IFSB-10 стандарт полный текст

Совет по исламским финансовым услугам
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ШАРИАТСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ИНСТИТУТОВ, ПРЕДЛАГАЮЩИХ ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ
Декабрь 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
АББРЕВИАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Определение и задачи шариатской системы управления
Как пользоваться стандартом
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Часть I: Общий подход к шариатской системе управления
Часть II: Компетентность
Часть III: Независимость
Часть IV: Конфиденциальность
Часть V: Последовательность
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Основные полномочия Шариатского совета
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Правила процедуры Шариатского совета
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Основные принципы профессиональной этики и поведения членов Шариатского совета
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Минимальные профессиональные требования к членам Шариатского совета
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Некоторые примеры показателей качества работы шариатского Совета

АББРЕВИАТУРЫ
BOD Совет директоров
CIS Схема коллективного инвестирования
IAH Владелец инвестиционного счета
ICIS Исламская схема коллективного инвестирования
IFSB Совет по исламским финансовым услугам
IFSI Сфера исламских финансовых услуг
IIFS Институты, предлагающие исламские финансовые услуги, которые (исключительно в целях настоящих Руководящих принципов) включают «исламские окна», исламские страховые институты/институты Такафул и исламские паевые инвестиционные фонды, а также компании по управлению денежными средствами.
ISCU Внутреннее подразделение/отдел по соблюдению шариатских норм
ISRU Внутренний отдел/подразделение по проведению проверки/аудита
OECD Организация экономического сотрудничества и развития
SSB Наблюдательный Совет Шариата
TO Операция Такафул

Bismillahirrahmanirrahim.
Allahumma salli wasallim ‘ala Sayyidina Muhammad wa’ala alihi wasahbihi
ВВЕДЕНИЕ
1. В последние годы Совет по исламским финансовым услугам (IFSB) разработал три Руководящих принципа для укрепления различных структур и процессов управления в различных сегментах Сферы исламских финансовых услуг (IFSI) в соответствии со своим мандатом в отношении обеспечения устойчивости и стабильности исламской финансовой системы. Было отмечено, что во всех трех проектах обеспокоенность в отношении роли и функций шариатских советов, которые являются частью более широкой системы управления, была постоянной темой. Это крайне важно в силу того, соблюдение шариатских норм и принципов является смыслом (raison d’etre) IFSI. На самом деле, другие стандарты IFSB – такие как стандарты об управлении рисками, достаточности капитала и процессе надзорной проверки – также содержат требования и рекомендации, нацеленные на применение эффективной шариатской системы управления.
2. Соответственно, IFSB на своем девятом собрании в г.Джидда одобрил подготовку набора Руководящих принципов по шариатской системе управления, которые, как ожидаются:
(a) дополнят другие пруденциальные стандарты, принятые IFSB, более детально ознакомив контролирующие органы и других игроков отрасли, в целом, с компонентами эффективной шариатской системы управления, особенно применительно к компетентности, независимости, конфиденциальности и последовательности шариатских советов;
(b) помогут с формированием более глубокого понимания вопросов шариатского управления и того, как акционеры должны убедиться в наличии соответствующей и эффективной шариатской системы управления;
(c) обеспечат более высокий уровень прозрачности их разработки и процесса проведения аудита/проверки на предмет соблюдения шариатских норм; и
(d) обеспечат большую гармонизацию шариатских структур и процедур управления в разных юрисдикциях, что особенно важно на фоне растущего количества трансграничных операций IIFS.
Определение и задачи шариатской системы управления
3. Термин «Шариатская система управления», несмотря на его частое использование IFSI для обозначения структур и процессов, утвержденных заинтересованными сторонами IFSI (от финансовых проверяющих до игроков рынка) для обеспечения соблюдения шариатских норм и принципов, не имеет точного определения ни в одном из существующих стандартов. В целях ясности настоящий документ должен утвердить следующее определение термина «Шариатская система управления» и других ключевых терминов:
«Шариатская система управления» означает совокупность институциональных механизмов и организационных мероприятий, с помощью которых IIFS обеспечивает существование эффективного независимого контроля за соблюдением шариатских норм в контексте каждой из следующих структур и процессов:
(a) Принятие соответствующих шариатских заключений/резолюций
«Шариатское заключение/резолюция» означает юридическое заключение по шариатским вопросам в исламских финансах, предоставленное шариатским советом, наделенным надлежащим полномочиями. В юрисдикциях, в которых действует центральный орган, такой как национальный шариатский совет или Фатва совет, такой центральный орган обладает полномочиями принимать такие заключения/резолюция, в результате чего шариатский совет IIFS обычно фокусируется на обеспечении соблюдения IIFS заключений/резолюций, принятых центральным органом.
После принятия решения о необходимости фактического исполнения шариатского заключения/резолюции, оно становится «шариатским правилом» (hukm al-Shar’T) с полной юридической силой, обязывающей IIFS.
Шариатское заключение/резолюция должно быть принято только в соответствии с установленными процессами, которые, помимо прочего, должны включать целенаправленные обсуждения среди членов шариатского совета предложенных продуктов или операций, соответствующих шариатским нормам, которые должны получить шариатское утверждение, а также тщательное изучение юридических контрактов и других документов, относящихся к продуктам или операциям.
(b) Информирование о таких шариатских заключениях/резолюциях обслуживающего персонала IIFS, который осуществляет повседневный контроль за соблюдением шариатских заключений/резолюций на каждом уровне операции и на уровне каждой транзакции
Такую задачу обычно будет выполнять назначенный «внутренний отдел/подразделение по соблюдению шариатских норм» или, как минимум, сотрудник по соблюдению шариатских норм, который является частью команды IIFS по обеспечению соблюдения шариатских норм. IIFS должен обеспечить наличие у ISCU необходимых навыков в области контроля соблюдения норм и шариатских знаний – например, путем формирования команды из персонала, обладающего двумя наборами знаний. IIFS должен также обеспечить, чтобы ISCU был отделен и независим от коммерческих подразделений и отделов.
(c) Внутренняя проверка/аудит на предмет соблюдения шариатских норм в целях оценки уровня соблюдения шариатских норм, в ходе которой все инциденты несоблюдения норм будут зарегистрированы и внесены в отчетность, а также будут исправлены и устранены в кратчайшие возможные сроки
IFSB-3 определяет, что шариатские заключения/резолюции, принятые шариатскими советами, должны неукоснительно выполняться. Поэтому задача проведения внутренней шариатской проверки должна быть поручена лицу, которое прошло надлежащую подготовку в области проведения проверки/аудита на предмет соблюдения шариатских норм, и, как следствие, имеет компетентное понимание процесса.
В то время как ISCU является частью команды IIFS по обеспечению соблюдения шариатских норм, внутренний отдел/подразделение по проведению проверки/аудита (ISRU) может быть сформирован для выполнения задач, аналогичных задачам команды внутреннего аудита IIFS. Основное отличие состоит в том, что внутренний аудитор должен передать отчет Комитету по аудиту, а ISRU – шариатскому совету.
В соответствующих случаях, отчеты о внутренней шариатской проверке/аудита должны содержать требование или рекомендацию для руководства IIFS касательно исправления и устранения проблем, связанных с соблюдением шариатских норм.
(d) Ежегодная проверка/аудит на предмет соблюдения шариатских норм в целях подтверждения того, что внутренняя проверка/аудит на предмет соблюдения шариатских норм проводилась в соответствии с установленными требованиями, и ее результаты были переданы шариатскому совету на рассмотрение
Шариатский совет, который принял шариатское заключение/резолюцию, может возглавить этот процесс и получать обратную связь и отчеты ISRU. В противном случае, эту задачу может выполнять компетентный внешний аудитор или внешняя шариатская фирма.
Шариатский совет или шариатская консультационная фирма, которая выполняет проверку/аудит на предмет соблюдения шариатских норм, должны предоставить отчет, в котором будет указано, выполнял ли IIFS шариатские требования в течение финансового года. В соответствующих случаях и при необходимости, может быть два комплекта отчетов: общий отчет о соблюдении норм, который может быть включен в ежегодный отчет IIFS; и более детальный отчет о мерах по соблюдению норм, предназначенный конкретно для контролирующих органов.
4. Другой термин, который часто используется в IFSI, – «шариатские ученые», который обозначает лиц, привлеченных IIFS для предоставления консультаций по процессу соблюдения шариатских норм. В то время как термин «ученый» используется как прямой перевод для «алим» (alim) (мн.ч.: «улама» (ulama)), и определяет лицо, которое обладает определенными знаниями и является экспертом в своей отрасли, в контексте IFSI мы ссылаемся на специализированный уровень в рамках Фикх аль-Муалат (Fiqh al-Muamalat) (исламского коммерческого права), а не Шариата или других направлений исламских учений. Кроме того, такая специализация предназначена для подготовки экспертных заключений в форме шариатских заключений/резолюций, относящихся непосредственно к исламским финансовым услугам и, как правило, не к широкой общественности или предприятиям. Таким образом, опять же в интересах ясности, важно отметить «профессиональное» (в противоположность «академическому») значение этой роли. Таким образом, настоящий документ вводит термин «члены Шариатского совета», а не «шариатские ученые», для обозначения улама и других лиц , которые предоставляют свои профессиональные услуги конкретно в рамках IFSI. Другие ключевые термины имеют значение, установленное для них на странице 22.
5. Ниже приведена иллюстрация того, как шариатская система управления дополняет существующие функции управления, контроля и соблюдения нормативных требований в рамках IIFS, по сравнению со сценарием традиционных финансовых институтов:
ФУНКЦИИ ТРАДИЦИОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ДОПОЛНЕНИЯ В IIFS
Управление • совет директоров • Шариатский совет
Контроль • внутренний аудитор
• внешний аудитор • ISRU
• Внешняя шариатская проверка
Соблюдение нормативных требований • должностные лица, отдел или подразделение по надзору за соблюдением нормативных и финансовых норм • ISCU

6. В действительности, более детальная структура шариатской системы управления может отличаться в зависимости от юрисдикции, от вида структур, принятых IIFS, в переделах, разрешенных органами власти. В подтверждение этого факта настоящий документ должен в дальнейшем раскрыть следующие положения:
(i) Стандарты IFSB и руководящие принципы должны быть основаны друг на друге и должны дополнять друг друга и формировать согласованную пруденциальную основу. Требования и рекомендации в настоящем документе никоим образом не противоречат и не заменяют требования и рекомендации, относящиеся к шариатской системе управления, закрепленные другими стандартами IFSB и руководящими принципами.
(ii) Вполне понятно, что контролирующие органы могут скорректировать шариатскую систему управления, принятую IIFS, в своих юрисдикциях с учетом рыночной реальности и стадии развития IFSI. В каждой модели могут быть свои преимущества и недостатки, и контролирующие органы должны иметь четкое понимание таких преимуществ и недостатков и обстоятельств, в силу которых модель будет соответствовать их требованиям. В этом отношении действует общепризнанная мудрость отсутствия «уникальной модели» и «универсального лекарства», поддерживаемая признанным на международном уровне сторонником эффективного корпоративного управления, Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD).
(iii) Задача по обеспечению эффективной шариатской системы управления не должна быть возложена исключительно на членов Шариатского совета. Каждая заинтересованная сторона IFSI, в том числе клиенты, руководство, акционеры и контролирующие органы, также должны принять на себя часть ответственности. Комплексное руководство по шариатской системе управления позволит всем заинтересованным лицам понимать и выполнять свои роли в достижении целей шариатского управления и поможет в продвижении эффективности и стабильности IFSI. Таким образом, в то время как шариатские советы должны играть лидирующую роль в обеспечении эффективного шариатского управления, было бы также разумно предположить, что другие органы управления IIFS примут участие в поддержании шариатской системы управления посредством надлежащего выполнения своих функций и признания важности дополнения работы Шариатского совета. В этом отношении ожидается, что IIFS будет рассматривать внедрение шариатской системы управления на основе комплексного подхода.
Как пользоваться стандартом
7. Настоящий документ содержит девять руководящих принципов (далее именуемые «Руководящие принципы»). Руководящие принципы разделены на пять частей:
Часть I касается общего подхода к шариатской системе управления, согласно которому различные ex-ante и ex-post процессы, которые считаются неотъемлемой частью эффективного корпоративного управления в других общепризнанных международных стандартах управления, такие как четкие задачи шариатских советов, соответствующий баланс стимулов, надлежащее ведение учета, принятие кодекса профессиональной этики и т.п., адаптированы с целью укрепления шариатской системы управления.
Часть II в области компетентности предлагает различные меры для обеспечения наличия у Шариатского совета необходимого опыта и знаний, а также для оценки результатов его деятельности и профессионального развития.
Часть III нацелен на защиту независимости шариатских советов, в частности, от руководства IIFS, путем освещения различных моментов, вытекающих из потенциальных конфликтов интересов, и представления рекомендации относительно путей их разрешения.
Часть IV уделяет особое внимание важности соблюдения конфиденциальности органами шариатского управления.
Часть V уделяет особое внимание последовательности в том, что касается профессионализма членов Шариатского совета, которая будет играть решающую роль в повышении их объективности и подтверждении их добросовестности с помощью комплекса стандартов передовой практики.

8. В Руководящих принципах представлены некоторые примеры существующей практики, которые могут стать стандартами передовой практики. Однако следует учитывать, что по мере роста IFSI, стандарты передовой практики могут – и должны – также изменяться, поскольку происходит изменение или развитие рынка, а также с учетом того, что технологии, финансовый инжиниринг и улучшенная координация между контролирующими органами и игроками рынка откроют доступ к другим стратегиям. Цель Руководящих принципов заключается отнюдь не в том, чтобы определить каждую возможную процедуру управления, контроля или обеспечения нормативно-правового соответствия. Вместо этого, IFSB продолжит периодический анализ и пересмотр этих рекомендаций и будет поощрять заинтересованные стороны IFSI к выполнению таких же действий.
9. В других своих стандартах IFSB рекомендует принять подход «соблюдай или разъясняй» в отношении раскрытия информации, поскольку этот подход является очень прагматичным в контексте согласования различных правовых режимов юрисдикций, в рамках которых действуют IIFS. Кроме того, он будет способствовать принятию структуры управления с учетом размера, сложности и характера каждого IIFS. Таким образом, IIFS рекомендуется принять тот же подход в случае раскрытия информации о соблюдении настоящего документа соответствующим заинтересованным лицам.
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Часть I: Общий подход к шариатской системе управления
Принцип 1.1: Структура шариатского управления, принятая IIFS, должна соответствовать размеру, сложности и природе его деятельности.
Подход отсутствия «уникальной модели» и «шаблонной модели»
10. IFSB неизменно включал в свои стандарты и руководящие принципы требования о том, что IIFS должен иметь эффективный доступ к Шариатскому совету, который будет наделен четкими полномочиями и ответственностью для обеспечения того, чтобы IIFS соблюдал шариатские нормы и принципы применительно ко всем исламским финансовым продуктам и услугам, которые он предлагает. В этом отношении справедливо было признано, что существуют различные шариатские структуры и модели управления, которые были приняты в различных юрисдикциях, в которых представлены IIFS.
11. Некоторые контролирующие органы могут принять решение о том, что их ответственность за организацию управления не распространяется на определенную шариатскую структуру управления, принятую IIFS. Поскольку их интересует только наличие у IIFS эффективной системы управления репутационным риском касательно соблюдения шариатских норм, они разрешают IIFS самостоятельно принимать решение относительно того, какой вид шариатской системы управления принять. Рынку остается свободно определить, какая система обеспечивает достаточную надежность продуктов и услуг, которые предлагает каждый IIFS. Задачи других контролирующих органов охватывают «недостатки рынка» и необходимость защиты клиентов. Поэтому они требуют, чтобы каждый IIFS внедрил функционирующую надлежащим образом шариатскую систему управления, и будут требовать подтверждения того, что дело обстоит именно так. Кроме того, они, в рамках общего консультативного процесса, не связанного с каким-либо конкретным Шариатским советом, принимают циркуляры и директивы, касающиеся шариатских продуктов, таких как сукук, и т.п.
12. Представляется, что некоторые другие контролирующие органы придерживаются мнения, что шариатские советы призваны сыграть важную роль в контроле устойчивости IIFS, аналогично другим профессиональным консультантам, таким как адвокаты, бухгалтеры и аудиторы. Затем они устанавливают требование о том, что каждый IIFS должен иметь определенное минимальное количество членов Шариатского совета, которые также должны соответствовать определенным требованиям занимаемой должности – аналогичным требованиям, предъявляемым банками для назначения BOD.
13. В некоторых юрисдикциях контролирующие органы имеют собственный Шариатский совет, который работает совместно с ними в разработке стандартизированных шариатских заключений/резолюций, в также в согласовании соответствующей политики и нормативных требований с нормами Шариата. Хотя они могут быть известны под разными названиями, такими как Национальный шариатский консультативный совет, Национальный Фатва совет, Высокий шариатский совет и т.д., их функции аналогичны – а именно, заключаются в том, чтобы стать высший органом, принимающим шариатские заключения/резолюции для IFSI в стране. Некоторые из таких контролирующих органов пошли еще дальше и запретили членам национального шариатского совета заседать в Шариатском совете участников рынка с тем, чтобы исключить любые возможные случаи конфликта интересов. Кроме того, каждый член Шариатского совета ограничен в количестве шариатских советов участников рынка, в которых он может выступать в качестве члена. Такое ограничение предусмотрено не только с целью минимизации конфликта интересов и обеспечения необходимой защиты для разрешения конфликтов и сохранения конфиденциальности, но и (что возможно, еще более важно) для того, чтобы члены Шариатского совета могли уделять необходимое количество времени и усилий каждому IIFS, в котором они работают.
14. Наряду с международно признанными стандартами корпоративного управления, разработанными, например, OECD, IIFS должен реализовать соответствующие дискреционные полномочия в выборе шариатских структур управления, которые должны надлежащим образом обеспечивать выполнение фидуциарных обязательств, в том числе гарантирование добросовестности, осмотрительности, компетентности и квалификации в отношении всех своих заинтересованных лиц. Каждый IIFS должен учитывать свой размер и, с учетом влияния количества членов на эффективный процесс принятия решений, определить, какой размер Шариатского совета является наиболее целесообразным. Кроме того, IIFS должен принимать во внимание масштабы и природу своих операций. Насколько это возможно, IIFS должен стремиться к созданию Шариатского совета, обладающего опытом и компетентностью.
15. В этом отношении предусмотрено, что потребности шариатского управления и требования различных видов IIFS, которые могут быть аналогичны в принципе, но будут различными на практике. Например, не следует ожидать, что традиционные банки, участвующие в исламских финансовых операциях в некоторых случаях, или «исламское окно» традиционного банка с очень ограниченным набором предлагаемых исламских финансовых продуктов, будут иметь внутреннюю шариатскую структуру управления, располагающую ресурсами, доступными полноценному IIFS или исламскому окну с очень широким набором исламских финансовых продуктов. Аналогичным образом, исламская схема коллективного инвестирования (ICIS) или управление исламским фондом может потребовать наличия у Шариатского совета иных навыков, по сравнению с навыками, которые требуются от такого совета в операциях Такафул (TO).
Ex-ante соображения, которые следует учитывать на этапе разработки/развития продукта до его предложения клиентам
16. На этапе разработки/развития продукта IIFS захочет обеспечить, чтобы его шариатская система управления охватывала ex-ante процессы, а именно (i) принятие шариатских заключений/резолюций, и (ii) проверки нормативно-правового соответствия, до предложения продукта клиентам.
17. Таким образом, до формирования или привлечения Шариатского совета IIFS должен быть полностью осведомлен о своих полномочиях, которые включают следующее:
■ назначение авторитетного и надежного Шариатского совета;
■ оказание Шариатскому совету содействия посредством назначения ISCU или отдельного шариатского сотрудника, которому Шариатский совет смог бы делегировать часть своих полномочий и функций; и
■ иметь в Шариатском совете не менее трех членов, по возможности, обученных в различных школах юриспруденции, иметь состав членов с различным опытом, и, в соответствующих случаях, разной национальности. В дополнение к знаниям в области Шариата члены Шариатского совета должны обладать некоторые знаниями в области торговли или финансов – например, в области розничных банковских операций, обязательств Такафул или продуктов рынка капиталов.
Ex-post соображения, которые следует учитывать на этапе предложения продукта – т.е. после того, как продукт был предложен клиентам, или после выполнения операции
18. В целях эффективного управления рисками и прогрессивной оценки жизнеспособности продукта IIFS хотел бы обеспечить, чтобы его шариатская система управления охватывала соответствующие ex-post процессы – а именно, внутреннюю шариатскую проверку и шариатскую управленческую отчетность. Без таких последующих мероприятий IIFS не сможет контролировать последовательное соблюдение шариатских норм и эффективно управлять риском соблюдения шариатских норм, с которым он может столкнуться со временем.
19. Таким образом, IIFS в полной мере должен быть осведомлен о возможности, помимо прочего:
■ обеспечения большей сфокусированности Шариатского совета, которая предполагает выделение большего количества времени на каждую задачу и необходимое разрешение конфликтов интересов, что может подразумевать ограничение количества клиентов, у которых могут работать его члены;
■ найма и взращивания молодых членов Шариатского совета с серьезным потенциалом для расширения резерва талантов в профессии; и
■ привлечения других специалистов, таких как адвокаты, бухгалтеры и экономисты, для оказания Шариатскому совету содействия и предоставления консультаций, особенно по правовым и финансовым вопросам.
Принцип 1.2: Каждый IIFS должен обеспечить, чтобы шариатский совет имел:
• четкий круг полномочий и ответственности;
• четкие правила процедуры и порядок подчиненности; и
• четкое понимание и знание норм профессиональной этики и поведения.
20. С тем, чтобы обеспечить Шариатскому совету четкую цепочку управления и подотчетности перед соответствующими заинтересованными лицами IIFS, он должен располагать:
(i) мандатом, который наделяет его соответствующими полномочиями для выполнения его роли и функций;
(ii) четко организованными правилами процедуры, относящимися к проведению собраний, ведению протоколов собраний, процессам принятия решений и субъектам, которым он будет передавать свои решения для эффективного исполнения, в том числе процессам пересмотра таких решений, при необходимости; и
(iii) продуманным кодексом этики и поведения, который повысит надежность, честность и профессионализм членов Шариатского совета.
Срок полномочий
21. Принципы эффективного корпоративного управления, добросовестного управления рисками и профессионализма требуют назначения Шариатского совета, которое должно быть закреплено в письменном виде и иметь четкие сроки полномочий. Письмо о назначении, которое становится договором об оказании услуг для членов, назначенных в состав Шариатского совета IIFS, представляет собой первичный документ, который определяет форму взаимоотношений, уровень фидуциарных обязательств и порядок подотчетности между Шариатским советом, IIFS и его заинтересованными сторонами. Поскольку это контракт между (как минимум) двумя сторонами, имеющий обязательную силу, определение круга полномочий должно содержать информацию, приведенную в Приложении 1.
22. Поскольку нормативная база в большинстве юрисдикций рассматривает BOD, как орган, который, в конечном счете, отвечает за управление IIFS, Шариатский совет должен четко понимать пределы своих полномочий. Уважение роли и функций друг друга имеет ключевое значение, поскольку эффективное корпоративное управление требует от всех органов сотрудничества, а не соперничества. BOD, Шариатский совет, руководство и контролирующий орган, а также другие заинтересованные стороны, такие как клиенты, поставщики и общественность, должны всегда стремиться к улучшению взаимных коммуникаций во избежание недоразумений и путаницы, в соответствии с кораническим предписанием стиха 2 суры Al-Maidah: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров и справедлив.»
Правила процедуры и порядок информирования
23. Четкий набор правил и положений, касающихся порядка проведения собраний, принятия и регистрации решений, подготовки и представления отчетов предоставит Шариатскому совету необходимое руководство для понимания уровня его ответственности. Он также облегчит взаимоотношения Шариатского совета и других органов в рамках структуры IIFS, позволив им более эффективно сотрудничать друг с другом без неоднозначного толкования обязанностей и дублирования задач. Приложение 2 содержит некоторые рекомендуемые примеры передовой практики, которая может быть принята IIFS применительно к своим правилам процедуры.
24. Настоятельно рекомендуется, чтобы IIFS развивал внутренний штатный потенциал путем формирования ISCU из шариатских сотрудников с соответствующей квалификацией и опытом. Такие штатные должностные лица могут, помимо прочего:
(i) стать первой инстанцией рассмотрения вопросов соблюдения шариатских норм в контексте консультационной роли, делегированной Шариатским советом;
(ii) решать вопросы, связанные с обработкой материалов и секретарским обслуживанием, в отношении вопросов, которые будут поставлены перед Шариатским советом; и
(iii) предоставлять соответствующую информацию для исполнительных решений, которые должны быть приняты высшим руководством. Должно быть предусмотрено четкое разделение процесса и процедуры между ISCU и ISRU на основании письменного руководства по стандартным операциям и/или руководящих принципов.
Профессиональная этика и поведение
25. В случае отсутствия международно признанного кодекса этики и поведения членов шариатских советов IIFS должен утвердить собственный кодекс этики и поведения, который должен соблюдать его Шариатский совет. Вполне естественно, что такой кодекс этики и поведения должен быть разработан совместно и по согласованию с членами Шариатского совета, которым следует сообщить о необходимости его соблюдения до их назначения или возобновления их работы в качестве членов Шариатского совета IIFS. Время от времени должны проводиться пересмотры и дополнения кодекса этики и поведения, также при полном участии Шариатского совета. Контролирующие органы могут быть заинтересованы в проверке факта внедрения надлежащих систем для контроля соблюдения такого кодекса и обеспечения оперативного и эффективного рассмотрения любых нарушения. Некоторые основные предписания «того, что нужно и чего не нужно делать» для членов Шариатского совета, в том числе обязательство избегать конфликта интересов с IIFS, приведены в Приложении 3. Это также затрагивает непосредственно вопрос независимости, который будет подробно рассмотрен в Части III.

Часть II: Компетентность
Принцип 2.1: IIFS должен обеспечить соответствие лиц, уполномоченных осуществлять контроль за шариатской системой управления, приемлемым квалификационным требованиям.
26. Для контролирующих органов было обычной практикой требовать от BOD и высшего руководства IIFS соответствия определенным минимальным критериям, которые необходимы для гарантирования доверия клиентов к IIFS, с которыми они сотрудничают, и уверенности в том, что они будут компетентными, честными, финансово стабильными и обеспечат им справедливое отношение. В виду важности лиц, уполномоченных осуществлять контроль за шариатской системой управления, в процессе принятия решений IIFS, вполне уместно, что квалификационные требования будут приняты не только в отношении членов Шариатского совета, но и в отношении должностных лиц ISCU и ISRU.
27. BOD IIFS должен учитывать следующие критерии при оценке профессиональной пригодности и добросовестности кандидатов на должность члена Шариатский совет, а также должностных лиц ISCU и ISRU:
(i) добропорядочность охватывает честность, добросовестность, справедливость и репутацию; и
(ii) компетентность, усердие, потенциал и надежность суждений.
Следует отметить, что указанный выше перечень не является исчерпывающим и, соответственно, BOD должен учитывать любые другие соответствующие аспекты, исходя из каждого конкретного случая – в частности, аспекты, относящиеся к сегментам IFSI и нормативно-правовой базе юрисдикции.
Добропорядочность
28. Добропорядочность – а именно, честность, добросовестность, справедливость и репутация – представляют собой качества, которые проявляются со временем. При определении добропорядочности лица и утверждении критериев для приема на работу, которые должны применяться до назначения кого-либо в качестве члена Шариатского совета, IIFS должен, при рассмотрении кандидатов для представления BOD, исполнительному директору или ключевому члену высшего руководства, применять прозрачный процесс , который учитывает все соответствующие факторы, в том числе, помимо прочего:
(i) было ли лицо осуждено за уголовное преступление, в частности, за преступление, связанное с обманом, мошенничеством и финансовым преступлением;
(ii) были ли принято в отношении лица отрицательное заключение или урегулирование в рамках гражданского разбирательства, в частности, связанного с банковской или другой финансовой деятельностью, неправомерным поведением или мошенничеством;
(iii) проводилось ли в отношении лица или его бизнеса, в котором лицо выступает в качестве держателя контрольного пакета акций, в отношении которого реализует контроль или оказывает значительное влияние, расследование, применялись ли к нему дисциплинарные меры или приостановка деятельности по решению регулирующих органов или профессиональных органов, суда или трибунала (независимо от того, проводились слушания в открытом или закрытом порядке);
(iv) было ли лицо владельцем, управляющим или директором компании, партнерства или другой организации, которой было отказано в регистрации, разрешении, членстве или лицензии на осуществление торговли, коммерческой или профессиональной деятельности, или была ли такая регистрация, разрешение, членство или лицензия аннулирована, отозвана или приостановлена, что привело к лишению лица права на осуществление торговли, коммерческой или профессиональной деятельности, для которой нужна такая лицензия, регистрация или другое разрешение;
(v) было ли лицо директором, партнером или иным образом участвовало в управлении предприятием, которое перешло в руки ликвидатора, стало банкротом или подверглось принудительной ликвидации, в то время, когда лицо было связано с такой организацией или в течение разумно коротких сроков (например, одного года) после ухода такого лица из предприятия;
(vi) было ли лицо уволено, отправлено в отставку или уходило в отставку с ответственной должности, должности, наделенной фидуциарными полномочиями, или аналогичной должности по причине возникновения вопросов, касающихся честности и добросовестности;
(vii) было ли лицо лишено права занимать должность директора или другую руководящую должность по причине совершения правонарушения;
(viii) нарушало ли лицо принципы справедливого, честного и вежливого отношения к клиентам, руководителям, аудиторам и регулирующим органам в прошлом и подавалась ли в отношении такого лица обоснованная жалоба в отношении регламентированной деятельности; и
(ix) демонстрировало ли лицо готовность и стремление соблюдать требования и стандарты нормативного регулирования и другие правовые, нормативные или профессиональные требования и стандарты.
Компетентность и потенциал
29. IIFS должен обеспечить, чтобы члены Шариатского совета демонстрировали компетентность и способность понимать технические требования коммерческой деятельности, присущие ей неотъемлемые риски и управленческие процессы, необходимые для эффективного осуществления операций, с учетом интересов всех заинтересованных лиц. В процессе оценки компетентности и потенциала лица следует учитывать все соответствующие факторы, в том числе, помимо прочего:
(i) демонстрировало ли лицо, посредством квалификации и опыта, потенциал к успешному выполнению обязанностей должности;
(ii) соответствует ли лицо (физически, ментально и эмоционально) требованиям, установленным для выполнения его обязанностей;
(iii) принимались ли в отношении лица дисциплинарные меры по решению профессионального, торгового или регулирующего органа, было ли оно уволено или отправлено в отставку с какой-либо должности по причине халатности, некомпетентности, мошенничества или злоупотребления служебным положением; и
(iv) обладает ли лицо твердыми знаниями о коммерческой деятельности и занимаемой должности.
30. Из этого следует, что члены Шариатского совета и должностные лица ISCU и ISRU, как минимум, должны обладать соответствующими знаниями и навыками для надлежащего выполнения своих обязанностей. IIFS должен тщательно проверять данные о кандидатах на соответствующие должности. Перечень минимальных квалификационных требований к членам Шариатского совета приведен в Приложении 4.
Шариатская консультационная фирма
31. С учетом того, что шариатская консультационная фирма назначается IIFS, такая фирма должны обладать необходимой квалификацией и ресурсами для выполнения своей работы. Шариатская консультационная фирма не должна проводить шариатские проверки/аудит, выходящие за рамки ее потенциала и опыта. IIFS оставляет за собой право проводить время от времени проверку наличия у фирмы соответствующего опыта и необходимых ресурсов для надлежащего выполнения ее обязанностей. Руководство шариатской консультационной фирмы должно назначить преданную и компетентную команду, в частности, в контексте работы, которую должна выполнять такая команда; и команда должна располагать людьми и ресурсами для проведения шариатских проверок/аудита в соответствии со стандартами, признанными IIFS. В реальности, шариатская консультационная фирма должна привлекаться в соответствии с положениями, регулирующими использование IIFS услуг сторонних фирм.
Принцип 2.2: IIFS должен содействовать постоянному профессиональному развитию лиц, работающих в шариатском совете, а также ISCU и ISRU (в соответствующих случаях).
32. В целях повышения профессионализма и эффективности лиц, выполняющих функции членов Шариатского совета, ISCU или ISRU (в зависимости от обстоятельств) IIFS рекомендуется содействовать организации соответствующего обучения и финансировать его для их постоянного профессионального роста. Должна быть разработана политика в отношении профессиональной подготовки с учетом потребностей в обучении, продиктованных необходимостью соблюдения оперативных и внутренних политик и процедур контроля IIFS, а также всех применимых нормативно-правовых требований, под которые подпадает IIFS в целом и члены Шариатского совета и внутренние шариатские сотрудники, в частности. Соответствующая подготовка должна обеспечиваться на начальном этапе и в последующем на постоянной основе.
33. Когда члены Шариатского совета и внутренние шариатские сотрудники впервые назначаются на должность, IIFS должен обеспечить прохождение ими соответствующей подготовки (в том числе в отношении их роли и ответственности и порядка выполнения их обязанностей). Такая подготовка должна включать ориентационную и вводную программу, направленную на ознакомление вновь назначенных членов Шариатского совета и внутренних шариатских сотрудников с коммерческой деятельностью и практикой управления IIFS. В соответствующих случаях, должна быть реализована программа наставничества – в рамках которой более опытные члены Шариатского совета и внутренние шариатские сотрудники будут давать менее опытным коллегам указания и возьмут их под свою опеку.
34. Не менее важно, чтобы члены Шариатского совета и внутренние шариатские сотрудники могли получать дальнейшее соответствующее обучение, в частности, относящееся к новым законам, нормативно-правовым актам и изменяющимся коммерческим рискам, поскольку несправедливо и нереально ожидать от них осведомленности в отраслевых вопросах без предоставления им необходимого обучения. IIFS может разработать виды обучения для членов Шариатского совета и внутренних шариатских сотрудников, чтобы они получили отраслевые знания, а именно знания о банковской деятельности, схемах коллективного инвестирования и Такафул, в соответствии с последними тенденциями и достижениями рынка.
35. Обмен знаниями и опытом между членами Шариатского совета и внутренними шариатскими сотрудниками и BOD, высшим руководством и другим персоналом по оперативной части IIFS приведет к налаживанию более эффективных коммуникаций в рамках организации. Таким образом, необходимо поощрять (время от времени) членов Шариатского совета и внутренних шариатских сотрудников к проведению обучения для органов управления для наращивания возможностей IIFS в области нормативно-правового соответствия.
Принцип 2.3: Должна проводиться официальная оценка эффективности Шариатского совета и вклада каждого члена в эффективность Шариатского совета.
36. IIFS должен определить и принять процесс оценки эффективности Шариатского совета в целом и вклада каждого члена в его эффективность. Члены Шариатского совета должны информироваться о проведении такой оценки в момент их назначения с тем, чтобы они имели четкое представление о том, что от них ожидается.
37. IIFS должен определить способы оценки эффективности Шариатского совета и предложить объективные критерии оценки работы. Такие критерии оценки, которые позволяют проводить сравнение с коллегами по отрасли, должны быть разработаны совместно и по согласованию с Шариатским советом. Такие критерии оценки работы могут быть произвольно или в одностороннем порядке изменены IIFS, и когда обстоятельства требуют изменения какого-либо критерия, то за это отвечает IIFS, через BOD.
38. IIFS может позволить Шариатскому совету проводить самооценку на основании заранее согласованного критерия. Индивидуальная оценка должна быть нацелена на оценку того, продолжает ли член Шариатского совета эффективно участвовать в его работе и демонстрировать приверженность роли (в том числе затраты времени на посещение собраний, разработку шариатских заключений/резолюций и выполнение других обязанностей). В Приложении 5 приведены примеры факторов, которые следует учитывать при оценке эффективности Шариатского совета.
39. Отчет о результатах оценки работы должен быть представлен BOD для изучения и конструктивных комментариев. В соответствующих случаях, IIFS должен принять определенные меры по результатам оценки эффективности работы, такие как рассмотрение кандидатур новых членов Шариатского совета или отставка члена Шариатского совета, не выполняющего сроки и условия своего контракта.
Часть III: Независимость
Принцип 3.1: Шариатский совет должен играть активную и независимую надзорную роль и обладать достаточным потенциалом для принятия объективных решений по шариатским вопросам. Ни одно лицо или группа лиц не должны доминировать в процессе принятия решений Шариатского совета.
40. В целях поддержания добросовестности и надежности Шариатского совета его члены должны не только иметь возможность принимать самостоятельные решения без влияния или давления, особенно, со стороны руководства IIFS, но и представляться по-настоящему независимыми. В этом отношении было бы желательно для IIFS обеспечить юридическое оформление независимости Шариатского совета и его членов путем признания ролей и мандата Шариатского совета. IIFS должен внедрить соответствующий и прозрачный процесс урегулирования разногласий между BOD и Шариатским советом. Этот процесс должен предусматривать прямой доступ (после надлежащего информирования контролирующего органа) к акционерам в качестве «осведомителя». Контролирующие органы могут быть вовлечены в данный процесс урегулирования разногласий, без отмены обязательного характера заключений/резолюций Шариатского совета.
41. Шариатский совет считается «независимым» только в случае, если ни один из его членов не имеет семейных или близких отношений с IIFS, его связанными компаниями или должностными лицами, которые могут вмешиваться или имеют возможность вмешиваться в процесс принятия самостоятельных решений Шариатским советом в интересах IIFS. В случае шариатских консультационных фирм, она может считаться независимой от IIFS, если она не является аффилированным лицом, например, в контексте наличия общих акционеров или директоров.
42. На основании международной передовой практики, применимой к независимым, неисполнительным членам BOD, далее приведены примеры взаимоотношений, на основании которых Шариатский совет будет считаться недостаточно независимым от IIFS, и, следовательно, которых следует избегать:
(i) член Шариатского совета имеет полную занятость в IIFS или любой из его аффилированных компаний в течение текущего и предыдущего финансового года;
(ii) член Шариатского совета имеет близкого родственника (такого как супруг, ребенок или родные братья и сестры) , который работает или работали на IIFS или любую из его аффилированных компаний в качестве топ-менеджера в течение текущего и предыдущего финансового года;
(iii) член Шариатского совета или его близкий родственник получает какое-либо вознаграждение или финансирование от IIFS или его филиалов, помимо вознаграждения, предусмотренного за выполнений функций члена Шариатского совета; или
(iv) член Шариатского совета или его близкий родственник, который является крупным акционером, партнером (с пакетом акций в размере 5% и более), руководителем или директором коммерческой организации, для которой был создан IIFS или его филиалы и от которой IIFS или его филиалы получали значительные платежи в течение текущего и предыдущего финансового года.
43. Перечень отношений, указанный выше, не является исчерпывающим и содержит примеры ситуаций, когда члена Шариатского совета или шариатскую консультационную фирму нельзя считать независимыми. Если IIFS намерен считать члена Шариатского совета или шариатскую консультационную фирму независимыми, несмотря на существование одной или нескольких взаимосвязей, он должен раскрыть информацию о природе взаимосвязи и отвечает за представление объяснений относительно того, почему член или фирма должны считаться независимыми. Информация должна передаваться, в соответствующих случаях, контролирующему органу или обществу в рамках ежегодного отчета IIFS.
44. Кроме того, в случаях, когда конфликт интересов неизбежен, член Шариатского совета или шариатская консультационная фирма должны сообщать об этом IIFS в письменной форме. Аналогичным образом они должны сообщать о таком конфликте в отношении членов его семьи, деловых партнеров или компаний, в которых они имеют пакет акций. В случае существования такого конфликта интересов или обязательства перед другой стороной, они должны воздерживаться от участия в принятии соответствующего решения или действия от имени IIFS. После представления уведомления о конфликте, оно должно быть зарегистрировано и принято на хранение уполномоченным лицом.
45. Если член Шариатского совета имеет несколько обязательств/назначений в Шариатском совете, он должен уделять достаточно времени и усилий для каждого IIFS. IIFS должен принять решение относительно того, способен ли член Шариатского совета выполнять свои обязанности и выполнял ли он их эффективно ранее. Необходимо разработать внутреннее руководство для регулирования альтернативных затрат времени, которые возникают в случае, когда член Шариатского совета работает в нескольких шариатских советах.
Принцип 3.2: Для выполнения своих обязанностей Шариатский совет должен получать полную, достоверную и оперативную информацию перед всеми собраниями и на постоянной основе.
46. Руководство IIFS обязано своевременно обеспечивать Шариатский совет полной, точной и достоверной информацией. Однако опираться исключительно на добровольные намерения руководства вряд ли будет достаточно при любых обстоятельствах, и могут потребовать дополнительные запросы, если Шариатский совет должен выполнять свои обязательства надлежащим образом. Таким образом, Шариатский совет должен иметь отдельный и независимый доступ к высшему руководству компании для получения всех необходимой информации при условии соблюдения обязательств по сохранению конфиденциальности.
47. Предоставленная информация должна включать справочную или пояснительную информацию, касающуюся вопросов, представленных на рассмотрение Шариатского совета, копии документов о раскрытии данных, финансовые отчеты и отчеты об оценке рисков. По мере возможности, такая информация должна быть подготовлена и представлена в порядке, который поможет Шариатскому совету в анализе не только формы, но и содержания вопросов, представленных на его рассмотрение.
48. Шариатский совет должен иметь отдельный и независимый доступ к ISCU и ISRU, соответственно, для проверки соблюдения процедур внутреннего контроля и обеспечения нормативно-правового соответствия и соблюдения применимых правил и положений, под действие которых подпадает IIFS.
49. Если Шариатский совет имеет собственный секретариат, назначение и смещение членов секретариата должно осуществляться в установленном порядке по согласованию с Шариатским советом.
50. IIFS должен иметь процедуру для Шариатского совета, либо для каждого отдельного члена, либо для группы в целом, регулирующую привлечение независимых профессиональных консультантов в ходе выполнения обязанностей совета по таким вопросам, как правовые, бухгалтерские, финансовые вопросы или вопросы оценки, по мере необходимости и за счет IIFS.

Часть IV: Конфиденциальность
Принцип 4.1: Члены Шариатского совета обязаны обеспечить конфиденциальность информации, полученной в ходе выполнения своих обязанностей.
51. В ходе выполнения своих обязанностей члены Шариатского совета или шариатские консультационные фирмы, работающие на IIFS, могут иметь доступ к файлам, записям, проектам документов и обсуждений, которые, согласно внутренним процедурам IIFS и рыночной практике, считаются конфиденциальным. Если член Шариатского совета или шариатская консультационная фирма работает одновременно в нескольких IIFS, возникает вопрос, как они используют конфиденциальную или служебную коммерческую информацию, полученную в ходе выполнения своих обязанностей. Одна из ключевых задач профессиональной этики заключается в том, чтобы конфиденциальная или служебная информация, полученная членом Шариатского совета или шариатской консультационной фирмой в процессе оказания услуг IIFS, не использовалась ими таким образом, который нанесет ущерб такому IIFS, в частности, создаст конкурентные преимущества для его конкурентов.
52. Термин «Конфиденциальная информация» в настоящем документе означает информацию, полученную членами Шариатского совета или шариатской консультационной фирмой в ходе выполнения своих обязанностей, которая не является общедоступной и не подлежит раскрытию. К ней относится информация, полученная под запретом разглашения, прямо обозначенная IIFS в качестве конфиденциальной или относящаяся к обсуждениям IIFS. К конфиденциальной информации относится:
(i) информация о разработке новых продуктов и услуг, которые IIFS планирует предлагать клиентам;
(ii) содержание проектов заключений или решений BOD или высшего руководства;
(iii) внутренний меморандум (проект или окончательная версия), подготовленный в отношении вопросов, представленных или которые будут представлены на рассмотрение Шариатского совета или шариатской консультационной фирмы;
(iv) содержание или факт возникновения обсуждений членами Шариатского совета вопросов, затронутых на собрании Шариатского совета, и представителями IIFS;
(v) сроки принятия решений или других коммерческих операций, в том числе статус или прогресс коммерческой транзакции или действия, которое еще не было завершено (кроме случаев, когда раскрытие такой информации разрешено BOD в соответствии с внутренними процедурами IIFS);
(vi) мнения, выраженные различными сторонами в ходе обсуждения конкретного вопроса перед Шариатским советом; и
(vii) любые данные, которые IIFS обозначил, как не подлежащие раскрытию, такие как внутренние процедуры подразделений, неформальные процедуры, содержание или факт существования заявлений или возникновения обсуждений, а также действия члена Шариатского совета или шариатской консультационной фирмы.
53. К информации, которая не считается конфиденциальной, относятся шариатские нормы и принципы, отчеты и заключения/резолюции Шариатского совета, опубликованные IIFS для всеобщего информирования, и другая информация, которая была раскрыта в открытых документах или в ходе открытых разбирательств.
54. Обязательство по соблюдению конфиденциальности относится ко всей информации, которая была передана членам Шариатского совета или шариатской консультационной фирме клиентами либо которая стала известна им в ходе или после выполнения своих задач. Те же положения относительно конфиденциальности распространяются и на внутренних шариатских сотрудников. Обязательства по сохранению конфиденциальности не прекращаются после окончания работы члена Шариатского совета или шариатской консультационной фирмы на IIFS или после закрытия вопроса. Члены Шариатского совета и шариатские консультационные фирмы должны соблюдать те же ограничения, кроме случаев, когда они получат прямое разрешение от IIFS, освобождающее их от таких обязательств.
55. Однако в целях обеспечения сохранения конфиденциальности IIFS должен обеспечить, чтобы круг обязанностей, закрепленный трудовым контрактом о работе в Шариатском совете, прямо определял, что его члены обязаны сохранять и защищать конфиденциальность коммерческой и чувствительной к колебаниям рыночной конъюнктуры информации, переданном им IIFS. Следует принять меры для краткого информирования или разъяснения Шариатскому совету или его членам важности добросовестного сохранения конфиденциальной и чувствительной к колебаниям рыночной конъюнктуры информации. Каждый член Шариатского совета должен подписать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации или письмо-обязательство, закрепляющее его обязательства по сохранению конфиденциальности коммерческой и чувствительной к колебаниям рыночной конъюнктуры информации, переданном им IIFS.
56. В случае если Шариатский совет или какой-либо из его членов раскрывает или передает конфиденциальную или чувствительную к колебаниям рыночной конъюнктуры информацию неуместным лицам, IIFS, как минимум, должен иметь функционирующие процессы управления рисками и контроля для ограничения ущерба от такой утечки. По мере возможности, IIFS должен внедрить процессе о применении дисциплинарных и/или других административных мер в отношении Шариатского совета или его членов для обеспечения абсолютной подотчетности и соответствующих средств правовой защиты.
Часть V: Последовательность
57. Толкование шариатских норм и принципов на основе дисциплины Фикх аль-Муалат является вопросом профессионального суждения членов Шариатского совета. Поэтому, по мере возможности, члены Шариатского совета должны стремиться к достижению консенсуса для принятия решения совета. Только в случае невозможности достижения консенсуса в течение разумного срока решение должно приниматься простым большинством голосов. В то же время члены Шариатского совета должны быть последовательны в заключениях, которые они предоставляют в шариатских советах разных IIFS. Последовательность в этом отношении касается компетентности и независимости, как упоминалось выше, а также является вопросом профессиональной этики.
Принцип 5.1: IIFS должен полностью понимать нормативно-правовую базу для принятия шариатских заключений/резолюций в юрисдикции, в рамках которой он осуществляется свою деятельность. Он должен обеспечить строгое соблюдение Шариатским советом положений указанной базы и, по мере возможности, и принятие им мер для согласованности шариатских стандартов управления.
58. Хотя члены Шариатского совета и шариатские консультационные фирмы должны полностью осознавать необходимость соблюдения определенных процедур и процессов до разработки и принятия шариатского заключения/резолюция, IIFS также следует проявить осторожность в отношении того, как происходит распространения шариатского заключения/резолюции и его представление СМИ и широкой общественности. Права интеллектуальной собственности на такие шариатские заключения/резолюции могут фактически принадлежат исключительно IIFS, в зависимости от круга полномочий членов Шариатского совета и шариатской консультационной фирмы. В этом отношении, учитывая, что Шариатский совет или его члены, подобно свободным агентам, в целом имеют право оказывать услуги любому клиенту, помимо IIFS, без каких-либо ограничений, каждый IIFS вправе разработать дополнительные средства защиты для обеспечения разработки шариатских заключений/резолюций на основании их бизнес-аналитики и защиты внутренней информации от раскрытия неуместным лицам. Другими словами, распространение шариатских заключений/резолюций может ограничиваться на основании условий, определенных IIFS.
59. Как правило, большинство шариатских советов IIFS упоминают в своих шариатских заключениях/резолюциях только о том, была ли операция выполнена или должна быть выполнена IIFS, и является продукт, который IIFS намерен предлагать, допустимым или недопустимым. Реже они в своих шариатских заключениях/резолюциях представляют подтверждающие доказательства, которые могут быть изучены другими членами Шариатского совета. Кроме того, даже в случае, когда они публикуют такие доказательства, они часто используют технический язык, который не так легко понять обычному пользователю. Как следствие, очень трудно повышать общественную осведомленность в контексте понимания основы и оснований шариатского заключения/резолюции. Отрасль могла бы получить выгоды от более широкой оценки шариатских заключений/резолюций, поскольку сильная общественная поддержка и признание важной роли шариатских советов может наступить только в случае повышенной осведомленности о том, что делали и делают шариатские советы.
Ex-ante (на стадии разработки/развития продукта)
60. Существует несколько мер, которые могут принять члены шариатских советов для того, чтобы быть более последовательными в своих решениях. В странах, в которых существует центральный орган, принимающий шариатские заключения/резолюция, Шариатский совет при IIFS, как правило, обязан выполнять и принимать такие шариатские заключения/резолюция в том виде, в каком они приняты таким центральным шариатским органом. В юрисдикциях, в которых нет такого органа, рекомендуется, чтобы Шариатский совет выполнял и принимал шариатские заключения/резолюции, принятые международно признанными органами, которые принимают авторитетные мнения по шариатским вопросам. Если это невозможно – например, если ни один международно признанный орган не принимал авторитетное мнение о продукте, который IIFS желает предлагать – Шариатский совет должен приложить максимум усилий для того, чтобы документально оформить и опубликовать шариатские заключения/резолюции, принятые Шариатским советом и/или его членами, с тем, чтобы они находились в открытом доступе для игроков отрасли (с учетом требований о соблюдении конфиденциальности).
Ex-post (после того, как продукты были предложены клиентам)
61. Время от времени члены Шариатского совета должны участвовать в различных семинарах, рабочих группах и встречах Улама, которые специализируются в области Фикх aль-Mуамалат, для представления и обсуждения существующих и новых шариатских заключений/резолюций. На самом деле, члены шариатских советов также должны рассмотреть возможность участия в других аналогичных семинарах по вопросам банковской деятельности и финансов, Такафул, рынка капитала и т.п., которые могут находиться за пределами их шариатской деятельности, с целью расширения своих знаний и понимания достижений IFSI.
62. Члены Шариатского совета также должны понимать, что заинтересованные стороны и общественность будут ожидать от них ответа на общем собрании или аналогичном форуме. Для повышения эффективности регистрации и распространения информации, было бы полезно, если они включат в ежегодные отчеты раздел о соблюдении шариатских норм IIFS и шариатских заключениях/резолюциях, принятых Шариатским советом и/или его членами, в том числе разъяснения касательно процесса принятия решений Шариатским советом.
63. IIFS должен обеспечить принятие Шариатским советом четкого процесса внесения изменений, дополнений или пересмотра шариатских заключений/резолюций, принятых советом. Если Шариатский совет и/или его члены отклоняются от положений шариатского заключения/резолюции или пересматривают его, об этом должны быть своевременно проинформированы акционеры и/или общественность.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Следующие определения дают общее понимание терминов, используемых в настоящем документе. Глоссарий никоим образом не является исчерпывающим.
Фикх (Fiqh) Знание правовых норм поведения, вытекающих из особого толкования Шариата.
Институты, предлагающие исламские финансовые услуги (IIFS) Институты, предлагающие исламские финансовые услуги, которые (исключительно в целях настоящих Руководящих принципов) включают «исламские окна», исламские страховые институты/институты Такафул и исламские паевые инвестиционные фонды, а также компании по управлению денежными средствами.
Исламская схема коллективного инвестирования (ICIS) Любая структурированная финансовая схема, которая, по сути, соответствует ВСЕМ нижеприведенным критериям:
(a) инвесторы объединили свои взносы в фонде (независимо от того, является такой фонд отдельным юридическим лицом или осуществляет свою деятельность на основании договорного соглашения) путем оформления паев или долей равной стоимости. Такие паи или доли представляют собой, по сути, притязания на право собственности на неразделенные активы фонда (который может состоять из финансовых и нефинансовых активов) и дают право на долю прибыли или убытков, полученных в результате использования таких активов;
(b) учреждение и управление фонда осуществляется в соответствии с шариатскими нормами и принципами; и
(c) независимо от того, осуществляет управление ICIS учреждениями, которые создали или профинансировали его или нет, он несет отдельную от таких организаций финансовую подотчетность (т.е. у него есть собственный баланс активов и пассивов), за исключением сукук, согласно его определению, приведенному в стандарте IFSB-6.
Исламские страховые институты/ институты Такафул Любая организация или учреждение, которое управляет бизнесом Такафул.
Члены Шариатского совета Категория шариатских ученых или улама, которые не просто обладают общими знаниями о Шариате или других дисциплинах, но (что более важно) достигли особого уровня знаний и компетенции в области Фикх аль-Муамалат. Такая специализация используется для подготовки профессиональных шариатских заключений/резолюций, в частности для IIFS, выходящих за рамки обычного академического дискурса и часто не предназначенные непосредственно для широкой ответственности или корпораций других отраслей.
Шариат Священное исламское право, раскрытое в Коране и Сунне.
Шариатская консультационная фирма Учреждение, которое в зависимости от размера и возможностей, предоставляет шариатские консультационные услуги, в том числе проводит шариатские аудиты, а также предоставляет консультации по разработке продуктов, соответствующих нормам Шариата, в рамках своей профессиональной деятельности.
Шариатский совет Специальный орган, созданный или привлеченный IIFS для внедрения шариатской системы управления.
Акционеры Лица, имеющие личную заинтересованность в процветании IIFS, в том числе:
(i) работники;
(ii) клиенты;
(iii) поставщики;
(iv) общество; и
(v) контролеры и правительства, на основании уникальной роли IIFS в национальной и местной экономике и финансовой системе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Основные полномочия Шариатского совета
1. Назначение на должность, уход в отставку или прекращение полномочий
Трудовые договоры, которые заключаются с членами Шариатского совета, должны информировать их о следующем:
(i) кто в рамках структуры IIFS вправе назначать и прекращать полномочия совета или его членов;
(ii) срок полномочий; и
(iii) предусмотрена ли необходимость уведомления об определенных причинах и/или направление уведомления до расторжения трудового договора любой из сторон.
Вознаграждение и выплаты, в том числе гонорары специалистов, должны быть определены с самого начала.
2. Структура подотчетности
Шариатский совет в административном смысле подотчетен BOD. Такая структура подотчетности, в частности, отражает независимость Шариатского совета от руководства IIFS.
Шариатский совет обязан фиксировать в своем отчете или заключениях, подготовленных для акционеров, свои опасения касательно соблюдения каких-либо шариатских норм, с тем, чтобы эти замечания были включены в годовой отчет IIFS. В соответствующих случаях контролирующие органы могут быть вовлечены в этот процесс с пониманием того, что заключения/резолюции Шариатского совета обязательны для IIFS.
3. Полномочия
Шариатский совет должен быть наделен полномочиями, необходимыми для эффективного выполнения его задач и обязательств.
4. Первостепенные обязанности
(i) Консультирование BOD по шариатским вопросам.
(ii) Анализ и утверждение шариатских политик и руководств. С этой целью IIFS также должен иметь шариатскую процедуру, которая будет определять порядок представления в Шариатский совет ходатайства или запроса о вынесении Шариатским советом заключения/резолюции, порядок проведения собраний Шариатского совета и порядок обеспечения оперативного соблюдения решений Шариатского совета.
(iii) Принятие и утверждение соответствующей документации для новых продуктов и услуг, в том числе, контрактов, договоров или других правовых документов, используемых для выполнения операций IIFS.
(iv) Контроль расчета и распределение заката и других средств, которые должны быть направлены на благотворительность.
(v) По запросу, оказание содействия третьим лицам, привлеченным IIFS, таким как юрисконсульт, аудитор или другие консультанты, и консультирование таких лиц.
(vi) Фиксация в письменной форме любого заключения, которое он выдает по шариатским вопросам.
* В случае если IIFS действует в рамках юрисдикции, в которой предусмотрен центральный/национальный/высший орган, уполномоченных выдавать шариатские заключения/резолюции для IFSI страны («Центральный шариатский орган»)
(vii) Принятие любых шариатских заключений/резолюций, подготовленных Центральным шариатским органом, и решение любых вопросов, связанных с ними.
5. Делегирование полномочий
Шариатский совет должен быть наделен полномочиями, которые будут оставлять за ним право делегировать ISCU или внутренним шариатским сотрудникам IIFS некоторые свои функции, касающиеся принятия и утверждения руководств по продуктам, рекламы, маркетинговых иллюстраций и брошюр, используемых для описания определенных продуктов. Аналогично этому Шариатский совет вправе делегировать ISRU свои полномочия, касающиеся проведения регулярной периодической оценки уровня соблюдения шариатских норм, в частности, в отношении фактического исполнения финансовых контрактов, затрагивающих IIFS.
Делегирование полномочий должно осуществляться в прямой форме и закрепляться в письменном виде.
6. Пересмотр полномочий
При необходимости, круг полномочий может быть пересмотрен или обновлен Шариатским советом, по согласованию с BOD, и в соответствии с минимальными стандартными требованиями, установленными соответствующим Центральным шариатским органом и/или контролирующим органом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Правила процедуры Шариатского совета
(Регулируют порядок проведения собраний, процесс разработки и принятия решений для их эффективного исполнения, в том числе процессы пересмотра таких решений, при необходимости)
1. Представление ходатайства о вынесении решения по шариатским вопросам
Все предложения, переданные в Шариатский совет руководством IIFS, должны четко определять цель документа и должны быть представлены в Шариатский совет уполномоченными должностными лицами с указанием достаточных и достоверных данных, необходимых для рассмотрения предложения. При необходимости, копия предложения должна быть передана другим соответствующим органам управления.
Все документы передаются секретарю Шариатского совета для последующей передачи членам Шариатского совета не позднее, чем за одну неделю до собрания Шариатского совета. Любой документ, переданный после установленного срока, может быть представлен перед Шариатским советом только с одобрения Председателя.
2. Отчеты Шариатского совета
После окончания каких-либо консультаций между IIFS и Шариатским советом Шариатский совет вправе по своему усмотрению подготовить отчет в форме:
(i) отчета об установленных фактах;
(ii) (ex-ante) отчета в отношении разработки и развития продукта;
(iii) (ex-post) отчета о результатах внутреннего шариатского аудита/проверки в отношении продуктов, предлагаемых клиентам; и
(iv) ежегодного отчета о соблюдении шариатских норм.
Отчеты об установленных фактах и отчеты, касающиеся разработки и развития продукта, должны быть представлены CEO/Управляющему директору IIFS.
Отчет о результатах внутреннего шариатского аудита/проверки в отношении продуктов, предлагаемых клиентам, должен быть представлен Комитету по аудиту IIFS.
Ежегодный отчет о соблюдении шариатских норм должен быть представлен BOD для последующей передачи акционерам и, по требованию, должен быть передан контролирующему органу и представителям общественности, в том числе владельцам инвестиционных счетов (IAH).
3. Председатель Шариатского совета
Один из членов Шариатского совета избирается в качестве Председателя. Исполнение обязанностей Председателя должно предпочтительнее происходить по принципу ротации, когда в Шариатском совете происходят повторные назначения.
В случае если Председатель не может присутствовать на собрании, члены должны выбрать из числа членов Заместителя Председателя для председательствования на собрании.
4. Секретариат Шариатского совета
CEO, Управляющий директор или любое другое лицо, уполномоченное BOD, назначает начальника ISCU в рамках структуры IIFS или сотрудника по вопросам Шариата, по согласованию с Шариатским советом. ISCU или сотрудник по вопросам Шариата выполняет функции секретариата Шариатского совета.
В случае отсутствия ISCU или сотрудника по вопросам Шариата в рамках структуры IIFS эту функцию могут выполнять другие должностные лица, такие как секретарь компании, начальник отдела по разработке продуктов или начальник юридического отдела.
5. Периодичность собраний
Шариатский совет должен регулярно проводить собрания для периодических проверок и контроля соответствия операций IIFS шариатским нормам. При этом, по мере необходимости, Шариатский совет может провести собрание, если IIFS необходима его срочная консультация или заключение по шариатским вопросам.
Шариатский совет также должен планировать и проводить собрания с BOD IIFS не реже двух раз в год (каждые шесть месяцев) для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес.
6. Кворум собрания
Шариатский совет должен определить кворум для своих собраний, исходя из обстоятельств, на основании общего количества членов, заседающих в его составе. Например, Шариатский совет в составе пяти членов может определить кворум в количестве трех членов.
В случае если в состав Шариатского совета IIFS входят специалисты, такие как адвокаты, бухгалтеры или экономисты, которые обладают определенным знаниями в области Шариата, но не имеют специального образования по данной дисциплине, кворум должен быть определен таким образом, чтобы они не снижали ценность решений, принятых Шариатским советом по шариатским вопросам. Несмотря на то, что такие специалисты находятся на равных позициях с остальными членами Шариатского совета, они не должны голосовать по шариатским вопросам.
Предпочтительной была бы ситуация, когда такие специалисты, как адвокаты, бухгалтеры и банкиры, могли бы быть приглашенными участниками собраний Шариатского совета для оказания помощи и консультирования по определенным вопросам, но фактически они не были бы частью состава Шариатского совета.
Члены, отсутствующие на собрании по уважительной причине, регистрируются как «Отсутствующий с предупреждением», в то время как отсутствующие по неуважительной причине регистрируются как «Отсутствующий без предупреждения», и протоколы ведутся соответствующим образом.
7. Принятие решений
При отсутствии консенсуса решения принимаются простым большинством голосов членов Шариатского совета, присутствующих на собрании.
8. Присутствие высшего руководства
Члены высшего руководства IIFS вправе присутствовать на собрании Шариатского совета для представления позиции руководства по вопросам, обсуждаемым на собрании, но они не имеют права голоса или вето.
9. Полномочие приглашать на собрание соответствующих должностных лиц
Председатель – а в отсутствие Председателя, Заместитель Председателя – обладает полномочиями приглашать любых работников для присутствия на собрании.
Рекомендуется, чтобы представители ISCU, отдела управления рисками и юридического отдела, имели статус Постоянных приглашенных. При этом такие приглашенные не имеют права голоса или вето.
10. Протокол собраний
Секретарь Шариатского совета отвечает за ведение протоколов собраний Шариатского совета. В протоколе указываются любые расхождения во мнениях и несогласные (особые) мнения членов Шариатского совета.
Все протоколы собраний Шариатского совета передаются в соответствующие подразделения внутреннего контроля IIFS для их информирования и принятия дальнейших действий.
Секретарь Шариатского совета обеспечивает надлежащее архивирование всех протоколов для справок в будущем. По требованию, такие протоколы должны быть переданы внутреннему аудитору, внешнему аудитору и проверяющему контролирующего органа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Основные принципы профессиональной этики и поведения членов Шариатского совета
Ожидается, что действия члена Шариатского совета в ходе выполнения его обязательств перед IIFS будут соответствовать принципам, регулирующим профессию и деятельность организации, к которой он принадлежит. К профессиональной деятельности, в частности, применяются следующие принципы:
1. Независимость
В ходе выполнения своих обязательств член Шариатского совета должен всегда пользоваться полной моральной, интеллектуальной и профессиональной независимостью. Это относится как к представительству интересов клиента, так и к урегулированию конфликтов интересов между членами Шариатского совета, IIFS, контролирующими органами и любыми другими заинтересованными лицами.
2. Личная ответственность
Члены Шариатского совета несут единоличную ответственность за свою профессиональную деятельность. Они отвечают за свою работу и за работку специалистов, работающих на них по найму.
3. Внимательность и сознательность
Занимаясь своей профессиональной деятельностью, член Шариатского совета должен надлежащим образом учитывать правовые и этические требования к своей профессии.
Для этого требуется независимость во всех профессиональных действиях и, в частности, объективность в суждениях.
До вступления в должность член Шариатского совета должен тщательно оценить свои возможности выполнять поставленные перед ним задачи с учетом своих обязательств и компетенции.
Он всегда должен прилагать усилия для того, чтобы:
(i) обеспечивать справедливость и равенство по отношению ко всем акционерам;
(ii) совершать действия, не подрывающие его честность и объективность;
(iii) принимать решения с должной осмотрительностью с учетом не только технических аспектов соблюдения шариатских норм; и
(iv) уважать разнообразие позиций различных правовых школ и различия во мнениях среди последователей таких школ, являющихся членами Шариатского совета.
4. Конфиденциальность
Обязательство по сохранению конфиденциальность действует в отношении всей информации, которая была передана IIFS члену Шариатского совета или которая была представлена ему во время или после выполнения им своих обязательств.
5. Совмещение различных видов деятельности
Член Шариатского совета должен осуществлять только такую деятельность, которая совместима с его профессией и не противоречит его профессиональным обязательствам.
Он всегда должен избегать:
(i) конфликта интересов с IIFS, на который он работает, в том числе использования конфиденциальной информации, переданной ему IIFS, для личной выгоды или в своих интересах;
(ii) связей с неэтичной или незаконной деятельностью согласно принципам Шариата и законодательству страны, в том числе нарушения требований и стандартов финансовой, банковской или корпоративной систем регулирования;
(iii) подпадать под действие отрицательного заключения или какого-либо урегулирования в ходе гражданского или уголовного разбирательства, связанного с инвестициями, финансовым/коммерческим поведением или мошенничеством;
(iv) увольнения с должности работника или директора/Председатель какого-либо учреждения, фирмы или компании по причине мошенничества, введения в заблуждение или злоупотребления доверием;
(v) просрочки платежей или выплат налогов в качестве физического лица или собственника; и
(vi) обвинений и приговора в уголовном преступлении, связанном с финансовыми нарушениями или аморальным поведением.
6. Меры дисциплинарного взыскания
Кодекс поведения, разработанный IIFS, должен иметь возможность принудительного исполнения по отношению к членам Шариатского совета путем применения мер дисциплинарного взыскания, к которым относятся полномочия недопущения и прекращения полномочий.
7. Постквалификационное образование
Член Шариатского совета должен стремиться к постоянному повышению уровня своего личного и профессионального развития, в частности, в контексте знаний и умений в области Шариата, и особенно в области Фикх аль-Муамалат.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Минимальные профессиональные требования к членам Шариатского совета
IIFS должен проводить проверку анкетных данных лица, которое подлежит назначению в качестве члена Шариатского совета, с тем, чтобы определить его соответствие следующим требованиям:
1. Научная подготовка
Он должен иметь степень не ниже бакалавра/иджаза, присвоенную авторитетным университетом по дисциплине Шариата, в частности, в области исламских операций и коммерческого права (Фикх аль-Муамалат), и демонстрировать должное понимание финансов, в целом, и исламских финансов, в частности.
Разумно ожидать, что член Шариатского совета будет обладать:
■ развитыми навыками в области философии исламского права (Узул аль-Фикх), поскольку он должен точно знать соответствующую методику Фикх для получения правовых заключений; и
■ хорошим знанием письменного арабского языка, поскольку он должен быть хорошо знаком с первоисточниками Шариата.
Настоятельно рекомендуется, чтобы член Шариатского совета мог общаться на английском языке, поскольку это может помочь в повышении ясности коммуникаций между ним и акционерами IIFS.
2. Опыт и знания
Уровень знаний, ожидаемый от члена Шариатского совета, может варьироваться в зависимости от уровня ответственности и вида регулирующей деятельности IIFS. Однако, в целом, ожидается, что член Шариатского совета будет иметь понимание:
(i) шариатских норм и принципов, применимых к предполагаемой деятельности IIFS;
(ii) общих правовых и регламентирующих норм, которые могут быть применимы к его будущим функциям; и
(iii) влияния совета на внедрение финансовых продуктов на рынке и в обществе на основе Mакасид аль-Шариат.
Предпочтительно, чтобы в качестве Председателя Шариатского совета назначался только член Шариатского совета, который имеет не менее трех лет опыта в подготовке шариатских заключений/резолюций и не менее четырех лет постквалификационного обучения или исследований в области исламских финансов.
Он должен быть способен продемонстрировать особые навыки в отрасли финансовых услуг в соответствии с направлением деятельности IIFS; будь то банковская деятельность, рынки капитала или Такафул.
3. Послужной список
Он должен иметь репутацию уважаемого человека с этичным поведением, в частности, в контексте честности, объективности и репутации его профессиональной деятельности или финансовых сделок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Некоторые примеры показателей качества работы шариатского Совета
Процесс оценки эффективности должен быть эффективным и должен происходить в контексте подотчетности Шариатского совета. Важно обеспечить прозрачность этого процесса с тем, чтобы исключить злоупотребление им со стороны BOD или высшего руководства IIFS с целью навязывания их воли Шариатскому совету или подрыва его независимости.
Коллективные показатели эффективности
Шариатский совет:
1. демонстрировал эффективную организационную подотчетность?
2. обеспечил эффективные коммуникации с другими органами управления, в том числе с BOD, руководством и аудиторами?
3. должным образом идентифицировал и оценил подверженность организации риску несоблюдения шариатских норм и репутационному риску, и эффективно передавал информацию о рисках соответствующим органам организацииn?
4. продвигал этические нормы и ценности в рамках организации?
5. продвигал постоянное улучшение шариатских процессов контроля организации?
Индивидуальные показатели эффективности
Каждый член Шариатского совета:
1. в меру своих возможностей вносил вклад в обогащение дискуссий по вопросам, возникшим на собрании Шариатского совета?
2. демонстрировал честность и добропорядочность?
3. стремится к непрерывному саморазвитию?
4. принимает ответственность с надлежащей осмотрительностью и усердием?
5. стремится занимать дипломатическую позицию и чувствителен к культурным различиям?
6. стремится к изучению контекстуальных факторов до принятия решения?
7. использует логичное и рациональное обоснование?
8. демонстрирует готовность учить других?
9. стремится быть пытливым (способным задавать интеллигентные и относящиеся к делу вопросы)?