Закон ОАЭ о банковской системе

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ
СОВЕТ МИНИСТРОВ
Генеральный Секретариат
10й год – №82/2е издание
Шавал 1400 года по хиджре
Август 1980 года
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК
«Во Имя Господа, милостивого, милосердного»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № (10) 1980 г.
О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ, ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ И ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы, ЗАИД БЕН СУЛТАН АЛЬ НАХАЙЯН, президент Объединенных Арабских Эмиратов, изучив Временную конституцию;
Федеральный закон № (1) 1972 года о юрисдикции министерств и полномочиях министров и внесенными поправками к нему;
Федеральный закон № (2) 1973 года о создании Валютного совета Объединенных Арабских Эмиратов;
Федеральный закон № (7) 1976 года о создании Государственного контрольно-ревизионного управления;
И в соответствии с предложением премьер-министра, одобренным Советом Министров и ратифицированным Высший совет союза;
Утверждаем следующий закон:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Статья (I)
В ходе применения положений настоящего Закона, и если контекст не требует иного, следующие слова и выражения имеют значения, установленные для них ниже:
«Правительство» – Федеральное Правительство.
«Государственный сектор» – Федеральное Правительство, правительства эмиратов-членов Союза, государственные учреждения и организации, муниципалитеты и компании, полностью принадлежащие Федеральному Правительству или правительствам эмиратов-членов Союза.
«Министр» – министр финансов и промышленности.
«Банк» – Центральный Банк Объединенных Арабских Эмиратов.
«Совет директоров» – Совет директоров Центрального Банка Объединенных Арабских Эмиратов.
«Председатель Совета директоров» – председатель Совета директоров Центрального Банка ОАЭ.
«Член Совета директоров» – член Совета директоров Центрального Банка ОАЭ.
«Управляющий» – Управляющий Совета директоров Центрального Банка ОАЭ.
«Валюта» – включает банкноты и монеты.
«Денежные знаки» и «монеты» – денежные знаки и монеты, выпущенные Банком в соответствии с положениями настоящего Закона или выпущенные ранее в соответствии с положениями Федерального закона № (2) 1973 года о создании Валютного совета Объединенных Арабских Эмиратов.
«Ранее существующая валюта» – денежные знаки и монеты, выпущенные Валютным советом Бахрейна и валютными органами Катара и Дубаи.
«Конвертируемая иностранная валюта» – валюта, помимо дирхама, которую Банк считает конвертируемой для целей настоящего Закона.
«Специальные права заимствования» – Специальные права заимствования, выпущенные Международным Валютным Фондом.
«Год» – год по грегорианскому календарю.
ЧАСТЬ I
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ
Глава 1
Создание Центрального Банка
Статья (2)
В Государстве Объединенных Арабских Эмиратов создается Центральный Банк под названием Центральный Банк Объединенных Арабских Эмиратов. Банк представляет собой государственное учреждение, являющееся юридическим лицом и имеющее необходимую правоспособность для осуществления всех операций и сделок, которые обеспечивают достижение целей, для которых он создан.
Статья (3)
1) Операции Банка и организация его баланса и отчетности осуществляется в соответствии с коммерческими принципами банковской деятельности. Сделки Банка с другими сторонами считаются коммерческими.
2) Никакие положения Законов о государственных тендерах и аукционах, государственных счетах и государственной службе не применяются к Банку, кроме собственных постановлений Банка.
3) К операциям Банка не применяется аудит документации, предшествующей совершению операции, который предусмотрен Законом № (7) 1976 года о создании Государственного контрольно-ревизионного управления. Действия Контрольно-ревизионного управления должны быть ограничены последующим аудитом операций Банка, и оно не обладает полномочиями вмешиваться в операции или политики Банка.
Статья (4)
Головной офис Банка находится в столице Государства. Совет директоров может одобрить открытие новых филиалов, офисов и представительств Банка в эмирате-члене Союза и назначить агентов и корреспондентов в Объединенных Арабских Эмиратах и за их пределами.
Глава 2
Задачи Банка
Статья (5)
Банк направляет денежную, кредитную и банковскую политику и контролирует ее осуществление в соответствии с общей политикой государства таким образом, чтобы она способствовала развитию национальной экономики и стабильности валюты.
Для достижения своих целей Банк выполняет следующие задачи:
1) эмиссия национальной валюты в соответствии с положениями настоящего Закона;
2) поддержание стабильности валюты внутри страны и за ее пределами, обеспечение ее свободной конвертируемости в иностранные валюты.
3) проведение кредитной политики таким образом, чтобы она способствовала сбалансированному росту национальной экономики;
4) организация и продвижение банковской деятельности и контроль эффективности банковской системы в соответствии с положениями настоящего Закона;
5) выполнение функции банка Правительства в установленных настоящим Законом пределах;
6) консультирование Правительства по финансовым и монетарным вопросам;
7) подержание золотовалютных резервов Правительства;
8) выполнение функций главного банка страны;
9) выполнение функции финансового агента государства в Международном Валютном Фонде, Международном банке реконструкции и развития и других международных и арабских фондах и учреждениях, а также осуществление всех операций государства в рамках таких организаций.
Глава 3
Капитал и резервы Банка.
Статья (6)
1) Капитал Банка составляет 300 (триста) миллионов дирхамов, полностью оплаченных Правительством.
2) Капитал Банка может быть увеличен на основании Федерального указа, принятого по предложению Совета директоров после его представления Министром и одобрения Советом Министров. В этом случае Правительство оплачивает утвержденное увеличение.
3) Сокращение капитала Банка допускается только на основании закона.
Статья (7)
Банк создает Общий резервный счет в следующем порядке:
a) В конце каждого года Совет директоров определяет чистую прибыль Банка за год после удержания средств на покрытие оперативных расходов и отчислений, необходимых для амортизации активов и резервов, покрытия безнадежных и сомнительных долгов, взносов в пенсионный фонд и фонд для выплаты выходных пособий и других общих финансовых расходов, которые обычно покрываются из чистой прибыли банков.
b) Чистая прибыль перечисляется на Общий резервный счет до тех пор, пока его размер не будет равен четырехкратному размеру его капитала.
Статья (8)
Если баланс Общего резервного счета достигает предельного значения, установленного в параграфе (b) предыдущей Статьи, после этого вся чистая прибыль перечисляется Правительству.
Статья (9)
Если в конце года Общего резервного счета недостаточно для покрытия убытков Банка, возникший дефицит покрывает Правительство.
Статья (10)
Совет директоров определяет в соответствии с положениями настоящего Закона порядок использования собственных средств Банка, таких как капитал, резервы и другие средства, находящиеся в его распоряжении.
Глава 4
Руководство
Раздел 1: Члены Совета директоров.
Статья (11)
1) Управление Банком осуществляет Совет директоров из семи членов, включая председателя, заместителя председателя и Управляющего.
2) Председатель, заместитель председателя и Управляющий имеют ранг министров. В случае отсутствия председателя, или если его должность становится вакантной, его заменяет заместитель председателя; в случае отсутствия председателя и его заместителя, или если их должности становятся вакантными, их задачи принимает на себя Управляющий.
Статья (12)
1) Члены Совета директоров назначаются федеральным указом после одобрения Советом Министров. Срок их полномочий составляет четыре года и может быть продлен один раз.
2) Члены Совета директоров должны иметь опыт в банковской и финансовой сфере.
Статья (13)
Если член Совета директоров уходит в отставку, или его должность становится вакантной по какой-либо причине до окончания срока его полномочий, его преемник назначается на оставшийся срок полномочий Совета в соответствии с положениями предыдущей Статьи.
Статья (14)
Члены Совета директоров не могут быть членами совета директоров коммерческого банка, осуществляющего свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, кроме случаев, когда они выполняют эту роль как представители государственного сектора. Также член Совета не может быть министром со статусом члена кабинета или членом Федерального Национального Совета.
Статья (15)
1) Управляющий и заместитель Управляющего должны заниматься только работой в Банке и не имеют права занимать какую-либо должность (оплачиваемую или неоплачиваемую) либо быть членом Совета директоров какого-либо банка или компании либо прямо или опосредованно заключать контракты с государственным сектором.
2) Несмотря на положения предыдущего параграфа, Управляющий и заместитель Управляющего могут выполнять задачи, порученные им Правительством, или представлять его на международных конференциях или в комитетах, сформированных Правительством, или в государственных учреждениях и корпорациях.
Статья (16)
Лицо не может быть или оставаться членом Совета директоров, если оно:
a) было объявлено банкротом или приостановило свои платежи;
b) было осуждено за преступление, связанное с нравственной распущенностью или нечестностью, за исключением тех случаев, когда оно было реабилитировано.
Статья (17)
Полномочия члена Совета директоров могут быть прекращены на основании федерального указа, принятого с одобрения Совета Министров в следующих двух случаях:
a) если он совершает серьезное нарушение своих обязанностей или допускает серьезные ошибки в управлении Банком;
b) если он отсутствует на трех заседаниях Совета директоров подряд без согласия Совета директоров, если его отсутствие не связано с выполнение официального поручения, ежегодным отпуском или отпуском по болезни или другими уважительными причинами.
Раздел 2:
Юрисдикция и собрания Совета директоров.
Статья (18)
Совет директоров осуществляет в рамках, предусмотренных настоящим Законом, все полномочия, необходимые для достижения целей, для которых Банк был создан. В частности, Совет директоров осуществляет следующие полномочия:
1) определение денежно-кредитной политики Банка и политики инвестирования иностранных активов, а также обеспечение эффективного выполнения Банком его задач;
2) принятие решение по вопросам, связанным с выпуском и выводом валюты из обращения;
3) утверждение постановлений Банка и определение его полномочий и функций в соответствии с положениями настоящего Закона;
4) определение правил учета коммерческих бумаг;
5) определение учетной ставки, процента и комиссионных, взимаемых Банком.
6) принятие решений по вопросам, связанным с организацией и контролем банковской деятельности в соответствии с положениями настоящего Закона;
7) определение правил выдачи кредитов и ссуд национальным банкам, утверждение максимального размера таких кредитов и ссуд и необходимого обеспечения;
8) принятие решений в отношении ссуд, выдаваемых Правительству в соответствии с положениями настоящего Закона;
9) создание расчетных центров и Бюро кредитных рисков.
10) утверждение годового бюджета Банка и внесение необходимых поправок к нему в течение года;
11) утверждение итогового баланса и отчета о прибылях и убытках Банка;
12) утверждение годового отчета Банка;
13) утверждение правил, регулирующих права и обязанности персонала Банка, создание пенсионного фонда и определение взноса Банка в этот фонд;
14) назначение руководителей высшего звена Банка, их продвижение по службе или снятие с должности в соответствии с Правилами и положениями Банка о персонале.
15) решение других вопросов, которые относятся к компетенции Совета директоров согласно положениям настоящего Закона.
Статья (19)
Совет директоров может делегировать некоторые свои полномочия председателю, Управляющему или Исполнительному комитету, указанному в Статье (26) настоящего Закона.
Статья (20)
Совет директоров определяет правила, регулирующие заработную плату, надбавки и другие выплаты Управляющего и заместителя Управляющего, а также вознаграждение и выплаты председателя и членов Совета директоров. Эти вопросы должны быть урегулированы Федеральным указом, принятым с одобрения Совета Министров.
Статья (21)
1) Совет директоров проводит очередные собрания не реже одного раза в сорок пять дней.
2) Председатель Совета директоров может, при необходимости, созвать Совет директоров.
3) Председатель Совета созывает Совет директоров по требованию Министра или, как минимум, трех членов Совета директоров.
Статья (22)
1) Кворум собрания составляют пять членов, включая председателя, заместителя председателя или Управляющего.
2) Без нарушения положений Статей (62) и (75) настоящего Закона решения Совета директоров принимаются большинством голосов присутствующих членов. В случае равенства голосов председатель сессии имеет решающий голос.
3) Если член Совета директоров имеет личный интерес в контракте или сделке, стороной которой выступает Банк, такой член должен заявить об этом интересе, отказаться от участия в собрании, на котором будет обсуждаться эта сделка или контракт, и не должен участвовать в голосовании по таким вопросам.
Статья (23)
Совет директоров может привлечь экспертов и технический персонал и определить их вознаграждение и выплаты. Он также может приглашать на собрания лиц, чьими советами он хотел бы воспользоваться. Такие лица не имеют права голоса в обсуждения Совета.
Раздел 3: Полномочия председателя, Управляющего и Исполнительного Комитета.
Статья (24)
Председатель Совета является законным представителем Банка и подписывает от его имени все документы, соглашения и контракты. Председатель может делегировать некоторые свои полномочия Управляющему.
Статья (25)
Управляющий отвечает за исполнение настоящего Закона, постановлений Банка и решений Совета директоров. Он может делегировать некоторые свои полномочия заместителю Управляющего или некоторым руководителям высшего звена Банка.
Статья (26)
В состав Исполнительного Комитета входят:
Управляющий – председатель;
Заместитель Управляющего – заместитель председателя;
Три менеджера – избираются Советом директоров из числа руководителей отделов Банка. Совет также выбирает исполняющих обязанности вышеперечисленных лиц в случае их отсутствия, или если их должности становятся вакантными.
Статья (27)
Исполнительный Комитет, указанный в предыдущей Статье, рассматривает и принимает решения по вопросам, которые относятся к его компетенции, в соответствии с законом и правилами Банка, а также вопросам, которые могут быть делегированы ему Советом директоров или Управляющим. В частности, в рамках общей политики, утвержденной Советом директоров Исполнительный Комитет:
1) определяет ежедневный обменный курс в соответствии с положениями настоящего Закона;
2) рассматривает, одобряет или отклоняет заявления о дисконтировании кредитов и ссуд, поданные Центральному Банку местными банками;
3) покупает и продает иностранные инструменты, облигации, векселя и сертификаты, указанные в параграфах (4) и (5) Статьи (74) настоящего Закона;
4) инвестирует собственные средства Банка, т.е. капитал и резервы, а также другие средства, находящиеся в его распоряжении, в соответствии с положениями настоящего Закона;
5) контролирует и обеспечивает надлежащее исполнение правил и положений, регулирующих работу персонала Банка;
6) принимает решения, касающиеся недвижимого имущества и прав Банка на недвижимость;
7) решает в арбитражном порядке, проводит примирительную процедуру или иным образом решает вопросы, затрагивающие интересы Банка;
8) предлагает проект годового бюджета и итоговый отчет Банка, а также обеспечивает подготовку годового отчета Банка, который будет представлен Совету директоров вместе с заключением аудиторов.
Статья (28)
Исполнительный Комитет может делегировать некоторые свои полномочия руководителям отделов Банка в соответствии с определенными им условиями.
Раздел 4: Запреты.
Статья (29)
1) Члены Совета директоров, менеджеры и работники Банка не имеют права раскрывать информацию, полученную ими в ходе выполнения своих обязанностей, об операциях Банка и его клиентах, а также о деятельности банков и других учреждений, которые подлежат контролю со стороны Банка, если такое раскрытие информации не требуется по закону.
2) Любое лицо, которое нарушает положения предыдущего параграфа, подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок не более трех месяцев или штрафа в размере не более пяти тысяч дирхамов или и тому, и другому наказанию, и в любом случае подлежит увольнению со службы.
Статья (30)
Банк не выплачивает своим работникам вознаграждение и надбавки исходя из прибыли, полученной Банком.
Глава 5
Операции Банка.
Раздел 1: Взаимодействие с государственным сектором.
Статья (31)
Банк консультирует государственный сектор по вопросам, которые относятся к юрисдикции Банка. Он также консультирует государственный сектор по денежно-кредитным и финансовым вопросам, представленным Банку для получения консультации.
Статья (32)
Банк участвует в переговорах, касающихся международных валютно-финансовых соглашений с Федеральным Правительством, и ему может быть поручено исполнение положений таких соглашений.
Статья (33)
Банк бесплатно осуществляет внутренние и иностранные банковские операции и оказывает услуги для Правительства. Он также может бесплатно осуществлять вышеуказанные операции и услуги для правительств эмиратов-членов Союза.
Статья (34)
Средства Правительства в дирхамах хранятся исключительно в Банке, который не начисляет и не выплачивает никакие проценты на такие средства. Правительства эмиратов-членов Союза также могут хранить в Банке свои средства в дирхамах, и Банк не начисляет и не выплачивает никакие проценты на такие средства.
По решению Министра положения настоящей Статьи могут применяться ко всем и некоторым другим учреждениям государственного сектора. В этом случае Банк может выплачивать проценты, начисленные на сумму средств, переданных на хранение, в соответствии с требованиями денежно-кредитной политики.
Статья (35)
1) Правительство передает в Банк следующие средства в иностранной валюте, на которые Банк не начисляет проценты:
a) Суммы взносов эмиратов-членов Союза в государственный бюджет
b) Другие доходы Правительства в иностранной валюте.
2) В течение двух лет с момента вступления в силу настоящего Закона Правительство должно создать в Банке постоянный депозит в размере 2000 миллионов долларов в США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте. Банк не начисляет проценты на этот депозит, и его сумма ежегодно повышается на 10 процентов по сравнению с суммой предыдущего года до тех пор, пока она не достигнет 4000 миллионов долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте.
3) Другие учреждения государственного сектора могут хранить в Банке средства в иностранной валюте, на которые Банк начисляет согласованные с вкладчиком проценты.
Статья (36)
Банк покупает иностранную валюту у государственного сектора и продает иностранную валюту государственному сектору по обменному курсу, объявленному Банком.
Статья (37)
Правительство должно продавать Банку иностранную валюту, которая ему может потребоваться для достижения своих целей, а также для удовлетворения потребностей государственного и частного сектора в иностранной валюте.
Статья (38)
Инвестирование и размещение средств Правительства и средств правительств эмиратов-членов, помимо тех, которые переданы в Банке согласно положениям Статей (34) и (35) настоящего Закона, не входит в компетенцию Банка, кроме случаев, когда на Банк возложена задача осуществления таких инвестиций на основании соглашения, заключенного с конкретным правительством.
Статья (39)
Банк осуществляет напрямую или через коммерческие банки операции, связанные с продажей и управлением казначейскими билетами и облигациями, выпущенными или гарантированными Правительством либо выпущенными государственным учреждением или организацией в эмиратах-членах Союза.
Банк может продавать и покупать эти билеты и облигации за свой счет в соответствии с положениями Статьи (48) настоящего Закона.
Статья (40)
Банк может выдавать Правительству беспроцентные ссуды для обеспечения Казначейства ликвидными средствами.
Размер ссуд, предоставленных в течение одного года, не должен превышать 10 процентов фактических доходов правительственного бюджета за предыдущий год.
Правительство должно выплатить ссуды, предоставленные ему в предыдущем году до конца финансового года.
Статья (41)
Банк представляет Министру ежеквартальные отчеты о положении денежно-кредитной и банковской системы в стране, а также предоставляет дополнительную информацию, затребованную Министром.
Статья (42)
Государственный сектор, государственные учреждения, организации и ведомства, в которых имеется государственное участие, представляют Банку всю информацию и статистику, которая может ему потребоваться.
Раздел 2: Отношения с местными банками и финансовыми учреждениями
Статья (43)
Банк может открывать счета в дирхамах для банков и финансовых учреждений, действующих в Объединенных Арабских Эмиратов, а также может принимать от них депозиты без выплаты процентов, если только Совет директоров не примет решение об ином.
Статья (44)
Банк может осуществлять следующие операции исключительно с банками, осуществляющими свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах:
1) выпуск, покупка или продажа депозитных сертификатов Банка в дирхамах на условиях, определенных Советом директоров;
2) продажа, покупка, учет и переучет коммерческих бумаг, возникших в связи с законными кредитами со сроком погашения в течение шести месяцев при условии, что такие бумаги удовлетворяют требования, определенные в соответствии с положениями настоящего Закона;
3) предложение кредитов и ссуд на текущий счет на семь дней без обеспечения или на срок до шести месяцев под обеспечение, которое Банк сочтет достаточным;
Статья (45)
Банк может определять лимиты кредитования для каждого банка, осуществляющего свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, в отношении его кредитных операций, проводимых с Банком в соответствии с положениями предыдущей Статьи.
Статья (46)
Банк не имеет права возобновлять учтенные им векселя с наступившим сроком платежа, а также принимать, учитывать или допускать в качестве обеспечения коммерческие бумаги, подписанные членом Совета директоров или работником Банка.
Раздел 3: Операции с золотом и иностранной валютой.
Статья (47)
В соответствии с правилами, установленными Советом директоров, Банк может:
1) продавать, покупать или осуществлять операции с золотыми слитками и золотыми монетами;
2) осуществлять валютные операции и операции по переводу средств при условии, что такие операции будут осуществляться исключительно с правительствами, государственными учреждениями, местными и иностранными банками, Центральными Банками, арабскими и международными финансовыми учреждениями и валютными фондами;
3) вести счет в иностранных Центральных Банках, иностранных банках, арабских и международных финансовых учреждениях и валютных фондах;
4) открывать счета для Центральных Банков, иностранных банков, арабских и международных финансовых учреждений и валютных фондов, а также выполнять роль агента или корреспондента таких банков, учреждений и фондов;
5) выдавать кредиты и ссуды Центральным Банкам, иностранным банкам, арабским и международным финансовым учреждениям и валютным фондам, а также получать от них кредиты и ссуды при условии, что такие операции будут согласованы с выполнением функций Центрального Банка;
6) покупать, продавать, учитывать или переучитывать через банки и финансовые учреждения облигации, векселя и инструменты, указанные в параграфах (4) и (5) Статьи (74) настоящего Закона.
Раздел 4: Другие операции.
Статья (48)
Банк может инвестировать собственные средства из капитала и резервов для:
1) приобретения движимого и недвижимого имущества, необходимого для осуществления деятельности Банка или проживания или создания бытовых удобств для его персонала;
2) покупки и продажи векселей и ссуд, выпущенных и гарантированных Правительством или государственными учреждениями;
3) покупки и продажи акций предприятия, в котором имеется доля Правительства или которому предоставлена концессия в Объединенных Арабских Эмиратах.
Статья (49)
Банк может на основании компромиссного соглашения или посредством принудительной ликвидации приобретать движимое или недвижимое имущество в счет уплаты задолженности. Такое имущество должно быть реализовано в кратчайшие сроки, кроме случаев, когда Банк использует его в своих операциях в соответствии с положениями настоящего Закона.
Статья (50)
Банк не имеет права осуществлять коммерческую деятельность, иметь прямой интерес в какой-либо коммерческой, промышленной или сельскохозяйственной деятельности или результатах деятельности какого-либо предприятия, а также приобретать недвижимость, если это не разрешено положениями настоящего Закона.
Глава 6
Отчетность и ведомости.
Статья (51)
Финансовый год Банка начинается первого января и заканчивается тридцать первого декабря каждого года.
Статья (52)
1) Банк должен открыть специальный правительственный счет, на кредит которого будут отнесены:
a) прибыль, полученная на конец финансового года в результате переоценок в дирхамах активов и обязательств Банка в форме золота, иностранной валюты и Специальных прав заимствования;
b) прибыль, полученная в результате вывода из обращения банкнот и монет, предусмотренного в Статьях (70) и (73) настоящего Закона.
2) На дебет Счета будет отнесены убытки, понесенные на конец финансового года в результате обесценения в дирхамах активов и обязательств Банка в форме золота, иностранной валюты и Специальных прав заимствования;
3) Если на конец финансового года Счет имеет чистое кредитовое сальдо, то это сальдо не может быть отнесено на прибыль Банка. Если счет имеет чистое дебетовое сальдо, Правительство покрывает его за счет выпуска беспроцентных свободно обращающихся казначейских облигаций, которые, в свою очередь, возвращаются из чистой прибыли, полученной в предыдущие годы.
Статья (53)
Отчеты Банка проверяются одним или несколькими аудиторами или аудиторской компанией, которых ежегодно утверждает Совет директоров. Совет директоров также каждый год определяет вознаграждение аудиторов.
Статья (54)
1) Банк представляет Министру ежемесячный отчет об активах и обязательствах Банка, который публикуется в Официальном печатном издании.
2) В течение трех месяцев после окончания финансового года Банк представляет президенту Государства и Министру следующие документы:
a) копии итоговых годовых отчетов, заверенных аудиторами. Эти отчеты публикуются в Официальном печатном издании.
b) отчет о деятельности Банка за год и краткий обзор достижений в денежно-кредитной, банковской, финансовой и экономической сфере.
Статья (55)
Банк может публиковать свой годовой отчет и выпускать такие отчеты и бюллетени, которые, по мнению Совета директоров, отвечают общественным интересам.
Глава 7.
Прочие положения
Статья (56)
1) Банк может принимать движимое и недвижимое имущество, заложенное или предоставленное в качестве обеспечения или переданное ему путем отказа от прав в его пользу в качестве гарантии удовлетворения его требований.
2) В случае неудовлетворения требований Банка о погашении просроченных платежей Банк может продать такие активы в течение пятнадцати дней после вручения должнику законного уведомления. При этом это право не исключает возможность применения против должника дальнейших мер правового характера до полного удовлетворения всех требований Банка.
Статья (57)
1) Недвижимость, заложенная в соответствии с положениями предыдущей Статьи, должна быть реализована компетентным судом по требованию Банка.
2) Доходы от такой продажи должны быть направлены на удовлетворение требований Банка. Остаток средств, полученный Банком, выплачивается должнику.
Статья (58)
Банк освобождается от налогов, сборов и выплат любого рода по отношению к его капиталу, резервам, доходу, недвижимости, контрактам и другим документам.
Банк также освобождается от оплаты судебных сборов и гарантий, предусмотренных законом.
Статья (59)
Правительство бесплатно обеспечивает охрану помещений Банка и предоставляет охранное сопровождение, необходимое для безопасной транспортировки средств и ценностей.
Статья (60)
Банк может быть ликвидирован только на основании закона, который будет определять порядок и сроки его ликвидации.
ЧАСТЬ II
ВАЛЮТА.
Глава 1
Денежная единица и обменный курс.
Статья (61)
Денежной единицей Объединенных Арабских Эмиратов является дирхам, который делится на сто равных частей филс. Символом дирхама является “Dh.”
Статья (62)
Официальный обменный курс дирхама определяется на основании федерального указа, принятого по предложению Совета директоров и одобренного Советом Министров.
Этот указ вступает в силу с даты официального провозглашения.
Статья (63)
Банк определяет курсы основных иностранных валют при необходимости и для целей, которые он может определить.
Статья (64)
1) В соответствии с положениями параграфа (2) настоящей Статьи:
a) любой контракт, продажа или погашение векселя, кредитного билета, инструмента или обеспечения, связанного с денежными средствами, а также операция любого рода, связанная с денежными средствами и предусматривающая обязательство выплатить какие-либо денежные суммы, которые согласно положениям настоящей Статьи считались бы заключенными и проведенными в ранее существующих валютах, рассматриваются как заключенные и проведенные в дирхамах при условии, что это не влияет на обязательства выплатить какие-либо денежные суммы в любой стране, помимо Объединенных Арабских Эмиратов, в которой ранее существующие валюты являются законным платежным средством;
b) ссылка на ранее существующие валюты в любом законе или ином правовом документе, действующем в Объединенных Арабских Эмиратах на момент вступления в силу Федерального закона № (2) 1973 года, следует толковать как ссылку на дирхамы, а любую ссылку на суммы в ранее существующих валютах следует толковать как ссылку на суммы в дирхамах,
2) Для осуществления положений подпараграфов (a) и (b) предыдущего параграфа настоящей Статьи суммы, выраженные в ранее существующих валютах до даты вступления в силу Статьи (13) Федерального закона № (2) 1973 года, конвертируются по следующему обменному курсу:
1 бахрейнский динар = 10 дирхамов
1 катар-дубайский риал = 1 дирхам
Глава 2
Денежная эмиссия.
Статья (65)
1) Денежная эмиссия является исключительным правом государства. Это право осуществляется только Банком.
2) Согласно положениям предыдущего параграфа никакие физическое лицо или учреждение не имеет права выпускать и вводить в оборот банкноты или монеты либо документы или знаки, подлежащие уплате на предъявителя по требованию, которые имеют внешний вид законного платежного средства или заявлены как законное платежное средство Объединенных Арабских Эмиратов или валюта другой страны.
3) Любое лицо, которое нарушает положения настоящей Статьи, подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок не более десяти лет или штрафа в размере не более 100000 дирхамов или и тому, и другому наказанию.
Статья (66)
1) Банкноты, выпущенные Банком, имеют номинал, дизайн и характеристики, которые утверждены Министром по предложению Совета директоров. На банкнотах должна быть подпись Министра и председателя Совета директоров.
2) Министр определяет по предложению Совета директоров вес, состав, смеси, допустимые отклонения и любые другие характеристики не золотых монет, а также количество монет каждого номинала для чеканки.
3) Министр определяет по предложению Совета директоров номинал, чистоту, вес, размеры, допустимые отклонения и любые другие характеристики золотых монет, а также количество монет каждого номинала для чеканки.
4) Банк принимает все необходимые меры для печати банкнот, указанных в пункте (1) настоящей Статьи, и чеканки монет, указанных в пунктах (2) и (3) настоящей Статьи, в контексте всех вопросов, связанных с такой печатью и чеканкой и сохранностью таких монет и банкнот и соответствующих матриц и штампов.
Статья (67)
1) Банкноты, выпущенные Банком или на основании Федерального закона № (2) 1973 года, являются законным платежным средством для оплаты любой суммы по их полной номинальной стоимости.
2) Незолотые монеты, выпущенные Банком или на основании Федерального закона № (2) 1973 года, являются законным платежным средством в Объединенных Арабских Эмиратах для оплаты в Эмиратах суммы, не превышающей 50 дирхамов по полной номинальной стоимости. Однако если такие монеты будут переданы Банку, он должен принять их без ограничения количества.
3) Совет директоров определяет условия продажи и покупки Банком золотых монет, выпущенных до вступления в силу настоящего Закона или подлежащих выпуску согласно его положениям.
Глава 3
Распространение и отзыв денежных знаков из обращения.
Раздел 1: Денежные знаки.
Статья (68)
Новые банкноты выпускаются в обращение по решению Совета директоров. Это решение, определяющее номинал и количество выпущенных банкнот, должно быть опубликовано в Официальном печатном издании и обнародовано через соответствующие средства массовой информации.
Статья (69)
1) Совет директоров может с одобрения Министра отзывать из обращения любые номиналы банкнот против оплаты их номинальной стоимости.
Такое решение должно быть опубликовано в Официальном печатном издании и обнародовано через соответствующие средства массовой информации.
2) Решение об отзыве банкнот из обращения должно определять срок, в течение которого должны быть обменены отзываемые банкноты. Этот срок должен быть не менее трех месяцев с момента публикации решения в Официальном печатном издании, но при необходимости он может быть сокращен до 15 дней.
Статья (70)
1) Банкноты, не представленные для обмена в течение срока, установленного в предыдущей Статье, перестают быть законным платежным средством и не могут находиться в обращении; но их владельцы имеют право обменять такие банкноты по номинальной стоимости в Банке в течение пяти лет с даты осуществления решения об их изъятии из обращения. Банкноты, которые не были обменены в течение указанного периода пяти лет, исключаются из денежных знаков в обращении, и их стоимость учитывается на специальном счете, предусмотренном в Статье (52) настоящего Закона.
2) Банк должен в соответствии с положениями предыдущего параграфа уничтожить банкноты, отозванные из обращения в соответствии с инструкциями Банка, подготовленными в этом отношении.
Статья (71)
Банк не обязан возмещать стоимость потерянных или украденных банкнот либо принимать или платить за поддельные банкноты.
Статья (72)
Банк оплачивает стоимость поврежденных или дефектных банкнот, если они удовлетворяют требования, установленные Банком в этом отношении; в противном случае, такие банкноты отзываются из обращения без выплаты какой-либо компенсации их обладателю.
Раздел 2: Незолотые монеты
Статья (73)
1) Номиналы незолотых монет выпускаются в обращение по решению Совета директоров, определяющему количество таких монет. Решение должно быть опубликовано в Официальном печатном издании и обнародовано через соответствующие средства массовой информации.
2) Любой номинал незолотых монет, указанный в параграфе (1) настоящей Статьи, может быть отозван из обращения против оплаты их номинальной стоимости по решению Совета директоров. Решение должно быть опубликовано в Официальном печатном издании и обнародовано через соответствующие средства массовой информации.
3) Решение об отзыве монет из обращения должно определять срок, в течение которого их можно обменять. Этот срок должен быть не менее шести месяцев с даты публикации решения в Официальном печатном издании.
4) Монеты, которые не были обменены в течение срока, указанного в вышеприведенном параграфе, перестают быть законным платежным средством, становятся необоротными, должны быть исключены из денежных знаков в обращении, и их стоимость учитывается на специальном счете, указанном в Статье (52) настоящего Закона.
5) Если незолотые монеты были испорчены, повреждены, уменьшены или облегчены по причине, связанной с их нормальным использованием, Банк должен отозвать их из обращения без выплаты какой-либо компенсации их владельцам.
Глава 4
Валютное покрытие
Статья (74)
Денежная масса в обращении и депозиты до востребования, размещенные в Банке, должны иметь постоянное покрытие всеми или некоторыми из следующих активов:
1) Золотые монеты и слитки:
2) Свободно конвертируемые иностранные валюты в форме срочных депозитов и депозитов до востребования в банковских учреждениях за границей. Срок срочных депозитов не должен превышать двенадцать месяцев;
3) Международно признанные резервные активы, в том числе активы Государства в Международном Валютном Фонде, займы, предоставленные Фонду, и активы Специальных прав заимствования;
4) Иностранные ценные бумаги, облигации, векселя или сертификаты, выпущенные или гарантированные иностранными правительствами или международным финансовыми или валютными учреждениями, при условии, что все такие инструменты рассматриваются, как первоклассные, и выражены в конвертируемых валютах и обращаются на финансовых рынках, а также при условии, что срок их погашения наступает в течение пяти лет с даты покупки;
5) Иностранные ценные бумаги и облигации, которые рассматриваются как первоклассные, помимо тех, которые указаны в предыдущем параграфе, при условии, что они выражены в свободно конвертируемых валютах и обращаются на финансовых рынках, а также при условии, что срок их погашения наступает в течение одного года с даты покупки;
6) Ссуды, выданные Правительству в соответствии с положениями Статьи (40) настоящего Закона;
7) Национальные коммерческие бумаги в дирхамах или ссуды и кредиты, выданные банкам, осуществляющим свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, при условии, что такие национальные коммерческие бумаги, ссуды и кредиты удовлетворяют требования, установленные положениями, которые должны быть приняты Советом директоров в данном контексте и в соответствии с положениями Статьи (18) настоящего Закона, а также при условии, что срок их погашения наступает в течение периода, не превышающего шесть месяцев с даты их заключения.
Статья (75)
1) Соотношение золотых монет, слитков и чистых иностранных активов, указанных в параграфах (1), (2), (3), (4) и (5) предыдущей Статьи, и денежной массы в обращении и депозитов до востребования, размещенных в Банке, не может быть менее 70 процентов.
2) При этом Совет директоров может большинством голосов и с одобрения Совета Министров уменьшить вышеуказанное соотношение на период не более шести месяцев. Дальнейшее сокращение не допускается до тех пор, пока указанное соотношение не будет возвращено до значения 70%, установленного в параграфе (1) настоящей Статьи. Соотношение чистых иностранных активов, указанных в параграфе (5) предыдущей Статьи, и общего чистого объема иностранных активов, указанных в параграфе (1) настоящей Статьи, не должно превышать 20 процентов.
Статья (76)
В соответствии с положениями предыдущих двух Статей Банк должен осуществлять постепенную корректировку позиции активов в иностранной валюте и в дирхамах на резервном счете, который должен перейти Банку от действующего Валютного совета.
ЧАСТЬ III.
ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Глава 1.
Применение положений.
Статья (77)
1) Положения настоящей Части применяются к:
a) коммерческим банкам;
b) инвестиционным банкам;
c) финансовым учреждениям;
d) финансовым посредникам;
e) представительствам.
2) Положения настоящей Части не применяются к:
a) государственным кредитным учреждениям, учрежденным законом и не являющимся коммерческими банками;
b) правительственным инвестиционным учреждениям и агентствам;
c) правительственным фондам развития;
d) фондам частных сбережений и пенсионным фондам;
e) компаниям, занимающимся страхованием и перестрахованием.
Глава 2.
Коммерческие банки.
Раздел 1: Определения.
Статья (78)
1) Коммерческим банком считается учреждение, которое традиционно получает средства от населения в форме депозитов до востребования, депозитов с уведомлением о снятии средств или срочных депозитов, или которое осуществляет размещение долговых инструментов или депозитных сертификатов, которые должны быть использованы (частично или полностью) за его счет и под его риск для предоставления ссуд и кредитов.
Коммерческие банки также осуществляют операции, связанные с выпиской и инкассо чеков, размещением государственных и частных облигаций, торговлей иностранной валютой и драгоценными металлами. И любые другие операции, которые коммерческие банки имеют право осуществлять согласно закону или обычной банковской практике.
2) Совет директоров Центрального Банка определяет аспекты деятельности и операционные требования к коммерческим банкам с ограниченными банковскими лицензиями. Такие банки рассматриваются в ходе применения положений настоящего Закона как коммерческие банки, если Совет директоров не освобождает их от исполнения некоторых положений или мер.
3) Для целей осуществления настоящего Закона и если иное не предусмотрено законом все филиалы любого банка, осуществляющие свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, рассматриваются как один Банк.
Раздел 2: Капитал и резервы коммерческих банков.
Статья (79)
1) Все учреждения, осуществляющие коммерческую банковскую деятельность, должны быть акционерными компаниями, учрежденными на основании закона или указа, принятого для этих целей. Филиалы иностранных банков, осуществляющие свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, освобождаются от исполнения этого требования.
2) Коммерческие банки, осуществляющие свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, должны внести соответствующие изменения в свой устав для соблюдения положений параграфа (1) настоящей Статьи в течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Закона.
Статья (80)
1) Оплаченный капитал коммерческого банка должен быть не менее 40 миллионов дирхамов.
2) Филиалы иностранного банка должны представить доказательства того, что указанная выше сумма была выделена как капитал для осуществления их деятельности в Объединенных Арабских Эмиратах.
3) Коммерческие банки, осуществляющие свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах на момент вступления в силу настоящего Закона, должны откорректировать свои позиции для соблюдений положений двух указанных выше параграфов в течение срока, определенного Советом директоров, но не позднее, чем в течение двух лет с даты вступления в силу настоящего Закона.
4) Минимальные требования к капиталу, установленные для коммерческих банков, могут быть изменены на основании федерального указа по предложению Совета директоров и с согласия Совета Министров. Такой указ должен быть опубликован в Официальном печатном издании.
Статья (81)
Если капитал коммерческого банка становится ниже минимального размера, предусмотренного в предыдущей Статье, дефицит должен быть устранен в течение периода, который будет установлен Исполнительным Комитетом. Этот период не должен превышать один год с даты уведомления соответствующего банка о дефиците. Только Исполнительный Комитет может определять размер дефицита.
Статья (82)
Помимо требований, предусмотренных коммерческим законодательством или уставом для акционерных компаний, коммерческие банки и филиалы иностранных банков должны распределять не менее 10 процентов своей годовой чистой прибыль для формирования специального резерва до тех пор, пока такой резерв не составит 50 процентов капитала коммерческого банка или, в случае филиалов иностранных банков, суммы, выделенной как капитал.
Раздел 3: Регистрация коммерческих банков, слияния и аннулирование лицензии.
Статья (83)
1) Без противоречия положениям законодательства о создании коммерческих компаний, которые не противоречат положениям настоящего Закона, коммерческие банки могут начинать свою деятельность только получения лицензии от председателя Совета или лица, уполномоченного им по согласованию с Советом директоров.
Все лицензированные коммерческие банки регистрируются в Реестре банков, который ведется для этих целей Центральным Банком. Решение о выдаче лицензии банку публикуется в Официальном печатном издании.
2) Совет директоров определяет требования и процедуры, которые должны быть соблюдены для подачи заявления о выдаче лицензии, в том числе документы и сведения, которые должны быть предоставлены. Совет директоров также определяет нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность филиалов и другие связанные с этим вопросы.
3) Отказ в выдаче лицензии направляется Банком заявителю в течение 15 дней с даты принятия решения.
Статья (84)
Коммерческий банк может открыть новый филиал в Объединенных Арабских Эмиратах или за границей, а также перенести или закрыть филиал только с одобрения Совета директоров.
Статья (85)
1) Учреждения, не зарегистрированные как коммерческие или инвестиционные банки в соответствии с положениями настоящего Закона, не могут использовать в своих коммерческих обозначениях или рекламе слова банк, банкир, банковская деятельность или аналогичные слова и выражения в порядке, который может ввести в заблуждение население относительно характера их деятельности.
2) Любое лицо, которое нарушает положения предыдущего параграфа, подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок не более трех месяцев или штрафа в размере не более 2 000,00 дирхамов или и тому, и другому наказанию.
Статья (86)
1) Все зарегистрированные коммерческие банки должны запрашивать у Банка одобрение любых предполагаемых изменений своего устава или изменений, применимых к заявлениям, представленным Банку в момент подачи заявления о выдаче лицензии. Любые такие изменения вступают в силу только после их внесения в Реестр банков.
2) Управляющий принимает решение относительно запросов о внесении изменений. Запросы, отклоненные Управляющим, могут быть обжалованы в Совете директоров, решение которого является окончательным.
Статья (87)
Зарегистрированный коммерческий банк может прекратить свои операции или объединиться с другим банком только после получения предварительного одобрения председателя Совета или другого лица, уполномоченного им по согласованию с Советом директоров.
Разрешение, предусмотренное предыдущим параграфом, может быть выдано соответствующему банку только после того, как банк представит доказательства, что он выполнил все свои обязательства перед клиентами и кредиторами в порядке, приемлемом для Банка.
Статья (88)
1) Коммерческий банк может быть исключен из Реестра банков в следующих случаях:
a) по запросу соответствующего банка;
b) если банк не начинает свою деятельность в течение одного года с даты, когда он был уведомлен о регистрации;
c) если банк приостановил свои операции на срок более одного года;
d) в случае объявления банка банкротом;
e) в случае объединения банка с другим банком;
f) если ликвидность или платежеспособность банка находится под угрозой;
g) в случае серьезного нарушения банком законов, подзаконных актов, постановлений, решений или инструкций, регулирующих его деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона.
2) Исключение банка из Реестра банков производится по решению председателя Совета или другого лица, уполномоченного им по согласованию с Советом директоров. Однако в случаях, предусмотренных в пунктах (f) и (g) предыдущего параграфа, Совет директоров не имеет права исключить банк из Реестра банков до тех пор, пока не получит комментарии банка относительно причин, требующих его исключения из реестра, в течение срока, определенного Советом директоров.
3) Лицензия коммерческого банка автоматически аннулируется после его исключения из Реестра банков.
4) Решение об исключении банка из Реестра банков вступает в силу с даты его публикации в Официальном печатном издании, кроме случаев, когда решение предусматривает иную дату вступления в силу.
5) Исключение банка из Реестра запускает процесс его принудительной ликвидации, кроме случаев, указанных в параграфе (1) (e) настоящей Статьи. Ликвидация должна осуществляться в соответствии с действующими законами и инструкциями, изложенными в решении об исключении банка из Реестра.
Статья (89)
Банк должен в начале каждого года подготовить перечень всех зарегистрированных банк и опубликовать его в Официальном печатном издании.
Раздел 4: Запреты
Статья (90)
1) Коммерческие банки не имеют права осуществлять небанковские операции.
В частности, банк не имеет права:
a) осуществлять за свой счет коммерческую и производственную деятельность или приобретать, владеть или торговать товарами, кроме случаев приобретения таких товаров в счет погашения задолженности других лиц, и в этом случае товары должны быть реализованы в течение периода, определенного Управляющим;
b) приобретать недвижимость за свой счет, кроме следующих случаев:
– недвижимость необходима для осуществления деятельности банка или проживания или создания бытовых удобств для его персонала;
– недвижимость приобретена в счет погашения задолженности, и таком случае имущество должно быть реализовано в течение трех лет; этот период может быть продлен по решению Управляющего;
c) владеть и осуществлять операции с акциями Банка, кроме случаев, когда они были приобретены в счет погашения задолженности, и в этом случае они должны быть реализованы в течение двух лет с даты их приобретения;
d) покупать акции или облигации, выпущенные коммерческими компаниями, если в результате такой покупки сумма указанных акций и облигаций, принадлежащих банку, превысит 25 процентов собственных средств банка, кроме случаев, когда они были приобретены в счет погашения задолженности, и в этом случае они должны быть реализованы в течение двух лет с даты их приобретения.
Этот запрет не распространяется на приобретение и владение облигациями, выпущенными и гарантированными Правительством или другими учреждениями государственного сектора.
Статья (91)
1) Коммерческие банки не имеют права выдавать кредиты или ссуды на текущие счета членов своего совета директоров, руководителям отделений или аналогичным должностным лица без получения лицензии Совета директоров Банка; такая лицензия должна ежегодно обновляться.
Этот запрет не распространяется на учет коммерческих бумаг, выдачу банковских гарантий или открытие документарных аккредитивов.
2) Банк не имеет права предлагать клиентам кредиты под акции банка, принадлежащие таким клиентам.
3) Банк не имеет права выдавать кредиты или ссуды для целей строительства коммерческих и жилых зданий, общий размер которых превышает 20 процентов всех депозитов. Этот запрет не распространяется на банки, которые специализируются в выдаче ипотечных кредитов и получили соответствующее разрешение Банка.
Статья (92)
Коммерческий банк не имеет права выпускать дорожные чеки без получения предварительного разрешения Банка.
Статья (93)
1) Лицо, осужденное за кражу, мошенничество, растрату или выписывание чеков с недобросовестными намерениями при наличии недостаточных средств, не может быть или оставаться членом Совета директоров или управляющим коммерческого банка.
2) Член Совета директоров или управляющий коммерческого банка не имеет права занимать должность управляющего или члена Совета директоров другого банка без разрешения совета директоров своего банка.
Раздел 5: Надзор
Статья (94)
Банк вправе принимать для банков инструкции и рекомендации, которые он сочтет целесообразными для осуществления денежно-кредитной политики, а также принимать необходимые меры для обеспечения надежного функционирования банковской системы. Такие инструкции, рекомендации и другие меры могут иметь общий или индивидуальный характер.
Статья (95)
1) Совет директоров вправе устанавливать правила, регулирующие требования к коэффициентам, которые должны соблюдать все банки для обеспечения их ликвидности и платежеспособности, в частности, устанавливать соотношения между следующими показателями:
a) собственные средства банка и общая сумма депозитов до востребования и срочных вкладов и обязательств;
b) ликвидные активы и общая сумма бессрочных и срочных обязательств.
c) собственные средства и общая сумма акцептов и гарантий.
2) В своих постановлениях и циркулярах Банк должен определить значения терминов «собственные средства», «ликвидные активы», «обязательства» и других элементов.
Статья (96)
1) Совет директоров Банка может определять следующие параметры деятельности коммерческих банков:
a) максимальный размер кредитов и ссуд, которые банк может выдать на определенную дату;
b) максимальный размер кредита, который может быть выдан одному лицу (физическому или юридическому) в пропорциональном отношении к уровню его собственных средств;
c) соотношение депозитов, которые могут храниться на резерве в Банке;
d) минимальные обязательные взносы, которые должны быть переданы клиентами банка в наличной форме для открытия документарных аккредитивов;
e) процентные ставки, которые банки должны выплачивать по депозитам, и размеры комиссионных сборов, которые должны оплачивать клиенты.
2) Банк может наложить на банк, не выполняющий положения пункта (c) вышеуказанного параграфа, денежный штраф в размере не более 2/1000 (два на тысячу) в день на сумму дефицита, возникшего на указанных депозитах банка с Центральным Банком. Этот штраф начисляется до момента устранения дефицита.
Статья (97)
Распоряжения, решения и инструкции, принятые Банком в соответствии с положениями двух предыдущих Статей, не имеют ретроактивного действия и не должны препятствовать исполнению договоров, заключенных между банками и их клиентами до принятия таких распоряжений, решений и инструкций. Банк также должен определить льготные периоды, позволяющие банкам привести свои операции в соответствие с введенными правилами, а также определить базу расчетов обязательных коэффициентов.
Статья (98)
Коммерческие банки должны учитывать срок доступности своих депозитов, полученных от населения, при планировании использования таких депозитов.
Статья (90)
В рамках структуры Центрального Банка должен быть создан департамент надзора за коммерческими банками, инвестиционными банками и финансовыми учреждениями.
Совет директоров должен определить порядок создания такого департамента, его функции и условия работы корпуса банковских инспекторов.
Статья (100)
1) Банк может в любое время, когда сочтет необходимым, направить одного или нескольких инспекторов для проверки финансового положения конкретного банка и соблюдения применимых законов и нормативно-правовых актов в ходе осуществления его деятельности.
2) Коммерческие банки должны предоставить инспектору возможности проверки всех записей, отчетов, документов и ведомостей, относящихся к выполнению его задач, а также всю затребованную им информацию.
3) Инспектор должен представить Банку отчет о результатах проверки и направить его копию соответствующему банку.
4) Если по результатам проверки Центральный Банк удостоверится в том, что операции банка осуществляются незаконно или недобросовестно, то он может поручить соответствующему банку принять необходимые меры для исправления ситуации и вправе назначить по согласованию с Советом директоров квалифицированного специалиста для консультирования и контроля коммерческого банка. Вознаграждение консультанта оплачивает соответствующий банк.
Раздел 6: Отчетность и ведомости.
Статья (101)
Финансовый год коммерческих банков начинается первого января и заканчивается тридцать первого декабря каждого года.
Статья (102)
1) Филиалы иностранных банков должны вести отдельную отчетность по своим операциям в Объединенных Арабских Эмиратах, в том числе баланс и отчет о прибылях и убытках.
2) Подготовка ведомостей всех филиалов и представительств банка (национального или иностранного), осуществляющих свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, должна осуществляться на консолидированной основе, как для одного банка.
Статья (103)
1) Каждый коммерческий банк, осуществляющий свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах, должен каждый год назначать квалифицированного и опытного специалиста или аудиторскую компанию, одобренную Банком, для проведения аудита его отчетности. Если коммерческий банк не назначает аудитора, то аудитора назначает Банк и определяет его вознаграждение, которое ему выплачивает соответствующий банк.
2) В обязанности аудитора входит подготовка отчета на основании баланса и отчета о прибылях и убытках для акционеров банка.
Аудитор должен указать в отчете, является ли годовой баланс и отчет о прибылях и убытках точным и достоверным, и предоставил ли ему Банк всю информацию и пояснения, затребованные им в ходе исполнения своих обязанностей.
3) Отчет аудитора должен быть представлен акционерам на ежегодном общем собрании вместе с отчетом совета директоров в случае местных банков; три копии таких отчетов должны быть направлены в Банк в течение пятнадцати дней с даты проведения Общего собрания. В случае иностранных банков копия отчета аудитора должна быть направлена в головной офис банка за границей. Три копии такого отчета также должны быть представлены в Банк в течение 15 дней с даты их подготовки.
4) Аудитор не должен входить в совет директоров или занимать должность сотрудника или постоянного консультанта Банка, для аудита которого он назначен.
Статья (104)
1) В порядке, определенном Советом директоров, Банк может создать отдельный департамент под названием Бюро кредитных рисков.
2) Для выполнения вышеуказанным департаментом своих функций банки должны направлять ему периодические сведения и информацию о выданных ими кредитах. Такая информация и сведения подаются в форме, определенной Банком, в соответствии с его инструкциями и в установленные им сроки.
3) Коммерческие банки должны покрывать оперативные расходы указанного департамента. Такие расходы будут распределяться между банками и взиматься с них в порядке, определенном Банком.
Статья (105)
1) Коммерческие банки должны предоставлять Банку отчеты, информацию, статистические данные и другие документы, которые считаются необходимыми для выполнения его задач.
2) Банк может определить правила сбора кредитной статистики банков на периодической основе.
3) Банк должен определить природу таких данных, отчетов и информации, а также форму, в которой они должны быть предоставлены, и сроки их представления. Коммерческие банки должны представлять Банку вышеперечисленные сведения в соответствии с его инструкциями.
Статья (106)
Вся информация, предоставленная Банку в соответствии с положениями настоящего Закона, рассматривается как конфиденциальная, за исключением статистических данных, которые могут быть опубликованы в совокупности с другими данными.
Статья (107)
Банк может вводить штрафы в размере не более 200 дирхамов в день в отношении коммерческих банков, которые не предоставили отчеты, данные и информацию, указанные в Статьях (104) и (105), в установленные сроки.
Раздел 7: Ликвидация банков.
Статья (108)
1) В случае ликвидации коммерческого банка уведомление о ликвидации должно быть опубликовано в Официальном печатном издании и, как минимум, в двух местных ежедневных газетах.
2) Уведомление о ликвидации должно определять:
a) льготный период не менее трех месяцев, необходимый для принятия клиентами банка мер для защиты своих прав.
b) имя ликвидатора, которому поручена выплата непогашенных депозитов и завершение других операций, которые могут возникнуть после окончательного закрытия офисов банка и в отношении которых клиенты не получили никаких инструкций.
Статья (109)
В случае ликвидации вследствие исключения банка из Реестра банков председатель Совета или уполномоченное им лицо должно указать в решении об исключении дату закрытия банка, а также может указать название института, которому поручена ликвидация операций, незавершенных на эту дату.
Статья (110)
Банк будет контролировать операции Банка в процессе ликвидации до закрытия его офисов.
Статья (111)
Положения Статей (108), (109) и (110) не препятствуют выполнению любых других действующих законодательных положений, применимых к ликвидации.
Раздел 8: Административные санкции.
Статья (112)
1) Если Банк нарушает положения своего устава, настоящего Закона или постановлений Банка, либо не предоставляет затребованную информацию и отчеты, либо представляет неполные или неточные сведения, Банк может, помимо штрафов, указанных в Статье (107) настоящего Закона, ввести одно из следующих наказаний:
a) предупреждение;
b) сокращение или приостановка выдачи ему кредитов;
c) запрет осуществлять определенные операции или ограничение таких операций;
d) исключение из Реестра банков.
2) Исполнительный Комитет уполномочен вводить наказания, указанные в (a) и (b) выше. Остальные виды наказаний может назначать только Совет директоров.
3) В любом случае наказания могут вводиться только после того, как коммерческий банк представит свои объяснения в отношении нарушений, которые он совершил.
Глава III.
Инвестиционные банки
Статья (113)
1) В ходе применения положений настоящего Закона инвестиционные банки определяться как банки, которые обычно называются торговые банки, инвестиционные банки, банки развития, банки по среднесрочным и долгосрочным операциям или имеют иное обозначение, которое отделяет их от коммерческих банков согласно их определению, приведенному в Статье (78), в первую очередь тем, что они не принимают депозиты сроком менее двух лет.
2) Эти банки могут заимствовать средства у своих головных офисов, местных или иностранных банков и на финансовых рынках.
3) Совет директоров должен определить сферу и условия деятельности таких банков, к которым также применяются положения настоящего Закона, кроме случаев, когда Совет директоров освобождает их от соблюдения конкретных положений и предписаний.
Глава IV.
Финансовые Учреждения
Статья (114)
В ходе применения положений настоящего Закона термин «финансовые учреждения» обозначает учреждения, основные функции которых включают предоставление кредитов, осуществление финансовых операций, участие в финансировании существующих и плановых проектов, инвестирование в движимое имущество и выполнение других функций, которые могут быть определены Банком.
Финансовые учреждения не имеют права принимать средства в форме депозитов, но могут заимствовать средства у своих головных офисов, местных или иностранных банков и на финансовых рынках.
Статья (115)
Финансовые учреждения могут осуществлять операции в Объединенных Арабских Эмиратах или открывать филиалы за границей только после того, как они получат у Банка необходимую лицензию.
Статья (116)
Совет директоров Банка определяет требования и процедуры, регулирующие порядок подачи заявления о выдаче лицензии, а также необходимые документы и сведения, которые должны быть предоставлены.
Заявление о выдаче лицензии может быть одобрено или отклонено председателем Совета или лицом, уполномоченным им по согласованию с Советом директоров. Решения о выдаче лицензии должны быть опубликованы в Официальном печатном издании; решение об отказе в выдаче лицензии должно быть направлено заявителю в течение 15 дней с даты принятия решения.
Статья (117)
1) Финансовые учреждения должны соблюдать распоряжения и инструкции по кредитованию и другим вопросам, которые Банк сочтет необходимыми для осуществления своей кредитной политики или для надежного функционирования соответствующего учреждения.
2) При необходимости, Банк также может направить представителей для проведения аудита отчетности финансового учреждения.
Статья (118)
Лицензии финансовых учреждений могут быть аннулированы в соответствии с положениями, условиями и процедурами, предусмотренными в Статье (88).
Статья (119)
Финансовые учреждения должны в установленные сроки предоставить Банку следующие документы:
1) Три копии баланса и отчета о прибылях и убытках;
2) Отчеты, статистические данные и информацию, затребованную Банком.
Глава V
Финансовые посредники и представительства.
Статья (120)
В ходе применения положений настоящего Закона термин «финансовые посредники» обозначает физическое или юридическое лицо, не являющееся финансовым учреждением, которое выполняет роль:
a) валютного дилера, занимающегося покупкой и продажей валюты, банкнот, монет любых видов и дорожных чеков;
b) биржевого брокера или агента и продает и покупает национальные и иностранные ценные бумаги и облигации в качестве резидента или агента иностранного учреждения.
Статья (121)
Совет директоров Банка может ввести лицензирование профессий, указанных выше, для осуществления деятельности в Объединенных Арабских Эмиратах, и может утвердить правила, регулирующие требования для получения лицензии, профессиональные обязанности, надзор со стороны Банка и обстоятельства, при которых может быть аннулирована их лицензия.
Статья (122)
Для целей настоящего Закона термин «Представительства» обозначает представительства иностранных банков и финансовых учреждений в Объединенных Арабских Эмиратах.
Статья (123)
1) Представительства могут начинать свою деятельность в Объединенных Арабских Эмиратах только после получения лицензии Центрального Банка.
2) Совет директоров должен принять специальные постановления, регулирующие:
a) процедуры подачи заявления о выдаче лицензии и сведения, которые должны быть предоставлены для получения лицензии;
b) сферу операций таких представительств, их профессиональные обязанности и обстоятельства, при которых может быть аннулирована их лицензия.
3) Решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимает Совет директоров, который должен уведомить заявителя о своем решении.
ЧАСТЬ 4
ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья (124)
1) После вступления в силу настоящего Закона Валютный совет должен прекратить свою деятельность, представить итоговую отчетность, заверенную аудиторами, за последний отчетный период и подготовить детализированный отчет по активам и обязательствам и другим элементам, который показывает его финансовое положение.
2) После вступления в силу настоящего Закона Валютный совет должен провести различие в итоговом балансе, указанном в предыдущем параграфе, между активами сомнительного характера и обоснованной стоимостью реализации. Каждый из таких активов должен быть детализирован отдельно по статьям.
3) Банк должен организовать возмещение активов сомнительного характера в течение пяти лет с даты начала осуществления своей деятельности.
По истечении указанного периода оставшиеся непогашенные активы переходят к административному ведомству, назначенному Правительством для сбора платежей в пользу Банка.
Статья (125)
После вступления в силу настоящего Закона:
1) Все активы и обязательства Валютного совета переходят к Банку,
2) Банк должен принять у Валютного совета весь запас невыпущенных в обращение денежных знаков и монет, а также матрицы и штампы для печати банкнот и чеканки монет.
3) Весь персонал Валютного совета становится персоналом Центрального Банка, и их права в Совете должны быть сохранены в полном объеме.
Статья (126)
Банк может выпускать в обращение денежные знаки и монеты, выпущенные Валютным советом, и такие банкноты и монеты считаются банкнотами и монетами, выпущенными Банком.
Статья (127)
Капитал и резервы Валютного совета становятся частью капитала Банка. Правительство должно оплатить баланс для достижения суммы, указанной в Статье (6) настоящего Закона.
Статья (128)
Все работы и расходы, связанные с созданием Банка и утвержденные Валютным советом, считаются законными и обоснованными и одобренными Советом директоров Банка.
Совет директоров также должен продолжать действия и процедуры, которые были инициированы Валютным советом, но не были завершены, так, как если бы они были инициированы Советом директоров.
Статья (129)
Несмотря на положения Статьи (51) настоящего Закона первый финансовый год Банка начинается с даты вступления в силу настоящего Закона и заканчивается в последний день финансового года.
Статья (130)
После вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон № (2) 1973 года о создании Валютного совета ОАЭ, а также любые другие документы, противоречащие положениям настоящего Закона, должны быть отменены.
Статья (131)
Только Банк должен принять предписания, постановления и решения, а также определять процедуры, входящие в сферу его юрисдикции согласно положениям настоящего Закона.
И до принятии Банком предписаний, постановлений, решений и процедур, указанных в предыдущем параграфе, все предписания, постановления, инструкции, решения и процедуры, принятые на основании Федерального закона № (2) 1973 года, сохраняют свою силу и действие, если Банк не принимает решение об их изменении или отмене.
Статья (132)
Настоящий Закон должен быть опубликован в Официальном печатном издании и вступает в силу в течение четырех месяцев с момента его публикации.

ЗАИД БЕН СУЛТАН АЛЬ НАХАЙЯН,
ПРЕЗИДЕНТ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ.
Утверждено в Президентском дворце, Абу-Даби, 21 рамадана 1400 года по хиджре (02.08.1980 по грегорианскому календарю).