Подготовка стандартов в Совете по исламским финансовым услугам

Совет по исламским финансовым услугам
Принципы и процедуры подготовки стандартов/руководств
Апрель 2003 г., с учетом поправок от декабря 2003 г.
Краткое описание
1. Настоящий документ был подготовлен в соответствии со Статьей 21 (d) Устава, которая гласит, что Совет должен «утвердить руководства и процедуры для определения порядка подготовки Техническим комитетом (и его рабочими группами) стандартов и руководств, которые подлежат одобрению Советом».
2. Обсуждение первоначального проекта настоящего документа прошло на 1м собрании Технического комитета 5, 6 февраля 2003 г. в офисе IFSB в Куала Лумпур, Малайзия. Технический комитет внес необходимые изменения и согласился представить Совету новую редакцию документа для рассмотрения и одобрения.
3. Совет рассмотрел измененный проект документа на 2м собрании 30 апреля 2003 г. в Исламском Банке Развития, в г. Джидда, Королевство Саудовская Аравия. Совет внес необходимые изменения и одобрил документ.
4. На 3м собрании, прошедшем 6 декабря 2003 г., Совет внес поправки к Статье 4, увеличив количество членов рабочей группы до 15.
Введение
1. Статья 21 (d) Устава гласит, что Совет должен
» утвердить руководства и процедуры для определения порядка подготовки Техническим комитетом (и его рабочими группами) стандартов и руководств, которые подлежат одобрению Советом».
2. Руководства и процедуры, представленные в настоящем документе, предназначены для определения:
a) Структуры и процесса рабочей группы (РГ);
b) Надлежащего процесса, которому должны следовать соответствующие лица, участвующие в подготовке стандарта/руководства;
c) Процесса направления замечаний и подготовки предварительного проекта;
d) Общих положений, связанных с подготовкой стандартов/руководства.
3. Каждая РГ, сформированная Техническим комитетом (ТК), ответственна за разработку одного стандарта/руководства. Члены ТК должны быть распределены в состав РГ. Каждая РГ должна включать не менее 2 членов из числа членов ТК, один из которых назначается в качестве Председателя, а другой – в качестве заместителя Председателя РГ. Любой член ТК, желающий присоединиться к какой-либо рабочей группе, помимо РГ, в которую он был направлен, должен соблюдать положения параграфа (4).
4. Общее количество членов в любой РГ, включая членов ТК, не должно превышать 15 членов. Членами РГ могут быть лица, которые не являются членами ТК (согласно Статье 29). Членами РГ, не являющимися членами ТК, могут быть:
(a) Лица из числа полноправных членов IFSB;
(b) Национальные или международные организации, участвующие в разработке или внедрении стандартов, предназначенных для обеспечения стабильности и устойчивости международной и национальной денежных и финансовых систем; и
(c) Национальные, региональные или международные профессиональные или отраслевые ассоциации, а также рыночные игроки и фирмы, предоставляющие профессиональные услуги (бухгалтера, адвокаты и т.д.).
5. Члены каждой РГ, которые не являются членами ТК, назначаются комитетом в составе Председателя и заместителя Председателя ТК, Председателя соответствующей РГ и Генерального Секретаря.
6. Поскольку члены РГ оказывают услуги на условиях частичной занятости, для каждой РГ необходимо назначить проект-менеджера на условиях полной занятости, который будет нести ответственность за решение технических и административных вопросов, связанных с разработкой стандарта/руководства. К техническим вопросам, помимо прочего, относится проведение исследований по конкретным аспектам, связанным со стандартом/руководством, подготовка которого ведется по указанию РГ, разработка стандарта/руководства на всех стадиях надлежащего процесса, основанного на указаниях РГ, подготовка материалов для совещаний, контроль работы лиц, назначенных для осуществления исследовательских проектов. К административным вопросам, помимо прочего, относится обеспечение проведения заседаний, ведение протоколов, подготовка краткой версии технических резолюций, принятых на каждом заседании.
7. Помимо проект-менеджера, каждая РГ должна иметь консультанта на условиях частичной занятости, который хорошо ознакомлен с международными стандартами/руководствами, пересекающимися со стандартом/руководством, находящемся в разработке. Консультант должен предоставлять РГ и проект-менеджеру консультационные услуги и оказывать содействие в разработке стандарта/руководства. Консультант также должен принимать активное участие в совещаниях, которые могут проводиться в связи с подготовкой стандарта/руководства.
8. Статья 35 Устава гласит: «Старший персонал Секретариата либо назначается Генеральным Секретарем, либо выдвигается полноправными членами IFSB на условиях, которые определяет Генеральный Секретарь, при этом такие условия подлежат одобрению Советом”. Генеральный Секретарь должен сформировать и возглавить комитет по назначению проект-менеджера и консультанта для каждой РГ.
Подготовка предварительного проекта Стандарта/руководства
9. Генеральный Секретариат составляет перечень стандартов/руководств, которые, по его мнению, необходимо разработать. В процессе подготовки перечня Генеральный Секретариат должен консультироваться с членами ТК и другими соответствующими надзорными органами и организациями, участвующими в разработке и внедрении стандарта, предназначенного для обеспечения стабильности и устойчивости международной и национальных денежных и финансовых систем. Перечень предлагаемых стандартов/руководств направляется ТК для обсуждения до его передачи Совету для утверждения.
10. Проект-менеджер и консультант, назначенные для разработки стандарта/руководства, должны подготовить предварительный доклад, который, помимо прочего, будет содержать следующую информацию:
a) Вопросы, которые необходимо учесть в стандарте/руководстве;
b) Как такие вопросы регулируются действующими международными стандартами/руководствами;
c) Обоснование необходимости другого подхода;
d) Возможные альтернативные подходы к затронутым вопросам;
e) Сильные и слабые стороны каждого из предложенных альтернативных подходов; и
f) Обоснование выводов.
11. Каждая РГ должна проводить встречи для обсуждения предварительного доклада о стандарте/руководстве, над которым работает данная РГ. РГ вправе потребовать пересмотра и повторного представления предварительного доклада с учетом замечаний ее членов. РГ должна, по своему усмотрению, выбрать альтернативу по каждому вопросу, представленному в предварительном докладе. РГ должна поставить проект-менеджеру и консультанту задачу по подготовке измененного документа с учетом выбранных альтернатив.
12. РГ направляет документ с поправками ТК для обсуждения, внесения поправок и одобрения. Проект-менеджер и консультант должны использовать документ, одобренный ТК, в качестве основы для подготовки предварительного проекта стандарта/руководства. РГ проводит обсуждение и вносит соответствующие изменения в предварительный проект.
13. Совещание может проводиться по каждому стандарту/руководству, над которым ведется работа. Это позволит РГ начать процесс подготовки с различными надзорными и регулирующими органами (которые являются или не являются членами IFSB) и установить их позиции по вопросам, затрагиваемым в документе, одобренном ТК.
14. В процессе принятия решения относительно места проведения совещаний необходимо учитывать географическое месторасположение членов IFSB. Комитет, указанный выше в пункте (5), подводит итоги каждого совещания.
15. На основании обратной связи, полученной в ходе совещания, РГ направляет проект-менеджеру руководство по подготовке предварительного проекта стандарта/руководства. РГ проводит обсуждение предварительного проекта и направляет его ТК.
16. ТК проводит обсуждение и вносит соответствующие поправки в предварительный проект и передает его органу шариатских ученых (в соответствии с положениями Статьи 30 (e)) для проверки документа на соответствие шариатских нормам и принципам.
17. РГ должна рассмотреть все замечания органа шариатских ученых и поставить проект-менеджеру и консультанту задачу по пересмотру предварительного проекта. РГ проводит обсуждение, вносит изменения и утверждает вариант с поправками, представленный проект-менеджером и консультантом, а также направляет его для проверки на соответствие шариатским нормам и принципам. Затем документ с поправками направляется ТК.
18. ТК проводит обсуждение и вносит соответствующие поправки в предварительный проект с поправками и утверждает его в качестве предварительного проекта (ПП).
Представление замечаний и предварительного проекта
19. ПП должен быть опубликован на сайте IFSB для представления всеми заинтересованными сторонами своих замечаний, в том числе:
a) Соответствующими надзорными и регулирующими органами в странах, в которых предлагаются исламские финансовые услуги;
b) Национальными или международными организациями, участвующие в разработке или внедрении стандартов, предназначенных для обеспечения стабильности и устойчивости международной и национальной денежных и финансовых систем;
c) Национальными, региональными или международными профессиональными или отраслевыми ассоциациями; и
d) Финансовыми институтами, шариатскими учеными, учеными и другими лицами.
20. В частности, полноправным и ассоциированным членам, а также наблюдателям-членам предлагается:
a) Обратить внимание своих соответствующих подразделений на необходимость изучения ПП;
b) Призвать свои подразделения оставить свои замечания к ПП; и
c) Направить свои замечания в Генеральный Секретариат.
21. В соответствующих случаях ТК, по своему усмотрению, может провести публичные слушания. РГ должна присутствовать на публичных слушаниях, принимать замечания участников в отношении ПП и отвечать на их запросы.
22. Определяется срок, в течение которого можно направлять замечания к ПП.
23. Проект-менеджер, совместно с консультантом, должен зарегистрировать и проанализировать все замечания к ПП, и представить их РГ с предложениями необходимых поправок к ПП.
24. РГ должна обсудить замечания к ПП вместе с предложениями проект-менеджера и консультанта и внести соответствующие поправки к ПП.
25. ПП с поправками направляется органу шариатских ученых для проверки документа на соответствие шариатских нормам и принципам. Затем ПП с поправками направляется ТК для обсуждения и принятия соответствующих поправок.
26. ТК принимает решение относительно необходимости представления ПП с поправками для дальнейших замечаний. Если да, то необходимо предпринять шаги, указанные в параграфах 17 — 23.
27. ТК направляет ПП с поправками Совету для рассмотрения и официального утверждения (в соответствии с положениями Статьи 30 (a)).
28. Совет вправе принять и одобрить ПП в форме стандарта/руководства (в соответствии с положениями Статьи 21 (c)).
Общие положения
29. Каждый член ТК имеет только один голос. Резолюции ТК вступают в силу после одобрения их простым большинством голосов присутствующих членов. В случае равенства голосов, Председатель ТК имеет решающий голос (в соответствии с положениями Статьи 32). Такой же порядок действует в отношении РГ.
30. Без противоречия положениям параграфа (29), Председатель Технического комитета должен утвердить правила процедуры собрания на основании внутренних правил и общепринятой практики (в соответствии с положениями Статьи 33). Такой же порядок действует в отношении РГ.
31. На всех стадиях разработки руководств и процедур секретариат, включая проект-менеджеров и консультантов, должен обеспечить публикацию на сайте IFSB всех документов и информации относительно подготовки стандартов и руководств и их передачу только членам ТК и, в соответствующих случаях, членам РГ, помимо случаев, когда ТК и/или Совет принимает решение о необходимости обнародования документа. Члены ТК и, в соответствующих случаях, члены РГ должны быть уведомлены о публикации всех документов и информации.
32. Все члены ТК и РГ, а также проект-менеджер и консультант обязаны соблюдать конфиденциальность информации, переданной им в процессе подготовки стандарта/руководства, а также не распространять ее и не раскрывать третьим лицам.
33. Любой член РГ, за исключением членов ТК, который не присутствует на трех собраниях без уважительной причины, принятой Председателем или заместителем Председателя соответствующей РГ, должен быть лишен членства в РГ после согласования с Комитетом, ответственным за формирование РГ. Комитет должен назначить другого члена для заполнения вакансии.