Манифест Пакистанской мусульманской лиги

ПАКИСТАНСКАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ ЛИГА
МАНИФЕСТ, ДЕКАБРЬ 2007

1. Предисловие
В пакистанской изменчивой истории ни одно избранное правительство не смогло просуществовать до конца срока своих полномочий. Частые военные вмешательства нанесли существенный вред целостности страны. В результате, Пакистан не смог достичь политической стабильности, постоянного экономического роста и чувства национального единения. Конституция 1973 г., которая является консенсусом всех субъектов федерации, была изменена авторитарными правителями до неузнаваемости. То, что мы наблюдаем сегодня, это постоянное военное управление с фасадом демократии.
Тремя главными основами постоянного демократического порядка являются: суверенный парламент, независимая судебная власть и свободный и справедливый избирательный процесс. Все три института были значительно ослаблены на протяжении последних 8 лет:
• Парламент был лишен своей истинной роли разработчика политики, которая фактически была уменьшена до «ручного» органа. Он даже не мог выполнять свою конституционную обязанность выбора Премьер-министра.
• Неконституционное смещение Верховного Судьи Пакистана в марте 2007 и принужденный уход в отставку 55 дополнительных судей Верховного Суда и Высоких Судов после 3 ноября 2007, явно продемонстрировало план действий военных диктаторов, иметь уступчивую судебную власть, которая будет санкционировать продолжение правления Мушаррафа под гражданским прикрытием.
• Порядок, в котором был сфальсифицирован и подстроен подсчет голосов на общих выборах в 2002 и местных выборах в 2005, окончательно разрушил надежность избирательного процесса в Пакистане.
На протяжении этих 8 лет, военные захватили контроль практически над всеми секторами экономики страны, и наиболее важные должности сейчас занимают либо действующие военные, либо военные, ушедшие в отставку. Процесс подотчетности был сфокусирован на политиках, бизнесменах и бюрократах. Армия решительно держалась подальше от сферы своей компетенции. На самом деле, Национальное Бюро Отчетности Пакистана явно использовалось, как политический инструмент сдерживания политиков, переменивших свои убеждения, чтобы они оставались на вторых ролях после военной власти в вопросах, которые являются исключительно гражданскими в демократической стране. Ограничения демократической свободы и средств массовой информации остаются безжалостными. Для удовлетворения захвата военной власти и предвосхищения возникновения сильных политических альтернатив военный режим решительно осуществляет систематические кампании очернения политики и политиков и разделения и давления на все основные оппозиционные партии.
Военное правительство полностью не справилось с достижением любых целей, озвученных как его план действий из семи пунктов в октябре 1999г.. Произошло резкое увеличение цен, безработицы и бедности. Управление, закон и порядок сейчас самые плохие в истории Пакистана. Угоны машин, кражи со взломом, ограбления банков, политические и межрелигиозные конфликты достигли наивысшего уровня с момента, когда военное правительство захватило контроль в стране. Отношения между центром и провинциями ухудшились, особенно в вопросах водных ресурсов и распределения финансовых ресурсов под руководством НФК. Белуджистан достиг той точки, когда происходят вооруженные столкновения между федеративными и местными лидерами. Из-за неправильного поведения настоящего правительства и грубого использования силы есть сильное разочарование в СЗПП (Северо-западная пограничная провинция) и Племенных территориях.
Настоящее правительство открыто признало, что на протяжении последних нескольких лет в стране увеличилась неравномерность доходов, что является нерадостной новостью для народа страны. Хотя неравенство в потреблении увеличилось и в городской, и в сельской местности, в городской местности они выросло больше. Такие сферы, как сельскохозяйственное развитие, сельская электрификация и бюджетное жилье, показали плохие результаты и тенденцию спада. Неравенство отражает искажения в доступности и качестве жизни, образовании и услугах инфраструктуры. Это тревожные тенденции. Бедные в стране беднеют, а богатые богатеют. Изменение этой тенденции возможно только посредством изменения подхода к разработке политики и её исполнению и принятия цели уменьшения разделение на бедных и богатых в качестве неотъемлемой части новой политики.
На протяжении этих 8 лет правительство было театром одного актера, Президент и Начальник Вооруженных Сил хотел сохранить свою власть навсегда, но был вынужден политической оппозицией и гражданским общественным движением, возглавляемым юристами, сложить свои военные полномочия. Вследствие 9/11 одна сверхдержава покровительствовала этой системе, поскольку вела с Америкой опосредованную войну на нескольких фронтах. Ответная реакция на этот план сейчас выражается в форме террористической деятельности и взрывов в разных частях Пакистана.
Народ Пакистана теряет веру в заявления большинства политических партий, потому что он разочаровался реальным исполнением этих заявлений. С Божьей помощью, ПМЛ (Н) в значительной степени была способна исполнить свои манифесты в течение двух периодов с ноября 1990 по июль 1993 и с февраля 1997 по сентябрь 1999, несмотря на многие внутренние и внешние трудности. Если бы правительствам ПМЛ (Н) позволили отработать до конца 5 лет их полномочий, страна не была бы в таком бедственном положении, как сейчас.

Именно в такой ситуации ПМЛ (Н) хотела бы подробно рассмотреть различные аспекты своего манифеста, учитывая Хартию Демократии. Главным вопросом на повестке дня будет последовательная стратегия для восстановления Судей, которые отказались принять присягу согласно ВКП (Временный конституционный приказ), провозглашенному 3 ноября 2007. Это также обеспечит стабильный демократический порядок, свободный от военного вмешательства. Одинаково необходимо обеспечить свободные средства массовой информации, как четвертую основу демократической системы, после суверенного законодательного органа, независимой судебной власти и соблюдающей закон исполнительной власти.

Движение юристов, которое началось в марте 2007 для поддержания верховенства закона, было трансформировано сильными средствами массовой информации и другими сегментами гражданского общества в историческую борьбу за фундаментальные права и истинную демократию. Приближающиеся выборы предоставляют отличную возможность выиграть эту битву, голосуя за партии, которые борются за демократию и благородные цели, перечисленные выше, и отвергая те, которые предоставляют только гражданское прикрытие для военного правления.

Мухаммед Наваз Шариф
Каид ПМЛ (Н)
14 декабря 2007
2. Возрождение Истинной Демократии
Пакистан начал свое существование через демократическую борьбу. Пакистан может выжить как единая и сильная федерация только посредством успешного и стабильного демократического процесса. ПМЛ (Н) полностью подчинена демократии. Она обязуется:
• усилить все демократические институты и традиции во всех сферах национальной жизни и улучшить экономическое положение обычного гражданина.
• восстановить верховенство Парламента и его Комитетов для выполнения роли, предусмотренной для него конституцией;
• поддерживать единство субъектов федерации с помощью максимальной провинциальной автономии и децентрализации административных и финансовых полномочий провинциальных и более низких уровней;
• полностью признать права и привилегии оппозиции и важность внутренней стороны демократии и свободы слова;
• обеспечивать выполнение вооруженными силами только функций, предусмотренных для них конституцией;
• гарантировать, согласно закону и общественной морали, все основные права, включая равенство статуса и возможностей, свободу мысли, самовыражения, верований, убеждений, ассоциаций и равенство перед законом;
• обеспечить свободные и справедливые выборы на всех уровнях под объективным надзором правительства, а также полное уважение неприкосновенности голоса. Все избирательные участки в разведывательных и военных учреждениях будут закрыты.
• ПМЛ (Н) назначит Главного Уполномоченного по Выборам по согласованию с лидером оппозиции Национальной Ассамблеи. В то время как Главным Уполномоченный по Выборам будет ушедший в отставку Верховный Судья или судья Верховного или Высокого Суда, его члены будут назначаться из числа ушедших в отставку судей Верховного или Высокого Суда, выдающихся государственных служащих на пенсии с безупречным послужным списком или ведущих юристов национальной важности. Число членов должно быть увеличено до пяти, чтобы ходатайства по вопросам выборов рассматривались в течение разумного периода времени.
• проводить выборы для национальной и провинциальных ассамблей в один и тот же день.

3. Независимая судебная система и Верховенство закона
Судебный кризис, который начался 9 марта 2007 со смещения Верховного Судьи Пакистана, был историческим переломным моментом в политической жизни страны. Способ, которым члены коллегии адвокатов провели массовую агитационную кампанию с сильной поддержкой гражданского общества и всех политических партий оппозиции для сохранения независимости и достоинства судебной власти, был беспрецедентным. Решение полного состава суда от 20 июля 2007г., отменить заявление и восстановить в должности Верховного Судью, стало ключевым моментом в народной борьбе за демократию и верховенство закона.
Начальник Вооруженных Сил пытался отменить это судебное решение от 20 июля с помощью Временного Конституционного Приказа (ВКП) от 3 ноября 2007г., согласно которому он приостановил конституцию и сместил 55 Судей Верховного Суда и Высоких Судов, которые отказались принять присягу согласно ВКП, чтобы он мог принять выгодный приговор о его соответствии должности Президента. Судебный беспредел такого масштаба просто немыслимый в современном мире.
ПМЛ (Н) полностью убеждена, что с такой огромной поддержкой адвокатов и гражданского общества, эти Судьи будут восстановлены в должности, и судебные институты переживут качественную революцию в ближайшие годы. Это возрождение судебной власти не только навсегда похоронит позорные законы, согласно которым на протяжении последних пяти десятков лет оправдывались военные захваты, но и обеспечат доступность справедливости, которая является краеугольным камнем любого гражданского общества, будет доступна каждому гражданину во всех частях страны. Сегодня большинство людей тратят чрезмерное количество времени в полицейских участках (танас) и низших судах (катчери), где у них нет выбора, кроме как купить справедливость посредством порочного и бесконечного круга взяток или шантажа. Эта культура должна быть безжалостно искоренена.
ПМЛ (Н) торжественно обещает предпринимать эффективные шаги для защиты независимости и достоинства судебной системы посредством следующих мер:
• Назначить судебную комиссию, состоящую из выдающихся юристов, Судей, парламентaриев, представителей юристов и гражданского общества, для предоставления рекомендаций и осуществления надзора за реструктуризацией и реформами судебной системы.
• Система назначения Судей должна быть реформирована для обеспечения того, что назначения будут осуществляться только по заслугам и в прозрачном порядке.
• Должна быть создана судебная информационная система для эффективного функционирования судебной системы.
• Низшие судебные органы должны быть усилены для скорого осуществления правосудия с целью защиты жизни и имущества обычных граждан.
• Должны развиваться альтернативные механизмы разрешения споров для способствования социальной сплоченности.
• Все дискриминационные законы должны быть отменены.
• Справедливое применение закона без всяких исключений должно быть обеспечено в борьбе с преступностью, чтобы криминальные элементы не могли неправильно использовать судебную систему для собственной выгоды.
• Полиция должна нести службу, ориентированную на общество, и должна быть реформирована, чтобы стать современным механизмом борьбы с преступностью с лучшим обучением и оборудованием.
• Торговля наркотиками и религиозное насилие должны быть искоренены из общества.
• В центре и провинциях должны быть учреждены специальные контролирующие участки для проверки одиозных преступлений, дел по рассмотрению гнусных преступлений и строгости наказания преступников.
• Органы по борьбе с преступностью должны обучаться современному расследованию и методам предотвращения преступлений, и им должны предоставляться надлежащие инструменты.
• На всех уровнях должны быть установлены комитеты по связям с общественностью.
• Должны быть предусмотрены Уголовный Кодекс Пакистана, Доказательственное Право и Уголовно-процессуальный Кодекс для приведение их соответствие с требованиями современного общества.
Концепция свободы и демократии неотделима от верховенства закона. Многие политические и социальные проблемы Пакистана не были решены, потому мы, как нация, не смогли установить верховенство закона. ПМЛ (Н) будет стремиться заложить крепкую основу для верховенства закона посредством следующих мер:
• Назначение губернаторов, начальников службы и ПОКНШ (Председатель Объединенного Комитета Начальников Штабов) должно осуществляться высшим исполнительным лицом, которым является премьер-министр, согласно Конституции 1973г.
• Ни один судья не должен принимать присягу согласно Временному Конституционному Приказу или любую другую присягу, которая противоречит тексту оригинальной присяги, определенному в Конституции 1973г.
• Должны быть созданы административные механизмы для предотвращения нарушений, применения кодекса этики и смещения Судей по таким обвинениям, которые были выдвинуты любым гражданином. Все специальные суды, включая суды борьбы с терроризмом и подотчетностью, должны быть отменены, и эти дела должны рассматриваться в судах общей юрисдикции.
• Федеральный Конституционный Суд должен быть создан для рассмотрения конституционных вопросов, предоставляя равное представительство каждому субъекту федерации, членами которого могут быть Судьи или лица, соответствующие требованиями для назначения Судьей Верховного Суда, который устанавливается на период шести лет. Назначение Судей должно осуществляться в том же порядке, что Судьи высшего судебного органа. Верховный и Высокие Суды должны рассматривать обычные гражданские и уголовные дела.
• Необходимо отменить запрет ‘премьер-министр, не подлежащий назначению на третий срок’.
• Комиссия также должна изучить и определить причины и установить ответственность за кризис Каргила 1999г.
• Прессе и электронным средствам массовой информации должна быть предоставлена независимость. В дальнейшем должны быть приняты законы о доступе к информации.
• Председатель комитета государственных счетов в национальной и провинциальной ассамблеями должен назначаться по согласованию с лидерами оппозиции соответствующих собраний.

4. Эффективное Управление
Кризис управления в Пакистане обширный. Мы должны оживить общество Пакистана, установленного отцами-основателями, чтобы оно эффективно интегрировалось в международное сообщество; общество, в котором есть взаимное уважение, защита прав женщин, меньшинств и лиц, подвергшихся дискриминации.
Управление в Пакистане находится практически в состоянии краха. Бюрократия на различных уровнях правительства неэффективна (несмотря на коррупцию), в основном, за счет несоответствующих и странных назначений, переводов и повышений на различные должности. Требуются немедленные меры для исправления ситуации, восстановления доверия и обеспечения их работы с соблюдением всех обязательств. Это требует избавления от балласта, деполитизации и поощрения квалификации и компетенции.
Заявлялось, что план передачи власти местным органам осуществлялся для предоставления полномочий и усиления местных правительств. Но на самом деле он ослабил основные политические партии, создал возможности развития масштабной коррупции и отстранил власть от провинций как средство поддержки военного правления. Что необходимо для развития институтов, которые будут поддерживать демократическую культуру и предоставлять умеренным политическим силам возможности служить народу?

Ключ эффективного управления в Пакистане заключается в разделении власти: законодательная власть должна издавать законы, исполнительная власть должна исполнять законы и политику и судебная власть должна толковать Конституцию и законы. Подобная система не может терпеть чрезмерное присутствие военной власти с неконтролируемым доступом к власти и ресурсам нации.

Для этой первостепенной цели ПМЛ (Н) создаст Комиссию на высшем уровне, чтобы она оценивала общую структуру правления, включая процесс децентрализации (передачи власти), и предлагала изменения к законам, которые признают основную действительность в каждой провинции и учитывают потребности народа.

Эффективное Управление – это всеобъемлющая тема, и оно должно применяться ко всем институтам, которые представляют собой часть Правительства. Не может быть исключений к данному правилу. Следовательно, обязательным является выбор или назначения добросовестных людей на руководящие должности всех правительственных институтов. ПМЛ (Н) предпримет следующие меры в этом направлении:
• Для деполитизации бюрократии правительственным служащим должна быть предоставлена безопасность службы посредством конституционных изменений.
• Все дискреционные полномочия на всех уровнях отзываются, и все правительственные решения должны приниматься, руководствуясь законом и целесообразностью.
• Протоколы судов, налоговые департаменты и полицейские участки должны быть компьютеризированы. Этим институтам должны быть предоставлены все необходимые инструменты для эффективного и надлежащего функционирования с целью удовлетворения требований граждан на самом простом уровне без сифарсих и ришват.
• Культура Калашникова, наркоторговля и контрабанда должны быть прекращены посредством программы систематических и эффективных реформ.
• Реформирование системы управления для обеспечения того, что заслуги превалируют над договоренностями и есть достойное вознаграждение за эффективность и честность.

5. Коррупция и Подотчетность
Масштабы коррупции увеличились на протяжении последних 8 лет, и сейчас Пакистан является одним из семи самых коррумпированных государств в мире. Коррупция не только разрушает уверенность людей в системе управления, но и является причиной многих социальных и экономических пороков общества.
ПМЛ (Н) рассматривает борьбу с коррупцией во всех сферах общества главным приоритетом. С этой целью:
• Национальное Бюро Отчетности будет реструктуризировано. Оно не будет организацией, которую правительство использует для ослабления своих оппонентов. Военная и судебная власть не будут освобождаться от его надзора.
• Национальное Бюро Отчетности (НБО) должно быть заменено независимой комиссией отчетности, председатель которой должен предлагаться премьер-министром по согласованию с лидером оппозиции и утверждаться совместным парламентским комитетом, 50 процентов членов которого из правительственной скамьи и 50 процентов из оппозиционных партий.
• Определение критерия честности как основного требования для всех высших назначений и строгого соблюдения отчетности на всех уровнях без дискриминации на основе звания или старшинства.
• Во всех округах должны быть созданы Окружные Департаменты по борьбе с нарушениями прав человека для защиты обычных людей от несправедливости и взяточничества.
• Административная система в дальнейшем должна модернизроваться для снижения злоупотреблений и превышений полномочий.

6. Военно-гражданские отношения
Основой неспособности Пакистана развить стабильную демократию является постоянное вмешательство военных лидеров в политические дела страны, что дестабилизировало страну до такой степени, что дальнейшее использование этой практики стало серьезной угрозой Федерации. В этой связи мы потеряли Восточный Пакистан, и несогласие опять возникает в более мелких провинциях. ПМЛ (Н) считает, что сейчас как раз время, чтобы армия, как престижный национальный институт, начала выполнять исключительно профессиональную роль, как в других демократических странах.
Учитывая принципы, закрепленные в Хартии Демократии, ПМЛ (Н) будет отдавать приоритет, среди прочего, следующему:
• Национальный Совет Безопасности будет упразднен. Министерский Комитет по вопросам Обороны будет реструктуризирован в Министерский Комитет по вопросам Обороны и Национальной Безопасности и будет возглавляться премьер-министром. При нем будет постоянный секретариат в качестве советника премьер-министра по вопросам национальной безопасности. Эффективность высшей обороны и структуры безопасности, созданной два десятка лет назад, будет пересмотрена. Совместная Структура Командования будет усилена и сделана более эффективной.
• Должно быть восстановлено достоинство и уважение армии, как профессионального органа, а не политического института. В вооруженных силах необходимо поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.
• Бюджет обороны должен предоставляться на рассмотрение и одобрение Национальной Ассамблеей.

7. Толерантное и Плюралистическое Общество
Длительный период военного управления в Пакистане также привел к увеличенной поляризации среди провинциальных, религиозных, этнических и политических групп. Обстановке законности и правопорядка во всех частях Пакистана угрожает не только экстремизм, но и крупномасштабные беспорядки как реакция на политику применения силы на племенной территории и в Белуджистане, без необходимой политической поддержки со стороны всех значимых деятелей. Наблюдается растущее отчуждение среди небольших провинций и между городскими и сельскими регионами. Это растущая поляризация подорвала сами основы Федерации. ПМЛ (Н) будет бороться за прекращение этой тенденции и интенсифицировать усилия для создания более толерантного и плюралистического общество с помощью следующих мер:
• Должно быть восстановлено верховенство Конституции и Парламента посредством превращения парламентских институтов в эффективные, подотчетные и ответственные перед народом.
• Должен быть введен новый политический порядок по согласованию с оппозицией, и он должен отвечать следующим принципам:
• Конституция 1973г. должна быть восстановлена по состоянию на 12 октября 1999 до военного захвата, с положениями о совместных избирательных округах, предусмотренных местах для меньшинств и женщин.
• Приказ о Правовой Базе от 2000 г. и Семнадцатое Конституционное Изменение должны быть отменены.
• Сопутствующий Список в Конституции будет отменен или существенно сокращен. Новое решение НФК, принятое консенсусом, будет оглашаться регулярно раз в пять лет, и принцип провинциальной автономии будет полностью уважаться.
• Предусмотренные места для женщин в национальной и провинциальных ассамблеях будут предоставляться партиям на основе количества голосов, отданных на общих выборах за каждую партию.
• Сила Сената Пакистана должна быть увеличены, чтобы дать представительство меньшинствам в Сенате, и места в сенате будут распределяться между партиями пропорционально общему количеству голосов, полученных ими на последних провинциальных выборах на основе списков кандидатов, поданных вместе с документами для общих выборов.
• ФАПТ (Федеральная Администрации Племенных Территорий) должна стать основой политической, экономической и культурной жизни страны.
• Северные Территории должны развиваться посредством предоставления им специального статуса и дальнейшего создания возможностей для Законодательного Совета Северных Регионов предоставлять народу Северных Регионов доступ к справедливости и правам человека.
• Выборы в местные органы будут проводиться на партийной основе через провинциальные избирательные комиссии в соответствующих провинциях, и местным органам будет предоставлена конституционная защита, чтобы сделать их автономными и подотчетными соответствующим ассамблеям, а также народу через суды общей юрисдикции.
• Будет создана Комиссия Истины и Примирения для определения жертв пыток, заключения, государственного преследования, желаемого законодательства и политически мотивированной отчетности. Комиссия также будет исследовать и отчитываться о своих выводах относительно военных переворотов и незаконного смещения правительств в последние двадцать лет.
• Обеспечивая взаимное уважение и терпимость в плюралистическом обществе, и конституционное право всех граждан исповедовать свою религию и развивать свою культуру.
• Поддерживая эффективное управление на основе принципов равенства и социальной справедливости.
• На всех уровнях государственной машины должна быть внедрена простота культуры и отменена культура VIP.
• Должен быть сокращен размер национального и провинциальных кабинетов, число министров и Министров Государства не должно превышать определенный процент мест в Национальной и Провинциальных Ассамблеях.
8. Экстремизм и Терроризм
Экстремизм и его ужасные проявления в форме терроризма и актов смертников – это очень сложный феномен, чью природу необходимо четко понимать. Это смертельная комбинация традиционного национализма, выступающего против иностранной оккупации или иностранного доминирования, мировоззрение, которое верит в исламское возрождение с помощью силы и принуждения, и устаревшего символического проявления нового вида войны против местной, региональной и мировой элиты.
Число людей с экстремистским менталитетом в Пакистане очень маленькое, но есть значительно большее количество людей, особенно в СЗПП и на Племенной Территории, которые рассматривают войну с терроризмом как кампанию против Ислама. Использование силы необходимо и будет необходимо против иностранных и местных террористов, которые убивают невинных людей, а также для предотвращения несанкционированного проникновения через границу Пакистана, но даже более важным является завоевание сердец и умов людей, которые поддерживают их посредством согласованного процесса политической вовлеченности.
ПМЛ (Н) обязалась реализовывать этот двухвариантный подход и предпринимать решительные шаги для искоренения угрозы экстремизма и терроризма, которая также становится серьезной угрозой жизни и имущества в Пакистане.
На протяжении срока своих полномочий с 1997 по 1999, правительство ПМЛ (Н) предприняло серьезную серию шагов для контроля террористических групп и борьбы их деятельностью. Оно также поддерживало усилия международного сообщества в борьбе с этой угрозой ради мира и стабильности. Продолжая эту политику ПМЛ (Н) интенсифицирует эти усилия посредством:
• Усиления способности правоохранительных органов раскрывать и контролировать террористические группы и их сторонников;
• Влияния на группы, которые прямо или опосредованно поддерживают терроризм с помощью политических посредников и гражданских общественных организаций, соблюдающих основные исламские принципы мира, терпимости и справедливости.
• Поддержания верховенства закона, терпимости и взаимного уважения в стране для преодоления чувства отчаяния, которые поддерживают определенные сегменты общества в отношении экстремизма.
• Принятия мер для приобщения племенных территорий к политической, экономической и культурной жизни страны и ускорения темпов экономического и социального развития в этих регионах.
• Интенсификации дипломатических усилий для разрешения основных причин, таких как Кашмир и Палестина.

9. Образование
Поскольку знания становятся ключевым фактором экономического социального прогресса в будущем, образование должно стать первым национальным приоритетом. Образование также является главным единственным уравнителем общества, и массовое образование может помочь решить большинство наших проблем. Образованное, технологически развитое и прогрессивное общество – это стремление всех людей Пакистана. На протяжении предыдущего срока полномочий правительство ПМЛ (Н) предприняло несколько важных инициатив в этой сфере. Они будут дополнены последующими профессиональными программами. Для обеспечения решительного движения в направлении этой жизненно важной цели ПМЛ (Н) предпримет следующие шаги:
• Обеспечить бесплатное образование во всех государственных институтах до общего высшего образования. Система будет работать посредством обеспечения переводимой программы использования чеков, чтобы способствовать конкуренции между образовательными институтами государственного сектора.
• Достигнуть к 2012 100% численности, учащейся в средней школе, к 2015 100% численности, получающей среднее образование; и к 2020 80% численности, получающей общее высшее образование.
• Гарантировать всем студентам, которые сдают вступительный и выпускной школьный экзамен, место в государственном высшем учебном заведении в их подразделении. Эта цель будет достигнута к 2010г.
• Будет создана Национальная Образовательная Корпорация для обеспечения занятости всех безработных выпускников, и они будут задействованы в программах борьбы с неграмотностью и повышения грамотности среди взрослых с целью достижения 100% грамотности среди взрослых к 2010г., 100% образованности взрослых до среднего уровня к 2015г. и 100% образования взрослых до вступительного уровня к 2020г.
• Федеральное Правительство будет финансировать 50% государственных образовательных программ до старшего среднего уровня посредством предоставления грантов провинциям и 100% всех государственных университетов и институтов высшего образования посредством грантов. Федеральное Правительство также будет финансировать Национальную Образовательную Корпорацию.
• Предоставить максимум возможностей для научного образования и профессиональной подготовки для всех студентов средней и высшей школы.
• Предоставить фискальные и другие стимулы для частных инвестиций в образование.
• Уделять особое внимание развитию библиотек на национальном, провинциальном и окружном уровне.
• Поддерживать несколько центров профессиональной подготовки по различным научным дисциплинам посредством предоставления высококвалифицированных преподавателей, больших стипендий для обучения за границей и либеральных грантов научным лабораториям.
ПМЛ (Н) намеревается применять Национальную Образовательную Политику 2010г. для разрушения монополии элитарной образовательной системы и создания равных возможностей образования для всех посредством возрождения качества образования в бюджетной сфере. Будет принят подход, предполагающий активное участие, для достижения основных целей посредством государственно-частного партнерства. Должна быть разработаны стратегии для оптимального привлечения и использования возможностей образования посредством улучшения управления, дееспособности, мониторинга и эффективности.
Для улучшения качества образования для бедных слоев населения в каждой провинции и в последствии в каждом районе будет создан Фонд Образования для управления возможностями образования с помощью высококвалифицированных профессионалов. Как указано в разделе о Трудоустройстве, они будут получать субсидии на студенческой базе.
Национальная учебная программа будет стандартизирована и принята на всех уровнях для устранения множественной системы образования в стране. Особое внимание будет уделяться академическому содержанию в науке и математике. Учебная программа будет дополнена добавлением акцента на получение практических навыков наряду с теоретическим познанием и природоохранительным образованием.
Преподавательская профессия будет сделана более привлекательной за счет предоставления более высокой заработной платы учителям, которые обладает более высокой квалификацией, чем предусмотренный уровень. На всех уровнях образования должны быть введены дополнительные поощрения для лучших учителей и награды лучшего учителя. Национальные медали и награды будут вручаться лучшим учителям страны каждый год. Директора/ Главы образовательных институтов/ учителя будут получать особый статус в местных регионах. Учителя-женщины будут распределяться на рабочие места, максимально близкие от их места проживания.
Учебная программа, основанная на этике и ценностях, и образовательные системы, сконцентрированные на развитии честности, стойкости, терпимости, дисциплины, мудрости, инноваций, уважения и командного взаимодействия, согласно положениям Ислама, будут введены на всех уровнях. Обучение Корану в переводе будет обязательным для всех мусульманских учеников старшей школы.

10. Здоровье
Без здоровой нации не может быть ни развития, ни прогресса. Пакистан остался далеко позади других развивающихся стран в сфере его социального развития. За последние десять лет благодаря Программе Социальных Действий, инициированной правительством ПМЛ (Н) в 1992г., был достигнут значительный прогресс в улучшении социальных показателей и контроле за ростом населения, поскольку она обязала провинциальные правительства осуществлять значительные отчисления в социальные сектора, несмотря на финансовые проблемы, с которыми они столкнулись.
ПМЛ (Н) по-прежнему обязуется развивать социальный сектор и будет, среди всего прочего, проводить политику предоставления качественного медицинского обслуживания всем гражданам во всех частях страны с помощью следующих мер:
• Основные Клиники как в Федеральной Столице, так и в Провинциальных центрах будут модернизированы и оборудованы ультрасовременным медицинским оборудованием, особенно в сфере Сердечнососудистой хирургии, Рака, Трансплантации органов, Хирургии головного мозга и Ожоговых и Диализных Аппаратов, чтобы люди не искали дорогое медицинское лечение за границей.
• Производство качественных основных медицинских препаратов будет поддерживаться для предоставления более дешевых лекарств обычным людям.
• Кардиологические отделения должны быть расширены и до уровня районных больниц, и институтов будет предоставлена более современная технология и оборудование. Кардиологическим отделениям и институтам в частном секторе будут предоставлены льготы.
• Для предоставления лучших услуг Районные больницы и Больницы Техсил будут улучшены и обновлены путем назначения главных врачей с учетом их заслуг, предоставления достаточных финансовых и административных полномочий и лучших условий проживания.
• Все возможные усилия будут прилагаться для предоставления чистой питьевой воды и основных возможностей гигиены сельскому населению.
• СПИД – это неизлечимая, смертельная, но предотвратимая болезнь. Будет проведена национальная кампания для образования людей о её предотвращении и опасных последствиях.
• Будут предприняты эффективные меры для контроля за Гепатитом, который стал серьезной проблемой в Пакистане, и обследования на предмет Гепатита B, который распространился, по крайней мере, на две трети населения.
• Для контроля за туберкулезом будет реализована новая противотуберкулезная программа, ККПТПН (Краткосрочный Курс Противотуберкулёзной Терапии под Прямым Наблюдением). Будет проведена всеобщая вакцинация Полиомиелита, Столбняка новорожденных, Малярии и ряда детских болезней, и охват вакцинированного населения будет увеличен до 75–80%.
• Гомеопатия и Тибб будут поддерживаться после того, как они будут соответствовать условиям желаемых стандартов медицинского образования, посредством внесения изменений в закон.
• Пожилым гражданам будут предоставлены специальные возможности, такие как очки, госпитализация и лечение по приемлемым ценам, аптеки будут проинструктированы предоставлять лекарства по сниженным ценам. Заслужившим пациентам будет предоставляться бесплатная медицинская помощь.
• Бедным и заслужившим пациентам будет предоставляться бесплатное лечение посредством фонда помощи Закар, создаваемого для здравоохранения.
• Во всех регионах должны быть открыты специальные центры медицинского образования.

11. Наука&Технология
Будет введена современная структура Н&T, включая:
• Стипендии на обучение в Аспирантуре в местных университетах и мировых университетах желательно в сферах развития человеческих ресурсов.
• Переориентация инфраструктуры Н&T согласно экономическим потребностям Пакистана для создания стабильных конкурентных преимущества в экспорте.
• Усиление организаций Н&T посредством предоставления грантов на исследования и компетентного управления.
• Развитие компетенций в технологиях будущего.
• Усиление инфраструктуры качества и производительности в стране посредством проведения национальной компании совместно с частным сектором.
• Поддержание внутренних решений и прикладных технологий для разрешения наших экономических и технических проблем.
• Предоставление льгот выдающимся пакистанским ученым и инженерам за возвращение в Пакистан и внесения вклада в национальное развитие.
• Поддержание местных талантливых рабочих.
• Предоставление роли профессиональным органам в национальной политике и процессе принятия решений.

12. Снижение Бедности
Бедность в Пакистане достигла пугающих масштабов. Несмотря на заявления правительства о том, что оно уменьшило бедность, по крайней мере, 50 миллионов живут в крайней нищете без соответствующей еды, одежды, образования или жилища. Модель роста, принятая настоящим правительством, поддерживает богатых людей и выгоду из более высоких темпов экономического развития, достигнутых в результате увеличившихся внешних потоков после событий 11 сентября 2001, получили, в основном, группы с высоким доходом, и почти не затронули одну треть населения страны, особенно, тех, кто проживает в сельской местности. Доклады международных финансовых институтов подтвердили, что увеличивающееся неравенство затмило снижение бедности, поскольку распределение доходов, в основном, осуществлялось в пользу городского населения и ущемляло сельских жителей.
ПМЛ (Н) будет реализовывать всеобщий пакет политики, институтов и программ в поддержку бедных слоев населения. Общий подход, на котором базируется этот пакет, всеобъемлющий, и его разные элементы дополняют друг друга:
• Процессы, с помощью которых определяются причины и варианты решений проблемы бедности, должны вовлекать непосредственно бедные слои населения. В результате совместная программа борьбы с бедностью породит осведомленность и энергию для коллективных решений. Большинство бедных людей, если их спросить, укажут на несовершенство судебной системы, оскорбления со стороны полиции, дискриминацию значимыми лицами или группами местности, недостаток воды и другие жизненно важные услуги и отсутствие надежных средства к существованию. Эти проблемы, с которыми сталкиваются бедные слои населения, не могут быть разрешены, пока мы не будем развивать человеческий капитал бедных через образование и обучение, социальный капитал бедных посредством официальных и неофициальных институтов т политический капитал бедных посредством привлечения их в процесс принятия решений на разных уровнях.
• Основой политики поддержания бедных является признание и реализация основных прав, закрепленных в Конституции посредством обеспечения равных прав согласно закону, всеобщего доступа всех граждан к государственным услугам и равного доступа к экономическим возможностям. Эти права могут охраняться только при истинной демократической свободе.
• Процесс выдвижения бедных на первый план, в отличие от предоставления им помощи в виде небольших кредитов или разных программ поддержания занятости, потребует серии институциональных обновлений, которые могут объединить бедных, как основных получателей помощи от профессиональных менеджеров.
• В данном контексте ПМЛ (Н) создаст Образовательные Фонды для бедных в каждой провинции. Фонды, управляемые квалифицированными профессионалами, захватят неиспользуемые здания средних школ или будут строить новые школы исключительно для бедных. Провинциальное Правительство будет предоставлять им ежегодные гранты на студенческой основе. Эти провинциальные фонды будут постепенно создавать окружные образовательные фонды. Фонды могут получать дополнительное финансирование от местных и иностранных спонсоров.
• Подобные фонда могут создаваться и в области здравоохранения на провинциальном и районном уровне для содержания основных больниц и сельских медицинских центров и расширять эти возможности во благо бедных. Фонд может предоставлять качественные медицинские услуги, используя электронные услуги.
• Эти институциональные механизмы для выдвижения бедных на первый план также будут расширены для инвестиционных возможностей и возможностей получения прибыли путем создания производственных предприятий и предприятий услуг, которыми владеют бедные, но управляют профессиональные менеджеры. Бедным будут предоставляться банковские ссуды для покупки оборудования для этих предприятий и выплаты ссуд из дивидендов, заработанных предприятиями.
• Подобные механизмы будут создаваться и в других секторах, таких как развитие земельных и сельскохозяйственных ресурсов. Освоенные и государственные земли, которые стали обрабатываться с помощью оросительных систем, должны в первую очередь распределяться между бедными и безземельными семьями, и Корпорациями Земельного Развития, созданными в различных районах и большинством акций которых владеют бедные, вложивших средства в землю посредством банковских ссуд. В городской местности эти корпорации будут создавать схемы предоставления жилья для семей с низким уровнем дохода.
• Эти фонды для бедных будут играть главную роль в увеличении операций небольшого кредитования в стране посредством улучшения доступа и обеспечения эффективного использования и своевременной выплаты.
• В дополнение ПМЛ (Н) будет поддерживать умеренные цены на продукты питания на протяжении всего года во всех частях страны и защищать заработные платы на реальных условиях в городских и сельских местностях.

13. Занятость
Главной социально-экономической политикой ПМЛ (Н) будет расширение возможностей занятости для уменьшения бедности и в то же время обеспечения большего использования человеческих ресурсов страны в производственных целях посредством следующих программ:
• Будет разработан Национальный План Человеческих Ресурсов для удовлетворения спроса и предложения человеческих ресурсов и предоставления основы для периодического согласования программ образования и обучения.
• Будут предоставлены новые рабочие места более, чем трем миллионам людей, в частном и государственном секторах.
• Программа интенсивной индустриализации, и маленькие и средние предприятия будут обязаны в городской и сельской местности для поглощения незанятой рабочей силы.
• Максимальное внимание будет уделяться программам городского развития для предоставления возможностей получения дохода и занятости в сельской местности и прекращения тенденции миграции из городских в сельские регионы.
• Система налогообложения будет модифицирована для способствования скорому росту инвестиций, в частности в деятельности, способствующие занятости.
• Будет создан Национальный Фонд Занятости для побуждения квалифицированной и обученной молодежи к созданию своего бизнеса или профессиональной практики. Максимальная поддержка будет предоставляться самостоятельной занятости на индивидуальной и коллективной основе.
• Работники Национальной Образовательной Корпорации будут набираться из образованных безработных для распространения образованности в стране.
• Будут предоставляться возможности занятости для квалифицированных докторов посредством строительства большего количества больниц; предоставления льготных условий, легких кредитов в рассрочку под личное поручительство врачам для создания частной практики; и предоставления налоговых льгот для создания и расширения частных больниц.
• Всеобщая программа будет применяться для полного привлечения инженеров, ученых и других квалифицированных человеческих ресурсов, включая новую Национальную Консультативную Политику для использования национальных консультантов, усиления и расширения существующих научных институтов, создания новых институтов современных технологий и обязательства частных промышленников нанимать достаточные высококвалифицированные кадры в соответствующих сферах.
• Будет реализовываться программа развития технических навыков для создания технически обученных и соответствующих требованиям найма человеческих ресурсов. Для этой цели необходимы политехнические и профессиональные школы. Изначально этого можно достичь посредством введения двух смен в существующих институтах.
• Медицинские обучающие институты для женщин будут прикреплены к каждой окружной больнице и больнице техсил для обучения женщин-врачей с целью удовлетворения потребностей в этой персонале , в частности в сельской местности.

14. Контроль за Инфляцией
Инфляция стала одной из самых серьезных проблем для обычного человека, поскольку цены на предметы первой необходимости за последние 8 лет поднялись с 80 до 150 процентов. Частично это является результатом повышенной ликвидности и потребления, основанного на стратегии роста, согласно которой после 9/11 наблюдался беспрецедентный приток внешних ресурсов в недвижимость, фондовую биржу и оптовое потребление, финансируемое банками. В то же время, относительное пренебрежение сельским хозяйством создало серьезный дефицит различных товаров в разное время в стране и не позволило соответственно удовлетворять растущий спрос, созданный чрезмерной ликвидностью.
ПМЛ (Н) будет бороться с этой огромной проблемой с помощью длительной стратегии, включающей:
• Признание первоочередной важности сельского хозяйства, и в рамках сельского хозяйства – второстепенным культурам, таким как овощи, фрукты, бобовые, растительное масло и специи.
• Улучшение послеуборочной деятельности, хранения и транспортных систем для этих культур с целью уменьшения потерь урожая и обеспечения умеренных цен в различных частях страны.
• Расширение возможностей обработки высококачественных культур для выравнивания сезонных колебаний цен.
• ПМЛ (Н) будет уделять особое внимание ценам на продукты, которые за последние 8 лет увеличились больше, чем вдвое, чтобы обеспечить доступность обычным людям по умеренным ценам таких продуктов, как зерно, рис, сахар и пищевые масла.
• ПМЛ (Н) также примет стратегию в поддержку бедных и интегрирующего роста для увеличения доходов бедных людей путем привлечения средств из потребления в инвестирование с помощью соответствующей налоговой и другой политики.

15. Сельскохозяйственное и Сельское Развитие
Пакистанская Мусульманская Лига (Н) считает, что процветающее сельское хозяйство – это реальная основа национального процветания, а диверсификации экономики сельского хозяйства посредством расширения нефермерской занятости имеет решающее значение для снижения бедности. Для увеличения темпов сельскохозяйственного и сельского развития Пакистанская Мусульманская Лига (Н) должна:
• Превратить сельское хозяйство в полностью жизнеспособную индустрию посредством изменения основ политику и условий торговли в пользу сельского хозяйства.
• Уделять основное внимание небольшим фермерам как реальной основы экономики сельского хозяйства и обеспечивать их доступ к знаниям, ресурсам и рынкам. Первоочередное внимание будет уделяться развитию животноводства.
• Возродить кооперативное движение для удовлетворения реальных потребностей сельского населения путем создания сельскохозяйственных корпораций, большинством акций которых владеют бедные и которые управляются профессиональными менеджерами.
• Реформировать систему кредитования сельского хозяйства, обеспечив, чтобы, по крайней мере, 50% общего объема предоставлялось мелким фермерам и чтобы владельцы земли могли получать кредит на основе рыночной стоимости земли, а не устаревших индексов продукции.
• Стремительно двигаться в направлении национальной самообеспеченности семенами масленичных культур.
• Превратить Пакистан в крупного чистого экспортера еды и высококачественных культур и отменить ограничения сельскохозяйственного экспорта.
• Достигнуть консенсуса на основе Водного Соглашения 1991 г. о распределении Системы р.Инд для создания возможностей реализации водных проектов и распространения сооружений оросительной системы в дополнительные регионы.
• Обеспечить полное использование существующих водных ресурсов путем создания программ управления сельскохозяйственными водными ресурсами.
• Создавать схемы страхования урожая через частные страховые компании для защиты фермера от неустойчивости погоды.
• Поддерживать экологически обоснованную политику развития для охраны и развития природных и лесных ресурсов страны с целью борьбы с влиянием глобального потепления.
• Предоставлять льготы для фермеров, чтобы поддержать участие населения в лесоводстве в промышленных масштабах вместо того, чтобы зависеть от ограничительных законов в этом отношении, особенно, на приграничной территории.
• Разработать программу борьбы с заболачиванием и осолоненностью.
• Главная программа пополнения запаса грунтовых вод в засушливых и полузасушливых регионах Чолистана, Тара и Белуджистана, чтобы приток воды из колодцев, установленных в этих регионах, был постоянным.
• Будет проведено срочное обновление регистрации доходов и имущества с использованием информационных технологий. На основе информации, полученной таким образом, можно защищать права женщин на имущество и обеспечивать доступ к кредитованию для бедного населения.
• Сдвиг политики от сельского хозяйства, основанного на сырье, к сельскому хозяйству, основанному на продуктах. Например, из зерна можно производить 22 продукта.
• Все исследовательские организации в сфере сельского хозяйства будут полностью реструктуризированы, чтобы результаты исследований действительно приносили выгоду фермерам.
• Будут модернизированы сельскохозяйственное образование в целом и программы обучения сельскохозяйственных университетов, в частности.
• Мафии и монополии в случае основных сельскохозяйственных продуктов будут преодолены с помощью внедрения соответствующих сельскохозяйственных маркетинговых стратегий.
В ходе реализации своей программы земельной реформы ПМЛ (Н) будет осваивать и орошать дополнительные земли для их перераспределения безземельным жителям. Она также обязуется реализовать программу земельной консолидации для создания жизнеспособных единиц современного сельского хозяйства.

16. Промышленное Развитие
Промышленный сектор Пакистана находится в состоянии кризиса вследствие растущих расходов на содержание системы обеспечения и получение кредитов и низкой производительности труда. Его производственная структура застряла в малоценных секторах, и его способность к полной комплектации уменьшается. Выживание любой нации в современном мире зависит от её способности использовать технологический прогресс и улучшать свою конкурентоспособность. Плановое промышленное развитие наравне с постоянным прогрессом в сельском хозяйстве должны быть двумя главными основами нашей экономической политики.
Для быстрой трансформации Пакистана в современное, индустриальное общество Пакистанская Мусульманская Лига(N) будет, в дополнение к существующим возможностям налоговых каникул, расширять налоговые каникулы для всех новых отраслей в течение первых трех лет после запуска их производства для поддержания основного рывка в промышленном инвестировании и занятости.
Промышленный рост неразрывно связан с развитием возможностей инфраструктуры. Мы выступаем за внедрение немедленных мер для устранения существующего дисбаланса путем принятия следующих мер:
• Полное удовлетворение потребностей в энергии расширяющего промышленного сектора посредством максимального использования внутренних ресурсов энергии, а именно, уголь, газ и водные ресурсы для уменьшения зависимости страны от импортируемой энергии, совместно с мерами по хранению и рациональному использованию энергии.
• Обеспечить улучшенные средства связи, включая телекоммуникации и портовые сооружения для удовлетворения растущих потребностей нашей промышленности.
• Улучшить транспортные системы в основных индустриальных зонах и городских центрах и завершить сеть автомобильных дорог, инициированную правительством ПМЛ (Н) в 1990х гг.
• Торгово-промышленная Палата будет поощряться для развития промышленных зон в подходящей местности с доступом к производству электроэнергии.
• Будут развиваться промышленные здания, оборудованные электроэнергией, газом, телефоном и канализацией, особенно в отсталых регионах и вдоль автодорог для удобства внутренних и зарубежных инвесторов. Будут приложены усилия, чтобы запустить в работу стандартные фабричные здания, готовые к эксплуатации без периода ожидания. Для развития возможностей инфраструктуры в сотрудничестве с местными компаниями будут приглашены многонациональные компании, имеющие опыт в данной сфере.
• Модернизировать порядок промышленных санкций и других возможностей, необходимых вместе с принципом “службы одного окна”.
• Улучшить систему промышленного кредитования и создание возможностей для собственников земли, занимать средства на основе рыночной стоимости сельскохозяйственной земли и сельского имущества.

17. Женщины
В Исламе женщины занимают почетное место, которое неповторимо в истории. Таланты и мужчин, и женщин признаются на равных в Исламе. Потому что и те, и другие получают знания на равных. ПМЛ (Н) должна:
• Обеспечивать уважение, достоинство и защиту, предоставленную женщинам Исламом.
• Поддерживать участие женщин в национальном развитии и предоставление им социальных, политических и экономических полномочий.
• Отдавать предпочтение женщинам-учителям в начальной школе.
• Поддерживать образование женщин и программы здравоохранения для преодоления разрыва между полами.
• Должно обеспечиваться эффективное представительство женщин во всех ключевых органах по принятию политических решений.
• Должно быть принято особое законодательство относительно насилия против женщин и оскорбления детей.
• Должны постоянно расширяться возможности для предоставления небольших кредитов женщинам-заемщикам, как части расширения их прав.

18. Молодежь
Молодежь – это будущее Пакистана. Более, чем 52 процентов нашего населения находится в возрасте менее 19 лет. ПМЛ (Н) считает, что именно молодежь может изменить судьбу нации.
• Должны реализовываться программы обучения молодежи для создания 100,000 мест для обучения в сфере торговли и промышленности. Эти возможности должны создаваться в сотрудничестве с частным сектором.
• Кредиты для самостоятельной предпринимательской деятельности должны предоставляться тем, кто закончил обучение.
• Должны организовываться межпровинциальные поездки молодежи.
• Молодежи должны предоставляться специальные спортивные возможности во всех образовательных институтах.
• Должна быть запущена антинаркотическая кампания для оберегания молодежи от наркотической зависимости.
Никакая экономика не может процветать без справедливого и равного отношения к его рабочей силе. ПМЛ (Н) разработал политику поддержки рабочей силы во время своих предыдущих полномочий. Она должна уделять особое внимание следующим мерам:
• Безопасность на работе и надлежащая компенсация в случае промышленных увечий должны быть законодательно закреплены.
• Должен быть обеспечен запрет детского труда посредством эффективного контроля и строгого исполнения законов.
• Должны быть усилены и эффективно исполнятся законы против принудительного и неоплачиваемого труда.
• Качество рабочей силы должно улучшаться посредством технического обучения и практики.
• Pвозле рабочих колоний должны создаваться парки и общественные центры.
• Рабочим должны предоставляться льготы для предоставления стипендий талантливым детям рабочих.
• Минимальная заработная плата рабочих будет закреплена на уровне 5000 рупий в месяц, и роль посредников коллективных переговоров будет сделана более эффективной с учетом соответствующих конвенций МОТ.

20. Меньшинства
Меньшинства являются неотъемлемой частью нашей нации, что было объявлено основателем Пакистана Каид-и-Азам Мухаммед Али Джанах. Исламское общество обязано защищать социальные, религиозные и экономические интересы меньшинств. ПМЛ (Н) должна постоянно охранять эти интересы и обеспечивать их основные права на свободу, безопасность, равные возможности и равенство перед законом.
• Должна быть создана комиссия для рассмотрения жалоб о религиозной дискриминации.
• Талантливым детям меньшинств из семей с низким доходом должны предоставляться стипендии на получение высшего образования.
• Меньшинства должны привлекаться к национальному развитию посредством активного участия на разных уровнях.

21. Национальная Безопасность и Внешняя Политика
Независимость и суверенитет страны и свобода его народа всегда будет верховным руководящим принципом в осуществлении внешней политики страны. Следовательно, она будет разрабатываться и реализовываться для усиления суверенитета страны и обеспечения благосостояния её граждан.
С этой целью, наивысший приоритет будет предоставляться усилению защиты нации наравне с поддержанием мира и стабильности в стране и регионе.
Пакистан смог получить ядерный и реактивный потенциал, несмотря на жесткое сопротивление со стороны внешних сил. Это доверие народа Пакистана, и мы обязуемся и в дальнейшем охранять, защищать и укреплять его. Никакое предложение или инициатива не будут рассматриваться, если они компрометируют, ослабляют, уменьшают или отменяют этот потенциал.
Активно поддерживая все инициативы ООН и мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом, Пакистан должен стремиться к справедливому международному политическому и экономическому порядку, основанному на Хартии ООН и принципах мирного сосуществования.
Будут направлены все усилия на разрешение вопроса Джамму и Кашмира в соответствии с положениями соответствующих резолюций ООН и согласно стремлению народа территории к реализации его неотъемлемого права на самоопределение.
Мирное урегулирование всех нерешенных проблем с Индией в духе справедливости и равенства будет закреплено как особый приоритет Партии.
Будет поддерживаться Единство и солидарность среди стран-членов Организации Исламских Государств (ОИГ), и все усилия будут прилагаться для усиления эффективности и надежности организации. Особое внимание будет уделяться усилению отношений с братскими исламскими государствами, исполняя наше историческое обязательство поддерживать братские отношения с ними.
Китай был другом Пакистана, проверенным временем. Для усиления этих взаимоотношений будут предприниматься все усилия, чтобы сделать их истинно стратегическими, предоставляя им большее содержание и глубину.
Предложенный Министерский Кабинет по вопросам Обороны и Национальной Безопасности будет полностью использоваться для установления политического и гражданского контроля над внешней политикой. Внешняя политика будет переориентирована для большего развития экономических и социальных связей с дружественными государствами.
Внешняя политика Пакистана, как развивающейся, неприсоединившейся страны, должна направляться на усиление её отношений, в частности, в экономической сфере, с другим развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.
Специальные меры необходимо предпринять для поддержания глобальных торговых режимов, уделяя особое внимание защите интересов и требований развивающихся стран.
22. Наше Видение Будущего
Сегодня Пакистан находится на перекрестке. Начало двадцать первого века делает новую отметку в истории человеческой цивилизации. Если мы будем действовать совместно, можно написать новую историю. Пришло время смотреть вперед и использовать ресурсы нации. Пакистанская Мусульманская Лига (Н) будет стремиться к национальному примирению, национальному диалогу и национальному консенсусу относительно будущей программы действий для Пакистана. ПМЛ (Н) считает, что, кроме политиков, важными участниками будущего Пакистана являются судебная власть, чиновники, бизнесмены, средства массовой информации, профессионалы, улемы, фермеры, рабочие, молодежь, женщины и гражданское общество. ПМЛ (Н) обладает и опытом, и компетенцией, чтобы направить страну к экономическому процветанию. Она будет стремиться к широким консультациям и участию всех участников общества в реализации своей визии создания общества с демократическими институтами, верховенством закона и процветанием всех его участников, независимо от пола, религии или языка. Это наше “Обязательство перед Народом”.