Речь президента ИРИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Сейеда Мохаммада Хатами, президента
Исламской Республики Иран 21 сентября 1998 года
на сессии Генеральной Ассамблеи ООН
Само существование человечества поддерживается стремлением человека к спасению. Сутью посланий божественных пророков и учений известных мудрецов было главным образом спасение человека. Нам больно признать тот факт, что всю историю человеческой цивилизации пронизывают страдания людей и крайняя нищета их жизни, лишения мужчин, женщин и детей, порабощенных по прихоти властей предержащих, плачевная судьба правителей, лишенных чувства сострадания по отношению к своим собственным народам. Поэтому добродетельное и благое управление — крайне редкое явление в истории человечества.
По иронии судьбы слишком часто воля и свободомыслие подавлялись, а свободу душили во имя спасения, и слишком часто спасение изображалось как избавление от любых пут, ограничивающих — отчасти или полностью -ненасытные человеческие желания. Поэтому разум и любовь приносили в жертву на алтарь причуд и прихотей. Иногда свобода подавлялась во имя справедливости, а в другие времена справедливость попиралась во имя свободы. В результате человечество на протяжении многих веков было лишено и свободы во имя справедливости, и справедливости во имя свободы.
Лишь несколько веков назад подлинное знание начало восприниматься как источник силы, а не как средство контроля за ней. С тех пор знание — вместо того чтобы служить идее спасения человека и возвышению его характера, — использовалось в качестве инструмента теми, единственная цель которых заключалась в реализации своих узкоэгоистичных, утилитарных интересов.
На протяжении этих веков человечество, несмотря на огромный прогресс в своем развитии, переживало массовые страдания в результате дискриминации и мучений. Среди нас еще есть люди, которые могут свидетельствовать о неисчислимых разрушениях, вызванных двумя мировыми войнами, и, несмотря на рождение Организации Объединенных Наций — позитивное достижение человечества, — состояние подлинного мира, основанного на справедливости, все еще остается редким явлением.
Особенно отчаянным является положение стран в слаборазвитом мире, где огромное число людей продолжает страдать от голода, неграмотности и болезней, и есть и такие, судьба которых зависит от воли правителей, а те даже не дают себе труда притворяться, что уважают нормы демократии или пользуются поддержкой народа. Слишком часто они пытаются заменить отсутствие поддержки со стороны народа использованием силы, единственной целью которых является стремление к господству и реализации своих эгоистичных интересов.
Деспотичные и остающиеся в зависимости правительства лишают свой народ возможности жить в условиях демократии, проводя политику запугивания и террора в обществе, и они поощряют культуру насилия, которая невольно подводит их противников к проведению такой же политики. Поэтому державы, которые порождают и подпитывают такие режимы, не могут избежать ответственности. И в первую очередь несут ответственность те державы, разведывательные службы которых гордятся своим черным послужным списком, где фигурируют свержение народных правительств и поддержка антинародных режимов.
Такой образ нашего мира в самом деле мрачен и омерзителен. И до тех пор, пока мудрые и просвещенные не отнимут бразды правления у неразумных и своенравных, этот образ изменить будет никак невозможно.
Тем не менее, с моей точки зрения, сквозь темноту и мрак в более глубоких слоях истории все равно еще можно разглядеть свет истинно прекрасного. Я могу с уверенностью утверждать, что в целом жизнь человеческая продолжает процветать как духовно, так и материально. Примерами такого процветания и прогресса в текущем столетии являются антиколониальная борьба и движения за независимость во многих странах. Другими важными достижениями в этом направлении стали крушение в последнем десятилетии нынешнего века двуполярного мирового порядка и быстрая поступь сообщества наций по пути диверсификации наряду с обновленным утверждением требующими равенства нациями своей самобытности на международной арене.
Фантазия об однополярном мире, управляемом одной сверхдержавой, является не чем иным, как иллюзией, указывающей на неспособность тех, кто ее предлагает, идти в ногу с историей. Я убежден, что могучие нации, подобные американскому народу, не допустят того, чтобы их доброе имя, потенциал и национальный престиж использовались политическими деятелями, руководствующимися близорукими материальными и фракционными интересами немногих, для популяризации их мечты об однополярном мире. Это утверждение подтверждается эволюцией общественного мнения на Западе в пользу мирных отношений на основе взаимоуважения.
Теперь позвольте мне говорить здесь как человеку с Востока, с места происхождения замечательнейших цивилизаций и родины божественных пророков — Авраама, Моисея, Христа и Магомета, — да покоятся они все в мире! Я — выходец с благородной земли Ирана, представляющий великую и широко известную нацию, прославившуюся своей древней цивилизацией, а также своим выдающимся вкладом в основание и распространение исламской цивилизации, нацию, пережившую шквальные ветры деспотизма, реакции и принудительного повиновения, опираясь на свое культурное и человеческое богатство. Это нация, которая в период своей современной истории стала на Востоке первопроходцем в закреплении гражданского общества и конституционного правления, даже несмотря на то, что из-за иностранного вмешательства и внутренних пороков она, может быть, иногда и спотыкалась на своем пути; нация, которая стояла на переднем крае борьбы за независимость и против колониализма, хотя ее национальное движение и было подорвано организованным за рубежом заговором. И это — нация, несущая факел своей народной революции, победившей не благодаря силе оружия или перевороту, а в результате свержения режима, пришедшего к власти путем государственного переворота, при помощи силы просвещенного слова. В своей новой жизни наша нация перенесла восемь лет навязанной ей войны, давления, санкций и различных несправедливых обвинений. Она стала также и жертвой терроризма — этого зловещего явления XX века.
Сегодня иранская нация извлекает уроки из своего прошлого для того, чтобы обдумать свое будущее, отвергая при этом реакционные тенденции, и, опираясь на принципы и идеалы, укоренившиеся в ее религиозном, национальном, историческом и революционном наследии, а также пользуясь благами позитивных достижений современной цивилизации, уверенно продвигается вперед — даже если и методом проб и ошибок — к многообещающему завтра.
Исламская революция иранского народа была восстанием разума против насильственного принуждения и подавления. А революция, прибегнувшая к здравому смыслу на этапе разрушения, конечно же, значительно более предрасположена к использованию диалога и применению рассудка на этапе строительства. Поэтому иранский народ призывает к диалогу между цивилизациями и культурами, а не к столкновениям между ними.
С этого подиума и с этой трибуны Организации Объединенных Наций я заявляю о том, что человечество, несмотря на все бедствия и невзгоды, продвигается вперед к раскрепощению и свободе. Таковы неизменное божественное провидение и судьба человечества. Злоба или порочность не в состоянии нарушить промысл Божий и ход истории.
Слову «философия» предшествовало слово «история», а столпом истории является человек. История же сама по себе представляет отражение света бытия в различных гранях и плоскостях человеческого существования. Таким образом, она является уникальной и одновременно универсальной объективной реальностью, хотя и разнообразной по характеру. Всякий же раз, когда эта уникальная реальность обретает новый облик, наступает новая эра. Наша оценка истории, по сути, проистекает из нашего восприятия человечества — ее стержня и несущей опоры.
Существа человеческие, являющиеся — по заимствованному из высказывания святого пророка Ислама красноречивому описанию персидского поэта Саади — различными органами одного организма, находятся вне досягаемости биологии и психологии. Понимание человеческих существ требует философского и вдумчивого взгляда на человека и историю. Бог создал человека рукою своею по образу и подобию своему и вдохнул в него свой собственный дух, и поэтому человечество является единым субъектом, и такой же — его история. Дланью Господней человечество было наделено историей, волей и свободой выбора; образ же Божий предоставил ему культуру, духовность и свободу; а божественный дух одарил его жизнью и энергией. Именно таким образом люди и обрели историю, культуру и свободу.
И не только все люди происходят из одного и того же источника, и их объединяет вечная и общая история, но можно также еще далее постулировать, допуская ее единую конечную цель. Эта цель истории заключается не в чем ином, как в духовной культуре, и истинная человеческая свобода является ее абсолютно необходимым условием.
Независимо от того, придерживаются ли иные мнения, что человек обречен на вращение в повторяющихся витках истории или же на постоянное преодоление различных моментов в истории и исторических эпох, и независимо от того, считает ли кто историю явлением самоуправляющимся или же управляемым будь то человеческими порывами, способами производства или сверхчеловеческими героями, каждый может согласиться с тем, что она является единственным постоянно вдохновляющим фонтаном той веры, которая срывает с человечества всякие старые и новые оковы и останавливает повторяющийся вечный цикл, в конечном итоге освобождая человечество от уз исторического детерминизма просто потому, что только животворный дух свободы может дать человечеству веру и духовность.
Именно поэтому человечество может вторить персидскому поэту-мистику Хафезу:
«Я подорву сей свод высокий, искаженный, вращайся моей воле вопреки он».
Или как сказано в Евангелии:
«Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам:
если кто скажет горе сей: «поднимись и
ввергнись в море», … — будет ему, что ни
скажет».
(Библия, от Марка 11:23)
С таким пониманием свободы можно перед лицом политического господства отстаивать принципы человеческого достоинства, добродетели и надежды вопреки губительным порывам отчаяния и нигилизма. История человечества — это история свободы. Только при толковании истории как арены проявления свободы можно извлечь уроки из прошлого на благо человечества. Несмотря на все философские системы, которые пытаются увидеть в истории смысл, ориентиры и законы эволюции, мы можем понять, что, поскольку история человечества тесно переплетена с историей свободы, когда люди освобождаются от оков эксплуатации и социального порабощения, равно как и от грубых животных инстинктов, таких, как насилие и жестокость, они, как того требует их человеческая природа, придут к истине и справедливости. И тогда история человечества станет славной историей торжества истины и справедливости. И в этом тоже может найти еще одно свое проявление хорошо известная религиозная доктрина мессианства.
Придерживаются ли они эмпирического, индуктивного или интуитивного подхода к изучению истории, большинство мыслителей согласятся с тем, что можно говорить о расцвете человечества и все большем освобождении человеческого разума от покров невежества.
Я намеренно употребил слово «расцвет» вместо более принятых терминов, таких, как «исторический прогресс», с тем чтобы подчеркнуть, что какой бы философской школы отношения к истории мы ни придерживались, мы, тем не менее, можем одинаково воспринимать это общее и универсальное видение истории.
Учреждение Организации Объединенных Наций и ее продолжающаяся деятельность являются свидетельством прогрессивного пути развития мира и истории человечества. Сегодня не требуется доказывать, что вместо войны и кровопролития можно и даже должно обратиться к дискуссии и диалогу. К пониманию этого факта шли трудным путем, словно эта с виду простая мысль вымучена всей кровопролитной историей человечества.
Однако пока безрассудные властелины могут в порыве глупости и жестокости стереть с лица Земли цветы и деревья, надежду и радость, рано праздновать окончательную победу логоса над мечом.
XX век не только стал свидетелем проявлений насилия и человеческих страданий по вине старых колониалистов и беспрецедентной несправедливости со стороны их современных наследников; это был также век взлета и падений тоталитарных режимов. Давайте надеяться на то, что в следующем столетии прославление обращения к силе и насилию станет достоянием истории, а сутью политической власти станут сострадание и справедливость, проявлением которых во внешних сношениях будет диалог между различными культурами.
Вопрос заключается в том, каким образом Организация Объединенных Наций сможет предпринять необходимые шаги, с тем чтобы отреагировать на изменения, происходящие в глобальной обстановке, и какое влияние она будет оказывать на меняющееся течение жизни человечества, жаждущего спасения.
Я хотел бы от имени Исламской Республики Иран предложить Организации Объединенных Наций в качестве первого шага объявить 2001 год «Годом диалога между цивилизациями» в искренней надежде на то, что посредством такого диалога можно будет прийти к всеобщей справедливости и свободе.
Среди наиболее значимых достижений этого столетия — признание необходимости и важности диалога, неприятие силы, содействие взаимопониманию в культурной, экономической и политической областях и укрепление фундамента свободы, справедливости и прав человека. Установление и развитие корректных форм общения, будь то на национальном или международном уровне, зависят от диалога между обществами и цивилизациями, представляющими различные воззрения, предпочтения и подходы. Если человечество на пороге нового века и нового тысячелетия направит все свои усилия на установление диалога, заменяя враждебность и конфронтацию дискуссией и пониманием, оно оставит грядущим поколениям бесценное наследие.
И нам как членам Организации Объединенных Наций необходимо вспомнить историю образования Организации Объединенных Наций, с тем чтобы через рациональный обмен мнениями реформировать и усовершенствовать ее.
Организация Объединенных Наций сформировалась в мрачную эпоху в истории человечества, когда многие ее нынешние члены все еще томились в невыносимо тяжелых условиях колониального господства. Вследствие этого новая организация стала отражением господства нескольких могущественных стран. Ныне ситуация изменилась, и появилась возможность перестроить эту Организацию, в частности ее Совет Безопасности. Здесь я хотел бы сослаться на мудрые слова, сказанные лидером Исламской Республики Иран в его речи на открытии восьмой сессии Исламской конференции на высшем уровне, проходившей в Тегеране, о том, что исламские страны, представляя один миллиард и несколько сот миллионов человек, должны иметь постоянное членство в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций с теми же правами, что и нынешние постоянные члены, пока у них есть эти права.
Пришло время осознать необходимость отказаться от дискриминационного права вето и тем самым сделать еще один шаг к признанию равноправия всех государств-членов.
Давайте объединимся в солидарности против геноцида, агрессии и унижения человека в различных частях мира. Давайте не допустим продолжения постыдных трагедий, которые омрачили лик этого столетия в Палестине, Афганистане и Косово, как и во многих других частях Африки, Азии и Латинской Америки.
Мира и безопасности на Ближнем Востоке, какими бы необходимыми они ни были, можно достичь только путем признания права палестинцев на суверенитет на земле их предков. Оккупированный в настоящее время Аль-Кудс аш-Шариф должен стать домом диалога взаимопонимания. Из глубин истории глас его вопиет против расизма и сионизма. Великие монотеистические религии могут мирно уживаться в Аль-Кудс аш-Шарифе, но именно израильское правление сделало такое сосуществование невозможным. Палестина является домом для всех палестинцев: мусульман, христиан и евреев, а не лабораторией для насилия, творимого по прихоти сионистов.
Что касается Афганистана, то эту страну нельзя вывести из ее сложной ситуации с помощью военного решения. Всеобщее негодование в связи с устроенными там бойней и геноцидом — особенно в связи с трагическим убийством иранских дипломатов и журналиста, а также продолжающимся удержанием движением «Талибан» иранских граждан, занимавшихся оказанием помощи, — требует трезвого анализа и срочных действий с целью привлечь к ответственности тех, кто совершил эти преступления.
Афганистан, родина гордого народа с богатой культурой, превратился теперь в прибежище насилия, терроризма и производства и оборота наркотиков. Афганский народ, как и другие народы мира, имеет неотъемлемое право определять свою собственную судьбу и право на создание правительства на широкой основе, правительства, представляющего все этнические группы, общины и направления этой страны. Это единственный способ восстановить спокойствие в Афганистане. Это требует решительного международного сотрудничества в целях ликвидации доходного, но смертоносного бизнеса по производству и контрабанде наркотиков, незаконному обороту оружия и взращиванию терроризма. Организация Объединенных Наций вместе с Организацией Исламская конференция и всеми заинтересованными государствами должны сделать так, чтобы все стороны в конфликте сели за стол переговоров, что позволило бы ставшему объектом тирании, обездоленному афганскому народу свободно определить свою собственную судьбу, и должны, опираясь на официальную глобальную поддержку, заставить те элементы, которые ведут себя вызывающе, выполнить волю международного сообщества. Одновременно с этим Организация должна заняться планированием в плане мобилизации необходимой международной помощи в целях восстановления Афганистана, когда для этого будут созданы необходимые политические условия.
В Косово следует признать законные права борющегося народа, а югославское правительство следует заставить уважать эти права.
Искренние и серьезные усилия по борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, включая государственный терроризм, это еще один из основных приоритетов для правительства Исламской Республики Иран. Терроризм является продуктом отчаяния и нигилизма. В мире, вращающемся по орбите насилия и угнетения, серьезная борьба с терроризмом не сможет выйти за рамки слов и лозунгов. Искоренение терроризма должно происходить одновременно с глобальными усилиями по достижению справедливости.
Это утверждение никоим образом не следует истолковывать как оправдание любой формы терроризма. Мы, как этого требуют наши религиозные, нравственные и культурные ценности и нормы, выступаем безоговорочно против любых форм и проявлений терроризма и будем решительно и серьезно бороться с ним. На наш взгляд, для устранения этой угрозы мы должны включиться в серьезное и транспарентное международное сотрудничество по борьбе с терроризмом и одновременно с этим удвоить наши усилия по достижению цели глобальной справедливости.
Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, мир также нуждается в освобождении от кошмара ядерной войны и оружия массового уничтожения. Недавние ядерные испытания в нашем регионе, которые привели к новым проблемам, делают эту задачу еще более настоятельной. Все мы должны понять, что идея достижения безопасности путем приобретения такого оружия есть не что иное, как иллюзия.
Проявление повсюду в мире решительного стремления к ликвидации всех существующих арсеналов оружия массового уничтожения в согласованные сроки привело бы к появлению четкой цели и сообщило бы динамизм международным усилиям, направленным против производства и распространения этого смертоносного оружия, а также обеспечило бы веру в них. Создание зон, свободных от оружия массового уничтожения, особенно на Ближнем Востоке, является надлежащим первым шагом в деле устранения напряженности и недоверия, порождаемых этим оружием. Мы, граждане Исламской Республики Иран, являясь жертвами применения оружия массового уничтожения, лучше, чем кто бы то ни было, знаем об ужасных последствиях применения такого оружия. Поэтому мы будем и далее находиться на острие международных усилий по созданию и укреплению универсальных механизмов по его уничтожению.
Безопасность, развитие и процветание стран «третьего мира» требуют содействия сотрудничеству и применения проверенных средств и механизмов укрепления доверия. В этой связи обнадеживает то, что участники восьмого Исламского совещания в верхах, проходившего в Тегеране, понимая такую необходимость, создали соответствующий механизм для укрепления доверия через посредство диалога между исламскими странами.
В качестве первого шага в этом направлении я предлагаю нашим соседям по региону Персидского залива, которые в ходе лишь одного десятилетия были свидетелями двух разрушительных войн, создать систему безопасности и сотрудничества в этом регионе.
Короче говоря, доверия и мира нельзя достичь без трезвого пересмотра менталитета времен «холодной войны». Укрепление и развитие культуры мира зависят от признания конструктивной роли государств и от отказа от давления, односторонних действий, конфронтации и изоляции.
Исламская Республика Иран в соответствии со своими основными убеждениями и глубоко укоренившимися цивилизованными нормами стремится к такому мировому устройству, которое характеризовалось бы миром и спокойствием, основанным на человеческом достоинстве. В своей внешней политике мы придаем первостепенное внимание устранению напряженности. В соответствии с принципами Исламской революции Иран преисполнен решимости следовать своей сбалансированной политике расширения отношений со своими соседями и с другими странами на основе уважения независимости и равноправия.
Всеобъемлющий мир, и прежде всего мир в отношениях между людьми, также требует мира в отношениях между человечеством и природой, что, в свою очередь, требует от человечества положить конец систематическому уничтожению природы и подчеркивает необходимость координации между человеком и природой. Сохранение окружающей среды как общего природного наследия человечества представляет собой один из наиболее важных приоритетов грядущего века.
Прежде чем я завершу свое выступление, я хотел бы подчеркнуть величайшую роль семьи, женщин и молодежи в формировании более светлого будущего и в укреплении основ гражданского общества во всем мире.
Семья — это уникальное обрамление человеческого прогресса и источник развития личных и социальных качеств людей. К сожалению, сегодня, особенно в промышленно развитых странах, основы дома и семьи подорваны, что угрожает эмоциональному, физическому и духовному здоровью людей. Необходимы глобальные усилия, с тем чтобы справиться с этой опасностью, иначе огонь человеческого тепла, любви и просвещения постепенно погасят холодные и злые ветры завлекающих фасадов, похоти и материальной выгоды.
Предпринимаемые на глобальном уровне усилия по содействию уважению женщин и их прав требуют критической переоценки традиционных и неверных представлений о женщинах. Традиционное воззрение, основанное на ошибочном понятии превосходства мужчин над женщинами, несправедливо по отношению к мужчинам, женщинам и человечеству в целом. Столь же недостойным является и мнение, которое не учитывает различий между мужчинами и женщинами. Мы должны признать, что как мужчины, так и женщины являются ценными компонентами человечества и в равной мере обладают потенциалом для интеллектуального, социального, культурного и политического развития и что всеобъемлющее и устойчивое развитие возможно только на основе активного участия мужчин и женщин в общественной жизни.
На пороге нового тысячелетия Организация Объединенных Наций должна проникнуться верой в новое поколение, которому принадлежит следующий век. Поэтому она должна быть готова принять требования верить в молодежь и проникнуться этой верой. Нам необходимо согласиться с тем, что мы не являемся стражами молодежи и что молодежь имеет право пользоваться плодами социального процесса роста и развития -право, которое она должна осуществлять сознательно и по своей воле. Только исходя из такой новой перспективы и опираясь на динамику и интеллектуальный потенциал нового поколения, мы сможем построить более светлое будущее в следующем столетии.