Ат-Тустари Толкование великого Корана

АТ-ТУСТАРИ ТАФСИР АЛ-КУРАН АЛ-АЗИМ
(«ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО КОРАНА»)
Абу Мухаммад Сахл б. Абдаллах ат-Тустари (ок. 203/818- 283/896) – теоретик раннего суфизма и комментатор Корана. Родился в Тустаре, умер в Басре. Согласно суфийскому преданию, был учеником и духовным наследником знаменитого мистика Зу-н-Нуна ал-Мисри (ум. в 246/860-61 г.), после смерти которого выступил с публичной проповедью, приобретя множество последователей и врагов. Около десяти приписываемых ему сочинений представляют собой составленные учениками записи его высказываний, проповедей, комментариев к различным сурам и айатам. Символико-аллегорическое толкование текстов Корана позволило ат-Тустари выработать ряд положений, сыгравших в дальнейшем большую роль в ходе сложения суфийской космогонии, гносеологии и психологии. На них опирались в своих сочинениях такие выдающиеся суфийские мыслители, как ал-Халладж (ум. в 309/922 г.), ас-Сулами (ум. в 412/1021 г.), ал-Кушайри (ум. в 465/1072 г.), ал-Бакли (ум. в 606/1209 г.). Позднее они были развиты в трудах ал-Газали и Ибн Араби. Идеи и образы ат-Тустари послужили основой концепции богословской школы ас-салимийа, созданной на рубеже III/IX – IV/X вв. в Басре его последователями.
«Тафсир» ат-Тустари составлен в кругу его ближайших учеников в Басре предположительно около 275-290/888-902 гг. Это самое раннее из сохранившихся суфийских сочинений такого рода. Длительное время, до окончательной фиксации около 551/1156 г., текст передавался в среде последователей ат-Тустари. Тем не менее, Г. Бёверинг (Bowering. Vision, 110-128) убедительно доказывает аутентичность сохранившегося текста. «Тафсир» носит фрагментарный характер и представляет собой комментарии различной длины (от нескольких слов до страницы текста) на приблизительно 1000 коранических отрывков. Он включает в себя буквальные и метафорические истолкования коранических фраз и выражений, примеры из сунны Мухаммада и легенд о древних пророках, сообщения о взглядах и практике ранних суфийских мыслителей и самого ат-Тустари, эпизоды из его жизни, проповеди, обращенные к ученикам, и ответы на их вопросы. Выделяются три структурных уровня текста. Первый, базовый уровень, составляют комментарии к кораническим фрагментам, выявляющие их «явный» (захир) или «скрытый» (батин) смысл. В таких комментариях ат-Тустари использует коранические тексты не только для подтверждения своих идей, они служат ему импульсом, генерирующим мистическое вдохновение.
Второй уровень – изречения и поучения ат-Тустари по различным вопросам, мистические истолкования легендарных эпизодов из жизни древних пророков. Третий структурный уровень представляет собой позднейшие добавления в текст, восходящие, очевидно, к его последователям. Сюда следует отнести большинство назидательных историй из жизни самого ат-Тустари и других суфиев .
Сура, в которой упомянуто «явное доказательство» (ал-баййина)
Всевышний в словах своих «и было велено им только поклоняться Аллаху, делая искренней для него свою веру» говорит, что все знание [человека] – в поступках, пока он не придет к искренности (ал-ихлас), когда же достигнет он искренности, оно становится успокоенностью (туманина). От того, чье знание достоверно, а действие – в предании себя Богу, удаляет Аллах три вещи: нетерпение (ал-джаза), невежество (ал-джахл) и действие [по своей воле] (ал-амал), и дает ему вместо нетерпения – терпение (ас-сабр), вместо невежества – знание (ал-илм), вместо действия [по своей воле] – отказ от своей воли (тарк ал-ихтийар). И бывает так только для богобоязненных (ал-муттакина).
Говорят: «А что такое искренность (ал-ихлас)?» Он отвечал: «Повиновение (ал-иджаба). А у кого нет повиновения, нет у него и искренности». Сказал он: «Ал-ихлас имеет три значения: искренность в служении Аллаху, искренность в совершении дел ради Него и искренность сердца к Нему».
Всевышний в словах своих «это для тех, кто убоялся Господа своего» говорит, что страх божий (ал-хашийа) – в тайне, а смирение (ал-хушу) – открыто. К тому, кто смиряет свои члены, шайтан не приблизится.
Говорили: «А что такое смирение (ал-хушу)?». Он отвечал: «Стояние пред Аллахом и терпение в этом». Сказал он: «Полнота страха божьего – отказ от грехов (ал-асам) тайно и явно». Хвала Аллаху! Всевышний лучше знает!