Закон Ирана о беспроцентной банковской деятельности

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Закон о Беспроцентной Банковской Деятельности
Раздел I. Цели и Обязанности Банковской Системы в Исламской Республике Иран

СТАТЬЯ 1:
Цели Банковской Системы:
(1) Становление денежной и кредитной системы, основанной на правильности и справедливости (что определено в исламской юриспруденции) с целью регулирования правильного обращения денег и кредитов для усиления здоровья и роста экономики страны.
(2) Оценка денежных и кредитных механизмов для осуществления мероприятий, необходимых для достижения экономических целей, политики и планов Правительства Исламской Республики.
(3) Создание необходимых возможностей для расширения сотрудничества и Гарз-аль-хасани среди общества посредством привлечения дополнительных средств, резервов, сбережений и депозитов, их мобилизации с учетом условий и возможностей для выгодного использования и инвестиций согласно пунктам (2) и (9), Статьи (43) Конституции.
(4) Поддержание стоимости валюты и равновесия баланса платежей, а также создание возможностей для коммерческого обмена.
(5) Создание возможностей для получения и осуществления платежей, валютного обмена, операций и других услуг, которые должны выполнять банки согласно Закону.

СТАТЬЯ 2:
Обязанности Банковской Системы:
(1) Выпуск банкнот и монет в качестве законного средства платежа согласно Закону и постановлениям.
(2) Регулирование, контроль и управление обращением денег и кредитов, в соответствии с Законом и постановлениями.
(3) Выполнение всех банковских операций в иностранной и местной валюте, осуществление и гарантирование иностранных платежей Правительства, в соответствии с Законом и постановлениями.
(4) Надзор за операциями с золотом и иностранной валютой, за притоком и оттоком иранской валюты и иностранной валюты, разработка постановлений, регулирующих эти процессы, в соответствии с Законом.
(5) Осуществление операций, связанных с ценными бумагами и документами, в соответствии с Законом и постановлениями.
(6) Реализация денежной и кредитной политики, в соответствии с Законом и постановлениями.
(7) Банковские операции, связанные с теми частями одобренных экономических планов, которые должны осуществляться через денежно-кредитную систему.
(8) Открытие различных (текущих и сберегательных) счетов Гарз-аль-хасани, прием срочных инвестиционных депозитов и выдача соответствующих сертификатов, в соответствии с Законом и постановлениями.
(9) Предоставление ссуд и кредитов на беспроцентной основе в соответствии с Законом и постановлениями.
(10) Предоставление ссуд и кредитов, предоставление других банковских услуг для законносозданных корпораций с целью реализации положений пункта (2), Статьи (43) Конституции.
(11) Осуществление операций с золотом и серебром, хранение и управление резервами иностранных валют и золотыми резервами, в соответствии с Законом и постановлениями.
(12) Поддержание балансов Риала в международных денежных и финансовых учреждениях или подобных организациях и/или их филиалах, в соответствии с Законом и постановлениями.
(13) Заключение платежных соглашений для реализации денежных, торговых и транзитных договоров, заключенных Правительством и другими странами, в соответствии с Законом и постановлениями.
(14) Прием и ответственное хранение золота, серебра, ценных бумаг и официальных документов для физических или юридических лиц, или сдача в аренду депозитных ячеек.
(15) Выдача, подтверждение и принятие залогов в Риалах и иностранной валюте для клиентов.
(16) Оказание услуг доверенного представителя или опекуна в соответствии с Законом и постановлениями.
Раздел II Мобилизация Денежных Ресурсов
СТАТЬЯ 3:
Банки имеют право принимать депозиты, известные под такими названиями:
(A) Депозиты Гарз-аль-хасани:
1- Текущие
2- Сберегательные
(B) Срочные инвестиционные Депозиты.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Срочные инвестиционные депозиты, для использования которых банк пользуется полномочиями доверенного представителя, должны использоваться в совместном инвестировании, Мозареби, покупке в рассрочку, операциях частичных платежей, Мозара, Мозакат и операциях Джоала.

СТАТЬЯ 4:
Банки обязаны выплачивать принципалам (сберегательных и текущих) депозитов Гарз-аль-хасани и могут брать на себя и/или обеспечивать принципалам срочные инвестиционные депозиты.

СТАТЬЯ 5:
Основанные на подписанном соглашении, доходы, полученные от деятельности, указанной в Примечании к Статье (3) настоящего Закона, должны распределяться в соотношении к сроку и суммам инвестиционных депозитов и банковских ресурсов к общем ресурсам, используемым для этой деятельности.

СТАТЬЯ 6:
Для привлечения и мобилизации депозитов, банки могут, посредством пропорциональных методов, предоставлять следующие выгоды для вкладчиков:
(A) Нефиксированные бонусы наличными или наподобие депозитов Гарз-аль-хасани.
(B) Освобождение вкладчиков от платежа комиссий и/или сборов или предоставление скидки на их оплату.
(C) Соответствующий приоритет вкладчиков в использовании банковских возможностей согласно Разделу III.

Раздел III. Банковские Возможности.

СТАТЬЯ 7:
Для создания условий развития деятельности коммерческого сектора и сектора услуг, банки могут, на основе партнерства, предоставить долю капитала и/или ресурсов, необходимых для этих секторов.

СТАТЬЯ 8:
Банки могут напрямую инвестировать в производственные проекты и проекты развития. Планы этих инвестиций должны включаться Ежегодный Законопроект о Государственном Бюджете, который должен одобряться Мэджлис Шоарайе Эслами и оценка проекта должны быть признаком безубыточности.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Банки не имеют право осуществляться инвестиции в предметы роскоши и потребительские товары не первой необходимости.

СТАТЬЯ 9:
Для создания возможностей, необходимых для развития коммерческой деятельности, банки могут, в рамках коммерческой политики правительства, предоставлять необходимые финансовые ресурсы в распоряжение потребителей на основе Мозареби, в соответствии с приоритетом законно созданным корпорациям.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Банк не может вступить в Мозареби с частным сектором для импорта.

СТАТЬЯ 10:
Для создания возможностей, необходимых для развития жилищного строительства, банки могут вместе с Министерством Жилищного Строительства и Городского Планирования строить бюджетное жилье для продажи в рассрочку.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Банки имеют право приобретать землю для строительства бюджетного жилья согласно Статье (10), при этом они должны соблюдать Закон, регулирующих земельные ресурсы в пределах городов.

СТАТЬЯ 11:
Для создания условий, необходимых для развития промышленности, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и сферы услуг, банки имеют полномочия, по просьбе клиента и его обязательства о покупке, потреблении и/или прямом использовании товаров или сырья, полученных таким образом, покупать движимое имущество и продавать его клиентам на обеспеченной основе частичных платежей.

СТАТЬЯ 12:
Для создания возможностей, необходимых для развития сферы услуг, промышленности и добычи полезных ископаемых, банки могут покупать движимое и недвижимое имущество, по просьбе клиента и его обязательства купить его в рассрочку для собственного использования, и предоставлять его в распоряжение клиента в соответствии с договоренностями покупки в рассрочку.

СТАТЬЯ 13:
Для создания условий, необходимых для обеспечения рабочим капиталом производственных подразделений, банки могут осуществлять следующие операции:
(A) По просьбе производственных подразделений и при их обязательстве купить и использовать необходимое сырье и запасные части, покупать сырье и запасные части, необходимые для производственных подразделений, и перепродавать их этим подразделениям в кредит.
(B) По просьбе производственных подразделений, покупать на форвардной основе легкопродаваемые продукты этих подразделений.

СТАТЬЯ 14:
Для реализации целей, указанных в пунктах (2) и (9) Статьи (43) Конституции, банки обязаны выделять часть своих ресурсов, в качестве Гарз-аль-хасани для соискателей. Порядок исполнения настоящей статьи должен определяться Центральным Банком и одобряться Советом Министров.

СТАТЬЯ 15:
Все соглашения, заключенные согласно Статьям (9), (11), (12), (13) и (14) настоящего Закона, должны, согласно контракта, подписанного между заинтересованными сторонами, считаться обязательными документами и подчиняться Нормам, регулирующим Юридические Документы.

СТАТЬЯ 16:
Для создания возможностей, необходимых для развития производственной, коммерческой деятельности и сферы услуг, банки могут заключать сделки Джоала.

СТАТЬЯ 17:
Банки могут распределять для Мозара или Мозакат сельскохозяйственные земли и/или сады, которые находятся в их распоряжении или владении.

Раздел IV Банк Исламского Ирана Маркази Джомори (БИИМД) и Монетарная политика.

СТАТЬЯ 18:
Банк Ирана Маркази должен называться Банк Исламского Ирана Маркази Джомори, и он должен осуществлять в отношении государственных корпораций, акциями которых Правительство владеет не полностью, только те операции, которые разрешены настоящим Законом.

СТАТЬЯ 19:
Политика краткосрочного кредитования (на один год) должна приниматься по рекомендации Генеральной Ассамблеи и по одобрению Совета Министров, а политика долгосрочного кредитования должна закрепляться в планах долгосрочного развития и подаваться в Исламскую Консультативную Ассамблею для ратификации.

СТАТЬЯ 20:
Для должного функционирования денежно-кредитной системы, БИИМД, согласно Нормам, одобренным Советом Министров, имеет полномочия, в рамках Статьи 19, вмешиваться и осуществлять надзор за денежно-кредитными операциями посредством следующих инструментов:
(A) Устанавливать максимальную и минимальную норму прибыли банков в их операциях совместного инвестирования и Мозареби; эти нормы могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности.
(B) Определение различных сфер для инвестирования и партнерского участия в рамках одобренной экономической политики, и закрепление минимальной возможной нормы прибыли для различных инвестиционных и партнерских проектов; минимальная возможная норма прибыли может варьироваться в зависимости от сферы деятельности.
(C) Определение минимальной и максимальной чистой прибыли, как пропорции себестоимости товаров, задействованных в операциях банков по покупке в рассрочку и частичных платежей.
(D) Определение видов, минимальных и максимальных сумм комиссии за банковские услуги (при этом они не должны превышать затраты предоставляемых услуг), а также сборов, взимаемых за передачу в использование депозитов банкам.
(E) Определение видов, размеров, минимальных и максимальных бонусов согласно Статье (6) и закрепление руководства для рекламирования банков в указанных случаях.
(F) Определение минимальных и максимальных норм в совместном инвестировании, Мозареби, покупке в рассрочку, частичных платежей, продаже или покупке в кредит, форвардных сделках, Мозара, Мозакат, Джоала и Гарз-аль-хасани для банков в отношении различных сфер деятельности; а также определение максимальной суммы, которая может быть предоставлена каждому клиенту.

Раздел V. Дополнительные положения

СТАТЬЯ 21:
В осуществлении операций с другими банками, БИИМД не имеет права участвовать в банковских операциях, связанных с процентом; даже, если эти операции осуществляются между банками.

СТАТЬЯ 22:
После получения разрешения БИИМД, банки могут участвовать в разрешенных банковских операциях с государственными организациями, правительственными филиалами и государственными корпорациями.

СТАТЬЯ 23:
Средства, полученные в виде комиссии и сборов, должны составлять прибыль банка и не могут распределяться между вкладчиками.

СТАТЬЯ 24:
Освобождение от торгового налога и/или освобождение от налогов, предоставленное законом фабрикам и производственным предприятиям, также должны применяться к банкам, когда они заменяют их в вопросах импорта или права собственности.

СТАТЬЯ 25:
Подразделения, в которые банк инвестировал средства и/или владеет акциями, должны руководствоваться Торговым Кодексом, если они не попадают под действие другого закона.

СТАТЬЯ 26:
После ратификации настоящего Закона, все противоречащие законы и нормативно-правовые акты должны считаться юридически недействительными, и все полномочия и обязанности, указанные в Законе о Монетарной и Банковской Системе и Законопроекте об Управлении Банками, но настоящим Законом переданные другим уполномоченным органам, должны быть переданы предыдущими уполномоченными.

СТАТЬЯ 27:
По рекомендации Банк Исламского Ирана Маркази Джомори, Министерство Экономики и Финансов должно разработать Подзаконные акты согласно настоящему Закону и ввести их в действие по одобрения Советом Министров. Разработка и одобрение подзаконных актов не должны превышать четыре месяца.
Настоящий Закон, содержащий двадцать семь статей и четыре примечания, был ратифицирован Мэджлис Шоарайе Эслами (Исламская Консультативная Ассамблея) на своей сессии, проведенной в четверг, восьмого числа месяца Шаривар 1362, и одобрен Советом Защитников 10/6/1362.

Акбар Хашеми
Спикер Мэджлис Шоарайе Эслами
Это неофициальный перевод оригинального Фарси текста, который, в случае возникновения споров, имеет преимущсетвенное значение.
Глоссарий
1- Ссуда Гарз-аль-хасани:
Беспроцентная ссуда, предоставляемая банком физическому или юридическому лицу на определенный период времени.
2- Джоала:
Обязательство одной стороны (Джаеля, Банка или работника) выплатить определенную сумму денег (Джоаль) другой стороне в обмен на предоставление определенной услуги в соответствии с условиями контракта. Сторона, предоставляемая услугу, должна называться «Амель» (Агент или Подрядчик).
3- Мозакат:
Контракт между владельцем сада с другой стороной (Амель или Агент) с целью сбора урожая в саду и разделения его, в определенном соотношении, между двумя сторонами. Урожаем могут быть фруктовые, лиственные, цветочные и другие растения на пастбище или в саду.
4- Мозара:
Контракт, согласно которому банк (Мозар) передает определенный участок земли на определенный период другой стороне (Амель или Агент) в целях обработки земли и разделения урожая между двумя сторонами в установленном соотношении.
5- Мозареби:
Контракт, согласно которому банк обязывается предоставить наличный капитал, а другая сторона (Амель или Агент) принимает на себя обязательство использовать капитал в коммерческих целях и разделить прибыль в определенном соотношении между двумя сторонами после истечения срока контракта.