2 Декларация D-8 Дакка

ДЕКЛАРАЦИЯ, ЗАКЛЮЧЕННАЯ МЕЖДУ ВОСЬМЕРКОЙ
РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН В ДАККА, БАНГЛАДЕШ
1. Мы, главы государств и правительств Бангладеш, Египта, Индонезии, Ирана, Малайзии, Нигерии, Пакистана и Турции встретились в Дакка в марте 1999 годя на Втором саммите Восьмерки развивающихся стран.
2. Мы повторно подтвердили нашу верность принципам, целям и задачам D-8 и дали обещание продолжать следовать этим целям посредством реализации проектов и других программ сотрудничества, которые относятся к сфере жизненно важных интересов наших народов.
3. Мы повторно подтверждаем, что форум D-8 не будет противоречить соответствующим резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, которые касаются экономического и технического сотрудничества между развивающимися странами и усиления сотрудничества Юг-Юг. D-8 является форумом функционального сотрудничества, который использует элементы сравнительного преимущества, комплементарность, эффект масштаба и общность интересов для извлечения реальной выгоды, которую получат наши народы от совместных проектов между нашими странами.
4. С момента нашей последней встречи в Стамбуле в 1997 году мы изучили тенденции развития мировой экономики. Глобальный экономический кризис, в особенности жестокий кризис в Азии, продемонстрировал уязвимые точки в мировой экономической и финансовой системе. Он также ясно показал, что для эффективного функционирования рыночной экономики правительства должны играть позитивную роль в развитии и управлении международных финансовых институтов, систем и инфраструктуры. Изучая реакцию финансовых институтов на кризис, мы убедились в недостаточном развитии конкретных мер по приведению в исполнение многих предложений по реформированию и усилению международной финансовой системы. Существует очевидная потребность в реформах, призванных предотвратить возможные повторения таких кризисов, а также новых угроз нестабильности и протекционизма. Такие реформы должны стать глобальной деятельностью с участием как развитых, так и развивающихся стран, что позволит принять во внимание разнообразный опыт, проблемы и обстановку в странах, находящихся на различных этапах своего развития.
5. Мы рассматриваем глобализацию не как к абстрактный процесс, а как к реальность, которая оказывает влияние на жизнь всех наций, и к которой должны приспосабливаться все страны, без исключения. С нашей точки зрения, глобализация, как двигатель развития и роста, несет в себе огромный потенциал; положительный эффект этого процесса уже дал о себе знать в 1990-х годах. Признавая преимущества глобализации, важно также осознавать связанный с данным явлением риск дестабилизации и возрастающего экономического неравенства как между развитыми и развивающимися странами (особенно наименее развитыми из них), так и внутри этих стран. Существует необходимость изучить все аспекты глобализации, включая финансовую либерализацию, и предпринять соответствующие меры предосторожности с целью минимизировать риски и обеспечить положительное влияние данного процесса на развитие всех стран.
6. Мы приняли решение проконсультироваться с авторитетными международными институтами по вопросам сведения к минимуму глобального финансового кризиса, а также о внесении своего посильного вклада в реформирование международной финансовой системы в условиях тесного сотрудничества с другими развивающимися странами. Мы также поддерживаем призыв к большей прозрачности и открытости. Это в равной степени должно относиться как к государственному, так и частному секторам, и в особенности таким крупным рыночным деятелям, как хеджевый фонд.
7. Мы убеждены в необходимость устойчивого развития, которое включает в себя триаду экономического развития, социальное развитие и защиту окружающей среды.
8. Мы рассматриваем торговлю как жизненно важную область международной экономической деятельности. Необходимо, чтобы справедливая система мировой торговли была выгодной как для развитых, так и для развивающихся стран, и, одновременно с этим, с помощью соответствующих мер, полностью учитывала условия торговли в развивающихся странах. Появление основанной на определенных правилах системы торговли, учрежденной в ВТО, является долгожданным шагом к эффективной и взаимовыгодной интеграции стран в мировую экономику.
9. Мы приветствуем решение Второй встречи министров ВТО, прошедшей в прошлом году в Женеве, о начале работ, направленных на обеспечение последовательности в проведении международной экономической политики. В то же время мы настаиваем, чтобы Третья встреча министров ВТО, которая пройдет в этом году, определила рабочую программу по достижению полного баланса интересов всех членов ВТО, относительно конкретных мер, разработанных с целью помочь странам, находящимся в наименее выгодном положении на международном рынке.
10. Особое внимание необходимо уделить проблемам стран, которые стеснены слабыми местами в своей структуре и которым, в поисках доступа на рынки развитых стран, приходится преодолевать тарифные и нетарифные барьеры. Мы подчеркиваем необходимость в предоставлении развивающимся странам адекватных ресурсов для наращивания их инвестиционного и институционного потенциала, который позволит им более эффективно справляться с проблемами, связанными с глобализированной экономикой и системой биржевой торговли. Мы призываем развитые страны и ВТО развернуть решительную программу по технической поддержке развивающихся стран, которые в этом нуждаются, с целью помочь им выполнить свои обязательства. Следует добиваться, чтобы каждая из развитых стран, для каждой области ввела в действие все без исключения соответствующие ей и предусмотренные в договорах специальные и дифференциальные положения. Также, опираясь на Уругвайские Соглашения, мы подчеркиваем необходимость в том, чтобы развитые страны привели в исполнение данные ими ранее обещания.
11. Мы придерживаемся мнения, что роли правительства и частного сектора взаимодополняют друг друга, и что сотрудничество между ними приведет к успеху. Мы признаем неуклонно растущее значение частного сектора в процессе развития, а также тот факт, что мощный действующий частный сектор является неотъемлемой частью устойчивого экономического роста страны. Предпринимая необходимые меры в ключевых секторах экономики, правительствам наших стран предстоит сыграть решающую роль в улучшении социальных условий и расширении социальных возможностей. Правительства также должны продолжать добиваться проведения правильной и стабильной макроэкономической политики.
12. Признавая огромное значение развития взаимопонимания и диалога между различными культурами, мы приветствуем идею провозглашения 2001 года Годом диалога между цивилизациями, как это было одобрено на 53-й Генеральной ассамблее ООН по инициативе президента Ирана.
13. Мы подчеркиваем большое значение, которое имеет для нас доступ на мировые рынки, растущий приток иностранных инвестиций, растущие объемы помощи со стороны других государств и смягчение иностранных долговых обязательств, как дополнение к нашим усилиям, направленным на развитие во всех его аспектах.
14. Мы признаем, что торговля между странами D-8 представляет собой наиболее многообещающую сферу сотрудничества, возможности которой еще предстоит полностью изучить. В связи с этим, мы поручили Комиссии в ближайшем будущем организовать встречу министров коммерческой деятельности/торговли и экономики, на которой, кроме всего прочего, будут проведены дальнейшие исследования возможностей расширения торговли между странами-членами D-8.
15. Придавая основное значение в расширении сотрудничества между странами D-8 частному сектору, мы придерживаемся мнения, что одновременное проведение Бизнес-форума предпринимателей стран-членов D-8 и саммитов D-8 сможет помочь в установлении таких необходимых для дальнейшего развития партнерских отношений. Мы одобряем инициативу Египта по организации первого Бизнес-форума D-8 одновременно с нашим следующим саммитом в Каире. При подготовке к форуму, необходимо поощрять инициативу его участников в выдвижении специальных предложений по расширению торговли и организации совместных предприятий.
16. Вместе с тем, мы поручили Комиссии стран D-8, совместно с частными секторами, изучить возможность проведения перед следующим саммитом встречи предпринимателей, а также организации Федерации палат стран-членов D-8 по коммерческой деятельности и различным отраслям промышленности.
17. Мы одобрили инициативы правительств стран-членов D-8 в области приоритетных направлений сотрудничества и порученных им проектов. Мы призываем страны-члены D-8 ускорить процесс внедрения приоритетных проектов, чтобы они начали функционировать как можно скорее. Определяя проекты в различных секторах, нам следует избрать практический и гибкий подход, направленный на оптимальное использование доступных ресурсов и мощностей. В связи с этим, при внедрении проектов в области сотрудничества между странами D-8, мы подчеркиваем необходимость применения новой модальности, которая позволит другим странам-членам Восьмерки также участвовать в выполнении проекта, пользуясь при этом консультацией координирующих стран. Страны-члены также должны как можно более подробно описать свои приоритеты относительно каждого сектора, чтобы помочь определить подходящие проекты и программы для сотрудничества.
18. Мы поощряем проводимую в данный момент работу в области торговли, которую координирует Египет, направленную на создание Международной рыночной и торговой компании (МРТК), а также на развитие других мер стимуляции торговли, таких, как финансирование торговли, упрощение таможенных процедур и обеспечение мобильности предпринимателей, деятельность которых способствует улучшению торговли между странами-членами Восьмерки. В этом отношении мы берем на себя обязательство направить работу компетентных органов власти наших стран на осуществление всех возможных мер по улучшению обмена информацией, поддержке в области торговли и транспортировки, а также по расширению торговли внутри стран D-8. В связи с этим, мы приветствуем предложение Египта по проведению в своей стране встреч, на которых будут обсуждаться проблемы торговли и другие связанные с нею вопросы; первая из этих встреч пройдет в апреле 1999 года. Мы также приветствуем предложение Малайзии по проведению в своей стране для руководителей стран D-8 семинара по вопросам содействия торговле, который состоится в Куала-Лумпур в 1999 году.
19. Турция убедила нас в том, что разработку и производство прототипа сельскохозяйственного самолета необходимо закончить в последней четверти 1999 года. Необходимо определить рыночный потенциал самолета, чтобы в будущем в его проект можно было внести любые изменения с целью превратить данный летательный аппарат в многоцелевой коммерческий самолет. Концепция мультифунционального использования летательного аппарата должна быть разработана в соответствии с требованиями стран-членов Восьмерки. Основываясь на требованиях, следует начать необходимые исследования по техническим изменениям в модели самолета. Серийное производство самолета начнется в соответствии с оговоренными ранее принципами распределения работ.
20. Мы ожидаем, что координируемая Исламской Республикой Иран сеть банков данных по промышленности и технологиям начнет функционировать к июлю 1999 года. В этом отношении мы призываем страны-члены Восьмерки как можно быстрее выполнить свою часть работы, чтобы проект начал функционировать вовремя, и надеемся, что все страны начнут использовать данную услугу с целью расширения взаимного сотрудничества. Мы также должны содействовать странам-членам в том, чтобы они свободно пользовались услугами электронной почты для обмена информацией между своими информационными сетями или наиболее компетентными центрами каждого сектора.
21. Мы также ожидаем, что в июле 1999 года начнут функционировать национальные центры по информированию об аквакультуре и ее мониторингу, а также как можно скорее будет завершена выполняемая Пакистаном работа по организации Совета директоров, экспертов, институтов и относящихся к аквакультуре зарегистрированных участников предпринимательской деятельности.
22. Мы одобряем инициативу Пакистана по организации к середине 1999 года семинара, направленного на определение совместных проектов в сельскохозяйственном секторе с особым акцентом на безопасности пищевых продуктов.
23. Мы призываем Комиссию ускорить темпы внедрения приоритетного проекта по индустриализации сельского хозяйства, решение о котором было принято на шестом съезде уполномоченных комиссаров D-8 и основано на выводах из доклада рабочей группы по развитию сельского хозяйства, организованной Бангладеш. Мы ожидаем завершения Бангладеш и Египтом всех приготовлений по этому проекту.
24. Мы приветствуем предложение Индонезии провести в 1999 году в своей стране общее собрание экспертов и лиц, принимающих решения относительно социальных гарантий, в соответствии с рекомендациями Семинара по вопросам снижения уровня нищеты и развития трудовых ресурсов, который прошел в 1998 году в Джакарте, одобренными на Шестом съезде уполномоченных комиссаров D-8.
25. Мы также приветствуем обязательство Нигерии в ближайшем будущем организовать встречу рабочей группы по энергетике. В связи с этим, мы высоко оцениваем готовность Индонезии организовать обучающие программы на тему микрогидростанций, солнечных систем для изолированных деревень и мелкомасштабной горной промышленности.
26. Мы поручили Комиссии начать работу над ориентированными на результат проектами в сфере окружающей среды, предложенными Турцией. Эта сфера относится к интересам правительств, частных секторов, а также других групп.
27. Мы также поручили Комиссии изучить предложение по организации Ассоциации стран D-8 по техническому консультированию, как ориентированный на результат проект, выдвинутый Исламской Республикой Иран перед Шестой встречей уполномоченных комиссаров D-8.
28. Мы высоко оцениваем действия Турции, как координирующей страны в секторе здравоохранения, по организации сотрудничества между странами D-8 в области программ предупреждения и контроля СПИДа.
29. Мы одобряем предложение усилить мощности существующей страховой компании, работающей по системе re-takaful, с целью обеспечить ее соответствие требованиям стран-членов D-8. В связи с этим, мы приветствуем предложение Малайзии по организации в июле этого года в Куала-Лумпур семинара, цель которого – обозначить план действий и сформулировать соответствующие стратегии для улучшения работы по системам takaful и re-takaful. Мы также приветствуем предложение Малайзии провести курсы по традиционному страхованию и takaful-системе, а также организовать обучающие программы, семинары и дополнительные программы по банковской и финансовой системам исламских стран с целью стимулировать сотрудничество между странами D-8.
30. Мы договорились о необходимости создания постоянного блока (координационного центра), который будет оказывать секретарские услуги и осуществлять организацию конференций, и поручили Совету министров выполнить эту работу к концу 2000 года. Мы высоко оцениваем щедрое предложение Турции по дальнейшему предоставлению материально-технической базы для временного секретариата D-8 в Стамбуле. Мы высоко оцениваем услуги, которые были оказаны этим небольшим секретариатом и его исполнительным директором. Мы придерживаемся мнения, что проделанная ими работа по сопровождению наших обсуждений неоценима, и решаем продлить должность исполнительного директора до 2000 года.
31. Мы выражаем нашу высокую оценку президенту и правительству Турции за осуществление талантливого и эффективного руководства группой D-8 в период исполнения Турцией своих председательских обязанностей.
32. Мы также выражаем нашу высокую оценку народу и правительству Народной Республики Бангладеш за их теплое гостеприимство и отличную организацию Второго саммита D-8.
33. Мы приветствуем щедрое предложение правительства Египта провести в своей стране Третий саммит D-8 в 2001 году, в Каире.