Конституция Ирака 1925

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) КОРОЛЕВСТВА ИРАК
21 марта 1925 г.
Во имя милостивого и милосердного Бога,
Мы, Король Ирака, на основании того, что постановило Учредительное собрание, утвердили наш Основной закон и повелели о его введении в действие.
ВВЕДЕНИЕ
Статья 1. Настоящий закон будет называться «Основной закон Ирака», его постановления будут исполняться во всех частях королевства Ирак.
Статья 2. Ирак обладает суверенитетом. Он независим и свободен. Его владения неделимы и неотчуждаемы. Его правление – наследственно-монархическое, с представительными формами.
Статья 3. Багдад – столица Ирака. В случае необходимости столица может быть законом перенесена в другое место.
Статья 4. Флаг Ирака имеет следующую форму и следующие размеры: его длина вдвое больше его ширины. В горизонтальном направлении он делится на три цветные параллельные полосы равной величины: верхняя полоса – черная, следующая – белая и последняя – зеленая. Со стороны древка на флаге имеется красный усеченный конус, основание которого равно ширине флага, а вершина – ширине белой полосы, при высоте, равной одной четвертой длины флага. В середине конуса по перпендикулярной линии и параллельно древку расположены две белые семиконечные звезды.
Положения о флаге и гербе, а также о знаках отличия и орденах государства будут установлены законом.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРАВА НАРОДА
Статья 5. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Иракское гражданство определяется, приобретается и утрачивается в соответствии с положениями, установленными особым законом.
Статья 6. Не существует никакого различия в правах иракцев перед законом, каковы бы ни были различия по языку, народности или вере.
Статья 7. Личная свобода жителей Ирака ограждена от всяких нарушений и посягательств на нее. Никто не может арестовываться, содержаться под стражей, наказываться, быть принуждаемым к перемене места жительства, подвергаться тюремному заключению или призываться на службу в войсках иначе, как по закону.
Пытки и высылки иракцев из Иракского королевства категорически воспрещаются.
Статья 8. Неприкосновенность жилищ обеспечивается; воспрещается входить в них или производить в них обыски иначе, как в определенных законом случаях и формах.
Статья 9. Никто не может быть лишен права обращаться к судам или быть обязан обращаться не в тот суд, которому подсудно его дело, иначе, как по закону.
Статья 10. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Права собственности обеспечиваются. Не может быть отчуждено личное имущество или собственность иначе, как ради общественной пользы в определенных законом случаях и формах и при условии справедливого вознаграждения. Не могут производиться принудительные займы или налагаться запрещения на имущество или собственность или конфисковываться запрещенные предметы иначе, как по закону.
Всякий бесплатный принудительный труд и полная конфискация движимой и недвижимой собственности категорически воспрещаются.
Статья 11. Никакие штрафы или подати не могут налагаться иначе, как по закону, применяемому ко всем лицам, подлежащим обложению.
Статья 12. Иракцы пользуются свободой высказывания мнений, печати, собраний, образования союзов и вхождения в них в пределах закона.
Статья 13. Ислам является официальной религией государства. Свобода отправления культа различных существующих в Ираке сект этой религии уважается и является неприкосновенной. Полная свобода совести и свобода отправления культа обеспечиваются всем жителям страны в соответствии с их обычаями при условии, что они не нарушают безопасности и порядка и не противны общественной нравственности.
Статья 14. Граждане Ирака имеют право обращаться с жалобами и петициями к Королю, к Национальному собранию и к публичным властям как по делам, касающимся их лично, так и по общественным делам в определенных законом случаях и формах.
Не разрешается – за исключением официальных учреждений и юридических лиц – обращаться к властям от имени нескольких лиц.
Статья 15. Вся почтовая и телеграфная переписка и телефонные разговоры составляют тайну и не могут подвергаться цензуре или задерживаться иначе, как в определенных законом случаях и формах.
Статья 16. Различные общины имеют право учреждать школы для обучения своих членов на своем родном языке, поскольку такое обучение будет вестись в соответствии с общими программами, определенными законом.
Статья 17. Арабский язык является официальным языком с теми исключениями, которые определяются особым законом.
Статья 18. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Граждане Ирака равны в отношении пользования своими гражданскими и политическими правами и выполнения общественных повинностей и обязанностей.
Не проводится никаких различий между ними по причинам происхождения, языка или религии. Только им доверяются государственные должности как гражданские, так и военные. Иностранцы не могут занимать никакие должности иначе, как в исключительных случаях, определяемых законом.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ
Статья 19. Суверенитет конституционного Иракского королевства принадлежит нации. Он, как вклад, вверен народом Королю Фейсалу, сыну Хуссейна, а после него его наследникам.
Статья 20. Законным наследником является старший сын Короля по прямой линии в соответствии с законом о престолонаследии.
Если, согласно закону о престолонаследии, не окажется законного наследника, то наиболее способный совершеннолетний иракский гражданин мужского пола из сыновей старшего сына Короля Хуссейна, сына Али, будет наследником до той поры, пока не будет законного наследника.
Статья 21. При своем восшествии на престол Король приносит присягу перед сенатом и палатой депутатов, собранными на совместное заседание под председательством председателя сената, в том, что он будет соблюдать Основной закон, охранять независимость страны и будет верен нации и отечеству.
Статья 22. (В редакции конституционного закона 29 июля 1925 г.) Король является совершеннолетним по достижении 18-летнего возраста. Если престол переходит к лицу, не достигшему этого возраста, то королевская власть осуществляется впредь до совершеннолетия Короля регентом, указанным предшествующим Королем. Регент, однако, не может принимать этот сан или исполнять связанные с ним обязанности до тех пор, пока Национальное собрание не одобрит его назначения. Если Национальное собрание не одобрило это назначение или прежний Король не назначил регента, то регента назначает Национальное собрание (меджлис). Регент приносит перед Национальным собранием предусмотренную предшествующей статьей присягу. Впредь до завершения процедуры назначения регента и принесения им присяги конституционные полномочия Короля принадлежат Совету министров, который осуществляет их от имени иракской нации, неся ответственность перед ней. Во время регентства никакие изменения не могут вноситься в Основной закон в отношении королевских полномочий и престолонаследия.
В случае, когда возникает необходимость назначения регента, немедленно созывается Национальное собрание. Если палата депутатов в это время распущена, а новые выборы еще не закончены, то прежняя палата снова созывается для этой цели.
Статья 23. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Король может в случае необходимости выезжать из Ирака по решению Совета министров, которое подлежит опубликованию. Перед своим отъездом из Ирака король с согласия Совета министров назначает наместника или Совет наместничества и устанавливает, какие права королевской власти он передает им.
2. Ни наместник, ни кто-либо из членов Совета наместничества не могут осуществлять каких-либо прав королевской власти, пока не принесут присяги, предусмотренной статьей 21 настоящего закона.
3. Присяга приносится перед Национальным собранием, если палата заседает в порядке, определенном выше в статье 21. В противном случае присяга приносится перед Советом министров в присутствии председателей сената и палаты депутатов или лиц, их замещающих.
4. Министр не может быть наместником или членом Совета наместничества. Если наместником или членом Совета наместничества назначен член Национального собрания, то он не может участвовать в работах своей палаты, пока занимает этот пост.
5. Если отсутствие Короля длится свыше четырех месяцев, то Национальное собрание, если оно в это время не заседает, немедленно созывается для разрешения этого вопроса.
6. Наместник или члены Совета наместничества должны быть иракскими гражданами в возрасте не менее 30 лет; однако допускается назначение родственника Короля мужского пола, достигшего 18-летнего возраста.
Статья 24. Король не может занимать какой-либо престол вне Ирака иначе, как с согласия Национального собрания.
Статья 25. Король неприкосновенен и свободен от ответственности.
Статья 26. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Король является верховным главой государства. Он утверждает законы, отдает приказы об их обнародовании и следит за их выполнением. По его приказу издаются правила о порядке приведения законов в действие, поскольку это предусмотрено в этих законах.
2. Король отдает приказы о проведении общих выборов в палату депутатов и о созыве Национального собрания. Он открывает, отсрочивает, закрывает сессию или распускает палату депутатов в соответствии с постановлениями настоящего закона.
3. Если в период, когда Национальное собрание не заседает, возникает необходимость в принятии срочных мер для поддержания порядка и государственной безопасности или для устранения угрозы государству, или для срочного расходования средств из государственной казны, не предусмотренных бюджетом или каким-либо особым законом, или же для выполнения договорных обязательств, то Король вправе издавать с согласия Совета министров указы, имеющие силу закона и предписывающие вызываемые обстоятельствами необходимые меры, поскольку они не противоречат постановлениям настоящего Основного закона. Такие указы подлежат внесению на одобрение Национального собрания в его ближайшую сессию, за исключением тех указов, которые издаются в целях выполнения договорных обязательств, одобренных Национальным или Учредительным собранием. Если Национальное собрание не одобрит эти указы, Правительство объявляет о прекращении их действия, и со дня этого объявления они будут считаться отмененными. Такие указы должны быть подписаны всеми министрами.
Слово «закон» включает и указы, изданные в соответствии с постановлениями настоящей статьи, если в тексте не установлено иное.
4. Король заключает договоры. Однако он не может ратифицировать их, пока они не одобрены Национальным собранием.
5. Король выбирает Председателя Совета министров и по его представлению назначает министров и принимает их отставку от должности.
6. Король может уволить Председателя Совета министров, если это необходимо в интересах государства.
7. Король назначает членов сената и принимает их отставку от должности.
8. Король по представлению ответственного министра назначает и увольняет всех дипломатических представителей, королевских должностных лиц, кади и гражданских судей. Он присваивает военные звания и назначает командиров дивизий и вышестоящих начальников, если только в силу особых правил он не передоверяет это свое право каким-либо другим властям. Он награждает также орденами, почетными званиями и другими знаками отличия.
9. Король является главнокомандующим всеми вооруженными силами. Он объявляет войну с согласия Совета министров. Он заключает мирные договоры при условии, что они не будут ратифицированы им, пока они не одобрены Национальным собранием. Он объявляет военное и чрезвычайное положения в соответствии с предписаниями настоящего закона.
10. Монета чеканится от имени короля.
11. Приговор о присуждении к смертной казни не приводится в исполнение до утверждения его королем. Король может смягчать наказания и слагать их в порядке помилования. С согласия обеих палат он может объявить общую амнистию.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 27. Король осуществляет свою власть при посредстве королевских указов (ирадэ), издаваемых по представлению ответственного министра или ответственных министров с согласия Председателя Совета министров и подписываемых ими.
Статья 28. Законодательная власть принадлежит Национальному собранию и Королю. Национальное собрание состоит из сената (собрания нотаблей) и палаты депутатов.
Законодательная власть имеет право с соблюдением постановлений настоящего закона издавать, изменять и отменять законы.
Статья 29. Король лично открывает Национальное собрание или уполномочивает Председателя Совета министров или одного из министров на выполнение церемонии открытия и на чтение тронной речи.
Статья 30. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Не могут быть членами сената или палаты депутатов лица:
1) не состоящие гражданами Ирака по рождению или в силу Лозаннского договора или натурализации; в случае натурализации требуется также принадлежность к оттоманской семье, постоянно проживавшей в Ираке до 1914 г., и десятилетний срок состояния в иракском гражданстве;
2) не достигшие 30-летнего возраста – в отношении депутатов или 40-летнего возраста – в отношении сенаторов;
3) признанные по суду банкротами и не восстановленные в правах;
4) лишенные прав по суду, если это лишение не снято;
5) присужденные к тюремному заключению на срок не менее одного года за какое-либо правонарушение, не носящее политического характера, или присужденные к тюремному заключению на любой срок за кражу, взяточничество, злоупотребление доверием, подлог, мошенничество или всякое иное правонарушение, несовместимое с честью;
6) занимающие официальную должность в правительстве или связанных с правительством ведомствах, или какую-либо должность, пост или службу в подчинении лица или учреждения, которое имеет контракт с государственным ведомством, или связанные какой-либо материальной заинтересованностью, прямой или косвенной, с таким контрагентом, если только эта заинтересованность не вытекает из того, что данное лицо является акционером компании, состоящей более чем из двадцати пяти лиц. Это правило не распространяется на арендаторов государственных земель и имуществ и на лиц, выполняющих обязанности, изложенные в пункте 2 статьи 31 настоящего закона;
7) умалишенные или слабоумные;
8) состоящие в родстве с Королем в той степени родства, которая предусмотрена законом;
9) ни при каких обстоятельствах одно и то же лицо не может быть одновременно членом обеих палат Национального собрания.
Статья 31. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Сенат состоит из членов в количестве, не превышающем одной четвертой части общего числа депутатов; сенаторы назначаются Королем из числа лиц, которые своей деятельностью завоевали доверие и уважение общества, а также из числа тех, кто в прошлом отличился на службе государству и отечеству.
2. Сенатор или депутат может быть привлечен с одобрения палаты, к составу которой он принадлежит, к выполнению особых заданий на службе государства на срок не свыше двух лет.
Статья 32. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Срок полномочий членов сената восемь лет с даты назначения. Выбывший сенатор может быть вновь назначен.
Статья 33. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Сенат избирает председателя и двух заместителей председателя из числа своих членов на период с начала очередной сессии до начала очередной сессии следующего года. Результаты выборов представляются на утверждение Короля. В случае роспуска палаты депутатов, сенаторы продолжают выполнение своих обязанностей впредь до того, как соберется новое Национальное собрание, если только они не перестали быть членами сената.
Статья 34. Сенат собирается и расходится одновременно с палатой депутатов.
Статья 35. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Сенатор получает месячное содержание в размере пятидесяти динаров в течение всего периода своего членства сверх возмещения издержек по переезду.
Статья 36. Палата депутатов образуется путем выборов из расчета один депутат на 20 тысяч жителей мужского пола.
Статья 37. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Выборы депутатов производятся в соответствии с законом, который должен предусматривать порядок выдвижения кандидатов, тайное голосование и необходимое представительство христианских и иудейских меньшинств.
Статья 38. (В редакции конституционного закона 27 октября 1953 г.)
1. Срок полномочий палаты депутатов устанавливается на четыре очередные сессии, по одной сессии в год, начиная с первого дня декабря, а если этот день совпадает с официальным праздничным днем, то начиная со следующего дня, с соблюдением постановления пункта 2 статьи 26.
2. Палата заседает шесть месяцев в году, а шесть месяцев составляют перерыв между сессиями. В соответствии с пунктом 1 периоды сессий и перерывов между ними в каждом году определяются королевским указом.
3. Палата заседает в столице, но, в случае если это невозможно, она может заседать и в другом месте.
Статья 39. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) 1. Король созывает палату депутатов на очередную сессию; если он не созвал палату в установленный день, она собирается согласно настоящему закону. Палата продолжает заседать в соответствии с предписанием предыдущей статьи, если только Король не распустит ее до истечения срока ее полномочий.
2. Палата может время от времени отсрочить свои заседания в соответствии со своим регламентом; такие отсрочки засчитываются в сессионный период.
Статья 40. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) 1. В случае роспуска палаты должны быть проведены новые выборы и новая палата должна собраться на чрезвычайную сессию не позднее четырех месяцев со дня роспуска. На эту сессию распространяются правила об отсрочках и перерывах между сессиями, установленные статьями 38 и 39. Во всяком случае, эта сессия должна быть закрыта не позднее тридцатого ноября с тем, чтобы могла начаться первая очередная сессия Национального собрания данного созыва, но если чрезвычайная сессия начнется в декабре или январе, она будет рассматриваться как первая очередная сессия данного созыва.
2. Новая палата не может быть распущена по той же причине, по какой была распущена предыдущая палата.
3. Король может созвать Национальное собрание и в период, не предусмотренный статьей 38, для разрешения вопросов, точно определенных в акте созыва. Продолжительность такой сессии устанавливается королевским указом.
Статья 41. Прежние депутаты могут переизбираться.
Статья 42. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Всякий иракский гражданин мужского пола, достигший полных 30 лет и не лишенный прав по какому-либо из указанных в статье 30 оснований, может быть избран в палату депутатов. Он может представлять лишь один из избирательных округов, указанных в избирательном законе. Если окажется, что тот или иной кандидат избран более чем в одном избирательном округе, то в течение восьми дней по получении сообщения о результатах выборов, он должен выбрать тот избирательный округ, который он желает представлять.
Должностные лица, не являющиеся министрами или сенаторами или депутатами, будучи избраны, могут выбирать между принятием мандата и отказом от него, а те из них, которые примут мандат, должны быть освобождены от государственной службы на весь указанный срок.
Статья 43. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Палата депутатов разрешает вопросы, связанные с квалификацией депутатов, о протестах против действительности выборов, вакансиях и сложении депутатских полномочий.
Статья 44. Палата депутатов избирает из числа своих членов ежегодно на первом своем заседании председателя, двух заместителей председателя и двух секретарей. Результаты выборов представляются на утверждение Короля. В случае необходимости председателя замещает один из заместителей председателя.
Статья 45. Всякий член палаты депутатов имеет право вносить предложения об издании закона, за исключением законов по указанным ниже финансовым вопросам, при условии поддержки со стороны десяти депутатов. Если предложение принимается палатой, оно пересылается в Совет министров для разработки законопроекта. Предложение, отвергнутое палатой, не может быть внесено снова в течение той же сессии.
Статья 46. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Депутат может отказаться от своего мандата, направив председателю письменное заявление о своем отказе; однако отказ не имеет силы, пока он не принят палатой депутатов.
Статья 47. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) В случае наличия вакансии в палате депутатов по причине смерти, отказа от мандата, утраты законной квалификации или отсутствия из палаты немедленно по заявлению председателя должны быть проведены новые выборы.
Статья 48. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Депутат рассматривается как представитель всего Ирака в целом, а не только своего избирательного округа.
Статья 49. Депутат, отсутствующий в палате в течение одного месяца без разрешения и без законного основания, считается отказавшимся от своего мандата с применением положений статьи 46.
Статья 50. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Сверх возмещения издержек по проезду депутат получает месячное вознаграждение в размере сорока динаров в течение всего периода своего членства.
2. В случае если палата распущена первого декабря или позднее, депутат должен получить свое содержание за оставшиеся месяцы до ноября сессионного года.
Статья 51. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Прежде чем приступить к своим обязанностям, сенаторы и депутаты должны принести индивидуально перед палатой, в состав которой они входят, присягу в том, что они будут верны Королю, будут соблюдать Основной закон, служить нации и отечеству и добросовестно исполнять свои обязанности.
Статья 52. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) 1. Сенат не приступает к работе, если не присутствует более половины фактически назначенных членов сената.
2. Палата депутатов не приступает к работе, если не присутствует более половины фактически избранных членов.
Статья 53. Решения принимаются большинством голосов всех присутствующих членов, если иное не предусмотрено настоящим законом. В случае равенства голосов решает голос председателя. Для получения большинства требуется участие в голосовании не менее половины присутствующих членов. Каждый член голосует лично. Способ голосования устанавливается регламентом палаты.
Статья 54. Каждый член Национального собрания имеет право вносить запросы министрам и требовать от них объяснения. Обсуждение этих запросов и ответов на них производится в порядке, предписанном регламентом каждой палаты, причем такое обсуждение может иметь место не ранее как через восемь дней по внесении запроса или требования объяснения. Исключения из этого порядка могут делаться в срочных случаях или с согласия министра.
Статья 55. Каждая палата принимает свои решения по законопроектам постатейно, а затем в целом; однако она может ограничиться принятием решения по проекту в целом; в этом случае члены палаты имеют право обсуждать статьи.
Статья 56. Никакие вооруженные силы не имеют права входить в любую из палат или располагаться поблизости от входа в нее иначе, как по требованию председателя.
Статья 57. Заседания обеих палат публичны. Однако по требованию одного из министров или четырех сенаторов, или десяти депутатов прения по тому или иному обсуждаемому вопросу могут вестись при закрытых дверях.
Статья 58. Никто не имеет права доступа в ту или другую палату и не может брать слово, за исключением членов, министров или высших должностных лиц, уполномоченных министрами в случае их отсутствия, или лиц, особо приглашенных.
Статья 59. Сенат и палата депутатов могут издавать регламенты и правила, касающиеся:
1) порядка осуществления и соблюдения полномочий, привилегий и гарантий, которые предоставлены депутату палаты согласно настоящему закону;
2) порядка делопроизводства в обеих палатах и ведения прений на раздельных и совместных заседаниях.
Статья 60. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Каждый член палаты имеет полную свободу слова в пределах регламента палаты, к составу которой он принадлежит. Никакое судебное преследование не может быть возбуждено против него в связи с поданным голосом или высказанным мнением, или с речью, произнесенной во время прений или обсуждения в палате.
2. Член Национального собрания не может быть арестован или предан суду, если только та палата, к составу которой он принадлежит, не примет большинством голосов решения о том, что имеется достаточное основание для обвинения, или же если он задержан на месте преступления. Если кто-либо из членов Национального собрания арестован по какой-либо причине в период, когда Национальное собрание не заседает, правительство должно известить об этом соответствующую палату, когда она снова соберется, с представлением оснований и объяснений.
Статья 61. Министр, являющийся членом сената или палаты депутатов, имеет право голосовать в той палате, к составу которой он принадлежит, а также право выступать в обеих палатах. Министры, не принадлежащие к составу ни одной из палат, имеют право выступать в обеих палатах, но не имеют права голоса.
Министры или в случае их отсутствия их уполномоченные имеют в обеих палатах право выступать вне очереди.
Статья 62. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Все законопроекты вносятся в одну из палат, и если они приняты, то передаются в другую. Они не становятся законами до принятия их обеими палатами и до утверждения Королем.
2. В случае если законопроект представлен в одну из палат и Председатель Совета министров или один из министров, указанных в законопроекте, требуют созыва совместного заседания палат и сенат одобряет это требование, то палаты должны собраться на заседание под председательством председателя сената. Решение по такому законопроекту принимается большинством двух третей голосов на совместных заседаниях, но законопроект не становится законом до его утверждения Королем.
3. Обе палаты рассматривают законопроекты, внесенные в них правительством. По их принятии они представляются Королю, который либо утверждает их, либо возвращает обратно с обоснованным заключением в трехмесячный срок. Если одна из палат признает тот или иной законопроект срочным, то такой законопроект должен быть утвержден или возвращен обратно для нового рассмотрения с обоснованным заключением в 15-дневный срок.
4. Отклоненные обеими палатами законопроекты не могут вноситься ни в одну из палат в течение той же сессии.
Статья 63. Если одна из палат дважды отклонит законопроект, а другая палата настаивает на его принятии, то созывается совместное заседание членов сената и палаты депутатов под председательством председателя сената для обсуждения только спорных статей. Если законопроект принят с изменениями или без них большинством членов совместного собрания, то он считается принятым обеими палатами; однако он не получит силы закона, пока не будет утвержден Королем. Если законопроект не будет принят в таком порядке, то он не может снова вноситься ни в одну из обеих палат в течение той же сессии.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. СОВЕТ МИНИСТРОВ
Статья 64. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Число министров не должно быть меньше семи, включая Председателя Совета министров. Не может быть министром лицо, подпадающее под действие одного из пунктов статьи 30. Министр, не являющийся членом той или другой палаты, не может занимать эту должность долее шести месяцев, если до истечения этого срока он не будет назначен членом сената или избран членом палаты депутатов. Министр, получающий жалованье по своей должности, не имеет права на вознаграждение в качестве члена одной из палат.
Министру не разрешается покупать или арендовать какие-либо движимые или недвижимые государственные имущества.
2. Заместителями министра могут назначаться только лица, состоящие членами Национального собрания.
3. В случае необходимости Король может назначить министров без портфелей с тем, чтобы иметь возможность воспользоваться их опытом и способностями.
Статья 65. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Совет министров осуществляет руководство государственными делами. Он собирается под председательством Председателя Совета министров для вынесения решений по делам, касающимся более чем одного министерства, и по другим касающимся различных министерств важным вопросам. Председатель Совета министров представляет принятые Советом решения на утверждение Короля.
Статья 66. Государственные министры несут солидарную ответственность перед палатой депутатов за дела, касающиеся различных министерств, и индивидуальную – за деятельность соответствующего министерства и подчиненных ему ведомств. Если палата депутатов выразит большинством голосов присутствующих членов недоверие правительству, оно должно выйти в отставку. Если такая резолюция касается лишь одного из министров, то в отставку должен выйти этот последний.
По требованию Председателя Совета министров или соответствующего министра палата должна отложить голосование недоверия, но лишь один раз, на срок не более чем восемь дней. В течение этого срока палата не может быть распущена.
Статья 67. Каждый министр ведет дела своего министерства и подчиненных ему ведомств в установленном законом порядке.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 68. Судьи назначаются королевским указом и несменяемы, кроме случаев, предусмотренных особым законом, устанавливающим их квалификацию, порядок их назначения, увольнения и судейские ранги.
Статья 69. Суды разделяются на три вида:
1) гражданские суды;
2) религиозные суды;
3) особые суды.
Статья 70. Порядок учреждения судов, те места, в которых они учреждаются, их иерархия, подразделение, подсудность, порядок надзора за ними и порядок приведения приговоров и решений в исполнение определяются особыми законами с соблюдением постановлений настоящего закона.
Статья 71. Суды ограждены от всякого вмешательства в их дела.
Статья 72. Все заседания судов публичны, поскольку нет законных оснований для ведения заседаний при закрытых дверях.
Приговоры и решения судов, а также сообщения о судебных разбирательствах могут опубликовываться, за исключением тех, которые относятся к заседаниям при закрытых дверях. Все судебные приговоры и решения выносятся именем Короля.
Статья 73. Гражданским судам подсудны все гражданские и уголовные дела всех проживающих в Ираке лиц, а также дела, возбуждаемые правительством Ирака или против него, за исключением тех дел и вопросов, которые отнесены к подсудности религиозных судов или особых судов на основании дальнейших постановлений настоящего закона или какого-либо другого действующего закона.
Статья 74. В подсудность гражданских судов входят гражданские, коммерческие и уголовные дела в соответствии с постановлениями действующих законов; при этом в делах, касающихся личного статуса иностранцев, и во всяких других гражданских или коммерческих делах, в которых по международному обычаю допускается применение иностранных законов, такие законы будут применяться в порядке, установленном особым законом.
Статья 75. Религиозные суды разделяются:
1) на шариатские суды,
2) на духовные советы религиозных общин.
Статья 76. Дела, касающиеся личного статуса мусульман, и дела, относящиеся к управлению вакфами, подсудны только шариатским судам.
Статья 77. Судопроизводство в шариатских судах ведется в соответствии с правилами шариата каждой из мусульманских сект и в соответствии с особым законом. Кади должен принадлежать к той секте, к которой принадлежит большинство жителей в месте его назначения, при сохранении суннитских и джафаристских кади в городах Багдаде и Басре.
Статья 78. Духовные советы религиозных общин включают: иудейские духовные советы и христианские духовные советы. Такие советы учреждаются и наделяются судебной властью особым законом.
Статья 79. В круг ведения духовных советов входят:
1) вопросы, касающиеся брака, приданого, развода, раздельного жительства, алиментов, засвидетельствования завещаний, кроме тех, которые заверяются публичными нотариусами, но за исключением вопросов, подсудных гражданским судам и касающихся членов общин и с изъятием дел иностранцев, являющихся членами данных общин;
2) всякие другие вопросы личного статуса, касающиеся членов общин, при условии согласия сторон.
Статья 80. Подлежащие применению правила судопроизводства и пошлины, подлежащие взиманию духовными советами общин, устанавливаются особым законом.
Порядок наследования, свобода завещательных распоряжений и подобные вопросы личного статуса, не входящие в круг ведения духовных советов, также определяются законом.
Статья 81. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Верховный суд учреждается для суда над министрами и членами Национального собрания, обвиняемыми в политических преступлениях и преступлениях, связанных с их государственными обязанностями, и для суда над судьями Кассационной палаты за преступления при исполнении ими своих обязанностей, а также для разрешения вопросов, связанных с толкованием законов, и установления их соответствия Основному закону.
Статья 82. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. В случае необходимости суда над членом Национального собрания в Верховном суде дела передаются в этот Суд на основании постановлений, вынесенных палатой депутатов большинством двух третей присутствующих членов по каждому отдельному случаю.
2. Другие дела передаются на рассмотрение Верховного суда на основании постановления Совета министров или любой из палат.
3. Верховный суд состоит, помимо председателя, из восьми членов, избираемых сенатом, причем четверо из них сенаторы и четверо – судьи Кассационной палаты или другие старшие судьи. Суд заседает под председательством председателя сената или, если он не имеет возможности председательствовать, под председательством его заместителя.
Статья 83. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) В случае когда требуется вынести решение по вопросам, касающимся толкования постановлений настоящего закона или выяснения того, противоречат ли действующие законы или предписания постановлениям настоящего Основного закона, Верховный суд созывается на основании королевского указа, издаваемого с согласия Совета министров, после того как Суд составлен в соответствии с пунктом 3 предыдущей статьи. Если Национальное собрание не заседает, то члены Суда назначаются по постановлению Совета министров королевским указом.
Статья 84. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Если имеется необходимость в толковании законов или постановлений применительно к случаям, не предусмотренным предыдущей статьей, или если имеется необходимость решить вопрос о том, не противоречит ли постановление закону, на котором оно основано, то по требованию соответствующего министра составляется Особый суд (диван-хас) под председательством председателя Гражданской Кассационной палаты или, если он не сможет присутствовать, его заместителя. Члены указанного суда избираются в соответствии с предписаниями особого закона, причем трое из них избираются из числа судей Кассационной палаты и трое – либо из числа высших офицеров, если данный закон касается вооруженных сил, либо из числа высших должностных лиц администрации, если закон касается административных вопросов.
Статья 85. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Внесенные в Верховный суд дела разрешаются в соответствии с законом.
Обвиняемый не может быть осужден иначе, как большинством двух третей членов Суда. Приговоры Суда окончательны. Лица, против которых возбуждено обвинение палатой депутатов, должны немедленно покинуть свой пост. Выход в отставку не может служить препятствием для судебного преследования.
Статья 86. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.)
1. Любое решение Верховного суда, объявляющее тот или иной закон или статью какого-либо закона противоречащими Основному закону, должно быть принято большинством голосов двух третей членов Суда. В случае вынесения такого решения закон или часть соответствующего закона считаются недействительными с даты опубликования решения при условии, что правительство внесет законопроект, предусматривающий возмещение за убыток, который мог возникнуть при применении потерявших силу постановлений.
2. Любое решение Особого суда, объявляющее о противоречии постановления или каких-либо его статей закону, на котором они основаны, должно быть принято большинством двух третей членов Особого суда. Если такое решение состоится, то постановление или противоречащая его часть будут считаться недействительными со дня вынесения этого решения.
Статья 87. Решения Верховного суда по вопросам, предусмотренным статьей 83, за исключением предусмотренных статей 86, и решения, принятые Особым судом по вопросам, предусмотренным статьей 84, должны быть вынесены большинством всех членов Верховного суда или Особого суда. Эти решения обязательны для всех судов и государственных учреждений.
Статья 88. В случае необходимости учреждаются специальные суды или комиссии по следующим делам:
1) для суда над лицами, входящими в состав иракских вооруженных сил, по преступлениям, предусмотренным Военно-уголовным кодексом;
2) для разрешения гражданских и уголовных дел, относящихся к племенам в соответствии с их обычаями, согласно особому закону;
3) для разрешения конфликтов между правительством и правительственными должностными лицами по поводу их обязанностей;
4) для рассмотрения конфликтов по поводу владения землей и границ между земельными участками;
5) военные и особые трибуналы, учреждаемые при обстоятельствах, предусмотренных статьей 120 настоящего закона.
Статья 89. Правила судопроизводства специальных судов и взимаемые ими пошлины, а также порядок обжалования или пересмотра приговоров устанавливаются законом.
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ
Статья 90. Все налоги и акцизы остаются неизменными в том виде, в каком они существовали ко дню вступления в силу настоящего закона, впредь до того, как они могут быть изменены законом.
Статья 91. Никакие налоги и сборы не могут взиматься иначе, как в силу закона. Это, однако, не относится к платежам, взимаемым правительственными ведомствами за оказываемые ими общественные услуги или за пользование государственной собственностью. Налоги и сборы не могут устанавливаться указом.
Статья 92. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Налоги и сборы взимаются со всех без различия налогоплательщиков, и никто из них не может быть освобожден от уплаты их иначе, как по закону.
Статья 93. Не допускаются продажа, пожалования, сдача в аренду или распоряжение государственной собственностью каким-либо иным образом иначе, как в соответствии с законом.
Статья 94. Никакие монополии и никакие концессии на разработку или использование естественных богатств страны или для надобностей общественного пользования не могут предоставляться и никакие государственные доходы не могут сдаваться на откуп иначе, как по закону, а если они предоставляются на срок свыше трех лет, то для каждого отдельного случая требуется особый закон.
Статья 95. Правительство не может заключать какие-либо займы или предпринимать что-либо, связанное с расходованием государственных средств иначе, как в силу особого закона, поскольку такой расход не предусмотрен бюджетом.
Статья 96. Все денежные суммы, полученные государственными должностными лицами, должны вноситься в государственное казначейство, и по ним должны представляться отчеты в установленном законом порядке.
Статья 97. Никакое жалованье не может назначаться, никакое вознаграждение выплачиваться и никакие средства из объединенного государственного казначейства расходоваться иначе, как по закону. Бюджетные кредиты не должны расходоваться иначе, как в установленном законом порядке.
Статья 98. Бюджет на каждый год должен утверждаться ежегодным законом, называемым «Закон о бюджете». Указанный закон должен включать смету доходов и расходов на каждый данный год.
Статья 99. Национальное собрание должно одобрить бюджет в течение сессии, предшествующей тому финансовому году, к которому данный закон относится.
Статья 100. Министр финансов должен вносить в первую очередь в палату депутатов все законопроекты об открытии кредитов или об увеличении, уменьшении или снятии уже утвержденных бюджетных кредитов. Это относится к бюджетному закону и всем законопроектам по поводу заключаемых правительством займов.
Статья 101. Закон о бюджете обсуждается и голосуется постатейно. Вслед затем он голосуется в целом. Что касается самого бюджета, то он голосуется по разделам.
Статья 102. Если возникла необходимость в срочном расходовании средств, не предусмотренных бюджетом или особым законом, в то время, когда Национальное собрание не заседает, то Король с согласия Совета министров может издать королевский указ, разрешающий необходимые финансовые мероприятия в соответствии с пунктом 3 статьи 26.
Статья 103. Национальное собрание может принимать законы об ассигновании особых средств для расходования в течение определенного периода времени.
Статья 104. Должен быть издан закон об учреждении ведомства для проверки всех расходов и представления Национальному собранию не реже чем один раз в год доклада о том, находились ли расходы в соответствии с утвержденными Национальным собранием бюджетными кредитами и были ли они израсходованы в предписанном законом порядке.
Статья 105. Никакие законопроекты или предложения, предусматривающие расходование какой-либо части государственных доходов, не могут вноситься в ту или другую палату никем, кроме министра.
Статья 106. Палата депутатов не может принимать какие-либо решения или предлагать какие-либо поправки к законопроектам, поскольку они предусматривают снижение расходов, вытекающих из одобренных Национальным или Учредительным собранием договоров, без предварительного согласия Короля.
Статья 107. Если новый финансовый год начинается до издания относящегося к нему закона о бюджете и если Национальное собрание в то время заседает, то министр финансов вносит в него законопроект, содержащий смету бюджетных кредитов на период не свыше двух месяцев. По истечении периода, охватывающего эти кредиты, министр финансов может внести такой же новый законопроект. Этот порядок может применяться столько раз, сколько это будет необходимо. Если Национальное собрание не заседает, подлежит применению бюджет предшествующего года, но без ущерба для права издания указов, предусматриваемых статьей 102.
Статья 108. (В редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Денежная система государства определяется законом.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 109. Административные деления Ирака, их разряды, наименование, порядок образования, полномочия и названия должностных лиц устанавливаются особым законом.
Статья 110. Упомянутый в предшествующей статье закон должен определить меры, необходимые для выполнения в некоторых административных единицах относящихся к ним обязательств, вытекающих из договоров, заключенных Королем и одобренных Национальным или Учредительным собранием.
Статья 111. Ведение дел городского управления в Ираке возлагается на муниципальные советы согласно особому закону. Административные советы в административных единицах выполняют обязанности, которые могут быть установлены для них законом.
Статья 112. Каждая религиозная община имеет право учреждать в главных административных единицах советы, на которые будет возложено управление строениями и денежными средствами вакфов, а также пожертвованиями на благотворительные цели, получение доходов и производство расходов по ним в соответствии с волей жертвователя и с действующими в общине обычаями. Такие общины должны также наблюдать за имуществами сирот в соответствии с законом. Упомянутые выше советы находятся под надзором правительства.
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЗАКОНОВ, СУДЕБНЫХ ПРИГОВОРОВ И РЕШЕНИЙ
Статья 113. Оттоманские законы, опубликованные до 5 ноября 1914 г., и законы, опубликованные в этот день или после этого дня и сохранившие силу в Ираке ко времени опубликования настоящего Основного закона, будут и впредь оставаться в силе в Ираке, поскольку это позволят имевшие место обстоятельства с учетом изменений или отмены, произведенных прокламациями, постановлениями или законами, упоминаемыми в следующей статье, впредь до тех пор, пока они не будут изменены или отменены в законодательном порядке или объявлены недействительными решением Верховного суда, согласно статье 86.
Статья 114. Все прокламации, постановления и законы, изданные главнокомандующим британскими силами в Ираке, гражданским генерал-губернатором, Верховным комиссаром или правительством Его Величества Короля Фейсала за время между 5 ноября 1914 г. и днем вступления в силу настоящего Основного закона, считаются действительными со дня их вступления в силу. Те из них, которые не были еще отменены к этому дню, будут оставаться в силе впредь до того, как они будут изменены или отменены в законодательном порядке или же объявлены недействительными решением Верховного суда, согласно статье 86.
Статья 115. Всякое лицо считается свободным от ответственности и любых претензий в связи с какими-либо его действиями, добросовестно совершенными во исполнение предписаний, изданных главнокомандующим британскими силами в Ираке или гражданским генерал-губернатором, Верховным комиссаром, или правительством Его Величества Короля Фейсала, или каким-либо правомочным должностным лицом, военным или гражданским, в целях прекращения военных действий, установления или укрепления порядка и общественной безопасности или исполнения приказов, изданных за время военного положения между 5 ноября 1914 г. и днем вступления в силу Основного закона. Все предусмотренные настоящей статьей действия считаются совершенными добросовестно, поскольку приносящая жалобу сторона не может доказать противного. Любой иск и любое судебное преследование по поводу какого-либо из таких действий будут отклоняться и объявляться недействительными, поскольку приносящая жалобу сторона не привела соответствующих доказательств.
Статья 116. Все судебные приговоры и решения, вынесенные по гражданским и шариатским делам оттоманскими судами до оккупации страны британскими силами, а также судебные приговоры и решения, вынесенные по гражданским и шариатским делам судами, учрежденными после указанной оккупации, или политическими офицерами либо их помощниками, действовавшими в пределах своих правомочий, считаются вынесенными законно учрежденными судами Ирака.
Статья 117. Все судебные приговоры по уголовным делам, вынесенные судами, учрежденными после оккупации страны британскими силами, или военно-полевыми судами, или военными судами, или военными губернаторами, или политическими офицерами, или помощниками политического офицера, или всякими другими должностными лицами, правомочными разбирать уголовные дела, а также наказания, наложенные на всех осужденных указанными судами или лицами, считаются вынесенными и наложенными законно учрежденными судами Ирака.
ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. ИЗМЕНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ОСНОВНОГО ЗАКОНА
Статья 118. Национальное собрание может в течение года по вступлении в силу настоящего закона изменять или дополнять содержащиеся в нем постановления по вопросам второстепенного значения ради осуществления целей настоящего закона при условии, что эти меры были приняты большинством двух третей голосов в обеих палатах.
Статья 119. За исключением указанного предшествующей статьей, никакие изменения не могут ни в каком случае вноситься в Основной закон в течение пятилетнего срока со дня его вступления в силу, а также по истечении этого срока иначе, как в нижеследующем порядке:
Всякое изменение должно быть одобрено палатой депутатов и сенатом большинством двух третей членов каждой палаты. После принятия изменения палата депутатов распускается и выбирается новая палата. Изменения, одобренные прежней палатой, снова вносятся в новую палату и в сенат. Если такие изменения одобрены большинством двух третей членов каждой палаты, они представляются Королю на утверждение и для обнародования.
ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 120. 1. В случае беспорядков или происшествий, указывающих на возникновение подобных событий в любой части Ирака, или в случае угрозы неприятельского нападения на ту или иную часть Ирака Король имеет право объявлять с согласия Совета министров военное положение в качестве временной меры в тех районах Ирака, которым угрожает опасность беспорядков или нападения. Применение действующих постановлений и законов может быть приостановлено прокламацией, объявляющей о введении военного положения, в тех местностях и в объеме, которые будут указаны в такой прокламации, при условии, что лица, на которых возлагается приведение в исполнение прокламации, будут нести законную ответственность за свои действия, пока Национальным собранием не будет принят особый закон, снимающий с них эту ответственность. Порядок управления местностями, объявленными на военном положении, будет установлен королевским указом.
2. При возникновении опасности или восстания или какого-либо нарушения мира в той или иной части Ирака Король имеет право с согласия Совета министров объявить чрезвычайное положение во всем Ираке или в любой его части. Местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, управляются в соответствии с особым законом, которым предусматривается учреждение особых судов за совершение определенных преступлений и который предписывает административные меры, подлежащие проведению особыми властями.
Статья 121. В случае необходимости толкования какого-либо предписания закона:
а) если толкование относится к предписаниям настоящего основного закона, оно возлагается на Верховный суд, как установлено частью пятой настоящего закона;
б) если толкование относится к законам, касающимся государственного управления, оно возлагается на Особый суд (диван-хас), как установлено частью пятой настоящего закона;
в) по всем другим делам выяснение смысла закона возлагается на те органы правосудия, которым подсудны дела, вызвавшие необходимость этого выяснения.
Статья 122. Управление мусульманскими вакфами считается официальным правительственным органом, и его дела ведутся и финансы регулируются в соответствии с особым законом.
Статья 123. (Новая статья в редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Национальное собрание не может принять какой-либо закон о помиловании лиц, совершивших преступления, которые направлены на изменение формы правления или смену правительства или применение принуждения или угроз против Короля или правительства с целью заставить их совершить какое-либо действие.
Статья 124. (Новая статья в редакции конституционного закона 27 октября 1943 г.) Конституционные процедурные формы, не содержащиеся в тексте настоящего Основного закона, но применение которых им не запрещено и которые применяются в конституционных государствах, могут быть приняты и введены в практику постановлением, вынесенным на совместном заседании палат Национального собрания; они рассматриваются как конституционные правила.
Статья 125. Настоящий закон вступает в силу со дня его утверждения Королем.