Речь короля Марокко

Речь Короля Марокко Мухаммеда VI в г. Рабат, 17 июня 2011.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

Слава Богу. Да прибудет мир и благословение с Пророком, Его Родными и Близкими
Мои верноподданные,
Я обращаюсь сегодня к Вам для возобновления нашего совместного обязательства посредством новой Конституции, которая представляет собой переломное событие в процессе завершения построения Государства, основанного на верховенстве закона и демократических институтах, и для того, чтобы четко закрепить принципы и механизмы правильного руководства, предоставить достойное гражданство и обеспечить социальную справедливость.
Этот амбициозный проект я устанавливаю для достижения с момента моего вступления на престол в тесном сотрудничестве с влиятельными лицами нации. Благодаря этому походу, спустя три месяца после запуска процесса пересмотра конституции нам удалось разработать новую демократическую конституцию, основанную на принципах, закрепленных в моем историческом обращении от 9 марта 2011, которое получило всеобщую национальную поддержку. Она также основывалась на соответствующих предложениях политических партий и профессиональных союзов, групп сообщества и молодежных организаций, а также на творческих разработках Консультативного Комитета в дополнение к конструктивным усилиям Политического Механизма, каждый из которых был создан для этих целей.
Я хотел бы похвалить демократический вклад всех сторон и вовлеченных влиятельных лиц. С помощью этого подхода участия нам удалось пересмотреть текущую Конституцию и разработать новый текст Конституции. Последний обладает уникальными характеристиками, связанными с тремя аспектами: методология, формат и содержание.
В отношении методологии, я хотел убедиться – и это первый раз в истории страны – что новая Конституция разработана марокканцами для всех марокканцев.
Что касается формата, он основан на новой структуре, которая касается всех её разделов, от преамбулы – которая является неотъемлемой частью Конституции – до самой последней статьи. Таким образом, новый текст состоит из 180 статей, по сравнению с 108 статьями в предыдущей версии.
В отношении содержания, проект текста – это определенно марокканская конституционная модель, основанная на двух составляющих:
• Первая составляющая – это обязательство перед неизменными ценностями марокканского народа, охрана и поддержание которых поручены мне, в рамках исламской страны, в которой Король и Предводитель Правоверных обеспечивает защиту веры и гарантирует свободу отправления религиозных обрядов.
Закрепленные положения в проекте Конституции: статус нашей страны в качестве составляющей части Магриба, её обязательства в построении Союза Магриба, укрепление арабского и исламского братства, а также африканского единения, расширение и диверсификация сотрудничества и партнерских отношений с европейскими и средиземноморскими соседями и со всеми странами мира, утверждение статуса Марокко как современного Государства, соблюдающего конвенции ООН, и активного члена международного сообщества.
• Вторая составляющая подтверждает признаки и механизмы парламентской природы марокканской политической системы, которая неотъемлемо основывается на принципах национального суверенитета, верховенства Конституции как источника всей власти и связующего звена между государственной должности и подотчетности, как части эффективной, рациональной конституционной системы, ключевыми элементами которой являются баланс, независимость и разделение власти и высочайшей целью которой является свобода и достоинство граждан.
Одно из изменений, которое удостоверяет разделение власти и четкое определение их прерогатив, – это разделение действующей Статьи 19 на две статьи:
• Отдельная статья касается исключительных религиозных полномочий Короля, Предводителя Правоверных и Председателя Высшего Совета Улема, института, который был возвышен до конституционного звания.
• Другая статья определяет статус Короля в качестве Главы Государства и Верховного Представителя страны. Он является символом национального единства и гарантом его сохранения и устойчивости, а также независимости Королевства, суверенитета и территориальной целостности. Король является надежным проводником и верховным третейским судьей, которому доверена задача охраны демократического выбора и обеспечения должного функционирования конституционных институтов; он находится выше всех видов принадлежности.
Король должен выполнять обязанности, связанные с суверенитетом, третейским разбирательством и гарантиями, которые он обеспечивает и которые упомянуты в этой статье, в соответствии с положениями, четко определенными в других статьях Конституции; законодательство должно остаться исключительной юрисдикцией Парламента.
Мои верноподданные,
Официальный конституционный проект – это более, чем основной правообразующий документ. Я считаю, что он является краеугольным камнем особой модели марокканского демократического развития – новым историческим связующим между Правителем и народом, что отражается в следующих основных элементах:
Первое: Закрепление в Конституции Монархии, основанной на гражданстве, и Гражданина Короля посредством следующего:
• Определить, что личность Короля должна быть незыблемой, и его полагается уважать и почитать в качестве Короля, Предводителя Правоверных и Главы Государства.
• Установить правовой возраст для Короля с 18, вместо 16, также как и для его марокканских братьев и сестер.
• Передать председательствование в Регентском Совете Председателю Конституционного Суда, при этом последний должен выступать институтом во главе поддержания Конституции. Это укрепляет главную миссию Совета. Все Конституционные полномочия должны быть ему предоставлены в результате добавления к его членству Главы Правительства и Заместителя Председателя Высшего Совета Судебной Системы; подобно этому, представительство Улема в Регентском Совете будет усилено, поскольку Генеральный Секретарь Высшего Совета Улема будет членом Регентского Совета.
Второе: Конституционное закрепление языка амазих в качестве официального языка Королевства, наравне с арабским:
Учитывая целостность, характеризующую различные компоненты нашей унифицированной, богатой и разнообразной национальной идентичности – включая арабско-исламский, берберский, сахарский, африканский, андалусский, еврейский и средиземноморский компоненты – проект Конституции подтверждает статус арабского языка в качестве официального языка Королевства и предусматривает, что Государство обязуется его защищать и поддерживать.
Он также предусматривает конституционное закрепление языка амазих в качестве официального языка, в рамках инновационной инициативы, которая предусматривает действия для возрождения языка амазих в качестве наследия, принадлежащего марокканцам. Официальный характер языка амазих будет постепенно внедряться посредством основного закона, который определит способы и средства внедрения его в обучение и основные государственные сектора.
Параллельно, проект Конституции предусматривает поддержание всех лингвистических и культурных проявлений в Марокко, в частности, культуры Хассани, которая является характерной чертой наших сахарских провинций.
Согласно моему ключевому желанию обновить навыки молодежи и наших человеческих ресурсов – таким образом, чтобы они имели доступ к знаниям и обществу, основанному на глобализации, и в то же время владели хорошими знаниями в области науки и технологий -, проект Конституции упоминает необходимость изучать наиболее распространенные международные языки в рамках хорошо обдуманной, взаимосвязанной стратегии, которая могла бы укреплять национальное единство. Это задача, которая будет контролироваться высшим советом, миссией которого будет поддержание марокканской культуры, а также наших национальных и официальных языков, и направлять деятельность соответствующих институтов, включая орган во главе развития арабского языка.
Третье: Закрепление в Конституции всех общепризнанных прав человека с действующими механизмами и гарантиями исполнения. В результате, Марокканская Конституция будет Конституцией прав человека, а также хартией гражданских прав и обязанностей.
В этом отношении, проект Конституции предусматривает превосходство международных соглашений, ратифицированных Марокко, над национальным законодательством, а также равенство полов в гражданских правах в рамках уважения Конституции, и над законами Королевства, которые происходят от Ислама. Проект Конституции также предусматривает равенство мужчин и женщин во всех политических, экономических, социальных, культурных правах и правах, связанных с окружающей средой; он закрепляет механизм для соблюдения равенства полов.
Проект Конституции подтверждает соблюдение всех прав человека, особенно презумпции невиновности и гарантирования условий справедливого судебного разбирательства. Он признает в качестве преступлений пытки, насильственное похищение, произвольное задержание, все формы дискриминации и нечеловеческих, унижающих действий. Проект Конституции также поддерживает свободу прессы, самовыражения и мнения, а также право доступа к информации и подачи ходатайств, в соответствии с нормами и критериями, указанными в основном законе.
Конституционные гарантии в отношении прав рабочего класса были усилены для поддержания социальной справедливости и национального единства, в дополнение к свободе предпринимательской инициативы и верховенства закона в корпоративном секторе.
Четвертое: Исполнительная власть, возглавляемая Главой Правительства, в соответствии с демократическими принципами:
В этом отношении, конституционный статус “Премьер-министра” будет приравнивается к “Главе Правительства” и исполнительной власти; он будет назначаться из партии, которая выигрывает всеобщие выборы, таким образом подтверждая то, что правительство будет формироваться посредством прямого всеобщего голосования.
Подтверждая полную власть Главы Правительства над членами кабинета, Конституция предоставляет Главе Правительства полномочие предлагать и смещать с должности членов кабинета, управлять и координировать правительственные действия и осуществлять надзор за государственной службой. Таким образом, Главе Правительства предоставляются полномочия назначения, посредством издания указа, на гражданские должности, в соответствии с основным законом, который определяет список этих должностей, а также условия, требуемые для назначения на государственную должность на основе заслуг, прозрачности и равенства возможностей для всех марокканцев.
Король, по предложению Главы Правительства и по инициативе соответствующих министров, будет реализовывать полномочие назначения Совета Министров, на некоторые высокие государственные должности, такие как вали, губернатор, посол и должностные лица во главе органов национальной безопасности и стратегических национальных институтов. Что касается назначений в военной системе, они остаются исключительной, суверенной прерогативой Короля, Верховного Главнокомандующего и Начальника Штаба Королевских Вооруженных Сил.
Проект Конституции также предоставляет Главе Правительства полномочия распускать Палату Представителей и подчеркивает, что Король должен консультировать его до оглашения состояния отвода или роспуска Парламента. Он определяет условия, которые должны соблюдаться в каждом случае для обеспечения разделения власти и баланса и сотрудничества между ними.
Для того, чтобы предоставить Правительству конституционную основу для реализации его регулятивных и исполнительных полномочий, в Конституции был закреплен Управляющий Совет; были определены его полномочия по согласованию и в свете полномочий Совета Министров:
• Совет Министров находится под председательствованием Короля, по его инициативе или по просьбе Главы Правительства, который участвует в его заседаниях только наравне с министрами. Король может делегировать председательствование в Совете Главе Правительства, на основе специальной повестки дня, с целью укрепления исполнительной власти Главы Правительства. Что касается Управляющего Совета, он возглавляется Главой Правительства, по его инициативе, с участием всех членов кабинета.
• Что касается прерогатив, Управляющий Совет должен обладать обширными, особыми исполнительными полномочиями, некоторые из которых имеют природу принятия решений, и другие совещательного характера; последние должны передаваться Совету Министров для решения, как часть полномочий, которые сохраняются за последним в рамках стратегии, третейского разбирательства и общей политики, включая сохранение макроэкономического и финансового баланса, который сейчас стал конституционной нормой.
Пятое: Законодательная власть, которая обладает сильными законодательными и регулятивными полномочиями, а также властью для оценки правительственной политики. Проект Конституции закрепляет превосходство Палаты Представителей, которая имеет право окончательного решения при ратификации законодательных текстов. Он также будет иметь широкие полномочия в рамках контроля над правительством, особенно в качестве того, что правительство будет подотчетно только Парламенту. Полномочия законодательства и принятия всех законов будут исключительной прерогативой Парламента, и в результате сфера действия закона расширяется от 30 сфер до более, чем 60 в предложенной Конституции.
Для развития моральных стандартов в парламентской деятельности проект Конституции запрещает переходы между партиями и ограничивает парламентскую неприкосновенность только для выражения мнения, за исключением обычных уголовных дел. Проект Конституции также отменяет Высокий Суд Правосудия для членов кабинета, таким образом подтверждая принцип равенства всех граждан перед законом и судебной властью.
В отношении Палаты Советников и для рационализации её состава, проект Конституции предусматривает, что она может состоять из 120 членов, вместо 90.
В этом отношении и в ответ на запрос, поданный профессиональными союзами – и поддержанный политическими партиями – связанный с представительством союзов во второй палате, я принял решение, в рамках своих прерогатив третейского судейства, предоставить соответствующее представительство профессиональным союзам, профессиональным организациям и ассоциациям национальных работодателей. Это решение полностью соответствует самой природе марокканской социальной монархии, а также моей системе управления, которая ставит улучшения социальных условий граждан в основе моих переживаний, в политическом и практическом смысле.
В отношении наших сограждан, живущих за границей, они будут представляться в Парламенте, как только демократическая форма представительства примет четкую структуру, зная, что они имеют право голосовать и выступать в качестве кандидатов в обе Палаты.
Шестое: Создать специальную систему и эффективные механизмы парламентской оппозиции для укрепления её статуса и роли для расширения парламентской деятельности, в рамках законодательства и контроля. Сегодня у нее есть право на пропорциональное представительство во всех органах Парламента. Проект Конституции также определяет, что Глава Правительства должен предоставлять промежуточные отчеты для Парламента о правительственной деятельности и отвечать на вопросы о государственной политике. Подобно этому, проект Конституции уменьшает кворум, необходимый для подачи вотума недоверия, создания следственных комиссий и передачи законопроектов в Конституционный Суд. Парламентские комитеты будут иметь право задавать вопросы должностным лицам, стоящим во главе администраций и государственных институтов.
Седьмое: Укрепление статуса судебной системы как ветви, которая является автономной от исполнительной и исполнительной власти, таким образом, подтверждая независимость судебной власти, гарантом которой я являюсь. Проект Конституции четко говорит, что пока приговоры объявляются во имя Короля, они должны соответствовать закону. Для охраны нерушимости судебной системы проект Конституции признает преступлением любое вмешательство, коррупцию или влияние, направленное на судебную власть.
Подобным образом, проект Конституции устанавливает “Высший Совет Судебной Власти”, в качестве конституционного института, возглавляемого Королем, вместо Высшего Совета Судебной Системы, с целью предоставления административной и финансовой автономии новому Высшему Совету. Он также делает Председателя Кассационного Суда Исполнительным Председателем Совета – вместо Министра Юстиции согласно действующей Конституции – с целью укрепления разделения власти.
Подобно этому, состав нового Совета был укреплен увеличенным количеством избранных представителей судей, а также представительством судей-женщин, при этом обеспечивая то, что членство в Совете открыто для лиц или институтов, действующих в сфере прав человека и защиты судебной независимости.
Полномочия Совета также были расширены и включают, в дополнение к вопросам карьеры судей, функции инспектирования и выдачу заключений по законодательным и регулятивным текстам, связанным с судебной системой и оценкой судебной системы.
Для подтверждения принципа верховенства Конституции и закона, Конституционный Совет был приравнен к уровню “Конституционного Суда” с расширенными полномочиями, которые, в дополнение к существующим прерогативам, включают проверку конституционности международных конвенций и разрешения споров между Государством и регионами. Для поддержания демократического гражданства этот Суд уполномочен рассматривать жалобы сторон судебного разбирательства в отношении неконституционности законов, которые судебная система может определить угрожающими конституционным правам и свободам.
Восьмое: Конституционное закрепление определенных ключевых институтов, оставив открытую дверь для создания – посредством законодательных и регулятивных текстов – других механизмов и институтов для поддержания гражданства и демократического участия:
Таким образом, в Конституции были закреплены некоторые институты, такие как Институт Аль-Вассит (Уполномоченный по правам человека), Совет Марокканского Сообщества за границей и Высокий Орган Аудиовизуальных Коммуникаций. Подобно этому, полномочия Экономического и Социального Совета были расширены для покрытия вопросов окружающей страны, также как были расширены полномочия Высшего Совета Образования для включения обучения и научных исследований.
Также в предложенной Конституции был закреплен Национальный Совет по Правам Человека. Более того, конституционный статус политических партий, профессиональных союзов и групп гражданского общества были укреплены посредством распределения некоторых статей к каждой категории.
Для предоставления молодежи институционального форума для самовыражения и обсуждения, я стремился создать Совет для Молодежной и Общественной Работы в качестве института с упреждающей ролью, разработанной для создания возможности для молодежи делать вклад в построение нации, основанной на единстве, достоинстве и социальной справедливости, с соблюдением принципов демократии и ответственного гражданства.
Девятое: Усиление механизмов надлежащего управления, неподкупности в государственном секторе и борьба с коррупцией посредством создания сбалансированной развитой национальной институциональной системы. В этой связи, роль Суда Аудиторов и Региональных Судов Аудиторов будет усилена в рамках контроля за государственными деньгами и применения принципов прозрачности, ответственности, подотчетности и предупреждения безнаказанности. Совет по Конкурентоспособности и Национальный Орган власти по укреплению честности и предотвращению и борьбе с коррупцией будут усилены в Конституции.
Поскольку безопасность, в стратегическом понимании термина, стала глобальной проблемой, я стремился предоставить нашей стране совещательный институциональный механизм в форме Верховного Совета Безопасности, который будет осуществлять свою деятельность под моим председательствованием. Я могу делегировать председательствование в Совете Главе Правительства, на основе должным образом подписанной повестки дня. Членами Совета будут главы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также министерства, должностные лица и выдающиеся лица. Совет Безопасности будет стоять во главе управления вопросами внутренней и внешней стратегической безопасности, а также структурными и чрезвычайными вопросами. Он будет служить инициативным инструментом для обеспечения надлежащего управления в области безопасности.
Мои верноподданные,
Наше всеобщее понимание истинной демократии и надлежащего управления упирается не только в перераспределение центральных полномочий; скорее, оно основывается на распределении полномочий и ресурсов между центральными органами и регионами в рамках продвинутой региональной системы, которую я считаю основой расширенной реформы и модернизации государственных институтов.
Десятый элемент находится в рамках этого видения. Он касается усиления, в Конституции, объединителя регионов; страна, основанная на демократической, высоко децентрализированной системе, которая стремится к достижению всеобщего и устойчивого развития человеческого потенциала, в рамках национального единства Государства, его территориальной целостности и соблюдения принципов баланса и национальной и региональной сплоченности.
Для того, чтобы подчеркнуть этот стратегический выбор в проекте Конституции, раздел был посвящен местным органам управления и продвинутому региональному подходу в свете системы ориентиров, которую я установил в моем историческом обращении от 9 марта 2011. Основной закон определит полномочия Государства и регионов, в дополнение к ресурсам, организации и механизмам регионализации.
Мои верноподданные,
Какой бы идеальной не была Конституция, она никогда не заканчивается на себе, а скорее является средством для построения демократических институтов. Последнее требует реформ и политического пересмотра, в котором должны принять участие все значимые лица для достижения нашего совместного стремления, а именно, для поддержания развития и создания возможностей для граждан вести достойную жизнь.
В этом смысле, если Первый Служитель нации выполняет свой гражданский долг и голосует «Да» за проект Конституции, который будет предоставлен народу посредством референдума, он это делает из четкого убеждения, что этот проект Конституции должным образом соблюдает демократические принципы, институты, ориентированные на развитие, и требуемые механизмы должного управления; и потому что он охраняет права и достоинство всех марокканцев, соблюдая принципы равенства и верховенства закона.
Я должен проголосовать «Да», потому что я убежден, что демократическая сущность проекта Конституции должна придать сильный импульс для окончательного урегулирования справедливого дела Марокканской Сахары на основе нашей Автономной Инициативы. Она также усилит региональное управление Марокко, как Государства с действительно отличительным демократическим подходом, основанном на единстве.
Следовательно, я обращаюсь к политическим партиям, профессиональным союзам и гражданским общественным организациям, которые свободно участвовали от начала до конца в разработке этого проекта Конституции, стремиться мобилизировать марокканский народ не только для участия в голосовании за проект Конституции, но и проследить, чтобы она применялась. На самом деле, это представляет собой наилучший способ для выполнения законных притязаний нашей сознательной и ответственной молодежи и всех марокканцев, которые стремятся, достичь нашу общую цель построения нашей страны на прочном фундаменте порядка, единства, стабильности, демократии, развития, процветания, справедливости, достоинства, верховенства закона и Государства, основанного на институтах.
Я должен быть на переднем плане, в поиске оптимального исполнения этого утонченного конституционного проекта, который укрепляет основы конституционной, демократической, парламентской и социальной монархии, как только проект Конституции будет, по Воле Всемогущего, одобрен посредством референдума 1го июля.
“Скажите: ‘Это мой путь: Я призываю вас к Аллаху,- на таких четких основаниях, как будто ты их видишь своими глазами – я и любой, кто последует за мной.”
Слова Господа являются Истиной.