IFSB-1 стандарт полный текст

Совет по исламским финансовым услугам
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЛЯ ИНСТИТУТОВ, ПРЕДЛАГАЮЩИХ ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СТРАХОВЫХ ИНСТИТУТОВ)
Декабрь 2005 год
СОДЕРЖАНИЕ
АББРЕВИАТУРЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Общее требование
2. КРЕДИТНЫЙ РИСК
2.1 Общая информация
2.2 Определение и профили кредитного риска
2.3 Оперативные соображения
3. РИСК ИНВЕСТИЦИЙ В АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ
3.1 Общая информация
3.2 Определение и профили риска инвестиций в акционерный капитал
3.3 Оперативные соображения
4. РЫНОЧНЫЙ РИСК
4.1 Общая информация
4.2 Определение и профили рыночного риска
4.3 Оперативные соображения
5. РИСК ПОТЕРИ ЛИКВИДНОСТИ
5.1 Общая информация
5.2 Определение и профили риска потери ликвидности
5.3 Оперативные соображения
6. РИСК ПОТЕРИ ДОХОДНОСТИ
6.1 Общая информация
6.2 Определение и профили риска потери доходности
6.3 Оперативные соображения
7. ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК
6.1 Общая информация
6.2 Определение и профили операционного риска
6.3 Оперативные соображения
РОЛЬ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

АББРЕВИАТУРЫ
BCBS Базельский комитет по банковскому надзору
BOD Совет директоров
IAH Владельцы инвестиционных счетов
IIFS Институты, предлагающие исламские финансовые услуги (за исключением Страховых институтов)
IMB Иджара Мунтахия Биттамлик
IRR Резерв на покрытие инвестиционного риска
MIS Информационная система управления
MPO Мурабаха на приобретение заказчиком
NFR Требование чистого финансирования
PER Резерв на выравнивание прибыли

Bismillahirrahmanirrahim
Allahumma salli wasallim ‘ala Sayyidina Muhammad wa’ala alihi wasahbihi
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В настоящем документе (далее совместно именуемом Руководящие принципы) изложены пятнадцать принципов управления рисками для институтов, предлагающих исламские финансовые услуги (за исключением страховых институтов). Основной характеристикой деятельности IIFS является требование соблюдать шариатские нормы и принципы, особенно, запрет на получения прибыли, которое не предусматривает принятие на себя каких-либо рисков. При этом фидуциарное обязательство IIFS требует от них применения методов снижения риска несоблюдения шариатских норм (в случае необходимости). Руководящие принципы не затрагивают риски, присущие страховой отрасли.
Некоторые вопросы в равной степени вызывают озабоченность всех финансовых институтов, в том числе IIFS. В то время как Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) опубликовал документы, устанавливающие рациональные практики и принципы, касающиеся кредитного, рыночного, операционного рисков и риска потери ликвидности, настоящие Руководящие принципы должны служить дополнением к руководствам BCBS с тем, чтобы учесть особенности IIFS.
Применение Руководящих принципов должно осуществляться в соответствии с Шариатом и в правовых рамках юрисдикций, в которых действует IIFS, и должно учитывать размер, сложность и природу каждого IIFS. Настоящие Руководящие принципы рассматривают средства контроля с позиции IIFS; при этом каждый контролирующий орган обязан создать соответствующие благоприятные условия для эффективного внедрения таких средств контроля.
Кроме общего требования (Принцип 1 ниже), все другие принципы сгруппированы в шесть категорий рисков и должны использоваться на основе процесса IIFS по управлению рисками.
1. Общее требование
Принцип 1.0: IIFS должен внедрить комплексный процесс управления рисками и формирования отчетности, в том числе соответствующий контроль совета и высшего руководства, для выявления, измерения, мониторинга и контроля соответствующих категорий рисков и информирования о них и, в соответствующих случаях, владеть соответствующим капиталом для покрытия этих рисков. Процесс должен учитывать соответствующие шаги для соблюдения шариатских норм и принципов и обеспечить эффективный механизм подготовки отчетности о соответствующих рисках для контролирующего органа.
2. Кредитный риск
Принцип 2.1: IIFS должен применять стратегию финансирования с применением различных инструментов, соответствующих шариатским нормам, на основании которой он признает потенциальные кредитные риски, которые могут возникнуть на разных этапах различных финансовых соглашений.
Принцип 2.2: IIFS должен проводить комплексную проверку в отношении контрагентов до принятия решения о выборе соответствующего исламского финансового инструмента.
Принцип 2.3: IIFS должен применять соответствующие методологии измерения кредитного риска и информирования о кредитном риске для каждого исламского финансового инструмента.
Принцип 2.4: IIFS должен применять методы снижения кредитного риска, соответствующие шариатским нормам, для каждого исламского финансового инструмента.
3. Риск инвестиций в акционерный капитал
Принцип 3.1: IIFS должен применять соответствующие стратегии, процессы управления рисками и формирования отчетности в отношении характеристик риска инвестиций в акционерный капитал, включая инвестиции Мудараба и Мушарака.
Принцип 3.2: IIFS должен обеспечить последовательность и соответствие требованиям своих методик оценки, а также оценивать потенциальное влияние своих методов на расчет и распределение прибыли. Методы должны быть согласованы между IIFS и Мударибом и/или партнерами Мушарака.
Принцип 3.3: IIFS должен определить и разработать стратегии выхода для своей деятельности в области инвестиций в акционерный капитал, в том числе условия продления и изъятия для инвестиций Мудараба и Мушарака, которые подлежат одобрению Шариатским советом института.
4. Рыночный риск
Принцип 4.1: IIFS должен внедрить соответствующие механизмы для управления рыночным риском (в том числе механизмы информирования) для всех активов, находящихся в его распоряжении, за исключением тех, для которых отсутствует свободный рынок и/или которые подвержены высокой ценовой волатильности.
5. Риск потери ликвидности
Принцип 5.1: IIFS должен внедрить соответствующие механизмы для управления ликвидностью (в том числе механизмы информирования), приняв во внимание по отдельности и на общей основе свой риск потери ликвидности в отношении каждой категории текущих счетов, неограниченных и ограниченных инвестиционных счетов.
Принцип 5.2: IIFS должен принимать на себя риск потери ликвидности с учетом своих возможностей получить поддержку из фондов, соответствующих нормам Шариата, для снижения такого риска.
6. Риск нормы доходности
Принцип 6.1: IIFS должен внедрить комплексный процесс управления рисками и формирования отчетности для оценки потенциального влияния рыночных факторов, затрагивающих нормы доходности активов по сравнению с ожидаемой нормой доходности для владельцев инвестиционных счетов (IAH).
Принцип 6.2: IIFS должен внедрить соответствующие механизмы для управления перемещенным коммерческим риском, в соответствующих случаях.
7. Операционный риск
Принцип 7.1: IIFS должен внедрить соответствующие системы и средства контроля, в том числе Шариатский совет/консультанта, для обеспечения соблюдения шариатских норм и принципов.
Принцип 7.2: IIFS должен внедрить соответствующие механизмы для защиты интересов всех поставщиков средств. В случае если средства IAH объединяются с собственными средствами IIFS, IIFS обязан обеспечить, чтобы утверждение и применение базы для распределения активов, доходов, расходов и прибыли, а также формирование отчетности осуществлялось в соответствии фидуциарными обязанностями IIFS.
1 ВВЕДЕНИЕ
1. Руководящие принципы содержат ряд стандартов передовой практики для разработки и внедрения в IIFS эффективной системы управления рисками. В первую очередь они предназначены для полноценных банковских институтов, предлагающих исламские финансовые услуги. К таким IIFS относятся, помимо прочего, коммерческие банки, инвестиционные банки, финансовые дома и иные институты, мобилизующие денежные средства, определенные соответствующими контролирующими органами, которые предлагают услуги в соответствии с шариатскими нормами и принципами. Они также должны применяться, в соответствующих случаях, к другим институтам, предлагающим исламские финансовые услуги, как часть своей деятельности. Настоящие Руководящие принципы были приняты Шариатским консультативным комитетом при Исламском банке развития и при сотрудничестве шариатских ученых, представляющих центральные банки и валютные агентства, которые являются членами Совета по исламским финансовым услугам (IFSB).
2. Руководящие принципы закрепляют пятнадцать принципов управления рисками, которые обеспечивают практическую реализацию процесса управления рисками, лежащими в основе коммерческих целей, принятых IIFS. В тексте документа приведены некоторые примеры текущей практики; при этом признается тот факт, что такие практики могут измениться по мере изменения рынка и по мере возникновения новых стратегий в силу развития технологий, финансового инжиниринга и улучшения координации между регулирующими органами. Однако Руководящие принципы не детализируют каждую возможную процедуру контроля. IFSB будет держать эти вопросы под контролем.
3. Принципы, содержащиеся в настоящих Руководящих принципах, разработаны для дополнения существующих принципов управления рисками, принятых BCBS и другими международными органами стандартизации. Контролирующие органы должны принять решение, для какого IIFS будут приняты руководства, указанные в Руководящих принципах.
4. В случаях, когда существующие применимые международные принципы соответствуют шариатским нормам, такие принципы сохраняются и/или расширяются. В этом отношении Руководящие принципы рассматривают такие принципы в качестве общих принципов, и они кратко излагаются под оперативными соображениями в каждом разделе. В тех случаях, когда такие принципы не соответствуют шариатским нормам, Руководящие принципы определяют альтернативный подход, соответствующий шариатским нормам.
5. Руководящие принципы содержат конкретные предписания для каждой категории рисков, вытекающие из рассмотрения отраслевых практик. Они определяют набор принципов, применимых к следующим шести категориям рисков:
■ Кредитный риск
■ Риск инвестиций в акционерный капитал
■ Рыночный риск
■ Риск потери ликвидности
■ Риск потери доходности
■ Операционный риск
6. IFSB признает, что конкретные практики управления рисками каждого IIFS будут варьироваться по масштабам и содержанию в зависимости от его деятельности. В ряде стран IIFS уже применяют передовые практики управления рисками. При этом ожидается, что IIFS будут целенаправленно оценивать риски на основании принципов, закрепленных в Руководящих принципах. Все контролирующие органы поощряются к пересмотру своих существующих рекомендаций (при наличии таковых) в контексте принципов, закрепленных Руководящими принципами.
7. При этом для IIFS крайне важно осознать и оценить дублирующий характер и трансформацию рисков, существующих между и среди категорий указанных выше рисков. Кроме того, IIFS может столкнуться с косвенными деловыми рисками, обусловленными тенденциями внешнего рынка. Примерами делового риска могут служить негативные изменения на рынках IIFS, у его партнеров или в его продуктах, а также изменения экономических и политических условий, в которых действует IIFS, и последствия различных шариатских решений. Такие изменения могут повлиять на бизнес-планы, обслуживающие системы и финансовое положение IIFS. В этом отношении, ожидается, что IIFS будут рассматривать управление этими рисками с точки зрения целостного подхода.
8. IIFS также подвержены репутационному риску, возникающему вследствие неудач в управлении, бизнес-стратегии и процессе. Негативные публикации о деловой практике IIFS, в частности, о несоответствии его продуктов и услуг шариатским нормам, могут повлиять на его рыночную позицию, рентабельность и ликвидность. Принимая во внимание различный характер деятельности и масштабы рисков, которым подвержен IIFS, контролирующим органам настоятельно рекомендуется применять основанный на учете рисков подход при анализе и оценке деятельности IIFS по управлению рисками (см. Роль контролирующего органа в отношении управления рисками для IIFS, изложенная в параграфах 138-152 ниже). IFSB должен разработать отдельные Руководящие принципы в отношении ключевых принципов надзорного контроля рисков IIFS, в том числе репутационного риска.
1.1 Общее требование
Принцип 1.0: IIFS должен внедрить комплексный процесс управления рисками и формирования отчетности, в том числе соответствующий контроль совета и высшего руководства, для выявления, измерения, мониторинга, и контроля соответствующих категорий рисков и информирования о них и, в соответствующих случаях, владеть соответствующим капиталом для покрытия этих рисков. Процесс должен учитывать соответствующие шаги для соблюдения шариатских норм и принципов и обеспечить эффективный механизм подготовки отчетности о соответствующих рисках для контролирующего органа.
9. Как и с любым финансовым институтом, деятельность IIFS по управлению рисками требует активного надзора со стороны BOD и высшего руководства. BOD должен утверждать цели, стратегии, политики и процедуры управления рисками, соответствующие финансовому положению, профилю риска и терпимости IIFS к риску. Такие официальные утверждения должны передаваться на все уровни IIFS, вовлеченные в реализацию политик управления рисками.
10. BOD должен обеспечить существование эффективной структуры управления рисками для осуществления деятельности IIFS, в том числе соответствующих систем измерения, мониторинга и контроля рисков и информирования о них.
11. IIFS должен обеспечить наличие соответствующего органа, соответствующего целесообразным принципам корпоративного управления, для контроля соответствия продуктов и деятельности IIFS шариатским нормам и принципам, одобренным в каждой юрисдикции.
12. BOD должен одобрить пределы совокупного финансирования и инвестиционного участия во избежание концентрации рисков и, при необходимости, обеспечить наличие у IIFS достаточного капитала для покрытия таких рисков. BOD должен проводить периодические проверки эффективности управления рисками и вносить соответствующие изменения (по мере необходимости).
13. Высшее руководство должно осуществлять стратегическое руководство, одобренное BOD, на непрерывной основе и определить четкий круг полномочий и обязанностей по управлению, мониторингу рисков и информированию о них. Высшее руководство обязано обеспечить соответствие финансовой и инвестиционной деятельности утвержденным лимитам и получить одобрение BOD.
14. Высшее руководство должно обеспечить отсутствие зависимости отдела по управлению рисками от рискованных операций и его непосредственную подотчетность BOD или высшему руководству, не связанному с отделом рисков. В зависимости от масштабов, размера и сложности коммерческих операций IIFS, отдел по управлению рисками формируется из персонала из независимого отдела по управлению рисками, отдела IIFS общих операций или отдела по обеспечению нормативно-правового соответствия. Небольшой IIFS без отдельного отдела по управлению рисками должен разработать другую систему сдержек и противовесов с использованием минимального персонала. Такой персонал должен определять политики, утверждать процедуры, контролировать соблюдение установленных лимитов и информировать высшее руководство по вопросам, связанным с рисками.
Процесс управления рисками
15. IIFS должен внедрить эффективный процесс для реализации всех элементов управления рисками, в том числе выявления, измерения, снижения, мониторинга и контроля рисков и информирования о них. Этот процесс требует применения соответствующих политик, лимитов, процедур и эффективных информационных систем управления (MIS) для внутреннего информирования о рисках и принятия решений с учетом масштабов, сложности и природы деятельности IIFS.
16. IIFS обязан внедрить соответствующую систему средств контроля с соответствующими сдержками и противовесами. Средства контроля должны (a) соответствовать шариатским нормам и принципам, (b) соответствовать применимым нормативным и внутренним политикам и процедурам; и (c) принимать во внимание целостность процессов управления рисками.
17. IIFS должен обеспечить качество и оперативность информирования регулирующих органов о рисках. В дополнение к официальной стандартизированной системе отчетности IIFS должен быть готов предоставить дополнительную информацию, необходимую для идентификации возникших проблем, которые могут привести к возникновению системного риска. В соответствующих случаях, информация, представленная в отчетности, должна оставаться конфиденциальной и не должна использоваться для обнародования
18. IIFS должен обеспечить соответствующее и своевременное раскрытие информации IAH с тем, чтобы инвесторы смогли оценить потенциальные риски и выгоды своих инвестиций и защитить свои интересы в процессе принятия решений. С этой целью должны использоваться применимые международные стандарты финансовой отчетности и аудита.
2 КРЕДИТНЫЙ РИСК
Принцип 2.1: IIFS должен применять стратегию финансирования с применением различных инструментов, соответствующих шариатским нормам, на основании которой он признает потенциальные кредитные риски, которые могут возникнуть на разных этапах различных финансовых соглашений.
Принцип 2.2: IIFS должен проводить комплексную проверку в отношении контрагентов до принятия решения о выборе соответствующего исламского финансового инструмента.
Принцип 2.3: IIFS должен применять соответствующие методологии измерения кредитного риска и информирования о кредитном риске для каждого исламского финансового инструмента.
Принцип 2.4: IIFS должен применять методы снижения кредитного риска, соответствующие шариатским нормам, для каждого исламского финансового инструмента.

2.1 Общая информация
19. Руководящие принципы затрагивают кредитный риск, связанный с особенностями исламских финансовых контрактов. Процессы оценки и измерения риска, применяемые IIFS, также должны распространяться на активы участия в прибыли (Мудараба и Мушарака), которые классифицируются в контексте инвестиций в акционерный капитал. Необходимо проводить тщательную оценку риска (в том числе комплексную проверку) и внедрять средства контроля таких инвестиций в силу их подверженности риску обесценения капитала. Раздел 3 Руководящих принципов посвящен механизмам контроля для управления рисками инвестиций в акционерный капитал.
20. Принципы кредитного риска, изложенные в настоящем разделе, также применимы к кредитным рискам, связанным с секьюритизацией и инвестиционной деятельностью, поскольку, в IIFS, инвестиционный сертификат или сукук обычно представляет собой прямое пропорциональное бенефициарное право собственности владельца на активы основополагающего проекта.
2.2 Определение и профили кредитного риска
21. Кредитный риск обычно определяется как вероятность невыполнения партнером своих обязательств в соответствии с согласованными условиями. Такое определение применимо к IIFS, который управляет финансовыми рисками дебиторской задолженности и лизинга (например, Мурабаха, Мушарака на уменьшение и Иджара) и операций/проектов финансирования оборотного капитала (например, Салам, Истисна’ или Мудараба ). IIFS должен управлять кредитными рисками, присущими его финансовым и инвестиционным портфелям и связанными с неисполнением обязательств, реклассификацией и концентрацией. Кредитный риск включает риск, связанный с операциями взаиморасчетов и клиринговыми операциями.
22. Ниже приведены предпосылки эффективных процессов управления кредитным риском в IIFS:
■ Роль IIFS может охватывать риски финансистов, поставщиков, Мудариба и партнеров Мушарака. IIFS интересует риск неисполнения партнером своих обязательств в контексте получения отсроченного платежа и осуществления или принятия поставки актива. Неисполнение обязательств может быть связано с задержкой или неосуществлением платежа или доставки объекта Салама или параллельной Истисна’, влекущими за собой потенциальное недополучение прибыли и даже потерю капитала IIFS.
■ В силу уникальных особенностей каждого финансового инструмента, таких как необязательный характер некоторых контрактов, начальный этап кредитного риска варьируется. Таким образом, кредитный риск должен оцениваться отдельно для каждого финансового инструмента для содействия работе внутренних средств контроля и систем управления рисками.
■ IIFS должен анализировать другие виды рисков, которые влекут за собой кредитный риск. Например, в течение срока действия контракта риск, присущий контракту Мурабаха, трансформируется от рыночного риска до кредитного риска. В другом случае инвестированный капитал в контрактах Мудараба или Мушарака трансформируется в задолженность в случае доказанной халатности или проступка Мудариб или управляющего партнера Мушарака.
■ Некоторые юрисдикции запрещают IIFS применение штрафов в случае неисполнения обязательств, кроме случаев намеренных задержек, таким образом повышая вероятность неисполнения обязательств. В большинстве юрисдикций IIFS запрещено использовать какую-либо часть полученных штрафов в собственных интересах; он должен направить эти суммы на благотворительность. Это повышает издержки, связанные с неисполнением обязательством.
2.3 Оперативные соображения
23. IIFS должен внедрить механизмы управления кредитным риском для выявления, измерения, мониторинга и контроля кредитных рисков и информирования о них. Должен быть сформирован достаточный капитал для покрытия кредитных рисков. IIFS также должен соблюдать соответствующие нормы, постановления и пруденциальные условия, применимые к его финансовой деятельности.
24. IIFS должен оценивать кредитный риск на комплексной основе и обеспечить, чтобы управление кредитным риском было частью единого подхода к управлению всеми финансовыми рисками. С учетом особенностей исламских финансовых инструментов источники кредитного риска могут быть аналогичными источникам рыночного или операционного риска. Например, в контракте Салама изменение факторов рыночного риска, таких как цены на сырьевые товары, а также внешние условия (например, плохая погода), становятся ключевыми факторами, определяющими вероятность неисполнения обязательств.
25. IIFS должен:
■ разработать соответствующую кредитную стратегию, в том числе стратегию ценообразования и терпимости к риску, для управления различными кредитными рисками;
■ внедрить структуру управления рисками с эффективным контролем процесса управления кредитным риском; разработать кредитные политики и операционные процедуры, в том числе критерии кредитования и процессы проверки кредита, допустимые формы снижения рисков и утверждения лимитов;
■ проводить соответствующие измерения и тщательный анализ рисков, в том числе рыночных рисков и рисков ликвидности; и
■ внедрить систему для (a) мониторинга условий текущих индивидуальных кредитов для обеспечения соответствия финансирования политикам и процедурам IIFS, (b) разрешения проблемных кредитных ситуаций в соответствии с утвержденным процессом осуществления правовой защиты, и c) обеспечения достаточных ассигнований.
Принцип 2.1: IIFS должен применять стратегию финансирования с использованием различных инструментов, соответствующих шариатским нормам, на основании которой он признает потенциальные кредитные риски, которые могут возникнуть на разных этапах различных финансовых соглашений.
26. BOD IIFS должен определить и утвердить для института общий уровень приемлемого риска, стратегии диверсификации рисков и распределения ресурсов, применимые к каждому исламскому финансовому инструменту, экономической деятельности, географическому региону, сезону, валюте и направлению. IIFS должен учитывать и принимать во внимание разрешенные виды финансовых инструментов, доступные в различных регионах, в которых IIFS выполняет трансграничные операции. IIFS будет учитывать аспекты, связанные со сдвигом или прекращением использования определенных финансовых инструментов, таким образом влияя на общую концентрацию рисков финансового портфеля. Например, IIFS вправе предлагать контракты Салам в течение конкретного сезона, когда продукт с большей долей вероятности будет доставлен и продан в установленный срок.
27. Финансовые стратегии IIFS должны включать перечень всех видов применимых и одобренных операций и схем финансирования. Утвержденный перечень должен включать официальные запреты на участие IIFS в определенных запрещенных отраслях, таких как свинина, алкоголь, азартные игры и т.д. Утвержденный перечень должен обновляться и передаваться соответствующему персоналу в рамках IIFS, и должен быть сформирован и наделен соответствующими полномочиями внутренний отдел по обеспечению нормативно-правового соответствия для контроля применения таких правил.
28. При разработке стратегии IIFS должен быть осведомлен о возникновении кредитного риска, присущего различным финансовым инструментам и различным юрисдикциям. Аспекты обязательств, не имеющих обязательной силы, и правоприменительных мер варьируются между IIFS или от одной юрисдикции к другой, что может привести к возникновению операционных рисков и другим проблемам в управлении рисками, затрагивающими соблюдение шариатских норм.
29. При утверждении уровня приемлемого риска для контрагентов IIFS должен обеспечить (a) соразмерность нормы доходности операции с рисками, которым подвергается IIFS; и (b) эффективное управление кредитным риском (на индивидуальном уровне и на уровне портфеля) и концентрацией риска (например, финансовых инструментов, экономической деятельности, географического охвата).
Принцип 2.2: IIFS должен проводить комплексную проверку в отношении контрагентов до принятия решения о выборе соответствующего исламского финансового инструмента.
30. IIFS должен разработать политики и процедуры, определяющие приемлемых контрагентов (потребитель/клиент, корпоративный или индивидуальный), характеристики одобренных схем финансирования и виды соответствующих финансовых инструментов. IIFS должен получить достаточную информацию, необходимую для проведения комплексной оценки профиля риска контрагента до предоставления финансирования.
31. IIFS должен разработать политику реализации процесса комплексной проверки при оценке контрагентов, в частности, для операций, затрагивающих:
■ Новые структуры с различными схемами финансирования: IIFS должен применять процессы комплексной проверки клиентов или субъектов, использующих различные схемы финансирования для достижения конкретных финансовых целей, разработанных для исполнения норм Шариата, а также разрешения юридических или налоговых аспектов клиентов.
■ Кредитоспособность, на которую могут повлиять внешние факторы: В случае наличия в коллективных инвестициях высоких инвестиционных рисков, особенно, в случае финансирования Мудараба, дополнительные проверки и оценки контрагента будут сфокусированы на цели коммерческой деятельности, оперативном потенциале, исполнении и экономическом содержании предлагаемого проекта, в том числе на оценке реалистических прогнозов предполагаемых денежных потоков. IIFS должен в кратчайшие сроки внедрить структуры снижения рисков IIFS.
32. IIFS, в рамках своей политики, подлежащей утверждению, должен привлекать соответствующих экспертов, в том числе шариатских консультантов или шариатский совет, для анализа и подтверждения соответствия новых финансовых предложений, которые ранее не предлагались, или изменений к существующим контрактам шариатским нормам. IIFS вправе также привлекать соответствующего технического эксперта (например, инженера) для оценки возможности практической реализации предложенного нового проекта и оценки и одобрения промежуточных счетов по мере выполнения контракта.
33. В случае финансирования по нескольким взаимосвязанным контрактам IIFS должен быть осведомлен об императивных обязательствах, связанных с кредитными рисками, относящимися к базисным активам каждого контракта. Для соблюдения шариатских норм (согласно толкованию шариатских ученых) IIFS должен обеспечить независимость договоров всех компонентов финансовой структуры, хотя они могут исполняться параллельно несмотря на взаимосвязанный характер.
Принцип 2.3: IIFS должен применять соответствующие методологии измерения кредитного риска и информирования о кредитном риске для каждого исламского финансового инструмента.
34. IIFS должен разработать и внедрить соответствующие методики измерения рисков и информирования о них для каждого исламского финансового инструмента в отношении управления рисками своих контрагентов, которые могут возникнуть на различных стадиях исполнения контракта (в том числе риском невыполнения обязательств контрагентом в контрактах Салам и Истисна’). В зависимости от исламского финансового инструмента, IIFS вправе применять соответствующую методику, которая принимает во внимание волатильность цен на базисные активы. Выбранная методика должна быть целесообразной с учетом характера, размера и сложности кредитной деятельности IIFS. IIFS должен обеспечить наличие соответствующих систем и ресурсов для применения такой методики.
Принцип 2.4: IIFS должен применять методы снижения кредитного риска, соответствующие шариатским нормам, для каждого исламского финансового инструмента.
35. IIFS должен четко определить свои техники по снижению кредитного риска, в том числе разработать и внедрить:
■ методику для установления надбавки с учетом оценки риска контрагентов, когда в процессе принятия ценовых решений необходимо учитывать ожидаемые риски;
■ разрешенные и исполнимые гарантии и обеспечение ;
■ четкую документацию о возможности отмены заказов на покупку; и
■ четкие процедуры, обеспечивающие соблюдение регулирующего законодательства, применимого к контрактам, связанным с финансовыми операциями.
36. IIFS должен определить пределы степени надежности и возможности приведения в исполнение обеспечения и гарантий. Он должен защитить себя от юридических препятствий, которые могут ограничить доступность обеспечения, когда ему понадобится защитить свои права в отношении задолженности. IIFS должен официально согласовать с контрагентом (на момент подписания контракта) порядок использования и возращения обеспечения в случае неисполнения контрагентом своих обязательств по платежам.

Страницы: Следующая страница

14.10.2018 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Всемирная исламская правовая мысль (исламское право), Совет по исламским финансовым услугам