Фетва о льготах

Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду — нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 70 (1/8)
О порядке и правилах предоставления льгот
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Восьмой сессии, созванной в Бандар-Сери-Бегаван (Бруней-Даруссалам) 1-7 месяца мухаррам 1414 года по хиджре (21-27 июня 1993 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Порядок и правила предоставления льгот»; заслушав дискуссию по этому вопросу;
постановил:
1. Льгота в отношении исполнения положений шариата является узаконенной мерой по освобождению людей, имеющих уважительные причины, от определенных обязанностей, возлагаемых на всех остальных членов общества. При этом основное положение шариата остается неизменным. Согласно шариату, предоставление льгот законно, если имеются соответствующие причины, вызвавшие необходимость предоставления льгот, а также соблюдены процедуры их предоставления, отвечающие шариату.
2. В соответствии с положениями мусульманского права (фикха), предоставление льготы является результатом деятельности богослова (факиха) в изучении и решении вопросов правового комплекса (иджти- хада) в рамках определенных правовых школ (мазхабов). Эти правила могут разрешать какое-либо действие, запрещенное остальными правовыми школами (мазхабами). Предоставление льготы правоведом (факй- хом), то есть разрешение отдельным категориям людей выполнять действия более легкие, нежели они предписаны всем остальным верующим, разрешается шариатом при соблюдении правил, изложенных ниже в п. 4.
3. Льготы по общественным проблемам, которые требуют обоснования в рамках мусульманского права (фикха), предоставляются только по коллективному решению сведущих правоведов (факихов), обладающих научным авторитетом и известных своей богобоязненностью, при условии, что предоставление этих льгот не идет в разрез с основными положениями шариата.
4. Предоставление льгот в угоду какому-либо лицу запрещено мусульманскими правовыми школами (мазхабами), поскольку это чревато тем, что остальные люди перестанут выполнять свои обязанности. Поэтому при предоставлении льгот необходимо руководствоваться следующими правилами:
• мнения правоведов (факихов), рассматривающих вопрос о предоставлении льгот, должны укладываться в рамки шариата и не выходить за его границы;
• просьба о предоставлении льготы должна быть обоснована серьезностью проблем, с которыми столкнулось либо общество в целом, либо группа людей, либо отдельно взятый человек;
• лицо, коему предоставлена льгота, должно иметь возможность выбора между пользованием льготой и отказом от нее и всякий раз самостоятельно принимать соответствующее решение или же обращаться за советом к более компетентному лицу;
• предоставление льгот не должно приводить к принятию решений, влекущих последствия, аналогичные описанным ниже в п. 6;
• просьбы о предоставлении льгот не должны аргументироваться ложными заявлениями и обманом для достижения противоречащих шариату целей;
• получатель льгот должен быть уверенным в их правомерности.
5. При принятии решения с опорой на опыт других мусульманских правовых школ (мазхабов), принимающий решение по вопросу, имеющему два и более вариантов ответа, вправе вынести оригинальное постановление, не упоминавшееся ранее правоведами (факихами).
6. Запрещается принимать решения, если они:
• приводят к предоставлению льгот в угоду какому-либо лицу или в нарушение правил, регламентирующих предоставление льгот;
• приводят к отмене судебного решения;
• приводят к отмене того, что предпринималось ранее в сходной ситуации;
• противоречат единому мнению правоведов (факихов) или тому, что те считают обязательным;
• порождают сложные ситуации, которые правоведы (факихи) не в состоянии разрешить.

Аллах всезнающий!