Программа действий ОИК, 2005 г.

ДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
ПО ПРОТИВОСТОЯНИЮ ВЫЗОВАМ, УГРОЖАЮЩИМ
МУСУЛЬМАНСКОЙ УММЕ В 21-ОМ СТОЛЕТИИ
ТРЕТИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ САММИТ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Мекка — Королевство Саудовская Аравия
7-8 декабря 2005 года
Вступление
Мусульманскому миру приходится иметь дело с политическими, социально-экономическими, культурными и научными опасностями, бросающими вызов его единству, мирному существованию, безопасности и развитию. Государствам-участникам ОИК необходимо осуществлять тесное сотрудничество с целью предотвратить указанные опасности и принять необходимые меры по их преодолению. Следовательно, эти государства обязаны осуществлять совместную деятельность в рамках ОИК, основываясь на общих ценностях и идеях, с целью возрождения роли первопроходца мусульманской уммы (*религиозная община – прим. пер.), которая является превосходным образцом толерантности и просвещенной умеренности и борцом за мир и гармонию на всей планете.
Сознавая существующие опасности и стремясь уберечь умму от угрожающей ситуации и создать для нее новую, более солидарную и процветающую действительность для достижения решающих целей и устремлений, Хранитель Двух Священных Мечетей, Король Абдулла ибн Абдул Азиз обратился к паломникам в день Курбан-Байрама в 1425 году после Хиджры с призывом к лидерам мусульманской уммы созвать Чрезвычайное Собрание лидеров государств-участников ОИК для рассмотрения вопросов солидарности и совместных действий последователей ислама.
Для подготовки к данному Собранию Хранитель Двух Священных Мечетей пригласил ученых и интеллектуалов уммы в Мекку, чтобы рассмотреть состояние уммы, развить видение и предложить оптимальные решения опасностям, окружающим умму со всех сторон. В дальнейшем 5-7 шаабана 1426 года после Хиджры (9-11 сентября 2005 года) в Мекке состоялась встреча элитной группы мусульманских ученых и интеллектуалов из разных стран, перед которыми стояла задача изучить угрожающие умме опасности интеллектуального, культурного, политического, информационного, экономического и эволюционного порядка. Участники встречи также разработали ряд рекомендаций по эффективному противостоянию перечисленным вызовам.
С учетом взглядов и рекомендаций ученых и интеллектуалов, с уверенностью, что мусульманская умма владеет достаточным потенциалом для своего возрождения и с целью предпринять практические шаги для укрепления уз исламской солидарности, достичь единства в рядах и продвигать истинный образ и благородные ценности ислама и его подходы к цивилизации была создана 10-летняя программа действий, в которой рассматриваются самые значительные вызовы, стоящие перед сегодняшним мусульманским сообществом, а также объективные и действенные способы и средства их решения. Программа предназначена также для использования в качестве практичного рабочего руководства для всех государств-участников ОИК.
Основными вопросами в интеллектуальной и политической сферах являются укрепление ценностей сдержанности и толерантности, борьбы с терроризмом, насилием, исламофобией, достижение солидарности и сотрудничество между государствами-участниками, предотвращение конфликтов, палестинский вопрос, права мусульманских меньшинств и сообществ и неприятие односторонних санкций. Все перечисленные вопросы необходимо разрешать путем пересмотра обязательств и использования эффективных стратегий. В этой связи особое внимание требуется уделить Африке как региону, наиболее пострадавшему от бедности, болезней, безграмотности, голода и долговых обязательств.
В экономическом и научном отношении мусульманской умме необходимо стремиться к более высокому уровню развития и процветания, принимая во внимание богатство ее экономических ресурсов и возможностей. Основным приоритетом является развитие экономического сотрудничества, торговли внутри ОИК, искоренение бедности в государствах участниках ОИК, в особенности в регионах, пострадавших от конфликтов, и решение вопросов, связанных с глобализацией, экономической либерализацией, охраной окружающей среды, научными и техническими разработками.
В образовательной и культурной сферах назрела острая необходимость решать распространение неграмотности и низких образовательных стандартов на всех уровнях, а также удаление идеологических отклонений. Непременным пунктом программ социального развития должна стать защита прав женщин, детей и семьи.
В процессе реализации нового видения и целей развития мусульманского мира ОИК выполняет ведущую роль, проводя реформы таким образом, чтобы удовлетворит надежды и стремления мусульманской уммы в 21 веке.
Для достижения новой мировоззренческой концепции и осуществления миссии по обеспечению более светлого, процветающего и достойного будущего для мусульманской уммы, мы, короли, главы государств и главы правительств государств-участников ОИК, принимаем следующую Десятилетнюю программу действий, с проведением промежуточного обзора результатов в середине десятилетия, с немедленным вступлением в силу:
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
I. Политическая воля
1. Демонстрировать необходимую политическую волю для воплощения новой мировоззренческой концепции в действительность и призывать Генерального секретаря предпринять необходимые шаги по выдвижению практических предложений государствам-участникам для рассмотрения и дальнейшей передачи Исламской конференции министров иностранных дел.
2. Призывать государства-участники к полной реализации положений Устава и резолюций ОИК.
II. Солидарность и совместные действия исламского сообщества
1. Демонстрировать стойкую приверженность и доверие к совместным действиям исламского сообщества путем эффективной реализации резолюций ОИК, концентрироваться на принятии реализуемых резолюций вплоть до достижения уммой поставленных целей. В этой связи Генеральный секретарь наделяется достаточными полномочиями для полного выполнения своих функций по контролю выполнения резолюций ОИК.
2. Подтверждать приверженность исламской солидарности между государствами-участниками ОИК в условиях вызовов и угроз, которые стоят перед мусульманской уммой, и требовать от Генерального секретаря разработки (с проведением совещаний с государствами-участниками) общего перечня их обязанностей и обязательств в этом отношении, включая солидарность и оказание поддержки государствам-участникам, находящихся под угрозой.
3. Принимать активное участие и координировать все региональные и международные встречи с целью защиты и продвижения коллективных интересов мусульманской уммы, включая реформирование ООН, расширение Совета Безопасности и расширение необходимой поддержки кандидатам на вступление в международные и региональные организации из числа государств-участников ОИК.
4. Продолжать оказывать содействие в деле освобождения священного Иерусалима (Аль Кудс аль Шарифа), рассматривая этот вопрос как основную цель деятельности ОИК и мусульманской уммы.
5. Подтверждать предыдущие резолюции и решения ОИК относительно Ямму и Кашмира, Кипара, Нагорного Карабаха и Сомали и демонстрировать солидарность с мусульманским населением этих регионов м населенных пунктов в их борьбе за правое дело.
III. Ислам – Религия умеренности и толерантности
1. Прилагать усилия по распространению истинных идей ислама как религии умеренности и толерантности и охранять исламские ценности, убеждения и принципы с целью уберечь мусульманское сообщество от фанатизма.
2. Осуждать экстремизм во всех его формах и проявлениях как явление, противоречащее исламским и гуманистическим ценностям; устранять его политические, экономические, социальные и культурные первопричины путем реализации программ развития и разрешения долгосрочных конфликтов, к которым необходимо подходить рационально, достигая договоренностей путем переговоров.
3. Подчеркивать, что диалог цивилизаций, основанный на взаимном уважении и понимании и равенстве людей, является предпосылкой для сохранения международного мирного существования, глобальной безопасности и участия в развитии механизма такого диалога.
4. Поощрять диалог религий и подчеркивать общие ценности и детерминанты.
5. Обеспечивать участие ОИК и ее специализированных органов в качестве действующего партнера в диалоге цивилизаций и религий, а также инициативы и действия в этом направлении.
6. Использовать различные СМИ для служения интересам мусульманской уммы и их защиты, поддерживать благородные принципы и ценности ислама, исправлять неверные представления о последних.
7. Бороться за продвижение исламского образования, культуры, цивилизации, права и литературы; призывать государства-участники к взаимному сотрудничеству, направленному на развитие сбалансированных образовательных программ, которые поддерживают такие ценности как толерантность, права человека, открытость, понимание других религий и культур; отвергать фанатизм и экстремизм и восстанавливать гордость за исламскую самобытность.
IV. Многосторонность исламской правовой системы
1. Подчеркивать необходимость укрепления диалога между исламскими учениями, подтверждать истинность веры последователей таких учений и неприемлемость обвинения их в ереси, защищать неприкосновенность их жизни, достоинства и имущества до тех пор, пока они веруют в Аллаха Всемогущего, в Пророка и другие столпы исламской веры, уважают основы ислама и не отрицают очевидных догматов религии.
2. Осуждать дерзкое поведение лиц, не обладающих должными знаниями при издании религиозных указов (фатв), подрывая таким образом догмы и постулаты религии и традиционных правовых учений. Следовать принципу фатвы, одобренной учеными, согласно соответствующим положениям Международной исламской конференции, проводившейся в Аммане в последних числах июля 2005 года и рекомендациям Форума мусульманских ученых и интеллектуалов, состоявшегося в процессе подготовки к Саммиту, который проводил Хранитель двух священных мечетей в Мекке 9-11 сентября 2005 года.
V. Академия исламского права («фикх») (АИП)
1. Поручить Генеральному секретарю пригласить группу членов Академии исламского права и известных исламских ученых для подготовки подробного исследования по направлениям деятельности АИП для выполнения следующих задач, с их рассмотрением министрами иностранных дел Исламской конференции:
а. Координирование деятельности органов, издающих религиозные указы (фатвы) по всему миру.
б. Борьба с религиозным и сектантским экстремизмом, воздержание от обвинений исламских учений в ереси, способствование их диалогу, удержание равновесия, умеренности и терпимости.
в. Опровержение фатв, которые уводят мусульман от параметров и постоянных составляющих их религии.
VI. Борьба с терроризмом
1. Подчеркивать осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях и отвергать все попытки оправдать или рационализировать это явление, рассматривать терроризм как явление, не связанное с какой-либо религией, национальностью, цветом кожи или государством; различать терроризм и законное сопротивление иностранной оккупации, при котором не должны гибнуть гражданские лица.
2. Вносить значительные качественные изменения в государственное законодательство для обозначения террористической деятельности и любой деятельности, направленной на поддержку, финансирование и подстрекательство к терроризму, как уголовную деятельность.
3. Подтверждать приверженность к Конвенции ОИК по борьбе с терроризмом, принимать активное участие в международной антитеррористической деятельности и стремиться к реализации рекомендаций Международной конференции по борьбе с терроризмом, а также рекомендаций, выработанных на Чрезвычайной встрече министров иностранных дел ОИК, состоявшейся в Куала-Лумпур в апреле 2002 года.
4. Оказывать поддержку развитию Международному кодексу поведения в борьбе с терроризмом и провести международную конференцию или чрезвычайную сессию Генеральной Ассамблеи ООН для подтверждения международного консенсуса по поводу создания комплексной стратегии по борьбе с этим опасным явлением.
VII. Борьба с исламофобией
1. Подчеркивать ответственность международного сообщества, включая правительства всех стран, за обеспечение уважения ко всем религиям и бороться с дискредитацией любой из них.
2. Подтверждать необходимость борьбы с исламофобией путем создания наблюдательного органа в Генеральном Секретариате ОИК для отслеживания всех форм исламофобии, предоставления ежегодного доклада на данную тему, обеспечивать сотрудничество соответствующих правительственных и общественных организаций в процессе борьбы с терроризмом.
3. Настаивать на принятии ООН международной резолюции по борьбе с исламофобией и призывать все государства создать соответствующую правовую базу, предусматривающую самые строгие наказания.
4. Начать структурный и устойчивый диалог для пропаганды истинных ценностей и обеспечения поддержки мусульманским странам в ведении войны против экстремизма и терроризма.
VIII. Права человека и надлежащее управление:
1. Серьезнейшим образом способствовать расширению спектра политического участия, обеспечивать равенство, гражданские свободы и социальную справедливость, поддерживать прозрачность и контролируемость, искоренять коррупцию в государствах-участниках ОИК.
2. призвать министров иностранных дел государств-участников Организации Исламская конференция рассмотреть возможность создания независимого постоянного органа по защите прав человека в государствах-участниках в соответствии с положениями Каирской декларации о правах человека в исламе, а также разработать Хартию о правах человека ОИК. Внести изменения в национальные нормативно-правовые базы с целью обеспечить соблюдение прав человека в государствах-участниках.
3. Наделить Генеральный секретариат ОИК полномочиями сотрудничать с другими международными и региональными организациями с целью соблюдения прав мусульманских меньшинств и сообществ в государствах, не являющихся участниками ОИК, и способствовать тесному сотрудничеству с правительствами государств, где имеется мусульманское население.
IX. Палестина и захваченные арабские территории
1. Предпринимать все усилия по борьбе с продолжающейся с 1967 года израильской оккупацией палестинских территорий, в том числе восточной части Иерусалима, Голанских высот в Сирии, и завершению выхода Израиля из всех оставшихся ливанских территорий в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности 425; оказывать эффективную поддержку прав палестинского народа на самоопределение и создание собственного государства со столицей в Иерусалиме.
2. Настаивать на всестороннем решении палестинского вопроса в соответствии с резолюциями ОИК и ООН, в том числе Резолюции 242, 338, 1515 Совета Безопасности и Резолюции 194 Генеральной Ассамблеи, Арабской мирной инициативы и плана «Дорожная карта», с проведением совещаний и консультаций с ООН, Квартетом по ближневосточному урегулированию и другими заинтересованными сторонами с полным оставлением Израилем оккупированных территорий как предпосылки для создания нормальных отношений с Израилем и предоставления ОИК более значительной роли в процессе мирного урегулирования.
3. Подчеркивать особую значимость вопроса о принадлежности Иерусалима для мусульманской уммы, необходимости соблюдения прав палестинцев в этом городе, сохранения имеющегося в нем наследия и арабско-исламской самобытности как символа солидарности и места пересечения священных религий; отмечать неприкосновенность мечети Аль-Акса и прилегающих к ней территорий для нарушителей и необходимость обеспечить сохранность исламских и христианских священных мест; бороться с евреизацией Священного города; поддерживать усилия комитета по восстановлению Иерусалима, председателем которого является Его Величество король Мохаммед IV; призывать к сохранению благополучия населения и учреждений в Иерусалиме, основать университет мечети Аль Акса в в Иерусалиме.
4. Оказывать всестороннюю поддержку властям Палестинской Автономии в ее деятельности по защите неоспоримых прав палестинцев и необходимую помощь по сохранению контроля за всеми палестинскими территориями, международными водами, открытию аэропорта и морского порта в Газе и объединению Газы с Западным Берегом реки Иордан с целью свободного перемещения палестинцев.
5. Совместная работа с мировым сообществом, направленная на недопущение строительства и удаление Израилем поселений на оккупированных палестинских территориях и сирийских Голанских высотах; снос расистско-сепаратистской Стены, возведенной на территории Палестины, в том числе внутри и вокруг города Иерусалима, согласно соответствующим резолюциям ООН и решению Международного Суда
X. Предупреждение конфликтов, разрешение конфликтов и постконфликтное миротворчество
1. Укрепление роли ОИК в предупреждения конфликтов, установлении доверия, сохранении мира, разрешении конфликтов и постконфликтному восстановлению в государствах-участниках ОИК, а также в иных конфликтных ситуациях, имеющих отношение к мусульманским сообществам.
2. Развивать сотрудничество между государствами-участниками ОИК и международными и региональными организациями с целью защиты прав и интересов государств-участников при предотвращении конфликтов, разрешении конфликтов и постконфликтном миротворчестве.
XI. Реформа ОИК
1. Проводить структурную реформу ОИК посредством реструктуризации, рассмотреть возможность изменения ее названия, пересмотреть Устав и деятельность ОИК, обеспечить ОИК высококвалифицированными кадрами таким образом, чтобы содействовать ее роли, активировать ее ведомства и укрепить ее отношения с официальными негосударственными организациями в государствах-участниках ОИК; предоставить Генеральному секретарю полномочия для исполнения им своих обязанностей с достаточной манёвренностью и ресурсы для эффективного осуществления поставленных перед ним задач; укреплять все специальные и подведомственные органы ОИК для успешного и выполнения предписанных им функций; усиливать координирующую роль Генерального секретариата, требовать от него отслеживать деятельность указанных органов и рекомендовать роспуск тех из них, деятельность которых оказалась неэффективной.
2. Создать механизм выполнения резолюций посредством создания Исполнительного Органа, состоящего из триумвиратов участников саммитов и представителей министерств, государства-участника ОИК и Генерального секретариата. Заинтересованные государства-участники приглашаются к участию в обсуждениях на этих встречах.
3. Уполномочить Генерального секретаря изучить вопрос об укреплении роли Фонда исламской солидарности с разработкой соответствующих рекомендаций и предоставлением результатов министрам иностранных дел государств-участников Организации Исламская Конференция.
4. Призывать государства-участники ОИК к своевременной и полной выплате обязательных взносов в Генеральный секретариат и вспомогательные органы согласно соответствующим резолюциям с целью надлежащего предоставления государствам-участникам возможностей и услуг, предоставляемых вспомогательными органами и специализированными и подведомственными институтами ОИК.
2. РАЗВИТИЕ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ
И НАУЧНЫМ ВОПРОСАМ
I. Экономическое сотрудничество
1. Призывать государства-участники к подписанию и ратификации всех существующих торговых и экономических соглашений ОИК и реализовывать положения соответствующего Плана действий ОИК по укреплению экономического и коммерческого сотрудничества между государствами-участниками ОИК
2. Уполномочить постоянный Комитет по экономическому и коммерческому сотрудничеству принимать меры по расширению торговли между государствами-участниками ОИК и рассмотрению возможностей зоны свободной торговли, охватывающей все государства-участники для достижения большей экономической интеграции в объеме не менее 20% общего товарооборота в запланированный период, а также призывать все государства-участники оказывать поддержку деятельности Комитета и принимать в ней самое активное участие, предоставляя необходимых профессиональных экспертов.
3. Способствовать попыткам упорядоченного и развитого сотрудничества между государствами-участниками ОИК и региональными и международными институтами, осуществляющими свою деятельность в экономической и коммерческой деятельности.
4. Поддерживать государства-участники ОИК в их действиях по вступлению во Всемирную торговую организацию и отстаиванию совместных позиций государств-участников внутри ВТО.
5. Призывать государства-участники ОИК к упрощению процедур пересечения границ этих государств предпринимателями и инвесторами.
6. Поддерживать дальнейшее развитие электронной торговли среди государств-участников ОИК и призвать Исламскую торгово-промышленную палату укреплять деятельность в области обмена данных и опытом между торговыми палатами государств-участников.
7. Призывать государства-участники координировать деятельность по охране окружающей среды и свои позиции на международных форумах по вопросам охраны окружающей среды с целью предупредить негативное воздействие указанной деятельности на их экономическое развитие.
II. Поддержка Исламского банка развития (ИБР)
1. Создать специальный фонд в ИБР для борьбы с бедностью и создания рабочих мест; предоставить в Правление ИБР предложение о создании указанного специального фонда с описанием механизмов его финансирования.
2. Уполномочить Исламский банк развития согласовывать свои действия с Генеральным секретариатом ОИК для подписания необходимых договоров с Всемирной организацией здравоохранения и других соответствующих институтов о разработке программы по борьбе с болезнями и эпидемиями, финансирование которых осуществляется через особый фонд, создание которого планируется в составе ИБР.
3. Поручить Правлению ИБР принятие необходимых мер с целью обеспечить существенный прирост уставного, акционерного и выплачиваемого капитала для укрепления его роли в оказании финансовой и технической помощи государствам-участникам и укрепления Исламской корпорации торговли и финансов, созданной в составе ИБР.
4. Призывать ИБР развивать собственные механизмы и программы, направленные на сотрудничество с частным сектором, стремиться к рационализации и функционированию процесса принятия решений.
5. Призывать ИБР и его подразделения к развитию инвестиционных возможностей и взаимной торговли между государствами-участниками ОИК; проводить другие анализы экономической целесообразности для получения информации, необходимой при создании и развитии совместных предприятий.
III. Социальная солидарность перед лицом природных бедствий
1 Ислам выступает за солидарность со всеми нуждающимися без дискриминации и поддержку всех таковых. В этой связи исламским государствам необходимо разработать и принять четкую стратегию по оказанию исламской помощи, поддержке сотрудничества и координации действий по оказанию помощи отдельных исламских государств и исламского гражданского общества, с одной стороны, и международных гражданских ведомств и организаций, с другой стороны.
2. Помогать странам, пострадавшим в результате природных катастроф в восстановлении их резервных запасов.
IV. Содействие развитию и искоренение бедности в Африке
1. Способствовать деятельности, направленной на экономическое и социальное развитие, включая индустриализацию, оживление торговли и инвестиций, передачу технологий, отмену долговых обязательств и искоренение бедности и болезней; приветствовать создание Нового партнерства для развития Африки и принять с этой целью программу развития Африки.
2. Призывать государства-участники к участию в действиях мирового сообщества в поддержку программ, направленных на искоренение бедности и наращивание потенциала в наименее развитых государствах-участниках ОИК.
3. Призывать государства-участники, которые являются спонсорами, отменить двусторонние и многосторонние долги государств-участников с низким уровнем дохода.
4. Призывать международные специализированные институты предпринимать больше действий по искоренению бедности в наименее развитых государствах-участниках и поддержке мусульманских сообществ, беженцев и лиц, вынужденных покинуть постоянное место жительства в государствах-участниках ОИК, а также мусульманских общин и сообществ в государствах, не являющихся участниками ОИК; призывать государства к пожертвованиям во Всемирный фонд солидарности и борьбы с бедностью.
V. Высшее образование, наука и технологии
1. Совершенствовать и реформировать образовательные учреждения и учебные программы всех уровней, связывать последипломное образование с комплексными планами развития исламского мира. При этом главным приоритетом является развитие науки и технологий, содействие взаимодействию в образовательной сфере и обмену опытом между учебными заведениями государств-участников с целью повышения качества образования, которое способствует развитию творческого мышления, появлению инноваций, проведению исследований и развитию.
2. Создавать лучшие условия для высококвалифицированных профессионалов-мусульман в мусульманском мире и разработать комплексную стратегию по использованию их профессиональных качеств и предупредить явление утечки мозгов.
3. Поручить Генеральному секретариату рассмотреть создание награды ОИК мусульманским ученым за выдающиеся научные достижения.
4. Призывать исламские государства поощрять научно-исследовательские программы, принимая во внимание, что данная деятельность в мире составляет 2% от внутреннего валового продукта, и требовать от государств-участников обеспечить не менее половины указанной процентной доли внутри каждого из этих государств.
5. Воспользоваться важнейшими результатами Всемирного саммита информационного общества, состоявшегося в Тунисе, в котором все государства-участники принимали активное участие, с целью уменьшить разрыв между развитыми и развивающимися странами и потребовать от Генерального секретариата использовать указанные результаты для наращивания потенциала государств-участников по участию в жизни информационного общества, что, в свою очередь, обеспечит устойчивое развитие мусульманских государств.
6. Оказывать содействие государственным и частным научно-исследовательским институтам, вкладывая инвестиции в наращивание технологического потенциала в области высоких технологий, таких как получение атомных технологий для использования в мирных целях.
7. Пересматривать деятельность университетов в государствах-участниках ОИК с целью усиления их эффективности и производительности и призывать к участию в вакфах (пожертвованиях), посвященным двум университетам в Нигерии и Уганде, и оказывать поддержку Международному исламскому университету в Малайзии.
8. Призывать государства-участники к оказанию расширенной помощи Исламскому технологическому университету в Бангладеш с целью увеличения его участия в наращивании потенциала государств-участников через развитие человеческих ресурсов.
9. Призывать ИБР к дальнейшему использованию программы стипендий для выдающихся студентов и студентов, получающих образование в сфере высоких технологий, с целью развития научных, технических и исследовательских умений ученых и исследователей в государствах-участниках
VI. Права женщин, молодежи, детей и семьи в мусульманском мире
1. Укреплять законодательство, направленное на расширение участия женщины в мусульманском обществе в экономической, культурной, социальной и политической сферах в соответствии с исламскими ценностями справедливости и равенства, а также на защиту женщин от всех видов насилия и дискриминации и соблюдение положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин в соответствии с исламскими ценностями справедливости и равенства;
2. Уделять особое внимание образованию женщин и искоренению женской безграмотности.
3. Ускорить разработку «Соглашения о правах женщины в исламе» в соответствии с резолюцией №60/27-Р и Каирской декларацией о правах человека в исламе.
4. Стремиться предоставить бесплатное качественное начальное образование всем детям.
5. Укреплять законодательство, направленное на соблюдение прав ребенка и здравоохранение на самом высоком уровне, принятие действенных мер для искоренения полиомиелита, защищать детей от всех форм насилия и эксплуатации.
6. Призывать государства-участники ОИК к подписанию и ратификации Соглашения ОИК о правах ребенка в исламе, Декларации ООН о правах ребенка в исламе, Конвенции ООН о правах ребенка и соответствующих дополнительных протоколов, Конвенции об искоренении всех видов дискриминации женщин и Дополнительного протокола о правах девочек.
7. Призывать все государства-участники к поддержке и содействию молодежных программ и форумов.
8. Призывать ОИК содействовать созданию образа ислама как религии, которая гарантирует полное соблюдение прав женщин и приветствует их участие во всех сферах жизни.
9. Оказывать должное внимание семье как основной ячейке мусульманского общества, предпринимать все возможные действия на всех уровнях для реагирования на вызовы, стоящие перед мусульманской семьей в современном обществе и оказывающие негативное воздействие на ее сплоченность, основываясь на мусульманских ценностях.
10. Создать Отдел по делам семьи в рамках реструктуризации Генерального секретариата.
VII. Культурный и информационный обмен между государствами-участниками
1. Призывать телевизионные каналы и средства массовой информации к эффективному взаимодействию с международными СМИ для предоставления мусульманскому миру возможности выражать свое мнение о событиях на международной арене. Призывать СМИ государств-участников, включая каналы спутникового телевидения, согласовать Кодекс соблюдения этики, который предусматривает разнообразие и плюрализм мнений и защищает ценностей и интересов уммы. Уполномочить Генерального секретаря подготовить доклад с оценкой нынешней ситуации в Международном агентстве исламских новостей (IINA), Вещательной организации исламских государств (ISBO) и Отделе информации ОИК; рассмотреть способы и методы использования роли и механизмов СМИ в рамках системы ОИК; и предоставить предложения в этой связи на рассмотрение министрам информации государств-участников ОИК. Уделять внимание арабскому языку как языку Корана, разрабатывать программы для перевода с и на языки мусульманской уммы, и реализовывать программы культурного обмена между государствами-участниками ОИК, в том числе государствами-наблюдателями.
2. Укрепление COMIAC для оказания большего внимания вопросам информации и культуры в государствах-участниках. В этой связи государства-участники приглашаются к добровольной поддержке сотрудничества в электронной сфере и предлагать ОИК активное участие в действиях, направленных на сокращение разрыва в сфере электронных технологий.