Оценка новой конституции Сирии

ПРОЕКТ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ СИРИИ:
«ЗА» И «ПРОТИВ»
М.А.Сапронова
26 февраля должен состояться всенародный референдум о принятии нового Основного закона Сирии, в соответствии с которым через 90 дней должны пройти парламентские выборы. Если референдум, несмотря на осуждение режима Башара Асада со стороны международного сообщества в лице Генеральной Ассамблеи ООН, всё же состоится, сможет ли эта конституция стать юридической основой для реальной трансформации политической системы этой страны?
Сирия прошла довольно сложный и многоэтапный путь становления национальной государственности, основные вехи которого отражали степень обострения внутриполитической обстановки, и в ходе которого менялся как характер правящего блока, так и форма его политической власти, поэтому государственно-правовое устройство Сирии, установленное конституцией 1973 года, отражало особенности различных типов республиканского строя. Этот Основной закон провозглашал Сирию «суверенным социалистическим народно-демократическим» государством, в котором «суверенитет принадлежит народу». Статья 8 закрепляла за Партией арабского социалистического возрождения (ПАСВ) роль «руководящей силы общества и государства», возглавляющей Прогрессивный национальный фронт (ПНФ), что стало специфической особенностью сирийской политической системы, способствовавшей установлению эффективной вертикали государственной власти и созданию единого партийно-государственного механизма, где правящая партия выступала центром, в котором формировалась внутренняя и внешняя политика государства. Имея официальный статус правящей партии и руководящей силы в государстве, реальное положение ПАСВ и ее роль в системе институтов государственной власти усиливались особенностями самого режима: президент страны занимал пост генерального секретаря Общеарабской ПАСВ, генерального секретаря ЦК сирийской ПАСВ, главнокомандующего вооруженными силами САР, а также председателя Центрального руководства ПНФ, в который входили подписавшие его Хартию партии и движения, рассматривавшиеся официальными властями как «организационные структуры, имеющие длительную историю борьбы, и выступающие как реально и эффективно действующие организации».
В соответствии с Конституцией 1973 года Сирия представляла собой президентскую республику, где глава государства обладал крайне широкими полномочиями в различных областях государственной деятельности. Президент Республики занимал ключевые позиции в системе высших органов власти и сосредотачивал в своих руках важнейшие рычаги воздействия на другие органы, осуществляющие управление государством. Несмотря на то, что система государственных органов САР была основана на верховенстве парламента, однако роль Народного совета в формировании других органов государственного управления была крайне незначительна, а его компетенция ограничивалась полномочиями главы государства и правительства, которое, в свою очередь, занимало подчиненное положение по отношению к главе государства.
Нынешняя Конституция 2012 года, представленная на референдум, является девятой по счету конституцией этого государства (включая Конституцию 1920 года, которая была выработана Сирийским Конгрессом в период, предшествовавший французской оккупации). Нынешний проект Основного закона был подготовлен специальным комитетом, состоящим из 29 членов, назначенных Башаром Асадом и, как сообщалось, в ходе своей работы сотрудники комитета изучили несколько вариантов конституций, в том числе, французскую и марокканскую. Сразу отметим, что все сирийские конституции (кроме нынешней и конституции 1973 года) были подготовлены избираемой конституционной ассамблеей.
Основные изменения конституции сводятся к следующему:
В новом Основном законе отсутствуют любые упоминания о баасизме, отменяется статья 8 Конституции, так же как и статья 7, обязывающая президента при вступлении в должность использовать партийную триаду «единство, свобода, социализм». Президент по-прежнему избирается на семилетний срок, однако теперь может находиться в должности не более двух сроков подряд. Конституция поднимает минимальный возраст президента с 34 до 40 лет, при этом кандидат на эту должность должен быть «женат на гражданке Сирии и проживать в Сирии не менее 10 лет» (ясно, что это положение отсекает всех возможных кандидатов из оппозиции, проживающих за рубежом);
Кандидат на пост президента теперь может быть выдвинут 25% состава парламента (ранее – кандидатура президента могла быть предложена только региональным руководством правящей партии. На этом основании Народная ассамблея принимала по инициативе своего председателя решение о проведении всеобщего референдума по этой кандидатуре). При этом выборы не могут проводиться до тех пор, пока не будет выдвинуто два или более кандидатов на этот пост;
Удалены все статьи (в прежней конституции их было 12), в той или иной степени относящихся к «социалистическому государству» – о «плановой социалистической экономике, преследующей цель ликвидировать все формы эксплуатации» (статья 13), о «системе образования, нацеленной на создание социалистического национального арабского поколения» (статья 21), о «социалистической национальной культуре» (статья 23), о научных исследованиях и достижениях, которые являются «основными элементами прогресса социалистического арабского общества» (статья 24), о том, что государство устраняет ограничения, препятствующие «участию женщины в построение социалистического арабского общества» (статья 46) и др. Вместо социализма основной упор в конституции теперь сделан на концепции «прав человека»;
Официально закрепляя многопартийную систему, конституция вводит запрет на деятельность партий, базирующихся на религиозной или этнической основе. Политические партии в Сирии уже формируются, однако комитет (состоящий из семи судей), в обязанность которого входит регистрация политических партий, возглавляет министр внутренних дел.
Конституция по-прежнему предоставляет президенту значительные полномочия, а именно:
Статья 95 оставляет за президентом право назначать премьер-министра и министров и освобождать их от занимаемой должности. Президент может созвать заседание кабинета министров под своим председательством и потребовать отчета от министров, которые несут ответственность перед главой государства (естественно, что оппозиция будет требовать пересмотра этой статьи с тем, чтобы победившая на выборах партия имела возможность самостоятельно назначать премьера, который будет формировать правительство).
Остается и статья 91, в соответствии с которой президент Республики не может быть привлечен к ответственности «за действия, непосредственно вытекающие из его полномочий, за исключением случаев обвинения в государственной измене». Петиция с предъявлением обвинения президенту должна быть подписана не менее 1/3 депутатов Народного совета, а решение об отрешении Президента от должности принимается Народным советом путем открытого голосования большинством в 2/3 голосов на специальной закрытой сессии совета. Последующее судебное преследование Президента может осуществляться только Верховным конституционным судом.
В сфере судебной власти Президент назначает судей Верховного конституционного суда, которые приносят перед ним присягу (без утверждения их кандидатур Народным советом), возглавляет Высший судебный совет и совместно с ним гарантирует независимость судебной власти (статья 131). Президент обладает правом законодательной инициативы: издает декреты, решения и приказы в соответствии с действующим законодательством, готовит законопроекты и вносит их на рассмотрение Народного совета (статья 110), а статья 111 конституции значительно усиливает законодательные полномочия Президента, предоставляя ему право осуществлять законодательную власть в период между сессиями Народного совета (с последующим представлением принятых им законов на утверждение Народного совета на первой сессии после парламентских каникул), в период между окончанием и началом работы двух последующих созывов Народного совета (без последующего утверждения этих законов Народным советом), а также в период сессии Народного совета, «если это вызвано срочной необходимостью с целью защиты национальных интересов страны или обеспечения национальной безопасности» (с последующей передачей принятых законов на утверждение на первом же заседании Народного совета). Кроме этого, Президент может выносить на всенародный референдум наиболее важные вопросы, связанные с высшими государственными интересами. Этого права лишен Народный совет, что еще раз подтверждает приоритет президента в системе государственных органов. Результаты референдума имеют обязательную силу и вступают в действие со дня их объявления и опубликования главой государства. При этом важно отметить, что законы, вынесенные Президентом на всеобщий референдум не подлежат рассмотрению в Верховном конституционном суде (эти статьи также остаются).
Таким образом, можно констатировать, что в соответствии с проектом новой Конституции Сирия по-прежнему остается президентской республикой с достаточно широкими полномочиями главы государства, поэтому, видимо, документ этот вряд ли сможет разрешить назревшие политические проблемы государства. Обращает на себя внимание столь короткий срок между представлением Конституции и голосованием, равно как и не ясен механизм внесения дополнений в этот проект в ходе его начавшегося обсуждения. Непонятно, при какой явке избирателей референдум будет считаться действительным и какой процент проголосовавших будет достаточным для утверждения этого документа. Тем не менее, новый проект конституции может стать промежуточной ступенью для досрочных парламентских и последующих президентских выборов.