Декларация реформ Саудовской Аравии

Декларация Национальной Реформы
23 февраля, 2011

Не секрет, что революции в Тунисе и Египте, их последствия кризиса и изменение политической ситуации во многих арабских странах, создали обстоятельства, при которых нам необходимо переоценить нашу ситуацию и постараться провести реформы, пока еще не поздно и до того, как мы столкнемся с изменениями, последствия которых мы не сможем ни предотвратить, ни предсказать.
Группа саудовских интеллигентов ранее представляла Хранителю Двух Священных Мечетей в январе 2003 с набором особых предложений в заявлении под названием “Видение Настоящего и Будущего Нации.” Тогда Его Величество поприветствовал его и пообещал рассмотреть. Более того, ряд вышестоящих должностных лиц позже объявили, что правительство нацелено принять широкий ряд направлений политики реформ в государственной аппарате и его взаимоотношениях с саудовским обществом.
Спустя десятилетие после этих обещаний очень малое из обещанного было реализовано. Мы считаем, что задержка в политической реформе создала проблемы, которые были затронуты в «Видении» и других заявлениях, которые последовали за этим документом.
Статус кво полон рисков и причин для опасений. Мы с остальным саудовским народом переживаем ослабление региональной роли страны, стагнацию правительства, снижение эффективности управления, процветание коррупции и непотизма, фанатизма и увеличивающийся провал между государством и обществом, особенно новым поколением молодежи. Это может привести к катастрофическим последствиям для страны и народа, а этого мы не можем принять для нашей родины и наших детей.
Разрешение этой ситуации требует серьезного пересмотра и немедленного принятия широкомасштабных реформ и государством, и обществом, при этом необходимо уделять внимание преодолению фундаментальных пробелов в нашей политической системе и приведению страны к обоснованной конституциональной монархии.
Принятие народа является основой для законности власти и единственной гарантией для единства, стабильности, эффективности управления и защиты страны от иностранного вмешательства. Это требует перестройки отношений между обществом и государством, в котором народ является источником власти, полноправным партнером в принятии государственной политики посредством их избранных представителей в Совете Шура, и того, что целью государства является служба обществу, защита его интересов, улучшения жизненных стандартов, гарантия достоинства и почитание граждан и будущего детей.
Таким образом, мы ожидаем королевское заявление, которая четко подчеркивает обязательство государства стать «конституционной монархией» и установить график, который определяет дату начала желаемых реформ и дату их завершения. Заявление должно подтвердить великие цели реформ, а именно: верховенство закона, полное равенство членов общества, правовые гарантии личных и гражданских свобод, всеобщее участие в принятии решений, сбалансированное развитие, преодоление бедности и оптимальное использование природных ресурсов.
В этом отношении, мы считаем, что программа реформ должна включать следующее:
Первое: Развитие Основного Закона во всеобщую конституцию, которая служит социальным договором между народом и государством, закрепляя тот факт, что народ является источником власти. Разделение на три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная; определение органов власти с наложением на них ответственности и подотчетности; равенство всех граждан, правовая защита личных и гражданских свобод, обеспечение справедливости, равенство возможностей. Повторное подтверждение обязанностей государства в гарантировании прав человека, защите права на минное выражение мнения, укреплении общественных свобод, включая права создавать политические и профессиональные ассоциации.
Второе: Выделение принципа верховенства закона и что каждый — государственные деятели и граждане — равны перед законом; привлекать к ответственности за недолжное использование природных ресурсов или использование их за рамками закона.
Третье: принятие всеобщих выборов как способа формирования муниципальных, провинциальных советов и Совета Шура; участие женщин в выдвижении кандидатов и выборах.
Четвертое: Принятие принципа административной децентрализации и предоставление местным администрациям в регионах и округах необходимых полномочий для создания эффективного местного правительства, которое может реагировать на требования граждан каждого региона.
Пятое: Применение принципа независимости судебной системы посредством отмены всех органов, которые играют параллельные роли за пределами судебной системы, и предоставление судам возможности возглавлять дознание обвиняемых, условия содержания заключенных и государственное обвинение; отменить все инструкции и постановления, которые огранивают независимость судебной власти и её эффективность, ограничивают неприкосновенность судей и открывают дверь для вмешательства в судебную систему. Кодификация и стандартизация положений должны быть ускорены. Должен регулировать ‘Тазир’. Международные хартии по правам человека, которые подписало наше правительство, должны стать частью судебной системы. Всё это необходимо для обеспечения правосудия, равенства и дисциплины в применении положений. Система уголовных процедур и системы правовой защиты должны быть запущены в действие, предотвращая любые действия или поведение за их рамками или нарушение их пределов.
Шестое: Ускорение принятия закона о неправительственных организаций, который был одобрен Советом Шера, открытие двери для создания институтов гражданского общества во всех формах и для всех целей в качестве канала для совершенствования и формирования общественного мнения и увеличения общественного участия в процессе принятия решений.
Седьмое: несмотря на распространенный спор относительно прав женщин в Саудовской Аравии, правительство не смогло принять адекватных действий для выполнения требований этого спорного вопроса. Игнорирование и откладывание прав женщин приводит к усугублению проблем бедности и насилия, подрывает вклад семьи в улучшение качества образования. Необходимо принять правовые и институциональные меры для разрешения женщинам принимать свои права на получения образования, собственности, работы и участия в государственных делах без дискриминации.
Восьмое: Принятие законодательства, запрещающего дискриминацию граждан на любом основании. Законодательство должно признавать в качестве преступления любую деятельность, которая связана с конфессиональной, племенной, расовой, этнической и другой дискриминацией. Закон также должен признавать в качестве преступления враждебные высказывания на любом основании, религиозном или любом другом. Реализация стратегии национальной интеграции, которая четко признает социальное и культурное разнообразие саудовского общества, закрепляет уважение этого разнообразия и считает его источником обогащения национального единства и социального мира. Нам нужна эффективная стратегия для национальной интеграции, которая может исправить ситуацию групп, которые страдают от исключения, социальной изоляции и отказа от прав из-за вышеуказанных причин.
Девятое: Решение Короля Абдуллы о создании Комиссии по Правам Человека и Национального Общества по Правам Человека было многообещающим шагом. Но мы видим сейчас, что как КПЧ, так и НОПЧ, превратились в бюрократию с ограниченной ролью в защите прав граждан. Одна из причин этого спада – это правительственное вмешательство в назначение членов этих органов, а также отказ многих правительственных агентств взаимодействовать с ними. Охрана прав граждан и резидентов и защита их от несправедливости должна быть главным приоритетом правительства и общества. Следовательно, мы требуем отмены ограничений, наложенных на КПЧ и НОПЧ, и обеспечения их независимости в рамках закона. Мы также призываем узаконить право создавать неправительственные организации для защиты прав человека.
Десятое: Не может быть достоинства без достойного уровня жизни. Наша страна благословенна, но большая часть наших граждан страдают от бедности и слабости. Мы столкнулись с замедлением правительства в разрешении проблемы безработицы и условий проживания, улучшения качества жизни, в частности, в сельской местности и пригородах, среди пенсионеров и пожилых людей. Нет оправдания провалу в разработке решений этих проблем. Мы считаем то, что эти вопросы не выносятся для общего обсуждения, игнорирование роли частного сектора и гражданского общества в обсуждении подобных проблем и рассмотрение их исключительно из коммерческой перспективы, превратило эти проблемы в дилеммы, и это стало одной из причин унижения граждан и их ограничения.
Одиннадцатое: последние годы выявили отягчающие обстоятельства в фальсификации государственных средств, которые требуют от выбранного Совета Шура использовать свои полномочия для контроля правительственных органов и поддержания их подотчетности. Совет может создавать структуры и независимые органы, способные выполнять функции надзора, объявлять о своих выводах народу, особенно о тех, которые связаны с административной коррупцией, злоупотреблениями полномочиями и неправильным управлением государственными средствами правительственными органами. Мы вновь подтверждаем необходимость принятия принципа прозрачности и подотчетности и создания институциональной основы для обеспечения этих принципов посредством a) создания должностного лица по вопросам честности, которое пользуется независимостью и объявляет о результатах своих расследований народу; b) создания возможностей для граждан получить доступ к использованию государственных средств и отмены ограничений, которые не позволяют прессе раскрывать операции, который подозреваются в вовлеченности в коррупцию.
Двенадцатое: На протяжении последних пяти лет доходы от продажи нефти повысились в несколько раз, предоставив правительству огромные средства, которые должны были использоваться и расходоваться грамотно, а не растрачиваться на дорогие и неокупаемые проекты. Мы призываем пересмотреть принципы, которые использовались в качестве основы для пятилетних планов развития и принять долгосрочную стратегию для всеобщего развития, уделяющую основное внимание расширению базы национального производства, созданию базы альтернативных экономических ресурсов, созданию рабочих мест и привлечению частного сектора в решение экономических проблем.
В заключении, мы повторяем наш призыв политическим лидерам в принятии предложений реформ.
Для демонстрации намерений и нацеленности на реформы необходимо немедленно предпринять четыре шага:
• Королевское заявление, которое подтверждает намерение правительства провести политическую реформу и установить график её разработки и реализации.
• Немедленное освобождение политических заключенных и привлечение к судебному разбирательству тех, кто совершил преступления, при этом обеспечивая правовые гарантии для каждого обвиняемого.
• Отмена запрета передвижений, который был наложен на многих, кто выражал своё мнение.
• Отмена ограничений, наложенных на свободу публикаций и самовыражения, предоставление гражданам возможности выражать свое мнение открыто и мирно. Прекратить привлекать к ответственности тех, кто выражает свое мнение в мирном порядке.
Делая это заявление нашим политическим лидерам и гражданам нашей страны, мы еще раз подтверждаем нашу взаимную ответственность, народа и правительства, в преодолении опасностей, с которыми мы сталкиваемся, для избегания любых неожиданных сюрпризов. Мы верим, что все мы усвоили уроки от того, что произошло в братских арабских государствах.
Разрешение проблем может быть достигнуто только посредством серьезной, всеобщей и немедленной реформы, которая олицетворяет всеобщее участие в принятии решений, усиливает национальное согласие и удовлетворяет стремления народа к процветающей родине.