Национальная хартия Алжира

НАЦИОНАЛЬНАЯ ХАРТИЯ АЛЖИРСКОЙ НАРОДНОЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЧАСТЬ I. ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
I. АЛЖИР: ЕДИНЫЙ НАРОД И ЕДИНАЯ НАЦИЯ.
Алжирский народ принадлежит к арабской Родине, неотъемлемой составной частью которой он является.
Алжирский народ образует единую нацию.
Нация не есть механическое соединение народов или мозаика разрозненных этнических групп.
Нация — это сам народ, выступающий как историческая общность, сознательно действующий в повседневной жизни в рамках строго определенной территории в целях реализации совместно всеми гражданами, его образующими, общих задач, вытекающих из общности судеб, и разделяющими совместно одни и те же испытания и надежды.
Все попытки колониализма отрицать в целях продолжения своего господства существование алжирской нации раз за разом наталкивались на сопротивление и стойкость этой многовековой нации. Алжирская нация добилась своего признания и утверждения благодаря самопожертвованию полутора миллионов своих героев.
Алжир не представляет собой недавно созданное государство. Еще в эпоху Масинисса, основателя первого нумидийского государства, и Югурты, возглавившего сопротивление римскому империализму, на протяжении более чем двухтысячелетнего исторического развития Алжира вырисовываются географические границы и начинает закаляться национальный характер. С VII века формируются и другие составные элементы, характеризующие становление алжирской нации. Это — культурное, языковое и духовное единство, а равно экономическая интеграция, в которых- проявлялись необычайная воля к независимости и непреходящая приверженность к свободе.
Действительно, в первой половине VII века происходят коренные исторические перемены, ознаменовавшие переход от античного мира к средним векам: и именно на этом перекрестке истории возникает совершенно новая цивилизация, носительница этики, культуры и религии, имеющих мировое значение. Объективно ислам и арабская культура были одновременно и национальным и всеобщим явлением. Они способствовали созданию новых форм общественной жизни и мысли и развертыванию борьбы за социальное и экономическое освобождение. Отныне самоопределение нашего народа и его эволюция протекали в общемировых и национальных рамках и в связи с действенной цивилизацией, в построении которой участвовало все население и которая охватывала территорию магрибского субконтинента и значительной части Средиземноморья и Азии.
Государства, сменявшие друг друга на алжирской земле, начиная от правления Ростемидов, при династиях Зирид Хаммадит и Абдельвадит-Зианид, и кончая эмиром Абд аль-Кадером, упрочили исторические завоевания Центрального Магриба благодаря ценностям ислама и выдающимся национальным особенностям народа Магриба, продолжая и обогащая, таким образом, традиции самого далекого прошлого. Можно утверждать, что в различные периоды нашей истории переплавлялись и смешивались воедино различные этнические группы, что приводило совместно с новейшими творениями национального гения к оригинальному выражению арабо-мусульманской индивидуальности нашего народа и к ясному осознанию им своего места, занимаемого на континенте.
Начиная с XVI века намечается укрепление государственной и административной организации Алжира. Жизненная сила и постоянное единение позволили ему, в частности, противостоять непрерывной европейской агрессии, а с 1830 года оказывать длительное сопротивление французскому колониальному нашествию.
То, что Алжир сумел пережить период колониального господства, несмотря на активную политику иностранного заселения и тоталитарное угнетение, не было чудом. Это результат неустанной борьбы, которая привела к восстановлению национального суверенитета. Алжирская революция, будучи продолжением войны за национальное освобождение, начатой в ноябре 1954 г., составляет важнейшее достижение и особо позитивный момент его истории. Действительно, алжирская нация благодаря революции становится хозяином всех средств, необходимых для обеспечения действенной эволюции в направлении модернизации и социализма, которые должны навсегда воспрепятствовать возвращению любого зла и опасностей прошлого.
Так осуществляется исторический вклад Алжира в общеарабское дело на современном этапе. Если в ходе войны за независимость Алжир вполне естественно пользовался действенной поддержкой со стороны братских народов, то это в конечном итоге привело к тому, что он, в свою очередь, благодаря победоносному завершению войны способствует укреплению стратегического потенциала арабских народов и их прогрессу в антиимпериалистической борьбе. Алжир, осуществляя сегодня переустройство в рамках социалистического выбора и вновь подтверждая тем самым зрелость и способности своего народа, осознает необходимость внести свой вклад в дело освобождения, переустройства и обновления арабского мира.
II. ИСЛАМ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
Алжирский народ является мусульманским народом.
Ислам — государственная религия.
Ислам, будучи неотъемлемой частью нашей исторической индивидуальности, выступает как одно из могущественных средств борьбы против всех попыток лишить Алжир его самобытности. В активном и строгом исламе, благодаря присущему ему чувству справедливости и равенства алжирский народ находил прибежище в самые тяжкие времена колониального господства, в нем он черпал моральную и духовную силу, которые предохраняли его от отчаяния и позволили ему победить.
Упадок мусульманского мира объясняется причинами не только морального порядка. Определяющую роль сыграли такие материальные, экономические и социальные факторы, как иностранное нашествие, междоусобная борьба, усиление деспотизма, расширение феодального угнетения и исчезновение некоторых мировых торговых путей. Распространение предрассудков и частнособственнических настроений не должно рассматриваться как причина упадка, а, скорее, как его следствие. Направить атаки против этих заблуждений, игнорируя их социальную обусловленность, означает прибегать к бесплодному морализированию. Возрождение мусульманского мира возможно в действительности только при одном условии: необходимо отбросить реформизм и вступить на путь социальной революции.
Революция хорошо вписывается в исторические судьбы ислама. Ислам по своему духу, если он правильно понят, не имеет ничего общего ни с частными интересами, ни с отдельными религиозными деятелями, ни с какой-либо временной властью. На него не могут претендовать и им не могут похваляться ни феодализм, ни капитализм. Ислам принес в мир возвышенную концепцию человеческого достоинства, которая осуждает расизм, шовинизм, эксплуатацию человека человеком. Его глубокий эгалитаризм может найти свое выражение применительно к каждой эпохе. Мусульманским народам, чья судьба переплетается сегодня с судьбами всех народов третьего мира, надлежит осмыслить позитивный опыт их культурных и духовных богатств и освоить их с учетом достижений и изменений современной жизни. Иначе говоря, любое движение, которое ставит сегодня своей целью полную перестройку мусульманской политической мысли, должно привести к более широкому движению, направленному на полнее переустройство общества.
В нашу эпоху решающих социальных перемен мусульманские народы призваны освободиться от пережитков феодализма, деспотизма и обскурантизма во всех их формах.
Мусульманские народы, все более и более усиливая свою борьбу против империализма и твердо вступив на путь социализма, осуществят наилучшим образом предписания своей веры и приведут свои действия в соответствие со своими принципами,
III. ТРИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
Социализм в Алжире призван решить три задачи:
1) укрепление национальной независимости;
2) построение общества, свободного от эксплуатации человека человеком;
3) развитие и свободный расцвет личности.
Эти задачи неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, Все они соответствуют одному и тому же процессу исторического развития. Укрепление национальной независимости и расцвет личности вытекают из самого содержания народно-демократической революции. Поставленные задачи будут полностью решены только с построением социалистического общества.
Сначала необходимо укрепить национальную независимость путем уничтожения всех форм империалистического или неоколониалистского влияния и решительного перехода к решению исторической задачи развития, без чего невозможны в нашу эпоху ни экономический прогресс, ни существование действительно жизнеспособной нации.
Однако, для того чтобы развитие было рациональным и гармоничным, оно должно рассматриваться как единое целое, основываться на участии масс и быть поставленным на службу народу. Это предполагает осуществление радикальной концепции демократии, отождествляемой с демократией социалистической, представляющей собой более высокую форму по сравнению с демократией буржуазной.
Между тем если социализм формирует нового человека, то построение социализма — дело рук человека. Новый человек, человек социалистического общества, не может появиться сам собой. Это — не просто гуманистическое пожелание. Это — предостережение против схематизации и механистических умонастроений, столь частых в отсталых обществах. В социалистическом обществе особый упор будет сделан на инициативу и творческий дух каждого человека. В этом состоит одна из задач народно-демократической революции. Хотя эта задача и не может быть полностью решена на этапах социалистического строительства, она составляет вместе с тем одно из его краеугольных положений.
IV. СОЦИАЛИЗМ ДАЕТ НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
НА ПРОБЛЕМЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
Социализм — это результат современного развития. Хотя социалистические теории существовали издавна, отражая, зачастую утопически, чаяния человечества о новом золотом веке, только в эпоху расцвета производительных сил капитализма в середине XIX века социалистические идеи становятся тенденцией социального развития.
Превосходство социализма над всеми предшествующими социальными системами заключается в том, что он соединяет принципы наиболее рациональной, справедливой и человечной организации общества с выдающимися достижениями современной науки и техники.
Какими бы ни были достоинства капитализма на этапе его расцвета, он остался крепко-накрепко связан с производством, основанным на такой эксплуатации человека человеком, которой не знала история. Капитализм, признающий только один закон — закон прибыли, превратил человека в товар, сделал из ремесленников и крестьян пролетариев, обрек целые континенты на нищету и отсталость.
Косвенно порожденный капитализмом и его неспособностью решить все более усложняющиеся, им же самим поставленные проблемы социализм дает наиболее полный ответ на жгучие вопросы нашей эпохи. Победа социализма во многих странах полностью изменила не только судьбы сотен миллионов людей, но и создала новую международную обстановку, характеризующуюся усилением антиимпериалистического движения, подъемом борьбы за национальное освобождение и распространением во всем мире социалистической идеологии.
Социализм в Алжире порожден не материалистической абстракцией и не связан с какой бы то ни было догматической концепцией, чуждой нашему национальному характеру. Его построение отождествляется с расцветом мусульманских ценностей, которые являются основополагающей составной частью самобытности алжирского народа.
Социализм в Алжире выражает глубокие чаяния трудящегося народа и обогащается опытом мирового социализма. Его подход к проблемам нашего общества и нашего развития вдохновлен научной мыслью и способствует движению человечества по пути прогресса. Основываясь на науке, отрицая эксплуатацию человека человеком, он придает первостепенное значение духовным ценностям человека в условиях уважения свободы мысли и свободы совести, закрепленных в Национальной хартии. Социализм — не религия, он представляет собой теоретическое и стратегическое оружие, которое принимает во внимание специфику развития каждого народа и отвергает в силу этого любой догматизм.
V. СОЦИАЛИЗМ В АЛЖИРЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН
С НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ.
Подлинная революция — это революция, связывающая прошлое с настоящим во имя будущего. Она способна вобрать в себя наиболее ценные и прогрессивные достижения исторического, культурного и духовного наследия и соединить их с идеалами социализма. Речь не идет в данном случае о простом смешении разнородных концепции, а о настойчивых действиях, направленных на обеспечение их связи с революционным процессом. Только в ходе революционной борьбы могут быль преодолены противоречия старого общества и разрешен конфликт между традиционным сознанием и современностью.
Революция 1 ноября 1954 года представляет собой в этом отношении достижение исключительного значения. Война за национальное освобождение трансформировалась в великую народно-демократическую революцию, а последняя переросла постепенно в процесс социалистического развития невиданного размаха. Этот неуклонный исторический прогресс выявил творческий характер деятельности масс. В горниле борьбы Фронта национального освобождения и героической Армии национального освобождения выковывался новый, независимый и прогрессивный Алжир, решительно вставший на путь социализма. Эти различные слагаемые не просто наслаивались друг на друга с течением времени. Они как единое целое органически способствовали подобному развитию.
Социализм в Алжире не представляет собой систему, импортированную извне, навязанную нации, которая оставалась инертной. Это живой творческий процесс, корни которого уходят в борьбу за национальное освобождение. Он тесно связан с возрождением нации и ее будущим.
В нашу эпоху национальное и социальное освобождений неразрывно связаны друг с другом. Решительное осуждение колониализма неизбежно приводит к осуждению капитализма. Осознание массами того, что эти две системы тесно взаимосвязаны и что первая есть лишь только периферийная проекция второй, создает условия для перерастания национального сознания в социалистическое сознание.
Колонизация в Алжире, связанная с созданием переселенческой колонии, приобрела формы крайнего угнетения, граничащие с геноцидом. Ее итогом явились разрушение государства, гибель прежних социально-экономических структур, ликвидация традиционных правящих кругов и наиболее просвещенных представителей населения, экспроприация народа, его систематическое оттеснение и изгнание с родных мест. В условиях общества, различия в котором глубоко нивелировались колониальным угнетением и в котором господствующим классом являлась не национальная буржуазия, поддерживаемая в эмбриональном состоянии, а могущественная иностранная буржуазия, национальное движение с самого начала принимает необычайно широкий социальный размах. Независимость даже в силу простого перехода суверенитета оказывается синонимом полного переустройства общества.
В Алжире идеи социального освобождения созревали в сознании народа с первых лет войны за независимость. С полей сражений приходили такие лозунги, как: «Земля тем, кто ее обрабатывает» и «Независимость должна принести не только национальный флаг». Народные массы — крестьяне, ремесленники, трудящиеся, мелкие торговцы, студенты,— несущие на своих плечах всю тяжесть борьбы, сразу же предопределили характер Фронта национального освобождения и Армии национального освобождения. Конечно, происшедшие за годы войны политические и социальные изменения не получили достаточно четкого идеологического выражения. Но воздействие этих преобразований было настолько велико, что стало невозможно игнорировать их политическое и идеологическое влияние.
Полное крушение экономических структур периода колониализма и массовый отъезд французских поселенцев позволили народным массам достаточно отчетливо выразить свои социальные устремления. В результате родился социалистический сектор и был нанесен первый удар по частной собственности на орудия и средства производства.
Революционная власть, рожденная событиями 19 июня 1965 года, восприняв и поддержав основные требования масс, позволила нации совершить решающий скачок вперед, ускорив экономическую деколонизацию и создав прочные социалистические структуры. Последовательная национализация земли, шахт, энергетических ресурсов, внешней торговли, банков, страховых обществ, бесхозной недвижимости и всех иностранных фирм передала в руки народа все командные высоты в экономике. Каждая победа над колониализмом была одновременно победой дела укрепления национальной независимости, дела социализма. Эта ориентация была подтверждена и развита в 1972 году, с началом осуществления аграрной революции.
VI. СОЦИАЛИЗМ И ТРЕТИЙ МИР.
Социализм выступает как процесс, неразрывно связанный с борьбой за национальное освобождение. В силу внутренне присущих социализму качеств он все шире завоевывает умы людей и раскрывает свой подлинный характер. В этой его близости национальным задачам заключен секрет жизненности социализма в третьем мире.
Все страны, которые борются за подлинную независимость, приходит к диалектике социализма. Это явление иногда называют «некапиталистический путь развития». Данный термин не передает подлинную реальность развития общественной практики в странах третьего мира.
С того самого момента, как какая-либо страна начинает борьбу за подлинную независимость, принимает решение ликвидировать частную собственность на средства производства, а также эксплуатацию человека человеком, она вступает на социалистический путь. Не признавать подобный характер развития — значит отдать предпочтение догме перед действительностью, отрицать глубокий динамизм революционного процесса в нашу эпоху. В этом заключена новизна положения, которая точно отражает ситуацию в странах третьего мира, уровень развития их производительных сил и их место в мировой экономике.
Капитализм в наших странах выступает в самом отвратительном облике в форме колониализма, неоколониализма и империализма. В этих условиях социализм обретает свой смысл прежде всего как выражение борьбы всего народа против иностранных монополий и их местной агентуры.
Иными словами, социализм в молодых независимых государствах осуществляется в иных условиях, чем в промышленно развитых, где существует многочисленный рабочий класс, который подвергается эксплуатации только со стороны своей собственной буржуазии.
Отказ принять во внимание этот постулат может привести к существенному ограничению значения социализма, может ослабить его действенность и низвести его к единственной и обязательной модели. Подобный подход приведет на деле к извращению социализма, к отрыву от его национального содержания.
Социализм стал достоянием всего человечества. Исторический прогресс неизбежно ведет к социализму, созревшему и развившемуся под воздействием внутренних факторов, жизнедеятельному и творческому, выражающему подлинные интересы народов. В молодых независимых государствах пролетариат находится, как правило, в эмбриональном состоянии; зачастую его классовое самосознание еще не созрело, и он не всегда является самым угнетенным социальным слоем. Кроме того, в странах, где были переселенческие колонии, это положение усугубляется и тем, что трудящиеся представители коренного населения были низведены до положения люмпен-пролетариата, так как рабочие места предоставлялись преимущественно выходцам из метрополии.
Пролетариат в странах третьего мира является в значительно большей мере продуктом колониального или неоколониального капитала, нежели редкого или даже несуществующего национального капитала. Он занимает незначительное место в экономике, так как империалистические монополии ставили своей целью не индустриализацию стран третьего мира, а расхищение их ресурсов и извлечение максимальной прибыли за счет избытка дешевой рабочей силы.
Таким образом, капиталистическая эксплуатация влекла за собой не формирование многочисленного рабочего класса, а ускоренную пауперизацию крестьянских масс, разорение традиционной экономики, не компенсируя их достижениями индустриализации.
Быстрый рост современного капитализма происходил в ущерб третьему миру. Если в капиталистических странах он привел к появлению рабочего класса, то в остальных частях света — к отсталости.
Отсталость не является естественным, стихийным состоянием застоя. Это следствие долгого периода капиталистической эксплуатации, осуществлявшейся в своей самой бесчеловечной и унизительной форме. Даже тогда, когда доколониальные общества сохраняют свой традиционный фасад, под властью капиталистических монополий они теряют свое внутреннее единство и приходят в упадок. Их культура, учреждения и даже религия разлагаются и деформируются под тлетворным воздействием капитализма. Их архаичность усиливается. Таково действие в третьем мире закона международного капитализма, решительно не оставляющего иного выбора, кроме как между революцией и исторической деградацией.
В развивающихся странах социализм черпает свою глубокую динамичность в борьбе против империализма во всех его формах. Эта борьба предполагает уничтожение национального капитализма, обреченного на практике или по своим потенциям играть роль придатка мирового капитализма.
В развивающихся странах силы, борющиеся за социализм, не всегда возглавляются пока еще немногочисленным пролетариатом, а авангардом, состоящим из революционных патриотов, среди которых все большее влияние приобретают представители трудящихся. На современном этапе развития третьего мира не пролетариат — малочисленный или почти совсем не существующий — строит социализм. Напротив, строительство социализма, сливаясь с формированием нации, индустриализацией и модернизацией, обеспечивает рост пролетариата. Вместе с тем этот пролетариат в отличие от пролетариата капиталистического общества с момента возникновения пользуется подлинной свободой. Он — неотъемлемая составная часть общества, которое ему открывает широкие перспективы в деле руководства общественными делами. Это не означает, что формирующийся пролетариат должен оставаться пассивным или что его развитие уже заранее обеспечено. Напротив, его роль и его ответственность повышаются по мере продвижения по пути строительства социализма, по мере успехов в битве за увеличение производства и укрепление национальной независимости.
Слабость или отсутствие современного пролетариата не являются непреодолимым препятствием для строительства социализма или сколько-нибудь серьезным аргументом для откладывания этого-строительства на более поздний этап. Так же как в прошлом колониальные народы не выжидали взятия власти пролетариатом в метрополии для начала борьбы за независимость, так и сегодня они не могут ждать появления местного пролетариата для того, чтобы приступить к социалистическому развитию:
Страны третьего мира продвигаются к социализму, опираясь на массу крестьян-бедняков, трудящихся города, национальные революционные кадры. Эти последние, состоящие из последовательных патриотов, проявивших себя в ходе антиколониальной и антиимпериалистической борьбы народа, формируются за счет выходцев из различных слоев: политических активистов, профсоюзных деятелей, военнослужащих, интеллигенции… Они играют роль авангарда в революционной борьбе за торжество дела национальной независимости и идеалов социализма.
Выход на историческую арену народов третьего мира изменил некоторые концепции, имевшие хождение до этого, и привел к глубокому обновлению всей проблематики социалистического развития. Это не означает преклонение перед исключительностью третьего мира, претендующего на необходимость все черпать в себе самом, и тем более не означает необходимость игнорировать выдающиеся революционные достижения нашей эпохи. Самое важное, в чем нуждаются народы третьего мира,— в своей собственной революционной теории, которая способствует дальнейшему развитию их сознания и творческой активности, теории, которая приведет их к освобождению, а не поставит в новую зависимость.
В условиях стран, недавно обретших независимость, социализм не является чем-то привнесенным извне. Строительство нации и социализма осуществляется одновременно. Социализм органически идентифицируется со строительством самой нации. Будущность социалистической революции в третьем мире будет все больше и больше зависеть от творческого развития национальной теории, которая диалектически трансформируется в теорию социалистическую. Так, всякая революция, для того чтобы быть социалистической, должна быть прежде всего национальной, равно как последовательная национальная революция должна неизбежно привести к социализму.
VII. ОТ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
К СТРОИТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИЗМА.
Социализм в Алжире — это результат углубления революции 1 ноября 1954 года, ее логическое завершение.
Война за национальное освобождение против иностранного гнета переросла в народно-демократическую революцию. Народно-демократическая революция имеет антиимпериалистическое, антифеодальное и народное содержание.
Антиимпериалистическое содержание революции означает ликвидацию колониализма, неоколониализма и империализма, укрепление подлинной политической, экономической, дипломатической и военной независимости.
Антифеодальное содержание предполагает уничтожение всего архаичного, отжившего и реакционного, что имеется в докапиталистических структурах. Речь идет, в частности, о племенных, патриархальных и полуфеодальных структурах, образе жизни, который они увековечивают, психологии, которую они порождают. Задачей революции является не только уничтожение этих пережитков прошлого, но и предотвращение их возрождения. Главное заключается в том, чтобы превратить алжирцев в сознательных граждан современной нации.
Народное содержание демократической революции сконцентрировано в лозунге: «С помощью народа и для народа». Под словом «народ» необходимо понимать народные массы, а не привилегированный социальный слой, который захватывает власть для того, чтобы навязать свое господство.
Буржуазно-демократические революции, происходившие в Европе начиная с XVIII века, заменили феодальную монархию властью буржуазии. В нашу эпоху, особенно в том, что касается третьего мира, демократические революции являются результатом деятельности народных масс в гораздо большей степени, чем буржуазии. Эта последняя из-за узости своей социальной базы и зависимости от империализма оказывается обычно неспособной довести до конца последовательную политику развития и национальной независимости. Данное явление с особой силой проявилось в Алжире, где именно массы встали во главе движения за национальное освобождение и где к массам, что вполне логично, перешло выполнение исторической задачи демократической революции.
В Алжире народно-демократическая революция добилась решающих успехов. В настоящее время можно считать, что задача национального возрождения практически выполнена: создано суверенное и организованное государство, являющееся хозяином своей судьбы; территория страны освобождена от какой бы то ни было иностранной оккупации; осуществлена деколонизация экономики, и эта последняя быстро развивается; народ, добившийся освобождения, идет по пути прогресса.
Настало время определить качественно новые задачи, которые встали перед революцией и от выполнения которых зависит успешное построение социализма.
Это предполагает уточнение народной ориентации революции и осуществление структурных преобразований на основе строго определенных критериев, консолидацию достижений социализма, их организационное закрепление и расширение в рамках принципов и институтов, которые придадут социализму необратимый характер. Одним словом, речь идет о том, чтобы придать социализму в нашей стране адекватное теоретическое и практическое содержание, и именно этой цели отвечает Национальная хартия.
Когда началась социалистическая фаза развития? Было бы трудно назвать точную дату. Процесс социалистического развития не протекает равномерно, он предстает в виде последовательных скачков, обеспечивающих продвижение в той или иной области. Так, если земли, захваченные колонизаторами, были возвращены трудящимся сразу же с завоеванием независимости, то успехи в создании материальной базы социализма были достигнуты после 1966 года, когда была осуществлена национализация шахт, банков и страхового дела. Расширению материальной базы способствовали последующий переход в руки народа внешней торговли и транспорта, а равно других национальных богатств. Этот процесс достиг своей кульминации в ходе битвы за нефть в 1971 году, с началом осуществления широкой программы индустриализации, вписывающейся в социалистическую перспективу.
Однако лишь в 1972 году, когда началось осуществление аграрной революции и было положено начало социалистическому управлению предприятиями, удалось сделать действительно решительный поворот в развитии процесса социалистического строительства.
Опыт последнего десятилетия со всей очевидностью показал, что национально-демократическое и социалистическое содержание нашей революции неразрывно связаны друг с другом и одно способствует углублению другого.
Сегодня уже невозможно разделить то, что порождается национальным строительством, что строительством социализма. Оба эти направления совпадают сегодня в большей мере, чем когда бы то ни было. Не существует, с одной стороны, национальных задач, а с другой — задач социалистического строительства, решаемых в вакууме.
Переживаемая ныне историческая фаза предстает как фаза стратегической консолидации социализма, окончательное торжество которого она подготовляет. Признать, что социализм уже восторжествовал, было бы идеализацией действительности, что сыграло бы на руку неосознанному авантюризму. Но свести эту фазу только к простому демократическому этапу было бы недооценкой успеха социализма в нашей стране и привело бы к отступлению в историческом развитии.
VIII. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА.
1. Уничтожение эксплуатации человека человеком.
Данный принцип претворяется в жизнь путем обобществления средств производства.
Это ставит проблему частной собственности и ее социальной функции.

Страницы: Следующая страница

12.10.2018 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Исламские законы 2, Конституции и законы (право) стран мира