Интервью Игнатенко

ИНТЕРВЬЮ ИГНАТЕНКО.
Международный исламский терроризм может привести к геополитическому беспределу, считает известный российский исламовед, доктор философских наук Александр ИГНАТЕНКО
Вам не кажется, что мы поздно стали говорить о вмешательстве иностранных наемников в конфликт на Северном Кавказе?
Утверждать, что эта тема ранее не поднималась, нельзя. Еще летом прошлого года Владимир Путин, бывший тогда председателем кабинета министров, говорил о том, что Россия стала объектом агрессии со стороны международного терроризма.
Тогда силы международного терроризма совершили агрессию по отношению к одной из частей Российской Федерации. Есть масса свидетельств того, что в Чечне воюют наемники из Алжира, Кувейта, Саудовской Аравии, Йемена, Британии, других стран.
Тем не менее, в Европе почему-то квалифицируют события в Чечне как «национально-освободительное движение».
Да, к сожалению, такое мнение пока доминирует среди значительной части европейских политиков. Но им надо было бы знать следующее.
С начала 90-х годов на территорию Чечни начали проникать различного рода эмиссары. Причем первоначально это были мирные люди: преподаватели медресе, проповедники, которые выдавали себя за тех, кто должен принести свет «истинной веры» на территорию Северного Кавказа, в частности, Чечни, где, как утверждалось, атеистический режим СССР планомерно уничтожал ислам. А за ними шли инструкторы, боевики, и уже во время первой войны на территорию Чечни стали проникать иностранные моджахеды.
Как вам кажется, стоит ли за всем этим некий центр?
Я так не считаю. Думаю, что есть несколько центров, координирующих эту сферу деятельности. Сеть таких центров раскинута по всему миру. Пункты вербовки, обучения и экипировки исламистских боевиков несложно определить. В настоящий момент это Афганистан, те территории, которые контролируют талибы. Затем при активнейшем участии «афганцев» (ветеранов войны в Афганистане, воевавших в прошлом против режима Демократической Республики Афганистан) создавались такие же центры на иных территориях — в Дагестане это была Кадарская зона, в Чечне — Урус-Мартан. Правда, в дальнейшем постарались сделать все для того, чтобы Чечню превратить в такую зону, из которой бы посылались эмиссары во все концы России. Они должны были возвращаться обратно с наемниками или добровольцами. Подобный механизм существует в Великобритании. В Соединенном Королевстве, которое так долго боролось с сепаратистскими устремлениями ирландцев, существует сразу несколько организаций, которые «куют кадры» для участия в боевых действиях в «горячих точках» и в террористических акциях почти открыто. Среди этих организаций «Мухаджиры», которую возглавляет Омар Бакри Мухаммед, Международный исламский фронт, который был создан и действует в Великобритании. Название последнего совпадает с названием детища Усамы бин Ладена — «Международный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев». В Британии проживают и действуют исламские экстремисты из Египта, Алжира, Иордании и других исламских стран.
Как вы относитесь к идее, что подобные центры имеют скорее «дрейфующий» характер в геополитическом смысле, нанося удары в наиболее слабые места мировой цивилизации?
Для того чтобы понять суть этих процессов, надо вспомнить и проанализировать начало войны в Афганистане. Распространено мнение, что СССР ввел свои войска в мусульманский Афганистан, который поднялся на освободительную войну против захватчиков-безбожников. Но сейчас опубликованы многие секретные документы, мемуары, заявления тех людей, которые непосредственно участвовали в событиях тех лет. И мы знаем, что за шесть месяцев до введения советского воинского контингента в декабре 1979 года президент Картер подписал секретную директиву об оказании влияния на ситуацию в Афганистане посредством поощрения тех сил, которые могли противостоять складывающемуся там режиму.
До этого США апробировали в сотрудничестве с Саудовской Аравией, садатовским Египтом и Пакистаном метод борьбы против влияния СССР, левых сил в странах распространения ислама. Суть его заключалась в выдавливании советского влияния путем внедрения исламских организаций, специфически трактуемой исламской идеологии, исламских деятелей, проповедников определенного толка в разные страны — Алжир, Египет, Йемен, на оккупированные палестинские территории… Но чтобы противостоять советскому влиянию, было необходимо внедрить в эти страны такую форму ислама, которая была бы жестче той формы, которая исповедовалась в этих странах и не смогла стать барьером против советского проникновения, распространения левых идей. Как раз в Афганистане и произошла специфическая и очень опасная, в том числе — для исламского мира и ислама, мутация исламского движения! Когда началась война в Афганистане, в ряде стран — в Пакистане, Саудовской Аравии, США — появились пункты вербовки добровольцев на войну в Афганистане. И тогда туда отправилось довольно большое количество мусульман, в первую очередь из арабских стран. Их количество составляло 15 тысяч человек (около 5 тысяч из Саудовской Аравии, по три тысячи из Египта и Алжира и т. д.). Однако война в Афганистане была не столько войной мусульман против неверных, пришедших из СССР. Афганская война была гражданской. Вместе с советскими солдатами плечом к плечу воевали афганцы-мусульмане. Или, наоборот, советские солдаты воевали плечом к плечу с афганцами-мусульманами, которых было под ружьем не менее 150 тысяч. Таким образом, те молодые мусульмане, которые приехали в Афганистан, чтобы воевать против «неверных», были поставлены перед страшной необходимостью — убивать своих же братьев по вере. В результате формируется специфическая идеология, позволяющая мусульманам убивать мусульман! (Именно эта идеология была задействована во время нападения моджахедов на Дагестан в прошлом году. — А. И.). Была теоретически оформлена и стала преподаваться в лагерях подготовки моджахедов (это происходит на территории, контролируемой талибами до сих пор) концепция «такфира» — или провозглашения неверным (кяфиром) мусульманина на основании того, что он не соответствует тем критериям, которые выдвигали арабские моджахеды, воевавшие на территории Афганистана. Традиционное для ислама понятие «неверный» было расширено. Кяфиром автоматически становился каждый, кто подчиняется неверным, сотрудничает с неверными, общается с ними, не согласен с идеями моджахедов и, наконец, с самой идеей «такфира». Все, кроме моджахедов, которые приписали себе знание истинного ислама, стали «кяфирами», или неверными.
Как повлиял на ситуацию вывод советских войск из Афганистана?
С уходом советских войск из Афганистана война не закончилась, потому что не могла закончиться, как говорится, по определению. Ведь это была гражданская война. С одной стороны воевали ревнители «чистого ислама», а с другой — все прочие. Талибы — продолжатели этой традиции. Они тоже выступают с позиции «такфира», поэтому у них хорошие отношения с т. н. «афганскими арабами», несмотря на то, что этнически среди талибов большинство — пуштуны.
И все же, как происходило распространение этой «новой формы ислама» по территории, скажем, стран Арабского Востока?
Вы прервали мой ход рассуждений. После вывода советских войск «арабские афганцы» стали возвращаться на свою родину — в Саудовскую Аравию, Египет, Алжир и пр. Результат оказался катастрофичным. В этих странах произошла резкая и широкомасштабная дестабилизация — беспорядки, террористические акты, вооруженные действия. Как бы по определению все эти действия были направлены против мусульман — руководителей, граждан и подданных соответствующих государств. Вернувшиеся на родину носители собственного понимания ислама увидели несоответствие жизни в своих странах тем жестким критериям, которые проповедовались им в Афганистане.
Давайте все же возьмем быка за рога. Поддерживают ли какие-либо арабские государства тех боевиков, которые воюют в той же Чечне?
Вне всяких сомнений, на официальном уровне они их не поддерживают, открыто заявляя об этом. Но ни одно государство мира не представляет собой единообразие мыслей, чувств и воли всего общества в целом, начиная с глав государств, заканчивая дехканином или лавочником. Поэтому, например, можно прислушаться к представителям американских спецслужб, когда они заявляют, что часть саудовской королевской семьи поддерживает и финансирует Усаму бен Ладена.
Как мне кажется, это во многом делается для того, чтобы моджахеды не вернулись на территорию Саудовской Аравии. Если это произойдет, то вполне вероятна внутренняя дестабилизация.
А где же остается пребывать большому количеству «афганцев» первого призыва? К тому же сформировалось новое поколение «афганцев», обученных в самое последнее время, например, на территории Афганистана?
В результате всех тех событий, о которых мы говорили, в мире сформировалась глобальная сеть исламистских организаций и групп — сеть, действующая относительно автономно по отношению к тем силам, которые ее породили. И на территориях суверенных государств в Афганистане (зона так называемого «Исламского эмирата Афганистана»), Индонезии (провинция Ачех на Суматре), на Филиппинах (юг архипелага), в России (Дагестан, Чечня) или в Индии (Кашмир) создаются большие или малые анклавы поборников «истинного ислама», на которых не будут распространяться законы этого государства. Есть и «серые» зоны, они не стали целиком так называемыми «отдельными исламскими территориями», но могут стать таковыми — Босния, Косово, часть Великобритании. Просматривается дрейф глобального исламизма в сторону Болгарии, Украины (Крым).
Иными словами, станет происходить освоение каких-то частей территорий неисламских государств?
Нет, вопрос стоит несколько иначе. Экспансия глобального исламизма будет происходить во многом за счет возвратной волны. Объясню, что я имею в виду. Движение «Талибан» было создано пакистанцами, саудовцами и американцами, но уже сейчас происходит талибанизация самого Пакистана. «Возвратная волна» исламизма грозит Пакистану, фактически она может его захлестнуть. На территории Пакистана уже появляются группировки, которые называют себя «пакистанскими талибами», требуют введения тех жестких норм общественной и политической жизни, которые существуют на территориях «Исламского эмирата Афганистана».
Можно ли говорить о том, что в этом регионе намечаются серьезные изменения геополитического порядка?
Назревают и по сути дела уже происходят очень сложные, прямо-таки тектонические подвижки в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, в Южной Азии. И исламистское движение играет в этом процессе не последнюю роль.
Как может быть развязан чеченский узел?
Происходящее в Чечне — часть мировой картины. Нужно доводить до конца то, что делается федеральным Центром в Чечне, в дополнение к военному решению надо искать и реализовывать политические пути урегулирования этой проблемы. И, кстати сказать, это уже делается, другое дело — не через переговоры с теми людьми, которые превратили территорию этой российской республики в форпост международного терроризма. Но крайне необходимо еще и международное сотрудничество на глобальном уровне. То международное сотрудничество, которое бы позволило решить проблемы, не просто типологически сходные — в Чечне, в Косово, в Боснии, в Кашмире, в Синцзяне, на юге Филиппин, на севере Суматры, в Афганистане, в горах Ореса в Алжире и т. д., а развязать совместными усилиями мирового сообщества те кризисные узлы, которые составляют единую сеть. Без совместной борьбы на международном уровне не удастся уничтожить терроризм, это вселенское зло.