Исламская концепция миропорядка

ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОПОРЯДКА
Ислам, будучи всеохватывающей интегральной системой, естественным образом включает в себя проблемы глобального развития. Его концепцию миропорядка можно описать следующим образом:
1. Основные акторы: умма (мировое мусульманское сообщество) и куфр (неверие во всех его формах, которыми, согласно Исламу, признаются помимо атеизма, все формы пантеизма, идолопоклонства и проч.). Роль Ислама, согласно мусульманским теоретикам, и роль куфра являются двумя противоположными тенденциями в истории и ни одна из них не имеет ничего общего с другой.
Из Корана вытекает, что умма является сообществом наместников единого Бога на Земле, «лучшей из общин», «придерживающейся середины», которая будучи «поставленной в центр» истории, призвана активно участвовать в реализации Его замысла.
Аллах в Коране говорит: «И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого» (3:104); «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (2:30); «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины (или поставленной в центр), чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).
2. Цели акторов. Цели уммы: глобальное утверждение таухида (принципа единства и единственности Бога); формирование миропорядка на основе политической доктрины Ислама; ликвидация всех форм насилия, угнетения, национализма, расизма во всех формах и проявлениях; устранение куфра из всех сфер жизнедеятельности – политической, экономической, социальной, культурной, научной; установление принципа справедливости во всех человеческих отношениях на всех уровнях в мире.
В Коране Всевышний говорит: «Мы отправили наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» (57:25).
Цели куфра: сохранения своего господства, основанного, согласно Корану, на «угнетении», «притеснении» и «нарушении прав». Куфр игнорирует Единобожие как основной принцип мироздания.
3. Специфика (природа) отношений на мировой арене. Религия и политика с точки зрения Ислама представляются неразделимыми. В этой связи мировое пространство делится на дар уль-Ислам (территория Ислама) и дар уль-куфр (территория куфра).
Первое – это страны, в которых обеспечена исламская форма правления как с точки зрения права, так и практики. Второе – антипод дар уль-Ислам, внутри которого выделяются дар уль-ахд (территория договора) и дар уль-харб (территория войны).
Дар уль-ахд – это страны, власти которого подписали с мусульманами в лице их руководства мирный договор и гарантировали им основные права. Дар уль-харб – страны, объявившие войну мусульманам; оккупированные земли дар уль-Ислам; территория, на которой мусульмане подвергаются угнетению и лишены основных прав, где отсутствует договор между населением и мусульманами, определяющий их взаимоотношения и подтверждающий гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества мусульман; территории, в пределах которых запрещено ведение проповеди Ислама; территория, откуда исходит реальная угроза мусульманам.
В некоторых современных подходах наметилась редакция этого разделения, т.к. дар уль-Ислам, а зачастую и дар уль-куфр, фактически перестали существовать в том смысле, как это было выражено в работах ранних исламских теологов-правоведов, а в дар уль-куфр еще и появились значительные мусульманские общины. Таким образом, понятия дар уль-Ислам, дар уль-харб, дар уль-ахд, перемешавшись, по меньшей мере, потеряли свое строгое географическое измерение.
В то же время исламская концепция миропорядка признает существование единого международного сообщества, вне зависимости от вероисповедания. Целый ряд аятов Корана обращен именно к человечеству как единому сообществу. Но отношение Ислама к этому сообществу активно, поскольку распространение таухида является как общественным, так и государственным и личным религиозным долгом.
4. Основной процесс на мировой арене – это утверждение принципов Единобожия во всех сферах жизни, обеспечивающее подлинный универсализм человечества.
5. Основное средство формирования исламского миропорядка – джихад. С точки зрения исламских ученых, в юридическо-теологическом смысле джихад означает «приложение напряженных усилий для распространения веры в Аллаха и утверждение Его Слова (т.е. Корана – прим. авт.) в высшее слово над этим миром». Применение силы, как указывается в фундаментальных источниках по мусульманскому праву, в данном случае допустимо лишь для самообороны и в случае запрета на проповедь Ислама.
6. Предполагаемый миропорядок. В результате утверждения Ислама возникнет единое глобальное человеческое сообщество, основывающееся на «сбалансированном», «срединном» миропорядке, обеспечивающем прогресс, справедливость и благо людей в обоих мирах.
7. Исходными положениями исламской концепции миропорядка являются Коран и Сунна. Но при этом широко используются рациональные методы иджтихада — истислах, истихсан, кийяс, иджма. Идеология, построенная на этой базе, должна лежать в основе глобального общества.
Абдулла Ринат Мухаметов