Государственное право Египта

ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

Пашков Роман Викторович
ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ

Москва
2005 год

Комментарий составителя.
Исламское государственное право Арабской Республики Египет в России известно мало, о Египте знают по путешествиям в туристической сфере. Вероятно, этого мало для познания права данной страны, одного из лидеров мусульманского мира. Представленные документы дают начальные понятия по законам Египта.
Источники:
1. Конституция Арабской республики Египет // Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских республик. М., 2004. – с. 157-196.
2. Закон АРЕ «Об образовании судов государственной безопасности» // Хачим Ф. И. Конституционное право зарубежных стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М., 2001. – с.127-131.
3. Закон АРЕ «О системе политических партий» // Хачим Ф. И. Конституционное право зарубежных стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М., 2001. – с.132-138.

1. КОНСТИТУЦИЯ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ.
Одобрена на референдуме 11 сентября 1971 года.
ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВО.
Статья 1.
Арабская Республика Египет – государство с демократическим социалистическим строем, основанным на союзе трудовых сил народа.
Египетский народ является частью арабской нации, который стремится к достижению ее полного единства.
Статья 2.
Ислам – государственная религия, арабский язык – официальный язык государства. Основой законодательства являются положения мусульманского права – шариата.
Статья 3.
Суверенитет принадлежит только народу, который является источником власти и на практике осуществляет и защищает принципы суверенитета, укрепляет национальное единство в соответствии с установлениями настоящей конституции.
Статья 4.
Экономической основой Арабской Республики Египет является социалистическая демократическая система, базирующаяся па достатке и справедливости, направленная на то, чтобы предотвратить эксплуатацию, уменьшить разрыв в доходах, защитить законные доходы и гарантировать справедливое распределение общественных обязанностей и расходов.
Статья 5.
Политический режим Арабской Республики Египет основан на многопартийной системе в рамках общих принципов и структур египетского общества, определяемых настоящей конституцией.
Политические партии организуются в соответствии с законом.
Статья 6.
Египетское гражданство определяется законом.
ЧАСТЬ 2 . ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА.
Глава 1. Социальные и моральные основы.
Статья 7.
Социальная солидарность является основой общества.
Статья 8.
Государство гарантирует равные возможности для всех египтян.
Статья 9.
Семья является основой общества, которая опирается на религию, мораль и патриотизм.
Государство обеспечивает сохранность самобытного характера египетской семьи, ее ценностей и традиций, а также их укрепление и развитие в египетском обществе.
Статья 10.
Государство гарантирует защиту материнства и детства, проявляет заботу о подрастающем поколении, предоставляет ему благоприятные возможности для развития своих способностей.
Статья 11.
Государство предоставляет возможность женщине сочетать общественный труд с обязанностями в семье и дает ей равные права с мужчиной в общественно-политической, культурной и экономической областях жизни в соответствии с нормами мусульманского права шариата.
Статья 12.
Соблюдение норм морали и их защита, развитие самобытных египетских традиций, забота о развитии религиозного воспитания, нравственных и национальных ценностей, сохранении исторического наследия народа, научных данных, социальных норм поведения и общественной этики является обязанностью общества в рамках, предусмотренных законом. Государство обязано руководствоваться этими принципами и укреплять их.
Статья 13.
Труд является правом, обязанностью и делом чести и гарантируется государством. Трудовая доблесть особо оценивается государством и обществом.
Принудительный труд может иметь место только в случаях, предусмотренных законом, как общественная обязанность при выплате справедливой компенсации.
Статья 14.
Граждане, занятые на государственной службе, обязаны осуществлять ее во имя народа. Государство гарантирует охрану прав государственных служащих, обеспечивает выполнение ими служебных обязанностей в интересах народа. Освобождение от занимаемых должностей осуществляется в порядке, предусмотренном законом.
Статья 15.
Ветераны и инвалиды войны, вдовы и сыновья погибших имеют приоритет в обеспечении работой в соответствии с законом.
Статья 16.
Государство обеспечивает социальное, культурное и медицинское обслуживание населения, особенно в сельских местностях с целью скорейшего повышения его жизненного уровня.
Статья 17.
Государство в соответствии с законом гарантирует всем гражданам социальное, медицинское обеспечение, а также пенсионное обеспечение по нетрудоспособности, безработице и старости.
Статья 18.
Государство гарантирует право на образование. Начальное образование является обязательным для граждан. Государство обеспечивает переход к следующему этапу обязательного образования, осуществляет контроль над всей системой образования, гарантирует независимость университетов и научно исследовательских центров, связывая их деятельность с потребностями общества и производства.
Статья 19.
Религиозное воспитание является основным предметом в программах системы государственного образования.
Статья 20.
Обучение в государственных учебных заведениях различных ступеней является бесплатным.
Статья 21.
Ликвидация неграмотности – национальный долг, для выполнения которого необходима мобилизация всех ресурсов народа.
Статья 22.
Учреждение гражданских званий запрещено.
Глава 2. Экономические основы.
Статья 23.
Национальная экономика организуется в соответствии с общим планом развития, обеспечивающим рост национального дохода, справедливое распределение, повышение жизненного уровня, ликвидацию безработицы, увеличение занятости, зависимость заработной платы от производства, установление гарантированного минимума и максимума заработной платы с целью выравнивания доходов.
Статья 24.
Народ осуществляет контроль над средствами производства и распределяет поступающие доходы в соответствии с планом развития, установленным государством.
Статья 25.
Каждый гражданин имеет право на долю национального дохода в пределах, установленных законом, в соответствии с выполняемой работой или размером собственности, не используемой в целях эксплуатации.
Статья 26.
Трудящиеся участвуют в управлении предприятиями и распределении прибыли. Они обязаны способствовать росту производства и выполнению плана на тех предприятиях, где они заняты, в порядке, предусмотренном законом. Защита средств производства является национальным долгом каждого.
Рабочие должны быть представлены в административных советах предприятий государственного сектора и занимать в них не менее 50% мест. Закон гарантирует мелким крестьянам и ремесленникам 80% мест в административных советах сельскохозяйственных и промышленных кооперативов.
Статья 27.
Лица, на которых распространяется деятельность социальных служб, принимают участие в управлении и контроле за деятельностью этих служб в соответствии с законом.
Статья 28.
Государство заботится о всех формах кооперативных обществ, поощряет кустарное производство, гарантируя его развитие и рост доходов.
Государство оказывает поддержку сельскохозяйственным кооперативам на современной научной основе.
Статья 29.
Собственность находится под контролем народа и под защитой государства. Признаются три формы собственности: общественная, кооперативная и частная.
Статья 30.
Общественная собственность является всенародным достоянием и пользуется постоянной поддержкой государственного сектора. Государственный сектор является авангардом прогресса во всех сферах жизни и на него возлагается основная обязанность по выполнению государственного плана развития.
Статья 31.
Кооперативная собственность является собственностью кооперативных объединений, которым в соответствии с законом гарантирована защита и самоуправление.
Статья 32.
Частная собственность представлена капиталом, не имеющим эксплуататорской сущности. Закон определяет общественное назначение частной собственности и национальной экономике в рамках плана развития без нанесения ущерба или же появления элементов эксплуатации. Способы использования этой формы собственности не должны противоречить целям всеобщего благосостояния народа.
Статья 33.
Общественная собственность неприкосновенна. Каждый гражданин обязан беречь и укреплять ее в соответствии с законом как оплот могущества государства, основу социалистической системы и источник благосостояния народа.
Статья 34.
Частная собственность охраняется и может быть конфискована только в случаях, предусмотренных законом, и на основании судебного решения. Отчуждение собственности может быть осуществлено лишь в общественных интересах с выплатой компенсации в соответствии с законом.
Право наследования этой формы собственности гарантируется.
Статья 35.
Национализация может быть осуществлена только в общественных интересах, в соответствии с законом и при выплате соответствующей компенсации.
Статья 36.
Полная конфискация собственности запрещается. Частичная конфискация может быть осуществлена не иначе как по решению суда.
Статья 37.
Закон устанавливает максимальный размер собственности в сфере сельского хозяйства, что обеспечивает защиту крестьянина и сельскохозяйственного рабочего от эксплуатации и подтверждает власть союза трудовых сил народа в деревне.
Статья 38.
Налоговая система основывается на социальной справедливости.
Статья 39.
Экономия является национальным долгом. Государство организует, поощряет и обеспечивает ее соблюдение.
ЧАСТЬ 3. ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Статья 40.
Все граждане равны перед законом. Они имеют равные права и обязанности независимо от пола, происхождения, языка, вероисповедания и убеждений.
Статья 41.
Свобода личности является естественным и неприкосновенным правом. Исключая случаи задержания на месте преступления, арест, обыск, помещение в места заключения какого либо лица, ограничение его свободы или права на передвижение могут быть осуществлены только на основании ордера компетентного суда или прокуратуры в интересах ведения следствия или обеспечения общественной безопасности в соответствии с положениями закона. Закон определяет срок предварительного заключения.
Статья 42.
Любой гражданин, будучи подвергнут аресту, задержанию или любому другому ограничению свободы личности, подлежит обращению в соответствии с принципами человеческого достоинства и не может быть подвергнут физическому или моральному насилию и содержанию в местах, не предусмотренных законом, регламентирующим тюремное заключение.
Любое заявление или признание, полученное в результате угроз или запугивания, считается недействительным.
Статья 43.
Медицинский пли научный эксперимент может проводиться над человеком лишь с его свободного согласия.
Статья 44.
Жилище неприкосновенно. Проникновение в жилище или же производство в нем обыска может быть осуществлено только по обоснованному распоряжению судебных властей в порядке, предусмотренном законом.
Статья 45.
Личная жизнь граждан неприкосновенна и охраняется законом.
Тайна переписки, телефонных переговоров и других форм связи гарантируется. Цензура осуществляется только по распоряжению судебных властей и в течение установленного срока в соответствии с законом.
Статья 46.
Государство гарантирует свободу совести и отправления религиозных культов.
Статья 47.
Свобода выражения мнения гарантируется. Любое лицо имеет право свободно выражать свое мнение и распространять его устно, письменно или при помощи изображения в рамках закона. Самокритика и конструктивная критика являются гарантией целостности национальной структуры.
Статья 48.
Свобода печати, публикаций и средств информации гарантируется. Цензура прессы, как и надзор, конфискация выпуска или закрытие издания административным путем запрещаются. Как исключение в условиях чрезвычайного положения или военного времени в соответствии с законом может быть введена цензура в ограниченной форме с целью контроля за прессой, публикациями и средствами массовой информации в интересах государственной целостности и национальной безопасности.
Статья 49.
Государство гарантирует гражданам свободу научных исследований, литературного, художественного и культурного творчества и обеспечивает необходимые средства для их осуществления.
Статья 50.
Ни одному гражданину не может быть ни запрещено проживание в какой-либо местности, ни вменено в обязанность проживание в определенном месте, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 51.
Никто не может быть выслан за пределы страны. Запрет на возвращение в страну не допускается.
Статья 52.
Граждане имеют право на постоянную или временную эмиграцию. Закон гарантирует это право, предусматривая условия эмиграции и выезда из страны.
Статья 53.
Государство предоставляет право политического убежища любому преследуемому иностранцу, руководствуясь при этом защитой интересов народом, прав человека, мира пли справедливости.
Выдача политических эмигрантов запрещается.
Статья 54.
Граждане имеют право без предварительного уведомления проводить частные собрания, не нарушая общественного спокойствия и не имея при себе оружия. Сотрудники органов безопасности не могут присутствовать на частных собраниях.
Проведение публичных собраний, демонстраций и митингов разрешено в рамках закона.
Статья 55.
Граждане имеют право создавать ассоциации в соответствии с законом. Запрещается создание организаций, деятельность которых направлена против существующего строя общества, ведется тайно или носит военный характер.
Статья 56.
Закон гарантирует право на создание профессиональных и других союзов, выступающих в качестве юридических лиц.
Закон регламентирует участие профессиональных и других союзов в реализации планов и программ социального развития и в подъеме благосостояния, а также в укреплении норм социалистического общежития среди их членов и охране финансовых средств. Союзы обязаны обеспечивать деятельность своих членов в соответствии с моральным кодексом, защищать их права и свободы, гарантированные законом.
Статья 57.
Любое посягательство на личную свободу и на неприкосновенность личной жизни, равно как другие личные права и свободы, гарантированные конституцией и законом, является преступлением, на которое в уголовных и гражданских судах не распространяйся срок давности. Закон предусматривает выплату справедливой компенсации потерпевшему.
Статья 58.
Защита отечества и его территории является священным долгом. Воинская обязанность устанавливается в соответствии с законом.
Статья 59.
Национальным долгом каждого гражданина является защита социалистических завоеваний, их упрочение и охрана.
Статья 60.
Укрепление национального единства и сохранение государственной тайны обязанность каждого гражданина.
Статья 61.
Долгом каждого в соответствии с законом является уплата общих налогов и сборов.
Статья 62.
Граждане имеют право голосовать на выборах, быть избранными и участвовать в референдумах в соответствии с законом. Участие в общественной жизни является национальным долгом
Статья 63.
Каждый имеет право обращения в государственные органы в письменной форме за личной подписью. Коллективные обращения могут осуществлять лишь юридические лица и государственные организаций.
ЧАСТЬ 4. ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА.
Статья 64.
Основой государственной власти является верховенство закона.
Статья 65.
Государство подчинено закону. Независимость и неприкосновенность суда являются основными гарантиями защиты прав и свобод.
Статья 66.
Наказание носит персональный характер. Определения преступления и наказания могут устанавливаться только на основании закона. Наказания могут налагаться лишь на основании судебных решений и только за действия, совершенные после вступления в силу закона, предусматривающего это наказание.
Статья 67.
Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена компетентным судом, в котором ему гарантировано право на личную защиту.
Каждый обвиняемый в преступлении должен быть обеспечен защитником.
Статья 68.
Право на судебное разбирательство гарантируется всем без исключения, и каждый имеет право на обращение в компетентный суд. Государство гарантирует доступность судебных органов и срочность рассмотрения судебных дел. Закон не может освобождать административные акты или постановления от судебного надзора.
Статья 69.
Право на защиту лично или с помощью адвоката гарантируется.
Закон обеспечивает лицам, несостоятельным в финансовом отношении, средства для участия в судебном разбирательстве и защиты своих прав.
Статья 70.
Предъявление обвинения – исключительная прерогатива судебного органа, за исключением случаев, установленных законом.
Статья 71.
Любое лицо, которое подверглось аресту или заключению, должно быть немедленно оповещено об основаниях его ареста или заключения, и каждый имеет право на уведомление соответствующих лиц и получение необходимой помощи, в порядке, установленном законом. Обвинение по делу предъявляется незамедлительно. Действия, ограничивающие личную свободу лица, которое подверглось аресту или заключению, могут быть обжалованы в судебных органах в соответствии с законом. Закон устанавливает сроки рассмотрения таких жалоб. Если в течение указанного срок;а жалоба не рассмотрена, лицо должно быть освобождено.
Статья 72.
Приговоры выносятся и приводятся в исполнение от имени народа. Отказ должностного лица от их исполнения или задержка их исполнения являются преступлением и караются законом.
В этом случае пострадавший имеет право подать исковое заявление в компетентный суд.
ЧАСТЬ 5. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА.
Глава 1. Глава государства.
Статья 73.
Главой государства является Президент Республики, призванный защищать суверенитет народа соблюдать Конституцию, верховенство закона. Он обязан сохранять национальное единство и социалистические завоевания и осуществлять контроль за разграничением властей, с тем чтобы обеспечить их роль в национальной политике.
Статья 74.
При возникновении угрозы национальному единству и целостности государства или угрозы, препятствующих выполнению государственными органами их конституционных функций, Президент Республики срочно принимает меры для предотвращения этой угрозы. Он выступает с обращением к народу и проводит референдум по вопросу о принятых мерах не позднее 60 дней со дня их принятия.
Статья 75.
Кандидат на пост Президента Республики должен быть египтянином, рожденным родителями египтянами, пользующимся полным объемом гражданских и политических прав и быть не моложе 40 лет по григорианскому календарю.
Статья 76.
Народное собрание выдвигает кандидатуру на пост Президента Республики и представляет ее на всеобщий референдум. Выдвижение кандидатуры на пост Президента Республики осуществляется Народных собранием по предложению не менее одной трети депутатов. Кандидатура лица, получившего две трети голосов депутатов собрания, выносится на всеобщий референдум Если кандидат в президенты не получает указанного большинства, то процедура выдвижения кандидатуры осуществляется вновь через два дня после первого голосования. Кандидатура, получившая абсолютное большинство голосов депутатов собрания, выносится на всеобщий референдум. Выдвинутый кандидат становится Президентом Республики, если он получил абсолютное большинство голосов, участвовавших в референдуме. Если кандидат в президенты не получил необходимого большинства голосов, Народное собрание выдвигает другую кандидатуру в соответствии с установленной процедурой.
Статья 77.
Срок полномочий Президента – 6 лет по григорианскому календарю, считая с даты объявления результатов референдума. Президент Республики может быть переизбран на следующий срок.
Статья 78.
Процедура избрания нового Президента Республики должна начаться за 60 дней до окончания срока полномочий действующего президента. Новый президент должен быть избран не позднее чем за неделю до окончания срока полномочий Президента. В случае, если в силу каких-либо обстоятельств новый президент не будет избран до окончания срока полномочий прежнего президента, то последний продолжает осуществлять свои полномочия до избрания своего преемника.
Статья 79.
Приступая к исполнению своих обязанностей, Президент приносит перед Народным собранием следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом четно защищать республиканский строй, уважать Конституцию и закон, всесторонне заботиться об интересах народа, отстаивать независимость родины и ее территориальную целостность».
Статья 80.
Денежное содержание Президента Республики устанавливается законом. Любые изменения объекта данного содержания не могут быть введены в действие в течение срока полномочий Президента, при котором они были одобрены. Президент Республики не может получать никакое другое денежное довольствие или выплаты.
Статья 81.
Президент Республики не может в период пребывания в должности совмещать свои полномочия с любой другой профессией, а также с коммерческой финансовой или промышленной деятельностью. Он также не может приобретать или арендовать какое либо государственное имущество, сдавать в аренду или продавать государству какое-либо ему принадлежащее имущество или вступать с государством в имущественный обмен.
Статья 82.
В случае если Президент Республик; вследствие временных обстоятельств не в состоянии осуществлять свои полномочия, он передает их вице-президенту.
Статья 83.
В случае принятия Президентом Республики решения об отставке, он направляет соответствующее заявление Народному собранию.
Статья 84.
В случае если пост Президента Республики становится вакантным или в случае полной неспособности Президента исполнять свои полномочия, их временно осуществляет Председатель Народного собрания. Если Народное собрание в данный момент распущено полномочия Президента временно осуществляет Председатель Верховного конституционного суда, при этом кандидатуры указанных лиц не выдвигаются на пост Президента Республики.
Затем Народное собрание провозглашает пост Президента Республики вакантным.
Выборы Президента Республики осуществляются в период, не превышающий 60 дней с даты объявления вакансии поста Президента.
Статья 85.
Обвинение Президента Республики в государственной измене или совершении уголовного преступления может быть возбуждено по предложению, выдвинутому не менее чем одной третью депутатов Народного собрания. Решение о возбуждении обвинения против Президента может быть принято лишь большинством не менее чем две трети общего числа депутатов Народного собрания.
С принятием решения о возбуждении обвинения против Президента Республики он отстраняется от исполнения своих обязанностей. В этом случае обязанности Президента до вынесения окончательного решения временно исполняет вице-президент.
Обвинение против Президента Республики подлежит рассмотрению специальным судом, учреждаемым в соответствии с законом, который определяет процедуру его рассмотрения и устанавливает наказание. В случае признания Президента виновным, он смещается со своего поста, но не освобождается от других наказаний.
Глава 2. Законодательная власть. Народное собрание.
Статья 86.
Народное собрание осуществляет Законодательную власть, определяет общую политику государства, генеральный план экономического и социального развития, единый государственный бюджет, а также осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов власти в соответствии с установлениями настоя щей Конституции.
Статья 87.
Закон определяет границы избирательных округов, на которые делится государство, и общее число избираемых депутатов Народного собрания, которое не должно быть меньше 350. Не менее половины общего числа депутатов должны быть представителями рабочих и крестьян, избираемых путем прямого и тайного голосования.
Законом установлено определение понятий «рабочий» и «крестьянин». Президент Республики может назначать не более 10 членов Народного собрания.
Статья 88.
Закон определяет требования, которым должны отвечать депутаты Народного собрания, а также порядок проведения выборов и референдума с тем, чтобы обеспечить контроль за проведением голосования со стороны судебных органов.
Статья 89.
Государственные служащие и работники государственного сектора могут выдвигать себя кандидатами в депутаты Народного собрания. В случае избрания депутатами, они освобождаются от своей должности, то за ними сохраняется прежнее место работы и должность в соответствии с нормами закона.
Статья 90.
Депутат Народного собрания, приступая к осуществлению своих полномочий, приносит перед Народным собранием следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом честно защищать безопасность государства и его республиканский строй, заботиться об интересах народа, уважать Конституцию и закон».
Статья 91.
Депутаты Народного собрания получают вознаграждение, устанавливаемое законом.
Статья 92.
Срок полномочий Народного собрания составляет пять лет по григорианскому календарю начиная со дня проведения его первого заседания.
Выборы нового состава Народного собрания проводятся не позднее, чем за 60 дней до истечения срока полномочий прежнего состава Народного собрания.
Статья 93.
Народное собрание имеет право решать вопрос о действительности депутатских мандатов. Кассационный суд правомочен разбирать действительность жалоб, представленных в связи с этим в Народное собрание при условии передачи их для рассмотрения в суд Председателем собрания. Жалоба подлежит передаче и Кассационный суд в течение 15 дней, начиная с даты уведомления о нем Народного собрания, и рассмотрение жалобы должно быть завершено в течение 90 дней с даты внесения ее в Кассационный суд.
Результат рассмотрения жалобы в Кассационном суду передается Народному собранию для принятия решения о действительности жалобы в течение 60 дней с даты представления Народному собранию этого результата.
Мандат депутата объявляется недействительным по решению, принятому большинством в две трети голосов депутатов Народного собрания.
Статья 94.
В случае, если мандат депутата Народного собрания окажется вакантным до истечения срока его полномочий, выборы или назначение его преемника осуществляются в течение 60 дней с даты объявления вакансии.
Срок полномочий нового депутата устанавливается до истечения срока полномочий его предшественника.
Статья 95.
Депутаты Народного собрания в течение срока полномочий не могут приобретать или арендовать государственную собственность, а также сдавать в аренду или продавать государству часть своего имущества или проводить с государством имущественный обмен, заключать сделки с государством по контракту, аренде или подряду.
Статья 96.
Депутат Народного собрания не может быть лишен депутатского мандата иначе как на основании потери доверия, нарушения статуса депутатского мандата или утраты положения «рабочего» или «крестьянина», на основании которого он был избран, или невыполнения депутатских обязанностей. Решение о лишении депутатского мандата принимается большинством в две трети голосов депутатов Народного собрания.
Статья 97.
Отставку депутатов может принимать только Народное собрание.
Статья 98.
Депутаты Народного собрания не могут быть подвергнуты преследованиям за высказанные ими мысли и мнения при исполнении депутатских обязанности на пленарных заседаниях Народного собрания или в его комитетах.
Статья 99.
Депутат Народного собрания не может быть подвергнут уголовному преследованию без предварительного разрешения Народного собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а в период между сессиями – без разрешения Председателя Народного собрания, причем оно должно быть уведомлено об этом на своем ближайшем заседании.
Статья 100.
Город Каир является местом пребывания Народного собрания. При чрезвычайных обстоятельствах по требованию Президента Республики или большинства депутатов заседания Народного собрания могут быть перенесены в другое место.
Любое заседание Народного собрания вне установленного места проведения является незаконным, а принятые на нем решения – недействительными.
Статья 101.
Президент Республики созывает очередную ежегодную сессию Народного собрания не позднее второго четверга ноября. Если Народное собрание не было созвано, то оно собирается на сессию в указанный день согласно нормам Конституции. Очередная сессия продолжается не менее 7 месяцев.
Президент Республики объявляет о закрытии очередной сессии. Сессия не может быть закрыта до утверждения единого государственного бюджета.
Статья 102.
Внеочередная сессия Народного собрания может быть созвана Президентом Республики в случае необходимости или на основании требования, под писанного большинством депутатов Народного собрания.
Президент Республики объявляет о закрытии внеочередной сессии.
Статья 103.
На первом заседании очередной ежегодной сессии Народное собрание на период сессии избирает председателя и двух его заместителей. В случае появления вакансии депутаты избирают на это место лицо, которое будет исполнять свои обязанности до закрытия сессии.
Статья 104.
Народное собрание разрабатывает свои внутренний регламент, в котором оно определяет поря док осуществления своих полномочий.
Статья 105.
Только Народное собрание поддерживает внутренний порядок, возлагая ответственность за это на Председателя собрания.
Статья 106.
Заседания Народного собрания открытые.
По требованию Президента Республики, Правительства или на основании требования Председателя Народного собрания или не менее двадцати его депутатов оно может проводить закрытые заседания. Народное собрание решает, будет ли обсуждение поставленного перед ним вопроса проводиться в открытом или закрытом заседании.
Статья 107.
Заседание Народного собрания считается правомочным, если на нем присутствует большинство депутатов.
Собрание принимает решения абсолютным большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, кроме тех случаев, когда требуется особое большинство. Голосование проводится отдельно по каждой статье законопроекта. В случае разделения голосов поровну, обсуждаемое предложение считается отвергнутым.
Статья 108.
Президент республики при необходимости и в исключительных случаях может издавать декреты, имеющие силу закона, по поручению Народного собрания, принимаемому большинством в две трети голосов депутатов. Эти полномочия предоставляются на ограниченный срок с перечислением вопросов, по которым Президент правомочен издавать декреты, и принципов, на которых они должны основываться. Изданные декреты должны быть представлены Народному собранию на первом заседании после окончания срока действия делегированных Президенту полномочий. Если декреты не были представлены или были представлены, но не одобрены Народным собранием, они утрачивают силу закона.
Статья 109.
Президент Республики и каждый депутат Народного собрания имеют право вносить законопроекты.
Статья 110.
Каждый законопроект поступает в тот или иной комитет Народного собрания для изучения и представления по нему доклада. Законопроекты, вносимые депутатами собрания, поступают в специальный комитет для их изучения и вынесения заключения о целесообразности их рассмотрения Народным собранием, и после его решения передаются для дальнейшего прохождения.
Статья 111.
Законопроект, внесенный одним из депутатов и отклоненный Народным собранием, не может быть вторично предложен для рассмотрения на текущей сессии.
Статья 112.
Президент Республики имеет право промульгировать законы или отклонять их.
Статья 113.
В случаях отклонения Президентом Республики одобренного Народным Собранием законопроекта он возвращает его Народному собранию в 30-дневный срок с даты получения этого законопроекта. Если Президент не возвратил законопроект в указанный срок, законопроект приобретает силу закона и публикуется.
Если президент возвратил законопроект в установленный срок в Народное собрание и оно одобрило его повторно большинством в две трети голосов депутатов, законопроект приобретает силу закона и публикуется.
Статья 114.
Народное собрание утверждает генеральный план экономического и социального развития. Закон определяет порядок разработки и представления этого плана Народному собранию.
Статья 115.
Проект единого государственного бюджета должен быть внесен в Народное собрание не позднее чем за два месяца до начала финансового года.
Бюджет считается действующим только после его утверждения Народным собранием.
Голосование проводится отдельно по каждому разделу бюджета, и его принятие оформляется специальным законом. Поправки к проекту бюджета могут быть внесены Народным собранием лишь с согласия правительства. В случае, если проект бюджета не утвержден до начала нового финансового года, то до его утверждения действует прежний бюджет.
Порядок подготовки бюджета и установление начала окончания финансового года определяется специальным законом.
Статья 116.
Перевод каких-либо сумм из одного раздела бюджета в другой и введение расходов, не предусмотренных бюджетом или превышающих установленные бюджетные ассигнования, должны быть утверждены Народным собранием и оформлены соответствующим законом.
Статья 117.
Закон устанавливает нормы, регулирующие бюджеты государственных органов и организаций и порядок предоставления ими отчетности.
Статья 118.
Отчет о выполнении государственного бюджета должен быть представлен Народному собранию в течение года, считая со дня окончания финансового года.
Голосование по представленному отчету проводится отдельно по каждому разделу отчета, и общее решение оформляется специальным законом.
Центральное планово-финансовое агентство учета должно представлять Народному собранию ежегодный док лад и свои предложения. Народное собрание может затребовать от него представления дополнительных докладов и любых других данных.
Статья 119.
Установление общих налогов, их изменение или отмена могут осуществляться лишь в соответствии с законом.
Никто не может быть освобожден от уплаты налогов помимо случаев, предусмотренных законом.
Никто не может быть принужден к оплате других налогов или сборов иначе, как в рамках закона.
Статья 120.
Закон устанавливает основные принципы взимания налогов и порядок их расходования.
Статья 121.
Органы исполнительной власти могут включать соглашения о займах или связывать себя обязательствами, которые впоследствии могут повлечь за собой расходование дополнительных средств государственного казначейства, только с согласия Народного собрания.
Статья 122.
Закон определяет правила выплат заработной платы, пенсий, компенсаций, субсидий и вознаграждений из государственной казны. Закон устанавливает исключение из указанных правил, а также определяет органы, ведающие этими вопросами.
Статья 123.
Закон определяет правила и порядок предоставления концессий на эксплуатацию природных богатств и предприятий общественного пользования. Закон устанавливает случаи безвозмездного пользования недвижимой государственной собственностью пли передачи государством своего движимого имущества, а также правила и порядок осуществления этих мероприятий.
Статья 124.
Каждый депутат Народного собрания имеет право обращаться к Председателю Совета министров и его заместителямIили Министрам и их заместителям с вопросами по проблемам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо или любое другое по его поручению должно дать ответ на поставленный вопрос.
Депутат в любое время может снять поставленный им вопрос, однако он не должен в ходе данного заседания превращать этот вопрос в запрос.
Статья 125.
Депутат Народного собрания имеет право обратиться к Председателю Совета министров и его заместителям или к Министрам и их заместителям с запросом по делам, входящим в компетенцию этих должностных лиц.
Обсуждение запросов должно иметь моего не ранее чем через семь дней с даты их внесения, если иное по решению собрания’ и с согласия правительства не требуется по мотивам срочной необходимости.
Статья 126.
Министры ответственны перед Народным собранием за проведение общей политики государства, а каждый министр несет ответственность за деятельность своего министерства.
Народное собрание может выразить недоверие заместителям Председателя Совета министров, Министрам или заместителям. Требование о выражении недоверия может быть внесено только после внесения запроса по предложению одной десятой депутатов.
Народное собрание может принимать решение по данному вопросу не ранее чем через три дня после его внесения.
Решение о вотуме недоверия принимается большинством голосов депутатов.
Статья 127.
Народное собрание может по требованию одной десятой депутатов поставить вопрос об ответственности Председателя Совета министров. Решение о лишении полномочий Председателя Совета министров принимается большинством голосов депутатов.
Данное решение может быть вынесено только после внесения запроса правительству и не ранее чем через три дня после его внесения.
При вынесении решения о лишении полномочий этот вопрос передается собранием на рассмотрение Президента Республики совместно со всеми заинтересованными сторонами с указанием предшествующих результатов и причин, обусловивших его вынесение.
Президент Республики в течение 10 дней должен вновь направить это решение в Народное собрание. Если Народное собрание подтвердит его, Президент Республики должен вынести вопрос о разногласиях между Народным собранием и правительством на всеобщий референдум.
Референдум проводится в течение 30 дней с момента подтверждения решения Народным собранием. В этом случае заседания собрания приостанавливаются.
Если в результате референдума правительство получит поддержку, то собрание считается распущенным, в противном случае Президент Республики принимает отставку кабинета.
Статья 128.
Если Народное собрание лишает доверия заместителей Председателя Совета министров, Министров или их заместителей, то они должны уйти со своего поста в отставку.
Председатель Совета министров подает Президенту заявление об отставке, если он лишается полномочий Народным собранием.
Статья 129.
Группа депутатов в составе не менее двадцати человек может потребовать включения в повестку дня обсуждение общегосударственного вопроса с целью выяснения политики правительства по данному вопросу.
Статья 130.
Депутат собрания может высказать свое мнение по государственным вопросам Председателю Совета министров, его заместителям или Министрам.
Статья 131.
Народное собрание образует специальный комитет или наделяет один из своих комитетов полномочиями для изучения деятельности административных служб государственных учреждений, исполнительных и административных органов или изучения выполнения того или иного государственного проекта с целью получения необходимых сведений и уведомления собрания об их финансовом, административном и материальном положении или проведения расследования по указанным вопросам их деятельности.
Для осуществления своих функций комитет может по своему усмотрению получать свидетельские показания и заслушивать свидетелей. Исполнительные и административные органы обязаны отвечать на запросы комитета и предоставлять в его распоряжение требуемые документы и другие материалы.
Статья 132.
Президент Республики выступает на открытии очередной сессии Народного собрания с заявлением об общей политике государства. Он имеет право представить Народному собранию любое другое заявление.
Народное собрание обсуждает заявления Президента республики.
Статья 133.
После формирования кабинета министров Председатель Совета министров представляет на открытии очередной сессии Народного собрания программу правительства.
Народное собрание обсуждает представленную программу.
Статья 134.
Председатель Совета министров, его Заместители, Министры и их Заместители могут быть депутатами Народного собрания. Указанные должностные лица, не являющиеся депутатами собрания, могут присутствовать на заседаниях собрания и его комитетов.
Статья 135.
Председатель Совета министров и Министры должны быть заслушаны Народным собранием и его комитетами по их требованию. Они имеют право привлекать в помощь себе высших должностных лиц по своему усмотрению. Однако Министр имеет право участвовать в голосовании, если он является депутатом Народного собрания.
Статья 136.
Президент республики может распускать Народное собрание только в случае необходимости и после проведения всеобщего референдума. Президент в течение 30 дней принимает решение о приостановлении заседаний собрания и проведении референдума. Если предложение о роспуске собрания получает одобрение абсолютного большинства голосов, поданных в ходе референдума, то президент Республики издает соответствующий декрет.
Декрет о роспуске Народного собрания должен содержать дату проведения новых выборов в срок, не позднее 60 дней с даты объявления результатов референдума.
Народное собрание в новом составе созывается на сессию в течение десяти дней после проведения выборов,
Глава 3. Исполнительная власть.
Раздел. Президент Республики.
Статья 137.
Президент Республики представляет исполнительную власть и осуществляет ее в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.
Статья 138.
Президент Республики при участии Совета министров определяет общую политику государства и следит за ее осуществлением в порядке, предусмотренном Конституцией.
Статья 139.
Президент Республики назначает одного или нескольких Вице-президентов, определяет их полномочия и освобождает от занимаемых постов.
Нормы, касающиеся ответственности Президента Республики, распространяются и на Вице-президентов.
Статья 140.
Приступая к исполнению своих обязанностей, Вице-президент приносит перед Президентом Республики следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом, что я буду честно защищать республиканский строй, уважать Конституцию и закон, всецело заботиться об интересах народа, отстаивать независимость Родины и ее территориальную целостность».
Статья 141.
Президент Республики назначает Председателя Совета министров и его Заместителей, Министров и их Заместителей и освобождает их от занимаемых постов.
Статья 142.
Президент Республики имеет право созывать заседания Совета министров и присутствовать на них.
Президент председательствует на заседаниях, на которых он присутствует. Он имеет право потребовать от Министров представления соответствующих докладов.
Статья 143.
В соответствии с законом, Президент республики назначает и смещает гражданских и военных должностных лиц, а также дипломатических представителей.
При нем аккредитуются дипломатические представители иностранных государств.
Статья 144.
Президент Республики издает постановления, необходимые для выполнения законов, при условии, что эти постановления не должны вносить изменения в законы, приостанавливать их действие или освобождать какого либо от их исполнения. Президент может поручать другим лицам издание таких постановлений.
Закон определяет перечень лиц, имеющих право издавать постановления, необходимые для его выполнения.
Статья 145.
Президент издает постановления управленческого характера.
Статья 146.
Президент Республики принимает решения, необходимые для создания и деятельности административных учреждений и общественных служб.
Статья 147.
В период между сессиями Народного собрания или в период его досрочного роспуска, при возникновении крайней необходимости в принятии безотлагательных мер, Президент Республики может издавать декреты, имеющие силу закона.
Эти декреты должны быть представлены на рассмотрение Народного собрания в течение 15 дней с момента их опубликования, если срок полномочий Народного собрания еще не истек, или на первом заседании Народного собрания нового созыва, если оно было досрочно распущено пли его сессия была прервана.
В случае, если эти декреты не были представлены для прения, они утрачивают силу закона, как и все их последствия, что не требует принятия специального постановления.
Если они были представлены, но не одобрены Народным собранием, они утрачивают силу закона, как и все их последствия, за исключением тех случаев, когда собрание признает целесообразным сохранить их силу на предшествующий представлению период либо вынести отношении их действия какое-либо иное решение.
Статья 148.
Президент объявляет чрезвычайные положения в стране в порядке, предусмотренном законом Он обязан довести это до сведения Народного собрания в 15-дневный срок, с тем чтобы Народное собрание приняло решение по этому вопросу.
В случае, если Народное собрание распущено, этот вопрос ставится на рассмотрение нового Народного собрания на его первом заседании. Во всех случаях чрезвычайное положение может быть введено на ограниченный срок и продлевается только с одобрения Народного собрания.
Статья 149.
Президент Республики имеет право помилования и смягчения наказаний. Всеобщая амнистия
может быть объявлена только путем принятия соответствующего закона.
Статья 150.
Президент Республики является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. С согласия Народного собрания он имеет право объявлять войну.
Статья 151.
Президент Республики заключает договоры и передает их в Народное собрание с необходимыми разъяснениями. Эти договоры приобретают силу закона после заключения, ратификации и опубликования и соответствии с установленной процедурой.
Договоры о мире, союзе, торговле и мореплавании и договоры, касающиеся изменения территории государства, его суверенных прав или влекущие расходование средств государственной казны, не предусмотренные действующим бюджетом, подлежат одобрению Народным собранием.
Статья 152.
Президент Республики может провести всеобщий референдум по важнейшим вопросам, представляющим высшие интересы страны.
Раздел 2. Правительство.
Статья 153.
Правительство является высшим исполнительным и административным органом в государстве. Правительство образуется в составе Председателя Совета министров, его заместителей, Министров и их заместителей.
Председатель Совета министров руководит деятельностью Правительства.
Статья 154.
Назначаемый на пост Министра или заместителя министра, должен быть египтянином, не моложе 35 лет по григорианскому календарю и пользоваться всей полнотой гражданских и политических прав.
Статья 155.
Члены правительства, приступая к исполнению своих обязанностей, приносят перед Президентом Республики следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом честно защищать республиканский строй, уважать Конституцию и закон, всецело заботиться об интересах народа, отстаивать независимость Родины и ее территориальную целостность».
Статья 156.
Совет министров, в частности:
а). участвует совместно с Президентом в определении общей политики государства и следит за ее осуществлением в соответствии с законами и республиканскими декретами;
б). направляет, координирует и осуществляет практическую деятельность министерств и подчиненных им ведомств и государственных организаций;
в).издает постановления административного и исполнительного характера в порядке, предусмотренном соответствующими законами и декретами, и следит за их выполнением;
г). готовит проекты законов и декретов;
д). готовит проект единого государственного бюджета;
е). готовит проект генерального государственного плана;
ж). заключает соглашения о получении и предоставлении займов в соответствии с положениями Конституции;
з). осуществляет исполнение законов, обеспечение государственной безопасности, охрану прав граждан и государственных интересов.
Статья 157.
Министр является высшим административным лицом в министерстве. Он разрабатывает политику министерства в рамках общей политики государства и следит за ее выполнением.
Статья 158.
Министру не разрешается в период его пребывания на посту заниматься деятельностью, относящейся к какой-либо свободной профессии, коммерческой деятельностью, финансовыми операциями и промышленным предпринимательством, а также приобретать или арендовать какое-либо государственное имущество Министру не разрешается сдавать в аренду или продавать государству какое-либо принадлежащее ему имущество или вступать с государством в имущественный обмен.
Статья 159.
Президент Республики и Народное собрание имеют право поставить вопрос о привлечении Министра к судебному преследованию за правонарушение совершенное им при исполнении служебных обязанностей. Решение Народного собрания о возбуждении преследования против какого-либо министра может быть принято по предложению не менее одной пятой депутатов собрания. Решение о возбуждении преследования выносится большинством в две трети голосов депутатов собрания.
Статья 160.
Министр, против которого возбуждено преследование, отстраняется от исполнения своих служебных обязанностей до окончания рассмотрения его дела. Прекращение исполнения министром своих обязанности не препятствует возбуждению против него судебного преследования или дальнейшему ведению уже начатого против него судебного разбирательства.
Закон предусматривает порядок расследования дел по обвинению министров и судопроизводству и меры наказания.
Положения данной статьи распространяются также на заместителей Министров.
Раздел 3. Местные органы власти.
Статья 161.
Арабская Республика Египет делится на административные единицы, обладающие статусом юридических лиц, – провинции, города и деревни. В общественных интересах могут быть созданы и другие административные единицы, обладающие статусом юридических лиц.
Статья 162.
Местные Народные советы формируются последовательно в соответствии с местным административным делением посредством прямых выборов, причем не менее половины состава депутатов Народных советов должны быть представителями рабочих и крестьян. Председателей Народных советов и их заместителей избирают члены Народных советов из своего состава.
Статья 163.
Закон определяет порядок формирования местных Народных советов, их функции, источники финансирования, ответственность их депутатов, отношения с Народным собранием и Правительством, а также их роль в подготовке и выполнении плана развития и контроле за их выполнением в различных областях деятельности.
Раздел 4. Национальные специализированные советы.
Статья 164.
На национальном уровне создаются Специализированные советы, которые способствуют разработке общей политики государства во всех сферах государственной деятельности. Эти советы подчинены Президенту Республики. Вопросы, связанные с их формированием и полномочиями, определяются Президентом Республики.
Глава 4. Судебная власть.
Статья 165.
Судебная власть независима.
Суды всех категорий и во всех инстанциях правомочны выносить решения в соответствии с законом.
Статья 166.
Судьи независимы. При отправлении правосудия они не подчиняются никакой иной власти, помимо закона. Никакие власти не могут вмешиваться в судопроизводство или в отправление правосудия.
Статья 167.
Закон определяет организацию судебных органов и их компетенцию, порядок их образования, а также устанавливает условия, порядок назначения судей и их перемещения по службе.
Статья 168.
Судьи несменяемы. Закон устанавливает порядок их привлечения к ответственности.
Статья 169.
Заседания судов открытые, если только суд не выносит постановления о проведении закрыто го заседания в интересах общественного порядка или нравственности, во всех случаях вынесение решения осуществляется в открытом заседании.
Статья 170.
Закон определяет форму и пределы участия народа в отправлении правосудия.
Статья 171.
Закон определяет порядок образования административных и дисциплинарных судов с определением их юрисдикции, а также необходимых условий, предъявляемых к их членам.
Статья 172.
Государственный совет является независимым судебным органом, в компетенцию которого входят разбор процессуальных и апелляционных исков и другие предусмотренные законом функции.
Статья 173.
Верховный совет, возглавляемый Президентом Республики, осуществляет общее руководство судебными органами. Закон определяет порядок его учреждения, полномочия и процедурные вопросы. Его мнение учитывается при разработке проектов законов, определяющих юр и санкцию судебных органов.
Глава 5. Верховный конституционный суд.
Статья 174.
Верховный конституционный суд является независимым судебным органом, пользующимся самостоятельностью в пределах Арабской Республики Египет, с местопребыванием в городе Каире.
Статья 175.
Только Верховный конституционный суд в соответствии с законом осуществляет судебный надзор за соблюдением конституционности законов и постановлений и дает разъяснения законодательных актов.
Закон определяет другие полномочия и функции Верховного конституционного суда.
Статья 176.
Закон определяет порядок учреждения Верховного конституционного суда, а также необходимые условия, предъявляемые к его членам, их права и обязанности.
Статья 177.
Члены Верховного конституционного суда несменяемы. Суд привлекает к ответственности своих членов в порядке, предусмотренном законом.
Статья 178.
Постановления Верховного конституционного суда о толковании положений Конституции и Разъяснениях законодательных актов публикуются в официальной газете. Закон предусматривает порядок признания неконституционности законодательного акта.
Глава 6. Генеральный социалистический прокурор.
Статья 179.
Генеральный социалистический прокурор несет ответственность за принятие мер по обеспечению прав народа, безопасности общества и его политического строя, защиту социалистических завоеваний и соблюдение социалистических норм общественного поведения и осуществляет другие предусмотренные законом функции. Генеральный социалистический прокурор подотчетен Народному собранию в порядке, предусмотренном законом.
Глава 7. Вооруженные силы и Национальный совет обороны.
Статья 180.
Только государство осуществляет строительство Вооруженных сил, которые принадлежат народу. В их задачи входит защита страны и целостности ее территории и безопасности, охрана социалистических завоеваний народа. Никакой организации или обществу не разрешается создавать военные или полувоенные формирования. Закон определяет условия прохождения службы и продвижения по службе личного состава Вооруженных сил.
Статья 181.
Всеобщая мобилизация проводится в соответствии с законом.
Статья 182.
Создается Национальный совет обороны, возглавляемый Президентом Республики. В компетенции совета находятся вопросы обеспечения безопасности страны и ее целостности и другие предусмотренные законом функции.
Статья 183.
Закон определяет порядок организации военной юстиции в соответствии с принципами, возглашенными в Конституции.
Глава 8. Полиция.
Статья 181.
Полиция является гражданским органом общественного порядка, верховным главой которого является Президент Республики. Полиция осуществляет свои обязанности на службе народа и обеспечивает гражданам спокойствие и безопасность, охраняет государственный строй, общественную безопасность и нравственность. Полицейские органы исполняют установленные закона ми и постановлениями обязанности в порядке, предусмотренном законом.
ЧАСТЬ 6. ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 185.
Город Каир является столицей Арабской Республики Египет.
Статья 186.
Закон определяет египетский государственный флаг и устанавливает положения о нем. Закон определяет государственный герб и устанавливает положения о нем.
Статья 187.
Законы вступают в действие с даты их подписания и не имеют обратной силы. Однако по решению большинства депутатов Народного собрания закон может иметь обратную силу, за исключением статей, касающихся уголовных преступлений.
Статья 188.
Законы публикуются в официальной газете в двухнедельный срок с даты их принятия и вступают в силу через месяц после опубликования, если не установлено иное.
Статья 189.
Президент Республики и Народное собрание могут потребовать изменения одной или нескольких статей Конституции. В требовании об изменении указываются статьи, которые должны быть изменены. Эго требование должно иметь мотивированным характер. Если указанное требование исходит от Народного собрания, то необходимо, чтобы оно было подписано не менее чем одной третью депутатов собрания.
В любых случаях Народное собрание обсуждает в принципе вопрос о внесении изменений и принимает решение по этому вопросу. В случае отклонения указанного требования запрещено выдвигать требование об изменении тех же самых статей Конституции в течение одного года со дня отклонения требования.
В случае, если Народное собрание одобрит в принципе требуемые изменения, то статьи, в которые предложено внести изменения, рассматриваются собранием по прошествии двухмесячного срока. Если Народное собрание большинством в две трети голосов депутатов одобрит эти изменения, то они выносятся на всеобщий референдум и в случае их одобрения вступают в силу с момента объявления результатов референдума.
Статья 190.
Срок полномочий действующего Президента шесть лет, считая с даты объявления о его избрании на пост Президента.
Статья 191.
Все законы и декреты, принятые до момента принятия настоящей Конституции, остаются в силе. Вместе с тем разрешена их отмена или изменение в соответствии с правилами и процедурой, предусмотренными в настоящей Конституции.
Статья 192.
Верховный суд осуществляет свои функции в соответствии с законом, согласно которому он был образован, до учреждения Верховного конституционного суда.
Статья 193.
Настоящая конституция вступает в силу с момента одобрения ее народом путем всеобщего референдума.
ЧАСТЬ 7. НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Глава 1. Совет Шуры.
Статья 194.
Совет Шуры занимается вопросами изучения и внесения предложений о том, что представляется необходимым для защиты принципов Революции 23 июля 1952 года и Революции 15 мая 1971 года по укреплению национального единства и социального мира, защите союза трудового народа и социалистических целей, а также основных составляющих общества, его высших ценностей, прав, свобод и публичных обязанностей, углубления демократической социалистической системы и расширения ее сферы.
Статья 195.
Совет Шуры осуществляет консультации по следующим вопросам:
1) предложения по внесению поправок в одну или несколько статей конституции;
2) законопроекты, дополняющие конституцию;
3) проект генерального плана социально-экономического развития;
4) мирные договоры, договоры о союзах и другие договоры, затрагивающие территориальную целостность
государства или касающиеся его суверенных прав;
5) законопроекты, представленные в Совет Шуры Президентом Республики;
6) любые вопросы, представленные в Совет Шуры Президентом Республики, касающиеся общей политики государства или политики, затрагивающей межарабские отношения или отношения с другими иностранными государствами;
7) Совет Шуры должен представлять Президенту Республики и Народному Собранию свое мнение по всем этим вопросам.
Статья 196.
Совет Шуры формируется и количестве, определяемом законом, но не менее 132 членов.
Две трети ее членов избираются прямым всеобщим тайным голосованием избирателей, и по крайней мере половина этого состава должна быть представлена рабочими п крестьянами. Президент Республики назначает оставшуюся треть состава Шуры.
Статья 197.
Закон определяет границы округов по выборам в Совет Шуры и количество членов, избираемых от каждого округа, а также необходимые требования, которым должны отвечать избираемые или назначаемые члены Совета Шуры.
Статья 198.
Срок пребывания в должности членов Совета Шуры составляет шесть лет. В соответствии с законом обновление половины состава избираемых и назначаемых членов Шуры должно проводиться раз в три года. Допускается переизбрание и новое назначение членов Шуры, срок полномочий которых закончился.
Статья 199.
Совет Шуры избирает Председателя и его двух заместителей на своей первой очередной ежегодной сессии сроком: на три года. Если один из этих должностных постов становится вакантным, Совет избирает новое должностное лицо на оставшийся срок.
Статья 200.
Ни один из членов Народного Собрания не может совмещать свою должность с членством в Совете Шуры.
Статья 201.
Премьер министр и его заместители, министры и другие должностные лица правительства не несут ответственности перед Советом Шуры.
Статья 202.
Президент Республики имеет право обратиться с заявлением по общей политике государства или по любому другому вопросу на совместном заседании Народного Собрания и Совета Шуры, под председательством Председателя Народного Собрания.
Президент Республики имеет право делать любые заявления перед Советом Шуры.
Статья 203.
Премьер министр и министры, а также другие официальные лица правительства могут делать заявления на заседании Совета Шуры или любых ее комитетов по всем вопросам, которые находятся в их компетенции.
По просьбе премьер-министра, его заместителей, министров или других правительственных официальных лиц они могут быть заслушаны на заседании Совета Шуры или ее комитетов и запросить содействия любых должностных лиц, если сочтут это необходимым. Однако министр или другие должностные лица не могут принимать участия в голосовании при обсуждении данного вопроса.
Статья 204.
Президент Республики не может распустить Совет Шуры, за исключением случаев крайней необходимости, и такое решение означает назначение выборов нового состава Совета Шуры в течение шестидесяти дней с даты ее роспуска.
Совет собирается на первое заседание в течение десяти дней с момента ее избрания.
Статья 205.
Положения, включенные в следующие статьи конституции, применимы к Совету Шуры (89, 90, 100, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 129, 130, 134) при условии, если они не противоречат положениям данной главы.
Совет Шуры и ее Председатель осуществляют те положения, которые определены в вышеупомянутых статьях конституции.
Глава 2. Власть печати.
Статья 206.
Печать является народной, независимой властью, осуществляющей свои функции в форме, признаваемой Конституцией и законом.
Статья 207.
Печать осуществляет своп функции свободно и независимо, обслуживая общество с помощью всевозможных средств выражения. Она отражает тенденции общественного мнения, донося до него информацию и предоставляя ему свою точку зрения в рамках основных структур общества, защиты прав, свобод и публичных обязанностей и при условии уважения ценностей частной жизни граждан, как это предусмотрено Конституцией и определено действующим законодательством.
Статья 208.
Гарантируется свобода печати, запрещена предварительная цензура. В соответствии с конституцией и действующим законодательством запрещена угроза конфискации или приостановления деятельности газеты путем принятия административных мер.
Статья 209.
Свобода юридических лиц, как государственных, так и частных, а также политических партий осуществлять публикации или владеть газетами, защищена в соответствии с законом.
Финансирование и владение газетами и принадлежащими им фондами находятся под контролем народа, как это предписано Конституцией и определено законом.
Статья 210.
Журналисты имеют право получать новости и любую другую информацию в соответствии с правилами, установленными законом. Их деятельность не подчинена никакой другой власти, кроме власти закона.
Статья 211.
Высший Совет по делам печати занимается вопросами, касающимися непосредственно деятельности прессы. Закон определяет порядок его формирования, полномочия и порядок взаимоотношений с государственными органами.
Высший Совет по делам печати осуществляет свои полномочия в целях укрепления свободы печати и ее независимости для поддержания главных основ общества, гарантии надежности национального единства и социального мира, как это предусмотрено Конституцией и определено законом.
■ I-

2. ЗАКОН № 105
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ СУДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ» (ИЗВЛЕЧЕНИЕ).
Именем народа Президент республики
УКАЗ
о принятом Советом Народа законе:
Статья 1.
Данным Законом учреждаются суды государственной безопасности.
Статья 2.
Отменяются все законы, противоречащие положениям данного Закона.
Статья 3.
На министра юстиции возлагается обязанность приведения в исполнение этого Закона. И Закон вступает в силу через день после его опубликования в официальной газете.
Закон имеет полную силу и скрепляется государственной печатью.
Подписан Президентом республики 5 раджаба 1400 года (20 мая 1980 года).
Официальная газета 22 от 21 мая 1980 года.
Глава первая. Состав судов и их компетенция.
Статья 1.
При каждом Апелляционном суде учреждается Высший суд государственной безопасности, равно как и при каждом суде по мелким делам создается суд государственной безопасности по мелким делам.
Статья 2.
Высший суд государственной безопасности формируется из трех советников Апелляционного суда с тем, чтобы председателем был Председатель Апелляционного суда.
Военный судья в звании бригадира вправе также дополнить состав такого суда офицерами вооруженных сил (членами военных трибуналов). Назначение производится решением Президента республики.
Высший суд государственной безопасности рассматривает только дела по преступлениям, перечисленным в главах 1, 2, 2-2, 3, 4 второй книги Уголовного кодекса, и по преступлениям, указанным в Законе 34 1972 года Об охране национального единства и в Указе Президента республики к Закону 40 1977 года О системе политических партий с изменениями и дополнениями, перечисленными в Законе 36 1979 года и преступлениям, связанным с их деятельностью. А также дела по преступлениям, которые противоречат специальному Указу к Закону 163 1950 года О принудительной оценке и ограничении доходов или решения, вступившие в законную силу, если назначенное наказание за преступление сильнее, чем арест.
Высший суд государственной безопасности как организация входит в каирский Апелляционный суд. Рассматривает преступления, перечисленные в части первой главы второй книги второй Уголовного кодекса без соблюдения принципов разграничения компетенций, закрепленных в статье 217 Уголовно-процессуального кодекса. А также рассматривает индивидуально дела о преступлениях подростков, возраст которых на момент совершения преступления превышает 15 лет. И если подросток совершает преступление – это регулируется Законом 31 1974 года О деяниях подростков за исключением статей 25, 27, 28, 29, 30, 38, 40 и 52.
Прокуратуре принадлежат все официальные полномочия в сфере общественного контроля, указанные в нем. Уголовные дела, перечисленные в предыдущем параграфе, возбуждаются прокуратурой и передаются непосредственно в суд. Такие дела решаются немедленно.
Суд государственной безопасности по мелким делам специализируется только на рассмотрении преступлений, не указанных в предыдущем параграфе и которые противоречат вышеупомянутым Указу к Закону 95 1945 года и Указу к Закону 163 1950 года или вступившим по ним в законную силу решениям, а также специализируется на рассмотрении дел, указанных в Законе 49 1977 года По делам торговли и продажи недвижимости (?) и отношениям между владельцем и нанимателем.
Такие дела решаются судом в кратчайший срок.
Статья 3 .
Высший суд государственной безопасности специализируется на рассмотрении только тех дел, которые указаны в главах 22 и 23 второй книги Уголовного кодекса и Законе 106 1972 года По делам управления и регулирования строительными работами, измененном Законом 30 1983 года.
По таким делам суд выносит решения в кратчайший срок.
Глава вторая. Процедура предания суду государственной безопасности.
Статья 5.
Кроме положений, изложенных в этом Законе. Процедура и решение основывается на Уголовно-процессуальном кодексе, Законе 57 1959 года Об обстоятельствах и процедуре обжалования мелких дел в Кассационном суде и гражданском и торговом процессуальном кодексе.
Статья 6.
Секретарь Высшего суда государственной безопасности назначается из секретарей Апелляционного суда. А секретарь суда государственной безопасности по мелким делам – из секретарей прокуратуры.
Глава третья. Обвинение и расследование.
Статья 7.
Прокуратура специализируется на обвинении и расследовании по делам о преступлениях, которые входят в компетенцию судов государственной безопасности. Она исполняет эту функцию согласно принципам и процедуре, указанным в Уголовно-процессуальном кодексе, если законом не установлен другой порядок.
В дополнение к закрепленным Законом полномочиям прокуратуры ей принадлежит функция судебного расследования по делам о преступлениях, которые относятся к компетенции Высшего суда государственной безопасности.
Статья 7 (измененная).
Исключением из правила, закрепленном в предыдущей статье, является полномочие прокуратуры в расследовании преступлений, указанных в 1 части 2 главы книги второй Уголовного кодекса. В дополнение к закрепленным Законом полномочиям прокуратуры у нее есть власть судебного расследования, а также власть Апелляционного суда по проступкам – заседание в совещательной комнате, закрепленное в статье 143Уголовного кодекса.
Прокуратура в проведении расследования самостоятельна и возбуждает дело по вышеупомянутым в предыдущем параграфе преступлениям, записывая требование, указанное в статье 9 Уголовно-процессуального кодекса и статье 16 Закона 95 1980 года О защите должностных лиц от оскорбления.
Если у начальника судебной полиции есть достаточные основания подозревать лицо в совершении преступления, указанного в части первой главы второй книги второй Уголовного кодекса, то он вправе провести соответствующие превентивные (предупредительные) меры. И по требованию прокуратуры может задержать лицо на 15 часов и взять ордер на арест подозреваемого.
Прокуратура в такой ситуации и при наличии необходимости проведения расследования и в целях государственной безопасности объявляет об аресте обвиняемого на срок, не превышающий семи дней.
Начальник судебной полиции обязан выслушать показания арестованного и передать его прокуратуре после истечения срока, установленного предыдущим абзацем.
Прокуратура обязана допросить его в течение 72 часов. А после допроса необходимо либо объявить о предварительном заключении в тюрьму, либо освободить арестованного.
Глава четвертая. Обжалование приговора.
Статья 8.
Приговоры Высшего суда государственной безопасности окончательны и обжалованию не подлежат, кроме как путем вето и последующим пересмотром дела.
Приговоры суда государственной безопасности по мелким делам обжалуются главой специализированного округа в Апелляционный суд по преступлениям. Приговор, который вступил в силу, можно обжаловать только в порядке его отмены и последующего пересмотра.
Глава пятая. Переходные положения.
Статья 9.
Новообразованные суды берут к рассмотрению дела, относящиеся к компетенции судов государственной безопасности, закрепленной данным Законом, из обычных судов. Эти дела решаются беспошлинно.
Статья 10.
Президент республики или лицо, которое исполняет его обязанности может издать Указ, согласно Закону 162 1958 года О Чрезвычайном положении – о приговорах, изданных судом государственной безопасности. Решением Президента вступление в силу таких приговоров откладывается до завершения режима Чрезвычайного положения.

3. ЗАКОН № 40 1977 ГОДА
«О СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ»
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ).
Статья 1.
Граждане Египта имеют право создавать политические партии и каждый гражданин имеет право вступить в любую политическую партию на основании настоящего закона.
Статья 2.
Политической партией считается любая организованная группа, созданная в соответствии с положениями настоящего закона, действующая на основе совместных принципов и в совместных целях, осуществляющая свою деятельность демократическими политическим ими методами для реализации определенной программы, связанной с политическими, экономическими и социальными делами государства. Путем участия в государственном управлении.
Статья 4.
Создание и последующая деятельность любой политической партии обусловлены следующим:
Во-первых – основы, принципы, задачи, программы, политика и методы в осуществлении деятельности партии не должны противоречить:
Принципам исламского шариата как признанным главным источником законодательством.
Принципам революций 23 июля 1952 года и 15 мая 1971 года.
Обеспечению национального единства и социального мира, социал-демократическому строю и завоеваниям социализма.
Во-вторых – политика партии, программа и методы ее реализации должны отличаться от других партий.
В-третьих – принципы, программы как в непосредственной деятельности партии, так и вопросы избрания ее руководства, членства не должны противоречить положениям закона 33 1978 года относительно защиты внутреннего фронта и социального мира, партия на может создаваться на классовой, конфессиональной или географической, по национальному или расовому признаку, принадлежности к религии или убеждениям.
В-четвертых – партия не должна иметь военные или полувоенные формирования.
В-пятых – партия не может выступать как отделение или филиал зарубежной политической партии или организацию и Партия не должна иметь связь или сотрудничать с любой партией, организацией, группировкой или политической силой, которая враждебно противодействует принципам, правилам или положениям закрепленным в следующем пункте.
В-шестых – запрещена принадлежность учредителей или руководителей партий, связь и сотрудничество с партиями, организациями, грумами, деятельность которых не соответствует принципам, закрепленным в пункте 1 настоящей статьи, статьи 3 настоящего закона, статьи 1 Закона 33 1978, принципам, одобренным на народном референдуме по договору мира и реорганизации государства 20.04.1979.
В-седьмых – учредители руководители партии не должны вести пропаганду, либо содействовать ее распространению любыми публичными путями если она противоречит принципам закрепленным в предыдущем пункте.
В-восьмых – запрещено преобразование партии в любую другую, которая подпадает под действие Декрета (Указа, Манифеста) по Закону 27 1953 года. О положении политических партий.
В-девятых – гласность ( публичность ) принципов, целей, программ, организации, структуры, способов и методов непосредственной деятельности партии, а также гласность ( публичность ) ее структурных формирований, руководителей, вопросов членства, методов и источников финансирования.
Статья 6.
В соответствии с двумя предыдущими статьями и Законом 33 1978 года, тот кто является членом какой – либо политической партии должен соответствовать нижеследующему:
1. Быть гражданином Египта, а если приобрел гражданство в порядке натурализации, то только по истечению 10 лет после его приобретения. Кроме того, занимать руководящее положение в партии только гражданин Египта по отцовской линии .
2. Владеть всеми политическими правами и не соответствовать положениям любой из статей второй или третьей Закона 33 1978 г.
3. Не быть членом судебных органов, офицером или солдатом вооруженных сил, полиции, сотрудником административного надзора, центральной разведывательной службы, членом консульского или дипломатического корпуса.
Статья 9.
Партия пользуется статусом юридического лица и осуществляет свою политическую деятельность, начиная со следующего дня с момента опубликования решения комиссии по делам политических парий о согласии на создание партии в официальной газете, или на десятый день с даты этого согласия (одобрения), если не было публикации, или с даты издания решения Высшего административного суда, которое отменяет решение этой комиссии, запрещающее создание партии.
За исключением административных мер, которые направлены на подачу уведомления указанного в ст. 7 этого закона, запрещается осуществление любой партийной деятельности или выполнение (проведение )любого мероприятия от имени партии до получения статуса юридического лица в соответствии с положениями предыдущего абзаца.
Статья 10.
Председатель (руководитель партии) представляет ее перед органами юстиции и перед любым другим органом.
В соответствии с внутренним Уставом председателя партии могут замещать один и более других руководителей, которые будут выполнять функции Председателя.
Статья 11.
Средства партии формируются из членских взносов и добровольных пожертвований ее членов, прибыли от некоммерческой деятельности, которая допускается внутренним Уставом.
Не считается видом коммерческой деятельности в соответствии с положениями данной статьи получение прибыли от издательско-печатной деятельности, направленной на осуществление задач партии.
Партия не может принимать средства и пожертвования от иностранцев, иностранных организаций и от лиц с ограниченной правоспособностью, в том числе египетских граждан.
Партия обязана объявлять имя человека и сумму его пожертвования в одной из ежедневных газет в случае если сумма взноса превышает 500 фунтов за раз или 1000 фунтов всего.
Сумма взносов и пожертвований полученных партией освобождаются от местных и общих налогов.
Статья 12.
Нельзя использовать средства партии, кроме использования их в целях и задачах в соответствии с положениями внутреннего Устава.
Партия должна хранить свои средства в одном из египетских банков и вести журнал учета поступлений, в котором должны содержаться сведения о доходах расходах в соответствии с правилами установленными внутренним Уставом.
Центральный орган ведет учет и периодический контроль за журналом и другими бухгалтерскими документами, следит за поступлениями и расходами, и иными финансовыми операциями с целью сохранения партийных средств и правильностью их расходования.
Центральный орган обязан проводить ежегодный отчет перед всеми членами о финансовом состоянии для партии и представлять эти отчеты Председателю комиссии по делам политических партий.
Статья 13.
Штаб-квартиры и предприятия принадлежащие партии освобождены от уплаты местных и центральных (общих) налогов и сборов.
Статья 14.
Относительно Уголовного Кодекса партийное имущество считают общественным, а лица, отвечающие за деятельность партии, государственными служащими. На них действует положение закона О незаконном приобретении имущества.
В случае обвинения в совершении уголовного преступления или административного правонарушения, не допускается проведения осмотра штаб-квартир партии без присутствия прокурора, в противном случае осмотр будет считаться незаконным.
Прокуратура обязана уведомить Председателя комиссии по делам политических партий в случае проведения каких-либо действий в штаб-квартире партии в течение 48 часов с момента проведения.
Статья 16.
Председатель комиссии по делам политических партий уведомляется в письменной форме о вынесенном партией решении о смене ее руководителя, роспуске партии, ее слиянии, или о внесении изменений в Устав в течение 10 дней с даты вынесения решения.
Статья 18.
Деятельность партии обусловлена особенностями установленными статьями 13,15 данного Закона если партия имеет по меньшей мере 10 мест в Народном Совете.
Статья 21.
Комиссия по делам политических партий разрабатывает правила для установления связей партии с любой иностранной партией или политической организацией в соответствии с предложениями (рекомендациями) Председателя комиссии.
Не допускается сотрудничество или объединение с любой иностранной партией или политической организацией, кроме как в соответствии с правилами указанными в предыдущем абзаце.
Глава вторая. Санкции (наказания, ответственность).
Статья 22.
Наказывается тюремным заключением каждый, кто образовывает, создает, организует, управляет или финансирует в любой форме в противоречие положениям настоящего Закона, незаконную партийную организацию…
Устанавливаются пожизненные каторжные работы и каторжные работы на срок, если незаконная партийная организация враждебна общественному строю или носит военный или полувоенный характер, или ведется подготовка направленная на совершение убийств.
Назначаются каторжные работы на срок, если совершено преступление…
Во всех случаях суд выносит решение о роспуске указанных организаций и закрытии (ареста) мест ее нахождения, и конфискации денежных средств, имущества, инструментов, специальных бумаг и технического оборудования.
Статья 23.
Наказывается тюремным заключением лицо вступившее в незаконную партийную организацию…
Устанавливается наказание в виде тюремного заключения, если упомянутая в предыдущем абзаце организация враждебна общественному строю или носит военный или полувоенный характер, или ведется подготовка направленная на совершение убийств, или данная организация была образована с помощью иностранного государства, и лицо, совершающее преступление, знало об этом.
Устанавливаются каторжные работы на срок, если упомянутая организация была создана с помощью враждебного государства, и лицо, совершающее преступление, знало об этом.
Статья 24.
Освобождается от наказания каждый, кто уведомит компетентные органы о существовании организаций упомянутых в предыдущих двух статьях в том случае, если такое уведомление будет сделано до начала следствия.
Суд может освободить от наказания, если уведомление было сделано после начала следствия, и лицо помогло в разоблачении других участников преступления.
Статья 27.
Не нарушаются положения данного Закона в том случае, если Уголовным кодексом или иным законом устанавливается более строгое наказание.
Глава третья. Заключительные и временные положения.
Статья 28.
За исключением случаев, предусмотренных в ст. 7, любой политической партии с момента вступления в силу настоящего закона и вплоть до заключительного этапа заключительной сессии народного совета необходимо, чтобы среди учредителей партии не мене 20 были членами народного совета.
Статья 29.
За исключением того, что будет установлено решением центрального комитета арабского социалистического союза, в течение 30 дней с момента вступления этого закона, отменяются все организации, комитеты и съезды вышеуказанного союза.
Статья 30.
Продолжают свою деятельность следующие организации:
1. Арабская социалистическая партия Египта.
2. Партия свободных социалистов.
3. Партия национального прогрессивного объединенного единства. Все вышеуказанные партии обладают статусом юридического лица, осуществляют свою политическую деятельность в соответствии с положениями настоящего закона и должны предоставить секретарю центрального комитета и уполномоченному по делам народных и политических организации, министру все учредительные документы в течение 30 дней с момента вступления в силу настоящего закона.
Статья 31.
Имущество, принадлежавшее союзу, передается вновь созданным партиям в соответствии с положением настоящего закона, решением генерального секретаря, в соответствии с инструкцией центрального комитета вступает в силу по истечении 60 дней с момента вступления в силу настоящего закона.
Статья 33.
Настоящий закон опубликуется в официальной газете и вступает в силу с момента его опубликования.
Настоящий закон был издан 3 июля 1977 года.