Фетва об изъятии

Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду — нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 29 (4/4)
Об изъятии частной собственности
в общественных интересах
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Четвертой сессии, созванной в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 18-23 месяца джумада аль-ахира 1408 года по хиджре (6-11 февраля 1988 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Изъятие частной собственности в общественных интересах»;
учитывая, что, согласно шариату, незыблемость права частной собственности является одной из основ Ислама, а неприкосновенность имущества — одна из пяти приоритетных целей шариата, что следует из текста Корана и Сунны;
обращаясь к традициям отчуждения недвижимости, зафиксированным в Сунне Пророка (САС) и действиях его сподвижников (РА) и их ближайших последователей;
следуя нормам шариата по защите общества и возведения его потребностей в ранг безусловных приоритетов, когда с целью минимизации общественного ущерба могут приноситься в жертву интересы отдельных лиц;
постановил:
1. Необходимо защищать и оберегать частную собственность от любых посягательств на нее. Не разрешается ограничение ее как таковой и сужение сферы ее применения. Собственник является полновластным хозяином своего имущества и финансов, и в рамках действующего законодательства вправе распоряжаться им по своему усмотрению.
2. Изъятие допускается только при соблюдении следующих законных с точки зрения шариата условий:
• быть возмездной, с незамедлительной выплатой владельцу справедливой компенсации, величина которой определяется специалистами и не может быть меньше стоимости отчуждаемого объекта;
• осуществляться представителями законной власти или уполномоченными ими лицами;
• проводиться в силу общественной потребности, например в случае строительства мечетей, дорог, мостов и т. п.
• отчужденная для вышеуказанных целей собственность не должна использоваться в качестве общественных или частных инвестиций и не может пускаться в хозяйственный оборот до полного оформления на нее всех прав государства.
Если названные условия не будут соблюдены, то изъятие частной собственности обернется одной из форм нарушения прав человека и насилием по отношению к нему, что запрещено Всевышним Аллахом и Его Пророком (САС).
3. Если отчужденная вышеуказанным способом собственность перестанет служить общественным интересам, ее прежний хозяин или его наследники имеют первоочередное право на ее возврат с выплатой государству соответствующей компенсации.

Аллах всезнающий!