Устав ОИС, 2008 г.

УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Во имя Аллаха, самого милостивого и милосердного
Мы, государства-члены, Организация Исламского сотрудничества, решительно настроенные:
выразить признательность Конференции королей, глав государств и правительств государств-членов, прошедшей в г. Рабат 9-12 раджаба 1389 года по хиджре (22-25 сентября 1969 года), а также Конференции министров иностранных дел, прошедшей в г.Джидда 14-18 мухаррама 1392 года по хиджре (с 29 февраля по 4 марта 1972 года);
руководствоваться благородными исламскими ценностями единства и братства, а также вновь заявить о необходимости продвижения и укрепления единства и солидарности государств-членов в защите общих интересов на международном уровне;
сохранить приверженность принципам Устава Организации Объединенных Наций, настоящего Устава и международного права;
сохранять и приумножать благородные исламские ценности мира, сострадания, терпимости, равенства, справедливости и человеческого достоинства;
работать в направлении возрождения ведущей роли ислама в мире, обеспечив устойчивое развитие, прогресс и процветание народов государств-членов;
расширять и укреплять связи единства и солидарности между мусульманскими народами и государствами-членами;
уважать, сохранять и защищать национальный суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств-членов;
способствовать международному миру и безопасности, взаимопониманию и диалогу между цивилизациями, культурами и религиями, а также поощрять и стимулировать дружественные и добрососедские отношения, взаимное уважение и сотрудничество;
поощрять права человека и основные свободы, добросовестное управление, верховенство закона, демократию и подотчетность в государствах-членах в рамках их конституционных и правовых систем;
укреплять доверие и поощрять дружественные отношения, взаимное уважение и сотрудничество между государствами-членами и другими государствами;
поддерживать благородные исламские ценности умеренности, терпимости, уважения разнообразия, сохранения исламских символов и общего наследия, а также защищать универсальность исламской религии;
содействовать распространению знаний, соответствующих благородным идеалам ислама, для развития интеллектуального потенциала;
расширять сотрудничество между государствами-членами в целях достижения устойчивого социально-экономического развития для эффективной интеграции в мировую экономику в соответствии с принципами партнерства и равенства;
сохранять и развивать все аспекты, связанные с окружающей средой, для настоящих и будущих поколений;
уважать право на самоопределение и невмешательство во внутренние дела, а также уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность каждого государства-члена;
поддерживать борьбу палестинского народа, находящегося под иностранной оккупацией, и оказывать ему помощь в реализации его неотъемлемых прав, в том числе права на самоопределение и создание собственного суверенного государства со столицей в Аль-Кудс аш-Шарифе, а также сохранить его исторический и исламский характер и его Святые места;
защищать и расширять права женщин во всех сферах жизни в соответствии с законодательством государств-членов;
создать благоприятные условия для надлежащего воспитания мусульманских детей и молодежи, а также прививать им исламские ценности через образование для укрепления их культурных, социальных, моральных и этических идеалов;
оказывать помощь мусульманским меньшинствам и общинам за пределами государств-членов в сохранении их достоинства, культурной и религиозной идентичности;
обеспечивать достижение целей и принципов настоящего Устава, Устава Организации Объединенных Наций и международного права, а также международного гуманитарного права, и в то же время строго придерживаться принципа невмешательства в дела, на которые по существу распространяется национальная юрисдикция какого-либо государства;
стремиться к достижению добросовестного управления на международном уровне и демократизации международных отношений, основанных на принципах равенства и взаимного уважения между государствами и невмешательства в дела, на которые распространяется их национальная юрисдикция;
Приняли решение о сотрудничестве для достижения этих целей и договорились об утверждении настоящего измененного Устава.
ГЛАВА I
Цели и принципы
Статья 1
Цели Организации Исламского сотрудничества следующие:
1. Расширять и укреплять братские связи и сотрудничество между государствами-членами;
2. Сохранять и защищать общие интересы и поддерживать законную борьбу государств-членов, а также координировать и объединять усилия государств-членов перед лицом проблем, с которыми столкнулся исламский мир, в частности, и международное сообщество, в целом;
3. Уважать право на самоопределение и невмешательство во внутренние дела, а также уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность каждого государства-члена;
4. Поддерживать восстановление полного суверенитета и территориальной целостности государства-члена, находящегося в условиях оккупации в результате агрессии, на основании международного права и сотрудничества с соответствующими международными и региональными организациями;
5. Обеспечивать активное участие государств-членов в глобальных процессах принятия политических, экономических и социальных решений для обеспечения общих интересов;
6. Укреплять межгосударственные отношения, основанные на справедливости, взаимном уважении и добрососедских отношениях, в целях обеспечения глобального мира, безопасности и гармонии;
7. Вновь заявить о своей поддержке прав народов, закрепленных в Уставе ООН и международным правом;
8. Поддержать и расширить возможности палестинского народа для осуществления права на самоопределение и создания суверенного государства со столицей в Аль-Кудс аш-Шарифе, а также сохранить его исторический и исламский характер и его Святые места;
9. Укрепить межисламское экономическое и торговое сотрудничество для достижения экономической интеграции, которая, в конечном счете, приведет к созданию Исламского общего рынка;
10. Активно работать над достижением устойчивого и всеобъемлющего развития человеческого потенциала и экономического благосостояния в государствах-членах;
11. Распространять и охранять исламские учения и ценности, основанные на умеренности и терпимости, защите исламской культуры и наследия;
12. Защищать и охранять подлинный облик ислама, бороться с диффамацией ислама и поощрять диалог между цивилизациями и религиями;
13. Развивать науку и технологии и поощрять исследования и сотрудничество между государствами-членами в этих сферах;
14. Поощрять и защищать права человека и основные свободы, в том числе права женщин, детей, молодежи, престарелых и лиц с особыми потребностями, а также сохранять исламские семейные ценности;
15. Укреплять, защищать и поощрять роль семьи, в качестве естественной и основной ячейки общества;
16. Гарантировать права, достоинство, религиозную и культурную самобытность мусульманских общин и меньшинств в государствах, не являющихся членами ОИС;
17. Продвигать и защищать общие позиции по вопросам, представляющим общий интерес, на международных форумах;
18. Сотрудничать в области борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией, отмыванием денег и торговлей людьми;
19. Сотрудничать и координировать действия в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций, таких как природные катастрофы;
20. Развивать между государствами-членами сотрудничество в социальной, культурной и информационной сфере.
Статья 2
Для реализации целей, перечисленных в Статье 1, государства-члены обязуются соблюдать и руководствоваться благородными исламскими учениями и принципами и действовать в соответствии со следующими принципами:
1. Все государства-члены обязуются соблюдать цели и принципы Устава ООН;
2. Государства-члены являются суверенными, независимыми государствами и обладают равными правами и обязанностями;
3. Все государства-члены должны урегулировать свои споры с помощью мирных средств и воздерживаться от применения или угрозы применения силы в своих отношениях;
4. Все государства-члены обязуются уважать национальный суверенитет, независимость и территориальную целостность других государств-членов и воздерживаются от вмешательства во внутренние дела других;
5. Все государства-члены обязуются участвовать в поддержании международного мира и безопасности и воздерживаться от вмешательства во внутренние дела друг друга согласно настоящему Уставу, Уставу ООН, международному праву и международному гуманитарному праву;
6. Как указано в Уставе ООН, никакие положения настоящего Устава не наделяют Организацию и ее органы полномочиями вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого-либо государства;
6. Государства-члены должны содействовать и поощрять на национальном и международном уровне добросовестное управление, демократию, права человека и основные свободы, а также верховенство закона;
7. Государства-члены должны обеспечить защиту и сохранение окружающей среды.
ГЛАВА II
Членство
Статья 3
1. Организация включает 57 государств-членов Организации Исламского сотрудничества и другие государства, которые могут присоединиться к настоящему Уставу в соответствии со Статьей 3 параграф 2.
2. Любое государство-член Организации Объединенных Наций, имеющее мусульманское большинство и соблюдающее Устав, которое подает заявку на членство, может вступить в Организацию при условии, что она будет утверждена только консенсусом Совета министров иностранных дел на основе согласованных критериев, одобренных Советом министров иностранных дел.
3. Никакие положения настоящего Устава не должны подрывать существующие права и привилегии государств-членов, связанные с членством или другими аспектами.
Статья 4
1. Решение о предоставлении государству-члену ООН статуса наблюдателя принимается Советом министров иностранных дел только консенсусом на основе критериев, согласованных Советом министров иностранных дел.
2. Решение о предоставлении международной организации статуса наблюдателя принимается Советом министров иностранных дел консенсусом на основе критериев, согласованных Советом министров иностранных дел.
ГЛАВА III
Органы
Статья 5
Органы Организации Исламского сотрудничества включают:
1. Исламский Саммит
2. Совет министров иностранных дел
3. Постоянные комитеты
4. Исполнительные комитеты
5. Международный исламский суд
6. Независимая постоянная комиссия по правам человека
7. Комитет постоянных представителей
8. Генеральный секретариат
9. Вспомогательные органы
10. Специализированные институты
11. Аффилированные институты
ГЛАВА IV
Исламский Саммит
Статья 6
Исламский Саммит состоит из королей, глав государств и правительств государств-членов и является высшим органом Организации.
Статья 7
Исламский Саммит проводит обсуждения, принимает решения и осуществляет руководство по всем вопросам, касающимся реализации целей, предусмотренных в Уставе, а также занимается другими вопросами, представляющими общий интерес для государств-членов и Уммы.
Статья 8
1. Исламский Саммит должен проходить каждые три года в одном из государств-членов.
2. Подготовкой повестки дня и решением всех административных вопросов, связанных с проведением Саммита, занимается Совет министров иностранных дел при содействии Генерального Секретариата.
Статья 9
Внеочередные сессии будут проводиться, когда этого требуют интересы Уммы, для рассмотрения вопросов, имеющих жизненно важное значение для Уммы и соответствующей координации политики Организации. Внеочередная сессия может проводиться по рекомендации Совета министров иностранных дел или по инициативе одного из государств-членов или Генерального Секретаря, при условии, что такая инициатива получает поддержку простого большинства государств-членов.
ГЛАВА V
Совет министров иностранных дел
Статья 10
1. Совет министров иностранных дел созывается один раз в год на территории одного из государств-членов.
2. Внеочередная сессия Совета министров иностранных дел может созываться по инициативе одного из государств-членов или Генерального Секретаря, если такая инициатива одобрена простым большинством государств-членов.
3. Совет министров иностранных дел может рекомендовать проведение других отраслевых собраний министров для решения конкретных вопросов, затрагивающих интересы Уммы. Такие собрания представляют свои доклады Исламскому Саммиту и Совету министров иностранных дел.
4. Совет министров иностранных дел должен рассматривать средства для осуществления общей политики Организации посредством:
a. Принятия решений и резолюций по вопросам, представляющим общий интерес для достижения целей и осуществления общей политики Организации;
b. Контроля прогресса в осуществлении решений и резолюций, принятых на предыдущих Саммитах и Советах министров иностранных дел;
c. Рассмотрения и одобрения программы, бюджета и других финансовых и административных отчетов Генерального Секретариата и Вспомогательных органов;
d. Рассмотрения вопросов, затрагивающих одно или несколько государств-членов, по запросу, направленному затронутым государством-членом, в целях принятия соответствующих мер;
e. Рекомендации создания нового органа или комитета;
f. Избрания Генерального Секретаря и назначения заместителя Генерального Секретаря в соответствии со Статьей 16 и 18 Устава соответственно;
g. Рассмотрения других вопросов, которые он сочтет необходимыми.
ГЛАВА VI
Постоянные комитеты
Статья 11
1. Для решения проблем, имеющих крайне важное значение для Организации и ее государств-членов, Организация создала следующие Постоянные комитеты:
i. Комитет по Аль-Кудсу
ii. Постоянный комитет по вопросам информации и культуры (КОМИАК)
iii. Постоянный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству (КОМСЕК)
iv. Постоянный комитет по научно-техническому сотрудничеству (КОМСТЕК).
2. Постоянные комитеты возглавляют короли, главы государств и правительств, и они формируются по решению Саммита или по рекомендации Совета министров иностранных дел, также как определяются члены таких Комитетов.
ГЛАВА VII
Исполнительный комитет
Статья 12
Исполнительный комитет состоит из председателей действующего, предыдущего и последующего Исламского Саммита и Совета министров иностранных дел, страны пребывания штаб-квартиры Генерального Секретариата и Генерального Секретаря, входящего в него по должности. Собрания Исполнительного комитета проводятся в соответствии с его правилами процедуры.
ГЛАВА VIII
Комитет постоянных представителей
Статья 13
Полномочия и порядок работы Комитета постоянных представителей определяет Совет министров иностранных дел.
ГЛАВА IX
Международный исламский суд
Статья 14
Международный исламский суд, созданный в Кувейте в 1987 году, станет после вступления в силу его Устава главным судебным органом Организации.
ГЛАВА X
Независимая постоянная комиссия по правам человека
Статья 15
Независимая постоянная комиссия по правам человека защищает гражданские, политические, социальные и экономические права, закрепленные в соглашениях и декларациях организации и общепризнанных документах в области прав человека, в соответствии с исламскими ценностями.
ГЛАВА XI
Генеральный Секретариат
Статья 16
Генеральный Секретариат состоит из Генерального Секретаря, который является главным административным должностным лицом Организации, и персонала, который необходим Организации. Генеральный Секретарь избирается Советом министров иностранных дел на период пяти лет с правом однократного переизбрания. Генеральный Секретарь избирается из числа граждан государств-членов в соответствии с принципами справедливого географического распределения, ротации и равных возможностей для всех государств-членов с учетом критериев компетентности, добросовестности и опыта.
Статья 17
Генеральный Секретарь выполняет следующие обязанности:
a. привлечение внимания компетентных органов Организации к вопросам, которые, по его мнению, могут способствовать или препятствовать осуществлению целей Организации;
b. контроль осуществления решений, резолюций и рекомендаций Исламского Саммита, Совета министров иностранных дел и других министерских собраний;
c. предоставление государствам-членам рабочих документов и меморандумов в ходе осуществления решений, резолюций и рекомендаций Исламского Саммита и Совета министров иностранных дел;
d. координация и гармонизация работы соответствующих органов Организации;
e. подготовка программы и бюджета Генерального Секретариата;
f. улучшение коммуникаций между государствами-членами и содействие консультациям и обмену мнениями, а также распространение информации, которая может быть важна для государств-членов;
g. выполнение других функций, переданных ему Исламским Саммитом или Советом министров иностранных дел;
h. представление ежегодных докладов о работе Организации в Совет министров иностранных дел.
Статья 18
1. Генеральный Секретарь представляет в Совет министров иностранных дел кандидатуры на должность помощника Генерального Секретаря для назначения на срок 5 лет в соответствии с принципом справедливого географического распределения и с учетом критериев компетентности, добросовестности и приверженности целям Устава. Один помощник Генерального Секретаря занимается вопросом Аль-Кудса аш-Шарифа и Палестины при том понимании, что Государство Палестина должно представить своего кандидата.
2. Генеральный Секретарь может в целях осуществления резолюций и решений Исламского Саммита и Совета министров иностранных дел назначить специальных представителей. Такие назначения и полномочия Специальных представителей утверждаются по согласованию с Советом министров иностранных дел.
3. Генеральный Секретарь назначает персонал Генерального Секретариата из числа граждан государств-членов в соответствии с принципом справедливого географического распределения и с учетом критериев компетентности, добросовестности, пола и соответствия критериям. Генеральный Секретарь может назначить экспертов и консультантов на временной основе.
Статья 19
При исполнении своих обязанностей Генеральный Секретарь, помощники Генерального Секретаря и персонал Генерального Секретариата не могут запрашивать или получать инструкции от какого бы то ни было правительства или органа помимо Организации. Они должны воздерживаться от осуществления каких-либо действий, которые могут нанести ущерб их позиции международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. Государства-члены должны уважать такой исключительно международный характер и не должны пытаться воздействовать на них в какой бы то ни было форме в ходе осуществления ими своих задач.
Статья 20
Генеральный Секретариат осуществляет подготовку собраний Исламского Саммита и Совета министров иностранных дел совместно с принимающей страной в части решения административных и организационных вопросов.
Статья 21
Штаб-квартира Генерального Секретариата находится в городе Джидда до освобождения города Аль-Кудс, который станет постоянной штаб-квартирой Организации.
ГЛАВА XII
Статья 22
Организация может создавать Вспомогательные органы, Специализированные институты и предоставить статус ассоциированного института после одобрения Совета министров иностранных дел в соответствии с Уставом.
Вспомогательные органы
Статья 23
Вспомогательные органы создаются в рамках Организации по решению Исламского Саммита или Совета министров иностранных дел, а их бюджеты одобряются Советом министров иностранных дел.
ГЛАВА XIII
Специализированные институты
Статья 24
Специализированные институты Организации создаются в рамках Организации по решению Исламского Саммита или Совета министров иностранных дел. Членство в специализированных институтах является необязательным и открыто для членов Организации. Они имеют независимые бюджеты, которые утверждаются соответствующими законодательными органами, указанными в их Уставе.
Аффилированные институты
Статья 25
Аффилированные институты – это органы и организации, цели и задачи которых совпадают с целями настоящего Устава, и признаются Советом министров иностранных дел в качестве аффилированных институтов. Членство в институтах является необязательным и открыто для органов и институтов государств-членов. Их бюджеты отделены от бюджета Генерального Секретариата и бюджетов вспомогательных органов и специализированных институтов. Аффилированные институты могут получить статус наблюдателя на основании резолюции Совета министров иностранных дел. Они могут получать добровольную помощь от вспомогательных органов или специализированных институтов, а также от государств-членов.
ГЛАВА XIV
Сотрудничество с исламскими и другими организациями
Статья 26
Организация будет развивать сотрудничество с исламскими и другими организациями для достижения целей, закрепленных в настоящем Уставе.
ГЛАВА XV
Мирное разрешение споров
Статья 27
Государства-члены, выступающие сторонами спора, продолжение которого может нанести ущерб интересам исламской Уммы или поставит под угрозу сохранение международного мира и безопасности, должны стремиться к разрешению спора, в том числе путем миссии добрых услуг, переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебных разбирательств или других мирных средств, выбранных сторонами спорами. В данном контексте миссия добрых услуг может включать консультации с Исполнительным комитетом и Генеральным секретарем.
Статья 28
Организация может сотрудничать с другими международными и региональными организациями с целью сохранения международного мира и безопасности, а также урегулирования споров мирными средствами.
ГЛАВА XVI
Бюджет и финансы
Статья 29
1. Бюджет Генерального Секретариата и Вспомогательных органов покрывается государствами-членами пропорционально их национальным доходам.
2. Организация может с одобрения Исламского Саммита или Совета министров иностранных дел, создавать специальные фонды и пожертвования (вакфы), которые формируются на добровольной основе государствами-членами, физическими лицами и Организацией. Эти фонды и пожертвования подчиняются финансовой системе Организации и подлежат ежегодной проверке, проводимой Органом финансового контроля.
Статья 30
Генеральный Секретариат и вспомогательные органы ведут свои финансовые дела в соответствии с Финансовыми процедурами, одобренными Советом министров иностранных дел.
Статья 31
1. Совет министров иностранных дел создаст Постоянный финансовый комитет из аккредитованных представителей участвующих государств-членов, которые будут собираться в Штаб-квартире Организации для окончательной доработки программы и бюджета Генерального Секретариата и его вспомогательных органов в соответствии с правилами, одобренными Советом министров иностранных дел.
2. Постоянный финансовый комитет представляет Совету министров иностранных дел ежегодный отчет, который рассматривает и одобряет программу и бюджет.
3. Орган финансового контроля, состоящий из финансовых специалистов/аудиторов из государств-членов, проводит аудит Генерального Секретариата и его вспомогательных органов в соответствии с внутренними правилами.
ГЛАВА XVII
Правила процедуры и голосование
Статья 32
1. Совет министров иностранных дел устанавливает свои правила процедуры.
2. Совет министров иностранных дел рекомендует правила процедуры Исламского Саммита.
3. Постоянные комитеты устанавливают свои правила процедуры.
Статья 33
1. Две трети государств-членов составляют кворум собрания Организации Исламского сотрудничества.
2. Решения принимаются консенсусом. При невозможности достижения консенсуса решения принимаются большинством в две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов, если иное не установлено настоящим Уставом.
ГЛАВА XVIII
Заключительные положения
Привилегии и иммунитеты
Статья 34
1. Организация пользуется в государствах-членах привилегиями и иммунитетами, необходимыми для осуществления ее функций и достижения ее целей.
2. Представители государств-членов и должностные лица Организации пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Соглашением о привилегиях и иммунитетах 1976 года.
3. Персонал Генерального Секретариата, вспомогательных органов и специализированных институтов пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для осуществления их обязанностей и согласованными между Организацией и принимающими странами.
4. Государство-член, которое имеет задолженность по финансовым взносам в Организацию, не имеет права голоса в Совете министров иностранных дел, если сумма задолженности превышает сумму причитающихся взносов за предшествующие два полных года. Совет может, однако, разрешить такому государству-члену голосовать, если он сочтет, что такая неуплата вызвана не зависящими от этого государства-члена обстоятельствами.
Выход из Организации
Статья 35
1. Государство-член может выйти из Организации, направив Генеральному Секретарю уведомление о своем намерении за один год до выхода. Такое уведомление должно быть направлено всем государствам-членам.
2. Государство, подающее уведомление о выходе из Организации, связано своими обязательствами до конца финансового года, в течение которого подано уведомление о выходе. Оно также обязано урегулировать любые другие финансовые вопросы с Организацией.
Порядок внесения изменений
Статья 36
Изменения к настоящему Уставу вносятся следующим образом:
a. Любое государство-член может предложить изменения к настоящему Уставу в Совете министров иностранных дел;
b. Изменения вступают в силу после их одобрения большинством в две трети голосов в Совете министров иностранных дел и ратификации двумя третями государств-членов.
Толкование
Статья 37
1. Любой спор, который может возникать в связи с толкованием, применением и исполнением статей настоящего Устава, подлежит добросовестному урегулированию путем консультаций, переговоров, примирения или арбитража;
2. Положения настоящего Устава осуществляются государствами-членами в соответствии с их конституционными требованиями.
Статья 38
Языками Организации являются арабский, английский и французский языки.
Переходный механизм
РАТИФИКАЦИЯ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
Статья 39
1. Настоящий Устав принимается Советом министров иностранных дел большинством в две трети голосов и открыт для подписания и ратификации государствами-членами в соответствии с конституционными процедурами каждого государства-члена.
2. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному Секретарю Организации.
3. Настоящий Устав заменяет Устав Организации Исламской Конференции, который был зарегистрирован в соответствии с положениями Статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций 1 февраля 1974 года.

Составлено в городе Дакар (Республика Сенегал), седьмой день Раби Аль-Авала, Одна тысяча четыреста двадцать девятый год по хиджре, соответствующий четырнадцатому дню марта две тысячи восьмого года.