Устав ССАГПЗ

УСТАВ СОВЕТА СОТРУДНИЧЕСТВА
АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА.
Государство Объединенные Арабские Эмираты,
Государство Бахрейн,
Королевство Саудовская Аравия,
Султанат Оман,
Государство Катар,
Государство Кувейт,
Осознавая связывающие их особые отношения, общие черты и схожие системы, основу которых составляет исламская религия,
Веря в общую судьбу и единство цели, связывающее их народы,
Стремясь к достижению координации, интеграции и взаимосвязи между ними во всех областях,
Будучи убежденными в том, что координация, взаимосвязи и интеграция между ними служит высшим целям арабской общины,
Преследуя цель укрепить взаимодействие и связывающие их узы,
Довершая начатые ими усилия в различных жизненно важных областях, представляющих интерес для их народов, а также реализующих их устремления к лучшему будущему на пути к объединению их государств,
Действуя в соответствии с Уставом Лиги арабских государств, в котором содержится призыв к более тесному сближению и крепким отношениям,
Направляя свои усилия на поддержку и служение делу арабской и исламской общин,
Договорились о нижеследующем:
Статья 1. Создание Совета:
В соответствии с настоящим Уставом учреждается Совет, называемый Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, в дальнейшем именуемый «Советом сотрудничества».
Статья 2. Штаб-квартира:
Штаб-квартира Совета сотрудничества располагается в Эр-Рияде, Королевство Саудовская Аравия.
Статья 3. Заседания Совета сотрудничества:
Совет проводит свои заседания в государстве, где расположена его штаб-квартира. Он также может заседать в любом из государств-членов.
Статья 4. Цели:
Основными целями Совета сотрудничества являются:
1. Достижение координации, интеграции и взаимосвязи между государствами-участниками во всех областях на пути к их объединению.
2. Углубление и укрепление взаимных связей, контактов и сотрудничества, существующих между их народами в различных областях.
3. Разработка одинаковых регламентации в различных сферах, в том числе:
a) финансово-экономические вопросы;
b) торговля, таможенные вопросы, коммуникации;
c) образование и культура;
d) социальная сфера и здравоохранение;
e) информация и туризм;
f) законодательные и административные вопросы.
4. Ускорение темпов научно-технического прогресса в промышленности, горном деле, сельском хозяйстве, в области водных и животных ресурсов, создание научно-исследовательских центров, совместных проектов, поощрение сотрудничества на уровне частного сектора на благо их народов.
Статья 5. Членство в Совете сотрудничества:
Совет сотрудничества состоит из шести государств, принимавших участие в совещании министров иностранных дел 4 февраля 1981 г. в Эр-Рияде.
Статья 6. Органы Совета сотрудничества:
Совет сотрудничества состоит из следующих основных органов:
1. Высший совет, к которому относится Комиссия по разрешению споров;
2. Министерский совет;
3. Генеральный секретариат.
При каждом из этих органов в соответствии с потребностью могут создаваться вспомогательные структуры.
Статья 7. Высший совет:
1. Высший совет является высшим органом Совета сотрудничества и состоит из глав государств-членов. Председательствование в нем имеет ротационный характер в соответствии с алфавитным порядком названий государств-участников.
2. Совет собирается на свои регулярные сессии один раз в год. Допускается проведение чрезвычайных сессий по просьбе любого из членов, поддержанного другим.
3. Сессии Высшего совета проходят на территории государств-участников.
4. Совещание Высшего совета считается состоявшимся, если на нем присутствует две трети государств-членов.
Статья 8. Компетенция Высшего совета:
Высший совет прилагает усилия для реализации целей Совета сотрудничества, что касается, в частности:
1. Рассмотрения вопросов, представляющих интерес для государств-участников;
2. Разработки верховной политики Совета сотрудничества, а также основных направлений, на которых строится его деятельность;
3. Рассмотрения рекомендаций, докладов, исследований и совместных проектов, выносимых Министерским советом на его утверждение;
4. Рассмотрения докладов и исследований, подготовка которых была поручена генеральному секретарю;
5. Утверждения основ взаимодействия с другими государствами и международными организациями;
6. Утверждения статуса Комиссии по разрешению споров, назначения ее членов;
7. Назначения генерального секретаря;
8. Внесения изменений в Устав Совета сотрудничества;
9. Утверждения регламента его работы;
10. Утверждения бюджета генерального секретариата.
Статья 9. Голосование в Высшем совете:
1. Каждый из членов Высшего совета имеет один голос.
2. Решения Высшего совета по субстантивным вопросам принимаются на основе единогласия присутствующих и участвующих в голосовании государств-членов, по процедурным – большинством голосов.
Статья 10. Комиссия по разрешению споров:
1. В Совете сотрудничества при Высшем совете имеется Комиссия, именуемая «Комиссией по разрешению споров».
2. Высший совет определяет состав Комиссии в каждом отдельном случае в соответствии с характером спора.
3. В случае, если возникающий относительно толкования и выполнения Устава спор не был урегулирован в рамках Министерского или Высшего советов, последний может передать его в Комиссию по разрешению споров.
4. Комиссия представляет свои рекомендации или заключение, согласно ситуации, Высшему совету для принятия им мер, которые он сочтет целесообразными.
Статья 11. Министерский совет:
1. Министерский совет состоит из министров иностранных дел государств-участников или министров, их замещающих. Председательствует в нем государство, ставшее председателем последней регулярной сессии Высшего совета, а в случае необходимости – государство, которое будет следующим председателем Высшего совета.
2. Министерский совет собирается на свои заседания один раз в три месяца. Допускается проведение чрезвычайных сессий по просьбе любого из членов, поддержанного другим.
3. Министерский совет принимает решение о месте проведения его следующей сессии.
4. Совещание Совета считается состоявшимся, если на нем присутствует две трети государств-участников.
Статья 12. Компетенция Министерского совета:
1. Внесение предложений касательно той или иной линии поведения, составление рекомендаций, исследований и проектов, направленных на развитие разнопланового сотрудничества и координации между государствами-участниками, принятие необходимых в этой связи решений или рекомендаций.
2. Принятие мер в целях поощрения, развития и координации совместных действий государств-членов во всех областях. Принимаемые в этой связи решения направляются в Министерский совет, который затем вносит их со своей рекомендацией в Высший совет для принятия им соответствующего решения.
3. Представление рекомендаций заинтересованным министрам для выработки линии поведения, которая бы обеспечивала вступление в силу решений Совета сотрудничества.
4. Поощрение взаимодействия и координации деятельности частного сектора в различных сферах, развитие сотрудничества между ТПП государств-участников, поощрение взаимной миграции рабочей силы из числа их граждан.
5. Передача того или иного аспекта разнопланового сотрудничества в один или более технические или специализированные комитеты для изучения и представления соответствующих предложений.
6. Рассмотрение предложений касательно внесения изменений в настоящий Устав, внесение соответствующих рекомендаций в Высший совет.
7. Утверждение своего внутреннего регламента, а также регламента генерального секретариата.
8. Назначение по предложению генерального секретаря его заместителей на трехлетний срок с возможностью переназначения.
9. Утверждение регулярных докладов, предлагаемых генсеком внутренних правил и регламентации по административно-финансовым вопросам, а также рекомендация Высшему совету утвердить бюджет генерального секретариата.
10. Подготовка совещаний Высшего совета, разработка его повестки дня.
11. Рассмотрение вопросов, направляемых в его адрес Высшим советом.
Статья 13. Голосование в Министерском совете:
1. Каждый из членов Министерского совета имеет один голос.
2. Решения Министерского совета по субстантивным вопросам принимаются на основе единогласия присутствующих и участвующих в голосовании государств-членов, по процедурным вопросам и в отношении рекомендаций – большинством голосов.
Статья 14. Генеральный секретариат:
1. Генсекретариат состоит из генерального секретаря, которому оказывают содействие его заместители и необходимое число сотрудников.
2. Генеральный секретарь назначается Высшим советом из числа граждан государств Совета сотрудничества на трехлетний срок с возможностью единовременного переназначения.
3. Генеральный секретарь выдвигает кандидатуры своих заместителей.
4. Генеральный секретарь назначает сотрудников генсекретариата из числа граждан государств-участников. При этом исключения допускаются только с согласия Министерского совета.
5. Генеральный секретарь непосредственно отвечает за работу генсекретариата и его различных подразделений, представляет Совет сотрудничества в контактах с другими сторонами в пределах предоставленных ему полномочий.
Статья 15. Компетенция генерального секретариата:
Генеральный секретариат выполняет следующие функции:
1. Подготовка исследований, касающихся сотрудничества, координации, а также интегрированных планов и программ совместной деятельности государств Совета сотрудничества.
2. Подготовка регулярных докладов о деятельности Совета сотрудничества.
3. Отслеживание выполнения государствами-членами решений и рекомендаций Высшего и Министерского советов.
4. Подготовка докладов и исследований, запрашиваемых Высшим или Министерским советами.
5. Составление проектов административно-финансовых регламентации, которые бы соответствовали развитию Совета сотрудничества и росту стоящей перед ним ответственности.
6. Разработка бюджетов и годовых финансовых отчетов Совета сотрудничества.
7. Подготовка заседаний, разработка повестки дня и проектов решений Министерского совета.
8. Рекомендация председателю Министерского совета созвать чрезвычайную сессию Совета, если в этом есть необходимость.
9. Выполнение любых других функций, поручаемых Высшим или Министерским советами.
Статья 16.
Генеральный секретарь, его заместители, а также все сотрудники генсекретариата исполняют свои обязанности, будучи полностью независимыми, во имя общего блага государств-участников.
Они должны воздерживаться от любых действий, не совместимых с их обязанностями, не раскрывать служебную тайну как в период своей работы, так и по ее окончании.
Статья 17. Привилегии и иммунитеты:
1. Совет сотрудничества и его органы имеют на территории каждого из государств-членов такую правоспособность, привилегии и иммунитеты, которые требуются для реализации задач и выполнения его функций.
2. Представители государств-членов в Совете сотрудничества, его сотрудники пользуются привилегиями и иммунитетами, которые предусмотрены соглашением, заключаемым с этой целью государствами-участниками. Соответствующим соглашением регулируются также отношения между Советом и государством, где расположена его штаб-квартира.
3. До тех пор, пока не будут разработаны и вступят в силу упомянутые в п. 2 соглашения, представители государств-участников Совета сотрудничества, а также его сотрудники пользуются теми же неотъемлемыми дипломатическими привилегиями и иммунитетами, что и схожие организации.
Статья 18.
Генеральный секретариат имеет бюджет, формируемый государствами-членами в равных долях.
Статья 19. Исполнение Устава:
1. Настоящий Устав вступает в силу с даты его подписания главами шести государств, упомянутых в его преамбуле.
2. Оригинал настоящего Устава сдается на хранение в Министерство иностранных дел Королевства Саудовская Аравия, которое является депозитарием и передает его заверенные копии каждому из государств-членов. Указанный порядок действует до момента создания генерального секретариата, в котором он будет депонирован.
Статья 20. Внесение изменений в Устав:
1. Любое из государств-участников может инициировать вопрос об изменении настоящего Устава.
2. Предложение о внесении изменений передается генеральному секретарю, который должен довести его до государств-членов как минимум за четыре месяца до вынесения на рассмотрение Министерского совета.
3. Изменения вступают в силу в случае единогласного утверждения их Высшим советом.
Статья 21. Заключительные положения:
Настоящий Устав подписан в г. Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) 21 раджаба 1401 года хиджры, что соответствует 25 мая 1981 года по христианскому летоисчислению, в одном экземпляре на арабском языке.
Государство Объединенные Арабские Эмираты
Государство Бахрейн
Королевство Саудовская Аравия
Султанат Оман
Государство Катар
Государство Кувейт