Сборник документов Исламский совет Европы

МИРОВАЯ ИСЛАМСКАЯ МЫСЛЬ

Пашков Роман Викторович
ИСЛАМСКИЙ СОВЕТ ЕВРОПЫ

Москва
2005 год

Комментарий составителя.
Представленные документы взяты из разных источников, но являются единым целым. Все это документы Исламского совета Европы, принятые на его различных конференциях.
Итак, документы:

  1. Всеобщая исламская декларация // Islam and contemporary society. London, 1982. – с. 253-266. Принята 12 апреля 1980 года Исламским советом Европы в Лондоне.
  2. Всеобщая исламская декларация прав человека // Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. – с.193-199. Принята 19 сентября 1981 года Исламским советом Европы в Париже.
  3. Конституция исламского государства // A model of an Islamic constitution. London, 1983. – 39с. (книга находится в национальной библиотеке Англии). Принята 10 декабря 1983 года Исламским советом Европы в Лондоне.
  4. ВСЕОБЩАЯ ИСЛАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ.
    “Во имя Бога, милостивого и милосердного”.
    “И воистину ваше Братство есть единственное Братство, и Я есть ваш Господь, а посему должны служить Мне”.
    В ходе важной Международной исламской конференции, организованной Исламским советом Европы в Лондоне в апреле 1976 года, некий молодой человек подошел ко мне и попросил объяснить ему вкратце фундаментальные принципы и важнейшие постулаты законов ислама.
    С тех пор я неоднократно убеждался, что желание получить такие пояснения не только присуще мусульманскому сообществу, но также разделяется народами других религий.
    Для удовлетворения этого широко распространенного стремления Исламский совет попросил несколько видных мусульманских ученых и авторитетов в области толкования ислама составить документ, освещающий данные вопросы. Результатом их усилий явилась настоящая Всеобщая исламская декларация. Да воздаст им Аллах за их неоценимый вклад.
    Я искренне надеюсь, что данный документ принесет пользу и знания всем людям. Я надеюсь, что он не только поможет мусульманам в осуществлении их заветной цели установления исламского порядка, но также поспособствует искоренению из умов многих людей заблуждений и неправильных представлений, вызванных распространением ложных толкований ислама.
    Уверуем и вознесем молитвы о том, что начало 15 века Хиджры станет провозвестником эры мира и процветания, справедливости и порядка во всем мире. Аллах возложил величайшую ответственность на мусульманское сообщество (Умма) в деле борьбы за наступление такой эпохи, как говорится в священной книге Аллаха, Коране:
    “Вы – лучшее сообщество, порожденное человечеством.
    Вам присуще благочестивое поведение и запрещены неправые деяния, и вы веруете в Аллаха” (аль-Имран 3-110)
    Салем Аззам, Генеральный секретарь
    Лондон 26 Джумад аль-Ула
    12 апреля 1980 г.
    “О люди! Вам ниспослано доказательство от вашего Господа, для вас воссиял истинный Свет;
    Тем, кто верует в Аллаха и крепок в вере в Него, явит Он свою милость и благорасположение и направит к Нему кратчайшим путем”
    (Коран, аль-Ниса, 174, 175)
  5. Преамбула
    ПОСКОЛЬКУ люди имеют обязательства перед Аллахом – да будет Он благословен и восславлен (Коран, аль-Араф, 7:172) – связывающие нас всех неразрывными узами полного подчинения Его воле и Его велениям, и поскольку стремление следовать этому подтверждается Кораном, в котором описано, как Аллах заключил Свой Договор с пророками, сказав:
    “Узрите, что Я дал вам как Завет и знания. После явится к вам посланник, который подтвердит то, чем вы обладаете. Вы уверуете в него и поможете ему”, – после чего вопросил: “Согласны ли вы и возьмете ли вы Мою ношу (которую Я возлагаю на вас)?”
    “Они ответили: “Мы согласны”. Он сказал: “Тогда будьте свидетелями. Я буду свидетелем вместе с вами”.
    (Коран, аль-Имран 3:81);
    ПОСКОЛЬКУ этот договор делает верующих носителями Божественного Откровения, предписывает им установить то, что есть добро, и запрещает им то, что есть зло, основывает человеческую личность и общество на принципах справедливости, а также основывает религию (дин) во всей ее полноте. (Коран, аль-Шура 42:13);
    ПОСКОЛЬКУ ислам является полным сводом жизненных законов, применимых ко всем людям во все времена, и завет Аллаха является вечным и всеобщим, и применим ко всем сферам человеческой жизни, без различий между преходящим и вечным;
    ПОСКОЛЬКУ ислам предписывает мусульманскому обществу (Умма) установить справедливый и гуманный мировой порядок, обеспечивая все возможности всестороннего развития человека и общества в условиях, свободных от всех форм эксплуатации и неравенства;
    ПОСКОЛЬКУ ислам является динамичной религией, заставляющей верующих осознавать свою судьбу и дающей им наставление для максимального развития талантов и возможностей;
    ПОСКОЛЬКУ исламский закон (Шариат) не только предоставляет щедрые права и привилегии верующим, но также предписывает им определенные обязательства и ответственность;
    ПОСКОЛЬКУ мусульманское общество (Умма) обязано исполнять свой договор с Аллахом, устанавливая исламский порядок и воплощая на практике идеалы и принципы ислама в своей жизни, тем самым неся в себе послание и модель ислама другим народам.
  6. Исламский подход к жизни
    В свете всего вышеперечисленного и разделяя всеобщие чаяния мусульманских народов на установление истинного исламского порядка, мы, мусульмане, будучи верными слугами Аллаха и членами всеобщего исламского братства, в начале 15 века исламской эры
    НАСТОЯЩИМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ И В ПОЛНОМ ОСОЗНАНИИ НАШИХ СЛАБОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕННОСТИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТОРЖЕСТВЕННО ПОДТВЕРЖДАЕМ, ЧТО:
    Ислам подходит к жизни и ее проблемам в их всеобщности. Будучи полным и идеальным сводом жизненных правил, он не поддерживает частичные реформы и компромиссные решения. Он, прежде всего, заставляет человека осознать свое уникальное положение во вселенной не в качестве самодостаточного существа, но в качестве части, и при этом очень важной части, творения Аллаха. Только через осознание своей истинной взаимосвязи с Аллахом и всем, созданным Им, мужчины и женщины могут успешно существовать в этом мире.
    Ислам приближает человека к Аллаху и позволяет ему обрести истинное представление о реальности, создавая на этой основе его гармоничную взаимосвязь со всем мирозданием. Ислам подчеркивает, что человек был создан как наместник Аллаха на земле (Халифа) (Коран, 2:30), и все сущее предназначено для покорения им. Аллах наделил человека огромными возможностями и предоставил все, что потребно ему, в окружающем мире. Однако, для наилучшего использования щедрот Аллаха человек нуждается в Божественном руководстве. Аллах дал ему такое руководство в его совершенной форме в Коране и в учении Пророка Мухаммеда (Сунна). Это руководство является верным путем достижения успеха в этом мире и в загробной жизни. Ислам – это религия, это жизненный путь и движение за установление исламского порядка во всем мире. Именно в этом контексте верующие должны изучать и разрешать все проблемы повсеместно и во все времена.
    Единосущность Аллаха (Тохид) является основным постулатом ислама. Она подтверждает, что Аллах и только Аллах является нашим Создателем, Опорой, Руководителем и Господином; что нет никого, равного Ему; что Его воля и власть является верховной и охватывает всю вселенную; что Он является Законодателем, и Ему мы должны подчиняться и покоряться.
    Тохид имеет своим следствием единство Его творения. Он уничтожает все различия, основывающиеся на признаках расы, цвета кожи, касты, происхождения, богатства и власти. Он ведет к установлению взаимоотношений между человеческими существами на основе равенства. Он обеспечивает единство человека и природы, которые дополняют друг друга в миропорядке, созданном Аллахом.
    Единосущность Аллаха также означает единство жизни, которое ведет к уничтожению всех различий между духовным и физическим, религиозным и светским. В рамках этой концепции все устройство жизни управляется одним законом, и целью верующих становится реализация Божественной воли.
    С момента творения Аллах послал пророков, которые призваны донести человечеству Его послание. Мы почитаем несколько пророков, начиная с Адама и кончая Мухаммедом (да будет мир с ними). Он также открыл Книги Наставлений Пророкам Моисею, Давиду, Иисусу и Мухаммеду (да будет мир с ними). Коран, Книга, открытая Пророку Мухаммеду (да будет мир с ним), является последней и окончательной Книгой Наставлений, а Пророк Мухаммед (да будет мир с ним) является последним и окончательным Пророком, после которого не будет других.
    Коран – это слово Аллаха. В нем содержится Божественное откровение, неомраченное человеческими толкованиями любого рода. Он есть суть всех посланий, направленных ранее человечеству Аллахом. В нем воплощена основа ведения всех человеческих дел. Он содержит четкие критерии определения достойного и недостойного и принципов индивидуального и коллективного поведения мужчин и женщин. В нем содержатся предостережения человечеству, а также обещание поддержки и руководства для тех, кто ищет помощи Аллаха. Коран представляет собой путь – Прямой Путь (Сират-аль-мустаким) – который, если ему следуют, революционизирует жизнь и ведет к установлению порядка, основанному на правде, справедливости, добродетели и доброте.
    Человек, будучи Халифлом Аллаха, играет главную роль в этом мире. Ислам идеально подготавливает его для этой роли и дает ему руководство для развития его характера и установления справедливого общества. Для самоочищения от человека требуется возносить молитвы (Салат) пять раз в день. Молитвы укрепляют верность человека Аллаху, его приверженность истине и вдохновляют на труд для реализации своих идеалов.
    Молитва подкрепляется постом (Сом) в месяц Рамадан для внесения дисциплины и порядка в жизнь человека. Пожертвования (Закат) направляют мирское имущество человека на достижение Божественных целей в социально-экономической сфере.
    Вышеописанные средства направляют тело человека, его душу и имущество на службу добродетели, истине и справедливости. Также обязанностью мусульман, имеющих для этого возможности, является совершение паломничества (Хадж) один раз в жизни. Эта обязанность, среди прочих, является свидетельством единства мусульманского общества (Умма) – общества веры и символа единства человечества.
    Всеобщий порядок может быть создан только на основе всеобщей веры, а не служения богам по признаку расы, цвета кожи, принадлежности к определенной территории или имущественному состоянию. Идеал братства людей ищет и находит свою реализацию в исламе.
    Установление справедливости на земле является одной из основных целей, для исполнения которой Аллах послал Своих пророков и Свое откровение (Коран, аль-Хадид, 57:25). Все человеческие существа имеют права на все, что создано Аллахом, и посему щедроты Аллаха должны быть разделены поровну. Бедные и нуждающиеся имеют право на долю состояния богатых (Коран, ад-Дарият, 51:19). Религиозным долгом мусульман является направлять эти ресурсы на служение делу справедливости, проповедовать доброту и добродетель, а также искоренять зло и порок (Коран, аль-Имран, 3:110). Ресурсы, данные Аллахом, не должны становиться инструментами угнетения и эксплуатации в руках отдельного человека или части общества, или государства.
    Только указание Аллаха дарует легитимность правительствам, институтам и правителям, законная власть может устанавливаться только в соответствии с наказом, изложенным в Коране и в Сунне Пророка Мухаммеда (да будет мир с ним).
    Ислам требует от верующих активно стремиться к знаниям и расширять их, а также полностью утверждает интуитивные, рациональные и эмпирические способы достижения знаний. Он дарует всем человеческим существам право на достойную жизнь, свободу вероисповедания, свободу слова, перемещения и мысли и гарантирует право на сохранение законно приобретенных богатств.
    Любая система правления является исламской, пока она придерживается обязательных принципов, изложенных в Коране и в Сунне. Помимо этих обязательных требований допустима значительная гибкость форм, которые может принимать исламское правление. Именно благодаря этой гибкости ислам соответствует требованиям повсюду и во все времена.
    Целью исламского движения является не просто приход к власти любой ценой, но контроль за тем, чтобы государственные и общественные институты мобилизовывали свои силы на службу человечеству, следуя политике, которая способствует дальнейшему распространению четких целей ислама. Поэтому необходимо, чтобы направления исламской политики были сформулированы и воплощены на практике.
    Первостепенным долгом государства является установление справедливости во всех сферах жизни, а также воспитание и укрепление единства мусульманского общества (Умма). Эти цели могут быть достигнуты только, если сбудутся чаяния людей, жаждущих справедливости, и если различия в общественном положении, власти, богатстве и родственных связях не будут подрывать социально-политические процессы развития ислама.
    Между Аллахом и человеком не существует посредников. Руководство Аллаха доступно для всех в виде Его Книги, Корана, и жизненного примера Его Пророка, Сунны. Они четко оговаривают идеалы, ценности и принципы, необходимые человеку для построения своей личной и коллективной жизни на принципах истины и справедливости. Сама суть руководства соответствует потребностям изменяющегося времени, эволюция возможна в этих установленных рамках.
    Ислам нацелен на создание образцового общества. Его стратегией является формирование индивидуума в соответствии с заповедями ислама для организации и мобилизации его способностей в рамках социального движения во имя прогресса и развития и для установления Исламского Порядка путем построения общества и государства, выстраивания их институтов и политики, как на национальном, так и на международном уровне.
    Ислам, в первую очередь, нацелен на отдельного человека. Вдохновляя личность новым самосознанием (Иман), он способствует достижению социального развития. Обретая правосознание, приверженность истине и осознание долга (Муттаки), человек получает возможность изменять мир к лучшему.
    Ислам всегда подчеркивал важность общественных институтов, но четко указывал, что они не могут достигнуть наилучших результатов, если люди, управляющие ими, не прочно привержены исламу и не способны нести доверие, оказанное им.
    Люди, вдохновленные этими идеалами и обогащенные моральными принципами, становятся главной движущей силой в деле установления Исламского Мирового Порядка. Умма не должна быть пассивным свидетелем эксплуатации людей, либо преступлений тирании и несправедливости. Она призвана организовать себя в виде движения, направленного на социальные перемены и перестройку, и приходить на помощь угнетенным и преследуемым во всем мире. Ислам призывает верующих непрестанно бороться за утверждение воли Аллаха на земле. Он обязывает всех мусульман преодолевать любые препятствия, стоящие на пути достижения этой цели. Эта борьба известна как Джихад.
  7. Кризис современной цивилизации
    Глубокую озабоченность вызывает то, что современный мир переживает период глубокого кризиса, угрожающего человеческой цивилизации. Дело не в том, что человеку недостает ресурсов, необходимых для поддержания высокого уровня культуры и достойной жизни. Угроза цивилизации исходит от того, что человек в наши дни не имеет возможности в полной мере и правильно использовать огромные ресурсы, обретенные им. С помощью науки, технологии и экономической мощи он достиг впечатляющего материального прогресса, но не смог достичь братства, справедливости и благочестия. Исторические эксперименты со светскими системами, такими как капитализм и коммунизм, не смогли привести к созданию справедливого и гуманного общества, к которому стремился человек, и во имя которого столь многое было принесено в жертву.
    Капиталистическая система неизбежно приводит к эксплуатации бедных и установлению гегемонии богатых и привилегированных. Это явилось основной причиной возникновения различных форм империализма.
    Коммунистическая система, являясь светской альтернативой капитализму, рассматривает проблемы общества в материалистическом аспекте, жертвуя всеми свободами для осуществления своей политики. Она ведет к жесткой регламентации всех сторон жизни и авторитаризму, а государственная монополия на средства производства приводит к созданию бюрократического контроля над помыслами и инициативой и к возникновению новой олигархии.
    Как капитализм, так и коммунизм оказались не способны создать сбалансированное общество, в котором гармонично достигались бы стремления к свободе, справедливости, уважению индивидуальности и социально-экономической эффективности. Империалистические системы – как капиталистического, так и коммунистического типа – стремятся контролировать весь мир за счет безжалостной экономической и политической эксплуатации, зачастую прикрывающейся привлекательными лозунгами и ярлыками.
  8. Основа Исламского Порядка
    1 Государственная политика
    Мусульмане привержены искреннему и эффективному следованию руководящим принципам государственной политики, как это было заповедано Аллахом и Его Пророком, которые включают следующее:
    (a) Шариат является высшим законом мусульманского общества, он должен применяться во всей своей полноте во всех аспектах жизни. Каждая мусульманская страна должна недвусмысленно сделать Шариат критерием, согласно которому оценивается публичное и частное поведение всех – как правителей, так и подданных, – и который служит основным источником всего законодательства страны.
    (b) Политическая власть должна осуществляться в рамках Шариата. Она не является действительной или осуществимой, кроме как посредством общества и от его имени через процедуру взаимного согласия (Шура). Никто не уполномочен присваивать себе право управлять по собственному усмотрению.
    (c) Обязанностью и правом каждого является участвовать в политическом процессе, политическая власть должна вручаться тем, кто ее достоин в соответствии с исламскими критериями знания, доверия и способности.
    (d) Вся политическая власть, будь то законодательная, исполнительная или судебная, осуществляется в пределах, установленных Аллахом и Его Пророком, для продвижения и укрепления ценностей, проповедуемых исламом.
    (e) Повиновение законно сформированной власти обязательно для людей, пока эта власть находится в согласии с правилами Шариата.
    (f) Все лица, облеченные властью, связаны правилами Шариата, как в отношении их личного, так и общественного поведения.
    (g) Все граждане равны перед законом.
    (h) Народ имеет право оспаривать решения своих правителей, а также искать и находить средства исправления ошибок, допущенных ими.
    (i) Права людей на жизнь, свободу, честь и имущество, как это гарантировано Аллахом и Его Пророком, ни при каких обстоятельствах не могут упраздняться или ограничиваться.
    (j) Гражданские и религиозные права меньшинств должны подтверждаться и защищаться.
    2 Экономическая политика
    Исламская экономическая система основывается на социальной справедливости, законности, умеренности и сбалансированности взаимоотношений. Она является универсальной системой, воплощающей вечные ценности, которые призваны охранять права человека, вместе с тем постоянно напоминая ему о его обязанностях по отношению к самому себе и обществу. Она запрещает все формы эксплуатации и возвеличивает труд, поощряя человека зарабатывать на жизнь честными способами и тратить заработанное рациональным образом. Ее основополагающими чертами являются:
    (a) Все природные ресурсы являются доверительной собственностью (Амана), предоставленной Аллахом, а человек – индивидуальным и коллективным хранителем (Мустаклиф) этих ресурсов. Экономические усилия человека и его вознаграждение определяются в контексте этой схемы доверительного управления.
    (b) Богатство должно приобретаться за счет приложения усилий и законными способами. Оно подлежит сохранению, сбережению и использованию только теми способами, которые разрешены Аллахом и Его Пророком.
    (c) Богатство должно справедливо распределяться. Если персональное богатство удовлетворяет законные потребности своего обладателя, излишек должно направлять на удовлетворение нужд других.
    (d) Все ресурсы, доступные человеку в целом и Умма в частности, должны всегда оптимально использоваться; никто не имеет права стяжать их или оставлять их неиспользованными, либо распылять их или использовать произвольно – это относится как к отдельному человеку, так и к обществу или государству.
    (e) Развитие является насущной потребностью, и участие в экономической деятельности обязательно для каждого мусульманина. Он должен упорно трудиться и всегда стремиться производить больше потребного для персональных нужд, поскольку только в этом случае он сможет участвовать в процессе Закат и вносить свой вклад в обеспечение благополучия других.
    (f) Каждый работник, будь то мужчина или женщина, имеет право на справедливое возмещение за свой труд. Не должно быть дискриминации по признаку расы, цвета кожи, религии или пола.
    (g) Обретение богатства и производство товаров должно быть законным с точки зрения правил Шариата. Ростовщичество (Риба), азартные игры, стяжание и т.д. являются запрещенными источниками дохода.
    (h) Принципы равенства и братства требуют справедливого распределения ресурсов как в процветании, так и в нужде; Закат, Садакат, аль-Афв и наследование – вот некоторые способы равномерного распределения богатства и ресурсов в обществе.
    (i) Те, кто не способен заботиться о себе, в силу постоянной или временной недееспособности, имеют право на долю в богатстве общества. Они находятся под опекой общества, которое должно гарантировать удовлетворение их основных потребностей в пище, одежде, крове, образовании и здравоохранении, при этом все эти блага должны предоставляться всем недееспособным, невзирая на возраст, пол, цвет кожи или религиозную принадлежность.
    (j) Экономическая мощь Умма должна строиться таким образом, чтобы внутри Умма процветало взаимодействие и сотрудничество при обеспечении максимальной самодостаточности.
    3 Политика в области образования
    Образование является краеугольным камнем исламской системы. Стремление к знаниям, включая совершенствование в искусстве, ремесле и профессиях, обязательно для всех мусульман. Вот некоторые основополагающие принципы исламской политики в области образования:
    (a) В обществе должно обеспечиваться всеобщее базовое образование для всех мужчин и женщин, при этом соответствующая доля национальных ресурсов должна предоставляться для этой цели.
    (b) Целью образования является воспитание людей, проникнутых учением и духом ислама, которые способны удовлетворять все экономические, социальные, политические, технологические, физические, интеллектуальные и эстетические потребности общества.
    (c) Два параллельных направления светского и религиозного образования, преобладающие сегодня в Мусульманском Мире, должны сливаться воедино для того, чтобы доносить исламские представления до вовлеченных в процесс образования, и для предоставления им возможности перестраивать человеческое сознание – во всех его формах – на базе основополагающих принципов ислама.
    4 Социальная политика
    Социальные институты мечети, семьи, местной общины, социальных консультативных органов, социально-экономических кооперативов и т.д. являются неотъемлемой частью исламской системы и должны основываться и развиваться на исламских принципах братства (Укхувва) и взаимопомощи (Такафул). Основополагающими целями исламской социальной политики являются:
    (a) Подтверждение, соблюдение и укрепление чести и достоинства человека.
    (b) Защита и укрепление семьи в качестве основной ячейки общества, уделяя особенное внимание доброму отношению и уважению к родителям.
    (c) Предоставление женщинам всей полноты прав – юридических, социальных, культурных, экономических, образовательных и политических, – которые гарантируются им исламом.
    (d) Самодостаточность, взаимное согласие, социальная сплоченность и сотрудничество во всех аспектах национальной жизни.
    5 Оборонная политика
    Защита ислама и мусульманских стран является священным долгом всех мусульман. Хотя ислам выступает за мир, он также призывает мусульман быть всегда готовыми к отражению агрессии. Для выполнения этого долга мусульманские страны обязаны:
    (a) Максимально развивать свой оборонный потенциал.
    (b) Стремиться к скорейшему достижению самодостаточности в производстве средств обороны.
    (c) Развивать как можно более тесное взаимодействие во всех областях оборонного сотрудничества.
    (d) Рассматривать агрессию против любой мусульманской страны в качестве агрессии против всего мусульманского мира.
  9. Сотрудничество между мусульманскими государствами
    Дальнейшее сотрудничество между мусульманскими государствами требует:
    (a) Мусульманский мир должен создать Исламский фонд взаимопомощи (Баитул Мал), при посредстве которого должно оказываться содействие мусульманским странам.
    (b) Мусульманский мир должен создать свои собственные валютные резервы и предпринять скорейшие шаги к организации общей валютной системы.
    (c) Необходимо создание общего рынка мусульманских стран.
    (d) Мусульманский мир должен создать свои собственные институты для контроля и управления “сектором услуг”, т.е. банковские, страховые, туристические, экспедиторские, транспортные, рекламные и маркетинговые организации и т.д.
    (e) Мусульманский мир должен координировать производственную политику и согласованные программы для улучшения и развития технологий и качества сельскохозяйственного и промышленного производства в различных странах. Главными целями в этой области должны являться:
    (i) Создание достаточных сельскохозяйственных мощностей и продовольственных резервов.
    (ii) Производство сырья для потребления в промышленном секторе.
    (iii) Рационализация развития промышленности, в особенности отраслей тяжелой промышленности и базовых отраслей, для обеспечения самодостаточности мусульманского мира в области средств производства и поставок вооружений, использующихся для обороны.
    (f) Мусульманский мир должен сформулировать единый подход для обеспечения справедливых и стабильных цен на сырье и природные ресурсы. Он должен иметь полную независимость в отношении их производства, ценообразования, продвижения на рынок и использования. Мусульманские государства также должны создать общий фонд для обретения возможности осуществления эффективных рыночных интервенций и ценовой поддержки.
    (g) Мусульманский мир должен стремиться к фундаментальной перестройке существующей международной денежно-экономической системы с тем, чтобы ее функционирование было справедливым в отношении развивающихся стран и обеспечивало им соответствующее участие в принятии решений.
    (h) Мусульманские государства должны основать Мусульманский международный суд, призванный разрешать и/или выносить приговор по всем межгосударственным спорам.
    (i) Мусульманские государства должны организовать Постоянную комиссию для выработки информационной и образовательной политики для мусульманского мира в целом, они также должны развивать весь спектр технологий и производственных мощностей в секторе средств массовой информации.
    (j) Мусульманский мир должен проявлять активный интерес к благосостоянию мусульманских меньшинств в немусульманских странах. Он должен следить за тем, чтобы они не лишались прав человека и пользовались полной свободой на ведение мусульманского образа жизни.
    (k) Будучи языком Корана, арабский язык должен развиваться в качестве общего языка мусульманского сообщества (Умма), все усилия должны направляться на достижение этой цели.
  10. Освобождение мусульманских стран
    Покорение мусульман и оккупация их стран в определенных частях мира вызывает нашу самую серьезную озабоченность. Самым болезненным является захват и оккупация священного города Иерусалима (аль-Кудус). Священным долгом Умма является его полная мобилизация и неустанная борьба за освобождение Иерусалима и всех других мусульманских стран.
  11. Единство общества (Умма)
    Народы мусульманского мира должны способствовать тому, чтобы их правительства приняли эти основы в качестве принципов государственной политики, за которыми должны последовать законодательные договорные обязательства, ведущие к большему единению Умма, как это предусмотрено исламом.
    ДЕКЛАРАЦИЯ И РЕЗОЛЮЦИЯ
    Действия Уммы, разделенной на национальные государства, в настоящее время разобщены, поскольку:
    (a) Несмотря на публичные декларации приверженности исламу, исламские принципы не были воплощены в жизнь народов и институтов этих стран.
    (b) Реальная власть по большей части находится в руках людей, чьи сердца не проникнуты учением ислама и духом мусульманской солидарности, и которые стремятся поставить собственные интересы выше интересов мусульманского Умма.
    (c) Огромные ресурсы Умма по большей части растрачиваются впустую. Во многих случаях они используются для целей, которые Коран считает незаконными и аморальными. Вместо использования для устранения экономических диспропорций и социальной несправедливости внутри Умма богатства используются на благо сил, враждебных исламу и мусульманскому Умма.
    Поэтому мы заявляем, что цели Исламского Порядка могут быть достигнуты только ЕСЛИ:
    (a) Мусульманское Умма посвятит себя делу претворения в жизнь принципов ислама на индивидуальном и коллективном уровне, упразднит все формы господства, эксплуатации, все различия и виды дискриминации, а также все неисламские системы, законы и обычаи, которыми проникнуто мусульманское общество.
    (b) Истинно исламские лидеры появятся во всех областях мусульманского Умма; они должны быть способны руководить людьми за счет силы своих моральных качеств, а не путем принуждения, обмана или манипулирования; они должны испытывать доверие к своему народу, и народ должен доверять им; они должны считать себя подотчетными Умма и прежде всего Аллаху.
    Под таким вдохновенным руководством и при условии строгой приверженности исламским принципам мусульмане всего мира смогут объединиться в одно органичное сообщество и смогут воплотить заветы Аллаха в жизнь.
    О народы мусульманской Уммы, в каждой мусульманской стране, где существующий порядок не полностью соответствует учению ислама, вашим священным долгом является борьба за перемены.
    О народы мусульманской Уммы, будьте тверды и прилагайте максимальные усилия во исполнение вашей обязанности в деле построения истинно исламского общества.
    Да поможет нам Аллах, наилучший Защитник и Помощник.
  12. ВСЕОБЩАЯ ИСЛАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
    Принята 19 сентября 1981 года Исламским советом Европы в Париже.
    Четырнадцать веков назад ислам дал человечеству идеальный кодекс прав человека. Цель этих прав – придать честь и достоинство человечеству и уничтожить эксплуатацию, угнетение и несправедливость. Права человека в исламе сильно укоренились благодаря убеждению, что Аллах и только Аллах является Творцом закона (шариата) и источником всех прав человека. Ввиду их божественного происхождения никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом. Также как никто не может поступиться ими.
    Права человека в исламе являются составной частью всего исламского порядка и все мусульманские правительства и органы обязаны выполнять их в соответствии с их буквой и духом в рамках этого порядка. К несчастью, права человека безнаказанно попираются во многих странах мира, в том числе и в исламских. Эти вопиющие нарушения очень тревожны и будят совесть растущего числа людей во всем мире. Я искренне желаю, чтобы эта Декларация прав чселовека дала мощный импульс мусульманским народам по-прежнему стойко с мужеством и решимостью зашишать права, дарованные им Аллахом.
    Настоящая Декларация прав человека – это второй основополагающий документ, опубликованный Исламским советом в ознаменованиее начала 15 века исламской эры, а первым была Всеобщая исламская декларация, объявленная на международной конференции, посвященной пророку Мухаммеду и его посланию, проходившей в Лондоне с 12 по 15 апреля 1980 года. Всемирная исламская декларация прав человека основывается на Коране и Сунне и разработана видными мусульманскими эрудитами и юристами, а также представителями исламских движений и течений мысли. Да вознаградит их Аллах за их усилия и да выведет на прямой путь.
    Генеральный секретарь Салем Аззам.
    Преамбула.
    Считая, что вековое стремление людей к более справедливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, развиваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угнетения, эксплуатации и лишений, далеко не удовлетворено,
    Считая, что щедрое изобилие средств экономического существования, которое божественное милосердие ниспослало человечеству, в настоящее время расходуется расточительно или в них несправедливо и неравномерно отказано жителям Земли,
    Считая, что Аллах дал человечеству через свои откровения в Коране и Сунне прочную юридическую и моральную основу, позволяющую создавать и регулировать институты и человеческие отношения,
    Считая, что права человека, предписанные божественным законом, имеют цель придать достоинство и честь человечеству, а также уничтожить гнет и несправедливость,
    Считая, что в силу их божественных источников и освящения эти права не могут быть ни ограничены, ни отменены, ни нарушены ывластями, ассамблеями или другими институтами, также как нельзя от них отречься или отказаться,
    В соотвествии с чем мы, мусульмане,
    Верующие в Аллаха, милостливого и милосердного Творца, опору, господина мироздания, единственного проводника человечества и начало всякого закона,
    Верующие в наместничество (халифат) человека, который был создан, чтобы выполнить волю Аллаха на Земле,
    Верующие в мудрость божественных наставлений, переданных пророками, чья миссия достигла апогея в заключительном божественном послании, переданном пророком Мухаммедом всему человечеству,
    Верующие в то, что рациональность сама по себе, без света откровения Аллаха, не может быть надежным руководством в делах человечества и не может дать духовную пищу душе человеческой, и зная, что предписания ислама являются квинтэссенцией божественной заповеди в законной и совершенной форме, считаем своим долгом напомнить человеку о высоком положении и достоинстве, которые ниспослал ему Аллах,
    Верующие в приглашение всему человечеству приобщиться к посланию ислама,
    Верующие в то, что в соответствии с нашим древним союзом с Аллахом наши обязанности имеют приоритет над нашими правами и что каждый из нас имеет священное право распространять наставления ислама словами, делами и всеми мирными средствами, а также применять их не только в своем собственном существовании, нои в обществе, которое нас окружает,
    Верующие в нашу обязанность установить исламский порядок:
  13. где все человеческие существа будут равны и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к другим расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от своего происхождения и языка,
  14. где все человеческие существа рождены свободными,
  15. где рабство и каторжный труд запрещены,
  16. где созданы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества,
  17. где правители и управляемые одинаково отвечают перед законом и равны перед ними,
  18. где подчиняются лишь тем приказам, которые согласуются с законом,
  19. где любая земная власть должна рассматриваться как священная и данная на время, предписанное законом, и должна осуществляться в соответствии с ним и установленными им приоритетами,
  20. где все экономические ресурсы расматриваются как божественные благоволения, предоставленные человечеству, которыми все могут пользоваться согласно правилам и ценностям, изложенным в Коране и Сунне,
  21. где все общественные дела решаются и ведутся, а административная власть осуществляется после совета (шура) с верующими, которые уполномочены участвовать в принятии решения, не противоречащего закону и общественному благу,
  22. где каждый выполняет обязанности в соответствии со своими способностями и соразмерно с этим несет ответственность за свои поступки,
  23. где каждый может быть уверен в том, что в случае нарушения его прав будут приняты меры, предусмотренные законом,
  24. где никто не может быть лишен прав, гаранитрованных ему законом, кроме как в соответствии в данным законом и в той мере, в какой позволено законом,
  25. где каждый имеет право предпринять юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества в целом либо против одного из его членов,
  26. где будут предприняты все усилия для того, чтобы
    а). избавить человечество от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения,
    б). гарантировать каждому безопасность, достоинство и свободу в условиях, методами и в границах, установленных законом.
    Настоящим подтверждаем, что, будучи служителями Аллаха и членами всемирного братства ислама, в начале пятнадцатого века исламской эры мы обязуемся обеспечивать неприкосновенные и неотъемлимые права человека, сформулированные ниже и рассматриваемые нами как предписанные исламом.
    Статья 1. Право на жизнь.
  27. Человеческая жизнь священна и неприкосновенна и должны предприниматься все усилия для ее защиты. В частности, никто не должен подвергаться ранению или быть предан смерти, кроме как властью закона.
  28. После смерти, как и при жизни, неприкосновенным остается священный характер тела человека. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью.
    Статья 2. Право на свободу.
  29. Человек рождается свободным. Не должно быть никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда это требует применение закона.
  30. Любой человек и любой народ имеют неотъемлимое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц или народов в этой борьбе.
    Статья 3. Право на равенство и недопущение никакой дискриминации.
  31. Все люди равны перед законом и имеют право на равные возможности и на одинаковую защиту закона.
  32. Вес люди должны получать равную плату за равный труд.
  33. Никому нельзя отказать в возможности работать, никто не должен быть жертвой дискриминации или подвергаться еще большему физическому риску под единственным предлогом различия в религиозных верованиях, цвете кожи, расе, происхождении, поле или языке.
    Статья 4. Право на справедливость.
  34. Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обходились в соответствии с законом и только в соответствии с законом.
  35. Любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против этой несправедливости. Он должен иметь право обратиться в предусмотренном законом порядке к властям в случае нанесения ему необоснованного ущерба. Он имеет право защищаться в случае, если ему предъявлено обвинение и добиваться справедливого решения независимого суда в случае спора с государственными властями или любым лицом.
  36. Любое лицо имеет право и долг защищать права любого другого лица или всей общины.
  37. Никто не должен подвергаться дискриминации за стремление защищать свои частные и общественные права.
  38. Каждый мусульманин имеет право и долг отказаться выполнить приказ, противоречащий закону, от кого бы ни исходил этот приказ.
    Статья 5. Право на справедливый судебный процесс.
  39. Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения и понести наказание, если доказательство вины не было признано независимым судом.
  40. Никто не должен быть признан виновным до справедливого судебного процесса и если не были представлены разумные возможности защищаться.
  41. Наказание должно назначаться в соответствии с законом, пропорционально тяжести правонарушения и с учетом обстоятельств, при которых оно было совершено.
  42. Никакой поступок не должен рассматриваться как преступление, если это ясно не определено в тексте закона.
  43. Всякий индивид отвечает за свои поступки. Ответственность за преступление не может распространяться на других членов семьи или группы, которые не замешаны ни прямо, ни косвенно в совершении данного преступления.
    Статья 6. Право на защиту против превышения власти.
    Всякий человек имеет право на защиту от произвола со стороны официальных органов. Он не должен оправдываться, кроме случаев защиты от предъявленных ему обвинений или когда он оказывается в таком положенгии, которое могло бы вызвать обоснованное подозрение о его участии в преступлении.
    Статья 7. Право на зищиту от пыток.
    Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, насилию с целью получения признания в совершении преступления, принуждению соглашаться с действиями, приносящими вред его интересам.
    Статья 8. Право на защиту чести и репутации.
    Всякий человек имеет право защищать свою честь и репутацию от клеветы, необоснованных обвинений и умышленных попыток диффамации и шантажа.
    Статья 9. Право убежища.
  44. Всякий преследуемый ил угнетаемый человек имеет право на убежище и пристанище. Это право гарантируется для любого человека, независимо от расы, религиозной принадлежности, цвета кожи или пола.
  45. Аль-Масджид аль-Харам (Священный дом Аллаха) в Мекке является убежищем для всех мусульман.
    Статья 10. Права меньшинств.
  46. Принцип Корана “в религии нет принуждения” должен определять религиозные права немусульманских меньшинств.
  47. В исламской стране религиозные меньшинства для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь возможность выбора между исламским законом и их собственными законами.
    Статья 11. Право и обязательное участие в управлении делами общества.
  48. Как предусмотрено законом, любой член общины имеет право занимать государственную должность.
  49. Процесс свободной консультации является основой административных отношений правительства с народом. В соответствии с этим принципом народ также имеет право выбирать и смещать своих правителей.
    Статья 12. Право на свободу совести, мысли и слова.
  50. Любой человек имеет право выражать свои права и убеждения в рамках, предусматриваемых законом. Напротив, человек не имеет права распространять ложь, сведения, которые могут оскорблять общественные приличия, клевету, наносить вред репутации других лиц.
  51. Поиски знания и правды являются не только правом, но и обязанностью всякого мусульманина.
  52. Всякий мусульманин имеет право и обязан защищаться и бороться против притеснений в рамках, установленных законом, даже если это приводит к оспариванию решений высших государственных властей.
  53. Не должно быть никаких препятствий распространению информации при условии, чо она не угрожает безопасности общества или государства и не выходит за рамки, установленные законом.
  54. Никто не должен ни презирать, ни осмеивать религиозные убеждения других лиц, ни способствовать общественной враждебности по отношению к ним. Уважение религиозных чувств других обязательно для всех мусульман.
    Статья 13. Право на свободу вероисповдеания.
    Всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями.
    Статья 14. Право на свободу собрания.
  55. Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участвовать в религиозной, общественной, культурной и пллитической жизни своей общины и создавать институты и органы, предназначенные для определения того, что хорошо и противодействия тому, что плохо.
  56. Всякий человек имеет право создавать институты, позволяющие осуществить его права. Коллективно община обязана создать условия, дающие возможность полного развития личности ее членов.
    Статья 15. Экономический порядок и вытекающие из него права.
  57. В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами. Это блага, данные Аллахом в интересах всего человечества.
  58. Все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом.
  59. Всякий человек обладает правом собственности, которой он владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств в общественных интересах законна.
  60. Бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом и выделяемую в соответствии с законом.
  61. Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины. Запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться.
  62. Для обеспечения развития сбалансированной экономики и для защиты общества от экплуатации исламский закон запрещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы.
  63. Разрешены вес виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины и не нарушают исламские законы и ценности.
    Статья 16. Право на защиту собственности.
    Никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает общественным интересам. Экспроприация возможна при условии уплаты справедливой компенсации.
    Статья 17. Статус и звание трудящихся.
    Ислам чтит труд и человека труда и повелевает мусульманам относиться к труженику безусловно по справедливости и с великодушием. Он должен не только регулярно получать заработанное, но и иметь право на достаточный отдых и досуг.
    Статья 18. Право на социальное обеспечение.
    Всякий человек имеет право на пищу, жилье, одежду, образование и на медицинское обслуживание в зависимости от ресурсов общины. Эта обязанность общины распространяется в особенности на всех тех, кто не может обеспечить себя сам в силу временной или постоянной недееспособности.
    Статья 19. Право на создание семьи и связанные с этим вопросы.
  64. Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соответствии со своей религией, своими традициями и культурой. Всякий супруг обладает этими правами и привилегиями и подчиняется обязательствам, установленным законом.
  65. Каждый из супругов имеет право на уважение и почитание со стороны другого.
  66. Всякий супруг обязан содержать свою супругу и детей в соответствии со своими средствами.
  67. Всякий ребенок имеет право быть на иждевении родителей и расти в семье. Запрещается заставлять работать маленьких детей и подвергать их нагрузкам, вредным для собственного развития.
  68. Если в силу каких-либо причин родители не способны выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, общине надлежит выполнять эти обязанности за счет общественных ресурсов.
  69. Всякий человек имеет право на материальную поддержку, также как и на заботу и защиту семьи в детстве, в старости и в случае недееспособности. Родители имеют право на материальную поддержку, также как и на заботу и защиту со стороны детей.
  70. Материнство имеет право на уважение, заботу и особую помощь со стороны семьи и общественных органов общины.
  71. В семье мужчины и женщины должны разделить менжду собой обязанности и ответственность сообразно с их полом, способностями, талантами, природными склонностями, учитывая их общую ответственность перед детьми и родителями.
  72. Никто не может вступить в брак против своей воли, утратить полностью или частично свое юридическое лицо вследствие вступления в брак.
    Статья 20. Права замужней женщины.
    Всякая замужняя женщина имеет право:
    a) Жить в доме, где живет ее муж.
    b) Получать средства, необходимые для поддержания такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее супруга, а в случае развода получать в течение периода законного ожидания содержание, соответствующее средствам ее мужа, для себя самой, также как и для детей, которых она кормит и воспитывает, все пособия, независимо от ее собственного финансового положения, ее собственных доходов или имущества, которым оан могла бы владеть полностью.
    c) Потребовать и получить расторжение брака в соответствии с положениями закона, это право дополняет ееправо требвоать развода через суд.
    d) Наследовать мужу, родителям, детям и другим лицам, породненным в соответствии с законом.
    e) На строгое соблюдение мужем или бывшим мужеем, если она разведена, конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам. И такая же обязанность лежит на ней по отношению к супругу или бывшему супругу.
    Статья 21. Право на образование.
    a) Всякий человек имеет право получать образование в зависимости от своих природных способностей.
    b) Всякий человек имеет право свободы выбора профессии и карьеры, получения возможностей для полного развития своих природных способностей.
    Статья 22. Право на личную жизнь.
    Всякий человек имеет право на защиту своей личной жизни.
    Статья 23. Право на свободу перемещения и местожительства.
  73. Учитывая то, что мир ислама представляет собой подлинно всемирную мусульманскую общину, любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульманскую страну и на свободный выезд из нее.
  74. Никто не должен подвергаться принуждению покинуть страну, где он живет, а также незаконной депортации из нее.
  75. КОНСТИТУЦИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА.
    Принята 10 декабря 1983 года Исламским советом Европы в Лондоне.
    Современный исламский мир проходит через период творческого напряжения. Напряжения, потому что существующее положение дел на личном, коллективном и государственном уровнях, как правило, расходятся с принципами и нормами ислама. Творческое – потому что это напряжение освободило силы положительные и достаточно сильные, чтобы породить в мусульманском мире всплеск, направленный на ислам как на маяк в изменении личной и социальной жизни.
    Толчком к современному исламскому возрождению является убежденность людей в том, что ислам соответствует любой эпохе, вера и приверженность исламу как наиболее решающей силе в изменении личности и коллектива, их разочарование светскими идеологиями и их твердая решимость строить свое общество на принципах ислама.
    Формы коллективной организации были заимствованы со времен колониализма и основаны на ценностях чуждых цивилизаций. Они дезинтегрируют, поскольку приспособлены для того, чтобы служить интересам заграничных сил. Сейчас серьёзно ищут новые формы социально-политической организации, которые отвечали бы исламским ценностям и принципам, и могли бы отвечать требованиям нашего времени.
    Коран провозгласил не только моральные нормы и правила для личной, семейной и социальной жизни, но и ряд гражданских, коммерческих, уголовных, конституционных и международных законов и принципов юридического поведения. Пока не будет исламского государства, части шариата будут оставаться в состоянии ожидания. Если бы мусульманские народы были заставлены жить в условиях чуждого правления, неиспользование исламских законов и преобладание таких форм и схем правления, которые противоречат нормам Корана и Сунны были бы понятны. Но существование этого положения вещей даже после политической независимости не может быть оправдано.
    Ислам создал исламское государство – социальный строй, в котором все его части должны быть реализованы одновременно – и опоясаны всеохватывающим набором божественных требований для всех времен. Они составляют конституцию государства и отражают цели всего человеческого общества, которые не могут быть достигнуты без создания исламского государства. Такое исламское государство может быть определено просто как государство, основанное на Коране и Сунне пророка Магомета и с шариатом в основе во всех его проявлениях.
    Считая это своим долгом, Исламский совет, в ответ на исламское возрождение, провозгласил раньше две важные декларации:
  76. Всеобщую исламскую декларацию.
  77. Всеобщую исламскую декларацию прав человека.
    Сейчас она представляет третий документ этой серии: модель Исламской конституции. Эта модель содержит основополагающие элементы и принципы Исламской конституции. Подробности и детали, относящиеся к конкретным формальным, техническим и процедурным моментам, умышленно были оставлены на разработку отдельными государствами с учетом их собственных потребностей и предпочтений.
    Тем не менее, наверное, стоит очертить наиболее важные принципы, на которых была построена данная модель:
  78. Подчинение единственно Аллаху, что практически можно реализовать только через верховенство шариата, то есть нужно сделать шариат конституцией и законом государства.
  79. Человеческое достоинство как халифа (наместника) Аллаха на Земле.
  80. Человеческое равенство, которое не оставляет место племенному строю, расизму или шовинизму.
  81. Строгое подчинение Исламскому кодексу прав человека, неотъемлемому благодаря его божественной природе и который не может нарушаться никаким правителем.
  82. Справедливость (которая защищает права и обязанности человека), смягченная жалостью (которая проповедует доброту) как основа отношений между людьми, а также безопасности и стабильности общества.
  83. Шура как метод управления и как процесс формулирования политики, принятия решений, и реализации власти.
  84. Единство уммы, основанной на общей вере и доверии как шаг на пути к достижению всеобщего братства человека.
    Создание этого документа – результат длительного труда многих выдающихся мусульманских ученых, юристов, политиков и представителей Исламских движений. Исламский совет выражает им свое сердечное признание за искренней и отданный тяжелый труд. Их награда в Аллахе. Мы молим его во всей смиренности благословить эти старания и направить умму на истинный путь.
    Преамбула.
    Так как ислам – это завершенный кодекс жизни, подходящий для всех людей и всех эпох и власть Аллаха универсальна и вечна и руководит каждым аспектом человеческого поведения и жизни,
    Так как каждый индивид имеет свое собственное достоинство,
    Так как все возможности, личные и коллективные, и вся власть – это вера, которая должна соответствовать условиям, установленным шариатом, чтобы соответствовать требованиям для исполнения божественных обещаний жизни, свободной от недостатков и гнета, и благословленная гармонией, обилием, безопасностью, здоровьем и исполнением,
    Признавая, что установление социального строя, основанного на исламе и его принципах, требует полного применения шариата в конституции и в законе, и что каждая личность в условиях этого строя сможет предпринимать и исполнять свой долг по отношению к себе, своей стране и всему человечеству,
    Мы, народ ______, обязуемся основными ценностями нашего социально-политического строя сделать следующее:
  85. Подчинение единственно Аллаху.
  86. Свобода, управляемая ответственностью и дисциплиной.
  87. Справедливость, смягченная жалостью.
  88. Равенство, усиленное братством.
  89. Единство в разнообразии.
  90. Шура, как метод управления.
    Мы, народ __, путем проведения референдума, ________, принимаем решение утвердить эту конституцию, обязуясь исполнять вышеуказанные принципы и соглашение делать все, что в наших силах, чтобы верно исполнять наши обязанности в соответствии с ними. И да будет Аллах нашим свидетелем.
    Глава первая. Основы государственной власти и общества.
    Статья 1.
    а). Суверенитет принадлежит одному Аллаху и шариат её вершина.
    б). Шариат – включая Коран и Сунну – источник законодательства и политики.
    в). Власть – это доверие, которое люди реализуют согласно шариату.
    Статья 2.
    – это часть мусульманского мира и мусульмане ______ – неотделимая часть уммы.
    Статья 3.
    Государство и общество основываются на следующих принципах:
    а). Верховенство шариата и его правил во всех его проявлениях,
    б). Шура как метод правления,
    в). Вера, что во Вселенной все принадлежит Аллаху и является Его благословлением человечеству и имеет право на частицу божественного изобилия,
    г). Вера, что все природные ресурсы – это доверие Аллаха и что человек в отдельности и в коллективе – хранитель этих ресурсов. Экономические труды человека и его вознаграждение определяются в рамках этого доверия,
    д). Неизбежность исламского кодекса прав человека и обязательство поддерживать и защищать угнетенных в любой точке Земного шара,
    е). Самым важным является интеграция исламской личности в общество через исламское образование, культурную программу, СМИ и др.,
    ж). Предоставление возможностей работы всем работоспособным членам общества и гарантия предоставления инвалидам, больным и старым всего необходимого для жизни,
    з). Предоставление бесплатных общественных услуг: здравоохранение, образование, культура, социальная защита,
    и). Единство уммы и непрерывная работа во имя её реализации.
    Глава вторая. Обязанности и права.
    Статья 4.
    а). Человеческая жизнь, достоинство и свобода священны и неприкосновенны. Никто не может быть поврежден или убит, кроме как волей Аллаха.
    б). Как в жизни, так и после смерти, святость человеческого тела и чести неприкосновенна.
    Статья 5.
    а). Никто не может быть подвержен телесным либо умственным мучениям или угрозам унижения или угрозам травм ему или кому-либо из его родственников или кому-либо еще дорогому для него. Также не может он быть заставлен признаться в совершении преступления или быть вынужден делать что-либо, наносящее вред его или чьим-либо еще интересам.
    б). Мучение – это преступление и должно наказываться независимо от того, сколько времени прошло.
    Статья 6.
    а). Каждый человек имеет право на неприкосновенность в личную жизнь.
    б). Право на защиту жилища, приватность переписки и общения гарантируется и не может нарушаться, кроме как путем в случаях, установленных законом.
    Статья 7.
    Каждый человек имеет право на еду, жильё, одежду, образование и медицинскую помощь. Государство должно обеспечивать этим всех в равной степени соотвественно своим ресурсам.
    Статья 8.
    Каждый человек имеет право на свои мысли, мнения и верования. Он также имеет право высказывать их, если это не выходит за рамки, предписанные законом.
    Статья 9.
    а). Все люди равны перед законом и должны защищаться законом в равной степени.
    б). Все люди с равными достоинствами имеют право на равные возможности и одинаковые зарплаты за одинаковую работу. Никто не может быть дискриминирован и никому не может быть отказано в работе на основании его религиозных убеждений, цвета, расы, происхождения или языка.
    Статья 10.
    а). К каждому человеку должны относиться согласно законуа.
    б). Все законы о наказании должны применяться на будущее время и не должны иметь обратной силы.
    Статья 11.
    а). Деяние не может быть квалифицировано как преступление и никакое наказание не может быть предусмотрено за его совершение, если только это не предусмотрено законом.
    б). Каждый индивид отвечает за свои поступки. Ответственность за преступление не может быть перенесена на других членов семьи или группу лиц, которые непосредственно или косвенным образом вовлечены в совершение преступления.
    в). Каждый индивид считается невиновным до тех пор, пока он не будет признан виновным решением суда.
    г). Никакой индивид не считается виновным до тех пор, пока не состоится суд и этому индивиду будет дана возможность защищать себя.
    Статья 12.
    а). Каждый индивид имеет право на защиту государства от травли и преследований. Ни один индивид не должен отчитываться за себя перед кем-либо, кроме тех случаев, когда он вынужден защищаться от выдвинутых против него обвинений или если он оказался в ситуации, в результате которой могут возникнуть подозрения по поводу его вовлечённости в совершение преступления.
    б). Никакой индивид не должен подвергаться каким-либо формам преследований, если он защищает свои или общественные права.
    Статья 13.
    а). Каждому мусульманину дано право создать семью и воспитать детей согласно законам шариата.
    б). Каждый муж обязан содержать свою жену и детей согласно своим средствам.
    в). Матерям должно оказываться особое уважение, забота и поддержка семьи и органов государства и общества.
    г). Каждый ребёнок имеет право на содержание и достойное воспитание со стороны своих родителей.
    д). Детский труд запрещён.
    Статья 14.
    а). Гражданство определяется законом.
    б). Каждый мусульманин имеет право на гражданство. Гражданство может быть предоставлено на основании закона.
    Статья 15.
    Каждый гражданин имеет право на свободное передвижение внутри страны или за её пределами, кроме случаев ограничения, предусмотренных законом, равно как имеет право на пребывание внутри страны. Никакой гражданин не должен быть выслан из страны или же быть лишен права вернуться в страну.
    Статья 16.
    а). В религии не может быть какого-либо принуждения.
    б). Религиозные меньшинства, не принадлежащие к исламу, имеют право практиковать свою религию.
    в). В индивидуальных случаях меньшинства должны руководствоваться своими собственными законами и традициями, кроме случаев, когда они выбирают главенство шариата. В случаях противоречий между сторонами, должны применяться законы шариата.
    Статья 17.
    Каждый гражданин, достигший лет должен и имеет право на участие в общественных делах государства.
    Статья 18.
    а). Граждане имеют право на формирование групп, образований, организаций и ассоциаций – политических, культурных, научных, социальных и прочих – до тех пор, пока их программы и деятельность соответствуют требованиям шариата.
    б). Образование и деятельность таких групп, организаций и ассоциаций должны регулироваться законом.
    Статья 19.
    Государство должно предоставить убежище тем, кто его ищет в соответствии с законами. Государство должно обеспечить безопасность, защиту и гостеприимство при необходимости тем, кому предоставлено убежище, равно как и возможность свободного передвижения, если таковое потребуется.
    Глава третья. Меджлис аль Шура.
    Статья 20.
    а). Должен существовать Меджлис аль Шура, состоящий из _
    представителей, непосредственно избранных народом.
    б). Сроком полномочий Меджлис аль Шура определяется период длительностью влет.
    в). Критерии для членства в Меджлис аль Шура должны устанавливаться законом.
    Статья 21.
    Функции Меджлис аль Шура:
    а). Узаконить достижение целей шариата, ориентируясь в случае необходимости на мнение Меджлис аль Улема,
    б). Одобрять финансовые программы, бюджеты и счета правительства и общественных организаций, получающих и использующих государственные фонды,
    в). Анализировать политику государства и его органов посредством запросов соответствующим министерствам, исследованием или организацией изучения деятельности государственных органов и институтов общества, созданных согласно закону,
    д). Одобрять объявление войны или мира или состояния чрезвычайной ситуации,
    е). Одобрять международные договоры, соглашения и обязательства.
    Статья 22.
    Члены Меджлис аль Шура свободны в выражении своих взглядов в ходе исполнения своих обязанностей и не могут быть арестованы, судимы, не могут преследоваться или быть отозваны из Меджлис аль Шура в результате вышеперечисленных действий.
    Глава четвертая. Имам.
    Статья 23.
    а). Имам является главной исполнительной власти государства, который избирается голосованием абсолютного большинства избирателей на период
    лет, начиная с того дня, когда байа предлагается ему Меджлисом аль Байа.
    б). Имам отчитывается перед народом и Меджлисом аль Шура, как это предусмотрено законом.
    Статья 24.
    Человек, предложенный для выборов в качестве имама должен быть:
    а). Мусульманином не моложе лет.
    б). Безупречной репутации.
    в). Являться последователем предписаний Корана и Сунны.
    г). Физически, духовно и эмоционально быть в состоянии претворять в жизнь предписания канцелярии.
    д). Являть пример образцового поведения.
    Статья 25.
    До вступления в должность имам должен выступить с выражением готовности перед Меджлисом аль Байа, состоящей из членов Меджлиса аль Шура, Меджлиса аль Улема, Верховной конституционной шуры, Верховного суда, Избирательной комиссии, глав Вооружённых Сил,
    следовать требованиям шариата согласно его духу и букве,
    поддерживать идею ислама всеми средствами,
    подчиняться мандату конституции и защищать территориальную, политическую и экономическую независимость государства и права народа,
    гарантировать равноправие всех членов общества без дискриминации, без страха и без предпочтения,
    быть доступным для членов общества прямо или через институты в случаях предъявления ими исков или претензий. При оглашении данной клятвы все участники должны предложить ему байа на вышеперечисленных условиях от своего имени и от имени народа.
    Статья 26.
    Все люди обязаны подчиняться имаму независимо от собственных взглядов, отличных от взглядов имама. Исключение составляют случаи, когда это провоцирует на непослушание Аллаху и его Пророку.
    Статья 27.
    Имам пользуется теми же правами, что и другие граждане. Он обязан подчиняться всем требованиям закона без какого–либо иммунитета или привилегий.
    Статья 28.
    а). Имам не должен покупать или арендовать какую–либо государственную собственность, равно как не должен арендовать или продавать свою собственность государству, не должен быть вовлечён в какую – либо деятельность в стране или за её пределами.
    б). Подарки, преподносимые имаму и его семье, а также другим официальным представителям государства при исполнении ими своих обязанностей, должны рассматриваться как народное достояние.
    Статья 29.
    Имам не должен отменять решение суда, изменять или аннулировать наказание, назначенное судом. Он может применить свою власть о прошении помилования во всех других случаях.
    Статья 30.
    Имам или его полномочный представитель участвует в пактах, конвенциях, договорах и других соглашениях, обсуждаемых с другими правительствами и международными организациями.
    Статья 31.
    Имам санкционирует проекты законов, принимаемых Меджлисом аль Шура, и затем направляет их для исполнения соответствующим органам. Он не обладает правом наложения вето на законопроекты, принятые Меджлисом аль Шура. Однако он может обратиться в Меджлис в течение 30 дней после принятия документа для обсуждения его предложений. В случае, если закон будет принят 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура, имам должен санкционировать закон.
    Статья 32.
    Имам назначает советников, министров, послов и глав Вооружённых Сил.
    Статья 33.
    а). Имам будет отстранен от должности по решению 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура, если он сознательно нарушает положения конституции или шариат, а также если будет решено, что он нарушает байа, то байа будет отменён 2/3 голосов членов Меджлиса аль Байа.
    б). Правила проведения отстранения от должности имама должны быть определены законом.
    Статья 34.
    а). Имам может подать в отставку по заявлению с просьбой об отставке, подписанному им собственноручно и переданному в Меджлис аль Шура.
    б). В случае, если должность имама вакантна, глава Меджлис аль Шура наделяется полномочиями имама, до тех пор пока не будут проведены выборы для замещения вакансии в течение дней со дня возникновения вакансии.
    в). В случае, если имам недееспособен, глава Меджлис аль Шура наделяется полномочиями имама, до тех пор пока не завершится срок правления имама в течение ___
    дней. В противном случае должность имама будет считаться вакантным.
    Глава пятая. Судебная система.
    Статья 35.
    Каждому дано право передавать дело в суд.
    Статья 36.
    а). Законодательство является независимым и свободным от влияния государства и несёт ответственность за защиту прав и обязанностей народа.
    б). Судьи являются независимыми и над ними нет никакого господства, кроме господства закона.
    Статья 37.
    Деятельность правосудия должна быть независимой и закон должен защитить её от злоупотреблений.
    Статья 38.
    Все судебные процедуры должны быть публичными и должны проходить не в камере, кроме случаев, когда имеется санкция суда для защиты частных секретов, вопросов чести или же из соображений национальной безопасности или требований приличия.
    Статья 39.
    а). Назначение специальных судов является недозволенным.
    б). Однако могут быть созваны военные суды для суда над членами Вооружённых сил за действия, классифицируемые как наказуемые только по военному законодательству. За другие деяния они должны судиться в гражданском суде.
    Статья 40.
    Исполнение решений суда является долгом каждого человека, наделенного публичной властью и халатность или неспособность претворить её в жизнь предполагает наказание согласно закону.
    Статья 41.
    Согласно принципам, содержащимся в конституции, организационная структура судейства, квалификация судей и процедуры их назначения, перемещения или замещения, отношения с исполнительной властью, судейство и другие схожие вопросы должны устанавливаться законом.
    Глава шестая. Хисба.
    Статья 42.
    Хисба создана для:
    а). Пропаганды и защиты ценностей ислама с точки зрения установления того, что справедливо и запрещения того, что неправильно.
    б). Рассмотрения заявлений отдельных граждан, содержащих жалобы на государство и на его органы.
    в). Защиты прав отдельных граждан.
    г). Анализа работы государственных чиновников и выявления случаев злоупотребления властью и нарушения служебного долга с их стороны.
    д). Анализа и проверки законности принятых административных решений.
    Статья 43.
    Во главе хисбы должен стоять мухтасиб аам, поддерживаемый деятельностью мухтасибов провинций и более низких уровней. Законы и правила, по которым они действуют, устанавливаются законом.
    Статья 44.
    Мухтасибы должны иметь возможность действовать по своей инициативе или руководствоваться заявлением или информацией, полученной от других. Они должны получать необходимую информацию и данные от соответствующих государственных отделов или общественных институтов, а официальные лица обязаны быстро и эффективно отвечать на их требования
    Статья 45.
    В случае, если мухтасиб находит какой-либо закон или правило угнетающим или нецелесообразным, а также если они создают сложности в повиновении или являются неконституционными, мухтасиб должен обладать властью подвергать сомнению данный закон перед законодательными органами с целью отмены или пересмотра.
    Статья 46.
    Мухтасиб не должен заниматься тем делом, которое поступило в суд или которым занимается соответствующая инстанция.
    Глава седьмая. Экономический порядок.
    Статья 47.
    Экономический порядок должен основываться на исламских принципах и справедливости, равенстве, человеческом достоинстве, свободе предпринимательства, сбалансированных отношений и предотвращении случаев расточительства. Он должен изыскивать и мобилизовывать человеческие и материальные ресурсы общества, в гармоническом и спланированном порядке, для удовлетворения духовных, материальных нужд членов сообщества.
    Статья 48.
    Прерогативой государства является развитие источников энергии и богатства и их оптимальное использование, а также обеспечение того, что они не растрачиваются и не пропадают без рационального использования. Отдельным гражданам должна быть дана возможность участия в данном процессе в пределах возможностей, предусмотренных законом.
    Статья 49.
    а). Все природные и энергетические ресурсы, равно как и предприятия и организации, создание которых финансируется из казны, принадлежат обществу.
    б). Частное владение собственностью является законным и защищается законом в тех случаях, когда оно соответствует и обеспечивает достижение целей, разрешенных шариатом.
    в). Никакая общественная собственность не может быть ликвидирована, кроме случаев необходимости соблюдения интересов общества. Равно как и никакая частная собственность не может быть ликвидирована или экспроприирована государством, кроме случаев необходимости соблюдения интересов общества и при условии справедливого и адекватного возмещения убытков
    Статья 50.
    а). Свобода предпринимательства гарантируется законом.
    б). Все виды доходов или расходов, не разрешённые шариатом, запрещены.
    в). Конфискация любого законно нажитого добра или дохода запрещена
    Статья 51.
    Никакая денежная или финансовая политика не является законной, если она дестабилизирует ценность денег, способствует их девальвации при условии, если деньги являются средством обмена.
    Статья 52.
    Все богатства и собственность, не принадлежащие частным лицам или организациям, должны принадлежать государству.
    Статья 53.
    Риба, монополия, ростовщичество и эксплуатация, а также другие формы антиобщественной практики запрещены.
    Статья 54.
    Государство должно предпринять все необходимые меры для предотвращения иностранного доминирования.
    Статья 55.
    Должен быть организован Социально-экономическая шура, состоящая из экспертов, которые должны:
    а). Участвовать в выработке экономических решений в стране для воплощения общественно-экономических обязательств, предусмотренных этой конституцией,
    б). Советовать имаму и Меджлису аль Шура по экономическому и общественному планированию, бюджету и другим общественно-экономическим вопросам.
    Статья 56.
    Состав Социально-экономической шуры, ее правила и процедуры должны быть установлены законом.
    Глава восьмая. Оборона.
    Статья 57.
    а). Джихад является вечным и неотделимым долгом.
    б). Он возлагается на каждого мусульманина для защиты земли ислама и исламского порядка.
    Статья 58.
    а). Государство является ответственным за строительство Вооруженных Сил, соответствующих его ресурсам и способных выполнять требования джихада.
    б). Государство должно предпринять все необходимые меры для того, чтобы дать возможность народу исполнить свой долг джихада.
    в). В дополнение к военному обучению должна быть программа исламского образования и подготовки Вооруженных Сил согласно концепциям джихада.
    Статья 59.
    а). Имам – Верховный командующий Вооруженных сил.
    б). Ему дано право объявлять войну, мир или состояние чрезвычайного положения с одобрения Меджлиса аль Шура.
    Статья 60.
    Верховная шура джихада должен быть создан для определения стратегии войны и мира. Состав Совета, его правила и процедуры устанавливаются законом.
    Глава девятая. Верховная конституционная шура.
    Статья 61.
    Должен быть создан Верховная конституционная шура, которая должна быть гарантом конституционного и исламского характера государства.
    Статья 62.
    В функции Шуры должно входить:
    а). Регулирование всех вопросов, возникающих в связи с законом противоречащим шариату.
    б). Интерпритация конституции и закона.
    в). Решение вопросов, противоречащих законодательству.
    г). Заслушивание и регулирование жалоб, поданных против Избирательной комиссии.
    Статья 63.
    а). Правила и процедуры для образования Верховной конституционной шуры, квалификация его членов, сроки их полномочий, отзыв или отставка и связанные с этим случаи, а также характер действия Совета должен быть определен законом.
    б). Вышеупомянутый закон должен быть принят или изменен 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура.
    Глава десятая. Меджлис аль Улема.
    Статья 64.
    Меджлис аль Улема состоит из богословов, известных своей чистотой, высоким сознанием, глубокими знаниями и имеющих глубокое видение современных событий и вопросов.
    Статья 65.
    Функциями Меджлиса аль Улема являются:
    а). Применение иджихада.
    б). Разъяснение позиций шариата в отношении различных законных предложений, выдвинутых перед Меджлисом аль Шура.
    в). Воплощение исламских обязательств в провозглашении истины и суда без промедления по вопросам, влияющим на умму.
    Статья 66.
    Правила формирования Меджлиса аль Улема, его состав, квалификации его членов и другие связанные с этим вопросы определяются законом.
    Глава одиннадцатая. Избирательная комиссия.
    Статья 67.
    Должна быть избрана независимая и постоянная Избирательная комиссия, состоящая из членов.
    Статья 68.
    Функциями Избирательной комиссии являются следующие:
    а). Организация, управление и проведение выборов на должность имама, а также членство в Меджлис аль Шура и другие органы исполнительной власти в соответствии с законом.
    б). Организация референдума.
    в). Гарантирование кандидатам в избирательные органы всех условий, предусмотренных законом.
    Статья 69.
    а). Члены комиссии могут быть назначены из числа членов руководящих органов государства.
    б). Любой человек, будучи членом Избирательной комиссии, имеет право на любой другой пост.
    Статья 70.
    Правила и процедуры определяющие назначение в Избирательную комиссию и другие, связанные с этим вопросы, должны регулироваться законом. Этот закон, обеспечивая условия для организации, регулирования и проведения выборов должен: определять квалификации избирателей и гарантировать справедливое определение избирательных округов, ведение документации и определение кандидатов, избирательных процессов, провозглашение результатов выборов и обеспечение секретности бюллетеней.
    Статья 71.
    Все общественные должностные лица и чиновники должны определять свою деятельность в поддержку Избирательной комиссии для обеспечения воплощения в жизнь ее конституционных обязательств и подчиняться ее указаниям непосредственно и неукоснительно, не принимая во внимание никакие другие должностные лица.
    Глава двенадцатая. Единство уммы и международных отношений.
    Статья 72.
    Гарантирование всех возможных средств для обеспечения союза и солидарности уммы является долгом государства.
    Статья 73.
    Иностранная политика государства и поддержание международных отношений должно быть основано на принципах свободы, справедливости и мира во всем мире и должна ставить для себя целью обеспечение благосостояния человечества.
    Статья 74.
    Государство противостоит всем действиям, политикам и программам, основанным на неравенстве и ставит для себя целью активную борьбу против вышеназванных сил в силу своих возможностей.
    Статья 75.
    В дополнение к вышеперечисленному государство обязано претворять в жизнь следующие обязательства, исходящие из принципов и требований ислама:
    а). Защита свободы человека во всем мире.
    б). Борьба по уничтожению гнета и преследованию людей, где бы в мире это не происходило.
    в). Защита и обеспечение святости всех мест поклонения Богу.
    Статья 76.
    а). Государство обязано воздерживаться от вовлечения в войны, развязанные на основе религиозной ориентации или на основе эксплуатации других человеческих ресурсов и контролирование их экономик.
    б). Война разрешена, если она защищает веру, территориальную и идеологическую целостность государства, защищает угнетенных и преследуемых в мире, если она защищает честь, достоинство и свободу человека и обеспечивает сохранение мира во всем мире.
    Статья 77.
    Государство должно противостоять военным блокам и группировкам, преследующим эксплуатацию и доминирование над более слабыми народами.
    Статья 78.
    Государство не должно разрешать иностранных военных баз или обеспечение военных условий иностранных властей, которые могут каким-либо образом ущемлять суверенность государства или создавать угрозу его интересам или интересам других мусульманских государств.
    Статья 79.
    Государство должно признавать и претворять в жизнь международные договора, пакты, соглашения и обязательства согласно их духу и букве.
    Глава тринадцатая. СМИ.
    Статья 80.
    СМИ имеют право на свободное выражение и представление информации до тех пор, пока они уважают и следуют фактам и нормам и ценностям ислама. Свобода издания газет и журналов должна быть разрешена в рамках тех лимитов и требований цензуры новостей согласно законным процедурам, за исключением периодов войны.
    Статья 81.
    СМИ обязаны:
    а). Протестовать и выступать против гнета, несправедливости и тирании независимо от того, кто виновен в этих действиях.
    б). Уважать частную жизнь и воздерживаться от вмешательства в личные дела.
    в). Воздерживаться от создания и распространения слухов, клеветы и наговоров.
    г). Выражать правду и тщательно избегать распространения фальши или неточностей, а также воздерживаться от сознательного сокрытия правды и истины.
    д). Использовать достойный и официальный язык.
    е). Пропагандировать правильное поведение и этические ценности в обществе.
    ж). Строго воздерживаться от распространения неприличия, низостей и бездуховности.
    з). Воздерживаться от пропаганды и прославления преступлений или деяний, противоречащих исламу.
    и). Воздерживаться от сокрытия фактов, кроме тех случаев когда это может каким-либо образом ущемлять интересы общества.
    к). Избегать того, чтобы становиться инструментом коррупции любого вида.
    Статья 82.
    Исполнительные органы государства не должны иметь прав на какие-либо административные акты или наказания СМИ каким-либо образом, кроме случаев предотвращения нарушений требований суда.
    Глава четырнадцатая. Общие положения.
    Статья 83.
    Хиджра является официальным календарем государства, а официальным языком является арабский язык. Если арабский не является официальным языком, то он должен быть принят в качестве второго официального языка.
    Статья 84.
    а). Имам или Меджлис аль Шура могут провозглашать изменения данной конституции. Изменения могут быть приняты только в том случае, если они приняты 2/3 голосов членов Меджлиса аль Шура.
    б). Любое изменение, которое может поставить под угрозу исламский характер государства или которое подрывает требования шариата должно быть недопустимо.
    Статья 85.
    а). Государственные органы должны продолжать свою деятельность в соответствии с данной конституцией до тех пор, пока не будут образованы новые.
    б). Все законы, инструкции и декреты, находящиеся в процессе исполнения на время вхождения в силу данной конституции должны продолжать свое действие до тех пор, пока они не будут отменены или заменены в соответствии с положениями, установленными данной конституцией.
    в). После принятия данной конституции и обеспечивая положения данной конституции, существующие законные власти должны посредством соответствующего закона предпринять необходимые шаги для создания первого Меджлиса аль Шура, первой Избирательной комиссии и первой Верховной конституционной шуры.
    Статья 86.
    После принятия данной конституции неукоснительным долгом каждого является обеспечение и гарантирование успешного и незамедлительного претворения в жизнь положений данной конституции.
    Статья 87.
    Данная конституция применяется с даты официального провозглашения и публикации результатов референдума (если принято путем референдума) или даты ее принятия конституционным органом страны. Единственным ответом верующих, когда они призваны к Аллаху или его Посланнику для вершения Суда, могут быть слова: Мы слышим и мы повинуемся. Такие люди будут воистину процветать.