Устав Центрального банка Египта

Указ Президента № 64 от 2004 года, провозглашающий
Устав Центрального Банка Египта

Президент Республики внимательно изучив Конституцию, Закон о Центральном Банке, Банковском Секторе и Деньгах № 88 от 2003 года, Указ Президента № 59 от 1993 года, провозглашающий Устав Центрального Банка Египта, и после консультаций с Государственным Советом, постановил следующее:

Статья 1
Нормы соответствующих Положений Центрального Банка Египта должны применяться.
Статья 2
Вышеупомянутый Указ Президента № 59 от 1993 года должен быть отменен, наряду с нормами, которые противоречат нормам соответствующего Положения.
Статья 3
Настоящий Указ должен быть опубликован в Официальном Издании и вступает в силу со дня, следующего за датой публикации.
Хосни Мубарак
Изданный Администрацией Президента 2 числа месяца Мухарам 1425 (Года Хегрия), что соответствует 22 февраля 2004 года (Календарный год)

Устав Центрального Банка Египта
Раздел 1
Правовой статус Банка, юридический адрес (Домициль) и Капитал
Статья 1
Центральный Банк Египта должен быть государственным юридическим лицом и непосредственно подчиняться Президенту Республики.
Статья 2
Юридический адрес Банка и его главный офис должен находиться в городе Каире. По решению Совета Директоров Банк может в случае необходимости создавать отделения и филиалы и принимать агентов и корреспондентов в пределах страны и за границей.
Статья 3
Оплаченный капитал Банка должен составлять один миллиард египетских фунтов. Совет Директоров Банка может, по согласованию с Министром Финансов, распределять процент от чистой годовой прибыли на увеличение капитала Банка.

Раздел 2
Цели и функции Банка
Статья 4
Банк осуществляет все функции и полномочия, закрепленные за ним в соответствии с Законом о Центральном банке, Банковском Секторе и Деньгах. Банк должен работать для создания стабильности цен и устойчивости банковской системы в рамках общей экономической политики Государства.
Банк должен заниматься разработкой и реализацией денежной, кредитной и банковской политики.
Статья 5
Банк должен определять, по согласованию с правительством, цели денежной политики с помощью координационного совета, который должен быть создан по указу Президента Республики.
Управляющий Банка должен сообщать Народной Ассамблее, а также Совету Шура об этих целях посредством предоставления двух законопроектов о Государственном общем бюджете и общем плане экономического и социального развития. Он также должен сообщать им о любых изменениях этих целей в течение бюджетного года.
Статья 6
Банк должен принимать меры для реализации своих целей и выполнения своих функций. Он должен, в частности, иметь следующие полномочия:
A. Выпуск банкнот и определение их номинала и характеристик, в соответствие со Статьей 8 настоящего Устава.
В. Управление ликвидностью в рамках национальной экономики, а также проведение операций на открытом рынке
С. Выпуск ценных бумаг исходя из его фондов и деятельности по решению Совета Директоров Банка. Такие ценные бумаги должны быть подписаны Управляющим.
D. Влияние на банковский кредит путем предоставления гарантий выполнения актуальных потребностей различных аспектов экономической деятельности.
Е. Надзор за подразделениями банковского сектора.
F. Управление золото-валютными резервами Государства.
G. Регулирование и управление рынком иностранной валюты.
H. Надзор за национальной платежной системой.
I. Регистрация и обслуживание внешнего долга правительства, экономических и ведомственных органов, государственного сектора, государственного делового сектора и частного сектора в соответствии с формами, установленными Советом Директоров Банка.
Банк может выполнять любые задачи или принимать любые меры, необходимые для реализации денежной, кредитной и банковской политики, а также для обеспечения устойчивости банковского кредита.
Статья 7
Банк должен назначать плату за услуги, которые он оказывает в соответствии со своим списком платных банковских услуг, установленным решением Совета Директоров Банка и в соответствии с правилами и условиями, определенными Советом.
Статья 8
Банк должен иметь исключительное право выпускать банкноты в качестве неограниченного законного платежного средства. Совет Директоров должен определять номинал и характеристики таких банкнот, которые должны быть подписаны Управляющим.
Банкноты, выпущенные Банком должны всегда покрываться эквивалентной стоимостью золота, иностранных валют, иностранных ценных бумаг, египетских правительственных облигаций и векселей и других египетских долговых обязательств, гарантированных правительством.
Статья 9
Совет Директоров Банка должен определять, на основании решения, процент активов, составляющий покрытие выпуска банкнот.
Золото, иностранная валюта и другие активы, формирующие покрытие выпуска банкнот, должны храниться в Центральном Банке в Каире или в одном из государственных банков Арабской Республики Египет, или в любом банке за границей, утвержденном Советом Директоров Банка. Внесение этого покрытия должно осуществляться от имени и за счет Банка.
Статья 10
Банк может, путем покупки и продажи на открытом рынке, торговать египетскими правительственными ценными бумагами, ценными бумагами, подтвержденными государственными гарантиями, а также собственными выпущенными ценными бумагами и облигациями, определенными Советом Директоров.
Статья 11
Банк может предоставлять кредит банкам, которые подпадают под действие положений Закона о Центральном банке, Банковском Секторе и Деньгах, иностранным и международным учреждениям и организациям в соответствии с правилами, сроками и условиями, определенными Советом Директоров.
Статья 12
В случае финансовых колебаний или других непредвиденных обстоятельств, которые требует удовлетворения необходимых потребностей на финансовом рынке, Банк может принять любые меры, которые он сочтет необходимыми, включая предоставление исключительного финансирования банков, в соответствии с правилами и условиями, утвержденными Советом Директоров Банка.
Статья 13
Банк может гарантировать финансовые и кредитные средства, полученные государственными юридическими лицами или банками, которые подчиняются положениям Закона о Центральном Банке, Банковском Секторе и Деньгах, от банков, финансовых учреждений, иностранных и международных организаций, в соответствии с правилами и условиями, изложенными в Исполнительной Инструкции вышеупомянутого Закона.
Статья 14
Центральный Банк должен иметь право запрашивать у банков, представителей отделений иностранных банков, бюро обмена и любых других организаций, имеющих лицензию на проведение операций с иностранной валютой, любые данные или пояснения о проведенных транзакциях. Инспекторы Банка и их помощники, уполномоченные Управляющим, должны иметь право доступа в помещения банка, отделения, бюро или организации, к книгам и реестрам, которые обеспечивают получение необходимых данных и пояснений. Инспекторы Банка должны иметь право получить копию любого документа, необходимого для проведения проверки.
Статья 15
Банк должен осуществлять надзор за операциями с иностранной валютой, в соответствии с положениями Закона о Центральном Банке, Банковском Секторе и Деньгах, его Исполнительными Инструкциями и указов, принятых для его реализации.
Уполномоченные банки, бюро обмена и любые другие организации, имеющие лицензию на проведение операций с иностранной валютой, должны подлежать надзору со стороны Центрального Банка.
Раздел 3
Управление Центрального Банка и его Финансовая Система
Глава 1
Управление Центрального Банка
Статья 16
Банк должен иметь управляющего, который назначается указом Президента Республики, по предложению Премьер-Министра, возобновляемый срок четырех лет. Указ должен определить его финансовое вознаграждение.
Управляющий должен получать такую же пенсию, как и министр. Отставка Управляющего должна утверждаться указом Президента Республики.
Статья 17
Управляющий Банка должен иметь двух заместителей, каждый из которых назначается указом Президента Республики, по предложению Управляющего на возобновляемый срок четырех лет. Их финансовое вознаграждение должно определяться указом об их назначения.
Управляющий должен иметь суб-управляющих, назначаемых по решению Совета Директоров Центрального Банка и по предложению Управляющего.
Статья 18
Банк должен иметь совет директоров под руководством Управляющего, который состоит из:
– двух заместителей управляющего;
– Председателя Комиссии по надзору за фондовым рынком;
– трех членов, представляющих Министерства Финансов, Планирования и Внешней Торговли, назначенных Премьер-министром по предложению соответствующих министров;
– восьми опытных лиц, специализирующихся в монетарной, финансовой, банковской, правовой и экономической сфере, назначенных Президентом Республики на возобновляемый срок четырех лет.
В случае отсутствия Управляющего или законного препятствия для его присутствия, его должен замещать самый старший заместитель. В случае отсутствия последнего должен действовать другой заместитель.
Вознаграждение и пособие по уходу членов Совета Директоров должны определяться указом Премьер-министра по предложению Управляющего.
Статья 19
Управляющий, его заместители и каждый член Совета Директоров Центрального Банка должны отвечать следующим требованиям:
А – должен быть рожден в Египте от родителей, которые являются гражданами Египта;
Б – должен пользоваться гражданскими и политическими правами;
С – должен иметь хорошую репутацию, не должен ранее признаваться виновным в совершении преступления или правонарушения, связанного с честью и доверием;
D –не должен иметь интересов, противоречащих его обязанностям или влияющих на его нейтралитет в обсуждении и принятии решений;
E –должен иметь большой опыт в сфере экономики и банковского дела.
Статья 20
Совет Директоров Банка должен нести ответственность за реализацию целей Банка, в дополнение к разработке и внедрению денежной, кредитной и банковской политики.
С этой целью Совет Директоров должен быть наделен всеми полномочиями, в частности следующими:
А. Определение средств и инструментов денежной политики, которые необходимо использовать, и способы их реализации.
В. Определение кредитных, дисконтных и процентных ставок на банковские операции, осуществляемые Банком, в зависимости от характера и длительности этих операций, которые не подлежат ограничению любыми другими законами.
Банк должен сообщать об этих ставках и тарифах с помощью средств, определенных Советом Директоров.
С. Определение правил, которым необходимо следовать при оценке активов, эквивалентных египетским банкнотом.
D. Установление стандартов регулирования и осуществления надзора с целью обеспечения устойчивого финансового положения банков и их эффективной работы, а также принятие необходимых решений для их реализации.
Е. Оценка усилий, предпринимаемых в связи с предоставлением гарантий устойчивости банковского кредита и обеспечение применения стандартов надежности банковского кредита и финансовой устойчивости.
F. Утверждение бюджета, баланса и отчетов, которые должны составляться Банком о финансового состояния и результатов своей деятельности.
G. Утверждение организационной структуры Банка.
Н. Введение внутренних инструкций и принципов, связанных с финансовой, административной и технической деятельностью Банка, правил проведения аукционов и тендеров, Банковской трудовой дисциплины, не подлежащих ограничению нормами других законов и правил, применяемых в правительстве, государственном секторе и государственном деловом секторе.
Статья 21
Совет Директоров Банка должен собираться в главном офисе в Каире по крайней мере дважды в месяц по инициативе Управляющего или двух третей членов Совета. Совет может быть созван на собрание вне главного офиса Банка, но в пределах Арабской Республики Египет.
Статья 22
Собрание Совета должно считаться недействительным, если на нем не присутствует Управляющий или один из двух заместителей, и большинство его членов. Решения должны приниматься абсолютным большинством голосов членов Совета.
Статья 23
Совет Директоров Банка может формировать комитет(ы) из числа своих членов или других лиц, с целью выполнения задач, которые он определяет для него, или проведения исследований. В ходе выполнения своих обязанностей эти комитеты могут прибегать к содействию любых лиц.
Статья 24
Управляющий должен представлять интересы Банка перед судом и в отношениях с другими сторонами. Он должен управлять всеми банковскими делами, пользуясь помощью своих двух заместителей и суб-управляющих, каждый из которых действует в пределах своих полномочий.
Управляющий может делегировать некоторые функции своим заместителям, суб-управляющим или одному из них, или давать им специальные задания, при условии, что н должен известить об этом Совет Директоров Банка.
Статья 25
Банк должен утвердить такие методы управления в соответствии с банковскими нормами, которые не подлежат ограничению нормами других законов и правил, применяемых в управлении, государственном секторе и государственном деловом секторе.
Статья 26
Банк должен иметь филиалы с правом юридического лица и самостоятельным балансом согласно действующего законодательства.
Статья 27
Организационная структура Банка должна включать специальные отделения для выполнения специальных задач в соответствии с действующим законодательством. Эти отделения должны иметь техническую, финансовую и административную самостоятельность. Они должны помогать руководству Банка в достижении поставленных целей. Совет Директоров должен принять необходимые решения для управления деятельностью этих отделений.
Организационная структура Банка не должна изменяться без ведома Совета Директоров.
Статья 28
Каждое из вышеупомянутых отделений должно иметь внутренние инструкции, изданные по решению Совета Директоров Банка и по инициативе Управляющего. Эти инструкции должны определять обязанности отделения, финансовые и административные принципы, в соответствии с правилами, применяемыми в Банке.

Глава 2
Банковская финансовая система и ее два аудитора
Статья 29
Средства Центрального Банка должны считаться частными средствами.
Статья 30
В рамках положений Уголовного Кодекса средства Центрального Банка должны считаться государственными средствами.
Статья 31
Бюджетный год Банка должен начинаться с началом бюджетного года Государства и также заканчиваться.
Статья 32
Банк должен разрабатывать свой бюджет, включая бюджеты самостоятельных отделений и специальных отделений.
Совет Директоров утверждает вышеупомянутый бюджет за три месяца до начала бюджетного года.
Общий государственный бюджет не должен включать текущие и собственные средства, используемые Банком.
Статья 33
Банк должен составлять отчет в конце каждой недели о своем финансовом положении, в сравнении со своим финансовым положением на конец предшествующей недели. Отчет должен предоставляться Совету Директоров Банка и должен быть опубликовываться в официальном издании Египта.
Статья 34
Банковские счета должны проверяться двумя аудиторами, чье назначение и вознаграждение определяется ежегодно Центральным Агентством Аудиторов, в соответствии со спецификой деятельности центральных банков и Аудиторских Стандартов Египта. Эта проверка банковских счетов должна считаться проверкой вышеупомянутого Агентства в соответствии с законодательством.
Банк должен предоставлять в распоряжение двух аудиторов все книги, документы и отчеты, которые аудиторы сочтут необходимыми для выполнения аудита.
Статья 35
Банк в течение трех месяцев после окончания бюджетного года должен подготовить следующие документы:
А) финансовые отчеты Банка по окончанию финансового года, в соответствии со спецификой деятельности центральных банков и Аудиторских Стандартов Египта. Они должны быть подписаны Управляющим и двумя аудиторами.
B) отчет о финансовом положении Банка, результатах его деятельности в течение бюджетного года, указывая, в частности, обзор экономических условий и финансовой, денежной, банковской и кредитной ситуации в Египте.
Финансовые отчеты, отчет двух аудиторов и отчет о финансовом положении должны предоставляться Президенту Республики в течение десяти дней после их утверждения Советом Директоров Центрального Банка. Их копии должны отправляться в течение того же периода Премьер-министру и Спикерам Народной Ассамблеи и Совета Шура.
Статья 36
Чистая прибыль Центрального Банка должна переводиться в Государственную Казну, за вычетом доли прибыли работников, которую определил Совет Директоров Банка, и резервов, формирование которых предусмотрено Советом.

Раздел 4
Взаимодействие Центрального Банка и Правительства
Статья 37
Банк должен выступать в качестве финансового советника и агента для правительства. Он также должен выступать в качестве банка правительства.
Без противоречия положениям Статьи (39) настоящего Закона, Банк должен осуществлять банковские операции, связанные с правительством и государственными юридическими лицами, а также с внутренними и внешними финансовыми операциями с банками, в соответствии с условиями, определенными Советом Директоров.
Статья 38
Правительство может назначить Банк действовать от своего имени в выпуске правительственных облигаций и долговых обязательств. Банк должен предоставлять рекомендации правительству по этим вопросам. Банк не несет никаких обязательств и не получает никаких прав в силу этого задания.

Статья 39
Банк должен осуществлять финансирование правительства по его запросу, покрывая сезонный дефицит общего бюджета. Банк, по согласованию с Министерством Финансов, должен определять условия относительно этого финансирования, в соответствии с преобладающей денежной и кредитной ситуацией, при условии, что сумма такого финансирования не должна превышать 10% средних доходов общего бюджета на протяжении предыдущих трех лет. Срок указанного финансирования должен составлять три месяца с правом продления на аналогичный период. Финансирование должно быть погашено максимум в течение двенадцати месяцев с даты их продления.

Раздел 5
Правила Раскрытия информации и Отчеты, составленные Банком
Статья 40
Банк должен оперативно сообщать о правилах, которые он устанавливает в целях реализации денежной политики, а также о принятых решениях в сфере регулирования и надзора, в следующем порядке:
– Решения, принятые Советом Директоров Банка и Управляющим, должны опубликовываться в официальном бюллетене.
– Решения, принятые другими подразделениями Банка, должны опубликовываться в месячном банковском бюллетене.
– Эти правила и решения должны быть опубликованы в официальном издании Египта.
Статья 41
Управляющий Банка должен предоставлять квартальный отчет Президенту Республики, включающий анализ денежных, кредитных и банковских показателей, а также баланс внешнего долга на протяжении отчетного периода. Этот отчет должен, в частности, включать следующее:
А) Объем и темпы роста выпуска банкнот.
В) Резервный фонд.
С) Объем денежного предложения и эквивалентных по стоимости активов.
D) Объем депозитов в банковской системе.
Е) Объем внутреннего кредита и показатели, связанные с ним.
F) Показатели на рынке иностранной валюты.
G) Индикаторы банковской финансовой устойчивости.
H) Резервные фонды за границей.
I) Баланс внутреннего и внешнего долга.
Этот отчет должен предоставляться в течение шестидесяти дней с даты окончания каждого периода после утверждения Советом Директоров Банка.
Управляющий Банка должен предоставлять Президенту Республики, Премьер-Министру, спикерам Народной Ассамблеи и Совета Шура годовой отчет относительно денежных и кредитных условий в арабской Республике Египет, утвержденный Советом Директоров. Этот отчет должен включать следующее:
a) Внешнее положение.
b) Результаты денежной политики Египта.
c) Банковские условия.
d) Внешние транзакции.
e) Внутренний государственный долг.
f) Решения, регулирующие банковскую деятельность.
g) Развитие Банка в сторону повышения эффективности банковской системы.
h) Предложения Банка по достижению целей в сфере экономики Государства.
Этот отчет должен предоставляться в течение трех месяцев с даты окончания бюджетного года.