Отзыв

ОТЗЫВ
на выпускную квалификационную работу Пашкова Романа Викторовича
на тему: «Эволюция исламской формы правления на современном
этапе (70-90-е годы)»
Актуальность дипломной работы обусловлена все возрастающим значением так называемого «исламского фактора» во внутригосударственных и международных отношениях России. Наблюдающееся в настоящее время исламское возрождение, представляет собой сложный, многоуровневый процесс активизации различных структур исламской цивилизации и, в первую очередь, политико-государственных институтов. А одним из важнейших идеалов государственной политики, опирающейся на мусульманские ценности, является исламская форма правления. Автор не просто рассматривает идеальное устройство исламского государства, представления о котором сложилось в эпоху становления мусульманской религии, а пытается выявить общие черты и закономерности исторического развития исламской формы правления на современном этапе, ограничив исторический отрезок 70-90-ми годами 20 столетия. Представляется, что хронологические рамки были выбраны верно, так как на этот период приходится пик государственных изменений в мусульманских странах с исламской формой правления.
Исследования по государственному устройству современных исламских стран, хотя и привлекают внимание правоведов, политологов и представителей других общественных наук, все же, надо признать, являются скорее редкостью, чем распространенным явлением. Тем более, когда речь идет о квалификационных работах студентов. Исследование Пашкова Р.В. составляет приятное исключение.
Исламская форма правления — прежде всего религиозный феномен. Ее истоки восходят к жизни мусульманской общины (уммы), возглавляемой пророком Мухаммедом. В то же время, идеи, принципы и нормы, по которым должен жить каждый мусульманин (шариат) невозможно четко разграничить на экономические, политические, правовые, религиозные и другие. По этой причине вполне обоснованной является попытка автора рассмотреть исламскую форму сквозь призму права. Мусульманское право — фикх — это та часть шариата, которая, среди прочего, регулирует и властеотношения.
Структура работы не вызывает замечаний. Авторский анализ осуществляется в соответствии с единым замыслом: от общего к частному, от истории к современности. Думается, не выбивается из общей канвы и последний параграф «Международные исламские отношения», поскольку характеризует очень важный аспект деятельности исламских государств — международную политику и тем самым раскрывает сущностные черты исламской формы правления. В целом работа над исследованием велась Пашковым Р.В. более года. Важным ее результатом, на мой взгляд, является систематизация идейных течений в странах исламского мира и их классификация на традиционализм, модернизм, фундаментализм, джихадизм, общинный ислам. При этом, автор отмечает, что идейной опорой исламской формы правления является фундаментализм и джихадизм. Рассмотрение особенностей данных направлений мусульманской мысли придает квалификационной работе должную глубину и предоставляет возможность спрогнозировать ход эволюции современной исламской формы правления.
Автор проделал серьезную работу, проявив способности к поиску и анализу информации, выработке собственного видения проблемы, изложению имеющихся точек зрения по теме исследования. В работе имеются таблицы и схемы, которые как нельзя лучше способствуют целостному восприятию сложных вопросов государственного устройства. В основу работы были положены нормативные правовые акты, принятые государствами с исламской формой правления и межгосударственными правительственными и неправительственными организациями, преследующими в качестве цели установление исламской формы правления. Автор также в достаточном объеме использовал научную и справочную литературу по интересующей проблематике. Значительная часть материала, положенного в основу квалификационной работы, была почерпнута автором из Интернета.
В работе широко используется сравнительный метод, который позволяет выявить в государствах с исламской формой правления общее и особенное, сопоставить их государственное устройство, сточки зрения совершенства развития тех или иных религиозно-правовых институтов.
Квалификационное исследование Пашкова Р.В. отличает научность, добросовестность, умение сочетать абстрагирование с конкретно-историческим анализом. В то же время оно не лишено недостатков. Отмечая их, в первую очередь, хотелось бы сказать о стиле работы. Автору не всегда удается выразить мысль, используя признанные и принятые в юридической науке средства художественного (литературного) языка. Желание в малом сказать о многом оборачивается, отнюдь, не афоризмами, а конспективным, порой урывочным, изложением материала, что нарушает логическую последовательность и художественную красоту текста, делает его менее ясным и точным. Косвенным свидетельством недостатков стиля работы является объем исследования, который превышает установленные нормы. Автор еще не научился использовать языковые средства грамотно и эффективно.
Пашков Р.В. обходит стороной ряд вопросов, которые, на мой взгляд, следовало бы осветить в данном исследовании:
Каковы причины изменений в исламской форме правления за последние десятилетия?
Имеет ли модель исламского правления, сформированная в эпоху становления ислама и реализующаяся на практике в некоторых современных мусульманских государствах, перспективы дальнейшего существования и развития в направлении восприятия демократических ценностей, заложенных в универсальных международных актах о правах человека?
Что из себя представляет исламская форма правления — разновидность монархии, республики или самостоятельную форму правления?
В целом указанные недостатки не портят общего хорошего впечатления от работы, которая заслуживает высокой оценки.
К. ю. н., доц. кафедры Теории Салыгин Е. Н.
государства и права МГЮА
18 марта 2002 г.