Интервью Хекматиара

ИНТЕРВЬЮ ХЕКМАТИАРА.
Интервью “КонтиненТа” с лидером Исламской партии Афганистана Гульбеддином Хекматиаром. Штаб-квартира ИПА в г. Тегеране.
Интервью Берика Жаксыбекова
— Уважаемый господин Хекматиар! Сейчас много говорят о мирном урегулировании афганской проблемы. Не могли бы вы высказать вашу точку зрения по данному вопросу, а также осветить планы мирного разрешения ситуации в Афганистане?
– Наша точка зрения по поводу мира в Афганистане достаточно полно изложена в нашей программе, которую мы обнародовали уже давно.
Наши предложения:
• Все должны быть убеждены в том, что власть – это дело временное, а право выбрать руководителя – право народа.
• Кроме свободных выборов, все остальные пути неправильные и ведут к войне и разрушению.
• Руководитель страны должен служить народу, а не вести себя, как хозяин.
• Национальные богатства страны должны быть в руках руководителя страны, но не как его частная собственность.
• Руководитель не может без согласия народа использовать народное богатство.
• Парламент (маджлис) должен быть высшим полномочным органом власти и выбирать правительство.
• Верховный суд должен быть самостоятельным и действовать по законам шариата, и никакой орган не должен мешать его работе.
После принятия указанных пунктов должны быть два этапа к окончанию войны и стабильности. Первый этап – переходный и временный. На данном этапе создается временное правительство и небольшой по численности маджлис из представителей народа. Маджлисом избирается глава государства из представителей движения “Талибан”. Персональный состав Кабинета министров предложит маджлису глава государства.
Состав маджлиса должен быть следующим:
• На территории, контролируемой движением “Талибан”, от каждого административного органа – один депутат, избираемый народом.
• От Северного альянса – по одному от каждого органа.
• Тридцать депутатов избираются от Пакистана, двадцать пять – от Ирана, пять – от Европы, пять – от арабских стран, пять – от стран Центральной Азии.
На выборах эти депутаты представят интересы населения Афганистана, проживающего в этих странах.
Маджлис будет иметь следующие полномочия:
• выбирать правительство;
• контролировать ситуацию в переходный период;
• осуществлять процесс подготовки и принятия Конституции;
• выбирать верховного судью;
• выбирать членов Верховного суда;
• выбирать Избирательную комиссию;
• создавать комиссию по обороне для реорганизации армии.
Переходный период продлится два года и завершится выборами главы государства с последующей передачей ему всех полномочий. Одновременно будет сформирована совместная группа из представителей всех афганских политических партий (которые работали бы по странам, вмешивающимся во внутренние дела Афганистана), предлагающая следующие шаги:
• поддержка избранного правительства как единственного законного правительства ИГА;
• невмешательство во внутренние дела Афганистана и запрет на снабжение оружием различных группировок;
• содействие избранным афганцам, проживающим в этих странах;
• направление их представителей на первое собрание маджлиса.
Совместная группа должна заверить руководителей этих стран в том, что со стороны Афганистана не будет исходить угрозы войны и содействия наркотрафику, что территория Афганистана не послужит военной базой в интересах какой-либо страны.
– В последнее время вмешательство во внутренние дела Афганистана приобретает более масштабный характер…
– Последнее соглашение Москвы и Вашингтона о блокаде движения “Талибан” дало возможность странам, которые поддерживают Северный альянс, инвестировать в афганскую войну.
– Ваша точка зрения на переговоры в Риме и на Кипре о возможном урегулировании внутриафганского кризиса с участием представителей ЕС и США? Принесут ли они пользу и мир Афганистану?
– Переговоры, которые организуют третьи страны, не только не помогут в разрешении мирного вопроса, а наоборот, еще больше обостряют ситуацию.
– Многие говорят, что Лойя Джирга – единственный выход из афганского кризиса. Что вы думаете по этому поводу?
– Лойя Джирга – это старый рецепт, который сегодня не поможет. Особенно, если главным инициатором ее созыва является ЦРУ, которое и ведет пропаганду в пользу Лойя Джирги. Я готов по этому поводу поспорить. Когда Афганистан не был единой страной, у каждой народности были свои вожди, которые выбирались следующим образом:
• обычно власть переходила по наследству от отца к сыну;
• у вождя племени было больше всех вооруженных людей, так как у него было много родственников и он был самым богатым;
• вождь был самым крупным землевладельцем.
В ситуации, когда возникал какой-то конфликт между несколькими племенами, старшины собирали эти племена. Те в свою очередь выбирали самого старшего и решали свои племенные вопросы. Во времена племен, конечно, Лойя Джирга являлась естественным решением. Но в государстве, где имеются политические партии и парламент, такой механизм невозможен. Кто говорит о Лойя Джирге, тот мыслит по-старому. В свое время были агрессивные правительства в Афганистане, которые поддерживали Лойя Джиргу, но там были только их представители, которые решали все вопросы исключительно в их интересах. Захир Шах, Сардар Дауд, Бабрак Кармаль, Наджибулла и мулла Моххамад Омар – каждый из них поддерживал Лойя Джиргу ради своих интересов. Мулла Омар проводил Лойя Джиргу в Кандагаре, и его выбрали амиром. Муллу Раббани избрали в Герате и Кандагаре, потом его незаконно выбрали еще на один срок в Кабуле. Наджибуллу и Кармаля, которые катались на советских танках, поддерживали советские войск а, и поэтому их выбрали президентами. Дауд также после переворота против Захир Шаха стал вроде бы избранным президентом. В общем, все делается по сценарию, разыгрывается своеобразный спектакль. Кто их выбрал? Какой ответ? Где будет проводиться Джирга? Кто гарантирует, будут ли выполняться решения Лойя Джирги? Кого из руководителей племен вы знаете, чтобы его слова отражали мнение каждого члена племени?
В последнее десятилетие главную роль в Афганистане играли политические партии и военные офицеры. Кто забрал власть у Захир Шаха и отдал Дауду? Лойя Джирга или несколько военных офицеров с танками и самолетами?
Однако, несмотря на все эти факты, в Афганистане Лойя Джирга нереальна не потому что нет никакого согласия по выборам ее членов. Проблема в том, что просто так ее решения никто выполнять не будет. Если кто-то хоть немного знает об Афганистане, он должен понять, что племенное правление уже переросло в партийное. Ни один из руководителей партий в течение последнего времени не являлся племенным вождем и права наследования не получил.
Америка, вопреки тому, что затратила много денег для создания единой партии вокруг Захир Шаха, решила через Лойя Джиргу привести в Кабул западных афганских политических деятелей.
У защитников Лойя Джирги спрашивали, кто будет выбирать ее членов? Они говорят, что ООН, которая не только будет выбирать, но и контролировать процесс выборов как нейтральная сторона. Тогда, спрашивается, где она будет проводиться? Отвечаю: лучше в какой-нибудь европейской стране.
Кто будет исполнять решения Лойя Джирги? Говорят, ООН введет в Афганистан миротворческую армию в 20 тыс. человек. Вы посмотрите: в этой программе нет ничего от той исторической Лойя Джирги афганского народа. Об этом даже речи нет. Если Джирга будет организована ООН и проведена в Европе, она не сможет ничего решить и излечить боль афганского народа.
– Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выступил с инициативой о возможности проведения совещания с участием всех политических и исламских партий Афганистана на территории нашей республики. Каково ваше отношение к данной инициативе?
– Мы приветствуем позитивную роль тех стран, которые на самом деле заинтересованы в наступлении мира в Афганистане и не поддерживают какую-то одну группировку в ИГА. Казахстан может играть позитивную роль в мирном урегулировании афганского кризиса.
– Пожалуйста, расскажите о роли Захир Шаха в будущем государстве Афганистан.
– В Афганистане все закончено с королевством, и Захир Шах не может стать ключом решения афганской проблемы. Он во времена своего правления и поддержки со стороны Америки ничего не сделал для Афганистана. Это пройденный этап, и вряд ли кто захочет повторить неудачный опыт Советского Союза.
– Какова будет роль руководителей моджахедов в будущем Афганистане?
– В нашей программе им не отведена особая роль, но они должны дождаться выборов и поддержать временное правительство, поддержать Конституцию и в соответствии с ней получить должности при распределении министерств по партиям.