Исламская экономика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.З. ГИБАДУЛЛИН, Т.М. ВАХИТОВА

ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального религиозного мусульманского образования

КАЗАНЬ-2009

УДК 37.01
ББК 74.04
З 24

Рецензенты:
З 24 Гибадуллин М.З., Вахитова Т.М.
Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Учебное пособие / М.З. Гибадуллин. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 195 с.

Аннотация: Учебное пособие подготовлено на кафедре Мировой экономики ТГГПУ. Цель пособия – помочь студентам в изучении рыночных процессов с учетом особенностей мусульманских стран. Помимо основных тем курса пособие содержит вопросы для самоконтроля, тесты, реферативные задания для самостоятельной работы студентов. Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, аспирантов, преподавателей.

Научный редактор: д-р пед. наук, профессор Р.М. Мухаметшин

© Зиннуров А.И., 2008
[Знак охраны авторского права авторов (создателей) издания, год]
© Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2008
(Знак охраны правообладания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, год)

ВВЕДЕНИЕ
Современное социально-ориентированное рыночное хозяйство является величайшим достижением человеческой цивилизации. Разумеется, она сложилась не сразу. Человечеству пришлось проделать длительный путь эволюции хозяйственных отношений, прежде чем мировая экономическая наука пришла к выводу о том, что социальный прогресс возможен только на основе государственного регулирования экономики, при сохранении главнейших атрибутов рыночного хозяйства – неприкосновенности частной собственности, свободы конкуренции и возможности реализации предпринимательского потенциала личности. И сегодня большинство стран мира приходят к необходимости создать именно такую систему экономических отношений.
Теорию социально-ориентированного рыночного хозяйства, в строгом смысле, нельзя считать продуктом интеллектуального труда только западных ученых и философов. Многие принципы экономических отношений, которые сегодня оказались чрезвычайно актуальны, были заложены также в традиционном исламском мировоззрении. Правда, в силу имевших место до начала ХХ столетия закрытости исламских сообществ, эти воззрения были практически недоступны мировой экономической мысли. Но в условиях глобализации и интернационализации мирохозяйственных связей, когда страны мусульманского мира все более активно интегрируются в систему международных экономических отношений, становится очевидным, что в теоретическом плане они гораздо ближе к теории социального рыночного хозяйства, нежели страны Западной Европы и Северной Америки.
Цель данного курса лекций состоит в том, чтобы в сжатой форме изложить содержательную часть учебной дисциплины «Экономическая теория» для студентов религиозных учреждений, обучающихся по специальности «Шариатские науки».
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
– изучить эволюцию исламской экономической мысли мусульманских народов;
– показать вклад российских мусульман в мировое экономическое наследие;
– выявить особенности исламской экономической модели;
– раскрыть основные этапы становления исламской экономической модели;
– дать анализ социально-экономического развития мусульманских стран на современном этапе исторического развития;
– показать место и роль мусульманского мира в системе Международных экономических отношений;
– выявить пути и перспективы интеграции исламских стран в Мировую экономическую систему.
Данный курс тесно связан с другими предметами и, прежде всего, с такими как экономическая теория, история экономической мысли и народного хозяйства, экономическая география, демография, статистика и др.
В то же время предлагаемый курс имеет свой специфический объект и предмет исследования. Объектом исследования является исламская экономическая модель. Предметом исследования выступают явления и процессы экономической действительности мусульманского мира и факторы, влияющие или способные оказать на них существенное воздействие.
В последнее время вопросам теории и практики хозяйствования на принципах ислама в отечественной научной литературе уделяется большое внимание. Обширный круг вопросов по данной проблематике рассматриваются в работах Р.И. Беккина, Н.В. Жданова, А. Журавлева, Н.А. Иванова, Н.М. Мамедовой, Л.Р. Сюкияйнена и др.
Особый интерес в научных кругах вызывают принципы функционирования и специфика деятельности исламских финансово-кредитных институтов. Среди авторов, в чьих трудах подробно рассматривается эта тематика, следует назвать А.С. Болджурову, В.А. Исаева, А.О. Филоник, А.В. Федорченко, М. Каменских, Е.Н. Мирошник, М. Мифтяхетдинову, А.А. Максимова, Т.П. Милославскую, В.В. Павлова, Ю. Прудникову, П. Трунина и др.
Развитие института предпринимательства в исламском мире, в том числе среди мусульман Российской империи, анализируются в работах М.З. Гибадуллина, А.И. Ионовой и др.
Экономическое развитие мусульманских стран и их роль в современной системе международных отношений стала предметом изучения в трудах А. Арабаждана, С.Б. Дмитриева, В. Мельянцева, Н.Ю. Ульченко.
В отличие от существующих учебных пособий, в данном пособии эволюция и основные принципы функционирования исламской экономической модели рассматриваются с учетом сложившегося в России исторического опыта использования исламских институтов и продуктов.
Учебное пособие подготовлено на кафедре мировой экономики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета к.э.н., доцентом Т.М. Вахитовой (тема 1 и 6) и к.э.н., доцентом М.З. Гибадуллиным (тема 2-5).
Глава 1. Экономическая мысль в исламских странах и ее место в общемировом экономическом наследии.
1.1. Основные этапы становления экономической мысли.
1.2. Особенности исламской экономической мысли средневековья и нового времени.
1.3. Распространение экономических знаний среди мусульманских народов России.
Термины и понятия: экономические блага, экономические ресурсы, потребности, производительные силы, рыночная экономика, деньги, национальное богатство, налоги, собственность, макроэкономика, микроэкономика, протекционизм, воспроизводство, стоимость, ансары, мухаджиры, закят, ал-фитр, харадж, мукус, дар ал-ислам, танзимат, джадидизм.
1.1. Экономика – это часть повседневной жизни людей, принимающих активное участие в экономической деятельности, живущих в экономической среде, постоянно использующих термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и т.д.). В становлении и развитии хозяйственной (экономической) сферы участвуют все члены общества. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворить материальные потребности людей.
Самые первые высказывания об экономике и экономических явлениях можно найти в учениях мыслителей древнего мира. В трудах ученых античного мира Ксенофонта, Платона, Аристотеля и др. берут начало многие теоретические положения современной экономической науки. Термин «Эконономия» принадлежит древнегреческим мыслителям: «Ойкос» – хозяйство, дом, «номос» – закон., т.е. законы ведения хозяйства, дома. В основе такого хозяйства лежит производство и потребление необходимых людям жизненных благ.
Техническая вооруженность первобытного общества была настолько низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью. Потом произошла «железная революция», появились железные орудия труда. Производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна.
За счет этого прибавочного продукта теперь могли существовать люди, которые сами пищи не добывали. Их руки и головы были освобождены для других занятий: они могли изготавливать ремесленные изделия, заниматься наукой, искусством. С появлением этого нового слоя людей прогресс человечества резко ускорился. Однако необходимо было отобрать прибавочный продукт у тех, кто его производил. А это было возможно лишь при разделении общества на классы и рождении государства.
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
Особенности этих государств были следующие:
1) рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;
2) земля находилась не в частной, а в государственной или в государственно-общинной собственности;
3) государства на Востоке постепенно приобретали форму «восточной деспотии», т.е. наблюдалось полное бесправие жителей перед лицом государства.
Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики торгово-ростовщические операции, нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости.
Из дошедших до нас письменных источников самым ранним считают «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару», где речь идет о правилах государственного управления и хозяйствования (Древний Египет XXII в. до н.э.). Еще одним из ранних источников является «Речение Ипусера» (Древний Египет XVIII в. до н.э.), в котором описан социальный переворот, разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Причины такого переворота: обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества.
Наиболее известным памятником экономической мысли является кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Быстрое развитие товарно-денежных отношений в Месопотамии сопровождалось резким сокращением налоговых поступлений в казну и, следовательно, ослаблением государственных структур. Кодекс был направлен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого».
Закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы. В кодексе отражены защита прав собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества. Кроме того, предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля над экономической деятельностью населения. Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения могло стать обращение в рабство или смертная казнь. Попытки увести чужого раба (он приравнивался к имуществу) также сурово карались, вплоть до смертной казни. Была снижена тяжесть кабалы и рабства за долги. Граждане теперь не лишались своих земельных наделов за долги, отдавая в рабство свою жену, сына или дочь. Закон гарантировал отцу семейства, что по истечении 3-х лет члена его семьи освободят и аннулируют долг. Масштабы ростовщичества были упорядочены – 20 %.
Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли являлся Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551-479 гг. до н.э.). В его работах обоснована необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати. Конфуций считал, что труд приумножает богатство народа и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. «Образованный правитель – отец народа, гарант правильного действия и более равномерного распределения богатства».
Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.
В IV-III вв. до н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного трактата «Гуань-цзы». В нем богатством признаются все материальные блага. С одной стороны, золоту отводится роль денег, а с другой стороны, золото провозглашается товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства. Проводится мысль о необходимости стабильного развития экономики: «Только там в селениях царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются». Для регулирования экономики авторы рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, ввести льготные кредиты землевладельцам.
Древнеиндийскую экономическую мысль IV-III вв. до н.э. представляет трактат «Артхашастра» (артха – польза, доход; шастра – наука). Автором считается Каутилья – советник царя Чандрагупты. Трактат посвящен материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов. В нем выделена роль государя в выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается естественным явлением для накопления богатства и достижения общественной пользы. Государственное богатство складывается из результатов труда населения, поэтому в вознаграждение ему оно должно расходоваться на нужды: охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, борьбу с торговцами-спекулянтами.
Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьба с хищениями казенного имущества.
Своих вершин экономическая мысль достигла в V-IV вв. до н.э.
Одним из мыслителей того времени был Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) – автор трактата «Домострой». Он предложил использовать термин «экономия» – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве.
Ксенофонт одним из первых обратился к изучению проблем разделения труда в обществе. Также он одним из первых осмыслил 2 стороны любого товара, выраженные в его полезных свойствах (потребительная стоимость) и способности к обмену (меновая стоимость). Он признавал необходимость и полезность денег, указал на 2 их функции – средства обращения и средства накопления. Будучи сторонником натурального хозяйства, Ксенофонт не отрицал и выгодность торговли. В своих трудах он давал советы о наилучших методах эксплуатации рабов – использовании материальных и моральных стимулов.
Платон (428-347 гг. до н.э.) в своем труде «Государство» привел характеристику одного из проектов государственного устройства. В нем высоко оценивается роль аристократии в обеспечении общественных интересов. Это сословие вместе с воинами образует аппарат управления. Они не будут в идеальном государстве обременены собственностью. Их материальное обеспечение возьмет на себя государство. Частная собственность осуждается Платоном, все принадлежит государству. Всякое личное имущество, превышающее установленный минимум, государство отнимает.
Семья находится под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. По сути, Платон создал модель государства примитивного коммунизма. Это одна из первых утопий.
Другой проект предложен Платоном в работе «Законы». Он считает, что в идеальном государстве все граждане смогут получить по жребию дом и земельный надел. Ценность общего имущества граждан не должна разниться более чем в 4 раза.
Как и Ксенофонт, Платон важнейшей отраслью экономики считал земледелие.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был воспитателем Александра Македонского. В своих трудах «Никомаховая этика», «Политика» разработал проект идеального государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства – стремление к всеобщему благу.
Рабство Аристотель считал естественным, а раба – говорящим орудием. Он говорит о необходимости деления общества на свободных и рабов, а их труда – на умственный и физический. Все виды хозяйства и жизнедеятельности людей рассматриваются Аристотелем с точки зрения используемых каждым сословием способов приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере – экономии, либо к неестественной – хрематистике.
Экономия представлена деятельностью людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, поэтому она должна быть объектом заботы государства.
К хрематистике автор относит крупные торговые сделки и ростовщичество. Ее цель беспредельна, т.к. главное в этой сфере – обладание деньгами.
Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер. Автором одной из значительных концепций является мыслитель арабского Востока Ибн-Халдун (1332-1406 гг.), который жил в североафриканских странах Магриба. К тому времени здесь распространились постулаты Корана (в начале VII в. зародился ислам). Более подробно об особенностях исламской экономической мысли средневековья – в следующем параграфе.
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в 16-17 веках. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликнулась появлением меркантилизма – первой школы, характеризующей развитие экономической теории (политической экономии). Политическая экономия – новое понимание экономики уже не на уровне отдельного хозяйства, а на уровне всего общества, законы ведения общественного хозяйства. А. де Монкретьен, автор «Трактата политической экономии», изложил французскому королю Людовику XIII соображения по сбору налогов и таможенных пошлин, поощрению ремесел, торговли, по устройству государственного бюджета.
1.2. Уже с первых десятилетий существования ислама мусульманским теологам и правоведам (а также светским авторам произведений исторической и юридической литературы) приходилось сталкиваться с различными проблемами экономической деятельности общины (уммы) и экономической политики мусульманского государства (халифата). Это было обусловлено особенностями исторической судьбы ислама, ставшего уже во времена пророка Мухаммеда не только религией, но и официальной идеологией государства, осуществлявшего бурную внешнюю экспансию. Возникает острая необходимость идеологического (исламского) обоснования хозяйственной активности государства в условиях почти непрерывного расширения его территории.
Коран и сунна (у шиитов – ахбар) являются первоисточниками всех положений ислама. Школы мусульманского права окончательно сложились в IХ-Х веках. Таким образом, социально-экономическая доктрина в исламе сформировалась в ранний период и отражала социально-экономические условия именно этого этапа развития феодализма на Ближнем Востоке. В последующие столетия практическое применение канонизированных норм «экономического поведения» нередко выходило за рамки теории, однако сама социально-экономическая доктрина оставалась неизменной.
В ходе завоеваний, в особенности за пределами Аравийского полуострова, арабы-мусульмане столкнулись с новыми для них формами хозяйственной деятельности, которые также требовали определенного осмысления и интерпретации.
Потребности бурно развивавшейся торговли делали необходимой регламентацию взаимоотношений не только между самими торговцами, но и между ними и государством. В рамках государственного регулирования экономики особое место занимала строго разработанная налоговая система.
Несмотря на строгую регламентацию экономической деятельности шариатом, уже в средние века мусульманские правоведы признавали возможность выработки различных подходов к сложившимся установлениям. Такие известные авторы как Абу Ханифа и Абу Йусхф в практических вопросах отдавали предпочтение обычаю (урф, адат) перед предписаниями священных текстов.
Таким образом, в мусульманском праве при всей его догматичности сложилась практика достаточно свободного подхода к решению конкретных практических вопросов.
Особый интерес представляет приложение принципов исламской экономической доктрины в сфере кредитно-финансовой деятельности, широко развитой в странах мусульманского мира еще в средневековье. Специфика кредитно-финансовых институтов заключается в распространении на них шариатского запрета на выплату или получение процента (риба). В Коране неоднократно подчеркивается греховность риба. Однако этот запрет уже в первые века хиджры вошел в противоречие с экономической действительностью.
Быстрое развитие товарно-денежных отношений, рост спроса на деньги обусловили необходимость «творческого подхода» законоведов к вопросу о прибыли: основываясь на положениях Корана, они разграничили собственно ростовщичество (т.е. получение процента с капитала) и прибыль, в процессе получения которой участвует человеческий труд.
Риба становится законным в том случае, если доход получен в результате производственной деятельности, причем к последней относится также и торговля. Таким образом, с точки зрения классического мусульманского права создание торговых корпораций и финансовых предприятий не только не осуждается, но и является одобряемым действием, поскольку создание таких институтов позволяет пускать капитал в оборот (хранение капитала является действием, осуждаемым исламом[16]).
Экономическая политика арабо-мусульманского государства в рассматриваемый период (VII-Х вв.) осуществлялась по двум направлениям: регулирование хозяйственного механизма внутри халифата и организация внешнеэкономических связей. Внутриэкономическая политика строилась на общих принципах социально-экономической доктрины, главное внимание уделялось обеспечению функционирования налоговой системы и различным финансовым вопросам. О формах этой деятельности государства свидетельствует перечень ведомств, занимавшихся хозяйственными вопросами в халифате Аббасидов в IХ-Х вв.:
– казначейство – диван бейт аль-маль;
– ведомство конфискаций – дар аль-мусадарин;
– ведомство благотворительности – диван аль-бии ва-садака;
– государственный «банк» – диван аль-джихбаза;
– военное ведомство – диван аль-джейш;
– почтовое ведомство – диван аль-барид.
В средневековых мусульманских городах существовала категория специальных лиц, в функции которых входил контроль за соблюдением правил торговли и отчасти коммерческих операций. В восточных областях халифата Аббасидов этот чиновник назывался мухтасиб (осуществляющий хисбу). Мухтасиб имел право, не проводя специального разбирательства, вмешиваться в коммерческие дела, если они совершались в нарушение шариата.
Наиболее стройное изложение исламской социально-экономической доктрины можно найти у средневековых правоведов, а также историков и других светских авторов. Определенный итог развития этих взглядов средневекового ислама подводит Мухаммад Ибн Халдун ал-Хадрами (1332-1406 гг.) – Ибн Халдун. Он родился в Тунисе, служил при дворах султанов Туниса, Феса и амира Гранады. Кроме своей государственной деятельности, Ибн Халдун являлся убежденным последователем Шазилийского тариката, широко известного поощрением постижения законов развития этого мира через наблюдения, размышления, анализ и научный поиск. Ближе к концу своей жизни он поселился в Каире, где преподавал в знаменитом университете Аль-Азхар. Самым значительным из его произведений является «Большая история» или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров».
Особенно знаменито его «Введение» («Мукаддима») к «Большой истории», в котором Ибн Халдун охватил своими наблюдениями и анализом многие темы, касающиеся закономерностей становления и развития человеческих обществ, различных культур и цивилизаций, начал справедливого политического управления. Его труды по экономике, об экономическом прибавочном продукте, экономически ориентированной политике настолько же значимы и интересны сегодня, как и в его времена. Современный исследователь Джин Дэвид пишет в своей статье, опубликованной в «Journal of Political Economy», что Ибн Халдун «открыл огромное количество экономических законов за несколько столетий до их «официально принятого на Западе рождения». Он открыл необходимость разделения труда до Адама Смита, принцип трудовой стоимости до Рикардо и роль правительства в проведении стабилизационной политики до Кейнса». Поставторитарные общества современного мира, желающие войти в качестве полноправных членов в мировую экономику, сами того не осознавая следуют рекомендациям Ибн Халдуна о приватизационной политике и установлении личных прав собственности, ослаблении государственного контроля за ценами на товары и услуги, важном значении предпринимательства и частной инициативы, сокращении бюрократического аппарата и наемных армий, ограничении вмешательства государства в экономическую и торговую сферы. Ибн Хальдун был первым, кто занимался систематическим анализом функционирования экономики, важности развития технологий, производственной специализации, внешней торговли, роли избыточного продукта, роли государства и его стабилизационной политики в стимулировании производительности и занятости. Ибн Халдун, кроме того, занимался проблемой оптимального налогообложения, минимальных государственных услуг, экономических ожиданий и стимулов, институциональных рамок права и закона, производства и теории ценностей. Его рекомендации относительно государственной монетарной политики по сдерживанию инфляции и укреплению национальной валюты были реализованы Советом Федеральной резервной системы США, Банком Англии и германским Бундесбанком. Право собственности, которое начало активно разрабатываться и реализовываться в 60-х годах прошлого века многими западными, в первую очередь американскими экономистами, также за несколько столетий до этого было подробно разработано Ибн Халдуном. Причем важность охраны прав собственности Ибн Халдун возводил в степень вопроса о выживании цивилизации, говоря о том, что незащищенность прав собственности ведет к снижению экономической активности. Ибн Халдун, не претендуя на то, что он открыл некий «магический ключ» спасения народов и государств от закономерных кризисов и упадка, тем не менее, выводит целый ряд рекомендаций, призванных укрепить общественно-политическую и экономическую стабильность, обеспечить процветание нации и избежать преждевременного экономического краха и политической смерти государства и цивилизации:
1. Строгое установление и защита прав собственности и свободы предпринимательства;
2. Господство закона и надежность судебной системы для установления справедливости;
3. Общественная безопасность и безопасность торговых коммуникаций;
4. Снижение ставки налогообложения для повышения занятости, производительности и доходов;
5. Сокращение бюрократического аппарата и наемной армии при одновременном повышении их эффективности;
6. Ограничение государственного вмешательства в торговлю, производство и коммерческую деятельность;
7. Недопущение государственного установления цен;
8. Недопущение монополизации рынка при поддержке государства;
9. Независимая от власти последовательная монетарная политика, не допускающая заигрываний и спекуляций со стоимостью денег;
10. Рост населения и рост степени специализации рынка;
11. Система творческого образования, стимулирующая развитие независимой мысли и действия;
12. Коллективная ответственность и внутреннее чувство справедливости для установления справедливой общественной системы, поощряющей добрые деяния и предотвращающей пороки.
Как видно из данных рекомендаций, Ибн Халдун всячески старался оградить человеческую экономическую активность от несправедливого вмешательства как со стороны недобросовестных конкурентов, монополистов, так и со стороны государства, во главе которого зачастую могли вставать люди не только некомпетентные, но и нечестивые. Будучи верующим и богобоязненным мусульманином, Ибн Халдун уделял огромное внимание вопросам справедливости и общественного блага. Так, в своих строках относительно значения производственной специализации и последующей кооперации он писал, что это позволяет «удовлетворять нужды как можно большего количества людей…». Позднее по тому же самому вопросу один из отцов западной политэкономии Адам Смит, чьи идеи во многом определили облик современной западной экономической системы, произнес совершенно противоположное, заявив, что люди в своей экономической активности стремятся руководствоваться только «собственной выгодой».
Что касается справедливости в обществе, особенно в экономической сфере, Ибн Халдун утверждал, что единственный путь нации к развитию, процветанию и совершенствованию «лежит через справедливость». Понимание общественной справедливости Ибн Халдун вполне естественно раскрывает через коранические принципы о том, что «справедливость – это баланс, устанавливаемый между людьми».
Почти один в один повторяя коранические аяты и хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что те, кто отказывают людям в их правах, творят несправедливость, Ибн Халдун раскрывает этот принцип справедливости в экономической сфере: «Те, кто нарушают права собственности, творят несправедливость… Те, кто, овладевают чужой собственностью силой, творят несправедливость…Те, кто собирают несправедливые налоги, творят несправедливость…».
В завершение Ибн Халдун предельно четко формулирует один из основных общественных законов, утвержденных Аллахом на земле, подробно раскрытых им в своих трудах и сегодня, в силу ограниченности сознания, бездуховности и откровенного невежества, полностью игнорируемый лидерами западного мира – «несправедливость уничтожает цивилизацию».

Страницы: Следующая страница

19.02.2017 · admin · Комментариев нет
Рубрики: Ислам