Исламская полиция нравов Саудовской Аравии

В САУДОВСКОЙ АРАВИИ НЕ УТИХАЮТ СПОРЫ
ВОКРУГ ИСЛАМСКОЙ ПОЛИЦИИ НРАВОВ
Комитет поощрения одобряемого и запрещения порицаемого: мы хотим преобразования в министерство и ожидаем внесения поправок в исполнительную инструкцию, а тот, кто против Комитета – противник шариата!
В Саудии раздаются голоса тех, кто считает необходимым усовершенствовать, взять под контроль и скорректировать деятельность Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого – правительственного органа, призванного следить за соблюдением правил общественного поведения исходя из определенных религиозных критериев.
Кроме того, эти люди настаивают на пересмотре низама[1] о Комитете и исполнительной инструкции к нему, принятой 28 лет назад, с целью приведения ее в соответствие с низамами о других правительственных органах, и прежде всего – Уголовным низамом, которому, как утверждают некоторые эксперты, противоречат многие статьи низама о Комитете.
Острота критики доходит до требования упразднить Комитет, так как его полномочия, по мнению некоторых, наделяют его «абсолютной властью».
С другой стороны, немало и тех, кто защищает Комитет, считая его предохранительным клапаном и стражем добродетели в саудовском обществе. Они говорят, что Комитет необходим, а его поддержка является религиозной обязанностью; критику же Комитета они рассматривают как одну из разновидностей критики самой религии. В то же время есть и те, кто говорит, что Комитет – это важный орган, но его руководители должны учесть ошибки в его работе и обратить внимание на злоупотребления некоторых его членов.
В этой разноголосице мнений руководство Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого занимает оборонительные рубежи и через все средства массовой информации отстаивает законность этого органа и полномочий, которыми он наделен. В скором времени, как гласит доклад руководства комитетов, направленный в Консультативный совет, оно будет рассматривать предложение о преобразовании Комитета в министерство: некоторые члены Комитета считают, что такое преобразование станет «моральным» стимулом для института хисбы[2]и его представителей.
Чтобы пролить свет на широко развернувшуюся в саудовском обществе дискуссию, газета «Аш-Шарк аль-Аусат» выслушала мнения всех участвующих в ней сторон.

Преобразование Комитета в министерство
Со своей стороны, помощник генерального директора комитетов по региону Эр-Рияда Усман аль-Усман выступает в защиту основного низама о Комитете поощрения одобряемого и запрещения порицаемого от 1400 г. хиджры, а также исполнительной инструкции к низаму от 1407 г. хиджры. По его словам, он поддерживает лишь идею о внесении некоторых поправок в исполнительную инструкцию о комитетах – идею, которая в настоящее время является предметом дискуссий на заседаниях дирекции, ищущей пути доработки инструкции в соответствии с новыми условиями работы. Эти поправки, считает аль-Усман, соответствуют чаяниям работников Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого, и в скором времени они будут приняты. В интервью «Аш-Шарк аль-Аусат» он возражает критикам Комитета, утверждая, что задачи последнего «определены новым Уголовным низамом, который должен будет применяться всеми правоохранительными органами и который рассматривает Комитет поощрения одобряемого и запрещения порицаемого как полицейское ведомство», обязанное, в частности, снимать первичные показания и передавать задержанных в руки компетентных органов.
По словам аль-Усмана, преобразование Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого в министерство (это предложение обсуждалось в Совете, и к такому преобразованию призывали сами члены Комитета и рядовые жители страны) станет моральным стимулом для этого органа и его членов. То, что в последнее время говорится о Комитете, можно разделить на две категории: это либо «всякие слухи», распускаемые теми, кого сотрудники данного органа задерживали за нарушение шариатских норм, либо это раздутые факты, действительно имевшие место, отмечает аль-Усман, защищая членов Комитета. «В человеческой деятельности, – добавляет он, – какие-то упущения неизбежны, но положительных сторон в работе Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого неизмеримо больше, чем недостатков, которые обсуждаются, и которые руководство постоянно стремится устранять». Аль-Усман поясняет, что совершенствование, к которому стремятся руководители и члены Комитета, наряду с подготовкой и обучением кадров подразумевает и усиление моральных стимулов. В их число входят «меры профессионального поощрения», отметил он, упомянув о том, что в настоящее время Консультативный совет изучает возможность «20-процентного повышения жалования членов Комитета», сталкивающихся по роду службы с трудностями и опасностями, а также с нападками в виде злокозненных судебных исков.
Аль-Усман решительно отрицает, что Комитет стоит перед дилеммой «быть или не быть»: по его словам, этот вопрос обсуждению не подлежит: хисба возникла во времена пророка и просуществовала до османской эпохи, ее работники получали жалование, а сама она была тщательным образом организована. Комитет, добавляет он, хорошо знает свои обязанности, а его деятельность и деятельность министерств гармонично дополняют друг друга.
Аль-Усман считает, что противники Комитета, призывающие к его упразднению, выступают против «применения шариата и осуществления миссии ислама».

«Абсолютные полномочия» в низаме о Комитете
Саудовская национальная ассоциация прав человека ранее также резко критиковала Комитет поощрения одобряемого и запрещения порицаемого, требуя четким образом переформулировать его задачи, дабы не допускать злоупотребления данной ему властью со стороны некоторых его представителей. В своем докладе правозащитная ассоциация особенно резко критиковала 12-ю статью низама о Комитете, согласно которой он должен «пресекать соблюдение порочных обрядов и традиций, выполняя свои обязанности твердо и решительно». К этой статье, утверждает саудовский юрист Умар ас-Сааб, имеются претензии, как и к другим статьям основного низама о Комитете и исполнительной инструкции к нему, поскольку они противоречат вновь принятым низамам. «Существует значительное противоречие, – говорит ас-Сааб, – между низамом о Комитете, изданным 28 лет назад, и другими низамами, изданными в последнее время». В пример он приводит статью 4-ю низама о Комитете, которая гласит, что верховный председатель формирует из членов Комитета следственные комиссии, что, как утверждает Умар ас-Сааб, вступает в противоречие с обязанностям сотрудников Следственного комитета и Генеральной прокуратуры. Что касается проведения обысков в жилых домах, то статья 13-я исполнительной инструкции Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого разрешает обыскивать дома и иные помещения для выявления деяний, осуждаемых шариатом, в то время как новый Уголовный низам провозглашает неприкосновенность частных лиц, их жилищ, офисов и транспортных средств. Статья запрещает сотрудникам уголовного розыска входить в жилые помещения или проводить в них обыск иначе как в дневное время и только при наличии ордера от Следственного комитета и Генеральной прокуратуры.
Ас-Сааб призывает к внесению изменений в низам о Комитете и в исполнительные инструкции к нему с целью приведения их в соответствие с другими низамами, имеющими отношение к данной сфере и изданными в последние годы.
К числу низамов, которым, как утверждает юрист ас-Сааб, противоречит низам о Комитете, относятся Уголовный низам, низамы о следствии и Генеральной прокуратуре с исполнительными инструкциями к ним, положения о применении дисциплинарных наказаний на месте, о временном лишении свободы и превентивном аресте. Так, согласно одной из статей низама о Комитете поощрения одобряемого и запрещения порицаемого, его члены вправе нанести провинившемуся до 15 ударов прутом, а также лишить его свободы на срок до 3 дней. Ас-Сааб отмечает, что статья 24-я Уголовного низама отменяет эту практику, а также все положения других низамов, имеющие отношения к правоохранительной сфере, в том числе об общественной безопасности и о Комитете поощрения одобряемого и запрещения порицаемого; таким образом, положения Уголовного низама являются обязательными для всех соответствующих ведомств. Ас-Сааб требует приведения низама о Комитете и исполнительной инструкции к нему в соответствие с другими низамами во избежание недоразумений, при которых члены Комитета ссылаются на положения низама о Комитете поощрения одобряемого и запрещения порицаемого и собственную исполнительную инструкцию. Он также выступает за четкое определение термина «порицаемое» исходя из принципа мусульманского права: «не считается порицаемым то, что является предметом спора».
Он настаивает на том, что функции хисбы должны заключаться лишь в поощрении одобряемого и запрещении порицаемого, и требует лишить Комитет права вести следствие и участвовать в полицейских операциях – права, которое делает его частью правоохранительных органов.
Недавно глава Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого шейх Ибрахим аль-Гайс в одном из заявлений для прессы выразил сильное недовольство СМИ, которые, по его словам, преувеличивают и раздувают ошибки, совершаемые некоторыми сотрудниками его ведомства. Он заявил, что у Комитета в стране не должно быть врагов. Аль-Гайс отверг политику очернительства, которую проводят некоторые СМИ, муссируя ошибки со стороны сотрудников ведомства, и призвал к установлению дружественных отношений между СМИ и Комитетом. «Предполагается, что у нас нет врагов и что мы друзья», – сказал он. Аль-Гайс подчеркнул, что он приветствует любую объективную критику в отношении своего ведомства, призвав журналистов к справедливости и непредвзятости в освещении событий, связанных с ним. «Если средства массовой информации будут расставлять все точки над «и», ничего не прибавляя и не убавляя из фактов, то мы не возражаем против этого», – сказал он. По словам шейха, его ведомство доступно для СМИ и взаимодействует с ними в духе открытости. Он заявил, что в отношении членов Комитета, обвиняемых в избиении до смерти одного из жителей Саудии, продолжаются следственные действия, которые ведут Следственный комитет и Генеральная прокуратура наряду с администрацией региона Эр-Рияда. По словам аль-Гайса, в этом деле все «ясно и понятно», и «правый будет вознагражден, а виноватый получит по заслугам». Шейх отметил, что обыск у погибшего проводился в соответствии со всеми правилами и инструкциями, и добавил, что «руководство не будет торопиться делать заявления для прессы до тех пор, пока следствие не закончится и картина не прояснится полностью». Аль-Гайс усомнился в том, что в обыске в доме человека, погибшего от рук сотрудников его ведомства, участвовали добровольцы. «Следствие это выяснит», – сказал он. По поводу участия добровольных помощников Комитета в операциях на квартирах подозреваемых он сказал: «Нам не нужно, чтобы помощник предпринимал какие-то физические действия. Мы всегда просим лишь, чтобы он сообщил о нарушении, после чего Комитет проверит эти сведения, и в случае их достоверности испросит разрешение у официальных инстанций». Ибрахим аль-Гайс отказался назвать количество сотрудников Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого, арестованных за превышение власти, сказав: «Нет смысла называть точное число превысивших полномочия, так как в основном сотрудники Комитета их не превышают. Превышение случается, это не норма, но они – люди. Хотя это не значит, что я защищаю тех, кто ошибается». В этой же связи аль-Гайс заметил, что «члены Комитета преисполнены достоинств, а их недостатки тонут в море их достоинств».

Выдержки из исполнительной инструкции к низаму о Комитете поощрения одобряемого и запрещения порицаемого
Указом верховного председателя Комитета поощрения одобряемого и запрещения порицаемого за номером 2740 от 24.12.1407 г. х. была утверждена исполнительная инструкция, опубликованная в газете «Умм аль-Кура» в номере 3203 от 30.07.1408 г. х.
Глава 1. Обязанности Комитета, статья 1:
1. Побуждать людей придерживаться столпов исламской религии, таких, как молитва, закят, пост и хадж, украшаться ее благородными правилами поведения, призывать их совершать достойные поступки, одобренные шариатом – быть правдивыми и искренними, выполнять данные обещания, возвращать отданное на хранение, почитать родителей и кровных родственников, уважать права соседей, оказывать благодеяние бедным и нуждающимся, помогать старикам и слабейшим, напоминать людям о Последнем дне и о том, что душе того, кто совершил дело благое, это зачтется, а с души того, кто творил зло, спросится.
2. Поскольку молитва есть столп религии и вершина ее, членам Комитета надлежит следить за тем, чтобы ее совершали в мечетях в положенные шариатом часы, побуждать людей спешить на призыв к ней; им следует проверять, чтобы в часы молитвы закрывались магазины и лавки, и не велась торговля.
3. Вести надзор за рынками, дорогами, парками и другими общественными местами, чтобы там не совершались следующие порицаемые шариатом вещи:
1) запрещенные шариатом смешение полов и выставление напоказ женской красоты;
2) уподобление одного пола другому;
3) приставание мужчин к женщинам словом или деянием;
4) произнесение бесстыдных или неприличных слов;
5) включение радиоприемников, телевизоров, магнитофонов и т. п. вблизи мечетей или там, где это мешает молящимся;
6) демонстрация немусульманами своих верований или обрядов, либо выказывание ими неуважения к обрядам и нормам ислама;
7) демонстрация или продажа изображений, книг, видео- и аудиозаписей, противных шариатской морали или противоречащих исламскому вероучению;
8) демонстрация рельефных или порнографических изображений, либо символов неисламских религий, как-то: крест, звезда Давида, изображение Будды и т. п.;
9) изготовление и распространение спиртных напитков или их употребление совместно с другими лицами;
10) пресечение условий для совершения разврата (прелюбодеяния, педерастии, азартных игр), а также содержания домов и прочих мест, где совершаются порицаемые и развратные деяния;
11) явная ересь вроде прославления отдельных дат или мест, о которых умалчивает шариат, либо празднование еретических неисламских праздников и событий;
12) колдовство, знахарство и шарлатанство с целью выманивания денег у людей;
13) обвешивание и обман в мерах;
14) надзор за бойнями для обеспечения забоя скота в соответствии с требованиями шариата;
15) надзор за ярмарками и магазинами женской одежды.
Глава 2. Контроль, задержание, обыск и следствие.
Раздел 1:
Статья 2: Члены Комитета должны выявлять все действия, порицаемые шариатом, о которых говорится в главе 1-й настоящей инструкции, и задерживать совершающих их лиц. Они должны также выявлять прочие нарушения шариата, происходящие на их глазах, замеченные в момент их совершения или те, о которых им становится известно по возгласам пострадавших или очевидцев, проследивших за преступником после совершения преступления, либо если преступник застигнут с оружием, орудиями совершения преступления или вещами, полученными в результате его совершения, либо если найдены вещественные доказательства того, что данное лицо является преступником или соучастником преступления.
Статья 3: Если преступление или нарушение, зафиксированное в момент его совершения, не является порицаемым шариатом деянием, каковые перечислены в главе 1 настоящей инструкции¸ то надлежит уведомлять об этом следственные органы и передавать им задержанных лиц в официальном порядке.
Раздел 2, статья 12:
Обыск женщин производится двумя женщинами, честность и правдивость которых подтверждена принесением ими шариатской присяги в соответствии с параграфом 6 статьи 150 низама об общественной безопасности.
Статья 13:
Специальным сотрудникам Комитета разрешается обыскивать жилища и другие места с целью пресечения порицаемых шариатом деяний, перечисленных в главе 1 настоящей инструкции, либо задерживать нарушителей.
Статья 14:
Обыск жилищ разрешается только в случаях, предусмотренных низамами, приказами, указами и инструкциями, касающимися ведения уголовных дел и в порядке, предусмотренном ими, в частности, теми, о которых говорится в разделе 17 низама об общественной безопасности. При этом надлежит соблюдать следующие правила:
– в случае несогласия или недовольства хозяина жилища, при необходимости срочно покинуть жилище, как и в случаях обрушения, затопления, пожара либо проникновения в дом агрессора, обыск разрешается производить лишь с разрешения соответствующей инстанции и в присутствии старосты квартала или его заместителя и двух известных лиц из числа старейшин, а также самого обвиняемого или хозяина жилища, его родственника или знакомого; в тех населенных пунктах, где нет квартальных старост, достаточно присутствия двух людей из числа местных старейшин;
– обыск жилищ производится днем, в ночное время входить в них разрешается только при явном наличии преступления и в момент его совершения, или если того требуют неотложные обстоятельства – во избежание утраты улик или в целях предупреждения бегства подозреваемого.
Статья 15:
Если в жилище в момент обыска находятся женщины, задержание или обыск которых не предусматривается, ответственный за проведение обыска должен предоставить им возможность скрыться от посторонних глаз и покинуть данное место, не причиняя ущерба результатам обыска и интересам следствия.
Раздел 4:
Задержание женщин, девушек-подростков и девочек и проведение в отношении них следственных действий
Статья 49:
Проведение следственных действий в отношении женщин разрешается лишь в присутствии их родственника или того, кто его заменяет; при этом действует инструкция, изданная ведомством общественной безопасности.

Хода ас-Салех