Ливия. Форма правления

ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОДНОГО ИЗ ДВУХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЛИВИИ (В ТРИПОЛИ) ПО СОСТОЯНИЮ НА ФЕВРАЛЬ 2015 ГОДА.
Ассамблея по разработке Конституции
Комитет по подготовке положений о форме и системе управления
Первоначальный проект предлагаемых текстов
(Законодательные и исполнительные органы)
Эль-Байда … от 21 декабря 2014 г.
L. ФОРМА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Статья 1
В ливийском государстве учреждается представительская система управления, основанная на принципе политического плюрализма и мирной передаче власти.
Государственная власть
Статья 2
Государственная власть в ливийском государстве включает: законодательную, исполнительную и судебную власть; и взаимодействие между ветвями власти должно осуществляться на основании принципа баланса и контроля.
РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 3
Законодательная власть принадлежит Национальной Ассамблее, которая состоит из двух палат (Палата Представителей и Совет Шура) и обладает законодательными полномочиями, а также полномочиями одобрять государственную политику, общий план экономического и социального развития и государственный бюджет. Она осуществляет контроль за действиями исполнительной власти в рамках своих полномочий и в порядке, предусмотренном конституцией.
I. ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Статья 4
Палата Представителей состоит из ста сорока пяти членов, которые избираются посредством свободного, тайного и прямого голосования в соответствии с положениями закона о выборах, при этом избиратели должны быть в возрасте не менее восемнадцати лет. Должно быть гарантировано соответствующее представительство всех слоев, социальных, культурных и языковых групп ливийского народа (амазинг, тубу и туарег).
Статья 5
Кандидат на должность члена Палаты Представителей должен соответствовать следующим требованиям: должен быть ливийским мусульманином, не должен иметь другого гражданства, должен пользоваться всеми гражданскими и политическими правами, должен иметь высшее образование, должен быть в возврате двадцати пяти лет, его имя должно быть в избирательных списках избирательного округа, не должен иметь судимости за мелкое или тяжкое преступления, а также должен соответствовать другим требованиям, предусмотренным законом о выборах.
Статья 6
Срок полномочий Палаты составляет четыре года, начиная с даты первого собрания. Выборы новой Палаты проводятся в течение последних шестидесяти дней срока ее полномочий. Президент государства или Премьер-министр созывает Палату на первое собрание в течение четырнадцати дней со дня объявления окончательных результатов выборов.
Статья 7
Палата проводит первую сессию под председательствованием самого старшего члена (при этом самый младший член выступает в качестве докладчика) для избрания руководящего совета палаты в составе спикера и двух заместителей, срок полномочий которых составляет два года. Следующие выборы руководящего совета проводятся в соответствии с правилами процедуры палаты.
Статья 8
Кворум сессии Палаты составляет абсолютное большинство членов. Законы принимаются абсолютным большинством, в других случаях применяется порядок, установленный конституцией.
Статья 9
Законопроект или проект предложения о внесении изменений в какой-либо закон в соответствующий комитет Палаты Представителей может представить:

  1. Президент государства;
  2. Премьер-министр;
  3. пять членов какой-либо из двух палат;
  4. триста избирателей.
    Любой судебный орган или конституционный орган может внести законопроект по вопросам, связанным со своей сферой деятельности.
    Статья 10
    Специальные комитеты Палаты Представителей могут принимать или отклонять внесенные законопроекты или проекты предложений о внесении изменений в какой-либо закон в течение периода не более тридцати дней, и такое решение должно быть обосновано.
    Специальные комитеты могут проводить обсуждения по конкретным предложениям в присутствии экспертов и специалистов правительства, исследовательских центров и университетов.
    Специальные комитеты разрабатывают принятые предложения в форме законопроектов и передают их в течение шестидесяти дней после получения в палату для голосования, за исключением законопроектов, полученных от правительства, которые должны быть переданы палате в течение четырнадцати дней с момента их получения. Любое предложение, которое было отклонено палатой, не может быть повторно представлено в течение этой сессии.
    Статья 11
    Если Палата Представителей одобряет законопроект или проект изменений в какой-либо закон, он должен быть передан в течение трех дней Президенту государства для утверждения и опубликован в течение тридцати дней с моменты его передачи. Закон вступает в силу с момента его публикации в официальном печатном издании.
    Президент государства может вернуть законопроект с изменениями, и палата может одобрить проект с изменениями абсолютным большинством в течение четырнадцати дней или без изменений большинством в две трети голосов. В любом случае проект должен быть передан Президенту государства для его утверждения в течение восьми дней. Если палата не одобрит закон, он теряет юридическую силу.
    Президент не может вернуть проект, одобренный Советом Шура.
    Статья 12
    Помимо других полномочий, предусмотренных конституцией, Палата Представителей имеет следующие полномочия:
  5. одобрять законопроекты и изменения к ним с учетом положений статьи (20/1).
  6. принимать вотум доверия или недоверия Премьер-министру или любому из министров.
    Статья 13
    Каждый член Палаты Представителей вправе направить Премьер-министру или министру запрос в рамках их компетенции. Они должны предоставить ответ на запрос в течение той же сессии, и член имеет право комментировать предоставленный ответ.
    Статья 14
    Каждый член Палаты Представителей вправе направить Премьер-министру или министру запрос в рамках их компетенции в форме, предусмотренной правилами процедуры палаты, и в порядке, который не ограничивает право члена выражать свое мнение и комментировать предоставленный ответ.
    Обсуждение направленных запросов может проводиться не ранее чем через восемь дней с даты подачи запроса и в течение тридцати дней, за исключением чрезвычайных ситуаций, и после разрешения лица, которому направлен запрос.
    II. СОВЕТ ШУРА
    Статья 15
    Совет Шура состоит из семидесяти двух членов, которые избираются посредством свободного, тайного и прямого голосования в соответствии с положениями закона о выборах, при этом избиратели должны быть в возрасте не менее двадцати пяти лет.
    Необходимо обеспечить равное представительство трех географических регионов, а также соблюдение принципа равенства при распределении мест между провинциями этих трех регионов, при этом должно быть гарантировано соответствующее представительство всех слоев, социальных, культурных и языковых групп ливийского народа (амазинг, тубу и туарег).
    Статья 16
    Кандидат на должность члена Совета Шура должен соответствовать следующим требованиям: должен быть ливийским мусульманином, не должен иметь другого гражданства, должен пользоваться всеми гражданскими и политическими правами, должен иметь высшее образование, должен быть в возврате сорока лет, его имя должно быть в избирательных списках избирательного округа, не должен иметь судимости за мелкое или тяжкое преступления, связанное с четностью и доверием, а также должен соответствовать другим требованиям, предусмотренным законом о выборах.
    Статья 17
    Срок полномочий Совета Шура составляет шесть лет, начиная с даты первого собрания. Выборы новых членов на половину мест проводятся в течение каждых трех лет, при этом первая половина заменяется посредством жребия. Выборы проводятся в течение последних трех месяцев каждые три года, при этом члены, срок полномочий которых истек, могут быть переизбраны.
    Президент государства или Премьер-министр созывает Совет на первое собрание в течение четырнадцати дней со дня объявления окончательных результатов выборов.
    Статья 18
    Совет проводит первую сессию под председательствованием самого старшего члена (при этом самый младший член выступает в качестве докладчика) для избрания руководящего совета в составе спикера и двух заместителей, срок полномочий которых составляет три года. Следующие выборы руководящего совета проводятся каждые три года.
    Статья 19
    Кворум собрания Совета составляет две трети членов. Решения принимаются абсолютным большинством голосов членов Совета. Законопроекты принимаются большинством в две трети голосов плюс один голос члена Совета.
    Статья 20
    Совет Шура обладает следующими полномочиями.
  7. Пересмотр законопроектов и проектов изменений в законы, переданных ему Палатой Представителей для утверждения или изменения без противоречия положениям статьи 21, и их передача Палате Представителей для принятия в течение пятнадцати дней с даты представления в целях регулированиях следующих сфер:
    a. финансовая система государства и бюджет;
    b. местное самоуправление;
    c. гражданство и миграция;
    d. политическое убежище;
    e. референдум и выборы;
    f. политические партии;
    g. чрезвычайные ситуации;
    h. политические права и общественные свободы;
    i. использование природных ресурсов;
    j. организация судебной системы;
    k. армия и полиция.
  8. Совет вправе утверждать предложения Президента государства о назначении кандидатов на указанные ниже должности, представленные им в рамках полномочий, предусмотренных положениями статьи 58:
    a. судья Конституционного суда;
    b. председатель независимых конституционных органов;
    c. Главнокомандующий вооруженными силами;
    d. начальник разведки;
    e. послы и представители государства в региональных и международных организациях;
    f. управляющий Центрального банка Ливии;
    g. муфтий;
    h. Генеральный Прокурор.
  9. Ратификация региональных и международных договоров.
  10. Утверждение предложенных конституционных изменений.
    Статья 21
    Если две Палаты дважды не приходят к согласию относительно законопроекта, должен быть сформирован совместный комитет, который включает равное количество членов из обеих палат, для урегулирования разногласий и предложен согласованный текст, и после этого законопроект должен быть передан в две Палаты для голосования.
    Если совместный комитет не может подготовить согласованный текст в течение шестидесяти дней с даты первого представления предложения перед Советом Шура, Совет Шура вносит необходимые изменения и утверждает его. Законопроект передается в Палату Представителей для утверждения.
    Статья 22
    Обоснованное предложение о роспуске Совета Шура могут направить в руководящий совет не менее двенадцати членов Совета Шура.
    Совет должен провести заседание в течение восьми дней с даты представления предложения о роспуске. Решение о роспуске Совета принимается абсолютным большинством членов. В противном случае предложение отклоняется, и другое такое предложение не может быть представлено в течение того же года.
    В случае роспуска Совета действующий совет продолжает выполнять свои обязанности до выборов нового Совета Шура в течение шестидесяти дней с момента принятия решения о роспуске. Порядок передачи дел регулируется правилами процедуры Совета.
    После выборов нового Совета Шура Президент государства должен подать в отставку и действовать в соответствии с положениями статьи 57.
    Статья 23
    После представления 24 членами Совета Шура предложения об отставке Президента государства Совет Шура должен провести собрание в течение восьми дней для принятия решения об утверждении или отклонении отставки Президента. Голосование должно быть тайным, и решение принимается большинством в две трети голосов.
    Если они голосуют «Да», Президент должен подать в отставку и действовать в соответствии с положениями статьи 57, и если предложение отклоняется, то другое такое предложение не может быть представлено в течение того же года.
    III. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПАЛАТ
    Статья 24
    Член Национальной Ассамблеи представляет весь народ, и его избиратели не могут ограничивать свое представительство какими-либо условиями.
    Статья 25
    До вступления члена Палаты в должность он принимает следующую присягу перед своим советом: «Я клянусь Всемогущим Господом хранить верность Господу и Родине, уважать Конституцию и законы страны и выполнять свои обязанности добросовестно и компетентно в интересах Родины».
    Статья 26
    Член Национальной Ассамблеи не имеет права занимать какую-либо другую государственную должность либо одновременно быть членом Палаты.
    Статья 27
    Члены Национальной Ассамблеи не могут привлекаться к ответственности за мнение, выраженное в палате или в комитетах палаты в соответствии с правилами процедуры палаты.
    Статья 28
    Требование признать недействительными выборы членов палаты Национальной Ассамблеи может быть представлено в течение трех дней с момента объявления окончательных результатов выборов, и такое требование должно быть передано в компетентный суд. Высокий Суд принимает решение по требованию в течение тридцати дней с даты его получения; и если Суд принимает решение о недействительности членства, член соответствующей палаты теряет свое членства с даты уведомления его о таком решении.
    Статья 29
    Член Национальной Ассамблеи должен все свое время использовать для выполнения своих обязанностей, связанных с членством в палате. Его первоначальное место работы сохраняется за ним согласно закону, и член получает финансовое вознаграждение, установленное законом.
    Статья 30
    Каждый член Национальной Ассамблеи должен в течение первого месяца после принятия присяги и вступления в должность представить отчет о своем имуществе, а также об имуществе своей жены или жен и несовершеннолетних детей. Отчет должен быть детальным и содержать информацию о движимом и недвижимом имуществе, активах и пассивах на территории Ливии и за ее пределами. Они также должны предоставлять финансовый отчет в конце каждого года и в конце срока своих полномочий. Все отчеты хранятся в палате, к которой относится член.
    Каждая палата принимает правила процедуры в соответствии с Конституцией, и они должны быть опубликованы в Официальном печатном издании. При разработке правил процедуры каждая Палата должна осуществлять координацию с другой Палатой для обеспечения эффективности парламентской работы.
    Статья 32
    Десять членов Палаты Представителей или пять членов Совета Шура могут внести предложение о созыве сессии палаты, к которой они относятся, для обсуждения вопроса или получения пояснений относительно политики Президента государства или Правительства.
    Статья 33
    Спикер каждой Палаты обязан обеспечивать порядок и безопасность своей Палаты; вооруженные силы могут войти в палату либо быть вблизи палаты только по просьбе спикера; а любая агрессия по отношению к помещениям двух палат является преступлением, наказуемым законом.
    Статья 34
    Члены Национальной Ассамблеи пользуются парламентской неприкосновенностью, и оба совета могут привлечь своих членов к ответственности за государственную измену или нарушение конституции.
    Обвинительное заключение принимает палата, к которой относится член, абсолютным большинством голосов после передачи двенадцатью членами какой-либо палаты Спикеру предложения. Решение предусматривает лишение члена неприкосновенности, отстранение его от должности и передачу вопроса Генеральному Прокурору для принятия необходимых правовых мер.
    В случае признания члена виновным, соответствующая Палата принимает решение о лишении его членства; и осужденное лицо привлекается к судебному разбирательству и наказанию в соответствии с законом.
    Статья 35
    Член Национальной Ассамблеи может привлекаться к уголовной ответственности согласно закону в случае поимки на месте преступления либо совершения аморального преступления. Во всех других случаях член может привлекаться к уголовной ответственности только после разрешения палаты, к которой он относится, и письменного требования Генерального Прокурора. Если палата находится не на сессии, разрешение дает Спикер палаты, и палата должна быть проинформирована об этом на первой сессии.
    Решение по ходатайству о возбуждении уголовного разбирательства против члена принимается в течение четырнадцати дней с момента получения ходатайства; в противном случае, ходатайство считается одобренным.
    Отставка члена палаты принимается в письменной форме, если палата не начала в отношении такого члена процедуру лишения членства.
    Статья 37
    Членство в палате может быть прекращено в одном из следующих случаев:
  11. смерть или неспособность выполнять свои обязанности;
  12. уход члена в отставку, смещение его с должности или невыполнение одного из квалификационных требований;
  13. смещение с должности в порядке, предусмотренном правилами процедуры каждой палаты.
    Решение о прекращении членства принимает палата, к которой относится член.
    Статья 38
    В случае если должность члена палаты становится вакантной по причине, указанной в статье 37, не менее чем за шесть месяцев до окончания срока его полномочий новый член должен быть избран в соответствии с законом о выборах и положениями настоящей Конституции, и в течение тридцати дней с даты возникновения вакансии. Срок полномочий нового члена продлевается до окончания срока полномочий его предшественника и заканчивается в момент окончания срока полномочий палаты.
    Статья 39
    Национальная Ассамблея должна находиться в городе (Эль-Байда, Бенгази, Триполи, Сабха), и каждая из двух палат проводит свои очередные собрания в соответствии с законами в течение двух очередных сессий каждый год. Каждая сессия длится не менее четырех месяцев. Она может проводить свои собрания в других местах.
    Сессии двух палат проводятся одновременно, и первая сессия начинается в течение четырнадцати дней с даты объявления окончательных результатов парламентских выборов.
    Статья 40
    Обе палаты Национальной Ассамблеи проводят собрание под председательствованием Спикера Совета Шура; а в случае его отсутствия – Спикера Палаты Представителей, а в случае отсутствия Спикера – самого старшего члена из присутствующих (при этом на сессии должно присутствовать большинство членов) в следующих случаях:
  14. открытие законодательной сессии;
  15. принятие присяги Президента государства;
  16. заслушивание обращения к королям и президентам;
  17. заслушивание обращения Президента государства по вопросам государственной важности;
  18. проведение консультативных сессий палат.
    Статья 41
    Обе палаты Национальной Ассамблеи встречаются в чрезвычайных случаях в штаб-квартире Ассамблеи или в ином месте по требованию Президента государства в соответствии с положениями настоящей Конституции либо по требованию одной трети членов обеих палат в следующих случаях:
  19. утверждение объявления войны или завершения войны;
  20. объявление и прекращение чрезвычайного положения;
  21. отправка вооруженных сил за пределы государства.
    Сессии возглавляет Президент государства в соответствии с положениями настоящей Конституции; и решения принимаются большинством присутствующих членов, при этом их количество должно составлять не менее двух третей членов двух палат.
    Внеочередное собрание Национальной Ассамблеи, проведенное с нарушением положений настоящей статьи, не имеет юридической силы, также как и решения, принятые на таком собрании.
    Статья 42
    Сессии палат проходят в открытом порядке, голосование проводится тайное, обсуждения должны быть занесены в протокол согласно правилам процедуры и опубликованы согласно положениям закона. Каждая палата может провести собрание в закрытом порядке по решению большинства присутствующих членов и по требованию двенадцати членов.
    Статья 43
    Ни одна из палат не может быть распущена в момент, когда она находится на очередной сессии, до принятия бюджета.
    Статья 44
    Каждая палата, в соответствии с правилами процедуры, может создавать комитеты, необходимые для ее работы, которые могут выполнять ее обязанности, когда палата находится не на сессии. Каждая палата также может создавать официальные комитеты для расследования определенных вопросов, находящихся в рамках ее компетенции. В ходе выполнения своих задач они могут собирать доказательства, которые считают необходимыми, и вызывать свидетелей для дачи показаний. Исполнительные и административные органы должны предоставлять таким комитетам запрашиваемые документы и материалы.
    Такие комитеты не могут расследовать вопросы, подлежащие судебному расследованию.
    Статья 45
    Член Национальной Ассамблеи не может получать награды и медали в период своего членства.
    В случае роспуска Палаты Представителей до выборов новой Палаты Совет Шура выполняет задачи Национальной Ассамблеи в соответствии со статьями 40 и 41.
    РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    Статья 47
    Исполнительная власть реализуется Президентом государства и правительством.
    I. ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА
    Статья 48
    Президент государства охраняет единство государства, независимость Родины, целостность ее территории, а также защищает интересы народа.
    Президент государства подлежит избранию в ходе выборов и должен выполнять свои полномочия; его обязанности определяются конституцией.
    Статья 49
    Кандидат на должность Президента государства должен:
    1- соответствовать условиям для членства в Совете Шура;
    2- быть рекомендован двенадцатью членами Палаты Представителей или десятью тысячами избирателей из двух третей провинций и не менее чем пятьюстами избирателями от каждой провинции. Рекомендации более чем за одного кандидата не должны приниматься во внимание.
    Статья 50
    Спикер Совета Шура объявляет о начале приема кандидатур и выборах на должность Президента государства в следующем порядке:
  22. Кандидат должен соответствовать условиям, определенным в статье 49, и представить свое заявление в специальный комитет, который называется Комитет президентских выборов и состоит из трех судей в ранге, назначенных Председателем Высокого Суда, который также определяет Председателя комитета.
  23. Комитет президентских выборов представляет кандидатуры, соответствующие установленным требованиям, в Совет Шура на очередной сессии для выборов Президента государства.
  24. Президент государства избирается посредством прямого, тайного и свободного голосования под надзором Комитета президентских выборов, и побеждает кандидат, который набирает две трети плюс один голос членов палаты.
  25. Если ни один кандидат не набирает большинство в две трети голосов плюс один голос в первом туре, проводится второй тур между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов, и победителем является кандидат, получивший наибольшее количество голосов. В случае равного количества голосов, побеждает кандидат, который получил голос Спикера. В любом случае результаты являются окончательными и не могут быть оспорены.
    Избранный президент объявляет о выходе из политической партии или блока, в котором состоял ранее.
    Статья 51
    Избранный Президент государства должен принять присягу на следующий день после победы на выборах перед Национальной Ассамблеей: «Я клянусь Всемогущим Господом добросовестно выполнять свои обязанности Президента государства, уважать конституцию и законы страны, охранять независимость и единство Ливии, а также защищать интересы народа и Родины».
    Статья 52
    Срок президентских полномочий определяется следующим образом:
  26. Срок полномочий составляет пять лет с даты принятия присяги, и он может быть возобновлен один раз.
  27. Спикер Совета Шура объявляет о начале приема кандидатур и выборах нового Президента государства, а выборы должны пройти в течение последних шестидесяти дней срока полномочий предыдущего президента в соответствии со статьями 49 и 50.
    Статья 53
    Президент государства должен в течение одного месяца с момента принятия присяги и вступления в должность представить отчет о своем имуществе, а также об имуществе своей жены или жен и несовершеннолетних детей. Отчет должен быть детальным и содержать информацию о движимом и недвижимом имуществе, активах и пассивах на территории Ливии и за ее пределами. Президент государства также должен предоставлять финансовый отчет в конце каждого года и в конце срока своих полномочий. Все отчеты хранятся в Совете Шура и Конституционном Суде.
    Статья 54
    Президент государства не имеет права в течение срока своих полномочий занимать какую-либо общественную должность или осуществлять другую деятельность, при этом любое финансовое вознаграждение и подарки, полученные в денежной или натуральной форме лично Президентом государства или через представителя по причине своей должности должны передаваться в государственную казну.
    Закон определяет ежегодное финансовое вознаграждение Президента.
    Статья 55
    Президент государства совместно с Правительством разрабатывает и реализует политику государства в порядке, определенном Конституцией. Премьер-министр и соответствующие министры, назначенные Президентом государства, несут коллективную ответственность за предпринятые действия.
    Статья 56
    Должность Президента государства становится вакантной в следующих случаях:
  28. смерть;
  29. уход в отставку, при этом заявление об отставке подается в письменном виде Совету Шура;
  30. смещение с должности в соответствии со статьей 68;
  31. несоответствие квалификационным требованиям или неспособность выполнять свои обязанности;
  32. несоблюдение условий, установленных в статье 49, или нарушение положений статьи 50.
    Совет Шура принимает решение о возникновении вакансии на должности Президента государства.
    Статья 57
    В случае отсутствия Президента государства либо временных обстоятельств, препятствующих исполнению Президентом своих обязанностей, обязанности Президента исполняет Премьер-министр, при этом такой срок не должен превышать шестидесяти дней. После истечение указанного периода Совет Шура должен принять решение о продлении периода или об объявлении вакансии на должности Президента. Решение принимается абсолютным большинством членов.
    В случае возникновения вакансии на должности Президента Председатель Конституционного Суда временно наделяется конституционными и правовыми полномочиями Президента государства; а в случае его отсутствия, Председатель Высокого Суда заменяет его. А в случае его отсутствия, Конституционный Суд проводит заседание для выбора одного из своих членов для исполнения вышеупомянутых обязанностей, и такой член должен принять присягу, указанную в статье 51 настоящей Конституции, перед Национальной Ассамблеей.
    В течение семи дней с момента возникновения вакансии Спикер Совета Шура объявляет о начале приема кандидатур и выборах нового президента в течение шестидесяти дней в соответствии с положениями статей 49 и 50.
    Исполняющий обязанности Президента не имеет права выдвигать свою кандидатуру на должность; а также не имеет права подавать ходатайство об изменении Конституции, распускать Палату Представителей или правительство.
    Если вакансия на должности Президента государства совпадает с выборами одной из палат, то в первую очередь должны проводиться выборы в Совет Шура, затем выборы Президента государства и Палаты Представителей.
    Статья 58
    Помимо полномочий, которыми наделен Президент согласно Конституции или закону, Президент государства выполняет следующие функции:
  33. принятие решений о формировании правительства и одобрении отставки в соответствии с положениями Конституции;
  34. принятие решения о назначении лиц на должности, указанные в статье 20/2, после одобрения Советом Шура;
  35. принятие законов и их публикация после утверждения каждой из палат в соответствии с полномочиями палат;
  36. представление проектов конституционных изменений и изменений законопроектов;
  37. присуждение наград и медалей;
  38. назначение и смещение с должности лиц, занимающих высшие должности управления государством и связанных институтов;
  39. утверждение смертных приговоров;
  40. Президент вправе выдвигать вопросы национальной важности на референдум после одобрения Совета Шура.
    Статья 59
    Президент государства вправе утверждать общую амнистию в соответствии с законом, наделяющим его такими полномочиями. Закон должен быть утвержден двумя палатами абсолютным большинством голосов членов, а Президент обладает полномочиями утверждать специальную амнистию по согласованию с Премьер-министром и Председателем Высшего юридического совета.
    Статья 60
    Президент является Главнокомандующим вооруженных сил, задача которых заключается в защите суверенитета государства, его территориальной целостности и безопасности. Президент объявляет войну и заключает мирные соглашения.
    Статья 61
    Президент представляет государство во внешних отношениях, и заключает договора, которые вступают в силу после одобрения Советом Шура.
    Статья 62
    Президент государства может напрямую реализовывать свои полномочиям в сфере обороны и международных отношений.
    Статья 63
    Президент государства вправе делегировать часть свои полномочий Премьер-министру, министрам и губернаторам в соответствии с Конституцией и законом.
    Статья 64
    Президент государства вправе созывать правительство для консультаций относительно его работы и председательствовать на таком собрании. Он также должен председательствовать на заседании правительства, на котором обсуждаются вопросы внешней и оборонной политики.
    Статья 65
    В случае роспуска Палаты Представителей или когда обе палаты не были созваны на собрание, Президент государства вправе после проведения консультаций с Премьер-министром принимать указы, имеющие силу закона. Такие указы должны быть рассмотрены в течение семи дней с момента начала следующей сессии и либо утверждены, либо отменены.
    Указы по вопросам, находящимся в рамках компетенции Совета Шура, не могут быть приняты.
    Статья 66
    Президент государства по согласованию с Премьер-министром и Спикерами Палаты Представителей и Совета Шура вправе объявить чрезвычайное положение, когда стране угрожают природные катастрофы, осада или опасности, связанные с безопасностью общества.
    Национальная Ассамблея должна быть созвана в течение семи дней с момента объявления чрезвычайного положения на внеочередную сессию по требованию Президента, с тем чтобы принять решение о продлении или отмене чрезвычайного положения в соответствии с положениями Конституции. Если объявление чрезвычайного положения было подписано в момент, когда палата находилась не на сессии, палата должна быть созвана на внеочередное собрание в течение четырнадцати дней с момента объявления чрезвычайного положения. Национальная Ассамблея должна находиться на постоянной сессии до тех пор, пока Президент государства не объявит об окончании чрезвычайного положения.
    Чрезвычайное положение может продлеваться на срок не более тридцати дней только один раз по решению большинства присутствующих членов Национальной Ассамблеи; и в любом случае объявление о чрезвычайном положении должно указывать цель, регион и период чрезвычайного положения в соответствии с законом.
    Статья 67
    Президент в течение чрезвычайного положения не имеет права ограничивать основные права и свободы за исключением случаев, когда такие ограничения необходимы в интересах общественной безопасности страны.
    Все решения и действия, предпринятые Президентом в течение периода чрезвычайного положения, могут быть оспорены в суде.
    Статья 68
    Президент государства имеет право принять решение о роспуске Палаты Представителей в следующих случаях:
  41. По требованию Премьер-министра с одобрения двух третей членов правительства с указанием оснований, связанных с нарушением палатой государственной политики, планов развития или бюджета без уважительных причин. Президент проводит консультации в течение тридцати дней для согласования позиций различных партий и разрешения проблемы. В случае невозможности достижения консенсуса и отклонения Президентом ходатайства о роспуске палаты, правительство уходит в отставку.
  42. Если Президент принимает отставку правительства, вопрос о роспуске палаты должен быть представлен на народном референдуме (Да или Нет), и с одобрения большинства избирателей Президент принимает решение о роспуске Палаты Представителей и объявляет досрочные выборы в течение шестидесяти дней. Если на референдуме ходатайство о роспуске отклонено, правительство считается ушедшим в отставку. В случае непроведения референдума в установленные сроки, палата проводит заседание на следующий день после истечения установленного срока.
  43. Не менее двадцати четырех членов Палаты Представителей могут представить спикеру обоснованное ходатайство о роспуске палаты. Палата проводит заседание в течение восьми дней после представления ходатайства для его рассмотрения, и Президент государства принимает решение о роспуске палаты после одобрения абсолютного большинства членов. В противном случае ходатайство отклоняется, и другое ходатайство не может быть представлено в течение этой же сессии.
    Палата не может быть распущена в течение первого года своих полномочий или в период чрезвычайного положения.
    Статья 69
    Президент государства имеет право принять решение о роспуске правительства в следующих случаях:
  44. Палата Представителей одобряет абсолютным большинством голосов вотум недоверия правительству в соответствии со статьей 77.
  45. уход в отставку Премьер-министра;
  46. роспуск Палаты Представителей в соответствии со статьей 68.
    Действующее правительство продолжает выполнять свои обязанности до формирования нового правительства в соответствии с положениями конституции.
    Статья 70
    Президент государства может быть обвинен в государственной измене или нарушении Конституции на основании обоснованного ходатайства, представленного Спикеру Совета Шура 36 членами Палаты Представителей или 24 членами Совета Шура. Для обсуждения такого ходатайства должна быть созвана сессия в течение трех дней с момента подачи ходатайства, и палата принимает решение в течение восьми дней об утверждении или отклонении ходатайства большинством в две трети голосов членов посредством тайного голосования.
    В случае утверждения ходатайства Совет Шура принимает решение о парламентском обвинении Президента государства, снятии с него неприкосновенности, отстранении от должности и передачи в Конституционный Суд. Его решение окончательное и обжалованию не подлежит.
    В случае признания Президента виновным палата принимает решение о смещении его с должности, и в отношении осужденного действуют положения закона о привлечении к ответственности, судебном разбирательстве, приговоре и наказании в соответствии с законом.
    За исключением случаев поимки на месте преступления Совет Шура, исходя из обоснованного ходатайства Генерального Прокурора, обвиняющего Президента в совершении тяжкого или аморального преступления, проводит слушание и обсуждение такого ходатайства, и в течение четырнадцати дней палата принимает решение об утверждении или отклонении ходатайства большинством голосов членов посредством тайного голосования.
    В случае утверждения ходатайства палата принимает решение о снятии с Президента неприкосновенности, приостановке его полномочий и передаче дела Генеральному Прокурору для представления дела перед судом. В случае признания Президента виновным, палата принимает решение о смещении его с должности.
    II. ПРАВИТЕЛЬСТВО
    Статья 71
    Правительство наделено высшей исполнительной и административной властью в ливийском государстве. Оно состоит из Премьер-министра, министров и заместители министров.
    Статья 72
    Премьер-министр возглавляет правительство, контролирует его работу и осуществляет руководство в ходе исполнения его обязанностей. Закон определяет общие принципы организации министерств и других государственных органов. Совет Министров выполняет свои полномочия в соответствии с Конституцией, законами и постановлениями.
    Статья 73
    Лица, назначенные на должность Премьер-министра или члена правительства, должны быть ливийскими мусульманами, не должны иметь другого гражданства, должны пользоваться всеми гражданскими и политическими правами, иметь опыт работы не менее тридцати лет и не иметь судимости за совершение тяжкого или аморального преступления.
    Статья 74
    Президент государства должен в течение семи дней после созыва Палаты Представителей запросить кандидатуру Премьер-министра от партии или коалиции, получившей наибольшее количество мест в правительстве.
    Статья 75
    Палата Представителей принимает вотум доверия правительству посредством тайного голосования абсолютным большинством голосов членов в течение сессии, на которой она заслушивает программу действий правительства, представленную Премьер-министром в течение тридцати дней с момента получения требования о формировании правительства. Если правительство не получает абсолютное большинство голосов, оно уходит в отставку, а Премьер-министр формирует временное правительство.
    Палата должна в течение первого года принять решение либо о вотуме доверия временному правительству, либо о согласии на новое правительство, которому она предоставит вотум доверия. Если палата не принимает решение в течение одного года, оно распускается, и Президент государства объявляет о досрочных выборах в течение шестидесяти дней.
    В любом случае при формировании правительства следует учитывать надлежащее представительство всех слоев, социальных, культурных и языковых групп ливийского народа.
    Статья 76
    После принятия Палатой Представителей вотума доверия правительству согласно статье 75 Премьер-министр и министры принимают присягу верности Родине перед Палатой Представителей: «Я клянусь Всемогущим Господом хранить верность Родине, уважать Конституцию и законы страны, добросовестно выполнять свои обязанности и служить интересам Родины».
    Статья 77
    Палата Представителей может принять вотум недоверия Премьер-министру или одному из министров по решению абсолютного большинства членов Палаты Представителей посредством тайного прямого голосования. В случае принятия вотума недоверия Премьер-министр должен направить Президенту государства заявление об уходе его правительства в отставку, а палата вправе принять вотум недоверия в отношении какого-либо министра абсолютным большинством голосов членов.
    Палата вправе рассматривать ходатайство о вотуме недоверия Премьер-министру или министру только после проведения допросной сессии и на основании письменного ходатайства, представленного двадцатью четырьмя членами в случае Премьер-министра и двадцатью членами в случае министра. Обсуждение ходатайства должно пройти в течение 14 дней, а решение должно быть принято в течение трех дней после окончания обсуждения.
    Статья 78
    Срок полномочий Премьер-министра составляет четыре года и заканчивается с окончанием срока полномочий Палаты Представителей. В случае истечения срока полномочий Премьер-министра, принятия в его отношении вотума недоверия, ухода в отставку или смещения с должности, все министры считаются смещенными с должности.
    Статья 79
    Должность Премьер-министра или министра становится вакантной в следующих случаях:
  47. смерть;
  48. уход в отставку;
  49. смещение с должности в соответствии со статьей 82;
  50. вотум недоверия министру в соответствии со статьей 77;
  51. несоответствие квалификационным требованиям или неспособность выполнять свои обязанности;
  52. несоблюдение какого-либо из условий выдвижения кандидатуры на должность.
    Палата Представителей объявляет о вакансии на должности, а Президент государства принимает решение о подтверждении вакансии.
    Статья 80
    Премьер-министр и его министры должны в течение первого месяца после принятия присяги и вступления в должность представить отчет о своем имуществе, а также об имуществе своей жены или жен и несовершеннолетних детей. Отчет должен быть детальным и содержать информацию о движимом и недвижимом имуществе, активах и пассивах на территории Ливии и за ее пределами. Они также должны предоставлять финансовый отчет в конце каждого года и в конце срока своих полномочий. Все отчеты хранятся в палате, к которой относится член. Все решения хранятся в Палате Представителей.
    Статья 81
    Премьер-министр и заместитель министра не имеют права в течение срока своих полномочий занимать другую государственную должность или осуществлять деятельность, которая приносит ему финансовый доход. Он не имеет права приобретать или сдавать в аренду государственную собственность, осуществлять ее обмен на другие активы, прямо или косвенно участвовать в тендерах, организованных государственной администрацией, организациями или компаниями, находящимися под управлением или контролем государства. Кроме того, он не имеет права быть членом Совета директоров какой-либо компании или иметь долю в коммерческих или финансовых операциях. Закон определяет вознаграждение Премьер-министра, министров и заместителей министров.
    Статья 82
    Премьер-министр и министры пользуются неприкосновенностью; а в случае совершения государственной измены или нарушения Конституции в их отношении действуют те же положения, которые действуют в отношении членов Палаты Представителей; и Палата Представителей должна выдвинуть против них обвинение в соответствии со статьей 34.
    Статья 83
    Правительство вправе заимствовать, получать финансирование или перераспределять средства из одной статьи бюджета в другую только с одобрения Палаты Представителей и Совета Шура.
    Статья 84
    Распределение полномочий.
    Полномочия Совета министров:
  53. реализация программы правительства, одобренной Палатой Представителей;
  54. охрана безопасности Родины и защита прав граждан, а также обеспечение уважения законов и нормативно-правовых актов;
  55. предложение законопроектов и изменений к законопроектам;
  56. подготовка законопроекта государственного бюджета;
  57. учреждение государственных компаний, институтов и органов на разных уровнях, контроль и надзор за их деятельностью;
  58. обсуждение предложений, планов и политики каждого министерства в рамках своей компетенции;
  59. принятие правил процедуры, организационных и административных правил коммунальных компаний;
  60. назначение заместителей министров, а также гражданских и военных должностных лиц по предложению соответствующего министра;
  61. реализация любых других полномочий, предусмотренных Конституцией или законами;
  62. принятие необходимых постановлений для реализации своих полномочий.
    Полномочия Премьер-министра:
  63. принятие необходимых постановлений для реализации законов в порядке, который не противоречит и не изменяет их исполнение. Он вправе уполномочить других лиц для принятия таких постановлений, за исключением случаев, когда в законе указано, кто принимает необходимые нормативно-правовые акты;
  64. принятие необходимых решений для создания коммунальных компаний и их организации после получения одобрения Совета министров;
  65. реализация любых других полномочий, предусмотренных Конституцией или законами.
    Полномочия министра:
  66. министр несет ответственность за разработку политики своего министерства в рамках общей государственной политики и по согласованию с соответствующими органами, а также контролирует реализацию такой политики;
  67. реализация любых других полномочий, предусмотренных Конституцией или законами.
    Полномочия заместителя министра:
  68. контроль работы министерства в порядке, который обеспечивает институциональную стабильность и повышает эффективность реализации политики министерства;
  69. реализация любых других полномочий, предусмотренных Конституцией или законами.