Хартия исламского единства

ХАРТИЯ ИСЛАМСКОГО ЕДИНСТВА
Принята на Международной конференции исламского единства в 2008 года.
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Приветствие и благословение господину и предводителю человечества праведному пророку Мухаммаду, его пречистому семейству, его славным сподвижникам и благо их последователям до Судного дня!
Основываясь на вере в то, что Ислам является зароком у мусульман, а защита его и его святынь является обязанностью всех, учитывая, что Ислама определяет приверженность всем делам, которые приводят к исламскому единству и устанавливают братские отношения между нациями, распространяют разумную логику и язык диалога, претворяют в жизнь сотрудничество, сплоченность, взаимопонимание и великие интересы Ислама, принимая во внимание широкомасштабную подлую агрессию врагов Ислама – мирового империализма и сионизма – против культуры, ценностей, интересов и независимости исламской уммы и необходимость мобилизации всех материальных и духовных ресурсов для противостояния этой агрессии, мы, ученые и мыслители, подписавшие данную Хартию, осознавая ценность шагов, предпринятых в прошлом мусульманскими улемами в Благословенной Мекке, Тегеране, Аммане, Каире и др., заявляем о своей вере и глубокой приверженности нижеприведенным принципам и основам и призываем всех остальных следовать им:
I. Ислам – завершающая религия, единственный путь совершенствования человечества и залог у мусульман, поэтому мусульмане должны следовать канонам Ислама во всех сферах своей жизни, защищать его святыни, а великие интересы Ислама предпочитать всем другим интересам.
II. Священный Коран и благородная пророческая традиция являются двумя основными источниками законодательства в Исламе и других его учениях, и все исламские мазхабы едины в признании истинности и верности этих двух источников, а все другие источники воспринимаются ими как выведенные и основанные на этих двух.
III. Вера в нижеперечисленные основы и столпы Ислама является признаком мусульманства:
1) вера в единство Всевышнего Аллаха (монотеизм);
2) вера в пророчество Посланника Великого Аллаха (мир ему и его семейству!), а также в то, что традиция его светлости является одним из двух основных источников религии;
3) вера в Благословенный Коран, его учение и предписания в качестве главного источника исламской религии;
4) вера в воскрешение и в Судный день;
5) принятие бесспорных, обусловленных религией постановлений и вера в столпы Ислама, такие, как намаз, закят, пост, хадж, джихад и др.
IV. Истинный Ислам признает принцип иджтихада в рамках исламских источников и принимает разногласия во взглядах, поэтому мусульманам необходимо проявлять терпимость к естественному разнообразию иджтихада и уважать мнение других.
V. Единство исламской уммы и защита общих интересов мусульман считаются важным принципом, а исламское братство – основой любого вида сотрудничества, сосуществования и солидарности мусульман.
Настоящая Хартия рассматривает следующие перспективы исламского единства:
I. Улемам и исламским мыслителям необходимо постоянно помнить:
1) о необходимости усилий на пути приближения сегодняшнего исламского общества к условиям и состоянию на период зарождения Ислама, распространения религиозного братства, сотрудничества и сплоченности, богобоязненности, противостояния проблемам, наставления на путь Истины, терпения и отдаления от раскола, противоборства и всего, что ослабляет мусульман;
2) об образцовости поведения имамов исламских мазхабов и распространении подобного вида поведения среди их сегодняшних последователей;
3) о распространении культуры солидарности и сплоченности среди мусульман до тех пор, пока все они не признают возможность идейных разногласий и не будут считать их результатом законного иджтихада.
II. Улемы и мыслители должны укреплять исламское пробуждение, углублять его и призывать к нему, делать акцент на сближении представителей различных мазхабов и осуществлении религиозного согласия и исламского братства на основе общих стабильных исламских принципов.
III. Сближение исламских мазхабов охватывает все сферы жизни последователей мазхабов и включает в себя идеологию, фикх, этику, культуру и историю.
Общие программы
Для достижения сближения исламских мазхабов необходимо осуществление следующих программ:
1. Полное сотрудничество в понимании вопросов, по которым у мусульман существуют единые взгляды.
2. Мобилизация всех материальных и духовных средств на пути возвеличивания слова Аллах и внедрения Ислама в качестве самого стабильного пути к счастью.
3. Принятие скоординированной и единой позиции в противостоянии врагам Ислама, в частности, в вопросах, имеющих важное значение для всей исламской уммы (проблемы Афганистана, Ирака и др.)
4. Сдерживание мусульман от предания друг друга анафеме, от обвинения друг друга в неверии и в нововведениях. Мы, мусульмане, признающие законность иджтихада в рамках исламских источников, должны признавать и все последствия следования этому принципу, даже если мнения других ученых на основе иджтихада и противоречат нашему представлению. Необходимо перевести свое отношение к разночтениям из плоскости веры и неверия в плоскость правильности и неправильности. Также запрещено обвинение других в неверии из-за их слов или выбора, которые, по нашему мнению, выливаются в отрицание основ веры, при том, что они сами не признают этого.
5. Уважительное отношение к противоречиям как результату принятия множественности иджтихада в Исламе.
6. Уважение к святыням других. Ислам призывает к религиозной терпимости в своих отношениях с другими религиями и требует от мусульман не проявлять неуважения к ложным идеологическим и религиозным святыням других, но в первую очередь он делает акцент на отношениях между мусульманами на основе воздержания от неуважения к святыням последователей исламских мазхабов и на основе уважения к пречистому семейству Посланника Аллаха (благословение Аллаха ему и его роду!) и его праведным сподвижникам.
7. Ненавязывание определенного мазхаба людям посредством организаций и правительств с использованием нужд и слабостей этих людей. Необходимо с признанием достоверных исламских мазхабов на основе вышеупомянутых принципов предоставить их последователям все гражданские права.
8. Свобода действий в личных предписаниях. В вопросах, относящихся к личным делам, последователи исламских мазхабов следуют постановлениям своего мазхаба, но в делах, относящихся к общественному порядку, они будут следовать законам, установленным в стране их проживания.
9. Так как Священный Коран призывает мусульман к следованию принципу логического диалога с другими вдали от запугивания и шумихи и с целью достижения истины, в первую очередь мусульмане обязаны решать свои разногласия путем мирного диалога и соблюдения правил логики и этики. Они должны на практике внедрять в жизнь ценности сближения.
10. Двери для ведения диспутов и диалогов между мусульманами по вызывающим разногласия вопросам истории, идеологии и фикха открыты, и необходимо, чтобы этим занимались специалисты, опирающиеся на дух братства, нейтралитет и на стремление к правде. Поэтому необходимо основывать специальные центры по диалогу в вопросах идеологии, фикха и истории.
11. Обучение в научных центрах и семинариях исламскому праву и фикху, этике разногласий и целеустремленного диспута по фикху, теологии и тематическому и сравнительному толкованию в атмосфере взаимоуважения и уважения к мнению других.
12. Возрождение воспитательных школ, приверженных Писанию и традиции, в качестве средства по снижению радикальных материалистических тенденций и пути предотвращения обмана со стороны новоявленных течений, не разбирающихся в исламских принципах.
13. Распространение улемами различных мазхабов методов центризма с использованием научных встреч, научно-специализированных семинаров и конференций, а также организаций по сближению с целью исправления взглядов на теологические, правовые и воспитательные течения в качестве различных средств воплощения Ислама, а также разъяснения того, что разногласия между мазхабами представляют собой разнообразие расхождений и совершенствования, а не противоречия. Также необходимо исследование особенностей и специфики каждого из мазхабов и знакомства с их литературой.
14. Противостояние реакционным и радикальным идеологическим школам и течениям, противоречащим Писанию и традиции. Необходимо учитывать оговоренные в предыдущих пунктах условия, которыми должны обладать течения и группы, чтобы считаться исламскими.
15. Акцент на неответственности теологических, правовых и воспитательных течений Ислама за такие ошибочные действия их последователей, как убийство невиновных, унижение человеческого достоинства и надругательство над людьми, уничтожение капиталов и т.д. Необходимо принимать решения по предотвращению действий, увеличивающих пропасть между мусульманами и обвиняющими их в неверии и заблуждении, прикладывать усилия по устранению подстрекательства и раскольнических действий, которые вызывают гнев мусульман и расхождения между ними.
16. Вынесение фетв только теми, кто имеет специализацию в знании Книги Аллаха и традиции великого Пророка (благословение Аллаха ему и его семейству) и связанных с ними науках, таких, как фикх и методология права, и обладает силой выведения шариатских предписаний из этих источников, а также осведомлен в проблемах, положении и состоянии народа и требованиях времени.