Ибн Батта Истолкование сунны
Ибн Батта ал-Укбари
Аш-шарх ва-л-ибана ала усул ас-сунна ва-д-дийана
(«Истолкование и разъяснение основ сунны и религии»)
Согласно Сунне, воздевание рук во время молитвы следует в начале, когда совершают коленопреклонение и когда поднимают голову после него. Это увеличивает добрые дела .
Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал: «Воздается за каждый благочестивый жест».
Согласно Сунне, обтирает обувь тот, кто осквернился после того, как обулся, находясь в состоянии полной ритуальной чистоты, если он был в пути три дня и три ночи или пребывал на одном месте день и ночь. Так обычно поступал посланник Аллаха. Так действовал он сам и его сподвижники, таким был обычай первых мусульман, и приняли это богословы. Отрицает и отвергает это лишь тот из людей, кто вводит новшества, противоречит посланнику Аллаха, отказывается следовать его примеру и опровергает слова его .
Согласно Сунне, досрочное разговенье вечером (ифтар) и задержка принятия пищи перед восходом солнца; более раннее совершение вечерней молитвы, когда солнце уже село, а звезды еще не появились. Ведь посланник Аллаха сказал: «Моя община пребудет во благе, пока досрочно разговляется и задерживается с принятием пищи перед восходом солнца». Он (Пророк) сказал: «Люди пребудут во благе, пока не станут откладывать вечернюю молитву до появления звезд». Сказал Сулайман б. Дауд ал-Ауди: «Я совершал вечернюю молитву с Али б. Аби Талибом не зная, село солнце или нет» .
Согласно Сунне, тому, кто пожелал развестись с женой, следует произнести формулу развода только один раз, если жена очистилась от менструаций, а он не совокуплялся с ней во время этой чистоты. Затем он оставляет ее, пока не пройдет положенный срок. Если же человек произнесет формулу развода троекратно одной фразой в период чистоты, во время которого он совокуплялся с ней (женой), или же когда у нее была менструация, то развод его – новшество. Жена запретна для него и не разрешена, пока не выйдет за другого, а тот либо оставит ее вдовой, либо разведется, прежде совокупившись и войдя к ней .
Согласно Сунне, при погребении произносят «Аллах велик!» (такбир) четыре раза. Если твой имам произнес такбир больше четырех раз, то и ты, согласно Сунне, должен следовать ему, даже если полагаешь, что их (такбиров) уже четыре . Ибн Масуд сказал: «Произноси «Аллах велик!» столько раз, сколько произнес твой имам».
Согласно Сунне, не произноси громко «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!», не проси [ни о чем] в утренней молитве, если не постигают мусульман беды от их врагов. Тогда имам произносит формулу мольбы, и ты следуй за ним.
Дополнительная ночная молитва (витр) совершается одним ракатом отдельно от предшествующей ей обязательной молитвы. Формула мольбы при этом – после коленопреклонения .
Согласно Сунне, повторный призыв к молитве (иками) – один раз .
Согласно Сунне, войдя в мечеть, совершай два раката до того, как сядешь, если уже совершил омовение, или в пятницу, когда имам читает проповедь .
Согласно Сунне, молча внимай проповеди, слушай ее, обращай лицо к проповеднику, видишь его или нет, и сохраняй молчание. Ведь Пророк сказал: «Произнесший «тсс!», когда имам читает проповедь, нарушил молчание. А кто нарушил молчание, пятничная молитва того недействительна». Он [также] сказал: «Заговоривший, когда имам читает проповедь, уподобился ослу, таскающему священные книги». И он [еще] сказал: «Кто заговорил, когда имам читает проповедь, тот получил от пятничной молитвы горсть праха» .
Согласно Сунне, входя в мечеть или в другое помещение или когда выходишь, следует приветствовать тех, кого встречаешь.
Не запрещай что-либо из того, что разрешил Аллах – велик он и славен! Ибо совершающий это клевещет на Аллаха, опровергает слова его, противится [ему], совершает несправедливость. Аллах – велик он и славен! – сказал: «Скажи: «Видели ли вы то, что ниспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из него запретное и дозволенное?». Скажи: «Аллах разрешил вам это, или вы измышляете на Аллаха ложь?» (Коран 10:59/60). В другом месте Аллах сказал: «О, вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!» (Коран 5:87/89). Он осудил иудеев за запрещение заклания верблюдов, которое [он] разрешил им и всем людям. И сказал – велик он и славен: «И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, те – неправедные!» (Коран 3:94/88). И сказал – велик он и славен: «Всякая пища была дозволена сынам Исраила, кроме того, что запретил Исраил сам себе раньше, чем была ниспослана Тора. Скажи: «Принесите же Тору и читайте ее, если вы правдивы» (Коран 3:93/87). Сказал – велик он и славен: «И кто измыслил на Аллаха ложь после этого, те – неправедные!».
Рафидиты уподобились иудеям в запрете того, что разрешил Аллах. Они отвергли сказанное Аллахом – велик он и славен! – возвели ложь на него. Они объявили запретным из рыбы угря, а из мяса животных – жертвенного верблюда. А ведь посланник Аллаха сказал: «Запрещающий то, что разрешил Аллах, подобен разрешающему то, что он запретил». Видимо, большинство из тех, кто запрещает это и осуждает употребление в пищу, – те самые, кто прелюбодействует, пьет вино и несправедливо отбирает у людей добро.
Есть люди, не придающие значения их (рафидитов) запрету на эту пищу, считающие маловажными их поступки. А ведь ученые относят это к тяжким грехам и отвратительным делам, поскольку [в этом] – соперничество с Аллахом, опровержение сказанного им о том, что он разрешил, ограничение того, что он допустил, запрещение того, что он позволил. А [Аллах] пересчитал нам свои милости и перечислил благодеяния в словах своих: «Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом» (Коран 16:14). [Пророк] сказал о море: «Вода его чиста, мертвечина из него дозволена» .
Аллах знал, что угорь [живет] в море, да и как же он мог не знать этого, если сам сотворил его. И посланник Аллаха знал, что угорь живет в море. Неужели ты думаешь, что они оба не могли оговорить запрет на угря?
Он (Аллах) определил заклание жертвенного верблюда одним из важнейших [дел], посредством которого приближаются к нему и ищут спасения у него. И сказал – велик он и славен: «Тучных мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо» (Коран 22:36/37). Он (Аллах) определил наказанием заклание «тучных» [верблюдиц] тому, кто нарушил хаджж, совершив самое запретное – половое сношение.
Сказал Исраил б. Аби Исхак : «Я принес в дом Зайда б. Али – да будет доволен им Аллах! – угря. На следующий день я встретил его, и он сказал мне: «Мне эта рыба понравилась, но я слышал, что некоторые люди запрещают [есть] ее и нас призывают [присоединиться] к этому запрету. Но разве на того, кто говорит подобное и поступает таким образом, не ложится проклятие Аллаха и проклинающих?».
Сказал ал-Хасан б. Салих : «Я обратился к Джафару б. Мухаммаду – да будет доволен им Аллах: «О, сын посланника Аллаха, что ты думаешь об угре?». Он ответил: «Это то самое кушанье, которое мне нравится, и редко он ускользал от меня». Абу Усама сказал: «Как-то зашел к нам ал-Амаш и сказал: «Сегодня я ел вкусную еду. Шайтан знал, что она вкусна, и запретил ее дуракам». Мы спросили: «Что же это такое, Абу Мухаммад?». Он ответил: «Я ел спинку угря».
Согласно Сунне, знай, что лично видевшие Пророка и признавшие верным то, с чем пришли их имамы, превосходят друг друга в страхе перед Аллахом – велик он и славен! – в возвеличивании и почитании, ведь они видели явные доказательства и знаки [пророчества]. Также и люди веры в признании истинным возвышаются друг над другом. Также и [богоугодные] дела зависят от того, в какой степени утвердилось в сердце познание Аллаха и вера [в него].
Согласно Сунне, знай, что временный брак запретен до Дня воскресения. Ведь Умар б. ал-Хаттаб – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Когда ко мне приводили человека, вступившего во временный брак, зная о его запрете, я непременно побивал его камнями, если он до этого уже был женат, или порол, если он вступил в брак впервые». К Али б. Аби Талибу – да будет доволен им Аллах! – привели человека, заключившего временный брак. Он сказал: «Если бы я узнал об этом раньше, то побил бы его камнями» .
Брак заключается только в присутствии представителя со стороны невесты и двух свидетелей, а сват должен быть женат. Период чистоты – обязанность, определенная Аллахом – велик он и славен! Она является непременной для каждой разведенной окончательно или по договору [за денежный выкуп], с которой совокупился [супруг], и для каждой, у которой умер муж, совокуплявшийся или не совокуплявшийся с ней. Осуждает период чистоты для женщины лишь тот, кто вводит новшества, противоречит Аллаху и посланнику его, опровергает слова их, не верит в Книгу Аллаха – велик он и славен!
Сунной считается необходимым подражать [примеру] посланника Аллаха, следовать его делу, держаться его верного руководства, поступать, как поступал он, быть достойным его дела, чаще передавать с его слов все, что он установил и одобрил, к чему призывал и на что поднимал общину свою, дабы [люди] поступали согласно этому, и тогда поведение их в этой жизни улучшится и достоинство их увеличится пред Аллахом .
Из того, что [Пророк] повелел и что разъяснено в рассказах с его слов, – поминание Аллаха на местах проживания и во время переездов, например «Во имя Аллаха» в начале омовения .
Следует проявлять усердие в промывании ноздрей водой и в мольбе к богу согласно тому, что передают с его слов об омовении частей тела . Человеку следует начинать омовение частей тела, надевать одежду, туфли, сандалии, всю одежду правой рукой, а снимать – левой. Также [начинать] есть и пить следует правой рукой, а заканчивать – левой. Начинать подмывание следует левой, а заканчивать правой рукой. Входить в отхожее место следует с левой ноги, произнося после поминания имя Аллаха: «О, Аллах, огради меня от нечистоты и гадости». Выходить же следует с правой ноги, произнося: «Слава Аллаху, который отвел от меня беды и защитил».
Выполнять десять [правил], которые относят к обычной чистоте . Ведь это сунна отца нашего Ибрахима – мир ему! Пять из них касаются головы, а пять – тела. Те, что для головы: полоскание рта, промывание водой ноздрей, чистка зубов , стрижка усов, расчесывание волос. Те, что для тела: подмывание, обрезание , удаление волос с лобка, стрижка ногтей, выщипывание волос под мышками.
Согласно Сунне, входить в мечеть [следует] с правой ноги и задерживать ее при выходе. Произносить при входе следует: «О, Аллах, благослови Мухаммада-Пророка и да приветствуй! Прости мне мои прегрешения и открой врата милости твоей». А при выходе следует [произносить] то же самое, за исключением слов: «Открой мне врата щедрости твоей».
Согласно Сунне, следует [хранить] степенность и спокойствие при ходьбе, идя на молитву. Человеку не следует щелкать пальцами, когда он собирается молиться, скрещивать руки во время молитвы, играть [руками] во время нее, оборачиваться, играть перстнем и бородой. Смирение постоянно, взгляд обращен на место поклона. Правую руку следует класть на левую, как это делал Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – и велел делать так: громко произносить «Амин» при словах имама «ва-ла-д-даллин» («и не заблудших») и тянуть [амин] голосом.
В мечети часто поминать Аллаха, говорить о [богословской] науке, не пускаться в рассуждения, не сплетничать, не рассказывать о мирской жизни, ибо это осуждается.
Об этом рассказаны тяжелые, удручающие хадисы, переданные путями (способами) хорошими и верными, передатчиками надежными. Среди них те, что передал Абдаллах б. Масуд со слов Пророка, который сказал: «В конце времен появятся люди, которые будут заседать в мечетях, имамом их будет мирская жизнь. Не участвуйте с ними в собраниях. А Аллах в них не нуждается». Среди хадисов есть тот, что передал Абдаллах б. Амр о том, что [Пророк] сказал: «Час воскресения не наступит до тех пор, пока в мечетях не соберутся люди, обсуждая земные дела, среди них не будет ни одного верующего». Среди хадисов есть тот, что рассказал ал-Хасан: «Настанет для людей время, когда они соберутся в мечетях группами, обсуждая земные дела. Не собирайтесь с ними, ибо Аллах – велик он и славен! – оттолкнул их от себя». Все это из хадисов о мирской жизни и людях ее в мечетях.
Продажа и покупка со спорами и пререканиями , декламация [стихов], уводящих с пути истинного, и газелей , повышение голоса , обнажение мечей, чрезмерный шум , появление детей и женщин , помешанных и находящихся в состоянии ритуальной нечистоты , извлечение прибыли в мечети, использование мечети для ремесла и торговли, подобно лавке, – все это осуждается. Совершающий это грешит в отношении запрета посланника Аллаха, осуждение его над тем, кто поступает так.
Из того, что запретил посланник Аллаха и осудил совершающих это, – пребывание двух мужчин под одним покрывалом, если их не разделяет что-либо . Он проклял также тех, кто надевает изар на голое тело. Он запретил мукамаа, то есть пребывание двух обнаженных мужчин под одним покрывалом . Он запретил мужчине раздеваться догола дома или в другом месте, смотреть на наготу другого , мужчине рассказывать о том, чем он занимается со своей женой, запретил человеку кидать камни и швырять сухую грязь в населенных местах.
Он запретил давать ложную клятву ; продавать незрелые финики , а они зрелые, когда желтеют и становятся коричневыми; продавать собак, обезьян и свиней , играть в нарды и шахматы ; мужчине – оставаться с женщиной, когда она без махрама ; человеку – произносить: «Ты пребудешь во благе, пока с нами», «я пожелал того, что пожелал Аллах» ; клясться не именем Аллаха ; затачивать клинок, когда на него смотрит овца, [приготовленная для убоя] ; использовать работника, пока он не узнает о величине своего заработка; подстраивать покупку (когда человек завышает [цену] вещи, в которой ему нет нужды) . Запрещается употреблять в пищу мясо, молоко, яйца животных, питающихся навозом, – верблюдов, коров, овец, кур. Говорят: «Держи взаперти верблюда сорок дней, корову – тридцать дней, овцу – семь дней, курицу – три дня» .
Он запретил рискованную продажу ; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет , выставление двух условий при продаже . [Он запретил] бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо , плевать в лицо человеку; женщине – отказывать в ложе мужу своему ; мужчине – говорить о том, что он сделает, обещать и не выполнить ; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым ; печалиться по мирской жизни и радоваться ей .
Запрещается потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: «Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом». [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: «Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас». Он запретил причинять им вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними .
Он запретил обижать соседа, оскорблять, поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать в то, что он носит; не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить; прощать им, даже если они совершили семьдесят проступков за день .
Он запретил мужчине «кланяться» при молитве так, как клюет петух; совершать коленопреклонение прежде, чем поднимет голову свою после поклона; простирать руки во время коленопреклонения подобно тому, как распластывается собака; садиться [на корточки], как садится обезьяна; поднимать и опускать голову, опережая имама или же делая это одновременно с ним. Он сказал: «Разве не боится тот, кто поднимает голову раньше имама, что Аллах заменит ее на голову осла?». И [еще] он сказал: «Тот, кто поднимал и опускал голову раньше имама, – молитва того недействительна».
Он запретил чесаться во время молитвы. Он запретил обмывать подошву ног ладонью правой руки несколько раз; зевать, громко дышать, катать ногой гальку во время молитвы; отирать прах со лба прежде, чем произнесет завершающую фразу молитвы; поднимать взор к небу во время молитвы; закрывать глаза во время коленопреклонения; цитировать [Коран] в поклоне; распахивать нижнюю одежду или платье [вообще]. [Он запретил] молиться, завернувшись в одежду и придерживая ее изнутри руками; молиться в расстегнутой одежде, если поверх рубахи нет плаща, а под ней нет изара; молиться в тонкой рубахе, если под ней ничего нет; перешагивать через людей во время молитвы; человеку стоять во втором ряду, если есть свободное место в первом; опираться о стену во время молитвы; молиться в бане, там, где испражнялись верблюды, посреди дороги, на кладбище, на бойне, у свалки, на крыше Священного Дома Аллаха (ал-Кабы); уходить с молитвы, сомневаясь в ней .
Он (Пророк) проклял женщину, наносящую татуировку, и ту, которая просит об этом, то есть ту, которая накалывает зеленым, и ту, которой накалывают; ту, которая удлиняет короткие волосы, и ту, которой удлиняют, то есть ту, которая прикрепляет накладные волосы, и ту, которой прикрепляют; удаляющую волосы и ту, которой удаляют, то есть ту, которая выщипывает волосы на теле, и ту, которой выщипывают; подпиливающую зубы и ту, которой подпиливают, то есть ту, которая разделяет зубы, и ту, которой разделяют. Он (Пророк) сказал: «Любая женщина, оставившая одежду не в доме мужа своего, разрывает завесу целомудренную между собой и Господом своим (т.е. позорит себя перед Аллахом)».
Среди того, в чем наставлял он общину свою и побуждал людей к высшей морали и благородным поступкам, лежит его запрет человеку есть то, что перед братом его, и есть с верха блюда. Он сказал: «Благословение нисходит в середину него». Он велел омывать руки перед едой и после нее и сказал: «Это избавляет от бедности». Еще он сказал: «Аллах отвратит нужду ото всех, кто всегда совершает омовение перед едой и после нее». Он велел съедать то, что рассыпалось под столом, и сказал: «Тот, кто ест это, будет избавлен от бедности, а его дети – от глупости».
Он запретил спать с грязными руками, есть и спать в состоянии ритуальной нечистоты. Он одобрял того, кто в состоянии ритуальной нечистоты, собираясь спать или есть, совершает омовение, как перед молитвой.
Он запретил есть два финика из-за того, что делающий так нарушает [правила] трапезы; запретил смотреть на кусок сотрапезника. Он любил накрывать мясную похлебку хлебом, говоря: «Благословение нисходит на нее». И запретил есть ее горячей.
Он запретил пить из бурдюка, поскольку пьющий из него не знает, что внутри. Рассказывают, что один человек отхлебнул из бурдюка, а в нем сидела змея, о чем он узнал, когда она вползла ему в глотку. Говорят также, что питье [прямо] из бурдюка меняет запах [содержимого] в нем.
Он запретил также людям укладываться спать посреди дороги, потому что середина дороги – место, где ходят люди, лев, джинны, и потому что это мешает прохожим; спящий же не ведает о том, что случится с ним на [дороге].
Он запретил испражняться посреди дороги, сказав: «Опасайтесь нечистот». [Его] спросили: «Каких нечистот?». Он ответил: «Испражнений на дорогах». Говорят: «Когда на дорогах скапливаются нечистоты и испражнения, прекращаются дожди». Он запретил испражняться под плодоносящим деревом, ведь плод может упасть в испражнения или рядом с ними, они сделают отвратительным запах плода, и он пропадет. Он запретил совершать половой акт под плодоносящим деревом; разговаривать двум испражняющимся или разговаривать тому, кто в уборной; разговаривать тому, кто совершает половой акт, или смотреть на половой орган жены во время него, а ей – смотреть на то же самое у мужа; или им обоим вытираться одним куском ткани.
Среди запретов его был и запрет вставать человеку перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом. Он запретил кому-либо одобрять, чтобы перед ним вставали. Он сказал: «Тот, кому нравится, чтобы человек представлялся ему стоя, непременно обретет свое место в огне». Он сказал: «Аллах не обратит своего взора на того, кто встает, чтобы и люди вставали из-за его вставания». Он сказал: «Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличивает идола». Он сказал: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился перед ним, вера того убыла на треть» .
Из правил поведения, предписанных им (Пророком), лежит запрет дуть [на горячее] во время еды и питья. Он сказал: «Тот, у кого из рук выпадет кусок, должен поднять его и съесть или же пусть съест другой, но не оставлять его Шайтану». Он ел финики и йатну, а это означает класть финик на ладонь и кончиками пальцев вынимать косточку.
Эти и подобные им правила хорошего поведения, повеления и запреты, перечень которых удлинил бы книгу, каждая тварь божья должна использовать и изучать, следовать в этом ему, стремиться повиноваться ему, держаться его Сунны, потому что разум указывает на это и душа разумного склоняется к этому. Во всем этом – правильное поведение, чистота и защита от неодобряемых действий.
Мы упомянули лишь то, что имеется в нашем распоряжении, а также то, что не стоит труда напомнить из того, что нужно знать людям и что они непременно должны использовать из того, в чем часто нуждаются. Незнание и пренебрежение этим не прощаются.
Теперь в заключение этого мы упомянем введенные и созданные людьми новшества, не имеющие основы в Коране и не содержащиеся в предании. Даже если совершающий их не отказывается от веры и не выходит из сообщества мусульман – все равно он совершает тяжкий грех своим нововведением в то, чего не дозволил Аллах.
Из того, что запретил посланник Аллаха и вслух осудил, – оплакивание [умершего] и внимание плачу. Он сказал: «Это языческое действие». И сказал: «Заработаное плакальщицей – недозволено». Он проклял плакальщицу и в другом месте. И Ибн Умар сказал: «Оплакивание запретно, внимать ему – недозволенное новшество». Ведь Ибрахим сказал: «Приобретеное пением и оплакиванием не дозволено».
К Умару б. ал-Хаттабу – да будет доволен им Аллах! – привели плакальщицу. Она стала мотать головой, и ее волосы вылезли наружу. Сказали ему: «Эмир верующих, у нее вылезли наружу волосы». Он сказал: «Да удалит ее Аллах, ибо нет у нее чести». Спросили: «Почему?». Он сказал: «Потому что она велит печалиться, а ведь Аллах – велик он и славен! – запретил это. Она запрещает терпеть, а ведь Аллах – велик он и славен! – велел терпеть. Она берет дирхамы за свои слезы, плачет по горю других. Она вызывает скорбь у живого и причиняет страдания умершему».
Сказал Ибн Аун: «Я пришел в Куфу и увидел, как люди оплакивают [покойника] посреди дороги. Я спросил об этом. Сказали: «Они оплакивают ал-Хусайна – да будет доволен им Аллах!» . Я пришел к Ибрахиму [ан-Нахаи] и рассказал ему об этом. Он сказал: «Эти куфийцы каждый год вводят недозволенные новшества, так что и истина у них становится недозволенным новшеством» .
Среди недозволенных новшеств – заводить певиц и слушать пение. Сказал Ибн Масуд: «Пение взращивает в сердце лицемерие, как вода – растение» .
Среди недозволенных новшеств – звезды и гадание по ним, поиск защиты [у них]. Ведь это – одна из сторон многобожия и претензия на знание сокрытого . Все это запрещено подобно гаданию по звездам, гаданию по следам, прорицанию, предсказанию беды, гаданию по полету вспугнутых птиц . Он сказал: «Пришедший к прорицателю или гадателю и поверивший ему разуверился в том, что Аллах ниспослал в сердце Мухаммада». И сказал он: «Кто возьмет немного от гадания по звездам, тот возьмет немного и от многобожия. Кто больше возьмет от гадания по звездам, тот больше [возьмет от многобожия]».
Али б. Аби Талиб – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Я предостерегал вас от науки о звездах, если только ей не руководствуются во мраке на суше и на море, ибо астролог подобен колдуну, а колдун – прорицателю, прорицатель – неверующему, а неверующий – в Огне».
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина красит бороду и [волосы на] голове своей в черный цвет или выбривает щеки, или отпускает длинные усы. Ведь говорят: «Первым выкрасил [волосы] черным Фараон». И говорят, что «он – красильщик обитателей Огня». Пророк велел отпускать бороду и сбривать усы.
Недозволенным новшеством считается, когда мужчина носит изар, то есть шаровары длиной до пят. Пророк сказал: «Аллах – велик он и славен! – не смотрит на того, кто удлиняет изар из тщеславия».
Осуждаемым новшеством считается рассуждать о книгах заклинаний и следовать им, претендовать на общение с джиннами, на использование их и на убийство некоторых из них.
Недозволенным новшеством считается ношение амулетов от сглаза и оберегов без какой-либо для их владельца нужды и причины.
Недозволенным новшеством считается женщинам следовать за носилками с покойником и бить себя по щекам во время этого; мужчинам – идти перед женщинами босыми, словно не в себе.
Недозволенным новшеством считается кричать, бить себя по щекам и рвать одежду, слушая поминание [Аллаха] и [чтение] Корана. Это происходит из введенных людьми и придуманных новшеств.
Сказал Анас б. Малик: «Посланник Аллаха прочитал нам проповедь, от которой сердца преисполнились страхом, а из глаз потекли слезы. Но вот кто-то крикнул рядом с мечетью. Тогда Пророк сказал: «Кто этот, затемняющий нам нашу религию? Если он был искренен, то прославился, если же он лжец, то пусть его истребит Аллах».
Сказал Фудайл б. Ийад: «Муса б. Имран – да благословит его Аллах и да приветствует! – проповедовал народу своему. Один человек [при этом] разодрал свою одежду, и вот [тогда] Аллах – да благословен он и возвышен! – внушил Мусе – да благословит его Аллах и да приветствует: «Скажи ему, если он был искренен, то пусть разорвет свое сердце ради меня». Сказал Ибн ал-Мубарак: «Тех, кто лишается чувств при слушании [имени Аллаха], посади на высокую стену, читай им [Коран] и смотри – свалятся ли они».
[Одна] категория людей, проявляющих крайнее воздержание, избрала своим обычаем слушать касыды и собираться для этого, чтобы отвлечь себя этим и возбудить свои сердца. Среди них есть такие, кто приплясывает, хлопает в ладоши, разрывает свою одежду, говоря: «Сказал Аллах – велик он и славен; сказал святой, сказала черноокая». Они говорят то, чего не говорил Аллах, чего нет ни в предании, ни в Сунне, чего не говорила ни черноокая, ни святой. Это новшество, ложь и обман.
Другая категория проявляет воздержание и подвижничество [в служении Аллаху], считает запретным извлекать прибыль и [добывать] средства на жизнь. Они считают необходимым настырно попрошайничать и нищенствовать, называя «страстное желание» и любовь [к Аллаху] подавлением страха и надеждой. Все это новшество. Претендующий на это проклят богословами и гностиками, ведь Аллах – велик он и славен! – разрешил зарабатывать, заниматься ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и Сунны вплоть до того, как настанет Последний час. Он объявил запретным попрошайничество и нищенствование одновременно с богатством, приобретенным вследствие этого. Богословы единогласно сошлись на том, что Аллах – велик он и славен! – предписал людям страх и надежду, что он призвал рабов своих к себе желанием и боязнью.
Среди введенных новшеств, выдуманных и не имеющих основы ни в Коране, ни в Сунне, новшеств, в которых они подражают языческой практике, – объединение [людей] и заключение союзов между ними для взаимопомощи и поддержки. А это ведь осуждаемое новшество. Язычество совершало подобное, но Аллах – велик он и славен! – искоренил это исламом и запретил устами Пророка своего. Пророк сказал: «Нет союза в исламе, любой союз времен язычества ислам превзошел именно прочностью».
Свидетельство – новшество, отречение – новшество, приемлемость – новшество. Свидетельство – это когда о том, о ком нет известий, свидетельствуют, что он в раю или в аду. Приемлемость – это когда приемлют одних людей, отказываясь от других. Отречение – это когда отрекаются от людей, придерживающихся исламской религии и Сунны .
Недозволенным новшеством считается, когда султан хватает человека, затем бьет [плетьми] и наказывает, говоря: «Ты сделал, ты совершил то-то?», пока не погубит его или не принудит [к признанию].
Недозволенным новшеством считается повторять вслух много раз в мечетях: «Нет божества, кроме Аллаха»; женщинам – ездить в седлах; мужчинам – ездить в седлах из тигровой шкуры; пользоваться сосудами из золота и серебра; одеваться в шелк и парчу.
Недозволенным новшеством считается строить на могилах и штукатурить их; совершать паломничество к ним .
Недозволенным новшеством считается возвеличивать смерть, рвать одежду, когда смерть нисходит; красить двери в черный цвет, обрезать чубы, сидеть у дверей покойника после похорон; семье покойника – брать пищу, предназначенную для пришедших людей; ночевать [в семье покойника].
Недозволенным новшеством считается читать Коран и провозглашать первый призыв на молитву нараспев и уподоблять их пению.
Недозволенным новшеством считается украшать свитки Корана, разукрашивать мечети, делать выше минбары.
Недозволенным новшеством считается брать плату за [провозглашение] первого призыва к молитве, за руководство [молитвой], за обучение Корану, омовение покойников.
Согласно Сунне, полная и совершенная вера – отречение от любого названия, вступившего в противоречие с Сунной и вышедшего за [пределы] согласия общины; отмежевание от его приверженцев и отделение от тех, кто исповедует веру его и приближение к Аллаху – велик он и славен! – путем противодействия ему. Согласно их мнению, это рафидиты, шииты, джахмиты, мурджииты, харуриты, мутазилиты, зайдиты, имамиты, мугириты, ибадиты, кайсаниты, суфриты, шурат, кадариты, мананиты, азракиты, хулулиты, мансуриты, вакифиты и те, кто отрицал божественные свойства и лицезрение [Аллаха]. [Отречение] от всякого мнения нововведенного, суждения выдуманного и всякой страсти, которой следуют [люди].
Все эти, подобные им и отделившиеся от них или сблизившиеся с ними – дурные мнения и плохие учения, приверженцы которых отошли от истинной религии, а те, кто признал их, вышел из общности мусульман.
Главы этих учений и толков – из числа «людей заблуждения», предводители в неверии и дурных речах. Они наговаривают на Аллаха то, чего не знают, порицают «людей истины» (т.е. приверженцев Сунны. – Д.Е.) за то, чему те следуют, подвергают сомнению надежных в передаче [преданий] и не подвергают сомнению свои взгляды об аллегорическом толковании [Корана]. Подняв знамена недозволенных новшеств, устроив базар смуты и открыв врата несчастья, они возводят напраслину на Аллаха и усматривают в Книге его ложь и враждебность собратьев шайтанов, врагов верующих, прибежище притеснителей, убежище завистников .
Это народы, племена, подразделения, роды и общины. Я упомяну несколько их названий и некоторые их черты, поскольку их книги уже распространились, а учения, которых не знает молодое поколение и юношество, стали известны. Смысл их скрыт для большинства читающих их, а ведь молодому человеку может попасться книга какого-нибудь сторонника этих учений. Книга начинается с прославления Аллаха, благодарности ему, неоднократного повторения молитвы по посланнику Аллаха, затем он [излагает] тонкости неверия, скрытый вымысел и зло. И молодой, ничего не знающий человек, перс или неискушенный подумает, что составитель этой книги – один из богословов или факиров. Возможно, он признает в этой общине то, что видят в ней идолопоклонники и те, кто соперничает с Аллахом и дружит с Шайтаном.
Среди их вождей, первых в заблуждении, – ал-Джахм б. Сафван, заблуждающийся, вводящий в заблуждение. Сказали ему, когда он был в Сирии: «Куда хочешь [идти]?». Он сказал: «Ищу господина, которому стану поклоняться». Его учению последовали группы заблудших. А ведь Ибн Шаузаб сказал: «Из-за сомнений Джахм не молился 40 дней».
Среди его последователей и приверженцев, среди подобных им из числа заблудших – Бишр ал-Мариси, ал-Мурдар, Абу Бакр ал-Асамм, Ибрахим б. Исмаил б. Улаййа, Ибн Аби Дуад, Баргус, Рабавайх, ал-Армани, Джафар ал-Хазза, Абу Шуайб ал-Хаджжам, Хасан ал-Аттар, Сахл ал-Харрар, Абу Лукман ал-Кафир. Все богословы говорят о тех, кого мы назвали, что это наставники неверия, главы заблуждения.
Среди их вождей – а это сторонники свободы воли (кадариты) – Мабад ал-Джухани, Гайлан ал-Кадари, Сумама б. Ашрас, Амр б. Убайд, Абу-л-Хузайл ал-Аллаф, Ибрахим ан-Наззам, Бишр б. ал-Мута-мир. Во главе группы помимо них есть и другие люди неверия и заблуждения. Среди них – ал-Хасан б. Абд ал-Ваххаб ал-Джуббаи и Абу-л-Анбас ас-Саймари.
Среди рафидитов – ал-Мугира б. Саид, Абдаллах б. Саба, Хишам ал-Фувати, Абу-л-Карус, Фудайл ар-Ракаши, Абу Малик ал-Хадрами, Салих Кубба. Их, однако, слишком много, чтобы перечислить в книге или назвать в речи. Я упомянул некоторых их последователей, чтобы молодой человек и тот, у кого нет сведений, избегали упоминать их и общаться с тем, кто в качестве доказательств приводит их мнение и спорит, опираясь на их книги.
Самые гнусные из них те, кто на словах защищает Сунну и способствует ей, а их учения – самые гнусные. [Это] Ибн Куллаб, Хусайн ан-Наджжар, Абу Бакр ал-Асамм, Ибн Улаййа.
Да защитит Аллах нас и тебя от их учений и избавит нас и тебя от зла их толков. И даст он нам и тебе жизнь в соответствии с исламом и Сунной. И пошлет нам смерть и соберет [в День суда] в соответствии с этим. И не изменит нам и тебе в своей милости и все увеличивающемся благодеянии. Не обделит нас добром своих выгод и красотой своих польз. И сделает он нас и тебя хранителями своих заповедей, блюстителями своих прав. Пусть будет полезным нам и тебе то, чему он нас обучил, и что мы используем в деле праведном, принимаемом с удовлетворением. Пусть соберет он нас и тебя вместе с близкими Пророка и сподвижниками его. Воистину, он – источник надежды в том, на что надеются, повелитель в нужде и достатке. Слава Аллаху от начала и до конца. И да благословит Аллах Пророка своего скрыто и явно.
Закончена «Книга истолкования и разъяснения основ Сунны и религии». Слава Аллаху, Господину миров. И да благословит Аллах Пророка народа, не имевшего Писания, и род его.