Программа действий ОИС-2025

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ОИС – 2025

ВВЕДЕНИЕ
1. Программа действий ОИС-2025 была разработана на основе концепции и принципов, закрепленных в Уставе Организации Исламского Сотрудничества. Указания, содержащиеся в различных декларациях, соглашениях, конвенциях и резолюциях, принятых на форумах ОИС, служат необходимой основой для парадигмы развития, закрепленной в настоящей Программе действий. Данный документ будет знаменовать собой начало второго этапа Десятилетней Программы действий ОИС (ДПД), которая осуществляется с 2005 года.
2. По сути цели в различных приоритетных областях опираются на основные принципы Устава, нацеленные на укрепление единства и солидарности государств-членов ОИС в их усилиях по продвижению общих интересов на международных форумах. Устав подтверждает необходимость сохранения и продвижения благородных исламских ценностей мира, сострадания, терпимости, справедливости и человеческого достоинства в нашей борьбе за возврат исламу ведущей роли в мире и обеспечение устойчивого развития, прогресса и процветания народов государств-членов.
3. Израильская оккупация палестинских и арабских территорий является является ключевой проблемой для ОИС. Поэтому прекращение этой оккупации и обеспечение всеобъемлющего урегулирования вопроса Палестины в рамках соответствующих Резолюций ООН и других международных и региональных документов и инициатив остается основным вопросом повестки дня ОИС.
4. Резолюции и решения ОИС по Джамму и Кашмиру, Нагорному Карабаху, Кипру, Косово и Боснии, и ее решительная поддержка всех усилий, направленных на прекращение конфликтов в Сирии, Ираке и Ливии, а также ее активное участие в восстановлении Афганистана, Сомали, Йемена, Мали и Кот-д’Ивуара в соответствии с ее Уставом демонстрируют огромную роль ОИС в решение проблем, с которыми сталкивается Умма, в том числе ситуации мусульманских общин и меньшинств в государствах, не являющихся членами ОИС.
5. В том же духе в Уставе уделяется первоочередное внимание науке, технологиям и инновациям, поощрению прав женщин и созданию благоприятных условий для воспитания детей и молодежи в среде, свободной от всех форм запугивания, религиозной или культурной дискриминации.
6. Развитие не может проходить в изоляции, и его необходимой предпосылкой является мир, чтобы развитие имело устойчивый и значимый характер. Поэтому необходимо устранять ограничения на пути развития, созданные многочисленными межгосударственными и внутренними конфликтами в некоторых государствах-членах. ОИС упорно работает над обеспечением глобального мира и безопасности и прилагает немало усилий для развития торговли внутри ОИС, инвестиций, исламского социального финансирования и других инструментов. Кроме того, ее роль эффективного партнера в продвижении мира и безопасности на национальном, региональном и международном уровне в последние четыре десятилетия открывает возможности для осуществления ОИС функций проводника мира и развития в мусульманском мире и за его пределами.
7. Статус и влияние любой организации зависит от значимости ее работы для народа. Любой успех, даже самый незначительный, связанный с осуществлением качественных изменений в жизни народа, повышает авторитет организации и соразмерно повышает ее влияние. Повестка дня и сфера деятельности ОИС также расширилась в разы из преимущественно политической сферы и включает многие новые сферы, представляющие непосредственный интерес для ОИС и связанные с развитием и благосостоянием человека. К ним относятся расширение социально-экономических прав и возможностей, здравоохранение, надлежащее управление, права человека, водоснабжение и санитария.
8. Государства-члены ОИС разделяют культурные ценности и верования и неразрывно связаны друг с другом непоколебимой верой в духовные, моральные и социально-экономические ценности ислама. Их общая вера, общие устремления, общие проблемы и уровень развития являются убедительным аргументом в пользу сотрудничества между ними. Поэтому Совместные исламские действия остается одним из основных элементов программы сотрудничества и развития ОИС. Тем не менее, в современном глобализованном мире многие современные проблемы, связанные с бедностью, болезнями, ухудшением состояния окружающей среды, продовольственной безопасностью, транснациональной преступностью, терроризмом и т.п., требуют коллективных действий на глобальном уровне. Соответственно, стратегическое видение ОИС признает центральное значение сотрудничества и партнерства на региональном, субрегиональном и международном уровне.
9. Программа действий ОИС-2025 вновь подтверждается обязательство государств-членов ОИС, всех институтов в рамках системы ОИС, международных партнеров и других заинтересованных лиц совместно работать на благо завтрашнего дня. Цели, определенные для будущего десятилетия (2016-2025), включают цели, по которым уже ведется работа, а также новые цели, которые связаны с политическими и экономическими событиями в мире. В любом случае цели развития, как правило, являются дальновидными по своему характеру и выполняют функцию указателей. Условия и средства достижения целей могут изменяться в зависимости от разных сценариев, но цели прошлых лет остаются в силе. Тем временем, предпринимаемые международные усилия по определению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года также влияют на цели повестки дня ОИС. Тем не менее, в основе ОИС-2025 лежат вопросы, представляющие особый интерес для государств-членов ОИС.
10. Резолюция 1/41 о ходе осуществления Десятилетней программы действий (ДПД), принятая на 41й сессии Совета министров иностранных дел (Джидда, 18-19 июня 2014 года) и Доклад Генерального Секретаря по вопросу определяют контуры данной Программы действий. В соответствии с указанной резолюцией для разработки этого документа были приглашены все институты ОИС. Она была пересмотрена и обновлена после Консультативной встречи институтов ОИС, проведенной для этой цели в Генеральном Секретариате 7-8 декабря 2014 года. Межправительственная группа экспертов ОИСпровела три встречи в дополнение к двум раундам информационных консультаций среди государств-членов в течение 2015 года для окончательной доработки Программы действий.
11. Программа действий ОИС-2025 состоит из введения и двух частей. В части 1 рассматриваются основания для выбора восемнадцати направлений в качестве приоритетных областей для ‘ОИС – 2025’. В Части 2 излагаются принципы, положенные в основу разработки ОИС- 2025, и определяются стратегические цели по каждой из приоритетных областей, которые основаны на резолюциях, принятых соответствующими органами и институтами ОИС. После принятия Программы действий ОИС-2025 Генеральный Секретариат по согласованию с соответствующими органами ОИС, в том числе постоянными комитетами и другими заинтересованными сторонами, предложит государствам-членам план реализации для рассмотрения и утверждения.
1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ
1.1 Палестина и Аль-Кудс
12. Вопрос Палестины остается наиболее известной политической проблемой, как на региональном, так и на международном уровне. По сути Израиль, оккупирующая держава, упорно продолжает бросать вызов воле международного сообщества посредством насильственной оккупации палестинских и арабских территории, начиная с 4 июня 1967 года, и нарушать нормы международного права, международные конвенции и резолюции ООН.
13. Израильские власти постоянно принимают меры для насильственного изменения географического и демографического характера территории и демографической реальности с помощью пагубных и односторонних действий, направленных на аннексию земель, снос домов, этническую чистку, строительство поселений, иудизацию города Аль-Кудс и его изоляцию от палестинского окружения. Таким образом, он продолжает отказывать палестинскому народу в осуществлении его законных прав и осуществлять односторонние действия, препятствующие справедливому и всеобъемлющему урегулированию палестинского вопроса.
14. На фоне этой сложной ситуации цели, закрепленные в документе, демонстрируют ведущую роль ОИС в защите справедливого дела Палестины и оказании поддержки в восстановлении прав палестинского народа, в том числе их права на самоопределение и достижение суверенитета путем создания независимого Палестинского государства на палестинской территории, оккупированной с 1967 года, со столицей в Аль-Кудс аш-Шарифе.
1.2 Борьба с терроризмом, экстремизмом, насильственным экстремизмом, радикализацией, сектантством и исламофобией
15. Всплеск терроризма, экстремизма, насильственного экстремизма, радикализации, сектантства и исламофобии являются одними из основных факторов, угрожающих международному и региональному миру, безопасности и стабильности.
16. Наследие исторической несправедливости, допущенной против колонизованных или оккупированных народов, а также принудительная ликвидация их идентичности и культуры, экономические лишения, маргинализация, дискриминация и отрицание права на самоопределение относятся к числу причин, которые приводят к распространению экстремизма, насильственного экстремизма и терроризма. Организация очень обеспокоена тем, что все большее количество государств-членов становятся жертвами ужасных террористических актов, и признает, что проблема терроризма не может быть решена только средствами безопасности и военными средствами. Такие акты открыто совершаются против исламских и общечеловеческих ценностей и требуют комплексного решения в рамках Устава ОИС, соответствующих конвенций и других международных соглашений и механизмов.
17. Рост исламофобии подверг мусульман расовому профилированию и дискриминации, формированию негативных стереотипных представлений и стигматизации. В результате у мусульман, как коренного населения, так и мигрантов, в их повседневной жизни сформировалось чувство незащищенности, и они столкнулись с нарушением их основных прав человека.
1.3 Умеренность, межкультурная и межрелигиозная гармония
18. Межкультурный и межрелигиозный диалог является приоритетом для ОИС в развитии культуры мира и умеренности среди наций и цивилизаций. Поощрение межрелигиозной гармонии лежит в основе культурной дипломатии ОИС.
19. Межкультурный диалог также является эффективным инструментом борьбы с экстремизмом и нетерпимостью, которые препятствуют формированию культуры мира и взаимопонимания. Такой диалог должен быть построен и проводиться таким образом, чтобы он затронул рядовых граждан общества для более широкого признания и воздействия. Растущие разногласия между последователями различных Мадхахеб (школ мысли) усугубляют фрагментацию общества и требуют укрепления диалога и консультаций между религиозными учеными. В этой связи важное значение для продвижения межкультурного и межрелигиозного диалога и гармонии имела инициатива Королевства Саудовская Аравия о создании в Вене Международного центра по межрели¬гиозному и межкультурному диалогу им. короля Абдаллы Бен Абдель Азиза (КАИСИД) и его деятельность. Диалог делает людей более вовлеченными и повышает осведомленность об опасных последствиях ненависти, дискриминации и насилия против народа по признаку веры, культуры и религии.
20. Основной мишенью и жертвой религиозной и конфессиональной нетерпимости стали ислам и мусульмане, особенно, в некоторых западных странах. Этот вопрос уже стоит на повестке дня в Организации Объединенных Наций и других международных организациях. Однако для достижения конкретных результатов требуются постоянные и дополнительные усилия со стороны международного сообщества и политическое обязательство со стороны государств-членов ОИС. В этой связи ОИС совместно с западными странами начала Стамбульский процесс на основании резолюции 16/18 Совета по правам человека, принятой консенсусом в марте 2011 года. В этой резолюции подчеркивается значение ответственного использования свободы слова/выражения мнения, которая не разжигает ненависть, дискриминацию и насилие, основанные на религии и убеждениях. Этот процесс по-прежнему имеет важное значение для достижения необходимого ограничения права на свободу выражения мнений в рамках, определенных международными документами, в том числе Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП).
1.4 Мир и безопасность
21. С момента своего создания в 1969 году ОИС упорно работает в направлении обеспечения глобального мира, стабильности, гармонии, безопасности и развития. Сегодня в мусульманском мире находятся несколько конфликтов и очагов напряженности, которые требуют укрепления роли Оргнизации в качестве эффективного партнера в продвижении мира и безопасности на международном уровне. Соответственно ОИС занимается разработкой механизмов для эффективного решения важных вопросов, касающихся мира и безопасности, предотвращения конфликтов, медиации и мирного урегулирования конфликтов. Наряду с этим требуется укрепление существующих механизмов с целью укрепления потенциала персонала ОИС для формирования навыков ведения переговоров, мониторинга выборов и решения других связанных с этим вопросов.
22. К числу наиболее серьезных угроз международного и регионального мира, безопасности и стабильности относятся давние неурегулированные конфликты в мусульманском мире. В качестве межправительственной организации, которая выражает коллективное мнение мусульманского мира, ОИС призвана играть важную роль в мирном и справедливом урегулировании международных споров, затрагивающих мусульманские народы, в том числе палестинцев и кашмирцев, в порядке, который обеспечивает установление и поддержание мира. Авторитет и влияние Организации в значительной степени опирается на фундаментальный принцип исламской солидарности и братских отношений, который объединяет Умму в борьбе за общее благо. Содействие благополучию мусульманских общин и меньшинств также занимает важное место в повестке дня ОИС для продвижения мира, гармонии и стабильности.
1.5 Окружающая среда, изменения климата и устойчивость
23. Истощение озонового слоя, потеря биологического разнообразия, истощение природных ресурсов и опустынивание сыграли важную роль в экологической неустойчивости. Глобальное потепление и изменения климата является одной из самых серьезных угроз для глобальной экологической устойчивости. Аномальные погодные условия и внезапные стихийные бедствия, такие как наводнения, засуха, пылевые и песчаные бури, приводят к смерти и перемещению многих людей, особенно, бедных. Кроме того, повышение уровня моря представляет собой непосредственную угрозу для многих государств-членов, в том числе островных государств. Все государства-члены ОИС уязвимы перед последствиями изменения климата. Однако опасности, связанные с изменением климата, могут отличаться для разных государств-членов в зависимости от их географического положения, уровня зависимости от сельского хозяйства и адаптационного потенциала. Важно, чтобы все государства-члены активизировать свои усилия борьбы с деградацией окружающей среды и изменениями климата и использования многостороннего подхода, в том числе привлечения соответствующих институтов и укрепления сотрудничества между ними. Аналогичным образом, важно, чтобы устойчивое развитие в своих трех измерениях, социальном, экономическом и экологическом, добросовестно осуществлялось, а мер в области изменения климата были включены в национальные политики, стратегии и планирование.
1.6 Сокращение масштабов нищеты
24. За последние три десятилетия достигнут значительный прогресс в сокращении масштабов нищеты. Устойчивый экономический рост, технический прогресс и глобализация торговли и финансов сыграли решающую роль в повышении уровня жизни во всем мире, в частности, в развивающихся странах. Являясь значительной частью развивающегося мира, в государствах-членах ОИС также наблюдаются улучшения, поскольку доля общего населения, живущего за чертой бедности 1.25$ в день (US$ на основе ППП) уменьшилась с 41.1% в 1990 году до 22.4 % в 2011 году, т.е. показатель сократился на 18.7 процентных пункта. Однако, несмотря на эти положительные тенденции, ситуация с бедностью по-прежнему вызывает обеспокоенность во многих государствах-членах ОИС, в частности, в Африке к югу от Сахары и в Азии.
25. Нищета – это явление многогранное и результат сложной социально-экономической и политической структуры конкретной страны, зачастую с внутренними и внешними причинно-следственными связями. Она тесно связана с голодом, недоеданием, болезнями, неграмотностью и низким качеством жизни в развивающихся странах. Следовательно, существует потребность в разработке многостороннего подхода, в том числе целевых государственных политик и деятельности, а также во вкладе других финансовых средств, таких как эффективное использование исламского социального финансирования (Закат, Вакф) на национальном уровне и на уровне внутри ОИС для решения проблемы нищеты в государствах-членах. Государства-члены должны прилагать активные усилия для значительного увеличения инвестиций в другие государства-члены, в частности, НРС.
1.7 Торговля, инвестиции и финансы
26. Более активное сотрудничество в области торговли, инвестиций и финансов имеет важное значение для содействия устойчивому развитию и повышению экономического благосостояния народа в государствах-членах ОИС. Быстрый анализ этих секторов в государствах-членах свидетельствует о наличии ряда сильных сторон и возможностей, а также некоторых сохраняющихся недостатках. В области торговли отношение объема торговли внутри ОИС к общему объему торговли ОИС является наиболее широко используемым показателем для оценки уровня экономической интеграции и сотрудничества внутри ОИС. Тем не менее, прогресс в развитии торгового сотрудничества внутри ОИС остается недостаточным. Отношение объема торговли товарами внутри ОИС к общему объему торговли ОИС составил 15% в 2005 году и 18.7% в 2013 году. Для достижения желаемого уровня торгового сотрудничества необходимо быстро ввести в действие схемы упрощения торговых операций, такие как Система торговых преференций ОИС (ОИС-СТП), экспортное кредитование и страхование инвестиций, а также утвердить стандарты, технические регламенты и процедуры оценки соответствия.
27. Увеличение внутренних потоков ПИИ и растущая доля государств-членов в общем потоке ПИИ свидетельствуют об их растущей привлекательности для иностранных инвесторов и совершенствовании внутреннего делового климата. Кроме того, бремя внешней задолженности государств-членов, с точки зрения ВВП и объема экспорта, сокращалось в течение нескольких лет, освобождая государства-члены от непосильного бремени обслуживания внешнего долга, укрепляя их международное положение и создавая возможности для инвестиций в национальную экономику.
28. Исламский финансовый сектор, общая стоимость активов которого составила на конец 2014 года US$ 2 триллиона, по-прежнему имеет ничтожную долю в мировой финансовой системе. Изначально имеющиеся у исламских финансов сильные стороны предлагают значительные преимущества в контексте стабильности, развития, широкого участия и устойчивости в экономиках, в которых они практикуются. Их рост остается непрерывным (в среднем около 20% в год) в условиях текущих трудностей в мировой финансовой системе. На государства-члены приходится основная доля, которая составляет более 95% мировых активов исламских финансов.
1.8 Сельское хозяйство и продовольственная безопасность
29. Сектор сельского хозяйства имеющего жизненно важное значение для многих государств-членов, особенно для наименее развитых стран, поскольку сельскохозяйственное развитие входит в число целого ряда других предпосылок экономического развития и обеспечивает средствами к существованию большую часть населения ОИС. Государства-члены ОИС, как группа, хорошо обеспечены разнообразными ресурсами сельского хозяйства. На данный момент на них приходится 28.8% мирового сельскохозяйственного сектора и 13.5% мирового объема возобновляемых водных ресурсов.
30. Без достаточного и адекватного продовольствия невозможно добиться развития. Важно отметить, что эффективное и устойчивое управление сельскохозяйственными ресурсами и разработка политики может сыграть центральную роль в активизации усилий государств-членов в области развития. Налицо также очевидная потребность в повышении развития объектов инфраструктуры водоснабжения и санитарии и использовании современных технологий для решения проблем максимизации продуктивного использования водных ресурсов и сведении к минимуму его губительных последствий. Необходимость принятия мер по защите генетического биоразнообразия также остается высокой в государствах-членах.
1.9 Занятость, инфраструктура и индустриализация
31. Как группа, государства-члены ОИС хорошо обеспечены потенциальными экономическими ресурсами в разных секторах, таких как сельское хозяйство и пахотные земли, энергетика и горнорудная промышленность, человеческие ресурсы, и они образуют большой регион торговли стратегическими товарами. Но этот внутренний потенциал не проявляется в форме обоснованного уровня экономического развития и развития человеческого потенциала. Несмотря на то, что в 2013 году в 57 государствах-членах ОИС проживало 22.6 процента общей численности населения мира, они произвели только 11.2 процентов совокупного мирового ВВП. средний ВВП на душу населения в государствах-членах зарегистрирован в 2013 году на уровне US$6,076, что на US$ 1,234 и US$ 6,290 меньше показателя других развивающихся стран и общемирового показателя соответственно. Средний реальный прирост ВВП на душу населения в государствах-членах ОИС был зарегистрирован в размере 1.8 процента в 2013 году по сравнению с 2.2 процента в мире и 4.1 процента в других развивающихся странах.
32. Неэффективное использование доступных факторов производства в государствах-членах также проявляется в показателях производительности, таких как темпы роста производительности труда и совокупной производительности факторов производства. В период 2001-2012 годов уровень темп роста производительности труда в государствах-членах в среднем составил 0.84%, в то время как средний показатель в других развивающихся странах составил 1.27%. Аналогичным образом, прирост совокупной производительности факторов производства в государствах-членах в среднем был меньше (2.53%) по сравнению с другими развивающимися странами (4.39%) в период 2001-2012 годов. В 2014 году средний уровень безработицы в государствах-членах составил 7.6 % по сравнению с 5.1 % в других развивающихся странах и 5.9% в мире. Показатель безработицы молодежи в государствах-членах еще менее оптимистичен и составил 15.6 процента по сравнению с 10.9 процента в других развивающихся странах и 12.9 процента в мире.
33. Развитые страны достигли нынешнего уровня процветания путем преобразования их экономики, основанной на сельском хозяйством, в промышленную экономику, а затем в экономику, основанную на знаниях и услугах, а также путем создания устойчивой и надежной инфраструктуры. В государствах-членах ОИС находится почти две трети мировых запасов нефти и природного газа. Но в плане наращивания мощностей по переработке энергоносителей, эффективности промышленного энергопользования, доступа населения к энергии по-прежнему существует значительный пробел. Доступ к надежным, современным и доступным энергоресурсам является необходимым условием для искоренения нищеты и продвижения экономического роста. Государствам-членам ОИС необходимо активизировать усилия по развитию инфраструктуры в НРС.
34. Как группа, государства-члены ОИС имеют высокий потенциал для развития устойчивого сектора международного туризма. Соответственно этот сектор может внести весомый вклад в продвижение социально-экономического развития, а также укрепление связей солидарности между народами. Поэтому государства-члены ОИС должны предпринять усилия для существенного увеличения инвестиций внутри ОИС в сектор туризма, в частности, в НРС.
1.10 Наука, технологии и инновации
35. Исследования в области науки и техники являются ключом к прогрессу в создании основанной на знаниях и инновационной экономики. Интенсивность НИОКР (т.е. валовые внутренние расходы на НИОКР в виде процентной доли от ВВП) отражает инновационный потенциал страны в том, что более высокая интенсивность НИОКР свидетельствует о том, что относительно большее количество ресурсов направляется на разработку новых продуктов или производственных процессов. На данный момент государства-члены тратят на НИОКР в среднем 0.46% своего ВВП, с то время как средние показатели в мире и в развивающихся странах, не являющихся членами ОИС, составляют 2.3 % и 8.1% соответственно.
36. Доступность большого количества высококвалифицированных исследователей также является важнейшим условием стимулирования инноваций и научно-технического развития страны. В среднем государства-члены ОИС уступают среднему мировому показателю в контексте исследователей на миллион человек: 615 против 1604, соответственно. В некоторой степени результативность научных исследований может найти должное отражение в количестве научных статей, публикуемых в проиндексированных журналах. С учетом того, что ОИС издавала более 109,000 статей в 2013 году, доля ОИС в мировой научной продукции в 2013 году составила 6.1%, в то время как в 2000 году ее доля составила 2.2% с 20242 статей.
37. Права интеллектуальной собственности, в частности, патенты, являются ключевыми факторами для достижений в области инноваций и научного развития. Согласно данным о заявках на выдачу патентов, в мире было подано 2.35 миллиарда заявок на выдачу патентов, в том числе в региональных патентных бюро. С показателем 34,933 заявки доля государств-членов ОИС составила 1.5% количества патентных заявок в мире. Экспорт высокотехнологичной продукции (ЭВП) является результатом высокой интенсивности НИОКР, которая зависит главным образом от продвинутой технологической инфраструктуры и ввезенных ПИИ в высокотехнологичные отрасли. На основе последних имеющихся данных, государства-члены ОИС экспортируют высокотехнологичную продукцию стоимостью 76 млрд.долл.США, что составляет 3.8% мирового ЭВП.
1.11 Образование
38. Образование и непрерывное обучение являются ключевыми факторами формирования человеческого капитала и развития общества. Чистые показатели охвата (ЧПО) образованием в начальных школах проявили достаточно устойчивые тенденции во всем мире с 2000 года и достигли 84.1% в 2013 году, в то время средние ЧПО в государствах-членах составили 78.4% в течение указанного периода. Это означает, что почти одна пятая детей в государствах-членах в возрасте начальной школы не зарегистрированы в начальных школах – по сравнению с 4.1 % в развитых странах. Средние NER образованием в средней школе в государствах-членах ОИС увеличились с 46% до 51.2% в период 2000-2011 годах, хотя достигнутый уровень недостаточный для того, чтобы рассматривать систему среднего образования достаточно всеобъемлющей. С точки зрения валового показателя охвата (ВПО) высшим образованием, государства-члены ОИС, со средним показателем 22.6% в 2013 году, отстали от других развивающихся стран (24.9%) и оказались далеко позади развитых стран (78.0%). В том же году мировой средний ВПО составил 29.4%.
39. Имея уровень грамотности среди взрослого населения 72.3%, государства-члены ОИС, как группа, отстали от среднего мирового показателя 82% и среднего показателя других развивающихся стран 84.5%. Несмотря на то, что молодежь является важным фактором, она сталкивается с существенными проблемами, затрагивающими их социальное и экономическое положение в большинстве государств-членов. Недостаточный уровень образования образование и отсутствие необходимых навыков весьма затрудняет молодежи поиск работы на рынке труда. Государства-члены должны увеличить долю годового ВВП для финансирования сектора образования.
1.12 Здоровье
40. Развитие современных и устойчивых систем здравоохранения является одним из основных движущих факторов социально-экономического прогресса в мире. В целом, здоровье матерей, новорожденных и детей (ЗМНД) очень тесно связано с качеством медицинских услуг и превентивных мер. Оно считается важным показателем общего охвата и эффективности системы здравоохранения и социально-экономического положения в стране/регионе. За последние два десятилетия многие государства-члены продемонстрировали значительный рост охвата медицинским обслуживанием и, соответственно, зарегистрировали тенденции снижения показателей материнской, младенческой и детской смертности. Согласно данным ВОЗ, показатель материнской смертности снизился с 520 случаев смертей на 100,000 живорождений в 1990 году до 293 случаев смертей в 2013 году (снижение на 43.7 %). Показатель младенческой смертности снизился с 84 случаев смертей на 1000 живорождений в 1990 году до 47 случаев смертей в 2013 году (снижение на 44.2%).
41. Прогресс в достижении всеобщего охвата медицинским обслуживанием оставалось крайне неравномерным в государствах-членах ОИС. Во многих из них система здравоохранения сталкивается с серьезными проблемами и вызовами, связанными с обеспечением адекватного финансирования и инфраструктуры, персоналом и Международных медико-санитарных правил. Согласно последним оценкам, в 2012 году общие расходы на здравоохранение составили только 4.4 процента их ВВП (по сравнению с 6.0 процента в других развивающихся странах и 10.2 процента в мире. Было только 26 медицинских работников (врачей, медицинских сестер и акушерок) на 10,000 людей в 2008-2012 годах. На уровне отдельных стран только 28 государств-членов ОИС удовлетворяли критическое пороговое значение 23 медицинских работника на 10,000 людей, которое в целом считается необходимым для оказания основных медицинских услуг. С другой стороны, 23.9 процента населения ОИС не имело доступа к улучшенным источникам воды, в то время как 39.7 процента не имели доступа к средствам санитарии в 2013 году. Для решения этих сложных проблем необходимо распределение большей доли годового ВВП для финансирования сектора здравоохранения.
1.13 Расширение прав и возможностей женщин, семейное благополучие и социальное обеспечение
42 . Расширение прав и возможностей женщин, в том числе семейное благополучие, развитие потенциала молодежи, детское и материнское здоровья, защита престарелых и создание Организации развития женщин относятся к вопросам, которым государства-члены уделяют основное внимание. Несмотря на улучшение положения женщин во социально-экономических, политических и культурных сферах в течение последнего десятилетия, все еще остаются пробелы и трудности, которые необходимо преодолеть. Хорошее здравоохранение женщин имеют решающее значение для здоровья семьи и будущих поколений. В частности, дискриминация, злоупотребления, бедность и насилие против женщин имеют пагубные последствия для физического, психического и эмоционального здоровья женщин. Женщины сталкиваются с дискриминацией, как в сфере образования, так и на рынке труда. Поэтому требуется принятие существенных стратегических мер для эффективного сокращения разрыва между мужчинами и женщинами (в контексте доступа к образованию) до стандартного уровня 2% к 2025 году. В государствах-членах ОИС среднее участие женщин в рабочей силе составляет около 45%, по сравнению с 56% в развитых странах и средним мировым показателем 60%. К 2025 году государства-члены ОИС должны достигнуть среднего мирового показателя путем увеличения среднего показателя участия женщин в рабочей силе на 15%.
43. Недостаточное участие женщин в рабочей силе приводит к исключению женщин из систем социального обеспечения в некоторых государствах-членах и лишению всех прав на социальное обеспечение. В частности, женщины в сельскохозяйственном секторе остаются незащищенными и, как правило, не могут официально зарегистрироваться для получения услуг социального обеспечения. В 2011 году 25% женщин в государствах-членах ОИС работали в сельскохозяйственном секторе, в то время как мировой показатель составлял 13.2%. Аналогичным образом, только 28.2% экономически активных женщин работают не в секторе сельского хозяйства в государствах-членах, в то время как в других развивающихся странах и мире 40% и 45% соответственно экономически активных женщин работают не в секторе сельского хозяйства. Кроме того, расширение участия гражданского общества в расширении возможностей женщин, защите и укреплении семьи, создании потенциала молодежи и предпринимательства, дальнейшее продвижение прав лиц с ограниченными возможностями и престарелых необходимы для всеобщего и устойчивого развития общины в государствах-членах.
1.14 Совместная исламская гуманитарная деятельность
44. За последние четыре десятилетия мир столкнулся со значительным ростом в частоту природных катастроф. Количество природных катастроф увеличилось с менее 100 катастроф в 1970х годах до 450 катастроф в 2000х годах. В тот же период государства-члены ОИС не стали исключением, она даже наблюдали более резкую тенденцию роста, согласно которой количество природных катастроф в этих странах увеличилось с 20 катастроф в год в 1970х годах до почти 120 катастроф в 2000х годах.
45. И поэтому ясно, что государства-члены все чаще сталкиваются с проблемами, связанными со стихийными бедствиями и конфликтами. Выгоды развития, накопленные за многие годы, подвержены большему риску уничтожения в результате катастрофы. Некоторые статистические данные: в среднем ущерб от стихийных бедствий в государствах-членах в период 1970-2011 годы составил US$140 млрд. Соответственно, экономический ущерб от стихийных бедствий в групп стран ОИС, в проценте к ВВП, увеличился с 0.11% в 1970х годах до 1.25% в 2000х годах.
46. Важной движущей силой такого стремительного роста природных катастроф в государствах-членах ОИС были наводнения, эпидемии, землетрясения, шторм, движения земной коры и засухи. С учетом такого положения дел, управление рисками бедствий и другими гуманитарными кризисами должны рассматриваться в качестве приоритетных сфер сотрудничества для государств-членов, включая осуществление глобальной стратегии по сокращению опасности бедствий.
47. Более тяжелое бремя природных катастроф и разных конфликтов во многих государствах-членах требует усиления совместной исламской гуманитарной деятельности, разработки механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации и укрепление устойчивости государств-членов против катастроф путем разработки всеобщих мер по сокращению уязвимости перед катастрофой повышению готовности реагирования и восстановления.
1.15 Права человека, надлежащее управление и подотчетность
48. Права человека являются неотъемлемой частью нашей религии и установленным образом жизни. Ислам – это первая религия, которая закрепила основополагающие права для человечества, которые необходимо уважать и соблюдать в любой ситуации. Ислам призывает к равенству всех людей, независимо от расы, религии, языка, этнического происхождения или социального статуса, и придает ‘hukook ul ibad’ или ‘правам человека” очень большое значение. Устав ОИС содержит конкретные положения о продвижении и защите прав человека и фундаментальных свобод, в том числе прав женщин, детей, молодежи, престарелых и людей с особыми потребностями, а также о сохранении исламских семейных ценностей. Он призывает все государства-члены соблюдать и продвигать на национальном и международном уровне надлежащее управление, демократию, верховенство закона, права человека и фундаментальные свободы
49. Государства-члены ОИС принимают конструктивное участие в международных правозащитных структурах на различных региональных и международных форумах. ОИС создала Независимую постоянную комиссию по правам человека (НПКПЧ), в качестве одного из своих главных органов, которая выполняет функции независимого консультативного органа ОИС по защите прав человека и фундаментальных свобод в государствах-членах; работает в направлении укрепления уважения к исламской культуре и благородным ценностям и развития межцивилизационного диалога в соответствии с Уставом ОИС. Несмотря на то, что государства-члены ОИС могут с удовлетворением отмечать свои достижения и обязательства, несомненно остается много задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы эти обязательства достигли все слои населения. Соответственно, существует острая потребность не только в обновлении обязательств по защите общепринятых прав человека, но и в обеспечении того, чтобы эти обязательства были воплощены в конкретные действия на местах. Важно, чтобы соблюдение всех прав и свобод человека осуществлялось в контексте исламских ценностей, что привело бы к формированию согласованной и устойчивой системы, нацеленной на обеспечение полной реализации всех прав человека, реализацию всего человеческого потенциала, надлежащее управление и реформы.
1.16 СМИ и публичная дипломатия
50. Печатные и вещательные средства массовой информации и социальные сети являются наиболее эффективным инструментом и источником распространения информации и формирования общественного мнения. Многие хорошие вопросы и инициативы не добились необходимых результатов по причине отсутствия широкого освещения в СМИ. Мусульманский мир признает центральное значение этого средства для справедливого и объективного информирования о мусульманских проблемах и вопросах, а также для формирования истинного образа ислама. Соответственно, ОИС вместе с соответствующими институтами ведет разработку стратегии для эффективного информирования общественности и использования СМИ для реализации целей и задач Организации.
51. В этой связи государства-члены должны направить соответствующие инвестиции в развитие информационной инфраструктуры в своих странах и восстановление медиа институтов ОИС для распространения солидарности и единства в целях осуществления совместных исламских действий во всех сферах.
1.17 ИКТ и цифровая информационная структура
52. ИКТ в настоящее время являются движущей силой экономического роста, инноваций, образования и производительности и играют важную роль практически во всех аспектах бизнеса. Наличие квалифицированных специалистов ИКТ является одной из важнейших основ для обеспечения государствами-членами ОИС будущего экономического роста и подготовки ОИС к электронному государственному управлению, электронной торговле и созданию коммерческих возможностей. Вместе с тем эта среда требует обеспечения необходимой безопасности на всех уровнях применения ИКТ. Необходимо расширить масштабы сотрудничества между государствами-членами для создания цифровой информационной структуры и обеспечения информационной безопасности, включая целостность, конфиденциальность и надежность данных.
53. Проекты по оснащению Организации последними достижениями в области ИКТ и повышению осведомленности о кибербезопасности, таких как защита детей в интернете, программы обучения, конференции и семинары с учеными являются частью комплексной политики в области ИКТ. Это также подразумевает защиту доменов высшего уровня (TLD) с помощью исламских идентификаторов из интернет-корпорации для присвоенных имен и номеров (ИКПИН) в рамках координированного подхода, применяемого всеми государствами-членами ОИС.
1.18 Институциональные реформы ОИС
54. Программа реформ ОИС вытекает из приверженности Совместным исламским действиям и их центрального положения в программах и мероприятиях, которые реализует Организация и ее институты. Любые меры, которые способствуют улучшению и укреплению способности Организации удовлетворять новые потребности и лучше планировать свою деятельность, способствует процессу реформы, закрепленному на различных форумах ОИС. В этой связи в ДПД-2005 были закреплены различные меры по реформированию и реструктуризации, которые в значительной степени были выполнены.
55. Реформы и развитие являются взаимодополняющими и представляют собой непрерывный процесс. Успех Программы действий ОИС-2025 в значительной степени будут зависеть от готовности всех заинтересованных лиц создать условия, в которых приветствуются улучшения. Это требует постоянного упора на рационализацию наших структур, систем и процедур, создание динамичной рабочей силы и поощрение синергизма и гармонизации, эффективности, рентабельности и профессионализма на всех уровнях.
2. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ДЛЯ ОИС-2025
56. До того, как будут согласованы конкретные цели, следующие принципы по-прежнему занимают центральное место в разработке и осуществлении ОИС – 2025:
– Отражение стремлений народов государств-членов. Важно, чтобы Программа действий ОИС-2025 полностью отвечала стремлениям народов государств-членов в соответствии с Уставом и принципами ОИС в решении вопросов, представляющих для них непосредственный интерес. При этом решающее значения при реализации программ и мероприятий ОИС является повышение благосостояния народа.
– Исламская солидарность, партнерство и сотрудничество. Существующие прочные исторические и культурные связи между народами в государствах-членах ОИС должны эффективно использоваться для укрепления сотрудничества в политической, социальной и экономической сфере.
– Национальная ответственность и руководство. Включение проектов ОИС в национальные приоритеты государств-членов имеет большое значение для демонстрации ответственности и обязательства по стимулированию эффективного осуществления целей ОИС, закрепленных в Уставе ОИС и других многосторонних документах.
– Коллективный подход к определению целей и реализации проектов. Это связано с необходимостью привлечения и общей мобилизации всех государств-членов в целях укрепления духа сотрудничества между государствами-членами ОИС. Аналогичным образом, принятие многостороннего подхода будет способствовать более действенному процессу разработки и осуществления всех намеченных мероприятий.
– Надлежащее управление. Прочная правовая основа необходима для достижения прочного мира и стабильности, которые должны стимулировать деятельность в различных сферах. Усилия должны быть направлены на создание благоприятных условий для активного участия всех заинтересованных сторон и формирование законодательной и судебной базы для искоренения коррупции во всех ее формах, а также для надлежащего осуществления правосудия.
– Эффективная координация и синергия. Эффективная координация и синергия в деятельности институтов и органов ОИС необходима для оптимального использования ограниченных ресурсов и ликвидации дублирования действий и функций. Упор следует делать на избежание дублирования при осуществлении существующих многосторонних документов, подписанных государствами-членами через соответствующие органы и институты ОИС .
– Цели из Программы будут осуществляться в соответствии с действующими соглашениями/стратегиями/планами действий ОИС, в том числе разработанными постоянными комитетами ОИС, а именно, Комитетом по Аль-Кудсу, КОМИАК, КОМСЕК и КОМСТЕК, а также другими рамочными соглашениями между государствами-членами.
57. Цели, перечисленные в последующих разделах, вытекают из указаний, содержащихся в различных декларациях, соглашениях, резолюциях и решениях, принятых на форумах ОИС на разных уровнях.
2.1 Палестина и Аль-Кудс аш-Шариф
Цели:
2.1.1 Приложить все усилия для прекращения израильской оккупации палестинских территорий, продолжающейся с 1967 года, в том числе оккупации Восточного Иерусалима, и других оккупированных арабских территорий; сирийских Голанских высот и части ливанских территорий в соответствии с резолюциями Совета Безопасности, международным правом, Мадридскими принципами, Уставом и резолюциями ООН и Арабской мирной инициативой; а также активизировать усилия на международному уровне по прекращению израильской блокады сектора Газа.
i) Принять все возможные меры, соответствующие международному праву, для преследования военных преступлений и нарушений международного права, совершенных израильскими оккупационными силами против палестинского народа, их родины и священных мест, в рамках всех международных форумов и институтов, связанных с международным уголовным правом.
ii) Подчеркнуть важность строгого соблюдения единой позиции государств-членов ОИС по вопросу Палестины и Аль-Кудс аш-Шарифа и голосовать в поддержку всех проектов резолюций, решений и рекомендаций на всех международных форумах, в частности, в Совете безопасности ООН и других соответствующих органах; а также активно участвовать в кампании по бойкотированию и прекращению финансирования Израиля, а также по введению против него санкций на всех уровнях до тех пор, пока он не выполнит нормы международного права и резолюции ООН и не прекратит ведение политики колонизации, апартеида и оккупации против палестинского народа, в соответствии с правовыми обязательствами государств-членов ОИС.
2.1.2 Оказать поддержку и расширить возможности палестинского народа по реализации своих неотъемлемых прав, в том числе права на возвращение на родину и создание независимого Государства Палестина в границах, существовавших до июня 1967 года, со столицей в Восточном Иерусалиме;
i) Оказать всестороннюю поддержку усилиями по расширению международного признания Государства Палестина; а также поощрять право Государства Палестинана участие во всех международных институтах, соглашениях и ведомств ООН в качестве воплощения его международной структуры.
ii) Поддержать палестинское национальное единство, укрепить упорство палестинского народа и усилить международную солидарность с ним, а также содействовать экономическому росту, благосостоянию и человеческому развитию в Государстве Палестина наряду с активизацией и укреплением существующих механизмов финансовой поддержки, а именно, Фондов Аль-Акса и Аль-Кудса, Агентства “Байт-Маал” для Аль-Кудс аш-Шарифа и Исламской сети финансовой безопасности, в поддержку бюджета палестинского Правительства.
iii) Продолжать поддержку Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ с тем, чтобы оно могло выполнять свой мандат и мобилизовать международное давление на Израиль с целью принудить его выполнить требования резолюции ООН № 194 и дать возможность палестинским беженцам реализовать свои права, в том числе право на возвращение в свои дома и репатриацию.
2.1.3 Поддержать город Аль-Кудс в качестве столицы Государства Палестина, сохранить его наследие и арабскую и исламскую идентичность, а также защитить его исламские и христианские священные места.
i) Вновь заявить об историческом хашимитском попечительстве над священными местами Восточного Иерусалима, которое юридически закреплено соглашением, подписанным между Его Величеством Королем Абдуллы II ибн аль-Хуссейном и президентом Махмудом Аббасом 31 марта 2013 года.
ii) Вновь подтверждить роль Комитета по Аль-Кудсу под председательствованием Его Величества короля Мохаммеда VI, короля Королевства Марокко, в поддержке Аль-Кудс аш-Шарифа и укреплении стойкости его палестинских граждан; мобилизовать финансовые ресурсы для осуществления Стратегического плана развития Восточного Иерусалима, а также пятилетнего плана (2014-2018) Агентства “Байт-Маал” для Аль-Кудс аш-Шарифа; а также продвигать центральную роль и важное значение города Иерусалим для мусульманской Уммы.
iii) Сотрудничать с международными организациями, в частности, ЮНЕСКО, в осуществлении резолюций, касающихся Восточного Иерусалима, а также сохранения арабской и исламской идентичности и защиты его священных мест, а также принимать и поддерживать обязательные международные резолюции для защиты прав палестинского народа в Восточном Иерусалиме в качестве столицы палестинского государства.
2.2 Борьба с терроризмом, экстремизмом, насильственным экстремизмом, радикализацией, сектантством и исламофобией
Цели:
2.2.1 Создать антитеррористического партнерства с целью интенсификации международных усилий по борьбе со всеми аспектами терроризма и укреплению сотрудничества с государствами и международными и региональными организациями.
2.2.2 Пересмотреть Конвенцию по борьбе с терроризмом, принятую в 1999 году, для создания соответствующих механизмов для борьбы с новыми тенденциями терроризма.
2.2.3 Сформулировать новую парадигму межрелигиозной и межконфессиональной терпимости для содействия взаимопониманию и сдержанности посредством диалога и поддерживать соответствующие инициативы Международного центра по межрели¬гиозному и межкультурному диалогу им. короля Абдаллы Бен Абдель Азиза (КАИСИД).
2.2.4 Бороться с исламофобией, нетерпимостью и дискриминацией против мусульман.
2.2.5 Поощрять молодежные форумы и программы для внедрения ценностей и борьбы с экстремизмом и всеми формами социального зла.
2.2.6 Улучшать использование ИКТ для борьбы с неправомерным использованием киберпространства в террористических актах и вербовке в террористических целях.
2.2.7 Бороться с неправомерным использованием киберпространства в террористических целях, включая вербовку и финансирование, и для осуществления кибершпионажа запрещенными организациями.
2.3 Умеренность, межкультурная и межрелигиозная гармония
2.3.1 Распространять правильное послание и информацию об исламе, как религии, проповедующей умеренность и терпимость.
2.3.2 Возобновить диалог, гармонию и взаимное уважение между разными школами мысли (Мадхахеб), религиями, культурами и цивилизациям.
2.3.3 Разработать концепцию содействия конструктивному партнерства между ОИС, институтами гражданского общества и аналитическими центрами в целях выработки стратегии путей и способов их участия в достижении социальной гармонии, прогресса и развития в государствах-членах.
2.3.4 Налаживать контакты и поощрять консультации между разными школами мысли (Мадхахеб) для формирования взаимного уважения, признания, терпимости и понимания в целях предотвращения нарастающих противоречий в мусульманских странах.
2.4 Мир и безопасность
Цели:
2.4.1 Укрепить связи исламской солидарности в целях поддержания мира, безопасности, дружбы и понимания в исламском мире и за его пределами.
2.4.2 Продолжать поиск мирного урегулирования вопроса Джамму и Кашмира в рамках соответствующих резолюций ООН.
2.4.3 Призвать Армению уважать суверенитет и территориальную целостность Азербайджана в его международно признанных границах и незамедлительно вывести свои вооруженные силы, полностью и безоговорочно, со всех оккупированных территорий Азербайджана и обеспечить исполнение неотъемлемого права азербайджанского народа, изгнанного с оккупированных территорий Азербайджана, на возвращение в свои дома.
2.4.4 Поддержать усилия лидера киприотов-турок и лидера киприотов-греков по достижению справедливого, прочного и всеобъемлющего урегулирования кипрского вопроса в кратчайшие сроки; обеспечивающего упрочение потенциала составного кипрско-турецкого государства, которое будет равным партнером составного кипрско-греческого государства в новом партнерском государстве, которое будет сформировано в рамках урегулирования.
2.4.5 Укрепить роль ОИС в области мирного урегулирования споров, предотвращения конфликтов посредством превентивной дипломатии, содействия диалогу и посредничеству.
2.4 Окружающая среда, изменения климата и устойчивость
Цели:
2.5.1 Защищать и сохранять окружающую среду, продвигать устойчивые модели производства и потребления и наращивать потенциал в области уменьшения риска бедствий и смягчения последствий изменений климата и адаптации к ним.
2.5.2 Усилить сотрудничество между государствами-членами и международнымих партнерами в области защиты и сохранения окружающей среды, в том числе осуществления многосторонних природоохранных соглашений.
2.5.3 Максимизировать продуктивное использование водных ресурсов и минимизировать его разрушительные последствия.
2.5.4 Укрепить сотрудничество для осуществления Стратегии ОИС по развитию водных ресурсов и достижений определенных в ней целей и задач.
2.6 Сокращение масштабов нищеты
Цели:
2.6.1 Внедрять соответствующие национальным условиям системы и меры социальной защиты для всех, включая минимальный уровень, и к 2025 году обеспечить значительный охват малоимущих и уязвимых групп.
2.6.2 Снизить на две трети масштабы крайней нищеты в государствах-членах, которая сегодня определяется как жизнь на менее чем на 1,25 долл. США в день.
2.6.3 Сократить как минимум на одну треть долю населения всех возрастов, живущих в условиях нищеты во всех ее проявлениях.
2.6.4 Обеспечить мужчинам и женщинам, в частности, бедных и уязвимых слоев населения, равный доступ к экономическим ресурсам, а также доступ к основным услугам, владению и контролю земельной и других форм собственности, наследованию, природным ресурсам, соответствующим новым технологиям и финансовым услугам, включая микрофинансирование.
2.6.5 Разработать продуманные концептуальные основы на национальном, региональном и международном уровне, основанные на стратегиях развития, соблюдающих интересы бедных слоев населения и учитывающих гендерные факторы, для увеличения объема инвестиций в мероприятия по искоренению нищеты.
2.7 Торговля, инвестиции и финансы
i. Торговля и инвестиции внутри ОИС
Цели:
2.7.1 Содействовать торговому обмену между государствами-членами ОИС.
2.7.2 Поддерживать и создавать свободные экономические зоны и экспортно-производственные зоны в государствах-членах ОИС и стимулировать инвестиции внутри ОИС, в том числе внутренние потоки ПИИ государственного и частного сектора.
2.7.3 Укрепить партнерство между государственными и частными компаниями и между странами ОИС.
2.7.4 Развивать партнерство между производственными секторами государств-членов для укрепления конкурентоспособности производства и компаний-экспортеров.
2.7.5 Повысить производительность труда и конкурентоспособность продуктов в государствах-членах.
2.7.6 Увеличить в дальнейшем торговлю внутри ОИС на 6% по сравнению с текущим показателем 2015 года.
2.7.7 Внедрить Систему торговых преференций ОИС (ОИС-СТП) и стимулировать государства-члены ОИС из зон действия других Региональных торговых соглашений (РТС) присоединиться к СТП-ОИС и активизировать свои усилия для ее успешной реализации.
2.7.8 Активно осуществлять Генеральное соглашение об экономическом, техническом и коммерческом сотрудничестве среди государств-членов ОИС и аналогичные многосторонние документы по торговле и инвестициям.
2.7.9 Продолжать осуществление Стратегию КОМСЕК по созданию взаимозависимого исламского мира во всех секторах для увеличения торговли и инвестиций внутри ОИС в качестве определяющей цели укрепления экономического и коммерческого сотрудничества между государствами-членами.
ii. Развитие исламских финансов
Цели:
2.7.10 Создать устойчивую и эффективно регулируемую исламскую финансовую систему и соответствующие институты для обеспечения надлежащего развития исламских финансов.
2.7.11 Стимулировать приток финансовых средств и прямых иностранных и портфельных инвестиций среди государств-членов ОИС.
2.7.12 Развивать и продвигать исламские финансовые продукты для содействия социально-экономическому развитию в государствах-членах ОИС.
2.7.13 Развивать сотрудничество в исламской банковской и финансовой деятельности путем принятия постановлений, стандартов, шариатского механизма управления и развития продуктов.
2.8 Сельское хозяйство и продовольственная безопасность
Цели:
2.8.1 Повысить производительность сельского хозяйства и рентабельность сельскохозяйственных систем для достижения устойчивой безопасности в области продовольствия и питания в государствах-членах ОИС.
2.8.2 Создавать системы производства продуктов питания, основанные на диверсификации сельского хозяйства, сохранении водных ресурсов и эффективном использовании земельных ресурсов.
2.8.3 Улучшить политический климат и нормативную базу для развития сельскохозяйственного сектора и производства продуктов питания.
2.8.4 Содействовать оптимизации использования земельных и других природных ресурсов для сельскохозяйственного сектора и производства продуктов питания.
2.8.5 Стимулировать и поддерживать инвестиции внутри ОИС в сельскохозяйственный сектор и производство продуктов питания.
2.8.6 Укрепить структуры Исламской организации продовольственной безопасности для достижения ее целей координации внутри ОИС деятельности в области продовольственной безопасности.
2.9 Занятость, инфраструктура и индустриализация:
i) Промышленность
Цели:
2.9.1 Повысить местный производственный и экспортный потенциал государств-членов ОИС с упором на обеспечивающие добавленную стоимость сектора в области сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и услуг.
2.9.2 Увеличить долю добавленной стоимости в отраслях, основанных на использовании природных ресурсов, с уделением особого внимания обеспечению занятости, развитию науки, технологии и инноваций и обмену технологиями.
2.9.3 Развивать и поощрять развитие зеленой промышленности и отраслей, в основе которых лежит «синяя» экономика.
ii) Транспорт
Цели:
29.5 Сократить расходы экспорта/импорта и повысить качество обслуживания путем развития адекватных транспортных коридоров и сетей для повышения конкурентоспособности государств-членов ОИС.
29.6 Создать безопасные, защищенные и взаимосвязанные коридоры и сети для смешанных перевозок между государствами-членами для стимулирования торговли, социального и культурного обмена между ними.
iii) Энергетика
Цели:
29.7 Расширить мощности государств-членов ОИС в производстве энергии, торговли ею и ее распределении в целях обеспечения доступа к энергии для всех.
2.9.7 Обеспечить доступ к доступным, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.
2.9.8 Увеличить долю электроэнергии, производимой за счет использования возобновляемых источников энергии.
iv) Туризм
Цели:
2.9.9 Публиковать и освещать возможности инвестирования в государствах-членах ОИС и передовые практики некоторых государств-членов в отрасли туризма.
2.9.10 Создавать альянсы между сторонами, заинтересованными в развитии туризма, и укреплять сотрудничество на субрегиональном уровне, а также на уровне региона ОИС в целом.
2.9.11 Усилить роль Государственно-частного партнерства (ГЧП) в расширении и обновлении существующего туристического потенциала, строительстве новых объектов надлежащего качества и повышении стандартов обслуживания с использованием современных технологий.
2.9.12 Реализовывать региональные и трансграничные туристские проекты в государствах-членах для привлечения инвестиций.
2.9.13 Повышать осведомленность об исламских туристических услугах в государствах-членах и за их пределами.
v) Труд, занятость и социальная защита
Цели:
2.9.14 Содействовать обмену информацией и передовым опытом, а также стратегиями, политиками и достижениями в области техники безопасности и гигиены труда, занятости, социальной защиты и миграции с целью формирования культуры предупреждения и контроля профессиональных рисков.
2.9.15 Поощрять охрану труда, которая подразумевает достойные условия труда, включая заработную плату, рабочее время и технику безопасности и гигиены труда, важные компоненты достойного труда.
2.9.16 Повысить информационню открытость в контексте статистики занятости и содействовать реализации программ профессиональной подготовки.
vi) Предпринимательство и развитие МСП
Цель:
2.9.17 Развивать динамический и эффективно функционирующий частный сектор для роста инвестиций и торговли, экономического роста, индустриализации и структурных преобразований.
2.9.18 Увеличить вклад МСП в общий экономический рост и развитие государств-членов ОИС и усилить их конкурентоспособность и динамизм, облегчая им доступ к информации, рынку, развитию человеческих ресурсов и навыков, а также финансам и технологиям.
2.9.19 Поощрять и стимулировать МСП женщин.
2.10 Наука, технологии и инновации (НТИ)
Цель:
2.10.1 Продвигать развитие и использование науки, технологий и инноваций для устойчивого развития путем поощрения научных исследований, технологического потенциала во всех секторах, инноваций и разработки отечественных технологий при наличии благоприятных политических условий в соответствии с решениями соответствующих органов и форумов ОИС, в том числе КОМСТЕК и Концепции ОИС в сфере науки и техники до 1441 года хиджры.
2.11 Образование
Цель:
2.11.1 Обеспечить всеобщее и одинаково качественное образование на на начальном, среднем и высшем уровнях и поощрять работу по предоставлению возможностей обучения на протяжении всей жизни, которое расширит знания и навыки, необходимые для оплачиваемой работы, предпринимательства, инноваций и устойчивого развития.
2.12 Здоровье
Цели:
2.12.1 Обеспечить здоровый образ жизни, улучшить социальные факторы здравоохранения и содействовать благополучию для всех в любом возрасте за счет справедливого доступа к медицинскому обслуживанию.
2.12.2 Усилить сотрудничество в искоренении и сдерживании инфекционных и неинфекционных заболеваний, сотрудничать в производстве вакцин и, при необходимости, использовать соответствующие центры передового опыта.
2.12.3 Усилить сотрудничество между государствами-членами и международными партнерами в области разработки стратегий управления человеческими ресурсами и финансовых аспектов Стратегической программы действий в области здравоохранения.
2.13 Расширение прав и возможностей женщин, семейное благополучие и социальное обеспечение
Цели:
2.13.1 Поощрять гендерное равенство и расширение возможностей семьи.
2.13.2 Поощрять наращивание потенциала молодежи и программы обмена представителями молодежи.
2.13.3 Совершенствовать стратегии обеспечения занятости молодежи, предоставления качественного образования, предпринимательства и развития профессиональных навыков.
2.13.4 Поощрять разработку политик по обеспечению семейного и социального обеспечения.
2.13.5 Развивать эффективные и надежные социальные услуги для семьи, женщин, детей, престарелых и людей с особыми потребностями.
2.13.6 Разработать соответствующие законодательные и административные меры для борьбы с насилием в отношении женщин.
2.13.7 Совершенствовать концепции удовлетворения социальных и эмоциональных потребностей женщин и детей.
2.14 Совместная исламская гуманитарная деятельность
Цели:
2.14.1 Усилить совместную исламскую гуманитарную деятельность.
2.14.2 Усилить сотрудничество и координацию с партнерами на региональном и международном уровне, в частности, с агентствами ООН, занимающимися беженцами и ВНЛ в государствах-членах.
2.15 Права человека, надлежащее управление и подотчетность
Цели:
2.15.1 Развивать деятельность ОИС в области защиты прав человека, а также эффективного формирования представления о стратегии умеренности ОИС, терпимости и защите прав, гарантированных исламской верой, гармонией и модернизацией совместно и в рамках диалога с государствами-членами.
2.15.2 Защищать права, достоинство и культурную идентичность мусульманских общин и меньшинств в государствах, не являющихся членами ОИС, в соответствии с принципами Устава.
2.15.3 Прилагать усилия для того, чтобы государства-члены ОИС заняли единую позицию в Генеральной Ассамблее ООН, Совете по правам человека и других международных форумах.
2.15.4 Обновлять и совершенствовать по согласованию с государствами-членами ОИС существующие документы ОИС о правах человека применительно к всеобщим договорам о правах человека.
2.15.5 Усилить глобальные обсуждения Права на развитие и его эффективного осуществления.
2.15.6 Распространять обмен опытом и знаниями о передовых практиках в надлежащем управлении, правосудии, надлежащей правовой процедуре, равенстве возможностей, подотчетности и верховенства закона.
2.16 СМИ и публичная дипломатия
Цели:
2.16.1 Поощрять взаимодействие с печатными, вещательными и интернет СМИ для улучшения информирования о событиях в мусульманском мире с точки зрения ОИС.
2.16.2 Поощрять всеобщее взаимодействие с СМИ (газеты, ТВ каналы, радио станции, онлайн площадки и социальные сети) для более подробного освещения программ и мероприятий ОИС, а также вопросов, представляющих интерес для мусульманского мира.
2.16.3 Расширить публичную дипломатию посредством СМИ, конференций, выставок, культурных мероприятий, лекций, академических программ и событий, а также обеспечить обществу простой доступ к информации.
2.16.4 Усилить координацию между медиа институтами ОИС по вопросам, которые представляют особый интерес для Уммы.
2.17 ИКТ и цифровая информационная структура
Цели:
2.17.1 Развивать ИКТ навыки и цифровые технологии и информационную структуру
2.17.2 Поощрять использование ИКТ как инструмента всеобщего экономического роста, государственного электронного управления и социального и человеческого развития и доступа к знаниям и технологиям.
2.17.3 Защищать домены высшего уровня (TLD) с помощью исламских идентификаторов из интернет-корпорации для присвоенных имен и номеров (ИКПИН).
2.18 Институциональные реформы ОИС
Цели:
2.18.1 Установить отношения сотрудничества и партнерства между органами и институтами ОИС в рамках Устава.
2.18.2 Применять существующие рамочные концепции сотрудничества и партнерства между Генеральным Секретариатом и институтами ОИС, в том числе постоянными комитетами, с должным учетом положений Устава, а также обеспечивать синергию, избегать дублирования действий и функций ОИС, определить четкие роли разработки, осуществления, контроля осуществления и координации.
2.18.3 Создать специалистов, специализирующихся в стратегическом и перспективном планировании, мониторинге возникающих потребностей государств-членов в различных отраслях и устранении проблем, препятствующих реализации этих программ.
2.18.4 Исполнить положение Устава о выплате государствами-членами взносов в бюджеты Генерального Секретариата и вспомогательных органов, пропорциональных их национальным доходам.
2.18.5 Ускорить ратификацию Устава ОИС и иных конвенций и соглашений.
2.18.6 Трансформировать Генеральный Секретариат и вспомогательные органы ОИС в современные институты, полностью компетентные в оказании поддержки ОИС и ее целям.