к ликвидации этой причины инфляции, оборачивающейся значительным ущербом обществу; избегать инфляционного финансирования дефицита бюджета и проектного кредитования; мусульманским народам соблюдать принципы шариата в вопросах потребления, дабы оградить верующих от любых форм расточительства и роскоши, поскольку эти поведенческие нормы приводят, в частности, к инфляции.
2. Развивать экономическое сотрудничество между исламскими странами, особенно в сфере внешней торговли, вытеснять импортную продукцию товарами, произведенными в исламских странах. Укреплять экономическую конкурентоспособность этих стран в отношениях с индустриально развитыми странами.
3. На уровне исламских банков провести исследования для определения влияния инфляции на их активы. Предложить соответствующие средства для защиты банковских активов, вкладчиков и инвесторов от инфляционных явлений. Провести исследования и выработать новые бухгалтерские стандарты для учета инфляции на уровне исламских финансовых учреждений.
4. Провести исследование относительно расширения использования инструментов исламского финансирования и инвестирования в условиях инфляции и выработать положения шариата, применяемые в этих случаях.
5. Изучить экономическую целесообразность возврата к одной из форм привязывания валюты к золотому эквиваленту в качестве средства избежания инфляции.
6. Осознавая, что развитие производства и увеличение фактически используемых производственных мощностей являются важнейшими факторами, способствующими борьбе с инфляцией в среднесрочном и долгосрочном плане, развивать экономику исламских стран на плановой основе и принимать меры, поощряющие накопление и инвестирование капиталов, что позволит обеспечить непрерывность развития экономики.
7. Призвать правительства исламских государств к сбалансированию бюджетов, включая текущий бюджет, бюджет развития, целевые бюджеты, питающиеся из государственных источников финансирования, путем сокращения расходов и правильного распределения доходов в рамках шариата. Если бюджет нуждается в финансировании, то, с точки зрения шариата, законным является использование исламских инструментов финансирования, основанных на солидарной ответственности в производстве, торговле и аренде. Следует воздерживаться от получения кредитов под проценты через банки и финансовые учреждения и от выпуска процентных заемных бумаг.
8. Соблюдать положения шариата при разработке финансовой политики в части изменения соотношения государственных доходов или расходов. При этом руководствоваться принципами справедливости и соблюдения интересов общества, заботы о бедных, распределения налогового бремени между членами общества в соответствии с их финансовыми возможностями — доходами и материальным благосостоянием.
9. Использовать все приемлемые с точки зрения шариата инструменты финансовой и денежной политики, методы убеждения, экономические и административные средства для того, чтобы избавить исламское общество от вредных экономических последствий инфляции, свести ее к минимально возможному уровню.
10. Установить необходимые гарантии того, чтобы Центральный банк был независим в части проведения финансово-кредитной политики, был нацелен на поддержание финансовой стабильности и противостоял инфляции. Координировать действия Центрального банка и финансовых и экономических органов власти с целью обеспечения экономического развития общества, экономической и финансовой стабильности, ликвидации безработицы.
11. Анализировать эффективность государственных проектов и государственных предприятий на предмет их соответствия поставленным экономическим задачам, рассмотреть возможность их приватизации, подчинить их деятельность требованиям рынка в соответствии с предписаниями Ислама. Всё это будет способствовать росту их доходности и сокращению бюджетных субсидий, а соответственно, приведет к сокращению инфляции.
12. Призвать мусульман и правительства исламских государств строго соблюдать положения шариата, его экономические, нравственные, общественные и образовательные принципы.
Совет Академии считает необходимым вернуться на следующей сессии к обсуждению предложений по обузданию инфляции.

Аллах всезнающий!