Конституция Ирака

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИРАК
от 15 октября 2005 года
Преамбула
Мы, сыновья Месопотамии, земли Пророков, могил святых имамов, основателей цивилизации и творцов алфавита, колыбели арифметики; на нашей земле был написан первый из созданных человечеством законов; в нашей стране были заложены основы самой величественной эры справедливости в отношениях между народами; па нашей земле последователи Пророка и святые молились; философы и ученые создавали теории, а поэты и писатели творили.
Признавая над собой власть Бога, следуя зову нашей страны и наших граждан; призыву религиозных и национальных лидеров, представителей вооруженных сил и политических деятелей, настойчивому призыву наших великих религиозных деятелей, наших лидеров и реформаторов, 30 января 2005 года мы впервые в истории нашей страны пришли миллионами к избирательным урнам — мужчины и женщины, молодые и старые, — помня о страданиях, принесенных большинству населения деспотичной и фанатичной кликой; потрясенные страданиями иракских мучеников — суннитов и шиитов, арабов, курдов и туркоманов и наших братьев из других общин; потрясенные неправедными действиями в священных городах и на юге страны в ходе народного восстания, испытывая глубокую скорбь в связи с массовыми убийствами в Дуджайле и других городах; помня о взрыве насилия и репрессиях во время массовых убийств в городах Халабаджа, Бар-зан и Анфал и о насилии против курдов в городе Фейли; потрясенные трагедиями туркоманов в Башире и других районах Ирака, страданиями жителей западных регионов страны, чьи лидеры и вожди были убиты, символы уничтожены, представители интеллигенции изгнаны, — именно поэтому мы стремились рука об руку, плечом к плечу создать новый Ирак, Ирак будущего, свободный от фанатизма, расизма, местничества, дискриминации и изоляции.
Терроризм и такфир не остановили нашего продвижения по пути строительства правового государства. Фанатизм и расизм не помешали нам объединить усилия и стремиться к укреплению национального единства, следованию пути мирной передачи власти, курсу справедливого распределения богатства и предоставления равных возможностей для всех.
Мы, иракский народ, недавно оправившись от наших бедствий и с уверенностью глядя в будущее, связанное с республиканской, демократической, федеральной, плюралистической системой, преисполнены решимости — мужчины и женщины, молодые и старые — уважать принцип верховенства закона, установить справедливость и равенство и отбросить политику агрессии, проявлять заботу о женщинах и защищать их права, заботиться о престарелых и детях, распространять культуру, основанную на многообразии, и содействовать искоренению терроризма.
Мы, народ Ирака, при всем своем многообразии и различии, принимаем решение на основе свободного выбора, объединиться во имя нашего общего будущего, помня об уроках прошлого, и разрабатываем данную постоянную Конституцию, исходя из ценностей и идеалов небесных посланий и с учетом достижении науки и человеческой цивилизации. Приверженность настоящей Конституции сохранит для Ирака этот свободный союз, его население, его территорию и его суверенитет.
Глава 1. Основные принципы
Статья 1
Республика Ирак — независимое суверенное государство, системой правления которого является демократическая, федеративная, парламентская республика.
Статья 2
1. Ислам — официальная религия государства и основной источник законодательства.
A. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит установленным нормам ислама;
B. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит принципам демократии;
C. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит правам и основным свободам, декларируемым настоящей Конституцией.
2. Настоящая Конституция гарантирует исламскую идентичность большинства иракского народа, полноту религиозных прав каждого, свободу вероисповедания и отправления религиозных культов, в частности культа христиан, йезидов и сабеян-мандеев.
Статья 3
Ирак — многонациональное и многоконфессионалыюе государство, которое является частью исламского мира, одним из основателей и активных участников Лиги арабских государств, приверженных ее Уставу.
Статья 4
1. Арабский и курдский языки являются двумя официальными языками Ирака. Иракцам гарантировано право обучать детей па языке своих предков, в частности туркоманском, ассирийском и армянском в государственных образовательных учреждениях или на любом другом языке в частных образовательных учреждениях в соответствии с принятыми образовательными стандартами.
2. Содержание термина «официальный язык» и порядок применения норм этой статьи будет определяться законом, предусматривающим:
A) издание официальной правительственной газеты на двух языках;
B) высказывания, обсуждения и выступления в государственных органах, таких как Совет представителей, Совет министров, суды и на официальных мероприятиях будут осуществляться на одном из этих двух языков;
C) принятие и публикация официальных документов, а также ведение переписки осуществляются на двух официальных языках;
D) обучение в школах ведется на двух официальных языках в соответствии с принятыми образовательными стандартами;
E) использование двух официальных языков в любых других областях, которые требуют принципа равенства, таких как выпуск банкнот, паспорта, печати.
3. Федеральные органы власти и учреждения в Курдском районе используют оба языка.
4. Туркоманский и ассирийский языки являются двумя другими официальными языками в административных единицах проживания населения, говорящего на этих языках.
5. Любой район или провинция могут использовать любой другой местный язык в качестве дополнительного к государственному языку, если большинство населения данной местности одобрит это на всеобщем референдуме.
Статья 5
Признается верховенство закона. Народ является источником власти и ее легитимности. Власть народа осуществляется путем всеобщего прямого и тайного голосования и посредством конституционных институтов.
Статья 6
Передача властных полномочий осуществляется мирным путем и демократической процедурой, установленной настоящей Конституцией.
Статья 7
1. Деятельность любых организаций или группировок, использующих в своей деятельности, оправдывающих или пропагандирующих расизм, терроризм, такфир, этнические чистки и подстрекательство к подобным действиям, в том числе саддамовской партии Баас и ее символика, к каким бы названиям она ни прибегала, запрещена. Такие организации не могут стать частью плюралистической политической системы Ирака, что должно быть Урегулировано законом.
2. Государство привержено борьбе с терроризмом во всех его проявлениях и будет стремиться к защите своей территории от превращения ее в базу, место передвижения или арену для террористической деятельности.
Статья 8
Ирак придерживается принципов добрососедства и невмешательства во внутренние дела других стран и будет стремиться к разрешению споров мирными средствами и установлению отношений с другими государствами на основе взаимных интересов и равноправия при соблюдении своих международных обязательств.
Статья 9
1:
A. Иракские Вооруженные силы и органы безопасности состоят из представителей различных групп иракского народа с учетом равноправия и равного представительства без какой-либо дискриминации или исключительности. Они находятся под контролем гражданских властей. Вооруженные силы защищают Ирак и не могут использоваться в качестве средства подавления иракского народа и вмешиваться в политическую жизнь, влияя на процесс передачи властных полномочий.
B. Формирование военных подразделений вне рамок Вооруженных сил запрещено.
C. Иракским Вооруженным силам и их персоналу, включая военный персонал, работающий в Министерстве обороны или в любом подчиненном ему учреждении или ведомстве, запрещено участвовать в выборах в качестве кандидатов для занятия политических постов. Они не могут участвовать в избирательной кампании других кандидатов или других акциях, запрещенных уставами Министерства обороны. Это запрещение распространяется на вышеупомянутых лиц, действующих как в своем личном, так и профессиональном качестве, но не ограничивает их право голосовать на выборах.
D. Иракская национальная разведывательная служба собирает информацию, оценивает угрозы для национальной безопасности и предоставляет соответствующие рекомендации правительству Ирака. Эта служба находится под гражданским контролем, осуществляемым исполнительной властью, и действует в соответствии с законом при соблюдении общепризнанных нрав человека.
E. Иракское правительство уважает и соблюдает международные обязательства Ирака, касающиеся запрещения распространения, разработки, производства и использования ядерного, химического и бактериологического оружия. Запрещено производство соответствующего оборудования, материалов, технологий и средств связи, которые могут быть использованы при разработке, изготовлении, производстве и применении такого вида оружия.
2. Вопросы регулирования военной службы устанавливаются законом.
Статья 10
Святые места поклонения и религиозные объекты Ирака являются религиозно-культурным достоянием. Государство обязано поддерживать и охранять их культовый характер, обеспечивая на их территории свободное отправление религиозных обрядов.
Статья 11
Столицей Республики Ирак является город Багдад.
Статья 12
1. Флаг, эмблема и национальный гимн Ирака устанавливаются законом таким образом, который отражает символику всех составных частей иракского народа.
2. Награды, государственные праздники, религиозные и национальные мероприятия и официальный календарь устанавливаются законом.
Статья 13
1. Настоящая Конституция является основным высшим законом Ирака. Она действует на всей без исключения территории страны.
2. Никакой закон, противоречащий данной Конституции, не может быть принят, любые положения региональной конституции или другого правового акта, противоречащие данной Конституции, рассматриваются как недействительные.
Глава 2. Права и свободы
Часть первая. Права
I. Гражданские и политические права
Статья 14
Иракцы равны перед законом без какой-либо дискриминации по признакам пола, этнической или национальной принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, верований, принадлежности к сектам, убеждений или социально-имущественного положения.
Статья 15
Каждый имеет право на жизнь, личную безопасность и свободу и не может быть лишен этих прав или ограничен в их осуществлении, кроме случаев, предусмотренных законом и на основании решения соответствующего судебного органа.
Статья 16
Всем иракцам гарантировано право равных возможностей, и государство обязано предпринимать необходимые меры для его реализации.
Статья 17
1. Каждый имеет право на частную жизнь, если это не нарушает права других людей или общественную мораль.
2. Неприкосновенность жилища защищается. Никто не может проникать в жилище, производить обыск или другим способом нарушать его неприкосновенность, за исключением случаев принятия судебного решения на основании закона.
Статья 18
1. Иракцем является любой человек, рожденный отцом или матерью — иракцами.
2. Иракская национальность является правом, принадлежащим всем иракцам, и она является основанием для приобретения иракского гражданства.
3:
A. Запрещено лишать по какой-либо причине иракского гражданства иракца по рождению. Лица, которые были лишены гражданства, имеют право на его восстановление, процедура которого регулируется законом.
B. Натурализованные граждане могут быть лишены иракского гражданства в случаях, предусмотренных законом.
4. Любой иракец имеет право обладать более чем одним гражданством. Руководящие или высокопоставленные сотрудники службы безопасности должны отказаться от любого другого гражданства, что регулируется законом.
5. Иракское гражданство не может быть предоставлено в целях осуществления политики народонаселения, нарушающей демографическую структуру Ирака.
6. Нормы, регулирующие гражданство, устанавливаются законом, и соответствующие суды разрешают споры, возникающие из применения этих норм.
Статья 19
1. Судебная власть независима и подчинена только закону.
2. Не может быть преступления и наказания, кроме предусмотренных текстом закона. Не может быть наказания, кроме как за действия, которые рассматриваются законом как преступные в момент их совершения. Никакое наказание за преступление не может быть более тяжким, чем то, которое предусмотрено на момент его совершения.
3. Судебное разбирательство является правом, охраняемым законом и гарантированным всем.
4. Право на защиту является неотъемлемым правом и гарантируется на всех стадиях расследования и судебного разбирательства.
5. Обвиняемый является невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в ходе справедливого и законного судебного разбирательства. Обвиняемый не может быть осужден повторно по тем же самым основаниям, если по данному делу не появились новые свидетельства его вины.
6. Каждый имеет право на непредвзятое отношение при осуществлении всех судебных и административных процедур.
7. Заседания суда являются открытыми, если сам суд не примет решения сделать их закрытыми.
8. Наказание носит индивидуальный характер.
9. Закон не имеет обратной силы, если это не предусмотрено самим законом, но такое исключение не распространяется на законы о налогах и сборах.
10. Уголовные законы не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они облегчают положение обвиняемого.
11. Суд назначает адвоката для защиты лиц, обвиняемых в уголовных преступлениях или иных деяниях, если обвиняемый не имеет защитника, и в данном случае государство принимает на себя все расходы по его защите.
12:
A. Произвольное содержание под арестом не допускается.
B. Содержание лиц под арестом или в заключении разрешается только в местах, предназначенных для этих целей в соответствии с уголовным законодательством, которое предусматривает услуги медицинского и социального характера, и осуществляется под контролем государства.
13. Документы предварительного расследования должны быть представлены соответствующему судье не позднее 24 часов с момента ареста обвиняемого, и этот срок может быть продлен только один раз на последующие 24 часа.
Статья 20
Все граждане — мужчины и женщины — имеют право участвовать в общественной жизни и осуществлять свои политические права, включая право голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах.
Статья 21
1. Гражданин Ирака не может быть выдан иностранным органам или властям.
2. Предоставление политического убежища в Ираке регулируется законом. Политические беженцы не могут быть выданы какому-либо ведомству иностранного государства или насильственно возвращены в страну, из которой они прибыли.
3. Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, обвиняемым в совершении международных или террористических преступлений, а также лицам, нанесшим ущерб Ираку.
И. Экономические, социальные и культурные права Статья 22
1. Все иракцы имеют право на труд, гарантирующий им достойный уровень жизни.
2. Закон регулирует отношения между работодателями и работниками на экономической основе с учетом принципов социальной справедливости.
3. Государство гарантирует право граждан создавать и вступать в профессиональные объединения и союзы на основании закона.
Статья 23
1. Частная собственность охраняется законом; владелец собственности имеет право использовать ее и распоряжаться ею, извлекая из этого прибыль, в рамках закона.
2. Собственность не может быть изъята иначе как в общественных интересах и при условии выплаты справедливой компенсации, что регулируется законом.
3:
A. Иракцы имеют право собственности на всей территории Ирака; и никто иной не имеет права владеть недвижимостью, за исключением случаев, установленных законом.
B. Владение собственностью в целях осуществления политики демографических изменений запрещено.
Статья 24
Государство гарантирует свободу передвижения иракской рабочей силы, товаров и иракского капитала между районами и провинциями, что регулируется законом.
Статья 25
Государство гарантирует реформирование иракской экономики в соответствии с современными экономическими требованиями в целях обеспечения полного инвестирования ее ресурсов, диверсификации источников и поощрения развития частного сектора.
Статья 26
Государство гарантирует поощрение капиталовложений в различные отрасли экономики, что регулируется законом.
Статья 27
1. Государственная собственность является неприкосновенной и ее защита — обязанность каждого гражданина.
2. Положения, касающиеся защиты и управления государственной собственностью, условия ее использования и случаи, когда может быть разрешено изъятие части этой собственности, регулируются законом.
Статья 28
1. Введение, изменение, взимание или отмена налогов и сборов осуществляются только на основании закона.
2. Лица с низкими доходами должны быть освобождены от уплаты налогов, с тем чтобы гарантировать им поддержание необходимого минимального прожиточного уровня, что регулируется законом.
Статья 29
1:
A. Семья является основой общества. Государство обязуется поддерживать ее существование, ее этические и религиозные ценности.
B. Государство гарантирует защиту материнства, детства и старости, проявляет заботу о подростках и молодежи, обеспечивая им достойные условия для развития их способностей.
2. Дети имеют право на получение воспитания, образования и заботу со стороны родителей; родители имеют право на уважение и проявление заботы со стороны детей, особенно в период нужды, болезни или старости.
3. Экономическая эксплуатация детей в любой форме запрещена. Государство предпринимает меры для обеспечения гарантий такой защиты.
4. Насилие и грубое обращение в семье, школе и обществе запрещены.
Статья 30
Государство гарантирует как отдельным лицам, так и семьям, особенно детям и женщинам, социальное и медицинское страхование в качестве основных требований для осуществления их свободной и достойной жизни и стремится оградить их от неграмотности, страха и бедности, обеспечивая их жильем, предпринимая меры по их реабилитации и проявляя о них заботу, что регулируется законом.
Статья 31
1. Каждый иракец имеет право на медицинское обслуживание. Государство несет ответственность за состояние государственного здравоохранения, гарантирует средства его защиты и лечения населения посредством строительства различного рода больниц и учреждений здравоохранения.
2. Отдельные лица и организации имеют право строить больницы, диспансеры или частные клиники под контролем государства, что регулируется законом.
Статья 32
Государство заботится об инвалидах и лицах, нуждающихся в особой поддержке, гарантирует их реабилитацию и включение в общественную жизнь, что регулируется законом.
Статья 33
1. Каждый имеет право жить в благоприятной окружающей среде.
2. Государство гарантирует защиту и сохранение экологии и биологического разнообразия.
Статья 34
1. Образование является основным фактором общественного прогресса и правом, гарантированным государством. Оно является обязательным для начальной школы, и государство гарантирует борьбу с неграмотностью.
2. Иракцы имеют право на бесплатное образование на всех его стадиях.
3. Государство поощряет научные исследования в мирных целях, с тем чтобы они приносили выгоды человечеству, и поддерживает мастерство, творческий подход, новации и другие проявления высокого уровня профессионализма.
4. Частное и государственное образование гарантируется и регулируется законом.
Часть вторая. Свободы
Статья 35
1:
A. Свобода и достоинство личности защищены законом.
B. Никто не может быть задержан или подвергнут допросу без судебного решения.
C. Все виды пыток, психологического или физического воздействия, а также бесчеловечного обращения запрещены. Признательные показания, полученные в результате принудительных действий, под пытками или угрозами их применения, не признаются действительными, а пострадавшая сторона имеет право на возмещение любого физического или психологического ущерба, который она понесла.
2. Государство гарантирует защиту личности от любого принуждения интеллектуального, политического или религиозного характера.
3. Принудительный труд, рабство и работорговля, также как торговля женщинами, детьми или сексуальная торговля, запрещены.
Статья 36
Государство гарантирует при условии соблюдения общественного порядка и моральных норм:
A. Свободу выражения мнений любым способом.
B. Свободу прессы, публикаций, средств информации и ее распространения.
C. Свободу проведения собраний и мирных демонстраций, что регулируется законом.
Статья 37
1. Гарантируется свобода образования политических партий и организаций, а также членство в них, что регулируется законом.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в политическую партию или организацию в качестве ее члена или насильственно удерживаться в ее составе.
Статья 38
Свобода средств связи и обмена почтовыми, телеграфными, телефонными, электронными посланиями и другими средствами информации гарантируется. Они не подлежат контролю или прослушиванию, а их содержание не может быть предано огласке иначе как по соображениям правового характера и безопасности и на основании судебного решения.
Статья 39
Иракцы свободны в определении своего личного статуса в соответствии с их религией, принадлежностью к секте, верованиями и религиозным выбором, что регулируется законом.
Статья 40
Каждый гражданин имеет право на свободу мысли, совести и убеждений.
Статья 41
1. Последователи любой религии и секты свободны в:
A. Отправлении своих религиозных культов, включая отправление культа Хусейна (шиитская религиозная церемония).
B. Распоряжении религиозными пожертвованиями, своими религиозными учреждениями и решением других религиозных вопросов, что регулируется законом.
2. Государство гарантирует свободу богослужений и охраняет места их проведения.
Статья 42
1. Граждане Ирака обладают свободой передвижения, путешествий и проживания как в Ираке, так и за его пределами.
2. Не допускается высылка иракского гражданина, его насильственное выдворение из страны или запрет на возвращение в страну.
Статья 43
1. Государство стремится усилить роль групп гражданского общества, поддержать их дальнейшее развитие и защитить их независимость, если они используют мирные средства для достижения законных целей, что регулируется законом.
2. Государство стремится способствовать развитию иракских племен и кланов, оказывает поддержку в решении их проблем в соответствии с их религией, законом и достойными человеческими ценностями в интересах содействия развитию всего общества при запрете племенных обычаев, которые противоречат правам человека.
Статья 44
Ограничение любых прав или свобод, декларированных настоящей Конституцией, возможно только вследствие применения закона или на его основе и только в той мере, в какой такое ограничение не противоречит самому понятию права или свободы.
Глава третья. Власти Федерации
Статья 45
Власти Федерации включают в себя законодательные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют свои специальные полномочия и обязанности на основе принципа разделения властей. Федеральная законодательная власть состоит из Совета представителей и Совета Союза.
Часть первая. Законодательная власть
Статья 46
Федеральная законодательная власть состоит из Совета представителей и Совета Союза.
I. Совет представителей
Статья 47
1. Совет представителей состоит из членов, число которых определяется из соотношения один мандат на каждые 100 тысяч населения Ирака. Они представляют весь иракский народ и избираются путем всеобщего прямого и тайного голосования и призваны представлять все слои населения.
2. Кандидат в члены Совета представителей должен быть иракцем, соответствующим квалификации избираемости.
3. Требования к кандидатам и избирателям и другие связанные с выборами вопросы регулируются законом.
4. Избирательный закон нацелен на закрепление представительства женщин в пропорции не менее одной четвертой общего числа членов Совета представителей.
5. Совет представителей принимает закон о порядке замещения своих членов в случае их ухода в отставку, отстранения от должности или смерти.
6. Члены Совета представителей не могут совмещать свое членство с любым другим официальным постом или осуществлять другую деятельность.
Статья 48
Члены Совета представителей при вступлении в должность приносят перед Советом следующую конституционную присягу. «Клянусь Всемогущим Аллахом выполнять мои законные полномочия и обязанности добросовестно и преданно, защищать независимость и суверенитет Ирака, заботиться об интересах народа, обеспечивать безопасность его земли, неба, вод, его богатства и демократической федеративной системы, стремиться к сохранению публичных и личных свобод, независимости судебной власти и обеспечивать честное и непредвзятое применение законодательства. Бог свидетель того, что я сказал».
Статья 49
Совет представителей сам устанавливает внутреннюю процедуру, регламентирующую его деятельность.
Статья 50
1. Совет представителей принимает решение о действительности мандатов своих членов большинством в две трети голосов в течение 30 дней со дня представления соответствующего запроса.
2. Решение Совета может быть оспорено в Федеральном верховном суде в течение 30 дней со дня принятия этого решения.
Статья 51
1. Заседания Совета представителей являются открытыми, если не возникнет необходимость в проведении закрытого заседания.
2. Отчеты о заседаниях публикуются в соответствии с порядком, установленным самим Советом.
Статья 52
Президент Республики созывает Совет на сессию президентским декретом в течение 15 дней с даты утверждения результатов всеобщих выборов. Данная сессия проходит под председательством старейшего члена Совета для избрания Председателя Совета и его заместителей. Продление установленного срока созыва первой сессии не допускается.
Статья 53
На своем первом заседании Совет избирает абсолютным большинством голосов своего Председателя, его первого и второго заместителей путем прямого тайного голосования.
Статья 54
1. Продолжительность срока полномочий Совета составляет четыре календарных года начиная с его первой сессии и заканчивая окончанием четвертого года.
2. Избрание нового Совета представителей происходит не позднее 45 дней до окончания срока его полномочий.
Статья 55
Совет представителей проводит две законодательные сессии в год общей продолжительностью в восемь месяцев. Порядок их проведения определяется правилами внутреннего регламента Совета. Сессия, на которую представлен проект государственного бюджета, не может быть завершена до одобрения представленного проекта.
Статья 56
1. Президент Республики, Премьер-министр, Председатель Совета представителей или не менее 50 членов Совета могут созвать чрезвычайную сессию Совета для обсуждения только тех вопросов, которые вызвали необходимость ее созыва.
2. Законодательная сессия Совета представителей может быть продлена не более чем на 30 дней для решения необходимых вопросов в соответствии с запросом Президента Республики, Премьер-министра, Председателя Совета или не менее 50 его членов.
Статья 57
1. Кворум для проведения сессий Совета представителей составляет абсолютное большинство его состава.
2. Решения в Совете представителей принимаются простым большинством голосов, если не было принято другое решение.
Статья 58
Совет представителей обладает следующими полномочиями:
1) принимает федеральные законы;
2) осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти;
3) избирает Президента Республики;
4) путем принятия закона ратифицирует международные договоры и соглашения большинством в две трети голосов;
5) утверждает назначения:
A) главы и членов Федерального кассационного суда, главы Генеральной прокуратуры и главы Департамента судебных инспекций абсолютным большинством голосов, опираясь на рекомендации Высшего судебного совета;
B) послов и других лиц со специальным рангом по предложению Сове-га министров;
C) начальника Генерального штаба армии, его заместителей, военнослужащих в звании командующего дивизией и выше, главу службы разведки по предложению Совета министров;
6:
Д. Заслушивает Президента Республики на основании запроса, содержащего причину запроса и одобренного абсолютным большинством голосов членов Совета представителей.
В. освобождает Президента Республики от должности абсолютным большинством голосов членов Совета представителей после осуждения его федеральным верховным судом но следующим основаниям:
1) нарушение конституционной присяги;
2) нарушение Конституции;
3) совершение государственной измены.
7:
А. Члены Совета представителей имеют право направлять запросы Премьер-министру и министрам по любому вопросу, входящему в их компетенцию, и имеют право получать ответ на свои запросы. Только депутат, направивший запрос, имеет право комментировать полученный ответ.
B. Не менее 25 членов Совета представителей могут внести предложение об обсуждении вопросов общего характера, связанных с проводимой политикой или деятельностью Совета министров или одного на министров; затем это предложение передается Председателю Совета представителей для установления даты присутствия Премьер-министра или министра на заседании Совета представителей для обсуждения предложенной темы.
C. С одобрения 25 членов Совета представителей член Совета может направить интерпелляцию в адрес Премьер-министра или министров с требованием предоставить отчет по тому или иному вопросу, входящему в сферу их компетенции. Обсуждение интерпелляции не может иметь место ранее семи дней с момента ее представления.
8:
А. Совет представителей может выразить недоверие министру абсолютным большинством голосов, и министр считается отстраненным от должности с даты вынесения ему вотума недоверия. Вопрос о доверии министру может быть поставлен только по его требованию или на основании запроса, подписанного не менее 50 членами Совета после обсуждения этого запроса. Совет принимает решение по содержанию данного запроса не ранее семи дней с момента его поступления.
В:
1) Президент Республики может представить Совету представителей предложение о выражении недоверия Премьер-министру;
2) Совет представителей, основываясь на требовании одной пятой своих членов, может поставить вопрос о выражении недоверия Премьер-министру на голосование. Это требование может быть представлено только при наличии соответствующей интерпелляции, направленной Премьер-министру, и только но истечении по меньшей мере семи дней со дня представления такого требования;
3) Совет представителей принимает решение о выражении недоверия Премьер-министру абсолютным большинством голосов своих членов.
C. В случае выражения недоверия Премьер-министру Кабинет должен уйти в отставку.
D. В случае голосования о выражении недоверия всему составу Кабинета Премьер-министр и министры остаются на своих должностях для выполнения текущей работы не более 30 дней до формирования нового кабинета согласно статье 73 настоящей Конституции.
E. Совет представителей имеет право обращаться за разъяснениями к должностным лицам из независимых объединений и отстранять их от должности абсолютным большинством голосов в соответствии с процедурой, принятой в отношении министров.
9:
A. Утверждает декларацию об объявлении войны и введении чрезвычайного положения большинством в две трети голосов, основываясь на совместном предложении Президента Республики и Премьер-министра.
B. Чрезвычайное положение может быть объявлено сроком до 30 дней и может продлеваться каждый раз с одобрения Совета.
C. Премьер-министру предоставляются необходимые полномочия для осуществления государственных дел на период объявления войны или введения чрезвычайного положения. Эти полномочия регулируются законом-таким образом, чтобы их осуществление не противоречило настоящей Конституции.
D. В период объявления войны или введения чрезвычайного положения, а также в течение 15 дней после окончания войны или чрезвычайного положения Премьер-министр информирует Совет представителей о принятых мерах и результатах их осуществления.
Статья 59
1. Совет министров представляет проект государственного бюджета и заключительный финансовый отчет в Совет представителей для одобрения.
2. Совет представителей имеет право перераспределять ассигнования между частями государственного бюджета, снижать общие денежные объемы и в случае необходимости может предложить Кабинету увеличить общий объем расходов.
Статья 60
1. Права и привилегии, предоставляемые Председателю Совета представителей, его заместителям и членам Совета, устанавливаются законом.
2:
А. Член Совета представителей обладает иммунитетом, который распространяется и на высказанные им мнения во время сессий Совета, за которые он не может быть подвергнут судебному преследованию.
В. В период легислатуры член Совета может быть арестован только в случае обвинения в совершении особо тяжкого преступления и после принятия решения о лишении его иммунитета абсолютным большинством голосов членов Совета либо в случае ареста на месте совершения преступления.
Статья 61
1. Совет представителей может быть распущен абсолютным большинством его членов на основании требования одной трети его членов или по предложению Премьер-министра, одобренному Президентом Республики. Совет не может быть распущен в период внесения интерпелляции Премьер-министру.
2. Президент Республики назначает всеобщие выборы в стране не позднее 60 дней после роспуска Совета представителей. В этом случае Кабинет считается распущенным и продолжает осуществлять только текущую работу.
II. Совет Союза
Статья 62
Настоящим учреждается законодательный орган, именуемый «Совет Союза» и включающий в себя представителей районов и провинций, не входящих в состав районов. Состав Совета, условия членства в нем, сфера его компетенции и другие вопросы, связанные с его деятельностью, определяются законом, принимаемым большинством в две трети голосов членов Совета представителей.
Часть вторая. Исполнительная власть
Статья 63
Федеральная исполнительная власть состоит из Президента Республики и Совета министров, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законом.
I. Президент Республики
Статья 64
Президент Республики является главой государства и символом национального единства; он олицетворяет суверенитет страны, гарантирует приверженность Конституции, защиту независимости Ирака, единства и безопасности его территории в соответствии с законом.
Статья 65
Кандидат на пост Президента должен отвечать следующим требованиям:
A. Быть иракцем но рождению, родители которого иракцы.
B. Отвечать условиям избираемости и быть не моложе 40 лет.
C. Обладать хорошей репутацией, политическим опытом, отличаться добросовестностью, честностью, справедливостью и преданностью родине.
D. Не быть обвиненным в преступлении, затрагивающем вопросы морали.
Статья 66
1. Порядок выдвижения кандидата на пост Президента устанавливается законом.
2. Порядок назначения одного или более заместителей Президента регулируется законом.
Статья 67
1. Совет представителей избирает Президента Республики из числа кандидатов на этот пост большинством в две трети голосов.
2. Если ни один из кандидатов не набирает требуемого большинства голосов, два кандидата, набравшие относительное большинство голосов в первом туре, участвуют во втором туре выборов, и кандидат, набравший большинство голосов, объявляется Президентом Республики.
Статья 68
Президент Республики приносит присягу перед Советом представителей, текст которой установлен в статье 48 настоящей Конституции.
Статья 69
1. Президент занимает свою должность в течение четырех лет и может быть переизбран не более чем еще на один срок.
2:
A. Исполнение Президентом Республики своих полномочий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий Совета представителей.
B. Президент Республики продолжает осуществлять свои полномочия до завершения выборов нового состава Совета представителей и проведения его первого заседания. Избрание нового Президента проводится в течение 30 дней со дня первого заседания Совета.
C. Если по какой-либо причине пост Президента оказывается вакантным, проводятся выборы нового Президента, который осуществляет свои полномочия до завершения срока полномочий действовавшего Президента.
Статья 70
Президент Республики осуществляет следующие полномочия:
А. Предоставляет специальное помилование по рекомендации Премьер-министра, за исключением лиц, обвиненных по частным искам, а также лиц, обвиняемых в международных преступлениях, терроризме, финансовой или административной коррупции или преступлении против прав личности.
B. Подписывает международные договоры и соглашения после одобрения их Советом представителей не позднее 15 дней со дня их поступления.
C. Подписывает и издает законы, принятые Советом представителей. Эти законы должны быть подписаны не позднее 15 дней со дня их получения.
D. Созывает вновь избранный Совет представителей на сессию в период не позднее 15 дней со дня утверждения результатов выборов или в других случаях, определяемых настоящей Конституцией.
E. Награждает орденами или знаками отличия по рекомендации Премьер-министра и в соответствии с законом.
F. Осуществляет аккредитацию послов.
G. Издает президентские декреты.
H.Утверждает смертные приговоры, вынесенные соответствующими судами.
I.Осуществляет верховное командование Вооруженными силами при проведении церемониальных и торжественных мероприятий.
J. Осуществляет другие президентские полномочия, установленные настоящей Конституцией.
Статья 71
Закон устанавливает жалованье и другие виды содержания Президента Республики.
Статья 72
1. Президент Республики имеет право представить письменное заявление об отставке Председателю Совета представителей, которое вступает в силу через семь дней после его передачи в Совет представителей.
2. Вице-президент замещает Президента в период его отсутствия.
3. Вице-президент замещает Президента Республики когда но какой-либо причине пост Президента оказывается вакантным. Совет представителей должен избрать нового Президента в период, не превышающий 30 дней с момента появления вакансии.
4. В случае, когда пост Президента Республики является вакантным и когда отсутствует вице-президент, пост Президента замещает Председатель Совета представителей при условии, что новый Президент будет избран в период, не превышающий 30 дней со дня появления вакансии в соответствии с положениями настоящей Конституции.
II. Совет министров
Статья 73
1. Президент Республики предлагает кандидату, выдвинутому парламентским большинством, сформировать Кабинет в течение 15 дней с даты избрания Президента Республики.
2. Назначенный Премьер-министром должен подготовить список членов своего Кабинета в период, не превышающий 30 дней со дня своего назначения.
3. Президент Республики предлагает новую кандидатуру на пост Премьер-министра в течение 15 дней, если Премьер-министр, которому поручено сформировать новый Кабинет в срок, указанный в пункте 2, не смог этого осуществить.
4. Назначенный на пост Премьер-министра предъявляет кандидатуры членов своего Кабинета и свою правительственную программу Совету представителей. Считается, что он получил вотум доверия Совета, если кандидатура каждого из представленных им министров одобрена поименно, а его правительственная программа утверждена абсолютным большинством голосов.
5. Президент Республики должен предложить другую кандидатуру для формирования Кабинета в течение 15 дней, если Кабинет не получил вотума доверия.
Статья 74
1. Премьер-министр должен отвечать тем же требованиям, что и Президент Республики. Он должен иметь диплом об окончании колледжа или его эквивалент и быть не моложе 35 лет.
2. Министры должны отвечать тем же требованиям, что и члены Совета представителей, и иметь диплом колледжа или его эквивалент.
Статья 75
Премьер-министр как прямой представитель исполнительной власти несет ответственность за общую политику государства, является Главнокомандующим Вооруженными силами, руководит работой Совета министров и председательствует на его заседаниях. Премьер-министр имеет право отстранять от должности министров с согласия Совета представителей.
Статья 76
Премьер-министр и министры приносят конституционную присягу перед Советом представителей согласно положениям, установленным в статье 48 настоящей Конституции.
Статья 77
Кабинет осуществляет следующие полномочия:
1. Планирует и осуществляет общую политику государства и общие государственные планы; контролирует работу министерств и ведомств, не входящих в состав министерств.
2. Вносит законопроекты.
3. Издает правила, инструкции и принимает решения по исполнению законов.
4. Осуществляет подготовку проекта государственного бюджета, заключительного финансового отчета и планов развития.
5. Представляет для одобрения в Совет представителей кандидатуры на должности заместителей министров, послов и других должностных лиц со специальным рангом; начальника Генерального штаба армии, его заместителей, военнослужащих в должности командующего дивизией и выше; директора национальной разведывательной службы и руководителей учреждений безопасности.
6. Проводит переговоры по международным договорам и соглашениям, подписывает их или поручает подписание этих документов уполномоченным лицам.
Статья 78
1. Президент Республики занимает пост действующего Премьер-министра в случае вакантности этого поста по какой-либо причине.
2. Президент Республики в этом случае обязан назвать кандидатуру другого Премьер-министра не позднее 15 дней со дня появления вакансии в соответствии с положениями статьи 73 настоящей Конституции.
Статья 79
Жалованье и другие формы содержания Премьер-министра, министров и других должностных лиц такого же ранга устанавливаются законом.
Статья 80
Премьер-министр и министры несут коллективную и персональную ответственность перед Советом представителей.
Статья 81
1. Закон регулирует деятельность учреждений безопасности и национальной разведывательной службы, определяет круг их обязанностей и полномочий. Они должны действовать в соответствии с принципами прав человека и находиться под контролем Совета представителей.
2. Национальная разведывательная служба подведомственна Совету министров.
Статья 82
Совет министров устанавливает внутренний регламент, регулирующий его деятельность.
Статья 83
Структура министерств, их функции, обязанности и полномочия министров регулируются законом.
Часть третья. Судебная власть
Статья 84
Судебная власть является независимой. Ее полномочия осуществляют суды различного вида и уровня, которые принимают свои решения в соответствии с законом.
Статья 85
Судьи являются независимыми и при вынесении решений руководствуются только властью закона. Никакая власть не может вмешиваться в судопроизводство и отправление правосудия.
Статья 86
Федеральная судебная власть включает Высший судебный совет, Федеральный верховный суд, Федеральный кассационный суд, Генеральную прокуратуру, Департамент судебных инспекций и другие федеральные суды, которые учреждаются в соответствии с законом.
I. Высший судебный совет
Статья 87
Высший судебный совет осуществляет административное руководство судебной деятельностью. Закон устанавливает способ его формирования, полномочия и процедурные правила.
Статья 88
Высший судебный совет осуществляет следующие полномочия:
1. Руководит федеральной судебной системой и осуществляет над ней контроль.
2. Назначает Председателя и судей Федерального кассационного суда, Генерального прокурора и главу Департамента судебных инспекций и представляет их кандидатуры на утверждение в Совет представителей.
3. Предлагает проект ежегодного бюджета федеральной судебной системы и представляет его на утверждение в Совет представителей.
II. Федеральный верховный суд
Статья 89
1. Федеральный верховный суд является независимым в финансовом и административном отношении судебным органом.
2. Федеральный верховный суд включает определенное число судей и экспертов в области исламского права и светского законодательства, численный состав и способ отбора судей и экспертов определяются законом, который должен быть принят двумя третями голосов членов Совета представителей.
Статья 90
Федеральный верховный суд осуществляет следующие полномочия:
1. Осуществляет контроль за соответствием законов и действующих норм конституции.
2. Осуществляет толкование положений действующей Конституции.
3. Выносит судебные решения по делам, вытекающим из применения федеральных законов, заключений, правил, инструкций и процедур, принимаемых федеральной властью. Закон гарантирует право членов Совета министров и других заинтересованных лиц, а также других лиц обращаться непосредственно в Федеральный верховный суд.
4. Разрешает споры между Федеральным правительством и правительствами районов, провинций, муниципалитетов и местной администрацией.
5. Разрешает споры между правительствами районов и правительствами провинций.
6. Решает вопрос об обвинениях, выдвинутых против Президента Республики, Премьер-министра и отдельных министров, что регулируется законом.
7. Утверждает окончательные результаты всеобщих парламентских выборов.
8:
А. Разрешает споры по вопросам компетенции между федеральной судебной властью и судебными органами регионов и провинций, не входящих в состав региона.
8. Разрешает споры по вопросам компетенции между судебными органами регионов и судебными органами провинций, не входящих в состав региона.
Статья 91
Решения Федерального верховного суда являются окончательными и обязательны для исполнения всеми властями.
III. Общие положения
Статья 92
Создание специальных или чрезвычайных судов запрещено.
Статья 93
Закон регулирует учреждение судов, их виды, инстанции, обязанности и порядок назначения судей, сроки их пребывания в должности, порядок назначения работников прокуратуры, дисциплинарные положения и положения, регулирующие уход в отставку.
Статья 94
Судьи не могут быть отстранены от должности, за исключением случаев, специально установленных законом. Такой закон устанавливает специальные положения, регулирующие поведение судей и применяемые к ним Дисциплинарные санкции.
Статья 95
Судьям и работникам прокуратуры запрещено:
1. Совмещать занимаемую должность с должностью в органах законодательной или исполнительной власти или с осуществлением любой другой деятельности.
2. Состоять в какой-либо партии или политической организации или заниматься любым другим видом политической деятельности.
Статья 96
Военная юстиция регулируется законом. Полномочия военных судов, которые ограничиваются рассмотрением преступлений, носящих воинский характер и совершенных членами Вооруженных сил и сил безопасности, должны быть определены законом.
Статья 97
Запрещено принимать законодательные акты, защищающие какие-либо административные действия или решения от обжалования в судах.
Статья 98
Закон разрешает учреждать Государственный совет для осуществления задач административной юстиции, выполнения консультативных функций, разработки проектов представительства государства и различных государственных учреждений в судебных органах, за исключением того, что запрещено законом.
Часть четвертая. Независимые объединения
Статья 99
Высшая комиссия по правам человека, Высшая независимая избирательная комиссия и Комиссия по сохранению государственного единства рассматриваются в качестве независимых объединений, находящихся под контролем Совета представителей. Их полномочия регулируются законом.
Статья 100
1. Центральный банк Ирака, Управление финансовой инспекции, Агентство средств связи и коммуникаций и Центр управления религиозными пожертвованиями рассматриваются в качестве независимых в финансовом и административном отношении объединений. Порядок деятельности каждого из этих учреждений регулируется законом.
2. Центральный банк Ирака несет ответственность перед Советом представителей, а Управление финансовой инспекции и Агентство средств связи и коммуникаций подведомственны Совету представителей.
3. Центр управления религиозными пожертвованиями подведомствен Совету министров.
Статья 101
Учреждается агентство, именуемое «Общество мучеников», подведомственное Совету министров, функции и полномочия которого регулируются законом.
Статья 102
Учреждается Государственное агентство с целью гарантировать права районов и провинций, не входящих в состав района, для обеспечения их справедливого участия в управлении различными федеральными государственными учреждениями, миссиями, корпорациями и их представительства на региональных и международных конференциях. Оно включает в себя представителей федерального правительства, районов и провинций, не входящих в состав района, что регулируется законом.
Статья 103
Законом учреждается ведомство для осуществления контроля при распределении федеральных доходов. Это ведомство будет включать в себя экспертов федерального правительства, представителей районов и провинций. В сферу его полномочий входит следующее:
1. Контроль за справедливым распределением международных грантов, иностранной помощи и займов с учетом потребностей районов и провинций, не входящих в состав района.
2. Обеспечение наиболее рационального использования и распределения федеральных финансовых ресурсов.
3. Обеспечение прозрачности и справедливости при распределении финансовых средств региональным правительствам и провинциям в соответствии с утвержденными пропорциями.
Статья 104
Учреждается Федеральный совет, именуемый Федеральным советом государственной службы, регулирующий вопросы деятельности федеральной государственной служба, включая назначение на должности и продвижение по службе его персонача. Способ формирования Совета и его полномочия будут определены законом.
Статья 105
Разрешено учреждать другие независимые объединения в соответствии с нуждами и потребностями на основании закона.
Глава 4. Полномочия федеральных властей
Статья 106
Федеральные органы власти обеспечивают единство Ирака, его целостность, независимость, суверенитет и его федеративную демократическую систему.
Статья 107
Исключительными полномочиями федеральных властей являются следующие:
1. Осуществление внешней политики, дипломатическое представительство, ведение переговоров, подписание и ратификация международных договоров и соглашений; ведение переговоров, подписание и ратификация соглашений по вопросам кредитования, проведение суверенной внешнеэкономической и торговой политики.
2. Разработка и осуществление национальной оборонной политики, включая формирование и использование вооруженных сил для обеспечения охраны и защиты безопасности границ Ирака.
3. Разработка финансовой и таможенной политики, осуществление денежной эмиссии, организация торговой политики между районами и провинциями Ирака, разработка государственного бюджета страны, разработка монетарной политики, учреждение и руководство Центральным банком Ирака.
4. Регулирование вопросов стандартов мер и весов.
5. Решение вопросов гражданства и натурализации, проживания и предоставления политического убежища.
6. Регулирование вопросов телекоммуникаций, радиовещания и почтовой связи.
7. Разработка законопроекта об общем и инвестиционном бюджете.
8. Планирование политики, связанной с водными ресурсами, поступающими извне, и обеспечение поступления в Ирак объемов воды и ее справедливого распределения в соответствии с международным правом и установленными нормами.
9. Проведение всеобщей переписи населения.
Статья 108
Нефть и газ являются собственностью всего иракского народа во всех районах и провинциях.
Статья 109
1. Федеральное правительство осуществляет управление нефтяными и газовыми ресурсами, добываемыми па действующих месторождениях, в сотрудничестве с правительствами производящих районов и провинций при условии, что доходы будут справедливо распределяться в соответствии с демографическим распределением населения по всей стране.
2. Федеральное правительство и правительства производящих районов и провинций вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного и газового богатства в целях получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.
Статья 110
Федеральные и региональные органы власти совместно осуществляют следующие полномочия:
1. Руководство таможенными службами в сотрудничестве с правительствами районов и провинций, не входящих в состав района, что регулируется законом.
2. Обеспечение и распределение основных ресурсов электроэнергии.
3. Разработка экологической политики для обеспечения гарантий охраны окружающей среды от загрязнения и сохранения ее чистоты в сотрудничестве с районами и провинциями, не входящими в состав района.
4. Разработка общего планирования и политики государственного развития.
5. Разработка обшей политики здравоохранения в сотрудничестве с районами и провинциями, не входящими в состав района.
6. Разработка основ единой политики в области образования и воспитания в сотрудничестве с районами и провинциями, не входящими в состав района.
7. Разработка основ единой политики в области внутренних водных ресурсов в интересах обеспечения их справедливого распределения, что регулируется законом.
Статья 111
Все, что не относится к исключительным полномочиям федеральных властей, находится в ведении районов и провинций, не входящих в состав района. В отношении полномочий, осуществляемых федеральным правительством совместно с районами, при возникновении спора между ними приоритет принадлежит законодательству района.
Глава 5. Власти районов
Часть первая. Районы
Статья 112
Федеративная система Республики Ирак включает в себя столицу, районы, децентрализованные провинции и местную администрацию.
Статья 113
1. При вступлении в силу настоящей Конституции Курдистан становится федеральным районом и существующие на его территории районные и федеральные органы власти признаются в качестве действующих.
2. Настоящая Конституция признает новые районы, которые могут быть образованы в соответствии с положениями Конституции.
Статья 114
Совет представителей принимает простым большинством голосов в период, не превышающий шесть месяцев со дня его первой сессии, закон, устанавливающий процедуру создания новых районов.
Статья 115
Одна или несколько провинций имеют право образовать район на основании предложения о проведении референдума, который может состояться при следующих условиях:
A. По требованию не менее одной третьей членов каждого из провинциальных советов в провинциях, которые выражают желание образовать район.
B. По требованию не менее одной десятой части избирателей в каждой из провинций, выразивших желание образовать район.
Статья 116
Район принимает собственную конституцию, которая устанавливает систему районных властей и их полномочия, а также механизм осуществления этих полномочий при условии, что это не противоречит настоящей Конституции.
Статья 117
1. Власти районов имеют право осуществлять законодательные, исполнительные и судебные полномочия в соответствии с настоящей Конституцией, за исключением полномочий, являющихся исключительной компетенцией федеральных властей.
2. В случае противоречия между федеральным и районным законодательством по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции федеральных властей, власти района имеют право корректировать применение федерального законодательства.
3. Районы и провинции получают соответствующую долю национальных средств, необходимых для надлежащего выполнения своих обязанностей и полномочий, с учетом ресурсов района, его потребностей и пропорции проживающего в нем населения.
4. При посольствах и дипломатических миссиях создаются управления по районам и провинциям для решения вопросов культурного, социального и местного развития.
5. Правительство района несет ответственность за административное управление районом, в частности за учреждение и организацию сил внутренней безопасности, таких как районная полиция, служба безопасности и охраны.
Часть вторая. Провинции, не входящие в состав района
Статья 118
1. Провинции состоят из дистриктов, округов и деревень.
2. Провинции, которые не входят в состав района, получают особые административные и финансовые полномочия, позволяющие им осуществлять самоуправление в соответствии с принципом административной децентрализации, что регулируется законом.
3. Губернатор провинции, который избирается провинциальным Советом, является высшим должностным лицом исполнительной власти провинции и осуществляет полномочия, предоставленные ему Советом.
4. Порядок избрания провинциального Совета, губернатора и их полномочия регулируются законом.
5. Совет провинции не подконтролен и не подчинен какому-либо министерству или другому ведомству, не входящему в министерство, и имеет собственные финансовые ресурсы.
Статья 119
Разрешена передача полномочий федеральных властей властям провинций и наоборот с согласия обеих сторон, что регулируется законом.
Часть третья. Столица
Статья 120
1. Багдад в своих административных границах является столицей Республики Ирак, включая провинцию Багдад в ее административных границах.
2. Статус столицы регулируется законом.
3. Столица не может входить в состав региона.
Часть четвертая. Местная администрация
Статья 121
Конституция гарантирует административные, политические, культурные, образовательные права различных этнических групп, таких как туркоманы, халдеи, ассирийцы и другие, что регулируется законом.
Глава 6. Заключительные и переходные положения
Часть первая. Заключительные положения
Статья 122
1. Президент Республики совместно с Советом министров или одна пятая членов Совета представителей могут вносить предложения о поправках в Конституцию.
2. В главу 1 об основных принципах Конституции и в главу 2 о правах и свободах поправки могут быть внесены только по завершении двух последовательных легислатур с одобрения двух третей членов Совета представителей и последующем их утверждении на всеобщем референдуме и подписании Президентом Республики в течение семи дней после референдума.
3. Другие положения Конституции, не упомянутые в пункте 2 данной статьи, могут быть изменены при согласии двух третей членов Совета представителей с последующим их утверждением на всеобщем референдуме и подписанием Президентом Республики в течение семи дней после референдума.
4. Внесение конституционных поправок, которые ограничивают полномочия районных властей, не являющиеся сферой исключительной компетенции федеральных властей, возможно только при согласии законодательного Совета данного района и после одобрения этих поправок большинством граждан на всеобщем референдуме.
5:
A. Поправки считаются одобренными Президентом Республики по истечении периода времени, установленного в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в случае если Президент их не подписал.
B. Конституционная поправка вступает в силу в день ее опубликования в «Официальной газете».
Статья 123
Запрещается Президенту Республики, Премьер-министру и членам Совета министров, Председателю Совета представителей и двум его заместителям, членам Совета представителей, должностным лицам судебной власти и лицам, занимающим специальные должности, использовать свое влияние для приобретения или получения в аренду любой государственной собственности, а также предоставлять государству на постоянной основе или во временное пользование личные финансовые средства, подавать против государства иски в связи с такими действиями или заключать с ним контракты, выступая в качестве подрядчика-строителя, снабженца или концессионера.
Статья 124
Законы и судебные решения принимаются от имени народа.
Статья 125
Законы публикуются в «Официальной газете» и вступают в силу с даты их опубликования, если иное не предусмотрено самим законом.
Статья 126
Действующие законы остаются в силе до тех пор, пока они не будут отменены или в них не будут внесены поправки в соответствии с положениями настоящей Конституции.
Статья 127
Для признания референдумов, предусмотренных настоящей Конституцией, действительными, достаточно принятия решения простым большинством голосов, если законом не предусматривается иное.
Часть вторая. Переходные положения
Статья 128
1. Государство гарантирует социальное обеспечение политических узников и лиц, ставших жертвами репрессий бывшего диктаторского режима.
2. Государство гарантирует выплату компенсаций семьям погибших и получивших ранения в результате террористических актов.
3. Закон регулирует меры, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 129
Совет представителей будет применять на своей первой сессии внутренний регламент Переходной национальной ассамблеи до тех пор, пока его собственный внутренний регламент не будет принят.
Статья 130
Верховный уголовный суд Ирака продолжит свою деятельность в качестве независимого судебного органа, занимающегося рассмотрением дел, связанных с преступлениями диктаторского режима и его лидеров. По завершении этой работы Совет представителей имеет право распустить Верховный уголовный суд путем принятия закона.
Статья 131
1. Совет представителей сформирует парламентский комитет из своих членов для наблюдения и контроля за деятельностью Верховной комиссии по «дебаасизации» и ее государственных органов, с тем чтобы гарантировать справедливость, объективность и открытость их деятельности.
2. По завершении этой работы Комиссия может быть распущена решением абсолютного большинства голосов членов Совета представителей.
3. Не должны подпадать под положения о «дебаасизации» кандидаты на посты Президента Республики, Премьер-министра, министров, Председателя и членов Совета министров, главы Совета Союза и его членов, а также кандидаты на аналогичные посты в районах и должностные лица судебной власти, кандидаты на другие государственные должности, включая сами органы по «дебаасизации».
4. Условие, установленное в пункте 3 данной статьи, будет оставаться в силе до тех пор, пока Комиссия, предусмотренная пунктом 1 данной статьи, не будет распущена.
Статья 132
1. Комиссия по урегулированию имущественных споров продолжит свою деятельность в качестве независимого органа в сотрудничестве с органами судебной и исполнительной власти и в соответствии с законом. Эта Комиссия подведомственна Совету представителей.
2. Совет представителей может распустить данную Комиссию большинством в две трети голосов его членов.
Статья 133
Нормы статей, касающиеся Совета Союза, содержащиеся в настоящей Конституции, вступают в силу после принятия Советом представителей решения большинством в две трети голосов на второй легислатуре после вступления в силу настоящей Конституции.
Статья 134
1. В настоящей Конституции термин «Президентский совет» заменяется термином «Президент Республики», и нормы, касающиеся Президента Республики, вступают в силу через одну легислатуру после принятия настоящей Конституции.
2:
A. Совет представителей избирает Президента Республики и двух вице-президентов, которые образуют совет, именуемый «Президентским советом». Он избирается единым списком большинством в две трети голосов.
B. Положения настоящей Конституции, регулирующие отстранение Президента Республики от должности, применимы к Президенту и членам Президентского совета.
C. Совет представителей может отстранить от должности любого члена Президентского совета по основаниям недостаточной компетенции или недобросовестности большинством в три четверти голосов его членов.
D. Если одна из должностей в Президентском совете становится вакантной. Совет представителей большинством в две трети голосов его членов избирает лицо, которое занимает вакантную должность.
3. Члены Президентского совета должны отвечать тем же требованиям, что и члены Совета представителей. Они должны:
A. Достичь возраста 40 лет.
B. Обладать хорошей репутацией, быть добросовестными и порядочными.
C. Выйти из распущенной партии Баас, если они в ней состояли, как минимум за 10 лет до прекращения ее существования.
D. Не быть причастными к репрессиям в период восстания 1991 года или кампании «Анфаль», не быть замешанными в совершении какого-либо преступления против иракского народа.
4. Президентский совет принимает свои решения единогласно, и любой член Совета может делегировать свои полномочия по принятию решения одному из двух других его членов.
5:
A. Законы и резолюции, принятые Советом представителей, передаются в Президентский совет для единогласного одобрения и публикуются в течение 10 дней со дня их поступления в Совет, за исключением положений статей 114 и 115, касающихся создания районов.
B. Если Президентский совет отвергает полученные законы и резолюции, они возвращаются в Совет представителей для рассмотрения положений, вызвавших возражения, и повторного но ним голосования большинством голосов, после чего они повторно передаются в Президентский совет па одобрение.
C. Если Президентский совет снова не одобряет законы или резолюции в течение 10 дней с даты их поступления, они снова возвращаются в Совет представителей, который должен их принять большинством в три пятых голосов его членов. В этом случае они не могут больше вызывать возражения и рассматриваются в качестве одобренных актов.
6. Президентский совет осуществляет полномочия Президента Республики, установленные настоящей Конституцией.
Статья 135
Премьер-министр в первый парламентский срок имеет двух заместителей.
Статья 136
1. Исполнительная власть предпринимает необходимые меры по применению всех положений статьи 58 Закона об управлении Государством Ирак в переходный период.
2. Полномочия, возлагаемые на исполнительную власть, предусмотренные статьей 58 Закона об управлении Государством Ирак в переходный период, распространяются на действующую исполнительную власть, избранную в соответствии с настоящей Конституцией, до окончательной нормализации обстановки, проведения переписи населения и референдума в городе Киркук и других спорных районах в целях выяснения воли их граждан в период не позднее 31 декабря 2007 года.
Статья 137
1. Законы, принятые в Курдистане с 1992 года, и решения властей Курдистана, включая заключенные контракты и судебные решения, остаются в силе, пока они не будут отменены или изменены согласно законам Курдистана и соответствующим органом, при условии, что они не противоречат настоящей Конституции.
2. В начале своей работы Совет представителей сформирует комитет из своих членов, который будет представлять основные составляющие иракского общества. Его целью будет предоставление рекомендаций на период, не превышающий четырех месяцев, для рассмотрения поправок, которые Могут быть предложены к тексту настоящей Конституции.
3. Статьи, измененные Советом представителей в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, должны быть вынесены на референдум в течение двух месяцев после их одобрения.
4. Решение референдума по проекту поправок статей считается принятым, если за него проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в голосовании, если только оно не было отвергнуто большинством в две трети голосов избирателей трех или большего числа провинций.
5. Вышеизложенные нормы являются исключением из действия статьи 122 настоящей Конституции, касающейся изменения Конституции. После внесения поправок в случаях, предусмотренных настоящей статьей, изменения должны вноситься в порядке, установленном статьей 122.
Статья 138
Закон об управлении Государством Ирак в переходный период и приложение к нему отменяются после формирования нового состава правительства, за исключением положений пункта «А» статьи 53 и статьи 58 данного Закона.
Статья 139
Настоящая Конституция вступает в силу после ее одобрения народом на всеобщем референдуме, опубликования в «Официальной газете» и избрания правительства, сформированного в соответствии с ее положениями.