Фетва о торговле золотом

Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 84 (1/9)
О торговле золотом и решениях, касающихся
денежных переводов и обмена валют
Совет Исламской академии правоведения (фикка) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Девятой сессии, созванной в АбуДаби (Объединенные Арабские Эмираты) 1-6 месяца зуль-каада 1415 года по хиджре (1-6 апреля 1995 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Торговля золотом и решения, касающиеся денежных переводов и обмена валют»;
заслушав дискуссию по этому вопросу;
постановил:
1. о торговле золотом
• разрешена покупка золота и серебра по банковским чекам при условии, что прием-передача товара осуществляется в присутствии представителей обеих сторон (маджлис),
• принять мнение большинства правоведов (факихов) о том, что не разрешается обмен одного количества золота в ювелирных изделиях на его большее количество в другом виде, поскольку обмен золота на золото, исходя из его качества или ювелирной работы, не имеет, согласно шариату, законного основания. Академия считает нецелесообразным углубляться в этот вопрос, поскольку подобные операции не практикуются в настоящее время, а золотые деньги заменены на бумажные, и если и осуществляется прием золотых денег, то они рассматриваются как один из видов платежей;
• разрешается обмен одного количества золота на меньшее, к которому добавляется другой вид материальных ценностей, как компенсация возникшей разницы в стоимости;
• поскольку нижеследующие вопросы требуют дополнительного рассмотрения и исследования с научной и богословской точек зрения, принятие решения по ним откладывается до тех пор, пока не будут собраны данные, позволяющие вынести соответствующие постановления, а именно:
а) о покупке акций компаний, добывающих золото и серебро;
б) о приобретении и передаче в собственность золота путем получения и передачи золотых сертификатов, удостоверяющих нахождение в хранилищах организации, выпустившей их, соответствующего количества золота и наделяющих собственника сертификата правом получения этого золота и распоряжения им по собственному усмотрению.
2. о нормах шариата, касающихся денежных переводов и обмена валют
• Денежные переводы, которые перевододатель желает перечислить в той валюте, какая вносится в банк, разрешены шариатом, в том числе, если перевод осуществляется без комиссионной платы или за оную, равную фактическим издержкам по его обслуживанию. Если перевод осуществляется без комиссии, то он считается чистым переводом по мнению правоведов (факихов) ханафитского толка, которые не ставят условием совершения этой трансакции возникновение задолженности у того, кто является передатчиком денег. Правоведы (факихи) других толков рассматривают этот денежный перевод как выдачу векселя, то есть передачу одним лицом другому суммы денег с целью вручения ее третьему лицу в интересах плательщика или его агенту в другом месте. Если перечисление осуществляется за комиссию, то эта операция является агентским поручением за плату. Если организация, осуществляющая подобные переводы, предоставляет услуги населению, то она выступает в качестве единого гаранта за все переводимые денежные суммы.
3. если перевод денег осуществляется в валюте, отличной от той, что поступила от перевододателя, то трансакция должна состоять из предварительной конверсии валюты и ее перечисления в соответствии с условиями, оговоренными в предыдущем пункте. Операция конверсии валют должна быть проведена до перечисления путем внесения плательщиком суммы денег в банк, который конвертирует эту сумму по согласованному с клиентом курсу обмена, что подтверждается соответствующей квитанцией, после чего осуществляется перечисление денег по указанной выше схеме.

Аллах всезнающий!