Договор об обороне ЛАГ

ДОГОВОР
о совместной обороне и экономическом сотрудничестве
Семь государств – основателей Лиги арабских государств решили 17 июня 1950 года подписать Договор о совместной обороне и экономическом сотрудничестве.
В соответствии с этим Договором в рамках Лиги арабских государств создаются новые органы. Вместе с тем эти органы не принадлежат к числу основных в ЛАГ.
Органы коллективной арабской безопасности
Этими органами являются четыре военных органа, созданных с задачей выполнения пунктов настоящего Договора, касающихся отражения любой агрессии, совершенной против одного из государств – участников настоящего Договора.
1. Совет совместной обороны
Совет совместной обороны состоит из министров иностранных дел и министров обороны государств участников настоящего Договора или их заместителей. Совет призван следить за выполнением обязательств по совместной обороне, в целях чего он наделяется полномочиями по принятию обязательных решений на сей счет. В соответствии с Договором эти решения Совета совместной обороны считаются обязательными для всех его членов, если они приняты большинством в две трети голосов.
Следует отметить, что хотя Совет совместной обороны и выполняет свои функции под контролем Лиги арабских государств в соответствии со статьей б-ой настоящего Договора, принимаемые им решения большинством в две трети голосов действительны и обязательны для всех государств – участников Договора, невзирая на правило единогласия, которое в обязательном порядке принимается при голосовании в Совете ЛАГ по вопросам безопасности и обороны как основное условие принуждения государств-членов следовать ему. Это объясняется тем, что контроль Совета ЛАГ над Советом совместной обороны ограничивается общим наставлением без копирования применяемых там правил голосования.
2. Постоянный военный комитет.
Этот комитет образуется из представителей генеральных штабов армий договаривающихся государств участников Договора о совместной обороне. Задачей комитета является разработка планов совместной обороны, включая их средства, формы и методы, а также подготовка необходимых отчетов о положении дел в пределах его компетенции и представление их в Совет совместной обороны. Комитет собирается на свои заседания в городе Каире. В функции комитета согласно Военному приложению к Договору входит:
1) Разработка военных планов отражения потенциальных угроз или вооруженного нападения, которому может подвергнуться одно или несколько государств из числа договаривающихся государств, либо их вооруженные силы. При этом подготовка этих планов осуществляется на основании решений Совета совместной обороны.
2) Выработка и представление предложений по строительству и организации вооруженных сил договаривающихся государств, определению их минимально необходимого уровня, диктуемого военными потребностями с учетом возможностей каждого государства.
3) Внесение предложений по повышению боеготовности вооруженных сил договаривающихся государств в плане их вооруженности, построения и организации боевой подготовки, а также координации и объединению усилий в данном направлении.
4) Представление соображений по части скоординированного использования природных, промышленных, сельскохозяйственных и иных ресурсов договаривающихся государств в интересах их военных усилий и совместной обороны.
5) Организация обмена делегациями стажеров, разработка планов совместных учебно-тренировочных занятий и маневров с участием войск договаривающихся государств, присутствие на этих занятиях и маневрах и изучение их итогов с целью выработки соответствующих предложений по совершенствованию средств оперативного сотрудничества вооруженных сил и повышению уровня их боеготовности в максимально высокой степени.
6) Подготовка необходимых информационно-справочных материалов о ресурсах договаривающихся государств, их военных возможностях и потенциале их вооруженных сил в деле выполнения совместных боевых задач.
7) Проработка различных форм содействия и помощи, которые могут потребоваться от любого из договаривающихся государств в период войны для предоставления армиям других договаривающихся государств, действующих в пределах своих территорий, в соответствии с положениями настоящего Договора.
3. Военный консультативный орган.
Это – орган, создание которого предусмотрено Дополнительным протоколом к Договору о совместной обороне и экономическом сотрудничестве. Он образуется из числа начальников генеральных штабов армий договаривающихся государств с задачей контроля за деятельностью Постоянного военного комитета и его направления на выполнение закрепленных за ним функций, рассмотрения его приложений до их представления в Совет совместной обороны. Данный орган (или комитет) является промежуточным звеном между Постоянным военным комитетом и Советом совместной обороны.
При этом на заместителя генерального секретаря ЛАГ по военным вопросам возлагается задача военной координации между тремя вышеупомянутыми органами, с одной стороны, и всеми другими органами Лиги арабских государств, с другой, в дополнение к осуществлению им, в принципе, контроля за работой трех названных военных органов.
4. Объединенное арабское командование.
Как предусматривается пунктом 5-ым Военного приложения к Договору о совместной обороне, для оперативного боевого руководства объединенными арабскими войсками создается Главное командование. При этом его руководство доверяется представителю того из государств, чей воинский контингент по численности и оснащению превосходит другие, если арабские правительства не дадут единодушного согласия на назначение представителя другого государства. В соответствии с тем же пунктом 5-м формируется объединенный штаб, призванный помогать главнокомандующему в руководстве боевыми действиями.
Арабские авторы, анализируя Договор 1950 года, указывают на важность не только его военных статей, но и второй части, касающейся арабского экономического сотрудничества. Поражение арабских государств в войне с Израилем в 1948-1949 годах выявило зависимость безопасности от состояния экономики и необходимость соединения усилий по развитию их экономического потенциала для противодействия агрессии Израиля. В связи с этим арабский исследователь Х. Хашим Рашид отмечает готовность арабских государств, зафиксированную в договоре 1950 г., к сотрудничеству в деле подъема их экономик, освоения природных ресурсов и облегчения обмена их национальной промышленной и сельскохозяйственной продукцией и в целом организации и координации экономической деятельности и подписания соответствующих в интересах достижения этих целей.
Государства – члены совета председательствуют по очереди на сессиях совета, как это предусмотрено его уставом.
Заседания Экономического совета носят закрытый характер за исключением тех, которые проходят открыто по его особому решению. При этом решения совета обязательны для исполнения, и не требуется представлять их в Совет ЛАГ.
Приглашения принять участие в обычных или внеочередных заседаниях совета рассылаются от имени Генерального секретаря ЛАГ или. его заместителя. Заседания совета считаются недействительными, если на них не имеется необходимого кворума присутствующих в лице по меньшей мере половины государств-членов. А для того, чтобы действительными считались решения совета, они должны быть приняты большинством государств-членов (а не от числа присутствующих на совете) в соответствии с нормой “одно государство – один голос”.
Текст договора о совместной обороне и экономическом сотрудничестве
государств-членов ЛАГ и военное приложение к нему
Правительства Его Величества Короля Иорданского Хашимитского Королевства, Его Превосходительства Президента Сирийской Республики, Его Величество Короля Иракского Королевства, Его Величества Короля Королевства Саудовская Аравия, Его Превосходительства Президента Ливанской Республики, Его Величества Короля Египетского Королевства, Его Величества Короля Йеменского Королевства,
движимые стремлением к упрочению взаимных связей и сотрудничества между государствами Лиги арабских государств, укреплению их независимости и сохранению их общего исторического наследия,
идя навстречу пожеланиям их народов теснее сплачивать ряды в интересах совместной защиты своих государств, сохранения мира и укрепления безопасности в соответствии с принципами Устава Лиги арабских государств и Устава Организации Объединенных Наций и их целями, обеспечения стабильности и спокойствия, материального достатка и культуры в их странах,
договорились заключить в этих целях Договор и уполномочили представлять их следующие лица:
– за Иорданское Хашимитское Королевство – Ауни Абдель Хади, полномочный министр Иорданского Хашимитского Королевства в Египте,
– за Сирийскую республику – Назим аль-Кудси, премьер-министр и министр иностранных дел,
– за Иракское Королевство – Нури ас-Сайд, премьер-министр,
– за Королевство Саудовская Аравия – Юсеф Ясин, госу¬дарственный министр и исполняющий обязанности министра иностранных дел,
– за Ливанскую республику – Рияд ас-Сольх, премьер-министр,
– за Египетское Королевство – Мустафа ан-Наххас, премьер-министр и Мухаммед Салах ад-Дин, министр иностранных дел,
– за Йеменское Королевство – ас-Сейид Али аль-Муайед, постоянный представитель при Лиге арабских государств,
которые после обмена документами о предоставленных им на то полных полномочиях, признанных подлинными и достаточными по содержанию и форме, договорились о ниже следующем:
Статья 1.
Договаривающиеся государства, движимые заботой о поддержании безопасности и сохранении мира и стабильности, выражают решимость разрешать все международные конфликты мирными путями как в их взаимоотношениях, так и в их отношениях с другими государствами.
Статья 2.
Договаривающиеся государства рассматривают любое вооруженное нападение на какое-либо государство или группу государств либо на вооруженные силы как нападение на них самих вместе взятых. Отсюда, реализуя свое законное право на индивидуальную и коллективную защиту их существования, они обязуются придти на помощь государству или государствам, подвергшимся нападению, и незамедлительно предпринять в индивидуальном и коллективном порядке все меры и использовать все имеющиеся средства, включая применение вооруженной силы, для отпора агрессии и восстановлению мира и безопасности. В соответствии с положениями статьи б-ой Устава Лиги арабских государств и статьи 51-ой Устава ООН Совет ЛАГ и Совет Безопасности ООН незамедлительно информируются о совершенном нападении и предпринятых в связи с этим действиях и мерах.
Статья 3.
Договаривающиеся государства вступают в консультации между собой по просьбе одного из них при возникновении угрозы территориальной целостности и неприкосновенности, суверенитету и безопасности любого из этих государств.
В случае появления военной опасности или неожиданного создания угрожающей ситуации договаривающиеся стороны немедленно приступают к соединению планов и действий превентивного и оборонительного характера, сообразующихся с обстановкой.
Статья 4.
Движимые желанием выполнения вышеуказанных обязательств в наиболее полном объеме, договаривающиеся государства вступают в сотрудничество друг с другом для взаимного укрепления и усиления их военных потенциалов. В зависимости от своих ресурсов и _ потребностей они принимают участие в мобилизации индивидуальных и коллективных оборонительных средств для противодействия любой вооруженной агрессии.
Статья 5.
Постоянный военный комитет образуется из представителей генеральных штабов договаривающихся государств для организации выработки планов совместной обороны и привлечения соответствующих средств и методов.
В приложении к настоящему Договору определяются функции постоянного комитета, включая подготовку необходимых отчетов, содержащих элементы сотрудничества и взаимодействия.
Постоянный комитет представляет отчеты о проделанной работе Совету совместной обороны, упоминаемому в следующей статье.
Статья 6.
Под руководством Совета ЛАГ формируется Совет совместной обороны, сосредотачивающийся на решении всех вопросов, касающихся положений статей 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой настоящего Договора, и опирающийся при этом на Постоянный военный комитет, указанный в предыдущей статье.
Вышеназванный Совет совместной обороны образуется в составе министров иностранных дел и национальной обороны договаривающихся государств или их заместителей.
Решения, принимаемые Советом большинством в две трети голосов, носит обязательный характер для всех договаривающихся государств.
Статья 7.
Претворяя в жизнь цели настоящего договора по обеспечению спокойствия и благосостояния в арабских странах, повышения уровня жизни их населения, договаривающиеся государства вступают в сотрудничество в деле подъема их экономик, освоения природных ресурсов, содействия обмену их национальной промышленной и сельскохозяйственной продукцией и координации экономической деятельности и подписания соответствующих соглашений в интересах достижения этих целей.
Статья 8.
Из числа министров экономики договаривающихся государств или их заместителей в случае необходимости создается экономический совет, призванный вносить предложения правительствам этих государств, рассчитанные на реализацию целей, обозначенных в предыдущей статье.
Упомянутый совет опирается в своей деятельности на Комитет по экономическим и финансовым вопросам, указанный в статье 4-ой устава ЛАГ.
Статья 9.
Приложение к данному Договору считается его неотъемлемой частью.
Статья 10.
Каждое из договаривающихся государств обязуется не заключать каких-либо соглашений, противоречащих данному договору, дабы не следовать в международных отношениях с другими государствами курсу, не отвечающему целям настоящего Договора.
Статья 11.
В положениях настоящего Договора не содержится чего-либо, затрагивающего непосредственно или опосредственно в настоящем и будущем прав и обязательств государств участниц по Уставу ООН или вытекающих из обязательств, которые принимает на себя Совет Безопасности в деле поддержания мира и международной безопасности.
Статья 12.
Каждое из договаривающихся государств по истечении 10 лет действия настоящего Договора может выйти из него через год после того, как оно уведомит о своем решении Генеральный секретариат Лиги арабских государств.
В свою очередь Генеральный секретарь ЛАГ доводит данное заявление до сведения всех других государств-участников Договора.
Статья 13.
Данный Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами, применяемыми в каждом отдельно взятом государстве из числа участников Договора.
Ратификационные грамоты сдаются в Генеральный секретариат ЛАГ. При этом Договор вступает в силу для ратифицировавшего его государства по истечение 15 дневного срока с момента получения Генеральным секретариатом ратификационных грамот по меньшей мере от четырех государств – участников Договора.
Настоящий Договор составлен на арабском языке в Каире 25 числа месяца джумада ассани 1369 года хиджры, соответствующего 13 апреля 1950 года н.э., в единственном экземпляре, сданном на хранение в Генеральный секретариат Лиги арабских государств. Подлинные копии текста Договора, выполненные с оригинала, переданы в распоряжение каждого из подписавших его государств.
Подписали:
– за Иорданское Хашимитское Королевство – Ауни Абдель Хади,
– за Сирийскую Республику – Назим аль-Кудси,
– за Иракское Королевство – Нури ас-Сайд,
– за Королевство Саудовская Аравия – Юсеф Ясин,
за Ливанскую Республику – Рияд ас-Сольх и Мустафа ан-Наххас,
– за Египетское Королевство – Мухаммед Салах ад-Дин,
– за Йеменское Королевство – ас-Сейид Али аль-Муайед (со следующим примечанием: “согласен с Договором и Приложением к нему с примечаниями, изложенными мною в письме на имя Генерального секретаря ЛАГ).
Военное приложение.
Пункт первый
В функции Постоянного военного комитета, упомянутого в статье 5-ой Договора о совместной обороне и экономическом сотрудничестве государств – членов Лиги арабских государств, входит:
1) Разработка военных планов отражения потенциальных угроз или вооруженного нападения, которому может подвергнуться одно или несколько государств из числа договаривающихся государств, либо их вооруженные силы. При этом подготовка этих планов осуществляется на основании решений Совета совместной обороны.
2) Выработка и представление предложений по строительству и организации вооруженных сил договаривающихся государств, определению их минимально необходимого уровня, диктуемого военными потребностями с учетом возможностей каждого государства.
3) Внесение предложений по повышению боеготовности вооруженных сил договаривающихся государств в плане их вооруженности, построения и организации, боевой подготовки по современным методикам и с учетом мировой военной практики, а также координации и объединению усилий в данном направлении.
4) Представление соображений по части скоординированного использования природных, промышленных, сельскохозяйственных и иных ресурсов договаривающихся государств в интересах их военных усилий и совместной обороны.
5) Организация обмена делегациями стажеров, разработка планов проведения совместных учебно-тренировочных занятий и маневров с участием войск договаривающихся государств, присутствие на этих занятиях и маневрах и изучение их итогов с целью выработки соответствующих предложений по совершенство¬ванию средств оперативного сотрудничества вооруженных сил и повышению уровня их боеготовности в максимально высокой степени.
6) Подготовка необходимых информационно-справочных материалов о ресурсах договаривающихся государств, их военных возможностях и потенциале их – вооруженных сил в деле выполнения совместных боевых задач.
7) Проработка различных форм содействия и помощи, которые могут потребоваться от любого из договаривающихся государств в период войны для предоставления армиям
других договаривающихся государств, действующих в пределах своих территорий, в соответствии с положениями настоящего Договора.
Пункт второй
Постоянный военный комитет может создавать постоянные: или временные военные подкомитеты из числа своих членов для рассмотрения любого вопроса в пределах компетенции комитета. При этом допускается привлечение специалистов, мнения или опыт которых по тем или иным вопросам могут оказаться полезными.
Пункт третий
Постоянный военный комитет представляет подробные отчеты об итогах своей текущей деятельности Совету совместной обороны, указанному в статье б-ой настоящего Договора, а также ежегодно отчитывается перед ним по итогам работы и исследований, проделанных за год.
Пункт четвертый
Местом расположения Постоянного военного комитета является Каир. В то же время комитет может проводить свои заседания в любом другом месте, которое он сочтет приемлемым для этого.
Из числа членов комитета сроком на два года избирается его председатель. Председатель может быть переизбран на новый срок. Условием для избрания председателя должна быть, как минимум, его принадлежность к высшему командному составу.
По взаимной договоренности членами данного комитета могут быть граждане только договаривающихся государств.
Пункт пятый
Право на общее командование всеми задействованными в данной операции войсками принадлежит государству, выделившему в состав совместных сил наибольший контингент войск по их численности и боевому снаряжения среди войск других государств за исключением того случая, когда выбор главнокомандующего осуществляется по иному признаку с единодушного согласия правительств договаривающихся государств.
В процессе руководства военными действиями главнокомандующему помогает совместный штаб из представителей договаривающихся государств.
Подписали:
– за Иорданское Хашимитское Королевство – Ауни Абдель Хади,
– за Сирийскую Республику – Назим аль-Кудси,
– за Иракское Королевство – Нури ас-Сайд,
– за Королевство Саудовская Аравия – Юсеф Ясин,
– за Ливанскую Республику – Рияд ас-Сольх и Мустафа ан-Наххас,
– за Египетское Королевство – Мухаммед Салах ад-Дин,
– за Йеменское Королевство – ас-Сейид Али аль-Муайед.
Дополнительный протокол к данному договору
Для контроля за деятельностью Постоянного военного комитета, указанного в статье 5-ой Договора, и направлении его работы для решения задач, обозначенных в пункте первом Военного приложения, создается военный консультативный орган из числа начальников штабов армий договаривающихся государств.
Этому органу представляются отчеты Постоянного военного комитета и его предложения для их утверждения перед представлением Совету совместной обороны, упомянутому в статье б-ой Договора.
Военный консультативный орган в свою очередь представляет свои отчеты и предложения по всем направлениям работы Совету совместной обороны для рассмотрения и утверждения, если на то есть необходимость.
Данный протокол имеет для государств, подписавших его, ту же силу, что и Договор и Военный протокол к нему, в том числе в отношении выполнения положений статей 5-ой и 6-ой Договора и пункта третьего Военного протокола к нему.
Подписали:
– за Иорданское Хашимитское Королевство – Ауни Абдель Хади,
– за Сирийскую Республику – Назим аль-Кудси,
– за Иракское Королевство – Нури ас-Сайд,
– за Королевство Саудовская Аравия – аль-Фейсал,
– за Ливанскую Республику – Рияд ас-Сольх и Мустафа ан-Наххас,
– за Египетское Королевство – Мухаммед Салах ад-Дин,
– за Йеменское Королевство – ас-Сейид Али аль-Муайед
Примечание
1) Дополнительный протокол утвержден Советом Лиги арабских государств 2 февраля 1951 года на его 13-ой сессии.
2} Подписан представителями Сирийской Республики, Иракского Королевства, Королевства Саудовская Аравия, Ливанской Республики, Египетского Королевства и Йеменского Королевства 2/2/1951 года и Иорданского Хашимитского Королевства 16/2/1952 года.
3) Ратификационные грамоты к Протоколу сданы на хране¬ние одновременно со сдачей ратификационных грамот к Договору.