Коммюнике 14 саммита ОИС в Мекке, 2019

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОММЮНИКЕ 14-го САММИТА ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (СЕССИЯ “РУКА ОБ РУКУ К БУДУЩЕМУ”)

МЕККА АЛЬ-МУКАРРАМА, КОРОЛЕВСТВО САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

31 МАЯ 2019 Г. (26 РАМАДАН 1440 Г.)

  1. Главы государств и правительств государств-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) провели 14-ю сессию Саммита Исламской конференции (Сессия Рука об руку в будущее) в Мекке, Саудовская Аравия. Саммит Конференции проходил под председательством Хранителя двух Священных мечетей короля Салмана бен Абдель Азиза Аль-Сауда, да защитит его Аллах.
  2. Конференция вновь подтвердила приверженность целям, задачам и принципам Устава ОИС, таким как служение делу Ислама и мусульман в духе подлинной солидарности. Она вновь подтвердила свою приверженность осуществлению резолюций саммитов ОИС и конференций министров. Конференция одобрила итоговые документы, включая резолюции предыдущих саммитов ОИС и советов министров иностранных дел, а также заседаний исполнительного комитета на уровне министров.
  3. Конференция выразила признательность Турецкой Республике за успешное председательство на 13-й сессии Саммита Исламской конференции и за мудрое руководство Его Превосходительства Президента Реджепа Тайипа Эрдогана, в частности, в связи с созывом двух чрезвычайных исламских саммитов по вопросу Палестины и Аль-Кудс аль-Шарифа.
  4. Конференция вновь подчеркнула центральную роль вопроса Палестины и Аль-Кудс аль-Шарифа для мусульманской уммы, вновь подтвердив свою принципиальную и неизменную всестороннюю поддержку палестинского народа в деле восстановления его неотъемлемых законных национальных прав, включая его право на самоопределение и создание независимого и суверенного Государства Палестина в границах 1967 года со столицей в Аль-Кудс аль-Шарифе. Она также подтвердила необходимость защиты права палестинских беженцев на возвращение в свои дома в соответствии с резолюцией 194 и решительного противодействия любому отказу в этих правах.
  5. Конференция подтвердила неприятие и решительное осуждение любого незаконного и безответственного решения признать Аль-Кудс предполагаемой столицей Израиля, оккупирующей державы, и сочла такое решение недействительным и посягательством на юридические, исторические и национальные права палестинского народа и исламской уммы. Она призвала государства, которые перенесли свои посольства в священный город или открыли там коммерческие представительства, отказаться от этого шага, который рассматривается как серьезное нарушение международного права и законности и преднамеренная попытка подорвать перспективы мирного процесса на Ближнем Востоке, а также как шаг, который служит экстремизму и терроризму и угрожает международному миру и безопасности. Конференция призвала государства-члены принять соответствующие меры в отношении государств, делающих это, принимая во внимание политические и экономические меры, предложенные Генеральным секретариатом в соответствии с пунктом 15 Заключительного коммюнике Седьмого чрезвычайного саммита Исламской конференции, состоявшегося в Стамбуле 18 мая 2018 года.
  6. Конференция подтвердила свое неприятие любого предложения о мирном урегулировании, если оно не соответствует и не согласуется с неотъемлемыми законными правами палестинского народа, базирующимися на международной законности, и общепризнанными задачами мирного процесса, в частности, международным правом и резолюциями Организации Объединенных Наций. Она подтвердила свое осуждение и неприятие позиции любой международной стороны, которая поддерживает продление оккупации и колонизаторский проект создания поселений в ущерб законным национальным правам палестинского народа, включая признание администрацией США Аль-Кудса столицей Израиля, оккупирующей державы, а также попытки ограничить права палестинских беженцев.
  7. Конференция подтвердила принятие и поддержку видения Его Превосходительства палестинского президента Махмуда Аббаса, о котором он объявил в своем заявлении в Совете Безопасности 20 февраля 2018 года, призвав влиятельные международные стороны участвовать в спонсировании многостороннего политического процесса, направленного на запуск эффективного международного мирного процесса, в целях достижения мира на основе решения о двух государствах и прекращения колониальной израильской оккупации, которая началась в 1967 году, как это предусмотрено нормами международного права и резолюцией ООН, и на основе задач мирного процесса, Арабской мирной инициативы 2002 года и принципа “земля в обмен на мир”, которые укрепят спокойствие и возродят надежду на достижение мирного решения, позволяющего палестинскому народу жить в условиях свободы и достоинства в своем Палестинском государстве со столицей в Восточном Аль-Кудсе.
  8. Конференция подтвердила свое неприятие и противодействие всем незаконным израильским мерам и решениям, направленным на изменение фактов на оккупированной палестинской территории, включая Аль-Кудс аль-Шариф, и подрыв решения о сосуществовании двух государств, будь то политика аннексии или экспансионистский и оккупационный колониализм на палестинских территориях. Она призвала международное сообщество и Совет Безопасности взять на себя ответственность за осуществление резолюции № 2334 Совета безопасности и обеспечить палестинскому народу необходимую защиту от жестокости оккупации и подчеркнула необходимость продолжения всех усилий по пресечению этой незаконной практики.
  9. Конференция подтвердила поддержку со стороны государств-членов ОИС в решении вопроса Палестины и Аль-Кудс аль-Шарифа, центрального вопроса уммы, на международных форумах, в том числе путем голосования за соответствующие резолюции во всех международных организациях; и призвала государства-члены обеспечить соблюдение таких документов; подчеркнув, что любая иная позиция не будет соответствовать основам и принципам, на которых основана ОИС. Она также призвала все государства, которые еще не признали Государства Палестины, провозглашенные в 1988 году в Алжире, сделать это, тем самым провозгласив право палестинского народа на самоопределение в качестве одного из основных условий урегулирования вопроса на основе резолюций международного сообщества.
  10. Конференция подчеркнула необходимость мобилизации поддержки бюджета палестинского правительства для продолжения его работы. Она осудила пиратство колониальных оккупационных властей в отношении палестинских налоговых фондов и сокращение некоторыми государствами их финансовой поддержки в целях осуществления политического вымогательства. Она призвала государства-члены активизировать все соответствующие исламские резолюции, включая резолюции о поддержке и расширении программы укрепления экономических прав и возможностей палестинского народа и поддержке БАПОР в целях обеспечения постоянного и безотлагательного выполнения возложенных на него задач путем внесения финансовых взносов в капитал Фонда развития Вакф в поддержку палестинских беженцев.
  11. Конференция высоко оценила усилия Хранителя двух Священных мечетей короля Салмана бен Абдель Азиза Аль Сауда, отметив выдающуюся роль Королевства Саудовская Аравия в поддержке и пропаганде палестинского вопроса, содействии усилиям палестинского народа и реализации его чаяний о создании своего независимого государства со столицей в Восточном Аль-Кудсе. Она также высоко оценила постоянную и щедрую поддержку учреждений и населения священного города, отметив обязательство правительства Королевства Саудовская Аравия внести 320 млн. долларов США в поддержку фонда Аль-Кудса и фонда Аль-Аксы для сохранения исламских святых мест на их территории, в дополнение к выплате своей доли в счет увеличения бюджета двух фондов на сумму 70 млн. долларов США согласно решению Амманского арабского саммита 2017 года.
  12. Конференция высоко оценила продолжающиеся усилия Его Величества короля Мохаммеда VI, председателя Комитета по Аль-Кудсу, направленные на защиту исламских святых мест в Аль-Кудс аль-Шарифе и противодействие всем мерам, принимаемым израильскими оккупационными властями для иудаизации священного города. Она также высоко оценила конкретную роль агентства “Байт май Аль-Кудс” Комитета по Аль-Кудсу в осуществлении проектов и мероприятий в области развития для жителей священного города и выразила поддержку их стойкости. Она призывает государства-члены активизировать свою поддержку Агентства с тем, чтобы оно могло продолжать свою работу. Конференция также высоко оценила призыв, подписанный Его Величеством королем Мохаммедом VI и Папой Франциском в Рабате 30 марта 2019 года, поскольку он содержит призыв к превращению Аль-Кудса в город мира, братства и терпимости и рассматривает город как символ сосуществования последователей трех монотеистических религий, общее наследие человечества и центр ценностей взаимного уважения и диалога.
  13. Конференция высоко оценила усилия Иорданского Хашимитского Королевства и роль Его Величества короля Абдаллы II ибн аль-Хусейна, Хранителя исламских и христианских святых мест в Аль-Кудс аль-Шарифе, направленные на защиту и сохранение города Аль-Кудс и его исламских и христианских святых мест, поддержку стойкости его арабских палестинских жителей на их земле против незаконных израильских нарушений и мер, направленных на изменение арабской, исламской и христианской самобытности города, и вновь заявлила о своем неприятии всех попыток Израиля подорвать историческую хашимитскую опеку, подтвержденную важным соглашением, подписанным Его Величеством Королем Иорданского Хашимитского Королевства Абдаллой II ибн аль-Хусейном и Его Превосходительством Президентом Государства Палестина Махмудом Аббасом в Аммане 31 марта 2013 года. Она также высоко оценила резолюции ЮНЕСКО об определении “Благословенной мечети Аль-Акса/аль-Харам аль-Кудси Аль-Шарифа” как идентичных терминов и подтверждила, что холм Баб аль-Магарибех является неотъемлемой частью благословенной мечети Аль-Акса, а также право Иорданского фонда Аль-Кудса и Департамента по делам Аль-Аксы, считающегося единственным органом, отвечающим за надзор за благословенной мечетью Аль-Акса, управлять, восстанавливать, сохранять и регулировать доступ к Аль-Харам аль-Шариф.
  14. Конференция подчеркнула уважение законности Организации палестинского освобождения, единственного законного представителя палестинского народа, под руководством Его Превосходительства Президента Махмуда Аббаса, высоко оценив его усилия по достижению Палестинского национального примирения. Она также призвала палестинские фракции и стороны ускорить заключение национального примирения в соответствии с Каирским соглашением, подписанным в мае 2011 года, и утвердить механизмы и инструменты его осуществления, последним из которых является Каирское Соглашение 2017 года, с тем, чтобы позволить палестинскому Правительству в полной мере выполнять свои обязанности в Секторе Газа и в кратчайшие сроки провести всеобщие выборы в целях достижения политического партнерства. Конференция высоко оценила неустанные усилия Арабской Республики Египет по оказанию поддержки палестинскому народу и решению палестинского вопроса и достижению Палестинского национального примирения, настоятельно призвав Египет продолжать свои усилия в этом направлении.
  15. Конференция высоко оценила усилия государства Кувейт и Республики Индонезия в качестве непостоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, направленные на поддержку палестинского вопроса и выдвижение в рамках Совета безопасности ряда инициатив по защите палестинского гражданского населения, в том числе путем созыва заседания по “формуле Аррии”.
  16. Конференция подтвердила свою солидарность с Ливаном и оказание политической и экономической поддержки его правительству в его стремлении к реформам и экономическому прогрессу с тем, чтобы помочь Ливану укрепить свою стабильность и процветание и сохранить свое национальное единство и суверенитет над всей своей территорией. Конференция также подтвердила поддержку итоговых документов ряда совещаний Международной группы поддержки Ливана, приветствуя конференции, проведенные в поддержку ливанской экономики и армии, включая Римскую конференцию 15 марта 2018 года и Конференцию Cedar (CEDRE) 06 апреля 2018 года. Конференция подтвердила право Ливана на полное освобождение всей своей территории от израильской оккупации всеми законными средствами, подчеркнув необходимость ухода Израиля с ливанских ферм Шебаа и Кафр-Шубских холмов и из ливанской части города Гаджар, а также право Ливана оказывать сопротивление любой агрессии законными средствами. Она подчеркнула необходимость и важность проведения различия между терроризмом и законным сопротивлением израильской оккупации, что является правом, признанным международными пактами и принципами международного права. Конференция также призвала к полному осуществлению резолюции № 1701 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, осуждающей непрекращающиеся нарушения Израилем суверенитета Ливана на суше, на море и в воздухе, в частности посредством функционирования израильских сетей сбора разведывательной информации в Ливане. Конференция также подчеркнула поддержку права Ливана на свои нефтегазовые ресурсы в пределах своей исключительной экономической зоны. Конференция выразила признательность Ливану за его усилия по размещению на своей территории перемещенных сирийцев, несмотря на ограниченные возможности Ливана. Она подчеркнула необходимость оказания помощи и поддержки Ливану в этой области и разделения бремени и числа сирийских беженцев и перемещенных лиц. Она подчеркнула, что присутствие перемещенных сирийцев в стране может быть лишь временным ввиду неприятия Ливаном любой формы их интеграции или ассимиляции в принимающих странах, подчеркнув при этом необходимость принятия всех возможных мер и активизации международных усилий для обеспечения их безопасного и достойного возвращения на родину.
  17. Конференция призвала Израиль полностью уйти с оккупированных сирийских Голан к границам по состоянию на 4 июня 1967 года в соответствии с резолюциями № 242 (1967) и 338 (1973) Совета безопасности, а также согласно принципу “земля в обмен на мир”, итоговым документам Мадридской мирной конференции и Арабской мирной инициативе, принятой на Саммите арабских государств в Бейруте в 2002 году. Она также подтвердила непризнание любых решений или действий, направленных на изменение правового и демографического статуса Голан. Конференция в прямой форме отвергла и осудила решение американского президента аннексировать Голаны на израильской территории, признав его недействительным и не имеющим юридической силы.
  18. Конференция подтвердила свою принципиальную позицию о необходимости сохранения единства, суверенитета, территориальной целостности и социальной гармонии Сирии и вновь заявила о поддержке политического урегулирования сирийского кризиса в соответствии с Женевским коммюнике I, направленным на создание взаимосогласованного переходного руководящего органа с полными исполнительными полномочиями, и резолюцией 2254 Совета Безопасности в целях осуществления  политического переходного процесса, который реализуется под руководствами и силами сирийцев и привел бы к созданию нового сирийского государства, построенного на основе плюралистической, демократической и гражданской системы, в которой преобладают принципы равенства перед законом, верховенства права и уважения прав человека. Конференция также подтвердила поддержку международной группы поддержки Сирии и специального посланника ООН по возобновлению переговорного процесса.
  19. Конференция подтвердила свою приверженность решению гуманитарных проблем сирийского кризиса и наращиванию своего вклада в усилия международного сообщества в этой связи, особенно Организации Объединенных Наций.
  20. Конференция высоко оценила усилия государства Кувейт по улучшению гуманитарной ситуации в Сирии путем проведения трех конференций доноров, сопредседательства на двух других конференциях, участия в двух других конференциях и внесения 1,9 млрд. долларов США, включая недавнее пожертвование в размере 300 млн. долларов США на период 2019-2021 годов, объявленное на конференции доноров, состоявшейся недавно в Брюсселе.
  21. Конференция вновь заявила о неизменной поддержке конституционной законности в Йемене в лице Его Превосходительства Президента Йеменской Республики Абду Рабуха Мансура Хади и его национальных усилий по обеспечению безопасности, политической и экономической стабильности в Йемене и высоко оценила возобновление сессий йеменского парламента и избрание нового председателя парламента в качестве шага в направлении восстановления и укрепления государственных институтов Йемена. Она подтвердила поддержку возобновления Организацией Объединенных Наций политического процесса для подготовки политического решения, основанного на полном осуществлении инициативы Совета сотрудничества стран Залива и механизма ее осуществления, а также результатов конференции по национальному диалогу в Йемене в соответствии с резолюциями международной законности, в частности резолюцией № 2216 (2015) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Она поддерживает осуществление решений совещаний Швеции в соответствии с резолюциями 2451 и 2452 Совета безопасности, включая трехсторонний процесс проверки.
  22. Участники конференции высоко оценили гуманитарную помощь, оказываемую государствами-членами в поддержку всеобъемлющего плана гуманитарного реагирования в Йемене и 1,5 млрд долларов США, взнос Королевства Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратов в пользу учреждений ООН в Йемене для оказания гуманитарной помощи во время священного месяца Рамадан. Она подчеркнула необходимость укрепления роли ОИС в гуманитарной деятельности в Йемене путем возобновления работы гуманитарного отделения и активизации гуманитарной деятельности во временной столице Йемена Адене. Она также высоко оценила усилия Центра по оказанию гуманитарной помощи и чрезвычайной помощи имени короля Салмана (KSrelief) по оказанию поддержки и гуманитарной и чрезвычайной помощи мусульманским общинам примерно в 40 исламских странах и общинах.
  23. Конференция приветствовала усилия Государства Кувейт, направленные на решение йеменского вопроса путем проведения переговоров йеменских сторон на протяжении трех месяцев, оценила его вклад в размере 600 млн. долларов США для улучшения гуманитарной ситуации в Йемене и его неустанные усилия по продвижению мирных переговоров для урегулирования этого вопроса.
  24. Конференция подтвердила необходимость того, чтобы все ливийские стороны проявили приверженность высшим интересам страны и избавили ее народ от дальнейших страданий и бедствий войны. Она также подчеркнула необходимость того, чтобы ливийские стороны вернулись к политическому процессу в соответствии с политическим соглашением, подписанным в Схирате, Королевство Марокко, под эгидой Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы найти всеобъемлющее урегулирование на основе национального примирения и консенсуса. Конференция также призвала положить конец всем формам внешнего вмешательства в ливийские дела, которое лишь осложняет ситуацию, и содействовать усилиям по борьбе со всеми формами и проявлениями терроризма, подчеркнув при этом свою приверженность объединению всех ливийских институтов в целях сохранения ресурсов ливийского народа. Участники конференции высоко оценили роль соседних стран в оказании поддержки ливийскому народу с тем, чтобы содействовать реализации его стремлений в условиях мира, безопасности и стабильности.
  25. Конференция выразила поддержку выбору суданского народа и решениям, которые он принимает в отношении своего собственного будущего. Она приветствовала принятые решения и меры, учитывающие интересы народа и обеспечивающие сохранение государственных институтов, и призвала все суданские стороны продолжать конструктивный диалог в целях обеспечения мира и социальной сплоченности в стране для реализации стремлений суданского народа к  мирной передачи власти и достижению стабильности и устойчивого развития. Конференция призвала международное сообщество списать внешнюю задолженность Судана и отменить односторонние экономические санкции, введенные в отношении этой страны, которые негативно сказались на развитии Судана и процветании его народа, и призвала государства-члены ОИС и финансовые учреждения содействовать оказанию Судану всех форм поддержки и помощи с тем, чтобы он мог преодолеть свое нынешнее критическое экономическое положение. Она также призвала исключить Судан из американского списка стран, поддерживающих терроризм, и высоко оценила усилия Судана по содействию безопасности и стабильности в Республике Южный Судан и Центральноафриканской Республике.
  26. Конференция с удовлетворением отметила устойчивый прогресс, достигнутый федеральным правительством Сомали (ФПС) под руководством Его Превосходительства Президента Мохаммеда Абдуллахи Мохаммеда, и вновь заявила о своей полной поддержке миротворческих усилий ФПС, включая его региональные информационно-пропагандистские усилия в целях достижения всеобъемлющего национального примирения для создания основ прочного мира в Сомали. Участники конференции приветствовали преобразование гуманитарного отделения ОИС в Могадишо в полноценную региональную миссию и осудили все террористические нападения, совершенные террористическим движением “Аш-Шабаб” и другими организациями против невинных гражданских лиц в Сомали. В этой связи Конференция приветствовала созыв Конференции по интеллектуальной безопасности и противодействию экстремизму, совместно организованной Министерством иностранных дел Сомали и Генеральным секретариатом ОИС в столице Могадишо 29-30 апреля 2019 года.
  27. Конференция высоко оценила роль Хранителя двух Священных мечетей короля Сальмана бен Абдельазиза А1 Сауда и его наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в поддержке инициатив по примирению на Африканском Роге путем подписания окончательного соглашения (16-17 декабря 2018 года) премьер-министром Федеративной Демократической Республики Эфиопии и президентом Государства Эритрея, а также исторической встречи по примирению между Джибути и Эретрией для достижения окончательного урегулирования.
  28. Конференция с удовлетворением отметила прогресс, достигнутый с момента подписания в Бамако 15 мая и 20 июля 2015 года Соглашения о мире и примирении в Мали, вытекающего из алжирского процесса, и попросила государства-члены ОИС и финансовые учреждения содействовать осуществлению соглашения и развитию в Мали. Конференция высоко оценила подписание 2 мая 2019 года соглашения о политическом управлении, которое привело к созданию правительства, приоритетным направлением деятельности которого является осуществление соглашения и необходимых реформ в контексте всеобъемлющего политического диалога. Она также призвала их в массовом порядке оказывать необходимую помощь в целях социально-экономического развития и восстановления северных и центральных районов. Конференция поручила Генеральному секретарю принять необходимые меры согласно соответствующим резолюциям ОИС.
  29. Участники конференции приветствовали создание малийскими властями политической основы для урегулирования кризисов в центральной части Мали с целью изучения всех возможных путей урегулирования ситуации и нахождения долгосрочного решения кризиса. Конференция призвала государства-члены, ОИС, а также ее учреждения и вспомогательные органы, особенно ее финансовые учреждения, оказывать правительству Мали содействие в безотлагательном осуществлении проектов по урегулированию кризисов.
  30. Конференция подтвердила свою поддержку стран Сахельского региона, в частности Сахельской группы пяти, посредством принятия многих мер, включая укрепление потенциала сил обороны и безопасности стран региона и их усилий по борьбе с терроризмом и организованной преступностью. Она призвала государства-члены поддержать страны Сахельской группы пяти в их усилиях по борьбе с терроризмом и обеспечению развития.
  31. Конференция также выразила свою полную солидарность со странами бассейна озера Чад, а именно Нигерией, Нигером, Камеруном и Чадом, которые продолжают сталкиваться с серьезными проблемами в области безопасности и жестокими мятежами, вызванными насильственным экстремизмом и терроризмом Боко Харам. Конференция попросила Совет министров иностранных дел преобразовать региональное гуманитарное отделение ОИС в Ниамее в региональную представительскую миссию для мобилизации политической поддержки и осуществления деятельности в области развития и гуманитарной деятельности.
  32. Конференция призвала государства-члены и учреждения ОИС, включая Исламский Банк развития (ИБР) и Исламский фонд солидарности (ИФС), оказывать поддержку Союзу Коморских Островов, Гвинейской Республике, Кот-д’Ивуару и Сьерра-Леоне в осуществлении их программ развития в целях обеспечения устойчивого развития.
  33. Участники конференции приветствовали подписание мирного соглашения между правительством и вооруженными группами в Центральной Африке и призвали государства-члены ОИС и исламские финансовые учреждения оказывать правительству финансовую и материальную помощь в целях достижения устойчивого развития и установления долгосрочного мира. Она также призвала облегчить страдания ВПЛ в Центральной Африке и беженцев в соседних странах.
  34. Конференция подтвердила свою принципиальную позицию по осуждению агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики, подтвердила, что приобретение территории с применением силы недопустимо по Уставу Организации Объединенных Наций и международному праву, и призвала к строгому выполнению резолюций Совета Безопасности ООН 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) 884 (1993) и к немедленному, полному и безоговорочному выводу вооруженных сил с территорий Азербайджанской Республики. Участники конференции призвали к разрешению конфликта на основе суверенитета, территориальной целостности и нерушимости признанных на международном уровне границ Республики Азербайджана. Конференция также выразила серьезную озабоченность продолжающимися поставками оружия агрессору, незаконными действиями, направленными на изменение демографического, культурного и физического характера оккупированных территорий, в том числе путем уничтожения и незаконного присвоения культурного наследия и священных мест, незаконной экономической и иной деятельности и вмешательства в права государственной и частной собственности в Нагорно-Карабахском регионе и на других оккупированных территориях Азербайджана. В этой связи Конференция настоятельно призвала государства-члены принять эффективные меры, в том числе посредством национального законодательства, которые предотвратили бы любые поставки оружия агрессору с их территории или через их территорию, любую деятельность любых физических и юридических лиц, действующих на их территории против суверенитета и территориальной целостности Азербайджана, включая участие или содействие любой незаконной деятельности в Нагорно-Карабахском регионе и других оккупированных территориях Азербайджана, а также любые действия, которые способствовали бы сохранению оккупации. Конференция подтвердила свою принципиальную поддержку усилий Азербайджанской Республики, в том числе совместных с Генеральной Ассамблеей ООН, направленных на восстановление ее территориальной целостности и суверенитета.
  35. Конференция дала высокую оценку заседаниям контактной группы по агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики и выразила свою полную поддержку деятельности Контактной группы; подтвердила призыв контактной группы на имя генерального секретаря ОИС, содержащийся в докладе о ее заседании, состоявшемся 24 сентября 2018 года в Нью-Йорке, и настоятельно призвала государства-члены ОИС принять все необходимые меры для осуществления соответствующих решений и резолюций ОИС с целью дальнейшего принуждения Армении к выполнению резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993).
  36. Конференция вновь заявила о своей решительной поддержке Правительства национального единства Афганистана и приветствовала и поддержала усилия по обеспечению мира и примирения, осуществляемые под руководством и силами афганцев  в целях достижения прочного мира и стабильности в Афганистане и регионе. Она настоятельно призвала государства-члены и международное сообщество продолжать оказывать решительную поддержку и помощь правительству Афганистана и его борьбе с терроризмом и призвала вооруженную оппозицию позитивно отреагировать на объявленное афганским правительством “единство” прекращение огня, направленное на сокращение масштабов насилия и спасение ни в чем не повинных людей.
  37. Конференция приветствовала итоги международной Конференции улемов, состоявшейся в Джидде и Мекке Аль-Мукаррама 10-11 июля 2018 года, Первой трехсторонней конференции улемов, состоявшейся в Богоре, Индонезия, 11 мая 2018 года, и Заключительное коммюнике внеочередного совещания Комитета постоянных представителей (КПП) ОИС по Афганистану, состоявшегося 11 сентября 2018 года, и поручила Генеральному секретариату ОИС следить за осуществлением итоговых документов (коммюнике) конференции улемов и КПП. Она также поручила Генеральному секретарю продолжать его усилия по поддержке мира и безопасности в Афганистане на региональном уровне и созыву региональных совещаний улемов в течение 2019 года.
  38. Конференция полностью поддержала усилия афганского правительства, основанные на национальном консенсусе и мирном процессе, который осуществляется под руководством и силами афганцев, по достижению устойчивого мира, стабильности и безопасности посредством начала мирных переговоров с движением “Талибан” в целях достижения всеобъемлющего мирного соглашения, полагая, что это единственное устойчивое решение многолетнего конфликта.
  39. Конференция напомнила, что в 2019 году исполняется 40 лет присутствия афганских беженцев в Пакистане, и высоко оценила гостеприимство и щедрость правительства и народа Пакистана, продемонстрированные в отношении афганских беженцев в этот период.
  40. Конференция подтвердила свою принципиальную поддержку народа Джамму и Кашмира в деле реализации его законного права на самоопределение согласно соответствующим резолюциям Организации Объединенных Наций. Она осудила недавние вспышки насилия в регионе и предложила Индии выполнить соответствующие резолюции Совета безопасности для урегулирования затянувшегося конфликта с соседом. Она также приветствовала рекомендации, включенные в доклад Организации Объединенных Наций по Кашмиру, опубликованный в июне 2018 года; призвала ускорить создание комиссии ООН по расследованию серьезных нарушений прав человека в Кашмире и призвала Индию разрешить этой предлагаемой комиссии и международным правозащитным организациям доступ к оккупированному Индией Кашмиру.
  41. Конференция вновь подтвердила всю ранее выраженную поддержку резолюций исламских конференций по кипрскому вопросу, в которых была задекларирована твердая поддержка законного дела киприотов – турок-мусульман и конструктивных усилий по достижению справедливого и взаимоприемлемого урегулирования. Она призвала все государства-члены продемонстрировать солидарность с Кипрско-турецким государством как с конституционным государством и наладить тесные связи с киприотами-турками с тем, чтобы помочь им материально и политически преодолеть навязанную им бесчеловечную изоляцию и укрепить и расширить свои отношения во всех областях.
  42. Конференция вновь подтвердила свою солидарность с правительством и народом Боснии и Герцеговины и призвала всех политических лидеров Боснии и Герцеговины объединить свои усилия для ускорения процесса реформ в целях построения лучшего будущего для Боснии и Герцеговины и ее народа. Конференция также призвала все государства-члены активизировать свое сотрудничество с Боснией и Герцеговиной, в частности активизировать свои экономические связи с Боснией и Герцеговиной в интересах благополучия и процветания страны и ее народа.
  43. Конференция подтвердила поддержку и сотрудничество ОИС с Косово и его народом и призвала государства-члены рассмотреть вопрос о признании независимости Косово, основываясь на их свободном суверенном праве и соответствующем национальном законодательстве. Конференция также призвала государства-члены поддерживать Косово на различных международных форумах.
  44. Конференция вновь заявила о своей неизменной поддержке усилий, инициатив и добрых услуг ОИС, направленных на содействие нахождению справедливых и равноправных решений проблем мусульманских общин и меньшинств в государствах, не являющихся членами организации; и высоко оценила роль ОИС в защите прав этих общин и меньшинств и сохранении их самобытности, культуры и достоинства, особенно в Мьянме, на юге Филиппин и в Южном Таиланде, а также в деле защиты интересов мусульман в Европе при полном уважении суверенитета государств, в которых они проживают.
  45. Конференция осудила бесчеловечное положение, в котором живет мусульманская община рохинджа, и призвала к незамедлительным действиям по прекращению актов насилия и всех жестоких видов практики, направленных против этого меньшинства, и предоставлению этой общине всех причитающихся ей прав без какой-либо дискриминации или расового профилирования. Она подчеркнула, что правительство Мьянмы несет полную ответственность за защиту своих граждан, и подчеркнула необходимость немедленного прекращения использования военной силы в штате Ракхайн.
  46. Конференция настоятельно призвала правительство Мьянмы предпринять практические, ограниченные по срокам и конкретные шаги для восстановления гражданства ВПЛ из общины мусульманского меньшинства рохинджа, насильственно перемещенных лиц, которые были лишены своего гражданства, со всеми связанными с этим правами, особенно правом на полное гражданство, и обеспечить и облегчить безопасное и достойное возвращение всех внутренне и внешне перемещенных рохинджа, включая тех, кто был вынужден укрыться в Бангладеш.
  47. Участники Конференции подчеркнули важность проведения международных, независимых и прозрачных расследований нарушений прав человека в Мьянме, включая сексуальное насилие и агрессию в отношении детей, и привлечения к ответственности всех виновных в этих жестоких актах с тем, чтобы обеспечить справедливость в отношении жертв. Конференция подтвердила свою поддержку деятельности специального Комитета министров по нарушениям прав человека рохинджа в Мьянме с использованием всех международно-правовых документов для привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против рохинджа. В этой связи конференция настоятельно призвала специальный Комитет министров, возглавляемый Гамбией, принять незамедлительные меры для возбуждения этого дела в Международном суде от имени ОИС. Она также призвала обеспечить свободный и неограниченный доступ пострадавших лиц и общин к гуманитарной помощи.
  48. Конференция вновь выразила свою глубокую признательность народу Бангладеш и правительству достопочтенного премьер-министра Шейха Хасины за то, что они открыли свои сердца и границы и предоставили убежище в Бангладеш насильственно перемещенным рохинджа и постоянно поддерживали обездоленных и страдающих рохинджа, несмотря на скудные ресурсы Бангладеш. Конференция настоятельно призвала государства-члены сделать щедрые взносы, чтобы разделить растущее бремя Бангладеш.
  49. Конференция приветствовала различные механизмы, созданные на международном уровне для улучшения положения в штате Ракхайн, Мьянма, и вновь заявила о своей поддержке региональных механизмов, в частности АСЕАН, через Координационный центр АСЕАН по гуманитарной помощи в борьбе со стихийными бедствиями (Центр AHA), в проведении необходимой оценки потребностей для определения областей сотрудничества в целях создания условий, способствующих безопасному, добровольному и достойному возвращению беженцев.
  50. Конференция приветствовала создание переходной администрации автономного района Бангсаморо в качестве позитивного шага на пути к достижению мира и стабильности на юге Филиппин. Она также призвала правительство Филиппин осуществить все программы, согласованные в течение исполнительного периода, включая программы социально­-экономического развития Бангсаморо.
  51. Конференция настоятельно призвала лидеров Фронта национального освобождения Моро (ФНОМ) и Исламского освободительного фронта Моро (ИОФМ) содействовать их координации и сотрудничеству и работать с другими заинтересованными сторонами в целях объединения их рядов и укрепления сотрудничества и единства в их мирной борьбе за общее дело и достижение всеобъемлющего мира на юге Филиппин.
  52. Конференция настоятельно призвала государства-члены ОИС, вспомогательные органы, специализированные и ассоциированные учреждения увеличить объем своей медицинской, гуманитарной, экономической, социальной, образовательной и технической помощи для развития автономного района Бангсаморо в Мусульманском Минданао (АРБММ) в целях ускорения социально-экономического развития. В этой связи Конференция попросила правительство Филиппин оказать содействие совместной делегации Генерального секретариата, государств-членов и представителей Исламского банка развития в посещении района для разработки жизнеспособного механизма оказания необходимой помощи в целях развития и финансирования региона Бангсаморо.
  53. Конференция высоко оценила подлинные усилия правительства Таиланда по улучшению условий жизни мусульманской общины. Она высоко оценила приглашение делегации ОИС в феврале 2018 года понаблюдать за прогрессом мусульманской общины в стране и отметила в этой связи свободу мусульманской общины исповедовать свою религию и усилия правительств по созданию социальных, образовательных и экономических возможностей в регионе. Конференция призывает Правительство обеспечить, чтобы все инициативы по улучшению положения носили всеохватывающий, добровольный характер и уважали местные традиции и обычаи. Она вновь заявляет о своей поддержке продолжения процесса мирного диалога между правительством Таиланда и представителями мусульманской общины на юге Таиланда с Малайзией в качестве посредника и призывает обе стороны продолжать меры укрепления доверия и диалог по нерешенным вопросам.
  54. Конференция призвала генерального секретаря возобновить диалог и сотрудничество с правительством Греции в целях обеспечения прогресса и повышения благосостояния мусульман в Греции, особенно турецкого мусульманского меньшинства в Западной Фракии и мусульманского населения в Додеканесе.
  55. Участники Конференции подчеркнули необходимость эффективного рассмотрения вопроса о статусе, безопасности и защите крымских татар и обеспечения им эффективного доступа к их религиозным, культурным, образовательным и имущественным правам. Подчеркивая важность обеспечения защиты и безопасности, Конференция настоятельно призвала Генерального секретаря наладить необходимые контакты и провести исследования по вопросу о положении крымских татар в свете последних событий, попросив его принять последующие меры по этому вопросу и представить соответствующий доклад на 47-й сессии Совета министров иностранных дел.
  56. Участники Конференции выразили глубокую озабоченность и решительное осуждение недавних актов насилия в отношении мусульман в Шри-Ланке и настоятельно призвали правительство этой страны привлечь к ответственности виновных в совершении этих актов, привлечь их к ответственности и решительно противодействовать распространению риторики ненависти и нетерпимости, обеспечивая при этом безопасность и защиту мусульманской общины в Шри-Ланке.
  57. Конференция приветствовала расширение сотрудничества между ОИС и различными международными и региональными организациями, включая ООН, высоко оценив усилия Генерального секретариата ОИС по укреплению отношений с различными региональными и международными организациями. Конференция настоятельно призвала Генерального секретаря завершить начатые им консультации с государствами-членами по вопросу о предоставлении ОИС статуса наблюдателя с тем, чтобы удовлетворить ходатайства, полученные в этой связи от некоторых государств и международных организаций, включая Совет сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), и представить доклад по этому вопросу на следующей сессии СМИД.
  58. Конференция призвала к устранению коренных причин гуманитарных кризисов и одновременному повышению роли Организации в области гуманитарной деятельности с тем, чтобы помочь облегчить страдания нуждающихся в государствах-членах, пострадавших от бедствий и катастроф. Она также призвала государства-члены оказывать срочную гуманитарную помощь странам, пострадавшим от гуманитарных кризисов, и предоставлять часть своей щедрой помощи через ОИС с целью укрепления общей солидарности и совместных исламских действий. Конференция поручила Генеральному секретариату координацию действий с международными партнерами в целях содействия миротворчеству в государствах-членах, выходящих из конфликта, и предложила ему в этой связи принять последующие меры по созыву международной конференции по восстановлению освобожденных иракских городов.
  59. Конференция подтвердила позицию государств-членов в отношении всех форм и проявлений терроризма, независимо от его мотивов и оправданий. Она подчеркнула, что ислам, с его ценностями умеренности и терпимости, невиновен в экстремизме и фанатизме. В этой связи  Конференция подчеркнула необходимость принятия комплексного подхода к экстремизму и терроризму, заключающегося в искоренении экстремистской идеологии и осушении болота, в котором распространяется терроризм, при одновременном укреплении национальных и международных правовых инструментов борьбы с терроризмом и экстремизмом. В этой связи Конференция отметила шаги Генерального секретариата по разработке дополнительного протокола к Конвенции ОИС о борьбе с международным терроризмом (1999 год), положения которого включают новые проявления терроризма, меры по исправлению положения и сотрудничество между государствами-членами. Конференция призвала продолжить работу по доработке проекта протокола до его представления Совету министров иностранных дел.
  60. Конференция подчеркнула, что борьба с терроризмом является одним из главных приоритетов для всех государств-членов, и вновь подтвердила свою решимость работать сообща в целях предотвращения и пресечения террористических актов на основе укрепления международной солидарности и сотрудничества при полном признании центральной роли Организации Объединенных Наций и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и обязательствами по международному праву. Она осуждает все террористические акты против государств-членов.
  61. Конференция приветствовала создание центра диалога, мира и взаимопонимания ОИС “Савт Аль-Хикма” (“голос мудрости”), охарактеризовав его как важный шаг в усилиях по ликвидации и подрыву основ экстремистского дискурса, который террористические группы распространяют через средства массовой информации, особенно социальные сети, и призвав государства-члены оказывать центру необходимую поддержку и содействовать партнерству и сотрудничеству между центром и соответствующими учреждениями в государствах-членах.
  62. Конференция решительно осудила террористическое нападение на нефтеперекачивающие станции в городах Давадми и Афиф в Королевстве Саудовская Аравия, направленное против интересов государств и глобальных поставок нефти. Она выразила полную солидарность с Королевством Саудовская Аравия и неограниченную поддержку всех мер, которые оно принимает для защиты своей национальной безопасности и поставок нефти. Конференция также призвала международное сообщество взять на себя ответственность за сохранение мира и безопасности в регионе. Участники Конференции высоко оценили продолжающиеся усилия Королевства Саудовская Аравия и его уникальный опыт в борьбе с экстремизмом и терроризмом посредством принятия законов и законодательных актов, направленных на борьбу с этими двумя бедствиями с помощью средств безопасности, интеллектуальных и финансовых средств, а также создание ряда механизмов на местном и международном уровнях в целях распространения подлинных исламских концепций, обсуждения экстремистских идей, предоставления консультаций и помощи для борьбы с экстремистской мыслью и проведения международных конференций по борьбе с этим явлением.
  63. Конференция решительно осудила деструктивные действия, направленные против четырех гражданских коммерческих судов в экономических водах государства Объединенные Арабские Эмираты в Оманском море, расценив их как преступные действия, угрожающие безопасности международного морского судоходства, и призвала международное сообщество взять на себя ответственность за обеспечение морского судоходства и его безопасности, а также стабильности и безопасности региона.
  64. Конференция выразила полную поддержку иракскому правительству в его усилиях по борьбе с терроризмом и приветствовала его усилия по достижению полной победы, кульминацией которой стало освобождение иракских городов от захвата преступным образованием ДАИШ, отметив его заинтересованность в единстве и территориальной целостности Ирака. Конференция высоко оценила усилия иракского правительства по обеспечению возвращения перемещенных лиц в свои дома и восстановлению освобожденных районов, такие как укрепление и поддержка процесса примирения в обществе и восстановление стабильности в этих регионах. Она также подтвердила роль Ирака в борьбе с терроризмом и обеспечении мира и стабильности в регионе.
  65. Конференция с обеспокоенностью отметила, что исламофобия как форма расизма и религиозной дискриминации сегодня распространилась по всему миру, о чем свидетельствует рост религиозной нетерпимости, негативных стереотипов, ненависти и насилия в отношении мусульман. В этой связи Конференция призвала Организацию Объединенных Наций и другие региональные и международные организации объявить 15 марта Международным днем борьбы с исламофобией. Она решительно осудила ужасающее террористическое нападение, совершенное из ненависти к Исламу, против невинных верующих в мечетях Аль-Нур и Линвуд в новозеландском городе Крайстчерч 15 марта 2019 года. В то же время она выразила признательность Правительству Новой Зеландии за его безоговорочное осуждение террористических нападений, высоко оценив твердую и четкую позицию премьер-министра Новой Зеландии, который выразил сочувствие мусульманской общине в связи с их утратой. Участники Конференции также воздали должное новозеландскому обществу в целом за проявленное глубокое сочувствие семьям жертв и мусульманской общине.
  66. Конференция настоятельно призвала все страны с мусульманскими меньшинствами, общинами и мигрантами воздерживаться от любой политики, заявлений и практики, ассоциирующих Ислам с терроризмом, экстремизмом или опасностями, представляющими угрозу для общества.
  67. Конференция призвала все государства-члены принять совместно с Генеральным секретариатом всеобъемлющую стратегию ОИС по борьбе с исламофобией с тем, чтобы разработать юридически обязательный международный документ для предотвращения растущей тенденции нетерпимости, дискриминации и ненависти на почве религии и веры.
  68. Участники Конференции приветствовали создание контактной группы ОИС по вопросам мира и диалога и призвали контактную группу разработать план действий по борьбе с исламофобией в рамках подготовки к заседанию контактной группы на уровне министров в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2019 года.
  69. Конференция с удовлетворением отметила, что ОИС-2025: Программа действий находится на важном этапе ее реализации и подчеркнула необходимость более активного участия и ответственности государств-членов путем включения программ и мероприятий ОИС в их национальные приоритеты. Она высоко оценила шаги, предпринятые Генеральным секретариатом, а также другими органами и учреждениями системы ОИС в рамках усилий по обеспечению эффективного осуществления Программы действий. Конференция приветствовала решение организовать среднесрочный обзор Программы действий в 2020 году с целью оценки воздействия ее программы и мероприятий на реализацию утвержденных целей и задач.
  70. Участники конференции высоко оценили осуществление различных программ и создание институциональных механизмов для поощрения торговли внутри ОИС и достижения к 2025 году целевого показателя в 25% торговых обменов между государствами-членами ОИС. В этой связи Конференция призвала к эффективному внедрению системы торговых преференций (СТП-ОИС) и аналогичных инструментов содействия торговле, включая текущий пересмотр существующего механизма инвестиционных расчетов ОИС и принятие всех необходимых мер для содействия облегчению ведения бизнеса между государствами-членами ОИС.
  71. Конференция призвала к скорейшему осуществлению железнодорожного проекта ОИС Дакар-Порт-Судан и других региональных проектов развития мультимодальных транспортных коридоров. Конференция также подчеркнула необходимость поощрения МСП и актуализации роли частного сектора в государствах-членах ОИС. В этой связи участники Конференции высоко оценили предпринимаемые усилия по развитию туризма внутри ОИС, особенно таких видов туристической деятельности, как исламский туризм, семейный туризм и социальное предпринимательство.
  72. Конференция приветствовала консолидацию структур Исламской Организации по продовольственной безопасности (ИОПБ) и осуществление всеобъемлющего сельскохозяйственного плана действий по решению основных проблем в области сельского хозяйства, развития сельских районов и продовольственной безопасности. Конференция также подчеркнула необходимость разработки рамок сотрудничества ОИС в области возобновляемых источников энергии при одновременном укреплении текущих мер, направленных на расширение сотрудничества между ОИС в области производства, доступа и распределения энергии.
  73. Конференция высоко оценила важную роль Группы Исламского банка развития (ИБР) в содействии всестороннему развитию государств-членов ОИС, укреплении их сотрудничества, расширении исламского финансирования, развитии инфраструктуры и содействии развитию частного сектора. Она также отметила новую модель развития ИБР, которая основана на повышении конкурентоспособности государств-членов путем их подключения к глобальным производственно-сбытовым цепочкам, увеличения стоимости их экспорта и локализации возможностей трудоустройства. В этой связи конференция призвала государства-члены значительно увеличить капитал ИБР с тем, чтобы он мог удовлетворять растущие потребности своих государств-членов, особенно в условиях нестабильности, с которой некоторые из этих стран сталкиваются в результате внутренних, региональных и глобальных конфликтов и споров. Для этого ИБР должен располагать достаточными финансовыми ресурсами для удовлетворения потребностей в области реконструкции и социального развития. Поэтому Конференция постановила поручить Совету управляющих ИБР принять резолюцию о необходимом увеличении капитала.
  74. Конференция также отметила важную роль исламского Фонда солидарности в целях развития (ИФСР), являющегося членом Группы ИБР, в сокращении масштабов нищеты в государствах-членах путем содействия развитию в интересах бедных слоев населения и развитию человеческого потенциала. Для того чтобы фонд мог достичь своих целей и сформировать свой целевой капитал, Конференция призвала государства-члены, которые еще не объявили о своих взносах в ИФСР, сделать это в кратчайшие сроки, а государства-члены, которые объявили о взносах, не отражающих их экономические реалии, пересмотреть эти взносы. Она подтвердила решение поддержать текущий проект пополнения запасов озера Чад, учитывая его социально-экономическое значение для семи стран бассейна озера Чад.
  75. Конференция высоко оценила роль Постоянного Комитета по экономическому и торговому сотрудничеству (КОМСЕК) под председательством Президента Турецкой Республики в содействии достижению целей ОИС в экономической области.
  76. Конференция высоко оценила успешное осуществление пересмотренного устава КОМСЕК и стратегии, принятой на четвертом внеочередном Саммите Исламской конференции. Она призвала государства-члены активизировать осуществление пересмотренного устава и стратегии КОМСЕК в тесной координации и сотрудничестве с Генеральным секретариатом и в соответствии с Уставом ОИС; и призвала государства-члены продолжать активное участие в работе КОМСЕК под председательством Его Превосходительства Реджепа Тайипа Эрдогана, президента Турецкой Республики.
  77. Конференция высоко оценила проявление солидарности теми государствами-членами ОИС, которые разработали программы экономической помощи, призванные помочь странам ОИС справиться с экономическими проблемами и проблемами в области развития.
  78. Конференция высоко оценила роль Генерального секретаря ОИС за его неустанные усилия, направленные на расширение прав и возможностей женщин и повышение их роли в обществе, и приветствовала принятие измененного плана ОИС по улучшению положения женщин и механизмов его осуществления наряду с созданием Консультативного совета ОИС по делам женщин, учреждением премии ОИС за достижения в области женщин и подписанием меморандума о взаимопонимании между ОИС и Организацией Объединенных Наций по делам женщин. Участники Конференции поздравили г-жу Эсру Албайрак с успешным председательством в Консультативном совете ОИС по делам женщин. Конференция приветствовала назначение принцессы Лаллы Мерием, дочери покойного короля Хасана II, послом доброй воли ОИС в области расширения возможностей институтов брака и семьи и борьбы с браком несовершеннолетних девочек и выразила признательность Его Величеству королю Мохаммеду VI за одобрение передачи этой миссии принцессе Лалле Мерием . Конференция призвала государства-члены, которые еще не ратифицировали Устав Организации по улучшению положения женщин ОИС, ускорить этот процесс с тем, чтобы Устав вступил в силу и организация начала свою деятельность.
  79. Конференция высоко оценила резолюцию Совета министров иностранных дел о создании при Генеральном секретариате ОИС Группы по делам молодежи, в которой подчеркивается то значение, которое ОИС придает расширению прав и возможностей молодежи, наращиванию потенциала и участию общества в обеспечении мира, безопасности и гармонии. Конференция также приветствовала принятие спортивной стратегии ОИС для государств-членов и Молодежной Стратегии ОИС.
  80. Конференция высоко оценила усилия Генерального секретариата по содействию благосостоянию семьи и сохранению ценностей брака и института семьи и приветствовала разработку и осуществление стратегии ОИС по расширению прав и возможностей института брака и семьи и сохранению ценностей. Конференция также подчеркнула, что социальный аспект имеет важное значение для достижения устойчивого развития, и что инвестиции в социальную защиту – это средство для достижения этих целей. Она призвала противодействовать попыткам некоторых сторон использовать международные форумы и каналы для продвижения в рамках ООН политик и стратегий в отношении гомосексуализма и сексуальной ориентации.
  81. Участники Конференции высоко оценили усилия, предпринятые для обеспечения благосостояния и социального обеспечения пожилых людей и лиц с особыми потребностями в мусульманском мире, и приветствовали разработку стратегии и Плана действий ОИС по обеспечению благосостояния пожилых людей и лиц с особыми потребностями.
  82. Конференция приветствовала объединение секторальных конференций министров ОИС по вопросам расширения возможностей института брака и семьи и сохранения его ценностей в государствах-членах ОИС, защиты детства и социального обеспечения пожилых людей и лиц с особыми потребностями в рамках одной секторальной конференции министров социальных дел государств-членов ОИС.
  83. Конференция подчеркнула, что культура должна использоваться в качестве рычага для устойчивого и всеобъемлющего развития в соответствии с ценностями ислама, что делает культуру стратегическим инструментом достижения целей ОИС. В этой связи Конференция высоко оценила усилия и инициативы Генерального секретариата, направленные на выработку единой позиции и защиту вопросов, представляющих общий интерес, включая необходимость сохранения исламской и исторической природы исламских святынь и мусульманского культурного наследия. Она приветствовала усилия государств-членов в этом направлении и настоятельно призвала Генеральный секретариат совместно с соответствующими учреждениями ОИС разработать программы и мероприятия, направленные на поощрение исламской культуры и самобытности и развитие диалога между культурами и цивилизациями, расширение присутствия ОИС на мировой арене в сотрудничестве с учреждениями ОИС и международными партнерами.
  84. Конференция решительно осудила преступления, совершенные против культурного наследия, как материального, так и нематериального, в Сирии, Ираке, Мали, Ливии и других государствах-членах. В этой связи она предложила ИСЕСКО и ИРСИКА в координации с государствами-членами и всеми соответствующими партнерами на различных уровнях укреплять сотрудничество с компетентными учреждениями в целях наблюдения за положением в области культурного, цивилизационного и религиозного наследия во всем мусульманском мире и участия в борьбе с актами нанесения ущерба и разграбления наследия посредством таких средств, как создание платформы ОИС по сохранению культурного наследия в мусульманском мире и рассмотрение возможности создания специального фонда для сохранения наследия в мусульманском мире.
  85. Конференция высоко оценила усилия Генерального секретариата в сотрудничестве с государствами-членами по поддержке кинематографического производства, включая начало кинофестиваля ОИС в целях укрепления культурных связей и начало вручения кинопремии ОИС за мир и сосуществование на 26-м фестивале FESPACO (Панафриканский фестиваль кино и телевидения Уагадугу), состоявшемся 23-27 февраля 2019 года в Буркина-Фасо. Она также высоко оценила усилия ОИС по содействию культурному сотрудничеству между государствами-членами, в том числе посредством проведения фестиваля ОИС, с тем, чтобы содействовать повышению авторитета ОИС, сближению народов государств-членов и мусульманских общин, проживающих в государствах, не являющихся членами ОИС, и укреплению уз солидарности.
  86. Конференция высоко оценила роль Постоянного Комитета по вопросам информации и культуры (КОМИАК) под председательством Президента Республики Сенегал Его Превосходительства г-на Маску Саиля. Конференция призвала государства-члены использовать свои соответствующие средства массовой информации для освещения и распространения информации об их достижениях и успешных примерах среди государств-членов во всех областях и для освещения вклада ОИС в содействие миру, развитию и другим вопросам, представляющим глобальный интерес.
  87. Конференция подтвердила, что средства массовой информации, включая социальные сети, являются наиболее эффективным инструментом распространения информации и формирования общественного мнения. Конференция признала решающую роль, которую она может взять на себя в освещении терпимости Ислама и вклада ОИС и государств-членов в достижение целей исламской солидарности, подчеркнув центральную роль этих средств массовой информации в справедливом и объективном мониторинге проблем мусульманского мира. Конференция также призвала инвестировать в развитие инфраструктуры государственного сектора и укреплять общественную дипломатию ОИС через средства массовой информации, активизируя при этом стратегии ОИС в области средств массовой информации. Она также подчеркнула необходимость активизации усилий ОИС по созданию спутникового канала и ее проекта создания онлайнового канала.
  88. Конференция подчеркнула важную роль независимой Постоянной комиссии по правам человека (НПКПЧ), настоятельно призвав ее представить свое консультативное заключение по всем вопросам прав человека, представляющим интерес для ОИС. Она настоятельно призвала государства-члены ОИС и соответствующие органы воспользоваться экспертными знаниями НПКПЧ и высоко оценила доклады НПКПЧ о нарушениях прав человека Израилем на оккупированных палестинских территориях, а также доклады о злоупотреблениях в Мьянме в отношении мусульман-рохинджа и нарушениях прав человека на оккупированной Индией территории Джамму и Кашмира. Конференция призвала НПКПЧ продолжать отслеживать эти нарушения и представлять рекомендации по ним государствам-членам. Она также высоко оценила усилия НПКПЧ по пересмотру Каирской декларации о правах человека в Исламе (КДПЧ) и Конвенции ОИС о правах ребенка в исламе, а также усилия по борьбе с исламофобией.
  89. Конференция признала ключевую роль науки, техники и инноваций в усилиях государств-членов по решению глобальных проблем, связанных с вопросами окружающей среды, изменения климата, здоровья человека, источников энергии и водных ресурсов. Конференция высоко оценила роль Постоянного Комитета по научно-техническому сотрудничеству (КОМСТЕК) под председательством Президента Исламской Республики Пакистан Его Превосходительства г-на Арифа Альви. В этой связи Конференция с удовлетворением отметила  “Повестку дня НТИ ОИС до 2026 года”, принятую на первом научно-техническом Саммите ОИС (сентябрь 2017 года) в столице Республики Казахстан Нурсултане, предложив всем государствам-членам и учреждениям ОИС принять необходимые меры для претворения в жизнь указанной повестки дня. Конференция также приветствовала созыв в Узбекистане в 2020 году второго научно-технического Саммита ОИС.
  90. Конференция признала, что ухудшение состояния окружающей среды, включая нехватку воды и отсутствие экологического образования, имеет худшие последствия для стандартов здравоохранения во всех государствах-членах. Участники конференции высоко оценили прогресс, достигнутый в реализации Концепции ОИС в области водных ресурсов в соответствии со стратегической программой действий ОИС в области здравоохранения (2014-2023 годы), особенно в таких областях, как вакцинация, самообеспечение производством и поставкой вакцин и лекарств, здоровье матери и ребенка и межсекторальное сотрудничество в области здравоохранения. Конференция признала роль университетов ОИС в распространении знаний и призвала государства-члены и финансовые учреждения оказывать этим университетам помощь в укреплении качества образования и развитии людских ресурсов и физической инфраструктуры.
  91. Конференция приветствовала резолюцию № 8/46-LEG, принятую на 46-й сессии Совета министров иностранных дел (Абу-Даби, 1-2 марта 2019 года) по итогам мозгового штурма по вопросу желаемой всеобъемлющей реформы ОИС, состоявшегося в Джидде 23-25 октября 2018 года. Она также приняла к сведению идеи и мнения, высказанные государствами, Генеральным секретариатом и учреждениями ОИС в ходе “мозгового штурма” по вопросу эффективных, реалистичных и серьезных путей и средств укрепления структур и процедур ОИС. Она также призвала приступить к осуществлению желаемой реформы с учетом рекомендаций “мозговых штурмов”, которые направлены на создание активной и эффективной организации и хорошо функционирующих органов. Конференция также выразила признательность Народной Республике Бангладеш за согласие принять у себя вторую сессию “мозгового штурма” в 2019 году, призвав государства-члены и учреждения ОИС внести вклад в проведение этих совещаний для достижения желаемой реформы.
  92. Конференция призвала все государства-члены, которым еще предстоит подписать и ратифицировать Устав ОИС, внутригосударственные конвенции и уставы органов и учреждений ОИС, включая Устав Международного исламского суда, Устав Организации по развитию женщин, Устав Исламской организации продовольственной безопасности и Устав Центра труда ОИС, а также Устав Центра сотрудничества и координации полиции ОИС и Устав Форума средств массовой информации ОИС, сделать это в срочном порядке.
  93. Конференция приветствовала назначение 2019 года золотым юбилеем ОИС в ознаменование 50-летияорганизации, высоко оценив уровень координации между ОИС и Королевством Саудовская Аравия в организации крупного мероприятия по этому случаю в принимающей стране. В этой связи Конференция предложила государствам-членам, Генеральному секретариату и учреждениям ОИС отметить эту годовщину после главного праздничного мероприятия в стране расположения штаб-квартиры.
  94. Конференция высоко оценила успешную организацию Республикой Индонезия демократических, справедливых и прозрачных всеобщих выборов в апреле 2019 года. Конференция также поздравила его превосходительство Джоко Видодо с переизбранием на пост Президента Республики Индонезии и пожелала ему всяческих успехов на предстоящий срок.
  95. Конференция высоко оценила личную роль Первого Президента Республики Казахстан, Лидера Нации Нурсултана Назарбаева, в продвижении идеалов, принципов и целей исламской уммы и выразила глубокую признательность за его значительный вклад в интеграцию исламского мира посредством инициатив по Исламскому сближению, Исламской Организации по продовольственной безопасности, Исламской инфраструктурной интеграции и диалоговой платформы ОИС-15
  96. Конференция высоко оценила инициативу Алжира, результатом которой стало создание в рамках Генерального секретариата Группы по наблюдению за выборами, и призвала государства-члены делать взносы в специальный фонд для финансирования деятельности ОИС в области наблюдения за выборами.
  97. Конференция утвердила назначение кандидата, предложенного Генеральным секретарем, д-ра Аишату Миндауду Сулеймана, бывшего министра иностранных дел Нигера, в качестве специального посланника по Африке; посла Дато Ибрагим бин Абдулла из Малайзии в качестве специального посланника для мирного процесса на юге Филиппин, посла Ибрагима Хайрата из Арабской Республики Египет в качестве специального посланника по Мьянме и Его Превосходительства г-на Юсефа Алдобеи из Королевства Саудовская Аравия в качестве специального посланника для Джамму и Кашмир.
  98. Конференция постановила созвать 15-ю сессию в Республике Гамбия в 2022 году в сроки, которые будут определены по согласованию с Генеральным секретариатом ОИС, призвав государства-члены ОИС и соответствующие органы к сотрудничеству с Генеральным секретариатом и поддержке принимающей страны, а также принятию мер для успешного проведения Саммита Исламской конференции в Банжуле.
  99. Конференция приветствовала предложение Правительства Республики Индонезии провести у себя в стране будущую сессию Саммита Исламской конференции, представляющую азиатскую группу ОИС.
  100. Конференция приветствовала предстоящую 47-ю сессию Совета министров иностранных дел, которая состоится в Ниамее, Республика Нигер, и предложение Исламской Республики Пакистан провести 48-ю сессию Совета в Исламабаде.
  101. Конференция настоятельно призвала государства-члены регулярно перечислять свои финансовые взносы и погашать задолженность с тем, чтобы организация могла выполнять задачи и обязанности, возложенные на нее Советом министров иностранных дел и Исламским саммитом в соответствии с Уставом ОИС.
  102. Конференция выразила благодарность и признательность хранителю двух Священных мечетей королю Салману бен Абдельазизу Аль Сауду за проведение 14-й сессии Саммита Исламской конференции, посвященной  поощрению Исламской Солидарности, и Королевству Саудовская Аравия и его народу в целом за теплое гостеприимство и последовательную поддержку, оказываемую Саудовской Аравией Организации, принципам исламской солидарности и Плану совместных действий.

31/05/2019@01:15